ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е. В. Ершова
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая культура» применительно к руководителям дошкольных образовательных организаций, а также некоторые наблюдения за процессом формирования управленческой культуры руководителей в системе дошкольного образования.
Ключевые слова: культура, управление, управленческая культура, формирование управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации.
Реформирование современного общества, системы социальных и экономических отношений закономерно повлекло за собой также и изменения (новации и инновации) в системе дoшкoльнoгo oбразoвания, которые, в свою очередь, обусловили возросший уровень требований к уровню общекультурной, образовательной, социальной и профессиональной компетентности руководителей дошкольного образования.
И в тоже время аналитики делают неутешительные выводы относительно низкой практической готовности значительной части современного менеджмента дошкольного образования к результативной (эффективной, продуктивной) деятельности, к принятию адекватных управленческих решений.
Актуальной признается проблема дефицита культуры: и мировоззренческой, и политической, и моральной, и правовой, и экономической, и управленческой и т. п.
Итак, что же такое «культура», «культура управления», «управленческая культура»?
«Культура - (от лат. cultura - возделывание; воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [14. С. 457].
Термины «культура управления», «управленческая культура» в последнее время приобретают все большее распространение.
Ими все шире пользуются ученые и практики (Т. М. Горюнова, Ю. Палеха, В. А. Сла-стенин, Н. М. Таланчук, Р М. Чумичова, М. И. Фалюшина [4; 9; 10; 11; 12; 13] и др.).
Культура управления, по нашему мнению, - это интегративная характеристика управленческой деятельности руководителя дошкольного образования, которая является частью его профессиональной культуры и составляет такую совокупность особенностей индивидуального творческого управления, которая обеспечивает ситуацию поиска новых механизмов реализации управленческих функций с целью достижения нового качества индикативных показателей образовательной системы, а также в развитии образовательного процесса и его субъектов: педагога (как субъекта воздействия) и ребенка (как субъекта освоения, интериоризации).
Понятия «управленческая культура» [1; 2; 3] и «культура управления» [4; 5; 6; 7; 8], близки по смыслу, но не идентичны.
Первое - «управленческая культура» - означает профессионально-личностные качества руководителя [1; 2; 3], второе - «культура управления» - особенности управленческой деятельности в конкретной образовательной организации [4; 5; 6; 7; 8]. При несомненном признании относительности такого распределения смыслов управленческая культура обусловливает, «окрашивает» [7] культуру управления личностью руководителя.
Поэтому для руководителя дошкольной образовательной организации исключительно важным является осознание того, что управленческая деятельность в контексте культуры является творческим процессом, ее результаты имеют индивидуальный, творческий характер, а регуляция профессиональных взаимоотношений обусловливается набором принятых ценностей и способов деятельности. Необходимо овладеть умением находиться в ситуации постоянного творческого поиска альтернативных, инновационных, личностно-ориентированных способов реализации функций управления; обеспечить управленческой деятельности системность, социальную ориентированность, научность, синерге-тичность, оптимальность результатов; инициировать достижение новых качественных и количественных индикативных характеристик в развитии ребенка, педагогов, образовательного процесса.
Чтобы руководить педагогическим коллективом, перед которым в настоящее время поставлены такие задачи, необходима новая профессионально-управленческая компетентность руководителя дошкольной образовательной организации. Это «руководитель-лидер», «руководитель- менеджер»!
Профессионально-управленческую компетентность «лидера», «менеджера» отличают широкий кругозор, инициативность, общая культура. Эти качества помогают заведующему дошкольной образовательной организацией оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и распределять их обязанности, стимулировать профессионально-педагогическую деятельность каждого сотрудника в приоритетных направлениях, определяемых программой развития.
Современный руководитель дошкольной образовательной организации - это руководитель, обладающий высокой культурой профессионально-управленческой деятельности. Под управленческой деятельностью и (или) под управлением, большинством ученых и практикующих специалистов понимается, во-первых, определенный, самостоятельный вид профессиональной деятельности и, во-вторых, способ перевода образовательной системы в качественно новое состояние путем воздействия на количественные и качественные характеристики ее компонентов (на объекты и субъекты).
Описание управленческого цикла состоит из а) объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат); б) субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; в) прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждение, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т. п.); г) механизмов воздействия субъекта управления на объект (проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ).
Показателями культуры управленческой деятельности руководителя выступают сущностные критерии.
К ним относятся:
- во-первых, целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
- во-вторых, системность, системное «видение» объектов и субъектов педагогического процесса, представленных в проектируемых моделях (планах, программах, концепциях);
- в-третьих, статистические подходы в управлении (например, методы диагностики и статистического контроля);
- в-четвертых, вариативность программ, обеспечивающая субъекту управления «необходимое разнообразие»;
- в-пятых, альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.
Если управленческая деятельность приводит образовательный процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений образовательной системы и модели управления.
Целостность образовательной системы, по мнению Р М. Чумичевой [13], обеспечивается:
- «деревом целей», пронизывающих концепцию, программу развития ДОУ, комплексную образовательную программу ДОУ, годовой план руководителя, календарно-тематические планы воспитателей и специалистов;
- индивидуальными педагогическими (образовательными) технологиями, которые используются в образовательном процессе (методы, приемы, способы деятельности, формы организации деятельности, принципы создания образовательно-социализационного пространства);
- контролем за статичными и изменяющимися качественными характеристиками объектов педагогической системы относительно стандартов образования и субъектов на основе диагностических методик;
- знанием и учетом специфических и педагогических закономерностей, отражающихся на качестве образовательного процесса и развитии личности ребенка и педагога (профессионала).
Таким образом, для формирования и достижения высоких результатов в управленческой деятельности, руководителю ДОУ необходимо знать и учитывать основные факторы, влияющие на эффективность его работы.
Существуют определенные нормы деловых отношений руководителя и педагогов в образовательной организации.
Во-первых, это традиции, т. е. сложившаяся в коллективе система взаимоотношений руководителя с подчиненными. Характер этих отношений, микроклимат в коллективе и его преобладающий настрой имеют решающее значение для достижения успеха в работе всего учреждения.
Во-вторых, этика и этикет играют большую роль в жизни современного общества и являются частью поведенческой культуры каждого человека. В настоящее время руководители все большее внимание обращают на соблюдение правил этики и этикета, помогающие им продемонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств. Создание делового сотрудничества в коллективе - процесс длительный и сложный. Он зависит, в первую очередь, от руководителя этого учреждения, его умения организовать совместную деятельность всех сотрудников, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и родителями, в их общественной деятельности, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
В-третьих, нравственные качества руководителя, его поведение задают тон взаимоотношениям во всем коллективе. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. В сплочении педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения - его основная задача. От современного руководителя требуется умение находить лучшие стороны в работе коллег на основе учета их личностных стремлений; влиять на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе; общаться с сотрудниками (педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения и др.). Все указанные качества являются необходимыми для создания атмосферы доверительного сотрудничества в ДОУ.
«Лицо» дошкольной образовательной организации определяет его управленческий и педагогический персонал. А создают из отдельных профессионалов коллектив, сплачивают и превращают его в работоспособную творческую силу - заведующий и старший воспитатель. Заведующий и старший воспитатель отвечают за организацию целостного образовательного процесса в образовательной организации. Именно поэтому манера, стиль управленческого поведения руководителя, настойчивость, целеустремленность и последовательность - важнейшие качества, которые необходимы для его профессиональной деятельности, создающей деловые отношения и определяющей их позитивную, пассионарную нацеленность.
Поведение руководителя дошкольного учреждения - своего рода нравственный ориентир, на который должны равняться педагоги. Это обязывает его быть ответственным, безупречно исполнять свой профессиональный долг.
Часто говорят, что коллектив таков, каков его руководитель. В определенной степени это так, ведь тот, кто стоит во главе рабочей группы, и создает трудовую атмосферу. Его служебные права умножаются на его ответственность. Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие - меньше. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает возможность для успешного общения с окружающими, позволяет не только избежать собственных ошибок в отношениях с людьми, но и исключить проблему непонимания со стороны других участников делового и личностного общения. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными компетенциями, но и его личностными качествами, способностями налаживать контакты и взаимопонимание с подчиненными.
Остановимся на нравственных качествах руководителя и рассмотрим конкретно личностные и профессионально-значимые нравственные качества руководителя, способствующие построению целесообразных взаимоотношений в рамках организации образовательного процесса.
По мнению Э. А. Уткина [1; 2], ведущей характеристикой личного облика («лика») руководителя дошкольной образовательной организации является нравственная характеристика, которую можно представить, как состоящую из трех групп качеств и (или) в трех измерениях:
1. Общие нравственные качества: патриотизм - преданность Отечеству, приоритет общественных интересов, соблюдение и развитие лучших традиций своего народа; гуманизм - уважительное отношение к каждому человеку, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию; справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость для критики, самокритичность.
2. Конкретные нравственные качества: гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми; нравственная воля - умение добиваться цели, завоевывать уважение у людей, самоконтроль; профессиональная честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза; коллективизм - организованность, дисциплинированность, общительность; мужество - смелость, умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность - уважение мнения других, поддержка тех, кто оказался в беде.
3. Специфические нравственные качества: трудолюбие - личный пример отношения к служебным правам и обязанностям; скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность - единство слова и дела; щедрость - бескорыстность, оказание помощи людям; оптимизм - вера в свой моральный выбор; великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды.
В других исследованиях мы находим многочисленные совпадения с вышеприведенной точкой зрения. Например, Р Х. Шакуров [3; 5] утверждает, что педагоги на первое место среди качеств руководителя выдвигают отзывчивость, доброжелательность, принципиальность и тактичность. Столь высокая значимость для педагогического персонала этих качеств руководителя объясняется, вероятно, тем, что они играют особую роль в удовлетворении морально-психологических потребностей каждого члена социальной группы, который именно этого ждет от своего лидера.
Отсутствие у руководителя дошкольной образовательной организации тех или иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Отрицательно действуют на моральный климат в коллективе такие черты руководителя, как высокомерие, обидчивость, тщеславие, грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость и т. д.
Важно отметить, вслед за такими исследователями, как А. К. Бондаренко, Л. В. Позд-няк, В. И. Шкатулла [2], что специфика дошкольной образовательной организации состоит в том, что взаимоотношения, которые культивируются управленческим и педагогическим персоналом, переносятся и на отношение к детям и среди детей.
Поэтому, формируя управленческую культуру и осуществляя управление в качестве руководителя дошкольной образовательной организации, заведующий ДОУ, должен всегда иметь в виду, что он создают ту среду, то социально-образовательное пространство, в котором все участники образовательного процесса познают и осваивают актуальную социально-образовательную действительность.
Список литературы
1. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: АСТ, 1996. - 68 с.
2. Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. - М.: «Просвещение», 1984. - 78 с.
3. Дик, Н. Ф., Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. Ф. Дик, Н. Б. Иванова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 86 с.
4. Горюнова, Т. М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. М. Горюнова. - Нижний Новгород, 2002. - 218 с.
5. Ерофеева, Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях по-липрограммносты и вариативности [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. -2000. - № 7. - С. 78-81.
6. Коломинский, Н. Л. Психология менеджмента в образовании (социально-психологический аспект): монография [Текст] / Н. Л. Коломинский. - М.: Юристъ, 2000. - 286 с.
7. Крутой, К. Л. Мониторинг как современное средство управления качеством образования в дошкольном учреждении: монография [Текст] / К. Л. Крутой. - М.: Липс. ЛТД, 2006. - 172 с.
8. Культурология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 576 с.
9. Палеха, Ю. Ключи к успеху или организационная и управленческая культуры: учеб. пособие [Текст] / Ю. Палеха. - 2-е изд., дополненное. - М.: Изд-во Европ. ун-та, 2002. - 337 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов [Текст] / В. А. Сласте-нин. - М.: Новая шк., 2000. - 512 с.
11. Таланчук, Н. М. Системно-функциональная теория управления воспитательном процессе [Текст] / Н. М. Таланчук // Воспитание - синергетическая система ориентиро-
ванного человековедения: базисная концепция воспитательного процесса в школе. - Казань: Дом печати, 1998. - 381 с.
12. Фалюшина, Л. И. Управление дошкольного образовательного учреждением: соврем. аспект [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М.: Пед. об-во России, 2003. - 80 с.
13. Чумичева, Р. М. Управление качеством дошкольного образования [Текст] / Р. М. Чумичева. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 342 с.
14. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. - М.: Русские словари, АСТ, Астрель, 2007. - 957 с.
ADMINISTRATIVE CULTURE’S FORMATION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION’S HEAD
E. V Yershova
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, [email protected]
In the article presented the results of studying of research entities such fundamental concepts as «management culture « in relation to the heads of preschool educational institutions, as well as the observation of the administrative culture’s formation process of heads in the preschool education system.
Keywords: culture, management, administrative culture, the formation of administrative culture of preschool educational organizations heads.
References
1. Belaya, K. Yu. (1996) 200 otvetov na voprosyi zaveduyuschey detskim sadom [=200 answers to the questions the head of the kindergarten], Moscow, AST, 68 p. (In Russ.).
2. Bondarenko, A. K., Pozdnyak, L. V and Shkatulla, V. I. (1984) Zaveduyuschiy doshkol-nyim uchrezhdeniem [=Kindergarten’s Head], Moscow, «Prosveschenie», 78 p. (In Russ.).
3. Dik, N. F. and Ivanova, N. B. (2005) Nastolnaya kniga rukovoditelya doshkolnogo obra-zovatelnogo uchrezhdeniya [=Handbook of preschool educational institution’s head], Rostov-na-Donu, Feniks, 86 p. (In Russ.).
4. Goryunova, T. M. (2002) Razvitie upravlencheskoy kulturyi buduschego pedagoga doshkolnogo obrazovaniya [=Development of administrative culture of the future teacher of preschool education]: dis. ... kand. ped. nauk, Nizhniy Novgorod, 218 p. (In Russ.).
5. Erofeeva, T. (2000) Obrazovatelnaya rabota doshkolnyih uchrezhdeniy v usloviyah polipro-grammnostyi i variativnosti [=The educational work in preschools poliprogrammnosty conditions and variability], in: Doshkolnoe vospitanie [=Pre-school education], no. 7, pp. 78-81 (in Russ.).
6. Kolominskiy, N. L. (2000) Psihologiya menedzhmenta v obrazovanii (sotsialno-psiho-logicheskiy aspekt): monografiya [=Management Psychology in Education (socio-psychological aspect): monograph], Moscow, Yurist’, 286 p. (In Russ.).
7. Krutoy, K. L. (2006) Monitoring kak sovremennoe sredstvo upravleniya kachestvom obrazovaniya v doshkolnom uchrezhdenii: monografiya [=Monitoring as a modern means of quality management education at preschool: monograph], Moscow, Lips, LTD, 172 p. (In Russ.).
8. Kulturologiya: ucheb. posobie dlya studentov vyissh. ucheb. zavedeniy [=Cultural: proc. tool for students of proc. institutions] (2003), Rostov-na-Donu, Feniks, 576 p. (In Russ.).
9. Paleha, Yu. (2002) Klyuchi k uspehu ili organizatsionnaya i upravlencheskaya kulturyi: ucheb. posobie [=Keys to success or organizational and management culture: Textbook. Manual], 2-e izd., dopolnennoe, Moscow, Izd-vo Evrop. un-ta, 337 p. (In Russ.).
10. Slastenin, V A. (2000) Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov [=Pedagogy: Textbook. aid for students], Moscow, Novaya shk., 512 p. (In Russ.).
11. Talanchuk, N. M. (1998) Sistemno-funktsionalnaya teoriya upravleniya vospitatelnom protsesse [=Systemic-functional theory of the educational process], in: Vospitanie - sinerget-icheskaya sistema orientirovannogo chelovekovedeniya: bazisnaya kontseptsiya vospitatelno-goprotsessa v shkole [=Education - synergetic system based human studies: basic concept of the educational process at school], Kazan, Dom pechati, 381 p. (In Russ.).
12. Falyushina, L. I. (2003) Upravlenie doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniem: sovrem. aspekt [=Management of preschool educational institution: lies. aspect], Moscow, Ped. ob-vo Rossii, 80 p. (In Russ.).
13. Chumicheva, R. M. (2000) Upravlenie kachestvom doshkolnogo obrazovaniya ^Quality Management of preschool education], Rostov-na-Donu, RGPU, 342 p. (In Russ.).
14. Bolshoy illyustrirovannyiy slovar inostrannyih slov [=Big illustrated dictionary of foreign words] (2007), Moscow, Russkie slovari, AST, Astrel, 957 p. (In Russ.).
Ершова Елена Владимировна - студент 1-ого курса магистратуры, Челябинский государственный педагогический университет; МБДОУ ДС № 383, г. Челябинск, воспитатель.