Научная статья на тему 'Формирование позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в рамках выполнения ФГОС до'

Формирование позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в рамках выполнения ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Татьяна Сергеевна

Описывается значение формирования позитивной социализованности детей дошкольного возраста в условиях реализации новых ФГОС. Рассмотрено инструментальное обеспечение оценивания и измерения позитивной социализованности воспитанников ДОУ. Произведен анализ формирования позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Предложены виды деятельности для формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовникова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста в рамках выполнения ФГОС до»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

63

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФГОС ДО

Т. С. Садовникова

Челябинский государственный педагогический университет

Описывается значение формирования позитивной социализованности детей дошкольного возраста в условиях реализации новых ФГОС. Рассмотрено инструментальное обеспечение оценивания и измерения позитивной социализованности воспитанников ДОУ. Произведен анализ формирования позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Предложены виды деятельности для формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: инструментарий оценивания и измерения позитивной социализованности, оценивание, позитивная социализованность, социально-позитивные поступки, социальные компетенции, формирование, Федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности». Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. Главным требованием к образовательной деятельности ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личности, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности - в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком [5].

В основном педагоги ДОУ владеют и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Однако метод наблюдения является не единственным основополагающим методом в изучении ребенка.

Методика отбора содержания социализации (ОСС) позволяет воспитателю отобрать, на основе экспертной оценки самих воспитанников (либо их родителей), качества, компетенции, которые они считают важными, референтными для них и которые для них являются ценностями. Причем это ценности не вообще, а именно внутригрупповые. Ведь на самом деле воспитание и социализация происходят не вообще, не в какой-то мифической многофакторной среде, а в конкретной группе «здесь и сейчас» [4]. Родителям воспитанников возможно предложить перечень личностных качеств или социальных компетенций, из которых они должны были выбрать те, которые они хотели бы видеть в своих детях.

В предложенном перечне, отобранные в него слова, фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина (будущий отец), б) должна обладать женщина (будущая мать). Эти социальные компетенции являются востребованными в сегодняшнем российском обществе и являются фундаментом для создания хорошей российской семьи.

64

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. И в соответствии с этим четвертый раздел ФГОС относит к целевым ориентирам дошкольного образования следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

- у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Выпускник дошкольного отделения должен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);

- выпускник должен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем), овладеть необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности [8].

С целью определения социальных компетенций, на которые ориентируются представители определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была проведена процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем - ОСС) С. Г. Молчанова [4].

В экспертном оценивании принимали участие родители: им воспитанников был предложен перечень личностных качеств или социальных компетенций, из которых они должны были выбрать те, которые они хотели бы видеть в своих детях.

В предложенном перечне, отобранные в него слова, фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина.

Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а, с другой стороны, на свои субъективные представления. Далее на основе экспертной оценки (экспертами выступили родители воспитанников), был произведен отбор наиболее важных, значимых (с точки зрения экспертов) компетенций, для оценки человека, личности.

Сейчас же мы остановимся на обсуждении данных полученных по методике ОСС С. Г. Молчанова о наборах качеств, которые бы хотели видеть в своих детях участники экспертного оценивания.

В опросе приняли участие группа экспертов: родители воспитанников.

Проведенное исследование показывает, что при выборе социальных компетенций для «женского портрета» количество выборов женских, по преимуществу, компетенций выше, чем мужских, по преимуществу, для «мужского портрета».

Таким образом, среди всех предложенных компетенций, родителями воспитанников были выделены следующие компетенции, как наиболее важные:

- доброта

- жизнерадостность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

65

- вера в себя

- мужественность

- нежность

- трудолюбие

- ответственность

- женственность

Средняя по группе по позитивным критериям 7,3 баллов среди мальчиков

Мальчики Коля Н. Девочки Аня М.

Мужественность 6 Женственность 8

Трудолюбие 5 Доброта 8

Вера в себя 6 Нежность 7

Ответственность 5 Умение уступить 7

Уважительность 4 Обаяние 6

Дисциплинированность 4 Теплота 7

Честность 4 Умение понимать других 5

Доброта 5 Забота о людях 6

Общительность 4 Верность 7

Ум 5 Не любовь к брани 8

Средняя по группе среди девочек по позитивным критериев 8,1 балл

Для проведения формирующего эксперимента мы выбрали для формирования следующие компетенции:

- доброта;

- трудолюбие;

- уважительность;

- честность;

- ответственность.

Таким образом, анализ формирования позитивных социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста мы провели на базе дошкольного учреждения, в экспертном оценивании принимали участие родители воспитанников. Родителям воспитан-

66

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

ников был предложен перечень личностных качеств или социальных компетенций, из которых они должны были выбрать те, которые они хотели бы видеть в своих детях.

С целью определения социальных компетенций, на которые ориентируются представители определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была проведена процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации. Проведенное исследование показало, что при выборе социальных компетенций для «женского портрета» количество выборов женских, по преимуществу, компетенций выше, чем мужских, по преимуществу, для «мужского портрета».

Таким образом, среди всех предложенных компетенций, родителями воспитанников были выделены следующие компетенции, как наиболее важные: доброта, жизнерадостность, вера в себя, мужественность, честность, любовь к детям, забота о людях, нежность, трудолюбие, ответственность, женственность, уважительность.

Для формирования позитивных социальных компетенций у детей дошкольного возраста мы включим следующие виды деятельности:

1) Игровая деятельность - дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

2) Исследовательская деятельность - дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

3) Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

4) Предметная - удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

5) Наблюдение - обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

6) Коммуникативная (общение) - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

7) Проектная - активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

67

Список литературы

1. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.

2. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

3. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. -2009. - № 3 (9). - С. 87-97.

4. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

5. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV-ый раздел нового ФГОСа дошкольного образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск, 2014. - 14 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 2010. -797 с.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

8. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] / В. В. Путин // Российская газета. - № 287 (5960 2012 г. - С. 2-4.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

CREATING OF A POSITIVE SOCIAL COMPETENCE IN CHILDREN PRESCHOOL AGE AS PART OF THE STATE STANDARD

T. S. Sadovnikova

Челябинского государственного педагогического университета

Describes the importance of fostering a positive social preschool children in terms of the implementation of the new GEF. Considered instrumental to the provision of assessment and measurement ofpositive somatization ofpupils of kindergartens. The analysis of the formation ofpositive social competencies of children of senior preschool age. Proposed activities for the formation of positive social skills in preschool children.

Key words: tools for assessment and measurement of positive sodalization, assessment, positive socialconnect, socially positive behavior, social competence, building, Federal state educational standard.

References

1. Molchanov, S. G. and Voynilenko, N. V. (2010) Formirovaniye sotsial’nykh kompeten-tsiy v obrazovatel ’nom uchrezhdenii. Instrumental’noye obespecheniye vospitatel’noy raboty [=Formation of social competence in the educational institution. Instrumental provision of educational work],: IIUMTS «Obrazovaniye», vol. 1, Chelyabinsk, 166 p. (in Russ.)

68

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

2. Molchanov, S. G. and Voronenko, G. G. (2009) Vospitaniye - instrument sotsializatsii i obrazovaniya [=Education as a tool of socialization and education], in: Aktual’nyye problemy povysheniya kachestva obshchego i professional’nogo obrazovaniya v usloviyakh modernizat-sii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Chelyabinsk, 16 dekabrya 2008). P. 2 [=Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the modernization of the International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, 16 December 2008).], Izd-vo IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk (in Russ.).

3. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. (2009) “Soderzhaniye sotsializatsii, sotsial’nyye kompetentsii, sotsializovannost’” [=Content of socialization, social competence, sotsializovan-nost], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 3 (9), pp. 87-97 (in Russ.).

4. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal'chikov i (ili) devochek (OS-DOU) [=Selection procedure on the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation of socialization ability of boys and (or) girls (OS-DOW)], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).

5. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit' IV-yy razdel novogo FGOSa doshkol'nogo obrazovaniya [=How to perform IV-th section of the new GEF preschool education], Chelyabinsk, 14 p. (in Russ.).

6. Ozhegov, S. I. (2010) Slovar' russkogoyazyka [=Russian dictionary], Rus. yaz., Moscow, 797 p. (in Russ.).

7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Ros-sii) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obshcheobrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 [=The Ministry of education and science of the Russian Federation (Ministry of education and science) “On approval of the Federal state educational standard of pre-school education” of October 17, 2013, N 1155], available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, accessed 21.12.2014 (in Russ.).

8. Putin, V. V. (2012) “Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF” [=The message of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], N 287 (5960), pp. 2-4 (in Russ.).

9. Federal’nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [=The Federal law from 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 21.07.2014) “On education in the Russian Federation”], in: Ofitsial'nyy internet-portalpravovoy informatsii [=Official Internet-portal of legal information], available at: http://www.pravo.gov.ru, accessed 21.12.2014 (in Russ.).

Садовникова Татьяна Сергеевна — студент магистратуры 2-ого курса Челябинского государственного педагогического университета, воспитатель МКДОУ детского сада № 28 Красносельского сельского поселения Увельского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.