Научная статья на тему 'Стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников'

Стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC-PATRIOTIC EDUCATION / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SUMMER UNIVERSITY / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / TRAINING MODEL / UNIVERSITY TRAINING / DISTANCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габова Мария Валерьевна, Терентьева Надежда Павловна

Рассмотрены стратегические цели и задачи подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников: непрерывность образования; развитие дистанционных форм подготовки педагогов; создание моделей и программ, реализующих активные и интерактивные формы и методы, инновационные образовательные технологии. Раскрыта структура непрерывной подготовки педагогов, включающая вузовский этап подготовки, обучение в летних университетах и дистанционную подготовку. Представлена модель подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габова Мария Валерьевна, Терентьева Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников»

тельной системы, критерии инновационных процессов в образовании, принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса, принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности; умеют самостоятельно осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие, внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся, интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность, выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании. Студенты овладевают способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования, способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.

Научно-методическое сопровождение с использованием дистанционных образовательных технологий способствует достижению максимальных образовательных результатов. В частности, электронный образовательный ресурс в изучении курса «Инновационные процессы в образовании» позволяет организовать высокотехнологичную информационно-

образовательную среду, основанную на использовании мультимедийных и коммуникационных технологий, что открывает широкие возможности для индивидуального подхода в образовании, делает занятия интересными, повышает мотивацию у будущих педагогов к инновациям в образовании, позволяет рационально использовать учебное и внеучебное время.

Литература

1. Арасланова, А.А. Педагогическая инноватика: связь педагогических традиций и проектирование будущего (на примере деятельности вуза) / А.А. Арасланова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 16. - С. 326 - 331.

2. Кирмасов, Б.А. Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект / Б.А. Кирмасов, В.Н. Жданов // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 1. - С. 181 - 185.

3. Пальчикова, И.Н. Технология создания учебной среды с помощью сетевой системы Blackboard: Методическое сопровождение дистанционного обучения / И.Н. Пальчикова. - СПб., 2014.

4. Платформа электронного обучения Blackboard на базе Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - URL: 217.170.91.231 (дата обращения 15.05.2014).

5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования подготовки магистра 050100 Педагогическое образование. - URL: edu.ru>db/mo/ Data/d_10/prm35-1.pdf (дата обращения 20.05.2014).

УДК 37

М.В. Габова, Н.П. Терентьева

СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены стратегические цели и задачи подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников: непрерывность образования; развитие дистанционных форм подготовки педагогов; создание моделей и программ, реализующих активные и интерактивные формы и методы, инновационные образовательные технологии. Раскрыта структура непрерывной подготовки педагогов, включающая вузовский этап подготовки, обучение в летних университетах и дистанционную подготовку. Представлена модель подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Гражданско-патриотическое воспитание, вузовская подготовка, летний университет, дистанционная подготовка, модель подготовки.

The paper considers strategic goals and objectives of teachers' training for civil-patriotic education of preschool children: continuity of education, development of distance forms of teachers' training, creation of models and programs, implementing active and interactive forms and methods, innovative educational technologies. The paper reveals the structure of the continuous training of teachers including high school stage of preparation, studying at summer universities and distance learning. The authors present the model of teachers' preparation for civil-patriotic education of preschool children.

Civic-patriotic education, University training, Summer University, distance training, training model.

Процессы модернизации российского высшего образования, рассчитанные на перспективу, включают в себя создание действенной системы, направленной на интеграцию всех уровней образования, а

также согласование модели непрерывного образования - «образования в течение всей жизни» - с потребностями рынка труда [4]. Следовательно, необходим учет педагогических условий, при которых

педагоги могли бы постоянно совершенствовать и повышать свою квалификацию, в частности в актуальной для настоящего времени сфере гражданско-патриотического воспитания.

В данной статье сделана попытка раскрыть стратегии подготовки педагогов к гражданско-патриоти-ческому воспитанию дошкольников.

В последние годы наблюдается тенденция сближения гражданского и патриотического воспитания (Вяземский Е.Е., Гладких В.В., Козловская Т.В., Лу-товинов В.И., Мешков А.Е., Рощин А.Н.). В Федеральном законе «Об образовании» формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования. Процесс подготовки педагогов к воспитанию личности ребенка как гражданина и патриота требует обновления форм, методов, технологий, программ повышения квалификации.

Условием эффективности современного высшего образования является теоретико-методологическое обоснование инновационной стратегии, адекватной формирующейся образовательной парадигме и обеспечивающей: общность идей, методов, норм, проективных технологий, междисциплинарные связи; построение единого образовательного пространства, разработку моделей и механизмов совершенствования полифункциональной образовательной системы; трансформацию методов прогнозирования и проектирования на базе принципов социокультурной конвергенции; интернационализации и национализации высшей школы [4].

Стратегическими целями и задачами подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, по нашему мнению, являются:

- непрерывность образования, направленного на становление гражданской компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений;

- развитие дистанционных форм подготовки;

- создание моделей и программ, реализующих активные и интерактивные формы и методы, инновационные образовательные технологии.

Профессиональная подготовка педагога в системе вузовского образования не отвечает педагогическим запросам времени. Будущего педагога целенаправленно не подготавливают к формированию личности гражданина и патриота, которому предстоит жить в современном демократическом обществе, правовом государстве [5].

В образовании целеполагание выступает как процесс, на основе которого конституируются стратегии образования, представленные в виде целей образования. Благодаря образовательной системе появляется возможность достичь конечного результата, исходя из поставленных целей. Далее будут представлены цель и задачи гражданско-патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание призвано соединить в себе понятие «гражданин» на когнитивном и нравственно-волевом уровне и «патриот» на эмоционально-чувственном уровне [3].

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота, обладающей высокими социально значимыми качествами и гражданскими компетенциями.

Достижение указанных целей может включать в себя решение следующих задач:

- создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообра-зующие патриотические и общественные начинания;

- формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;

- усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;

- подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи;

- разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования [1].

Целенаправленная подготовка педагогов к граж-данско-патриотическому воспитанию дошкольников должна осуществляться в системе непрерывного образования.

Остановимся более подробно на структуре непрерывной подготовки педагогов, предложенной в нашем исследовании. Она включала в себя этап вузовской подготовки, обучение в летних университетах и этап дистанционной подготовки. На наш взгляд, именно такой подход к подготовке педагогов в сфере гражданско-патриотического воспитания дошкольников способствует становлению гражданской компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Анализ психолого-педагогической, научно-мето-

дической литературы позволил определить гражданскую компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений как интегративное личностное качество, которое проявляется в наличии сформированной системы гражданско-патриотичес-ких ценностей, понимании важности гражданско-патриотического воспитания дошкольников, освоенных гражданских знаниях и знаниях о гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, приобретенном опыте социально-значимой гражданской деятельности и отражает готовность к гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения будет осуществляться успешнее, если с самого раннего возраста основы гражданственности и патриотизма будут закладываться родителями, а в дальнейшем воспитываться в детском саду.

Вузовский этап подготовки будущих педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников включал спецкурсы «Гражданское общество и права ребенка», «Гражданское воспитание», «Воспитание толерантности у дошкольников». Данные курсы решали задачи, связанные с дальнейшим формированием гражданско-патриотических ценностей, приобретением знаний об особенностях гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, о толерантности как ведущем гражданском качестве, с укреплением установки на использование деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в повседневном труде педагога. Важное внимание уделялось формированию умений критически мыслить, дискутировать, ставить вопрос, давать определение, составлять суждение, анализировать, давать оценку.

Вузовский этап подготовки осуществлялся с помощью различных форм подготовки, активных и интерактивных методов и технологий обучения, что позволило студентам проявлять в определенной степени гражданскую компетентность, выражающуюся в понимании профессиональной и социальной значимости гражданско-патриотического воспитания дошкольников, в стремлении постоянно повышать качество ее выполнения, адекватно оценивая себя в этой деятельности, а также занять собственную позицию по основным аспектам гражданско-патриоти-ческого воспитания дошкольников и проблемам его практической реализации.

Следующим этапом в структуре непрерывной подготовки являлось обучение педагогов в практико-ориентированном Летнем университете. Летний университет мы рассматриваем как форму послевузовской подготовки и повышения квалификации, которая способствовала обогащению и обновлению гражданских знаний, освоению актуальных компетенций для решения профессиональных задач. В период с 2006 по 2010 гг. было проведено пять Летних университетов (Петрозаводск, Республика Карелия). Автор исследования принимал непосредственное участие в работе Летнего университета как слушатель, лектор, куратор, модератор в течение ряда лет.

В Летнем университете были созданы условия для успешного гражданско-правового образования и формирования гражданской компетентности, что во многом обеспечивалось за счет демократического стиля педагогической работы. В процессе работы Летнего университета участники овладевали знаниями (педагогическими, психологическими, правовыми, политологическими, социологическими и др.), умениями (пользоваться своими гражданскими правами, выполнять свои гражданские обязанности, критически мыслить, давать самооценку, сотрудничать, проектировать), ценностями (уважение прав человека, патриотизм, толерантность, достоинство, гражданское самосознание и др.). Ознакомление педагогов и овладение ими различными активными и интерактивными методами работы и гражданскими технологиями, их участие в групповых формах работы, анализе различных документов и ролевых и деловых играх, возможность обменяться имеющимся и полученным опытом - все это способствовало становлению активной гражданско-патриотической позиции и облегчало педагогам вступление в реальную социально значимую гражданскую деятельность.

Третий этап подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников осуществлялся нами на основе дистанционного учебного модуля. Содержанием дистанционной подготовки явилось:

1) подготовительная работа к изучению дистанционного учебного модуля (краткосрочные курсы повышения квалификации);

2) прохождение педагогами в рамках дистанционного учебного модуля «Комплексная модель гра-жданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении: инновационные образовательные технологии», который был представлен содержательными блоками и практическими заданиями (учебными заданиями и вопросами, проектами, темами эссе);

3) разработка и апробация проектов.

Участие педагогов в дистанционной подготовке было направлено не только на освоение теории, методологии и практики гражданско-патриотического воспитания, но и на внедрение комплексной модели гражданско-патриотического воспитания или отдельных ее элементов в практику дошкольных образовательных учреждений. Данное направление подготовки позволило педагогам овладеть совокупностью компетенций, необходимых для успешной реализации деятельности по гражданско-патриоти-ческому воспитанию в дошкольном учреждении, таких как способность:

- к теоретическому и методологическому использованию теоретических основ гражданско-патриотического воспитания дошкольников;

- конструировать и анализировать результаты внедрения комплексной модели гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении;

- проектировать и реализовывать на практике принципы гражданско-патриотического воспитания;

- учитывать основные значимые особенности воспитания основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;

- проектировать мероприятия, направленные на становление гражданской компетентности педагогов дошкольного образования;

- использовать современные гражданские технологии.

Итак, с точки зрения образовательной стратегии подготовки, определенной в нашем исследовании, подготовка педагогов к гражданско-патриотиче-скому воспитанию дошкольников осуществлялась на вузовском и послевузовском этапах и реализовыва-лась на основе разработанной модели (см. рисунок). Модель состоит из взаимообусловленных блоков, базируется на основе структурных компонентов гражданской компетентности педагога дошкольного

образования, предполагает использование традиционных и инновационных методов и технологий, а также форм вузовской и послевузовской подготовки.

Модель подготовки педагогов включает четыре блока:

1. Целевой (цель, научные подходы, принципы).

2. Содержательный (гражданские знания, знания о гражданско-патриотическом воспитании; граждан-ско-патриотические ценности; опыт социально-значимой гражданской деятельности).

3. Организационно-деятельностный (этапы, формы, методы, технологии).

4. Оценочно-результативный (критериально-оценочный аппарат, уровни, результат).

В целях совершенствования подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на вузовском и послевузовском этапах нами была разработана и апробирована структурно-содержательная модель непрерывной подготовки данного процесса. На основе избранной образовательной стратегии авторами статьи были разработаны программы спецкурсов, летних университетов, дистанционного учебного модуля.

Литература

1. Вяземский, Е.Е. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования / Е.Е. Вяземский. - URL: http:// edu.znate.ru/docs/188/index-283576. html

2. Габова, М.В. Гражданско-патриотическое воспитание: программа повышения квалификации специалистов / М.В. Габова, Г.В. Степанова, Н.П. Те-рентьева. - Петрозаводск, 2012.

3. Козловская, Т.В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов: дис... канд. пед. наук / Т.В. Козловская. -Ростов н/Д., 2007.

4. Старикова, О.Г. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход: дис. ... д-ра пед. наук / О.Г. Старикова. -Краснодар, 2011.

5. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования / В. С. Торохтий. - URL: http://www.smol-pedagog.ru/ article%2026. html

Рисунок. Структура непрерывной подготовки педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.