Научная статья на тему 'Формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации'

Формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2491
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Елена Владимировна

В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культура управления», «управленческая культура» применительно к руководителям дошкольных образовательных организаций, а также некоторые наблюдения за процессом формирования управленческой культуры руководителей в системе дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. В. Ершова

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая культура» применительно к руководителям дошкольных образовательных организаций, а также некоторые наблюдения за процессом формирования управленческой культуры руководителей в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: культура, управление, управленческая культура, формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации.

Реформирование современного общества, системы социальных и экономических отношений закономерно повлекло за собой также и изменения (новации и инновации) в системе дoшкoльнoгo oбразoвания, которые, в свою очередь, обусловили возросший уровень требований к уровню общекультурной, образовательной, социальной и профессиональной компетентности руководителей дошкольного образования.

И в тоже время аналитики делают неутешительные выводы относительно низкой практической готовности значительной части современного менеджмента дошкольного образования к результативной (эффективной, продуктивной) деятельности, к принятию адекватных управленческих решений.

Актуальной признается проблема дефицита культуры: и мировоззренческой, и политической, и моральной, и правовой, и экономической, и управленческой и т. п.

Итак, что же такое «культура», «культура управления», «управленческая культура»?

«Культура - (от лат. cultura - возделывание; воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [14. С. 457].

Термины «культура управления», «управленческая культура» в последнее время приобретают все большее распространение.

Ими все шире пользуются ученые и практики (Т. М. Горюнова, Ю. Палеха, В. А. Сла-стенин, Н. М. Таланчук, Р М. Чумичова, М. И. Фалюшина [4; 9; 10; 11; 12; 13] и др.).

Культура управления, по нашему мнению, - это интегративная характеристика управленческой деятельности руководителя дошкольного образования, которая является частью его профессиональной культуры и составляет такую совокупность особенностей индивидуального творческого управления, которая обеспечивает ситуацию поиска новых механизмов реализации управленческих функций с целью достижения нового качества индикативных показателей образовательной системы, а также в развитии образовательного процесса и его субъектов: педагога (как субъекта воздействия) и ребенка (как субъекта освоения, интериоризации).

Понятия «управленческая культура» [1; 2; 3] и «культура управления» [4; 5; 6; 7; 8], близки по смыслу, но не идентичны.

Первое - «управленческая культура» - означает профессионально-личностные качества руководителя [1; 2; 3], второе - «культура управления» - особенности управленческой деятельности в конкретной образовательной организации [4; 5; 6; 7; 8]. При несомненном признании относительности такого распределения смыслов управленческая культура обусловливает, «окрашивает» [7] культуру управления личностью руководителя.

Поэтому для руководителя дошкольной образовательной организации исключительно важным является осознание того, что управленческая деятельность в контексте культуры является творческим процессом, ее результаты имеют индивидуальный, творческий характер, а регуляция профессиональных взаимоотношений обусловливается набором принятых ценностей и способов деятельности. Необходимо овладеть умением находиться в ситуации постоянного творческого поиска альтернативных, инновационных, личностно-ориентированных способов реализации функций управления; обеспечить управленческой деятельности системность, социальную ориентированность, научность, синерге-тичность, оптимальность результатов; инициировать достижение новых качественных и количественных индикативных характеристик в развитии ребенка, педагогов, образовательного процесса.

Чтобы руководить педагогическим коллективом, перед которым в настоящее время поставлены такие задачи, необходима новая профессионально-управленческая компетентность руководителя дошкольной образовательной организации. Это «руководитель-лидер», «руководитель- менеджер»!

Профессионально-управленческую компетентность «лидера», «менеджера» отличают широкий кругозор, инициативность, общая культура. Эти качества помогают заведующему дошкольной образовательной организацией оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и распределять их обязанности, стимулировать профессионально-педагогическую деятельность каждого сотрудника в приоритетных направлениях, определяемых программой развития.

Современный руководитель дошкольной образовательной организации - это руководитель, обладающий высокой культурой профессионально-управленческой деятельности. Под управленческой деятельностью и (или) под управлением, большинством ученых и практикующих специалистов понимается, во-первых, определенный, самостоятельный вид профессиональной деятельности и, во-вторых, способ перевода образовательной системы в качественно новое состояние путем воздействия на количественные и качественные характеристики ее компонентов (на объекты и субъекты).

Описание управленческого цикла состоит из а) объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат); б) субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; в) прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждение, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т. п.); г) механизмов воздействия субъекта управления на объект (проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ).

Показателями культуры управленческой деятельности руководителя выступают сущностные критерии.

К ним относятся:

- во-первых, целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

- во-вторых, системность, системное «видение» объектов и субъектов педагогического процесса, представленных в проектируемых моделях (планах, программах, концепциях);

- в-третьих, статистические подходы в управлении (например, методы диагностики и статистического контроля);

- в-четвертых, вариативность программ, обеспечивающая субъекту управления «необходимое разнообразие»;

- в-пятых, альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.

Если управленческая деятельность приводит образовательный процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений образовательной системы и модели управления.

Целостность образовательной системы, по мнению Р М. Чумичевой [13], обеспечивается:

- «деревом целей», пронизывающих концепцию, программу развития ДОУ, комплексную образовательную программу ДОУ, годовой план руководителя, календарно-тематические планы воспитателей и специалистов;

- индивидуальными педагогическими (образовательными) технологиями, которые используются в образовательном процессе (методы, приемы, способы деятельности, формы организации деятельности, принципы создания образовательно-социализационного пространства);

- контролем за статичными и изменяющимися качественными характеристиками объектов педагогической системы относительно стандартов образования и субъектов на основе диагностических методик;

- знанием и учетом специфических и педагогических закономерностей, отражающихся на качестве образовательного процесса и развитии личности ребенка и педагога (профессионала).

Таким образом, для формирования и достижения высоких результатов в управленческой деятельности, руководителю ДОУ необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность его работы.

Существуют определенные нормы деловых отношений руководителя и педагогов в образовательной организации.

Во-первых, это традиции, т. е. сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными. Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.

Во-вторых, этика и этикет играют большую роль в жизни современного общества и являются частью поведенческой культуры каждого человека. В настоящее время руководители все большее внимание обращают на соблюдение правил этики и этикета, помогающие им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств. Создание делового сотрудничества в коллективе - процесс длительный и сложный. Он зависит, в первую очередь, от руководителя этого учреждения, его умения организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.

В-третьих, нравственные качества руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения - его основная задача. От современного руководителя требуется умение находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений; влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе; общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.). Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОУ.

«Лицо» дошкольной образовательной организации определяет его управленческий и педагогический персонал. А создают из отдельных профессионалов коллектив, сплачивают и превращают его в работоспособную творческую силу - заведующий и старший воспитатель. Заведующий и старший воспитатель отвечают за организацию целостного образовательного процесса в образовательной организации. Именно поэтому манера, стиль управленческого поведения руководителя, настойчивость, целеустремленность и последовательность - важнейшие качества, которые необходимы для его профессиональной деятельности, создающей деловые отношения и определяющей их позитивную, пассионарную нацеленность.

Поведение руководителя дошкольного учреждения - своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.

Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы, и создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие - меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными компетенциями, но и его личностными качествами, способностями налаживать контакты и взаимопонимание с подчиненными.

Остановимся на нравственных качествах руководителя и рассмотрим конкретно личностные и профессионально-значимые нравственные качества руководителя, способствующие построению целесообразных взаимоотношений в рамках организации образовательного процесса.

По мнению Э. А. Уткина [1; 2], ведущей характеристикой личного облика («лика») руководителя дошкольной образовательной организации является нравственная характеристика, которую можно представить, как состоящую из трех групп качеств и (или) в трех измерениях:

1. Общие нравственные качества: патриотизм - преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа; гуманизм - уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию; справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.

2. Конкретные нравственные качества: гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми; нравственная воля - умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль; профессиональная честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза; коллективизм - организованность, дисциплинированность, общительность; мужество - смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность - уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.

3. Специфические нравственные качества: трудолюбие - личный пример отношения к служебным правам и обязанностям; скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность - единство слова и дела; щедрость - бескорыстность, оказание помощи людям; оптимизм - вера в свой моральный выбор; великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.

В других исследованиях мы находим многочисленные совпадения с вышеприведенной точкой зрения. Например, Р Х. Шакуров [3; 5] утверждает, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая значимость для педагогического персонала этих качеств руководителя объясняется, вероятно, тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально-психологических потребностей каждого члена социальной группы, который именно этого ждет от своего лидера.

Отсутствие у руководителя дошкольной образовательной организации тех или иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.

Важно отметить, вслед за такими исследователями, как А. К. Бондаренко, Л. В. Позд-няк, В. И. Шкатулла [2], что специфика дошкольной образовательной организации состоит в том, что взаимоотношения, которые культивируются управленческим и педагогическим персоналом, переносятся и на отношение к детям и среди детей.

Поэтому, формируя управленческую культуру и осуществляя управление в качестве руководителя дошкольной образовательной организации, заведующий ДОУ, должен всегда иметь в виду, что он создают ту среду, то социально-образовательное пространство, в котором все участники образовательного процесса познают и осваивают актуальную социально-образовательную действительность.

Список литературы

1. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: АСТ, 1996. - 68 с.

2. Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. - М.: «Просвещение», 1984. - 78 с.

3. Дик, Н. Ф., Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. Ф. Дик, Н. Б. Иванова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 86 с.

4. Горюнова, Т. М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. М. Горюнова. - Нижний Новгород, 2002. - 218 с.

5. Ерофеева, Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях по-липрограммносты и вариативности [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. -2000. - № 7. - С. 78-81.

6. Коломинский, Н. Л. Психология менеджмента в образовании (социально-психологический аспект): монография [Текст] / Н. Л. Коломинский. - М.: Юристъ, 2000. - 286 с.

7. Крутой, К. Л. Мониторинг как современное средство управления качеством образования в дошкольном учреждении: монография [Текст] / К. Л. Крутой. - М.: Липс. ЛТД, 2006. - 172 с.

8. Культурология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 576 с.

9. Палеха, Ю. Ключи к успеху или организационная и управленческая культуры: учеб. пособие [Текст] / Ю. Палеха. - 2-е изд., дополненное. - М.: Изд-во Европ. ун-та, 2002. - 337 с.

10. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов [Текст] / В. А. Сласте-нин. - М.: Новая шк., 2000. - 512 с.

11. Таланчук, Н. М. Системно-функциональная теория управления воспитательном процессе [Текст] / Н. М. Таланчук // Воспитание - синергетическая система ориентиро-

ванного человековедения: базисная концепция воспитательного процесса в школе. - Казань: Дом печати, 1998. - 381 с.

12. Фалюшина, Л. И. Управление дошкольного образовательного учреждением: соврем. аспект [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М.: Пед. об-во России, 2003. - 80 с.

13. Чумичева, Р. М. Управление качеством дошкольного образования [Текст] / Р. М. Чумичева. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 342 с.

14. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. - М.: Русские словари, АСТ, Астрель, 2007. - 957 с.

ADMINISTRATIVE CULTURE’S FORMATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION’S HEAD

E. V Yershova

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, [email protected]

In the article presented the results of studying of research entities such fundamental concepts as «management culture « in relation to the heads of preschool educational institutions, as well as the observation of the administrative culture’s formation process of heads in the preschool education system.

Keywords: culture, management, administrative culture, the formation of administrative culture of preschool educational organizations heads.

References

1. Belaya, K. Yu. (1996) 200 otvetov na voprosyi zaveduyuschey detskim sadom [=200 answers to the questions the head of the kindergarten], Moscow, AST, 68 p. (In Russ.).

2. Bondarenko, A. K., Pozdnyak, L. V and Shkatulla, V. I. (1984) Zaveduyuschiy doshkol-nyim uchrezhdeniem [=Kindergarten’s Head], Moscow, «Prosveschenie», 78 p. (In Russ.).

3. Dik, N. F. and Ivanova, N. B. (2005) Nastolnaya kniga rukovoditelya doshkolnogo obra-zovatelnogo uchrezhdeniya [=Handbook of preschool educational institution’s head], Rostov-na-Donu, Feniks, 86 p. (In Russ.).

4. Goryunova, T. M. (2002) Razvitie upravlencheskoy kulturyi buduschego pedagoga doshkolnogo obrazovaniya [=Development of administrative culture of the future teacher of preschool education]: dis. ... kand. ped. nauk, Nizhniy Novgorod, 218 p. (In Russ.).

5. Erofeeva, T. (2000) Obrazovatelnaya rabota doshkolnyih uchrezhdeniy v usloviyah polipro-grammnostyi i variativnosti [=The educational work in preschools poliprogrammnosty conditions and variability], in: Doshkolnoe vospitanie [=Pre-school education], no. 7, pp. 78-81 (in Russ.).

6. Kolominskiy, N. L. (2000) Psihologiya menedzhmenta v obrazovanii (sotsialno-psiho-logicheskiy aspekt): monografiya [=Management Psychology in Education (socio-psychological aspect): monograph], Moscow, Yurist’, 286 p. (In Russ.).

7. Krutoy, K. L. (2006) Monitoring kak sovremennoe sredstvo upravleniya kachestvom obrazovaniya v doshkolnom uchrezhdenii: monografiya [=Monitoring as a modern means of quality management education at preschool: monograph], Moscow, Lips, LTD, 172 p. (In Russ.).

8. Kulturologiya: ucheb. posobie dlya studentov vyissh. ucheb. zavedeniy [=Cultural: proc. tool for students of proc. institutions] (2003), Rostov-na-Donu, Feniks, 576 p. (In Russ.).

9. Paleha, Yu. (2002) Klyuchi k uspehu ili organizatsionnaya i upravlencheskaya kulturyi: ucheb. posobie [=Keys to success or organizational and management culture: Textbook. Manual], 2-e izd., dopolnennoe, Moscow, Izd-vo Evrop. un-ta, 337 p. (In Russ.).

10. Slastenin, V A. (2000) Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov [=Pedagogy: Textbook. aid for students], Moscow, Novaya shk., 512 p. (In Russ.).

11. Talanchuk, N. M. (1998) Sistemno-funktsionalnaya teoriya upravleniya vospitatelnom protsesse [=Systemic-functional theory of the educational process], in: Vospitanie - sinerget-icheskaya sistema orientirovannogo chelovekovedeniya: bazisnaya kontseptsiya vospitatelno-goprotsessa v shkole [=Education - synergetic system based human studies: basic concept of the educational process at school], Kazan, Dom pechati, 381 p. (In Russ.).

12. Falyushina, L. I. (2003) Upravlenie doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniem: sovrem. aspekt [=Management of preschool educational institution: lies. aspect], Moscow, Ped. ob-vo Rossii, 80 p. (In Russ.).

13. Chumicheva, R. M. (2000) Upravlenie kachestvom doshkolnogo obrazovaniya ^Quality Management of preschool education], Rostov-na-Donu, RGPU, 342 p. (In Russ.).

14. Bolshoy illyustrirovannyiy slovar inostrannyih slov [=Big illustrated dictionary of foreign words] (2007), Moscow, Russkie slovari, AST, Astrel, 957 p. (In Russ.).

Ершова Елена Владимировна - студент 1-ого курса магистратуры, Челябинский государственный педагогический университет; МБДОУ ДС № 383, г. Челябинск, воспитатель.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.