Научная статья на тему 'Сотрудничество детского сада и семьипо благоустройству территории'

Сотрудничество детского сада и семьипо благоустройству территории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ГУМАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ ДОУ / ТВОРЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздо Лариса Николаевна

Представлено описание практики эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по благоустройству территории; а также проект благоустройства «Остров детства» и его поэтапная реализация всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество детского сада и семьипо благоустройству территории»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

27

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ

Л. Н. Груздо

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Представлено описание практики эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по благоустройству территории; а также проект благоустройства «Остров детства» и его поэтапная реализация всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: проект, благоустройство, психологический климат, гуманизация среды ДОУ, творческое и эмоциональное развитие, окружающая среда, комфортные условия, организация пространства, экологическая проблема, инновационная деятельность, творческая группа.

Одним из важнейших «целевых ориентиров» [4] дошкольного образования (обучения, воспитания и, в целом, развития) является природо- и возрастосообразное психическое развитие ребенка. Для этого важно, в числе прочего, создание в дошкольной образовательной организации благоприятного психологического климата. Это может быть обеспечено и гуманизацией образовательной среды, социализационно-образовательного пространства в ДОУ. В частности, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, прилегающего к зданию ДОУ, воспроизводящих, по оформлению, привычную урбанистическую, жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является акцентуация ее развивающего потенциала. Среда внутри и вне здания дошкольной образовательной организации должна быть насыщена пространственными и предметными стимулами для интеллектуального, эмоционально-волевого и деятельностно-практического развития ребенка и, кроме того, быть динамично-развивающейся, учитывающей актуальны тренды развития содержания дошкольного образования. Она не должна допускать привыкания к однообразию: окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему возможность развиваться, адаптируясь к различным социальным и предметным изменениям. Для этого ее необходимо систематически обновлять с учетом обновляющегося содержания дошкольного образования, «целевым ориентирам» [4].

Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; через создание комфортных условий для прогулок детей.

Коллектив детского сада совместно с родителями решили изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники, цветники будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе; создаст предпосылки для формирования необходимых позитивных экологических компетенций.

Совместно с инициативной группой родителей был разработан проект по благоустройству территории ДОУ. Проект получил поэтическое название - «Остров детства». Реализация этого проекта предполагала достижение следующей цели: организация инновационной профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на обновление социализационно-образовательного процесса с учётом обновленных пространственно-средовых условий для организации различных видов детской деятельности, обеспечи-

28

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

вающих реализацию инновационных «целевых ориентиров» [4]. Научно-методическая, целесообразная организация развивающей среды необходима также и для освоения педагогами технологий индивидуальной и групповой проектной деятельности детей и взрослых. Инновационный метод проектов становится в актуальной образовательной ситуации одним из ведущих в мировой практике образования, поскольку, именно он, обеспечивает полноценное развитие психических процессов, а также более полное освоение теоретических представлений об объектах реальности, теоретических представлений о возможных способах воздействия (взаимодействия с этими объектами) на эти объекты, интериоризацию реальных позитивных способов поведения. При этом акцент делается не столько на освоение образовательных компетенций, сколько на интериоризацию социальных компетенций [2].

Весной 2013 года перед педагогами МБДОУ ДС № 390 встала задача по очередному сезонному благоустройству территории. Из числа творческих педагогов и родителей, имеющих опыт участия в разработке и реализации аналогичных проектов, была создана творческая группа, которая работала над общей идеей - создание экологического пространства на территории детского сада.

Итогом этой работы стало создание документа - «План реализации проекта «Остров детства» (табл. 1).

Таблица 1

План реализации проекта «Остров детства»

№ п\п Сроки Мероприятия Результат

1. 1-й этап - подготовительный (майиюнь 2013 г.) Создание творческой группы педагогов и родителей, разработка и реализация инновационного проекта Протоколы заседаний творческой группы

1.1. май 2013 г. Детальное обследование территории и идентификация наиболее значимых объектов, фрагментов среды Оформление плана-проекта территории, прилегающей к зданию ДОУ

1.2. май 2013 г. Изучение потребностей воспитанников и запросов семьи Анкеты, результаты опроса детей

1.3. май 2013 г. Родительские собрания «Объединение усилий ДОУ и семьи по благоустройству территории» Протоколы, решения

1.4 май-июнь 2013 г. Составление рекомендаций по использованию игровых комплексов для работы с детьми Рекомендации

2. 2-ой этап - основной (май-август 2013 г.) Привлечение родителей, общественности микрорайона к благоустройству территории Протокол заседания творческой группы

2.1. май 2013 г. Подготовка презентации проекта Презентация проекта

2.2. июнь - август 2013 г. Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с планом-проектом и требованиями к охране жизни и здоровья детей - разбивка клумб, огородов в соответствии с планом-проектом; - создание зон эмоциональной разгрузки для детей; - восстановление, реконструкция, малых архитектурных форм (песочных двориков, спортивного и игрового оборудования); - создание уголка «Птичий дворик»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

29

2.3. июнь-август 2013 г. Создание сюжетно-игровых пространственных композиций Демонстрация творческих продуктов на сайте

3. 3-ий этап - заключительный (август-сентябрь 2013 г.) Мониторинг: 1) Изучение мнения родителей; 2) Выявление отношения к данному проекту Составление справки-отчета и представление на общем родительском собрании

3.1. август 2013 г. Разработка и проведение праздника «Путешествие по «Острову Детства» Сценарий «Путешествие по «Острову Детства» (рабочее название)

3.2. сентябрь 2013 г. Отчет творческой группы на общем родительском собрании Отчет, фотопрезентация, размещение отчета на сайте

Ожидаемые результаты Проекта

1. Благоустройство территории в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ.

2. Создание экосистемы территории, прилегающей к зданию детского сада.

3. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей.

4. Создание на территории дошкольного учреждения сюжетно-игровых пространственных композиций.

5. Композиционное оформление центральных клумб. Уютная территория детского сада стала ещё привлекательнее с появлением новых клумб с петуньями и цинерарией;

6. Разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, сказочных сюжетов и образов;

7. Привлечение родителей, общественности к благоустройству территории через акции и спонсорскую помощь;

8. Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

9. Создание своего «образа» территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;

10. Повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

11. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);

12. На сайте детского сада демонстрируются творческие продукты воспитателей, родителей и воспитанников.

В результате проделанной работы улучшилось экологическое и эстетическое состояние территории ДОУ, рационально используются сюжетно-игровые зоны в соответствии с воспитательно- образовательными задачами, повысилась привлекательность территории детского сада, тем самым в большей мере проявилась забота о здоровье детей, развитие их эстетического вкуса.

Список литературы

1. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: stadium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4 (25). - С. 59-80.

2. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

3. Психологический словарь [Текст] ; под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарнт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. [Текст].

30

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

COOPERATION OF TEACHERS AND FAMILIES MAKING OF LANDSCAPE

L. N. Gruzdo

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. molchanov_chel@mail.ru

In this article the author gives the description of the practice of effective interaction ofpreschool educational institution and the family landscaping; and beautification project «Island of childhood» and its phased implementation by all parties of the educational process. The territory of kindergarten is used as a “whole world”, and creative activity makes cooperation of parents, teachers and children very efficient.

Keywords: design, improvement, psychological climate, humanization environment DOW, creative and emotional development, environment, comfort, space organization, the environmental problem, innovation, creative team.

References

1. Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’i” [=Tyutorat-practice: stadium writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

2. Molchanov, S. G. (2012), Metodika otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Method of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 260 p. (in Russ.).

3. Psikhologicheskiy slovar’ (1983) [=Psihologichesky dictionary] / pod red. V. V. Davydova, A. V. Zaporozhtsa, B. F. Lomova i dr., Pedagogika, Moscow, 448 p. (in Russ.).

4. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standarnt doshkol’nogo obrazovaniya. Prilozheniye kprikazuMinobrnaukiRossii № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. [Federal State Educational standarnt preschool education. Appendix to the Order of the Russian Ministry number 1155 from 17 October 2013] (in Russ.).

5.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

31

• «Птичий дворик», на котором можно видеть домашних птиц;

• «Добрый доктор Айболит»;

• «Лебединое озеро», где будет оформлено «озеро» из цветного щебня и плавающие лебеди;

• «Наши любимые Смешарики»;

• «Волшебный пень», который позволит оригинально решить проблему оформления пеньков на территории спортивной площадки;

• «Маша и медведь», где дети и родители примут участие в акции «Посади свое дерево» и высадят саженцы хвойных деревьев.

Груздо Лариса Николаевна - заместитель заведующего по АХЧ МБДОУ № 390 г. Челябинска, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета. molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.