Научная статья на тему 'Участие родителей в формировании содержаниядуховно-нравственного воспитания детей в ДОУ'

Участие родителей в формировании содержаниядуховно-нравственного воспитания детей в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ("УНИВЕРСАЛЬНЫЕ" / "МУЖСКИЕ" И "ЖЕНСКИЕ") / ЭКСПЕРТЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Екатерина Евгеньевна

В статье обсуждается проблема отбора и формирования содержания духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и возможность активизации участия в этой работе родителей на базе использования методики «Отбора содержания социализации (ОСС)»1 профессора С. Г. Молчанова; приводятся некоторые результаты апробации социализационного занятия для родителей, как инновационного способа работы педагога в этом сегменте его профессиональной деятельности, а также интерпретация результатов проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие родителей в формировании содержаниядуховно-нравственного воспитания детей в ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Е. Е. Медведева

Челябинский государственный педагогическийуниверситет, г. Челябинск

В статье обсуждается проблема отбора и формирования содержания духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и возможность активизации участия в этой работе родителей на базе использования методики «Отбора содержания социализации (ОСС)»1 профессора С. Г. Молчанова; приводятся некоторые результаты апробации социализационного занятия для родителей, как инновационного способа работы педагога в этом сегменте его профессиональной деятельности, а также интер-претациярезультатов проведенного исследования.

Ключевые слова: воспитание, духовность, нравственность, ответственность родителей, референтность, социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), эксперты, экспертные позиции.

Об исполнении ст. 44 ФЗ «Об образовании...»

В Законе РФ «Об образовании...» (ст. 44) зафиксированы «Права, обязанности и ответственность... родителей...». И, в частности, о родителях сказано, что «они обязаны заложить основы... нравственного (подчеркнуто нами - Е.М.) ...развития личности ребенка» [1. С. 71].

И мы почти так же, как и наши коллеги И. Ю. Кичеджи и А. И. Кузнецова [5], «задались вопросом: «А исполнили ли родители конкретного ребенка свою "обязанность" перед Законом РФ в части формирования "нравственности" своего (-ей) сына (дочери) в нашем ДОУ?» [5.С.115].

Но при этом попытались его уточнить, поскольку и педагогам, и родителям необходимо иметь еще ответы и на вопросы: 1) что воспитывать? 2) как воспитывать? и 3) каков уровень воспитанности [12].

В этой статье, по рекомендации профессора С. Г. Молчанова2, мы сосредоточились пока только на обсуждении вопроса «что воспитывать?» [12].

За консультацией и ответом на этот вопрос, мы так же, как и наши коллеги, обратились к автору методики ОСС [5] с просьбой рекомендовать инструментальное обеспечение этого сегмента профессионально-педагогической деятельности работника дошкольного образовательногоучреждения [5; 9; 10; 11; 12].

Соотношение категорий «дух», «духовность», «нравственность»

А до этого обращения, мы сделали попытку самостоятельно разобраться в проблеме соотношения категорий «дух», «духовность» и «нравственность». С этой целью мы изучили достаточно большое количество трудов философов, теологов, теософов, культурологов, педагогов, психологов (Н. А. Бердяев, Н. М. Борытко, В. В. Зеньковский,

дальнейшем будем писать «методика ОСС».

2В научном редактировании этой статьи принял большое участие профессор С. Г. Молчанов, Мы также благодарны коллегам, выпускникам магистратуры факультета дошкольного образования ЧГПУ, которые нас консультировали: И.Ю. Кичиджи, А.И Кузнецовой, Л.Н. Яловой, Н.В. Сутковой, Е.А. Беляковой.

Ч. С. Кирвель, А. Г. Лихачев, Н. О. Лосский, Г. Г. Майоров, С. Г. Молчанов, В. С. Мухина, Н. Н. Никитина, С. С. Неретина, Т. И. Петракова, Н. П. Шитякова, В. И. Павлов, Т. И. Петракова, Л. А. Серикова, И. А. Соловцова, А. Г. Сорокина [2; 3; 4; 6; 7; 8; 12; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 22; 23; 24; 25].

Особенно детально мы изучили статью Л. А. Сериковой [22], которая стала базовой для теоретического обоснования нашего исследования. И даже попытались написать статью, опираясь на собранные ею материалы. Но мы так и не смогли оторваться от навязанных ею схем, положений, суждений и, увязнув во всем этом нагромождении философских, теологических, теософских, культурологических, педагогических, психологических ретроспективных и актуальных исследований и невольно ударившись в пересказ, опустились едва ли не до плагиата, но так и не пришли к пониманию того, что следует делать и педагогу, и родителям в практиках духовно-нравственного воспитания.

Но все встало на свои и места и возникла ясность после ознакомления со статьей С. Г. Молчанова [13], в которой он утверждает, что нравственность обнаруживает себя в проявлении позитивных социальных компетенций. А социальная компетенция - «это теоретические представления о социальной норме, ценности; теоретические представления о возможных способах ее реализации в поведении; реализуемые нормативно-закрепленные, социально-позитивные способы поведения» [13. С. 146].

И далее С.Г. Молчанов дает прямой ответ на вопрос: что делать? и педагогу, и родителю.

«И тогда становится понятно, что нужно делать.

Увеличивать количество существительных, называющих позитивные социальные компетенции, увеличивать количество глаголов, обозначающих позитивные действия (поступки) и инициировать поступки, которые названы в глаголах, уже наполнивших собою сознание» [13. С. 146] и взрослых (педагогов и родителей), и детей.

Нам стало понятно, что нравственность - это не что иное, как освоенность позитивных способов поведения, проявление социальных компетенций (накопленных в общественно-историческом, социальном опыте человечества) и их «явленностъ» [25. С. 146] в поведении человека. «Способы поведения - это действия, операции, приемы деятельности, которые оформляются как позитивные или негативные поступки и которые несут на себе "печать" наличной компетенции, являются ее продуктом, "следом", который может быть оценен с позиции ее наличия и выраженности» [13. С. 146].

Нам стало понятно, что духовность - это отношение человека к своему действию. Действие всегда наполнено социальными смыслами: «компетентный человек - полезен; некомпетентный-вреден» [13. С. 146].

Нам стало понятно, что дух - это СЛОВО. В языке (в словаре каждого языка) содержится общественно-исторический опыт о позитивных и негативных компетенциях. И все они имеют названия, имена: «ответственность», «гражданственность», «духовность», «пассионарность» и другие.

Содержание духовно-нравственного воспитания: способы отбора

Именно эти качества были названы в Посланиях Президента В.В. Путина (12.12.12 и 12.12.13) как необходимые и обязательные для каждого гражданина России, каждого родителя, каждого ребенка. Методика «Отбора содержания социализации (ОСС)» [2] предлагает более широкий перечень позитивных компетенций, накопленных, именно, в русскофонном общественно-историческом опыте (см. табл. 1). И, таким образом, вслед за нашими коллегами И.Ю. Кичеджи и А.И. Кузнецовой, «с одной стороны, мы можем ориентироваться вместе с родителями на перечень качеств (компетенций), зафиксированных в Послании Президента 12.12.12., например. А, с другой стороны, можем собрать экспертные оценки родителей о том, какие качества они хотели бы видеть в своих детях»

[5. С. 116], опираясь на перечень позитивных социальных компетенций [9. С. 8]. Во втором случае мы получим экспертную оценку значимости какого-то определенного набора качеств (компетенций), «значимых именно для родителей нашего ДОУ и каждой группы в нем» [5. С. 116].

Методика ОСС [9], которую мы в нашем исследовании используем для отбора и фиксации содержания духовно-нравственного воспитания (подчеркнем: при активном участии родителей) построена как социализационное занятие для родителей, которое традиционно мы называем родительским собранием.

Об исполнении ст. 89 ФЗ «Об образовании...»

Наши коллеги, И.Ю. Кичеджи, А.И. Кузнецова, справедливо отмечают: «Уже это обеспечивает реализацию "государственно-общественного характера [1. С. 150] управления системой образования"» [1. С. 150], о чем говорится в ст. 89 ФЗ «Об образовании...».

До появления методики ОСС [9] возможность исполнения этой статьи обеспечивалась только созданием малоэффективных, формальных структур с участием родителей (родительский комитет, попечительский совет, родительское собрание, родительский актив), которые не принимали участия в формировании содержания духовно-нравственного воспитания, в содержании социализации и в содержании социального вмешательства3.

«Здесь же родитель получает возможность участвовать в формировании содержания образования, содержании социализации (подчеркнуто нами - Е. M.), а также в оценивании образованности и социализованности» [5. С. 116].

В рамках этого социализационного занятия родители выступают как эксперты. Из предложенного им перечня социальных компетенций (табл. 1 [9. С. 8]), они должны отобрать качества (т. е. слова), которые они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах своего ребенка (сына или дочери). Конечно же, родители выберут качества (компетенции), наличие которых у окружения их ребенка, сделает это окружения комфортным, благоприятным для их сына или дочери.

Важно отметить, что в своих комментариях к методике ОСС [9] С.Г. Молчанов всегда подчеркивает, что здесь инициируется эгоизм родителей, которые, естественно, хотят, чтобы окружение их ребенка было позитивным. А раз включается эгоизм, то обеспечивается максимальная объективизированность, честность экспертных выборов родителей и ответственность за эти выборы4. Поэтому у нас, у педагогов, не возникает сомнений в достоверности полученных нами экспертных выборов родителей. Это важно «для определения референтных внутригрупповых компетенций» [9. С. 12], для фиксации предпочтений родителей.

В рамках нашего исследования, в экспертное оценивание (экспертный отбор социальных компетенций) были вовлечены на основе принципа добровольности родители воспитанников группы детей раннего возраста «Звездочка» МБДОУ ДС № 481 г. Челябинска. Еще раз подчеркнем, что методику ОСС [9], и мы в этом убедились на собственном опыте, можно реализовать в рамках традиционной формы «родительское собрание». Так это рекомендует делать и сам автор. Таким образом, используя время, отведенное на очередное, плановое родительское собрание, мы исполнили статьи 89 и 44 ФЗ «Об образовании...» и не только обеспечили, но и активизировали участие родителей в отборе содержания социализации.

3«Insertion sociale» (социальное вмешательство) - российская версия термина предложена С. Г. Молчановым со ссылкой на известного французского социолога и педагога Жака Ладсу, профессора Сорбонны, автора монографии: Ladsous J. Travail social. Montpelier: Actif. 1998. P. 97.

4Таким образом, уже в ходе только применения методики у родителей начинают проявляться и оформляться позитивные социальные компетенции. Это некая предварительная гарантия того, что они проявятся (появятся) ивих сыновьях и дочерях.

По существу методика ОСС [9] позволяет задать родителям вопрос: «Какие качества вы, уважаемые родители, хотели бы, чтобы мы, педагоги, помогли вам сформировать у ваших детей?». И получить ответ в виде перечня референтных для родителей (важных, значимых) качеств или социальных компетенций (а) их детей, (б) каждого ребенка, (в) с учетом его тендерной принадлежности.

Методика проведения социализационного занятия «родительское собрание»

Автор методики ОСС [9] настаивает на том, что это именно социализационное занятие для родителей, а не просто собрание. Т. е. родители не просто собрались послушать, но собрались для занятия полезным делом. Каким?

Они собрались для того, чтобы:

• отобрать перечень позитивных социальных компетенций (содержание социализации), которые они хотели бы видеть во всех детях этой конкретной группы детей и, в том числе, в своем ребенке;

• определить содержание их духовно-нравственного воспитания;

• сформулировать и сформировать свой (родительский) социальный заказ в адрес педагога, образовательной организации, всей, в конце концов, системы образования (включая дошкольное);

• согласовать с педагогом (всеми работниками образовательной организации) содержание институционального и внутрисемейного воздействия;

• сформировать у самих себя представления о позитивных социальных компетенциях;

• увеличить свой словарный запас в области «духовности» и «нравственности» и т. д.

Таким образом, это, действительно, для родителей социализационное занятие (по

классификации С. Г. Молчанова) по формированию у них теоретических представлении о позитивных качествах человека.

Тема такого собрания рекомендована в самой методике ОСС: «Существенные (социально-значимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)» [9. С. 7]. Для проведения этого родительского собрания (социализационного занятия) нам потребовалась «Матрица основных (позитивных) тендерных и универсальных качеств личности» [9. С. 8, табл. 1] и каждому родителю, пришедшему на собрание, мы подготовили лист бумаги с инструкцией по выполнению задания (экспертного оценивания с целью выбора 10 компетенций для сверстников и 10 компетенций для сверстниц своего (-ей) сына (дочери).

С. Г. Молчанов рекомендует перед тем, как родители приступят к экспертному выбору (экспертной оценке) качеств, компетенций, обратить внимание родителей на то, что им предстоит выступить в качестве экспертов и пояснить смысл позиции - «эксперт», используя следующий текст: «Эксперт - это человек сведущий, знающий оцениваемый предмет, объект... Человек, который неоднократно «сталкивался» с этим объектом, явлением; хорошо его знает. Именно поэтому, он может его оценить. Именно поэтому, он сможет отобрать из предложенного перечня слов, именно те слова, которые считает самыми важными для характеристики желаемых качеств сверстника и (или) сверстницы своего ребенка. Причем именно таких качеств, которые делают «общение с этим сверстником (-ицей) комфортным, удобным для моего ребенка (сына или дочери)» [9. С. 25].

Родителям следует пояснить, что в предложенном перечне (табл. 1) позитивных качеств отобранные в него слова фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские (правый столбец), и качества, по преимуществу, женские (левый столбец). Естественно, что все эти слова «хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах (компетенциях), которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина (отец), б) должна обладать женщина (мать)» [9.С.5,26идр.].

Таблица 1

Матрица (перечень наиболее важных) основных (позитивных) гендерных иуниверсалъных качеств личности

Качества

Женские Универсальные Мужские

Верность Активность Основательность Агрессивность

Доверчивость Беззаботность Ответственность (констр)

Женственность Беспечность Открытость ума Амбициозность

Жизнерадостность Бодрость Привлекательность Аналитичность

Забота о людях Быстрота в принятии Прямота Атлетичность

Застенчивость решений Пунктуальность Вера в себя

Инфантильность Великодушие Работоспособ- Дух соревнования

Любовь к детям Восприимчивость ность Индивидуализм

Мягкость Вспыльчивость Развитая интуиция Мужественность

Нежность Высокая мораль Развитое вообра- Наличие собствен-

Нелюбовь к брани Готовность к дей- жение ной позиции

Очаровательность ствию Романтичность Напористость

Обаяние Гуманность Светскость Независимо сть

Привязанность Демократичность Серьезность Сила

Сострадание Дисциплинирован- Скромность Сильная личность

Способность ность Тактичность Склонность вести

Утешать Доброта Терпеливость за собой

Теплота Живость Терпимость Склонность к доми-

Тихий голос Задумчивость Трудолюбие нированию

Умение понимать дру- Зрелость Убежденность Склонность к риску

гих Импульсивность Уважительно сть Способность к ли-

Умение сочувствовать Искренность Уверенность в себе дерству

Умение уступить Искушенность Ум Способность защи-

Консервативность Умеренность щать свои взгляды

Культурность Упорство Умение полагаться

Модность Честность только на свои силы

Оптимизм Чистоплотность

Напряженно сть Чувство юмора

Необычность Шутливость

Неторопливость Широта взглядов

Общительность Экстравагантность

Оживленность Энергичность

Опытность Яркость

Таким образом, каждому родителю, как эксперту, предлагается сложить (составить) некие два набора социальных компетенций, т.е. желаемые «портреты» мальчика и девочки, сверстника и сверстницы своего ребенка в данной, конкретной группе детей дошкольного возраста, именно этого детского сада, здесь и сейчас. При этом каждый родитель (эксперт) будет опираться, с одной стороны, на свои субъективные представления, а с другой стороны, на общечеловеческие, складывавшиеся на протяжении веков представления, о позитивных, социально-одобряемых качествах.

После выполнения задания (экспертного оценивания: можно назвать это и эксперт-нымопросом) родителисдаютлисты(табл. 1.1.).

Таблица 1.1

Бланк экспертного листа

Инструкция № 1

Уважаемые родители!

Вам предстоит выступить в качестве экспертов.

Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть у сверстника Вашего ребенка.

Расположите эти 10 качестве столбик на первом листе.

При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные во 2-ом и 3-ем столбцах, поскольку отобрать (как эксперты) вы должны только те качества, которые вы хотели бы видеть в сверстнике Вашего ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый ЛИСТ

№№ п/п Качества сверстников (мальчиков) Вашего ребенка (сына или дочери)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Инструкция № 2

Уважаемые родители!.

А теперь еще раз внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И отберите только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть у сверстнииы Вашего ребенка.

Расположите эти 10 качестве столбик на втором листе.

При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные в 1-ом и 2-ом столбцах, поскольку отобрать вы должны только качества, которые вы

хотели бы видеть в сверстниие Вашего ребенка

Второй ЛИСТ

№№ п/п Качества сверстниц (девочек) Вашего ребенка (сына или дочери)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Укажите возраст Вашегоребенка_лет.

Ответьте!!! Нужна ли методика С. Г. Молчанова: 1) ДА! 2) НЕТ! 3) НЕ ЗНАЮ!

(Обведите кружком избранный ответ).

Экспертные листы содержат избранные ими (как экспертами) перечни слов, обозначающих желательные позитивные социальные компетенции девочек и мальчиков - сверстников и сверстниц их детей в конкретной группе «Звездочка».

Далее мы приступили к обработке полученных сведений. Нами были отобраны наиболее часто повторяющиеся слова и зафиксированы в сводные листы, которые содержали списки качеств, а также, которые должны быть присущи мальчикам и девочкам в соответствии с экспертными представлениями родителей (табл. 2.1.).

Таблица 2.1

Обработка экспертных выборов (полученных сведении):

мальчики

№ п/п, качества Количество выборов Всего выборов

1. Доброта 1;1;1;1;1;1; 6

3. Честность 1;1;1;1; 4

4. Ответственность 1;1;1;1;1; 5

7. Общительность 1;1;1;1;1; 5

8. Оптимизм 1;1;1;1;1; 5

9. Бодрость 1; 1

10. Верность 1; 1

11. Уверенность в себе 1; 1

12. Трудолюбие 1;1;1; 3

13. Сильная личность 1;1; 2

14. Работоспособность 1; 1

15. Серьезность 1; 1

16. Ум 1;1;1; 3

17. Пунктуальность 1; 1

18. Уважительность 1;1;1; 3

19. Способность защищать свои взгляды 1;1;1; 3

20. Развитое воображение 1;1; 2

21. Умение полагаться на свои силы 1;1;1; 3

22. Активность 1;1;1; 3

23. Мужественность 1;1;1;1;1;1;1; 7

24. Независимость 1;1;1; 3

25. Гуманность 1;1;1; 3

26 Чувство юмора 1;1;1;1;1; 5

27. Чистоплотность 1;1; 2

28. Вера в себя 1;1;1;1;1; 5

29. Терпеливость 1;1; 2

30. Умение понимать других 1;1; 2

31. Шутливость 1;1;1; 3

32. Великодушие 1; 1

33. Прямота 1; 1

34. Зрелость 1; 1

35. Живость 1;1; 2

36. Тактичность 4

37. Индивидуализм 1;1; 2

38. Упорство 1;1; 2

39. Дух соревнования 1; 1

40. Духовность 1; 1

41. Аналитичность 1; 1

42. Умение уступить 1;1;

43. Основательность 1; 1

44. Амбициозность 1; 1

45. Романтичность 1; 1

46. Надежность 1;1;1;1;1;1;

47. Готовность к действию 1; 1

48. Быстрота в принятии решения 1; 1

Таким же образом происходит обработка данных полученных качествах девочек.

Такая обработка (табл. 2.1) полученных данных позволила нам установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, были зафиксированы в сводный перечень (табл. 3), который содержит 10 слов, составляющих а) «портрет» мальчика и б) «портрет» девочки.

Таблица 3

Сводный перечень наиболее часто повторяющихся (выбранныхродителями) качеств

МАЛЬЧИКИ: ДЕВОЧКИ:

Возраст - до Злет Возраст -доЗ лет

Качества Качества

(социальные компетенции) (социальные компетенции)

1. Доброта 1. Доброта

2. Общительность 2. Теплота

3. Оптимизм 3. Обаяние

4. Мужественность 4.Нежность

5. Дисциплинированность 5. Доброта

6. Инициативность 6. Скромность

7. Надежность 7. Женственность

8. Жизнерадостность 8. Оптимизм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ответственность 9. Общительность

10. Напористость 10. Ответственность

Таким образом, после обработки экспертных листов (выборов), мы получили два перечня (по конкретной группе «Звездочка») в виде выборов родителей детей наиболее значимых для них (и как родителей, и как экспертов ) социальных компетенций: 1) для мальчиков и 2) для девочек (табл. 3). На этом обработка данных была завершена. Эти таблицы с качествами мальчиков и девочек можно называть «социальными портретами» [9. С. 20], а также «эталонными» для детей группы «Звездочка». Таким образом, вышеописанная методика позволяет обеспечить участие родителей в формировании и формулировании содержания социализации (табл. 3).

Проведение методики ОСС [9] позволяет не только оформить и сформулировать социальный заказ родителей (взрослых), но и определить содержание духовно-нравственного воспитания детей, содержания их социализации с учетом мнения родителей.

Полученная таким образом информация может служить основанием для принятия управленческих решений по поводу содержания воспитания, т. е. форм, методов, приемов и средств социального вмешательства.

Таким образом, педагог может добиться того, что воспитанник (-ица) с помощью родителей будет целенаправленно, осознанно формировать в себе положительные, социально значимые, социально одобряемые качества. Качества, которые для этой социальной группы являются референтными.

И поскольку все эти духовно-нравственные качества являются позитивными и извлечены из пространства общественно-исторического опыта человечества, то, следовательно, у каждого (-ой) воспитанника (-ицы) в социальной группе происходит освоение социально-ценных, социально-одобряемых, позитивных и к тому же не только универсальных, но и тендерных компетенций. Причем, и это мы подчеркиваем, отобраны они самими социальными заказчиками, родителями.

Теперь, проводя родительское собрание, индивидуальные консультации с родителями, педагоги могут говорить:

«Уважаемые родители! Мы исполняем ваш социальный заказ здесь, в детском саду. И если вы хотите его более полного исполнения, то вы должны формировать эти же качества в домашнихусловиях.

Как?

Инициировать поступки сына или дочери, в которых проявляются названные и зафиксированные вами качества.

Вы, уважаемые родители, имеете "преимущественное право на обучение и воспитание детей" в соответствии со ст. 44, п.З, ЗаконаРФ "Об образовании...".

К тому же вы имеете право, в соответствии со ст. 44, п.З, подпункт 7, "принимать участие вуправлении организацией" [1. С. 71-72].

Кроме того, в ст. 44. "Права, обязанности и ответственность... родителей..'' говорится, что вы, уважаемые родители, "обязаны заложить основы... нравственного ...развития личности ребенка" [1. С. 71]. И ваше участие в использовании методики ОСС обеспечивает вам же достоверный и адекватный экспертный отбор и фиксацию того, какие духовно-нравственные "основы" должны быть "заложены" вами, как родителями, в "личность" вашего сына или дочери».

Таким образом, использование методики ОСС [9] позволяет получить несколько дополнительных эффектов:

• первый (и основной): идентификация позитивных социальных компетенций, референтных для родителей конкретной группы;

• второй: включение родителей в отбор содержания социализации (в виде перечня референтных социальных компетенций, который есть, по существу, социальный заказ конкретной группы родителей в адрес воспитателя, всего дошкольного учреждения, всей системы дошкольного образования).

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. -М.: Эксмо, 2013.-208 с.

2. Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Антология мысли, 2008.-416 с.

3. История философии [Текст] / под ред. Ч. С. Кирвеля. - Минск: Высшая школа, 2011.-495 с.

4. Зеньковский, В. В. История русской философии [Текст] / В. В. Зеньковский - М.: Директ-Медиа, 2008. - 253 с.

5. Кичиджи, И. Ю. Участие родителей в формировании и оценивании социализован-ности детей в ДОУ [Текст] / И. Ю. Кичиджи, А. И. Кузнецова // Детский сад от А до Я. -№3.-2014.-с. 116-130.

6. Лихачев, А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии [Текст] / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. -№3.-С. 20-50.

7. Лосский, Н. О. История русской философии [Текст] / Н. О. Лосский. - М.: «Советский писатель», 2011. - 474 с.

8. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика [Текст] / Г. Г. Майоров. - М.: Мысль, 2010. - 433 с.

9. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

10. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: Материал междунар. науч,-практ. конф. - Челябинск: Образование, 2009. - Ч. 2.

11. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социали-зованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. -№3.-2009.-С. 87-97.

12. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от АдоЯ- 2014. -№5,- С. 4-21.

13. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы - новый феномен российского образования: обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманита-рий.-№2(31).-2015.-С. 136-150.

14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Центр «Академия», 2002. - 456 с.

15. Неретина, С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии [Текст] / С. С. Неретина. - Архангельск, 2009. - 367 с.

16. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Текст] / Н. Н. Никитина // Педагогика культуры: Научно-просветительский педагогический журнал. - 2006. -№3.-С. 132-140.

17. Павлов, В. И. Проектирование духовно-нравственного развития будущих учителей [Текст] / В. И. Павлов // Образование и саморазвитие. - 2009. -№6,- С. 32-45.

18. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т. И. Петракова. - М.: Изд-во ИМПЭТО, 2009. - 49 с.

19. Петракова, Т. И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся в современной школе [Текст] / Т. И. Петракова // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. -М., 2007. -231 с.

20. Путин, В. В. Послание президента Владимира Путину Федеральному Собранию РФ [Текст] / В. В. Путин // Российская газета. - 2012. - № 287 (5960). - С. 2-4.

21. Рубинштейн, Н. Историческая теория славянофилов и ее классовые корни [Текст] / Н. Рубинштейн // Русская историческая литература в классовом освещении: сб. статей с предисл. и под ред. М. Н. Покровского. - Т. I. - М.: Изд-во Комакадемии, 2009. -С. 159-164

22. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности [Электронный ресурс] / Л. А. Серикова //

Научная библиотека КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-istoricheskie-predposylki-izucheniya-problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-lichnosti#ixzz3vbHnIeVI (дата обращения 15.12.2015).

23. Соловцова, И. А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания [Текст] / И. А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - С. 5-10.

24. Сорокина, А. Г. Формирование духовно-нравственной сферы личности школьника в условиях взаимодействия общеобразовательной и воскресной школ [Текст] / А. Г. Сорокина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№4,- С. 15-23.

25. Шитякова, Н. П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: монография [Текст] / Н. П. Шитякова. - Челябинск, 2004. - 172 с.

26. Ladsous, J. Travail social [Text] / J. Ladsous. -Montpelier: Actif. 1998. - p. 97.

PARENTAL INVOLVEMENT IN SHAPING THE CONTENT SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL

E. E. Medvedeva

ChelyabinskStatePedagogical University, Chelyabinsk, [email protected]

In the article discusses the problem of selecting and shaping the content of spiritual and moral education of preschool children and the opportunity to increase the participation of parents in this study based on the use of methods of OSS by professor Molchanov S.G. Some results of testing socializative sessionsfor parents, as an innovative way of work of the teacher in this segment of hisprofessional activity, as well as the interpretation of results of the study.

Keywords: education, spirituality, morality and responsibility of parents, reference, socialization, socialization of content, social competence («universal», «male» and «female»), experts, expert positions.

References

1. Zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: tekst s izm. i dop. na 2013 g. (2013) [=RF Law "On Education in the Russian Federation": text rev. and add. for 2013], Moscow, Eksmo, 208 p. (In Russ.).

2. Berdyaev, H. A. (2008) Samopoznanie [=Self-knowledge], Moscow, Antologiya myisli, 416 p. (InRuss.).

3. Istoriyafilosofii (2011) [=History of Philosophy], ed. by Ch. S. Kirvelya, Minsk, Vyis-shaya shkola, 495 p. (In Russ.).

4. Zenkovskiy, V. V. (2008) Istoriya russkoy filosofii [=History of Russian Philosophy], Moscow, Direkt-Media, 253 p. (In Russ.).

5. Kichidzhi, I. Yu. and Kuznetsova, A. I. (2014) Uchastie roditeley v formirovanii i ot-senivanii sotsializovannosti detey v DOU [=Parent involvement in shaping and evaluating children's socialization in preschool], in: Detskiy sad ot Ado Ya [=Kindergarten from A to Z], no. 3, pp. 116-130. (InRuss.).

6. Lihachev, A. (2005) Duhovno-nravstvennaya zhizn v kategoriyah psihologii [=Spiritual and moral life in terms of psychology], in: Moskovskiy psihoterapevticheskiy zhurnal [=Mos-cow magazine psychotherapy], no. 3, pp. 20-50. (In Russ.).

7. Losskiy, N. O. (2011) Istoriya russkoyfilosofii [=History of Russian Philosophy], Moscow, «Sovetskiy pisatel», 474 s. (In Russ.).

8. Mayorov, G. G. (2010) Formirovanie srednevekovoy filosofii. Latinskaya patristika [=Formation of medieval philosophy. Latin patristic], Moscow, Myisl, 433 p. (In Russ.).

9. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS - DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti malchikov i (ili) devochek (OS - DOU) v doshkolnom obrazo-vatelnom uchrezhdenii [=Methods of selection of the content of socialization (OSS - DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and (or) girls (OS - POC) in preschool educational institution], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).

10. Molchanov, S. G. and Voronenko G. G. (2009) Vospitanie - instrument sotsializatsii ob-razovaniya [=Education - a tool of socialization of education], in: Aktualnyie problemyi povy-isheniya kachestva obschego i professionalnogo obrazovaniya v usloviyah modernizatsii: Material mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [=Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the modernization: Material Intern, scientific and practical. Conf.], Chelyabinsk, Obrazovanie, part 2. (In Russ.).

11. Molchanov, S. G. and Tutatchikov A. T. (2009) Soderzhanie sotsializatsii, sotsialnyie kompetentsii, sotsializovannost [=Content of socialization, social competence, sotsializovan-nost], in: Chelyabinskiygumanitariy [=Chelyabinskhumanities], no. 3, pp. 87-97. (InRuss.).

12. Molchanov, S. G. (2014) Kak ispolnit IV razdel novogo FGOS DO [=How to execute Section IV of the new GEF to], in: Detskiy sad otAdoYa [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-21. (InRuss.).

13. Molchanov, S. G. and Voynilenko N. V. (2015) Deti-bilingvyi - novyiy fenomen ros-siyskogo obrazovaniya: obuchenie i vospitanie [=Bilingual children - a new phenomenon in the Russian education: education and training], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk humanities], no. 2 (31), pp. 136-150. (InRuss.).

14. Muhina, V. S. (2002) Vozrastnaya psihologiya:fenomenologiya razvitiya, detstvo, otro-chestvo [=Psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence], Moscow, Tsentr «Akademiya», 456 p. (In Russ.).

15. Neretina, S. S. (2009) Veruyuschiy razum. K istorii srednevekovoy filosofii [=Believer mind. On the history of medieval philosophy], Arhangelsk, 367 p. (In Russ.).

16. Nikitina, N. N. (2006) Duhovno-nravstvennoe vospitanie: suschnosti problemyi ^Spiritual and moral education: the nature and problems], in: Pedagogika kulturyi: Nauchno-prosve-titelskiy pedagogicheskiy zhurnal [=Education Culture: Scientific and educational pedagogical magazine], no. 3, pp. 132-140. (In Russ.).

17. Pavlov, V. I. (2009) Proektirovanie duhovno-nravstvennogo razvitiya buduschih uchite-ley [=Design of spiritual and moral development of the future teachers], in: Obrazovanie i samorazvitie [=Education and self-development], no. 6, pp. 32-45. (InRuss.).

18. Petrakova, T. I. (2009) Duhovnyie osnovyi nravstvennogo vospitaniya [=Spiritual bases of moral education], Moscow, Izd-vo IMPETO, 49 p. (In Russ.).

19. Petrakova, T. I. (2007) Svyatootecheskoe nasledie i problemyi duhovno- nravstvennogo vospitaniya uchaschihsya v sovremennoy shkole [=Patristic heritage and issues of spiritual and moral education of pupils in modern school], in: Duhovnoe nasledie Glinskoy pustyini v sovremennoy sisteme obrazovaniya [=Spiritual heritage Glinsky desert in the modern education system], Moscow, 231 p. (In Russ.).

20. Putin, V. V. (2012) Poslanie prezidenta Vladimira Putinu Federalnomu Sobraniyu RF [=Message from President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskayagazeta [=The Russian newspaper], no. 287 (5960), pp. 2-4. (In Russ.).

21. Rubinshteyn, N. (2009) Istoricheskaya teoriya slavyanofilov i ee klassovyie korni [=His-torical theory Slavophiles and its class roots], in: Russkaya istoricheskaya literatura v klasso-vom osveschenii: sb. statey spredisl. i pod red. M. N. Pokrovskogo [=Russian historical litera-

ture in a class lighting: Sat. articles foreword, and ed. by M. N. Pokrovskii.], vol. 1, Moscow, Izd-vo Komakademii, pp. 159-164. (In Russ.).

22. Serikova, L. A. Nauchno-istoricheskie predposyilki izucheniya problemyi duhovno-nravstvennogo vospitaniya Hchnosti [=Sci-historical background of studying the problem of spiritual and moral education of the person], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ nauchno-istoricheskie-predposylki-izucheniya-problemy-duhovno-nravstvennogo-vospitani-ya-lichnosti#ixzz3vbHnIeVI, accessed 15.12.2015. (InRuss.).

23. Solovtsova, I. A. (2006) Zakonyi duhovnoy zhizni cheloveka как osnova duhovnogo vospitaniya [=The laws of man's spiritual life as the basis of spiritual education], in: Problemyi duhovnogo vospitaniya: Gumanitarno-tselostnyiy podhod: Materialyi «kruglogo stola» [=Problems of spiritual education: Humanities and holistic approach: Materials "round table" on October 20, 2005], сотр. by I. A. Solovtsova, ed. by N. M. Boryitko, Volgograd, TTs «ОР-Т1М», pp. 5-10. (InRuss.).

24. Sorokina, A. G. (2011) Formirovanie duhovno-nravstvennoy sferyi lichnosti shkol-nika v usloviyah vzaimodeystviya obscheobrazovatelnoy i voskresnoy shkol [=Formation of spiritually-moral sphere of the schoolboy in the conditions of interaction of educational and Sunday schools], in: Gumanitarnyie nauki i obrazovanie [=Humanities and Education], no. 4, pp. 15-23. (InRuss.).

25. Shityakova, N. P. (2004) Teoretiko-metodologicheskie osnovyi ipraktika duhovno-nravst-vennogo vospitaniya Shkolnikov v usloviyah modernizatsii obrazovaniya: monografiya ^Theoretical and methodological bases and practice of spiritual and moral education of students in the conditions of modernization of education: monograph], Chelyabinsk, 172 p. (In Russ.).

26. Ladsous, J. (1998) Travail social [=Social Work], Montpelier, Actif, p. 97. (In French).

Медведева Екатерина Евгеньевна — воспитатель МБДОУ ДС № 481, студент 2-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.