6. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13. С. 217-218.
7. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Том 1. Курс Русской истории. С. 315-317.
8. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства : в 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 107; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 19.
9. Цит. по: Независимая газета. 1999. 29 янв.
10. Хрестоматия по истории России : в 4 т. Т. 2. Кн. II. М., 1995. С. 125.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 156-157.
12. НГ - Кулиса. 1999. № 5.
13. http: //www.vtvmir.kz/chst/chom0 3 .htm
14. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 8.
15. Цит. по: Миронов Г. Е. История государства Российского : истори-ко-библиогр. очерки. XIX век. Рос. гос. б-ка. - М. : Кн. палата, С. 405.
16. См.: КожиновВ. История Руси и русского слова. М., 1999.
17. Кудрявцев П. Н. Лекции // Сочинения. Избранное. М.: Наука, 1991. С. 201.
18. Кареев Н. Историология. Пг., тип. М.М. Стасюлевича,1915. С. 73.
19. Социальная философия : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / Т. С. Васильева, В. В. Орлов ; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 352 с.
УДК 37.035; 351.858; 373,21; 37.012
А. А. Коваленко
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ*
В статье сравниваются российские и казахстанские образовательные технологии формирования патриотических компетенций в период дошкольного детства; рассматриваются формы взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи; выделяются основные условия и контент патриотического воспитания детей.
The article compares the Russian and Kazakh educational technologies of formation of Patriotic competences in the period of preschool childhood; the forms of interaction between preschool educational organizations and the family are con-
*Статья подготовлена под научным руководством профессора С. Г. Молчанова. 20
sidered; the basic conditions and content of Patriotic education of children are marked.
Ключевые слова: гражданственность, компаративный анализ, образовательный процесс, патриотизм, патриотическое воспитание, ценностные ориентации.
Keywords: citizenship, comparative analysis, educational process, patriotism, Patriotic education, value orientations.
Понимание феномена «патриотизм» в Казахстане и России
Слово «патриот» в «Словаре русского языка» обозначено как «тот, кто любит своё Отечество, предан народу, Родине» [1]. Слово это пришло в русский язык из французского - «patriot» (сын отечества), а в него из латинского, который заимствовал его из древнегреческого - «земляк, соотечественник» [2].
Президент Казахстана Н. А. Назарбаев так определяет понятие «казахстанский патриотизм»: «...за двадцать два года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех ка-захстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны.
Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государство-образующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма» [3].
Президент РФ В. В. Путин в Послании 2015 г. отметил, что «Россия заявила о себе как о великом и самостоятельном государстве с тысячелетней историей и великими традициями, как нация, которая консолидирована общими ценностями и общими целями. Поэтому справиться с задачами, которые перед нами стоят, способны только мы сами, но только вместе.» [4]. Президент РФ твёрдо дал понять, что Россия ответит на все вызовы, будет дейст-
вовать творчески и результативно. А каждый гражданин призван трудиться ради общего блага и ради своей Родины.
В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» отмечено: «Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам...» [5] Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Сравнивая идеи патриотизма в Казахстане и в Российской Федерации, можно говорить о единой миссии обоих государств на Земле.
Содержание патриотического воспитания
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России.». Также в качестве основных задач патриотического воспитания дошкольников названы следующие: 1) формирование любви к родному краю; 2) выстраивание духовно-нравственных отношений; 3) воспитание любви к культурному наследию своего народа; 4) формирование уважительного отношения к своим национальным особенностям; 5) воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 6) формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям и т. д. [6]
1. В новом ФЗ РФ «Об образовании.» дошкольное образование впервые закреплено как один из уровней общего образования. С 1 января 2014 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 (http://www.rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html) введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в котором основной целью образовательной области «социально-коммуникативное развитие» определено именно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [7].
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений социализации и воспитания по
ряду причин: 1) особенности дошкольного возраста, 2) многоас-пектность понятия «патриотизм» в современном мире, 3) отсутствие жесткой концептуальности в понимании феномена «патриотизм», теоретических и методических разработок его формирования и оценивания и др. При этом важным методологическим основанием любой, основанной на здравом смысле концепции социализации и образования, по мнению С. Г. Молчанова, является суждение: «Никто не может никого и ничему научить, но возможно создание условий, когда учение индивида будет либо тормозиться, либо стимулироваться. Можно также сказать: никто не может никого воспитать, но можно создать условия, при которых социализация индивида будет либо тормозиться, либо стимулироваться» [8].
Также С. Г. Молчанов подчеркивает, что в процессе «воспитания происходит освоение индивидом социальных норм и ценностей и отражение их в индивидуальном сознании и поведении. Воспитание, в так называемом "узком смысле" и есть специально организованная воспитательная система в определенном типе социально-образовательного учреждения» [9].
Патриотизация в дошкольном возрасте
Термин «патриотизация» введен профессором С. Г. Молчановым в 2016 г. Патриотизация понимается как освоение патриотических компетенций: «уважать», «защищать», «созидать».
Период дошкольного возраста по психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, ребенку дошкольного возраста присущи подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, которые остаются в памяти надолго, что очень важно в его патриотизации.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность, прежде всего, родители, а все другие социальные и образовательные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательные усилия. Но всё же формирование патриотических компетенций проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесное взаимодействие с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления детей дошкольного возраста с социальным окружением объясняется «особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может за-
менить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.» [10]
Вся работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка. Именно родители служат ребенку непосредственным образцом поведения. Для родителей готовятся консультации, рекомендации, родительские собрания, к примеру: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать маленького патриота» [11] и др.
Формы и технологии патриотизации
Формами работы по патриотическому воспитанию могут быть: тематические занятия; беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, подбор песен, стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей; взаимодействие с родителями и социумом.
При этом могут применяться различные современные социа-лизационно-образовательные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.
Сочетание технологий должно быть ориентировано на формирование духовной основы ребенка (эмоций, чувств, мышления); на его социальную адаптацию; на осознание себя, своей субъект-ности и идентичности в окружающем мире.
Любовь к родному краю - источник патриотизации
Любой край, область, даже небольшой поселок - неповторимы. В каждом уголке Земли своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представления о том, чем славен родной край.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д.
Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.).
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания к длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины -Астана»). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей кве-сты (игры-приключения) «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей некую группу компетенций детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, загадки, пословицы, шутки и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Пространство бытовой повседневности чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация музейных экспозиций в
помещениях детского сада. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобной экспозиции расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.). И не случайно В. В. Путин, Президент РФ, подчеркивает: «...в молодом поколении - надежная, прочная опора, в сложном XXI веке» [12]. Наверное, под таким суждением подписался бы и Президент Казахстана.
Резюме
Таким образом, модель патриотического воспитания и пат-риотизации детей дошкольного возраста составляют многие материальные и нематериальные компоненты, субъекты и объекты: семья, детский сад, родной город, родная страна и др.
При всей трудности решения проблемы патриотического воспитания одно правило должно быть непреложным и незыблемым: целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, воздействуя одновременно и на детей, и на их родителей. Необходимо создание системы работы педагогов и родителей, позволяющей планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей и одновременно повышать уровень психологических и педагогических компетенций родителей.
Примечания
1. Словарь русского языка : в 4 т. Т. 3. 2-е изд., испр. и доп. М. : Рус. язык, 1983. С. 32.
2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. 3 / пер. с нем. и доп. О. Н. Тубачева. 2-е изд., стер. М. : Прогресс, 1987. С. 217.
3. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «Стратегия «Казах-стан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 г. Текст, 7 раздел. URL: http://www.akorda.kz/ru
4. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2015. № 287. С. 3.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http://www.pandia.ru/text/77/359/58532.php
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: http: //sinncom. ru/content/reforma/index5. htm
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации». [URL: http://www.pravo.gov.ru
8. Молчанов С. Г., Тротт К. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3. С. 74.
9. Молчанов С. Г., Тутатчиков А. Т. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность // Челябинский гуманитарий. № 3. 2009. С. 87.
10. Молчанов С. Г., Вороненко Г. Г. Воспитание - инструмент социализации образования // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008 г.). Ч. 2. Челябинск : Образование, 2009. С. 135.
11. Кондратьева Н. В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 818.
12. Путин В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2016. № 274. С. 1.
УДК 001.8; 303.8; 069;.8
М. П. Нечаев
НАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В АКАДЕМИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлены итоговые результаты научно-исследовательской работы по теме «Развитие культурно-образовательной среды Московского региона средствами музейной педагогики». Обобщается опыт организации и проведения межкафедрального научного исследования в Академии социального управления.
The article presents the final results of research work on the theme «Development of cultural and educational environment of the Moscow region by means of Museum pedagogics». The experience of organizing and conducting interdepartmental scientific research at the Academy of social management is summarized.
Ключевые слова: музейная педагогика, научное исследование, научно-исследовательская работа, межкафедральное научное исследование, культурно-образовательная среда.
Keywords: museum pedagogics, scientific research, scientific research, interdepartmental scientific research, cultural and educational environment.