Научная статья на тему 'Патриотический отряд как направление гражданского воспитания в дошкольной образовательной организации'

Патриотический отряд как направление гражданского воспитания в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PATRIOTIC GROUP / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATION / CIVIC EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / ОТРЯД / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якименко В.А., Зёлко А.С.

В статье раскрывается актуальность и значимость воспитания как приоритетной задачи формирования новых поколений в России, даются определения воспитания, гражданского воспитания, патриотического воспитания. Предлагается создание патриотических отрядов в дошкольных образовательных организациях и демонстрируется успешный опыт работы таких отрядов в Калининградской области. Особое внимание уделено перечислению форм работы с таким отрядом, элементам корпоративной культуры. Излагаются принципы гражданского воспитания как основа функционирования патриотического отряда в ДОО принципы личностно-ориентированного общения и свободы и самостоятельности. Кроме того, указывается, что такой отряд может служить стартом для последующего активного участия подрастающего поколения в детских и молодёжных общественных организациях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якименко В.А., Зёлко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC GROUP AS A DIRECTION OF CIVIC EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article reveals the relevance and significance of education as a priority task for the formation of new generations in Russia, gives the definition of education, civic education, patriotic education. The creation of patriotic squads in preschool educational organizations is proposed, and the successful experience of such squads in the Kaliningrad region is demonstrated. Particular attention is paid to the listing of forms of work with such group, elements of corporate culture. The work outlines principles of civic education as the basis for the functioning of the patriotic group in preschool educational organization principles of personality-oriented communication and freedom and independence. In addition, it is indicated that such a squad can serve as a start for the subsequent active participation of the younger generation in children’s and youth public organizations of Russia.

Текст научной работы на тему «Патриотический отряд как направление гражданского воспитания в дошкольной образовательной организации»

УДК 378

Yakimenko VA, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Education, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia),

E-mail: zelko@inbox.ru

Zelko A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Education, Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia),

E-mail: zelko@inbox.ru

PATRIOTIC GROUP AS A DIRECTION OF CIVIC EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article reveals the relevance and significance of education as a priority task for the formation of new generations in Russia, gives the definition of education, civic education, patriotic education. The creation of patriotic squads in preschool educational organizations is proposed, and the successful experience of such squads in the Kaliningrad region is demonstrated. Particular attention is paid to the listing of forms of work with such group, elements of corporate culture. The work outlines principles of civic education as the basis for the functioning of the patriotic group in preschool educational organization - principles of personality-oriented communication and freedom and independence. In addition, it is indicated that such a squad can serve as a start for the subsequent active participation of the younger generation in children's and youth public organizations of Russia.

Key words: patriotic group, preschool educational organization, education, civic education, patriotic education.

В.А. Якименко, канд. пед. наук, доц., Институт образования БФУ им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: zelko@inbox.ru

А.С. Зёлко, канд. пед. наук, доц., Институт образования БФУ им. И. Канта, г. Калининград, zelko@inbox.ru

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается актуальность и значимость воспитания как приоритетной задачи формирования новых поколений в России, даются определения воспитания, гражданского воспитания, патриотического воспитания. Предлагается создание патриотических отрядов в дошкольных образовательных организациях и демонстрируется успешный опыт работы таких отрядов в Калининградской области. Особое внимание уделено перечислению форм работы с таким отрядом, элементам корпоративной культуры. Излагаются принципы гражданского воспитания как основа функционирования патриотического отряда в ДОО - принципы личностно-ориентированного общения и свободы и самостоятельности. Кроме того, указывается, что такой отряд может служить стартом для последующего активного участия подрастающего поколения в детских и молодёжных общественных организациях России.

Ключевые слова: отряд, патриотический отряд, дошкольная образовательная организация, воспитание, гражданское воспитание, патриотическое воспитание.

Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1].

Воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности и правовой культуры относится к основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [2, с. 3].

Воспитание в Законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется как часть единого целенаправленного образовательного процесса, и как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [там же, с. 2].

Гражданское воспитание определяется как процесс формирования гражданственности [3, с. 57]. Под «гражданственностью», в свою очередь, понимается интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным [там же]. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основной целью гражданского воспитания является формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества. Таким образом, гражданское воспитание тесно связано с другими направлениями воспитательной работы - нравственным, патриотическим и правовым воспитанием.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].

За последние два десятилетия система патриотического воспитания в нашей стране значительно окрепла. В этот период были предприняты серьезные шаги в данном направлении. В настоящее время, на стадии реализации находится очередная государственная программа - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», - целью которой является «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации,

укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [там же, с. 5].

Гражданское и патриотическое воспитание детей, как известно, имеет свою специфику, так как гражданский опыт приобретается ими не только в семье, но и, в значительной степени, в образовательных организациях. Это связано с возрастными особенностями, ведь дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности [5, с. 148].

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.

Наиболее эффективно работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения осуществляется в специализированных образовательных организациях - кадетских школах и корпусах, - а также в кадетских классах на базе общеобразовательных организаций. Кадетское движение сегодня актуально в нашей стране, и достигает значительных масштабов по численности.

Однако указанные формы образования относятся ко всем уровням системы общего образования, кроме дошкольного. Вместе с тем, работа по патриотическому воспитанию детей ведется и в дошкольных образовательных организациях. Так, разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Кроме того, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования [6; п. 1.4]. Социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в рамках которого осуществляется работа по формированию у детей патриотических чувств и гражданственности, является важнейшей образовательной областью, способствующей становлению личности дошкольника.

В детских садах используются различные формы патриотического воспитания - от традиционных бесед, чтения художественной литературы, тематических образовательных ситуаций до образовательных проектов, социально значимых акций и мероприятий патриотической направленности.

Одной из наиболее результативных моделей организации патриотического воспитания дошкольников является патриотический отряд. Функционирование патриотического отряда в дошкольной образовательной организации осуществляется по аналогии с кадетскими классами общеобразовательных школ, но с учетом возрастных особенностей и режимных моментов в дошкольной образовательной организации.

В 2017 г на заседании президиума Калининградского областного комитета ветеранов с участием представителей Министерства образования области был рассмотрен вопрос «Об организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в Калининградской области». Решение о создании патриотических отрядов в детских садах было одобрено на заседании президиума комитета Российского Союза ветеранов.

Один из детских садов, где практика создания патриотических отрядов была продемонстрирована как одна из успешных, был обозначен как ресурсный центр по этому направлению, а также стажировочной площадкой для работников дошкольного образования по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

На торжественном открытии каждого отряда представители власти лично вручают знамена командирам «Юных патриотов» и «Юных пилотов», дают напутствие ребятам в их дальнейшей патриотической деятельности, а затем вручают каждому воспитаннику отрядов отличительные значки и памятные медали. Под руководством куратора патриотических отрядов осуществляется планомерная, целенаправленная и наполненная различными мероприятиями патриотической направленности, работа.

Во-первых, это мероприятия на уровне детского сада - праздники, развлечения, тематические беседы и занятия, акции и проекты, возложение цветов к мемориалам и памятникам, экскурсии в музеи и места боевой славы и др.

Во-вторых, это мероприятия районного, областного и регионального значения - участие в парадах, концертах, памятных встречах, военно-патриотических конкурсах и др.

Основным инструментом патриотического воспитания в условиях патриотического отряда является корпоративная культура. Корпоративная культура, согласно точке зрения Т.Ю. Базарова, представляет собой «систему материальных и духовных ценностей, правил и норм, взаимодействующих между собой, присущих данной организации» [7, с. 93]. В данном случае - это специфика работы с отрядом дошкольников, а также обычаи, традиции, правила и нормы, комплекс взаимосвязанных творческих дел.

Специфика отряда заключается в том, что мероприятия проходят в форме, где сами дети - активные участники. В патриотическом отряде предусмотрено ношение формы, которая также является одним из элементов корпоративной культуры.

Еще один аспект функционирования патриотического отряда - активное участие родителей воспитанников в его деятельности. Здесь им важно показать дошкольникам положительный пример, приобщаясь к общественной жизни детского сада, поселка, города, района, области, страны, - и тем самым занимая активную гражданскую позицию.

Вся работа патриотического отряда строится на следующих принципах гражданского воспитания [8]:

- Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения с детьми.

- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Следует подчеркнуть, что организация функционирования патриотических отрядов - это сложная, но очень нужная в дошкольном образовании работа. Очевидно, что существующая модель будет совершенствоваться, и в дальнейшем идея создания патриотических отрядов на базе дошкольных образовательных организаций найдет свое применение в педагогических кругах и широкое признание общественности.

Кроме того, работа по созданию различных форм объединения детей является важным элементом системы вовлечения детей в детские и затем молодёжные общественные организации.

Наиболее крупными из них сегодня в России являются общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ), молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» (РСО), общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (РСМ).

В Уставах этих общественных организаций отражена важность патриотического воспитания.

В РСО - это гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, поддержка и развитие традиций студенческих отрядов в добровольческой, культурной и социально-значимой работе среди населения

РСМ ежегодно реализует программы и проекты, которые создают условия для социализации молодого человека через систему прав и свобод, формирования гражданского самосознания, популяризации российской государственности как основного элемента патриотического воспитания подрастающего поколения.

В заключение отметим, что проблема формирования гражданского воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребёнка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

Современный этап развития нашего общества требует особого внимания к проблемам детей начиная с дошкольного возраста. Задачей государства наряду с обеспечением образовательных и профессиональных возможностей молодёжи является систематическая и целенаправленная работа по определению гражданско-правовых и патриотических ориентиров для подрастающего поколения. И в этом плане создание патриотического отряда по решению проблем гражданско-правового и патриотического воспитания старших дошкольников может и должно сыграть немаловажную роль.

Библиографический список

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: минобрнауки/открытое_министерство/стратегия

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

5. Барабаш Т., Вицко Е. и др. Мы - россияне! Дошкольное воспитание. 2014; 3: 19 - 23.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/6261

7. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Москва: ЮНИТИ, 1998.

8. Гринёва М.А. Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста. Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037726 References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: minobrnauki/otkrytoe_ministerstvo/strategiya

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyjzakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru

3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 «O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody». Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

5. Barabash T., Vicko E. i dr. My - rossiyane! Doshkol'noe vospitanie. 2014; 3: 19 - 23.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii № 1155 ot 17.10.2013. Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/6261

7. Bazarov T.Yu. Upravleniepersonalom. Moskva: YuNITI, 1998.

8. Grineva M.A. Vospitanie osnov grazhdanstvennosti u detej doshkol'nogo vozrasta. Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037726

Статья поступила в редакцию 03.12.18

УДК 371

Abbasova L.I., Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia), E-mail: levizayalta@gmail.com

FORMATION OF TOLERANCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article deals with a problem of forming tolerance of future educators in the process of vocational training. Changes that occur in the system of education in Russia affect the nature and characteristics of the process of formation of tolerance of future educators of the OED, as well as determine the process of training specialists to work in conditions of multiculturalism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.