УДК 37
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И КАЗАХСТАНСКОГО
А. А. Коваленко
Государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли-сад № 54», г. Костанай
В статье описано взаимодействие субъектов образовательного процесса в формировании патриотических компетенций детей дошкольного возраста. Выделены основные условия и контент патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, образовательный процесс, гражданственность, ценностные ориентации.
Понимание феномена «патриотизм» в Казахстане и России
Слово «патриот» в «Словаре русского языка» обозначено как «...тот, кто любит своё отечество, предан народу, родине» [10. С. 32]. Слово это пришло в русский язык из французского - «patriot» (сын отечества), а в него из латинского, который заимствовал его из древнегреческого-«земляк, соотечественник» [13. С. 217].
Президент Казахстана Н. А. Назарбаев так определяет понятие «казахстанский патриотизм»: «.. .за двадцать два года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны.
Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма» [14]
Президент РФ В. В. Путин, в Послании 2015 года, отметил, что «Россия заявила о себе как о великом и самостоятельном государстве с тысячелетней историей и великими традициями, как нация, которая консолидирована общими ценностями и общими целями. Поэтому справиться с задачами, которые перед нами стоят, способны только мы сами, но только вместе...» [8. С. 3]. Президент РФ твёрдо дал понять, что Россия ответит на все вызовы, будет действовать творчески и результативно. А каждый гражданин призван трудиться ради общего блага и ради своей Родины.
В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» отмечено: «Патриотизм -это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам...» [2. С. 2]. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Сравнивая идеи патриотизма в Казахстане и в Российской Федерации можно сказать о единой миссии обоих государств на Земле.
Содержание патриотического воспитания
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России...». Также, в качестве основных задач патриотического воспитания дошкольников названы следующие: 1) формирование любви к родному краю; 2) выстраивание духовно-нравственных отношений; 3) воспитание любви к культурному наследию своего народа; 4) формирование уважительного отношения к своим национальным особенностям; 5) воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 6) формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям и т. д. [6].
В новом ФЗ РФ «Об образовании...» дошкольное образование впервые закреплено как, один из уровней общего образования. С 1 января 2014 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования1, в котором основной целью образовательной области «социально-коммуникативное развитие» определено, именно, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [11].
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений социализации и воспитания по ряду причин: 1) особенности дошкольного возраста, 2) многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 3) отсутствие жесткой концептуальности в понимании феномена «патриотизм», теоретических и методических разработок его формирования и оценивания и др. При этом, важным методологическим основанием любой, основанной на здравом смысле, концепции социализации и образования, по мнению С. Г. Молчанова, является суждение: «Никто не может никого и ничему научить, но возможно создание условий, когда учение индивида будет либо тормозиться, либо стимулироваться. Можно также сказать: никто не может никого воспитать, но можно создать условия, при которых социализация индивида будет либо тормозиться, либо стимулироваться» [4.С. 74].
Также С. Г. Молчанов подчеркивает, что в процессе «...воспитания происходит освоение индивидом социальных норм и ценностей и отражение их в индивидуальном сознании и поведении. Воспитание, в так называемом «узком смысле» и есть специально организованная воспитательная система в определенном типе социально-образователь-ногоучреждения» [5. С. 87].
Патриотизация2 в дошкольном возрасте
Период дошкольного возраста по психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, ребенку дошкольного возраста присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, которые остаются в памяти надолго, что очень важно в его патриотизации.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность, прежде всего, родители, а все другие социальные и образовательные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательные усилия. Но всё же, формирование патриотических компетенций проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесное взаимодействие с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления детей дошкольного возраста с социальным окружением объясняется «особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может
'В дальнейшем - ФГОС ДО.
2Термин введен проф. С. Г. Молчановым в 2016 году. Патриотизация понимается как освоение патриотических компетенций: «уважать», «защищать», «созидать».
заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.» [3. С. 135].
Вся работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. Именно родители служат ребенку непосредственным образцом поведения. Для родителей готовятся консультации, рекомендации, родительские собрания, к примеру: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать маленького патриота» [1. С. 818] и др.
Формы и технологии патриотизации
Формами работы по патриотическому воспитанию могут быть: тематические занятия; беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, подбор песен, стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей; взаимодействие с родителями и социумом.
При этом могут применяться различные современные социализационно-образова-тельные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.
Сочетание технологий должно быть ориентировано на формирование духовной основы ребенка (эмоций, чувств, мышления); на его социальную адаптацию; на осознание себя, своей субъектности и идентичности в окружающем мире.
Любовь кродному краю - источник патриотизации
Любой край, область, даже небольшой поселок - неповторимы. В каждом уголке Земли своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представления о том, чем славен родной край.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и, в особенности же, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д.
Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? ит. д.).
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания к длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины -Астана»). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей кве-сты (игры-приключения) «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна
подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей некую группу компетенций детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, загадки, пословицы, шутки и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Пространство бытовой повседневности чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация музейных экспозиций в помещениях детского сада. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобной экспозиции расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.). И не случайно В. В. Путин, Президент РФ, подчеркивает: «.. .в молодом поколении - надежная, прочная опора... в сложном XXI веке» [9. С. 1]. Наверное, под таким суждением подписался бы и Президент Казахстана.
Резюме
Таким образом, модель патриотического воспитания и патриотизации детей дошкольного возраста составляют многие материальные и нематериальные компоненты, субъекты и объекты: семья, детский сад, родной город, родная страна и др.
При всей трудности решения проблемы патриотического воспитания, одно правило должно быть непреложным и незыблемым: целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, воздействуя, одновременно, и на детей, и на их родителей. Необходимо создание системы работы педагогов и родителей, позволяющей планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень психологических и педагогических компетенций родителей.
Список литературы
1. Кондратьева, Н. В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы [Текст] / Н. В. Кондратьева // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 818820.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pandia.ru/text/77/359/58532.php.
3. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко II Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: Материал междунар. науч,-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). - Челябинск: Образование, 2009. - Ч. 2. -С. 135-153.
4. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Тротт II Челябинский гуманитарий. -2009,- №3,- С. 74-86.
5. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков //Челябинский гуманитарий. - № 3. - 2009. - С. 87-97.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html.
8. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] / В. В. Путин II Российская газета. - 2015. - № 287. - С. 2-4.
9. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] / В. В. Путин II Российская газета. - 2016. - № 274. - С. 1-3.
10. Словарь русского языка: в 4-х т. [Текст]. - Т. 3. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. язык, 1983,- 750 с.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] II Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.
12. ФГОС ДО: Министерство образования и науки Российской Федерации: приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://Mu-нобрнауки.рф.
13. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. Т. 3 [Текст] / М. Фасмер; пер. с нем. и доп. О. Н. Тубачева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Прогресс, 1987. -830 с.
14. Назарбаев, Н. А. Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akorda.kz/ru.
INTERACTION OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
IN THE FORMATION OF PATRIOTIC COMPETENCIES IN PRESCHOOL CHILDREN: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RUSSIAN AND KAZAKH
A. A. Kovalenko
The State Public Utility Enterprise "Kindergarten No. 54", Kostanay, [email protected]
The article describes the interaction of the subjects of the educational process in theforma-tion of patriotic competences of preschool children. The main conditions and content of patriotic education inpreschool educational organizations are singled out.
Keywords: patriotism, patriotic education, educational process, citizenship, value orientations.
References
1. Kondrateva, N. V. (2015) Patrioticheskoe vospitanie detey doshkolnogo vozrasta: iz opyita rabotyi [=Patriotic education of children of preschool age: from work experience], in: Molodoy uchenyiy [=Young Scientist], no. 22, pp. 818-820. (In Russ.).
2. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii [=The concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation], available at: http://www. pandia.ru/text/77/359/58532.php, accessed 23.06.2017. (InRuss.).
3. Molchanov, S. G. and Voronenko, G. G. (2009) Vospitanie - instrument sotsializatsii obrazovaniya [=Education - the tool of socialization of education], in: Aktualnyie problemyi povyisheniya kachestva obschego i professionalnogo obrazovaniya v usloviyah modernizatsii:
Material mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Chelyabinsk, 16 dekabrya 2008) [=Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the conditions of modernization: Material of the international. Scientific-practical. Conf. (Chelyabinsk, December 16, 2008)], Chelyabinsk, Obrazovanie, part2, pp. 135-153. (InRuss.).
4. Molchanov, S. G. and Trott, K. G. (2009) Kategoriya «vospitanie» i obrazovatelnyie programmyi vospitatelnoy rabotyi [=The category of "upbringing" and educational programs of educational work], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk Humanitarian], no. 3, pp. 74-86. (In Russ.).
5. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. (2009) Soderzhanie sotsializatsii, sotsialnyie kompetentsii, sotsializovannost [=The content of socialization, social competence, socialization], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Chelyabinsk Humanitarian], no. 3, pp. 87-97. (InRuss.).
6. Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [=The National Doctrine of Education in the Russian Federation], available at: http://sinncom.ru/content/reforma/in-dex5.htm, accessed 23.06.2017. (InRuss.).
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii fed-eralnogo gosudarstvennogo obscheobrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya» ot 17 oktyabrya 2013 g. # 1155 [=Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On the approval of the federal state general educational standard of preschool education" of October 17, 2013 No. 1155], available at: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html, accessed23.06.2017. (InRuss.).
8. Putin, V. V. (2015) Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu RF [=Message from President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskayagazeta [=Russian Journal], no. 287, pp. 2-4. (In Russ.).
9. Putin, V. V. (2016) Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu RF [=Message from President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskayagazeta [=Russian Journal], no. 274, pp. 1-3. (In Russ.).
10. Slovar russkogo yazyika: v 4-h t. (1983) [=Dictionary of the Russian language: in 4 tons], Vol. 3, 2-е izd., ispr. i dop., Moscow, Rus. yazyik, 750 p. (In Russ.).
11. Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 # 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [=Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 21, 2014) "On Education in the Russian Federation"], in: Ofitsialnyiy internet-portalpravovoy in-formatsii [=Official Internet Portal for Legal Information], available at: http://www.pravo.gov. ru, accessed 23.06.2017. (In Russ.).
12. FGOS DO: Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii: prikaz ot 17 oktyabrya 2013 g. # 1155 Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya [=GEF DE: Ministry of Education and Science of the Russian Federation: OrderNo. 1155 of October 17, 2013 Concerning the Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education], available at: http://Minobrnauki.rf, accessed 23.06.2017. (InRuss.).
13. Fasmer, M. (1987) Etimologicheskiy slovar russkogo yazyika. V 4-h t. [=Etymological Dictionary of the Russian Language. In 4 vols.] Vol. 3, 2-е izd., stereotip., Moscow, Progress, 830 p. (In Russ.).
14. Nazarbaev, N. A. Poslanie narodu Kazahstana «Strategiya «Kazahstan-2050». Novyiy politicheskiy kurs sostoyavshegosya gosudarstva» ot 14.12.2012 g. [=Message to the people of Kazakhstan "Strategy" Kazakhstan-2050 ". New political course of the held state "dated December 14, 2012], availableat: http://www.akorda.kz/ru, accessed23.06.2017. (InRuss.).
Коваленко Анастасия Александровна - воспитатель, ГККП «Ясли-сад №54 акимата города Костаная отдела образования города Костаная».