Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью региона'

Управление конкурентоспособностью региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3300
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП) / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА / УНИКАЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / GROSS REGIONAL PRODUCT (GRP) / COMPETITIVENESS OF THE REGION / POTENTIAL / REGION / REGIONAL ADMINISTRATION / REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAM / REGIONAL RESOURCES / STRATEGIC MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE REGION / UNIQUENESS / COMPETITIVENESS FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзун Ирина Геннадьева, Старкова Надежда Олеговна

Введение. Выявлена тенденция усиления конкуренции не только между рынками, но и регионами. Обоснована актуальность и необходимость повышения конкурентоспособности и привлекательности регионов с целью формирования благоприятного социально-экономического климата для предпринимателей, инвесторов, жителей, временно прибывающих и завоевания преимуществ как на внутреннем, так и на внешних рынках. Материалы и методы. По результатам исследования существующей терминологии уточнено определение понятия «регион». На основе исследования теоретических аспектов конкурентоспособности установлены основные элементы конкурентоспособности региона, исследованы особенности формирования конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития и влияющие на него факторы Результаты. В результате осмысления концептуальных подходов к трактовке понятия «конкурентоспособность региона» и системного исследования его сущности предложено собственное определение данного явления, основанное на применении целостного механизма к его пониманию. Сделан вывод, что повышение конкурентоспособности региона подразумевает необходимость формирования целостного механизма управления социально-экономическим, интеллектуальным, природным потенциалом региона, действующего при поддержке государственных программ как на местном, так и на федеральном уровне. Обсуждение. Управление региональной стратегической конкурентоспособностью представляет собой процесс принятия стратегических решений по выбору альтернатив, формируемых за счет сравнения существующего потенциала конкретного региона с возможностями и угрозами его внешнего окружения, а также с глобальными изменениями внешней среды. Ее суть проявляется в формировании и осуществлении современной концепции высокоэффективного менеджмента на инновационной основе, корректируемого постоянным мониторингом внутренних и внешних изменений, оценкой основных параметров функционирования и развития региона. Выводы. Ознакомление с материалами стратегической концепции социально-экономического развития России позволило выявить, что основной задачей развития отечественных регионов является взаимодействие регионального развития и развития муниципальных образований для улучшения среднестатистических показателей благосостояния жителей и качества их жизни, гарантия устойчивых темпов экономического роста, улучшение конкурентоспособности РФ в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF REGION''S COMPETITIVENESS

Introduction. The tendency of increasing competition not only between markets, and regions are revealed. The article is justified the urgency and the need to enhance the competitiveness and attractiveness of regions with a view to creating a favorable socio-economic climate for entrepreneurs, investors, citizens, temporarily arriving people and for creation the advantages for winning in domestic and foreign markets. Materials and methods. According to a study of the existing terminology is formulated the definition of «region». Based on the study of theoretical aspects of the competitiveness of the basic elements of regional competitiveness, are researched the features of the formation of the competitive advantages of the region at different stages of economic development, and the factors influencing it. Results. As a result, understanding the conceptual approaches to the interpretation of the concept of «regional competitiveness» and system research of its essence, it is proposed the author's definition of this phenomenon, based on a holistic understanding of the its mechanism. It is concluded that the increase of competitiveness of the region implies the need to create a holistic socio-economic management mechanism, intellectual, natural potential of the region, acting with the support of government programs at both the local and federal level. Discussion. Management of regional competitiveness strategy is the process of making strategic decisions on the choice of alternatives generated by comparing the existing potential of a particular region with the opportunities and threats to its external environment, as well as the global environment changes. Its essence is manifested in the formation and implementation of the modern concept of highly innovative management on the basis of the corrected constant monitoring of internal and external changes, estimate the main parameters of functioning and development of the region. Conclusions. Reading of material strategic concept of socio-economic development of Russia, revealed that the main task of local regions is the interaction of regional development and municipal community development to improve the average indicators of well-being of residents and their quality of life, guarantee sustainable economic growth, improvement of Russian competitiveness in the world.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью региона»

problem of management of apartment houses»), Upravle-nie mnogokvartirnym domom, 2014, No 4.

12. Kameneva E. A. Reforma ZhKH, ili Teper' my budem zhit' po-novomu... (Reform of housing and public utilities, or now we will live in a new way ...), Rostov n/D, Feniks, 2005, 10-37 pp.

13. Ozina A. M., Chervjakova E. D. Licenzirova-nie upravljajushhih kompanij - jeto peredel rynka ili ego ochishhenie (Licensing of management companies is a repartition of the market or its clarification), Jekonomika i predprmimatel'stvo, No 10 ch. 2 (63-2), 2015, pp. 733-735.

14. Svedenija s sajta federal'noj sluzhby gosu-darstvennoj statistiki, [Jelektronnyj resurs] Rezhim dos-tupa: http://www.gks.ru/ (data obrashhenija 26.08.2016).

15. Svedenija s sajta gosudarstvennoj zhilishhnoj inspekcii Nizhegorodskoj oblasti, [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://goszhilinspekcija.nizhegorodska jaoblast'.rf/ (data obrashhenija 15.09.2016).

16. Sutjagina N. I., Provalenova N. V. Sochetanie gosudarstvennyh i rynochnyh reguljatorov pri formirova-nii i razvitii rynka zhilishhno-kommunal'nyh uslug (Combination of the state and market regulators during the forming and development of the market of housing and communal services), Knjaginino, 2012, 140 pp.

17. Musaev M. K. Letnij period - samyj «gorja-chij» period v ZhKH (The summer period - the «hottest» period in housing and public utilities), StrojMnogo, 2016, No 2 (3). [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http : //stroymnogo.com/science/tech/

18. Paukova N. I. Neobhodimost' precedentnogo regulirovanija finansovyh otnoshenij v Rossijskoj Fede-racii (Need of case regulation of the financial relations in the Russian Federation), Territorija nauki, 2014, No 6, pp.112-118.

19. Zavivaev N. S., Shamin E. A. Restrukturizacija i razvitie rynka infokommunikacionnyh uslug v uslovijah konkurentnoj sredy (Restructuring and development of the market of infocommunication services in the conditions of the competitive environment), Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie, 2015, No 1 (10). pp. 47-49.

20. Shamin A. E., Frolova O. A. Jekonomiche-skij mehanizm regulirovanija mezhhozjajstvennyh otnoshenij v agropromyshlennyh ob#edinenijah (The economic mechanism of regulation of the intereconomic relations in agro-industrial associations), Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2011, No 33, pp. 20-25.

Дата поступления статьи в редакцию 01.09.2016.

08.00.05 УДК 338.242

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА

©2016

Рзун Ирина Геннадьева, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Информатика и математика» Филиал в г. Новороссийске ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Новороссийск (Россия) Старкова Надежда Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар (Россия)

Аннотация. Введение. Выявлена тенденция усиления конкуренции не только между рынками, но и регионами. Обоснована актуальность и необходимость повышения конкурентоспособности и привлекательности регионов с целью формирования благоприятного социально-экономического климата для предпринимателей, инвесторов, жителей, временно прибывающих и завоевания преимуществ как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Материалы и методы. По результатам исследования существующей терминологии уточнено определение понятия «регион». На основе исследования теоретических аспектов конкурентоспособности установлены основные элементы конкурентоспособности региона, исследованы особенности формирования конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития и влияющие на него факторы

Результаты. В результате осмысления концептуальных подходов к трактовке понятия «конкурентоспособность региона» и системного исследования его сущности предложено собственное определение данного явления, основанное на применении целостного механизма к его пониманию. Сделан вывод, что повышение конкурентоспособности региона подразумевает необходимость формирования целостного механизма управления социально-экономическим, интеллектуальным, природным потенциалом региона, действующего при поддержке государственных программ как на местном, так и на федеральном уровне.

Обсуждение. Управление региональной стратегической конкурентоспособностью представляет собой процесс принятия стратегических решений по выбору альтернатив, формируемых за счет сравнения существующего потенциала конкретного региона с возможностями и угрозами его внешнего окружения, а также с глобальными изменениями внешней среды. Ее суть проявляется в формировании и осуществлении современной концепции

89

высокоэффективного менеджмента на инновационной основе, корректируемого постоянным мониторингом внутренних и внешних изменений, оценкой основных параметров функционирования и развития региона.

Выводы. Ознакомление с материалами стратегической концепции социально-экономического развития России позволило выявить, что основной задачей развития отечественных регионов является взаимодействие регионального развития и развития муниципальных образований для улучшения среднестатистических показателей благосостояния жителей и качества их жизни, гарантия устойчивых темпов экономического роста, улучшение конкурентоспособности РФ в мире.

Ключевые слова: валовой региональный продукт (ВРП), конкурентоспособность региона, потенциал, регион, региональная администрация, региональная программа развития, региональные ресурсы, стратегическое управление конкурентоспособностью региона, уникальность, факторы конкурентоспособности.

Rzun Irina Gennadievna, сandidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the chair «Informatics and mathematics», Kuban State University, Filial in Novorossiysk, Novorossiysk (Russia) Starkova Nadezhda Olegovna, candidate of economical science, associate professor of the chair «International economics and management» Kuban State University, Krasnodar (Russia)

Abstract. Introduction. The tendency of increasing competition not only between markets, and regions are revealed. The article is justified the urgency and the need to enhance the competitiveness and attractiveness of regions with a view to creating a favorable socio-economic climate for entrepreneurs, investors, citizens, temporarily arriving people and for creation the advantages for winning in domestic and foreign markets.

Materials and methods. According to a study of the existing terminology is formulated the definition of «region». Based on the study of theoretical aspects of the competitiveness of the basic elements of regional competitiveness, are researched the features of the formation of the competitive advantages of the region at different stages of economic development, and the factors influencing it.

Results. As a result, understanding the conceptual approaches to the interpretation of the concept of «regional com-petitiveness» and system research of its essence, it is proposed the author's definition of this phenomenon, based on a holistic understanding of the its mechanism. It is concluded that the increase of competitiveness of the region implies the need to create a holistic socio-economic management mechanism, intellectual, natural potential of the region, acting with the support of government programs at both the local and federal level.

Discussion. Management of regional competitiveness strategy is the process of making strategic decisions on the choice of alternatives generated by comparing the existing potential of a particular region with the opportunities and threats to its external environment, as well as the global environment changes. Its essence is manifested in the formation and implementation of the modern concept of highly innovative management on the basis of the corrected constant monitoring of internal and external changes, estimate the main parameters of functioning and development of the region.

Conclusions. Reading of material strategic concept of socio-economic development of Russia, revealed that the main task of local regions is the interaction of regional development and municipal community development to improve the average indicators of well-being of residents and their quality of life, guarantee sustainable economic growth, improvement of Russian competitiveness in the world.

Keywords: gross regional product (GRP), competitiveness of the region, potential, region, regional administration, regional development program, regional resources, strategic management of competitiveness of the region, uniqueness, competitiveness factors.

MANAGEMENT OF REGION'S COMPETITIVENESS

© 2016

В сегодняшних условиях в конкурентную борьбу включаются не только производители товаров

Динамика преобразований современного рынка за счет применения прогрессивных источников информации [8], новых коммуникационных каналов [16], инновационных способов удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей [28] и т. д. все больше усиливает конкуренцию.

Введение

и услуг, но также страны и отдельные регионы. Соперничество за наиболее привлекательные и растущие рынки и использование более эффективных факторов производства в совокупности обеспечивают наиболее выгодное взаимодействие с целью обеспечения конкурентоспособности в масштабе всего государства. Данные отношения рассматриваются как составная часть конкуренции между регионами и целыми странами, в связи с чем требуют подробных

исследований. Они также заслуживают особого внимания в связи с тем, что их развитие формирует современную воспроизводственную структуру региональной, национальной, а во многом и мировой экономики [12; 14].

С точки зрения глобализации, внешнеэкономическая политика является наиболее действенным из методов управления конкурентоспособностью, от использования которого зависит экономический статус, имидж и привлекательность государства, ведущих национальных компаний и ориентированных на экспорт отраслей, а также конкурентоспособность отдельных регионов. Внешнеэкономические факторы, несомненно, играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности страны и ее регионов [17], однако не менее важное значение имеют внутренние факторы, при эффективном использовании которых возрастает возможность региона успешно конкурировать как на внутренних, так и на внешних рынках [22].

В условиях функционирования современной экономики проблемы роста конкурентоспособности региона являются одними из приоритетных задач развития отечественной экономики, так как положительная динамика их развития напрямую влияет на стабильность, надежность и целостность экономической системы государства [24]. Формирование конкурентных преимуществ региона позволяет добиться не только ускоренного экономического роста, но и влияет на рациональное и более эффективное использование регионального ресурсного потенциала, что в конечном итоге способствует улучшению благосостояния его экономических субъектов и жителей [21]. В связи с этим становится очевидным рост роли и значения регионов в формировании конкурентоспособности национальных хозяйственных систем, что обосновывает необходимость системного исследования теоретических аспектов конкурентоспособности региона.

Материалы и методы

Проведенный анализ подходов к определению понятия «регион» [2; 3; 4; 13; 37] выявил, что, в целом не смотря на некоторые различия трактовок, под регионом понимается территория, которая отличается от других территорий по определенным признакам и обладает специфической ценностью, способствующей связи между ее элементами.

На основании существующих подходов к определению понятия «регион» установлено, что в настоящее время эта категория определяет территорию страны, которая входит в систему национального хозяйства и содержит определенный потенциал, обладает развитой структурой органов управления и способствует обеспечению полноценного социального, экономического, политического, экологического раз-

вития территории и совершенствования качества жизни населения.

На современном этапе развития конкурентоспособность регионов всё ещё недостаточно влияет на достижение главной цели - улучшение качества жизни населения [23; 30]. Предположительно, это в первую очередь связано с отсутствием стратегической составляющей в общей характеристике процесса управления конкурентоспособностью региона. В связи с этим увеличивается важность разработки и воплощения на практике механизма управления конкурентоспособностью региона, адекватного современным социально-экономическим, политическим условиям, и способного к развитию и совершенствованию.

Само явление конкуренции, как основы составляющей экономических отношений и механизма экономического роста в условиях рынка, многие годы привлекает к себе внимание экономистов. В экономической литературе встречаются различные термины и толкования понятия «конкуренция». Но не ставя перед собой цели вносить уточнения в формулировку данного понятия, в рамках этого исследования стоит остановиться на наиболее общепринятой и не вызывающей особых дискуссий терминологии энциклопедий и словарей.

Большой энциклопедический словарь понятие конкуренции трактует как (от лат. сопсиггеге - сталкиваться) «...соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов.» [2].

В Большой экономической энциклопедии под конкуренцией понимается «.борьба предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции, .характерная для товарного производства, основой которого является частная собственность на средства производства» [3].

Помимо этого, существует большое число трактовок понятия «конкурентоспособность региона» в различных вариациях.

М. Портер определяет конкурентоспособность региона как продуктивность использования региональных продуктов и использование, в первую очередь, рабочей силы и капитала по сравнению с другими регионами, которая выявляется в величине валового регионального продукта на душу населения [29].

По мнению Видяпина В. И. и Степанова М. В. конкурентоспособностью региона признаются существование и использование конкурентного потенциала данного региона [4].

Конкурентоспособность региона в определении Даниловой И. П., Жамьяновой Ю. Б. представляет собой способность обеспечивать высокий уровень жизни населения и доходы собственникам капиталов, а также наиболее эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и оказании услуг [11].

Беляков Г. Я. определяет конкурентоспособность региона как способность реализовать её основную задачу - то есть устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением качества жизни населения [1]. Рассматривая различные трактовки определения «конкурентоспособности региона», были выявлены различия в мнениях авторов и отсутствие объединенного подхода к пониманию данного явления, что вызывает затруднения для осознания его экономической сущности.

В работах М. Портера конкурентоспособность региона, как и всей страны в целом, может развиваться по четырем стадиям (уровням) [29]:

- конкуренция на основе факторов производства;

- конкуренция на основе инвестиций;

- конкуренция на основе инноваций;

- конкуренция на основе богатства.

В данном случае совершенно логично, что три первые стадии обеспечивают экономический рост, а последняя стадия соответствует застою и спаду.

Таким образом, конкурентное преимущество региона обеспечивается на каждой стадии за счет различных факторов (таблица 1):

- на первой стадии - за счет действия факторов производства: природных ресурсов, благоприятных условий для производства товаров, образованным и квалифицированный человеческим ресурсом (обеспечивается одним детерминантом);

- на второй стадии - за счет агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

- на третьей стадии - за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба» (факторы, стратегии, условия спроса, родственные отрасли);

- на четвертой стадии - за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Таблица 1 - Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития

[10; 29]

Стадия Детерминанты

Факторы Стратегии Условия спроса Родственные отрасли

Факторов производства используется частично не используется не используется не используется

Инвестиций используется частично используется полностью используется полностью не используется

Инноваций используется полностью используется полностью используется полностью используется полностью

Богатства используется частично используется частично используется частично используется частично

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность региона (составлено автором)

Рисунок 2 - Элементы, определяющие конкурентоспособность региона (составлено автором)

Конкурентоспособность каждого региона основывается на определенных конкурентных преимуществах в различных сферах его деятельности. На конкурентные преимущества региона влияют общие факторы (рисунок 1).

Специфическими факторами конкурентоспособности региона являются:

- возможность производства отечественных товаров для региональных рынков сбыта, способных конкурировать с импортными продуктами;

- введение международных стандартов производства товаров и услуг для внутреннего рынка;

- снижение издержек при увеличении объема производства товаров;

- создание гибкой системы управления, позволяющей принимать оптимальные решения для полноценного управления, базирующейся на использовании опыта других компаний.

Таким образом, конкурентоспособность региона составляют следующие элементы (рисунок 2):

- уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инвестиционный, ресурсный);

- обусловленное экономическими, социальными и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику;

- способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия;

- наращивание региональных ресурсов (инновационных, интеллектуальных, инвестиционных) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) и качество жизни населения региона на уровне мировых значений.

Результаты

На основе изучения существующих трактовок понятия «конкурентоспособность региона» и систем-

ного исследования его экономической сущности с применением целостного механизма к пониманию данной категории в данном исследовании под конкурентоспособность региона предлагается понимать его способность достигать успеха в соперничестве между регионами за рост прирост населения, инновационной активности и интеллектуального потенциала, увеличение инвестиционной привлекательности, сокращение социально-экономического отставания и улучшение качества жизни населения.

Повышение конкурентоспособности региона подразумевает необходимость формирования целостного механизма управления социально-экономическим, интеллектуальным, природным потенциалом региона, действующего при поддержке государственных программ как на местном, так и на федеральном уровне.

Управление региональной стратегической конкурентоспособностью представляет собой процесс принятия и осуществления стратегических решений, основной частью которого является стратегический выбор, базирующийся на сравнении существующего потенциала конкретного региона с возможностями и угрозами его внешнего окружения, а также с изменениями во внешней среде. Данная стратегия предполагает формирование и осуществление современной концепции высокоэффективного управления на инновационной основе, постоянной оценке всех изменений, осуществляющихся во внешней среде, и всей его деятельности, для поддержания как возможности к выживанию в условиях нестабильности, так и эффективному функционированию, и дальнейшему качественному развитию.

Обсуждение

Один из основных документов, которые определяют направление стратегической конкурентоспособности нашего государства и его регионов, является концепция стратегии долгосрочного социально-экономического развития России, подготовленная Министерством экономического развития по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета от 21 июля 2006 г. [27]. Согласно данной концепции развитие

России предполагает выделение основных точек устойчивого роста экономики, благодаря которым осуществляется увеличение уровня обеспеченности россиян и усиление национальной безопасности, что, в свою очередь, способствует усилению позиций Российской Федерации на мировой арене. Качественно новый подход к социально-экономическому развитию, позволяющий улучшить уровень жизни россиян, будет способствовать не только росту позиций нашего государства в мире, но и позволит обеспечить национальную безопасность и конституциональные права жителей государства. В концепции обозначено, что в период 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП. Достижение

общей цели развития страны осуществляется благодаря комплексному развитию регионов, как его структурных элементов.

Нужно учесть, что в наши дни для понимания региональной стратегической конкуренции необходимо сформировать комплекс мер для улучшения общего экономического развития государства за счет использования преимуществ каждого отдельного региона, что позволит учесть его индивидуальные геополитические, социально-экономические, экологические, демографические, моральные и экономические особенности [18]. Стратегическое управления представляет собой главенствующий процесс в управлении административно-территориальными единицами.

Процесс формулирования целей

стратегии конкурентоспособности региона

Этап 1 — Определение долгосрочных задач, обеспечивающих конкурентоспособность региона

Этап 2 — Введение и определение показателей оценки качества реализации

поставленных задач

Этап 3 — Осуществление данной стратегии за счёт поощрения самостоятельных действий регионов

Цели стратегии конкурентоспособности региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 4 1

"Улучшение стандартов образования и обеспечение его

доступности всем категориям граждан

Сокращение издержек в управлении финансами территориальных единиц

Введение современных

стандартов экологической безопасности в регионах для улучшения качества жизни населения

Выделение ключевых сфер деятельности региона, в которых он может изначально получить конкурентное преимущество

Объединение ресурсов отдельных

регионов, что позволит увеличить темпы экономического роста и произвести структуриз аци ю экономики всего государства

Рисунок 3 - Этапы определения целей и основные цели стратегии региональной конкурентоспособности

(составлено автором)

Изменчивость и неопределенность внешней среды способствовала выбору стратегического управления в качестве главного способа достижения необходимой цели. Исходя из того, что регион представляет собой совокупность взаимозависимых систем между различными составляющими его субъектами, принадлежащих одной территориальной единице, региональная экономика должна быть рассмотрена с точки зрения единого территориального и экономического пространства государства, так как она не может быть полностью самодостаточной. Географическое положение, определённые природно-климатические условия и присутствие важных природных ресурсов позволяет региону выбирать определенный путь развития для максимально полного раскрытия своего потенциала. Вследствие чего каждый регион специализируется на конкретных отраслях хозяйственной деятельности.

Экономическая стратегия государства воплощается в жизнь благодаря прогрессу в каждом отдельном регионе, что позволяет осуществить реализацию социально-экономической политики. Специфика развития каждого конкретного региона зависит от множества факторов, включающих его геополитическое положение, наличие определённых ресурсов, а также межрегиональное взаимодействие [26].

План развития государства определяется социально-экономической эффективностью и, в свою очередь, должен быть результатом экономической деятельности каждого отдельного региона.

Исходя из стратегической концепции социально-экономического развития России основной задачей развития регионов является взаимодействие регионального развития и развития муниципальных образований для улучшения среднестатистических показателей благосостояния жителей и качества их

жизни, гарантия устойчивых темпов экономического роста, улучшение конкурентоспособности РФ в мире [27]. Для проведения социально-экономических преобразований, способствующих росту ВРП и ВВП, повышения качества жизни людей, необходимо с максимальной эффективностью использовать имеющиеся региональные ресурсы, что позволит осуществить комплекс мер по достижению государством необходимых позиций на мировом рынке.

В процессе формирования стратегии региональной конкурентоспособности определение целей должно состоять из следующих этапов (рисунок 3):

1. Определение долгосрочных задач, обеспечивающих конкурентоспособность региона.

2. Введение и определение показателей оценки качества реализации поставленных задач.

3. Осуществление данной стратегии за счёт поощрения самостоятельных действий регионов.

Стратегическими целями региональной политики страны являются:

— улучшение стандартов образования и обеспечение его доступности всем категориям граждан;

— сокращение издержек в управлении финансами территориальных единиц;

— введение современных стандартов экологической безопасности в регионах для улучшения качества жизни населения;

— выделение ключевых сфер деятельности региона, в которых он может изначально получить конкурентное преимущество;

— объединение ресурсов отдельных регионов, что позволит увеличить темпы экономического роста и произвести структуризацию экономики всего государства.

Создание условий, благоприятствующих перераспределению трудовых ресурсов таким образом, чтобы наиболее важные отрасли в региональной экономике получали их в первую очередь [9; 19], своевременное развитие необходимой региональной инфраструктуры [6; 36], грамотное перераспределение производственных мощностей по территории России для форсирования темпов экономического развития [15], формирование региональных кластеров в сфере производства и наукоёмких секторах экономики [25; 31; 33] - всё это способно обеспечить конкурентоспособность не только отдельных регионов, но и по своей совокупности дать результаты для всего государства. Для улучшения темпов экономического роста огромное значение имеет механизм управления стратегической конкурентоспособностью. Постоянно меняющиеся экономические условия порождают необходимость скорректировать определение стратегической конкурентоспособности территориальной единицы [38]. Квинтэссенция данного определения основывается на проведении инновационных преобразований региональных экономик.

Выделение основных критериев позволяет определить суть управления стратегической конкурентоспособностью региона:

— формирование и упорядочивание важности целей производственного процесса, которые базируются на стратегическом развитии конкурентной экономики региона;

— анализ возможного и фактического влияния внутренних и внешних факторов на деятельность региона и их воздействия на достижение поставленных целей;

— реализация экономических проектов, которые способствуют рациональному экономическому развитию, таким образом, адаптируют процесс производства к различным возможным изменениям внешней среды.

Стратегическое управление формирует направленность деятельности как всего региона в целом, так и его хозяйствующих субъектов, позволяет наиболее эффективным образом распределять ресурсы и способствует вливанию инвестиций в экономически выгодные проекты, помогает объединить действия руководителей на всех уровнях власти для наиболее полноценного и эффективного взаимодействия [7; 32; 35].

Заключение

Таким образом, можно заключить, что прежде всего конкурентный потенциал региона составляет его способность к созданию новых и возобновлению расходуемых материальных и нематериальных ресурсов, позволяющих создавать уникальные товары и услуги, пользующиеся спросом. Главным фактором результативности управления стратегической конкурентоспособностью является возможность региона к организации, развитию и улучшению своего стратегического конкурентного потенциала.

В современных условиях хозяйствования уровень управления конкурентоспособностью региона становится одним из основных параметров оценки социально-экономической привлекательности. Применение различных приёмов стратегического управления конкурентоспособностью региона в целом объясняется его спецификой и результативностью управленческих решений, принимаемых региональной администрацией [34].

Чтобы осуществить поставленные стратегические задачи, региону прежде всего необходимо сохранить уже достигнутую положительную динамику роста экономики, сформировать положительный инвестиционный климат и организовать обучение высококвалифицированных специалистов [5].

Политика эффективной и высокотехнологичной модернизации предприятий [24], реформирование финансовой системы [11], содействие развитию малому и среднему бизнесу [20] позволяют увеличить экономическую эффективность и снизить затраты регионов.

Главными задачами, вытекающими из стратегических целей формирования и улучшения конкурентоспособности регионов, являются:

1) разработка и описание модели эффективного управления и стратегического развития региона;

2) составление прогнозных показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности региона;

3) формирование методики оценки прогнозных показателей достижения уровня стратегической конкурентоспособности региона.

Перечисленные задачи могут явиться основой для разработки методических инструментов управления конкурентоспособностью региона, которые впоследствии могут использоваться в процессе планирования и контроля деятельности региональных органов исполнительной власти по управлению территорией. А теоретические выводы работы могут явиться основой для более глубокого осмысления и исследований по конкретизации и систематизации подходов к развитию и повышению эффективности менеджмента и маркетинга региона с целью повышения его конкурентоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. Красноярск: СибГТУ. 2001. 230 с.

2. Большой энциклопедический словарь: В 2-х кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров; 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия, 2001. Кн. 1: А-Н., Кн. 2: Н-Я. 2015 с.

3. Большая экономическая энциклопедия. М. : Эксмо. 2008. 816 с.

4. Видяпин В. И., Степанов М. В. Региональная экономика. М. : ИНФРА-М. 2007. 666 с.

5. Витт О. С. Развитие адаптивности как условие конкурентоспособности работников промышленного предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар. 2012.

6. Воронов А. А., Глухих Л. В. Конкурентоспособность Краснодарского края и фактор «Сочи-2014» в динамике социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 11. С. 64-69.

7. Вукович Г. Г. Компаративистский анализ исследования факторов эффективного функционирования региональной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2 (34). С. 9-14.

8. Шамин А. А. Методики исчисления оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций // В сборнике: Инновационное развитие экономики. Будущее России Материалы и доклады II региональной научно-практической конференции. 2015. С.105-109.

9. Гукасян А. В. Стимулирующие инструменты инновационно-промышленной политики: достижения и проблемы // Journal of Economic Regulation. 2013. Т. 4. № 1. С. 107-114.

10. Гущина Е. Г. Концепция структурной модели устойчивого регионального развития // Экономика: теория и практика. 2015. № 3 (39). С. 23-28.

11. Данилова З. А., Жамьянова Ю. Б. Социальная безопасность региона: оценка регулирующего воздействия государства // Научное обозрение. 2016. № 5. С. 87-90

12. Дудин С. Г., Толстова А. З., Суровцева Е. С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.

13. Зенченко С. В., Кобрянов С. В. Формирование стратегии конкурентоспособного развития экономики региона // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 14-20.

14. Игнатьев С. В. Российская экономика в контексте мировой динамики развития //Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 3-9.

15. Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М. : ТЕИС. 2013.

16. Козырь Н. С., Козенко В. В. Повышение конкурентоспособности российских компаний посредством интернет-коммерции в рамках ВЭД // Современные технологии управления. 2015. № 5 (53). С. 25-31.

17. Козырь Н. С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.

18. Кочиева А. К. Повышение инвестиционной привлекательности России в условиях кризиса: региональный аспект // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 21-25.

19. Кузнецов Н. И., Уколова Н. В., Шиханова Ю. А. Оптимизация человеческого потенциала как фактора формирования инновационно-интегрированной структуры национальной экономики // Научное обозрение. 2015. № 8. С. 245-251.

20. Куликова Е. И. Совершенствование методов регулирования регионального рынка // Научное обозрение. 2015.№ 13. С. 317-320.

21. Магомедов К. У., Вукович Г. Г. Развитие южно-российских регионов в условиях активизации их социально-трудовой компоненты // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 154-158.

22. Мухаметшина Ф. А., Шипшова О. А. Конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики // Научное обозрение. 2015. № 10-2. С. 223-226.

23. Небылова Я. Г., Михайлова А. А., Феофи-лова О. А. Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Краснодарского края) // В сборнике: Научные меридианы - 2014 Научно-практическая конференция. 2014. С. 186-189.

24. Невская Н. А. Территории опережающего развития как объект государственного экономического планирования // Научное обозрение. 2015. № 11. С. 211-214.

25. Никулина О. В., Коваленко А. И. Финансовое управление инновационной активностью экономических субъектов региона // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 27-34.

26. Мищенко Л. Я., Кизим А. А., Пономаренко Л. В. Влияние основополагающих тенденций развития мирового хозяйства на мировую торговлю // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 128-144.

27. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009). 11.04.2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru

28. Осипов В. С. Межрегиональная конкуренция и потребитель // В сборнике: Региональные проблемы преобразования экономики: междисциплинарный подход к формированию механизма стимулирования развития Материалы III всероссийской научно-практический конференции.2012. С.362-368.

29. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. М. : Международные отношения. 2004. 896 с.

30. Стрижев В. А. Вопросы формирования здорового образа жизни и профилактики аддиктивного поведения в медицинской студенческой среде // Евразийский союз ученых. 2014. № 5-5 (5). С.102-103.

31. Шамин А. А. Влияния факторов производства на экономическую эффективность сельскохозяйственных организаций // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 877-881.

32. Хлусова О. С., Моисеева И. С. Направления повышения конкурентоспособности предприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости // Вестник Академии знаний. 2015. № 12 (1). С. 49-58.

33. Шамин А. Е., Чернов В. А. Территориальные кластеры как основа развития инновационной инфраструктуры региона // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 2-5.

34. Шевченко И. В., Жабин В. В. Пути совершенствования методик оценки инвестиционного климата регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 14. С. 47-52.

35. Шевченко И. В., Кизим А. А., Денисов К. Ю. Особенности региона как объекта позиционирования на рынке инвестиций // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 12. С.37-42.

36. Шевченко К. И., Шевченко И. В., Понома-ренко Л. В. Региональный аспект инвестирования в транспортную отрасль в условиях глобализации // Экономика устойчивого развития. 2012. № 11. С. 223-229.

37. Anholt S. Compétitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions / 1-st edition. Palgrave Macmillan, 2007. 160 p.

38. Ashworth G. J. Personality associations as an instrument of place branding: Possibilities and pitfalls. In: G.J. Ashworth and M. Kavaratzis (eds.) Towards Effective Place Brand Management - Branding European Cities and Regions. Cheltenham, UK: EdwardElgarPub-lishing, 2010. P. 222-233.

REFERENCES

1. Beljakova G. Ja. Konkurentosposobnost' re-gional'noj jekonomiki: koncepcija operezhajushhego raz-vitija (Competitiveness of regional economy: the concept of the advancing development), Krasnojarsk, SibGTU, 2001, 230 pp.

2. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' (Big encyclopedic dictionary), V 2-h kn., Gl. red. A. M. Prohorov; 2-e izd., pererab. i dop. M. : Bol'shaja rossijskaja jencik-lopedija, 2001. Kn. 1, A-N., Kn. 2: N-Ja. 2015 pp.

3. Bol'shaja jekonomicheskaja jenciklopedija (Big economic encyclopedia), M, Jeksmo, 2008, 816 pp.

4. Vidjapin V. I., Stepanov M. V. Regional'naja jekonomika (Regional economy), M, INFRA-M, 2007, 666 pp.

5. Vitt O. S. Razvitie adaptivnosti kak uslovie konkurentosposobnosti rabotnikov promyshlennogo predprijatija (Adaptability development as condition of competitiveness of factory workers), avtoreferat disserta-cii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomi-cheskih nauk, Kubanskij gosudarstvennyj universitet, Krasnodar, 2012.

6. Voronov A. A., Gluhih L. V. Konkurentospo-s obnost' Krasnodarskogo kraja i faktor «Sochi-2014» v dinamike social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona (Competitiveness of Krasnodar Krai and factor of «Sochi-2014» in dynamics of social and economic development of the region), Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2008, No 11, pp. 64-69.

7. Vukovich G. G. Komparativistskij analiz issle-dovanija faktorov jeffektivnogo funkcionirovanija re-gional'noj jekonomiki (Komparativistsky analysis of a research of factors of effective functioning of regional economy), Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava, 2014, No 2 (34), pp. 9-14.

8. Shamin A. A. Metodiki ischislenija opti-mal'nyh razmerov sel'skohozjajstvennyh organizacij (Techniques of calculation of the optimum sizes of agricultural organizations), V sbornike: Innovacionnoe razvitie jekonomiki. Budushhee Rossii Materialy i doklady II regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015, pp.105-109.

9. Gukasjan A. V. Stimulirujushhie instrumenty innovacionno-promyshlennoj politiki: dostizhenija i problemy (The stimulating tools of innovative and industrial policy: achievements and problems), Journal of Economic Regulation, 2013, T. 4, No 1, pp. 107-114.

10. Gushhina E. G. Koncepcija strukturnoj modeli ustojchivogo regional'nogo razvitija (Concept of structural model of sustainable regional growth), Jekonomika: teorija ipraktika, 2015, No 3(39), pp. 23-28.

11. Danilova Z. A., Zham'janova Ju. B. Social'naja bezopasnost' regiona: ocenka regulirujushhego voz-dejstvija gosudarstva (Social safety of the region: assessment of the regulating influence of the state), Nauch-noe obozrenie, 2016, No 5. pp. 87-90.

12. Dudin S. G., Tolstova A. Z., Surovceva E. S. Doverie v makrojekonomike (Trust in macroeconomic), Jekonomika: teorija i praktika, 2015, No 2 (38), pp. 44-49.

13. Zenchenko S.V., Kobrjanov S.V. Formirovanie strategii konkurentosposobnogo razvitija jekonomiki re-giona (Formation of strategy of competitive development of economy of the region), Jekonomika: teorija i praktika, 2015, No 1 (37), pp. 14-20.

14. Ignat'ev S. V. Rossijskaja jekonomika v kon-tekste mirovoj dinamiki razvitija (The Russian economy in the context of world dynamics of development), Jekonomika: teorija i praktika, 2016, No 1 (41), pp. 3-9.

15. Kaljuzhnova N. Ja. Konkurentosposobnost' rossijskih regionov v uslovijah globalizacii (Competitiveness of the Russian regions in the conditions of globalization), M, TEIS, 2013.

16. Kozyr' N. S., Kozenko V. V. Povyshenie kon-kurentosposobnosti rossijskih kompanij po-sredstvom internet-kommercii v ramkah VJeD (Increase in competitiveness of the Russian companies by means of Internet commerce within foreign trade activities), Sovremennye tehnologii upravlenija, 2015, No 5 (53), pp. 25-31.

17. Kozyr' N. S. Podhody k opredeleniju global'noj konkurentosposobnosti (Approaches to definition of global competitiveness), Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost', 2015, No 26 (311), pp. 39-52.

18. Kochieva A. K. Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti Rossii v uslovijah krizisa: regional'nyj aspekt (Increase in investment appeal of Russia in the conditions of crisis: regional aspect), Jekonomika: teorija ipraktika, 2015, No 1 (37). pp. 21-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kuznecov N. I., Ukolova N. V., Shihanova Ju. A. Optimizacija chelovecheskogo potenciala kak faktora formirovanija innovacionno-integrirovannoj struktury nacional'noj jekonomiki (Optimization of human potential as factor of formation of the innovative integrated structure of national economy), Nauchnoe obozrenie, 2015, No 8, pp. 245-251.

20. Kulikova E. I. Sovershenstvovanie metodov regulirovanija regional'nogo rynka (Improvement of methods of regulation of the regional market), Nauchnoe obozrenie, 2015, No 13, pp. 317-320.

21. Magomedov K. U., Vukovich G. G. Razvitie juzhno-rossijskih regionov v uslovijah aktivizacii ih so-cial'no-trudovoj komponenty (Development of the southern Russian regions in the conditions of activization their social and labor components), Jekonomika ustojchivogo razvitija, 2012, No 11. pp. 154-158.

22. Muhametshina F. A., Shipshova O. A. Konku-rentnye preimushhestva hozjajstvujushhih subektov v uslovijah globalizacii jekonomiki (Competitive advantages of economic entities in the conditions of globalization of economy), Nauchnoe obozrenie, 2015, No 10-2, pp. 223-226.

23. Nebylova Ja. G., Mihajlova A. A., Feofilova O. A. Analiz investicionnoj privlekatel'nosti regiona (na primere Krasnodarskogo kraja) (The analysis of investment appeal of the region (on the example of Krasnodar Krai)), V sbornike: Nauchnye meridiany -2014, Nauchno-prakticheskaja konferencija, 2014, pp.186-189.

24. Nevskaja N. A. Territorii operezhajushhego razvitija kak obekt gosudarstvennogo jekonomicheskogo planirovanija (Territories of the advancing development as subject to the state economic planning), Nauchnoe obozrenie, 2015, No 11, pp. 211-214.

25. Nikulina O. V., Kovalenko A. I. Finansovoe upravlenie innovacionnoj aktivnostju jekonomicheskih sub#ektov regiona (Financial management by innovative activity of economic subjects of the region), Jekonomika: teorija i praktika, 2016, No 1 (41), pp. 27-34.

26. Mishhenko L. Ja., Kizim A. A., Ponomarenko L. V. Vlijanie osnovopolagajushhih tendency razvitija mirovogo hozjajstva na mirovuju torgovl-ju (Influence of fundamental tendencies of development of the world economy on world trade), Jekonomika ustoj-chivogo razvitija, 2012, No 9, pp. 128-144.

27. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii do 2020 g., Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 1 7 . 1 1 .2008 No 1662-r (red. ot 08.08.2009). 11.04.2015. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru

28. Osipov V. S. Mezhregional'naja konkuren-cija i potrebitel' (Interregional competition and consumer), V sbornike: Regional'nye problemy preobrazovanija jeko-nomiki: mezhdisciplinarnyj podhod k formirovaniju me-hanizma stimulirovanija razvitija Materialy III vseros-sijskoj nauchno-prakticheskij konferencii, 2012, pp.362-368.

29. Porter M. Mezhdunarodnaja konkurencija (Inte rnational competition), per. s angl, M, Mezhdunarodnye otnoshenija, 2004, 896 pp.

30. Strizhev V. A. Voprosy formirovanija zdoro-vogo obraza zhizni i profilaktiki addiktivnogo povedenija v medicinskoj studencheskoj srede (Questions of formation of a healthy lifestyle and prevention of addiktivny behavior in the medical student's environment), Evrazijs-kij sojuz uchenyh, 2014, No 5-5 (5). pp.102-103.

31. Shamin A. A. Vlijanija faktorov proizvodstva na j ekonomicheskuj u j effektivnost' sel'skohozj aj stvennyh organizacij (Influences of factors of production on economic efficiency of agricultural organizations), Jekono-mika i predprinimatel'stvo. 2014. No 12-4 (53-4). pp.877-881.

32. Hlusova O. S., Moiseeva I. S. Napravlenija po-vyshenija konkurentosposobnosti predprijatija s cel'ju ukreplenija ego finansovoj ustojchivosti (The directions of increase in competitiveness of the enterprise for the purpose of strengthening of its financial stability), Vest-nik Akademii znanij, 2015, No 12 (1), pp.49-58.

33. Shamin A. E., Chernov V. A. Territorial'nye kl astery kak osnova razvitija innovacionnoj infrastruktury regiona (Territorial clusters as basis of development of innovative infrastructure of the region), Innovacii i inves-ticii, 2015, No 8, pp. 2-5.

34. Shevchenko I. V., Zhabin V. V. Puti sover-shenstvovanija metodik ocenki investicionnogo klimata regionov (Ways of improvement of techniques of as-

sessment of investment climate of regions), Regional'na-ja jekonomika: teorija i praktika, 2007, No 14, pp. 47-52.

35. Shevchenko I. V., Kizim A. A., Denisov K. Ju. Osobennosti regiona kak ob#ekta pozicionirovanija na rynke investicij (Features of the region as subject to positioning in the market of investments), Regional'naja jekonomika: teorija i praktika, 2007, No 12, pp. 37-42.

36. Shevchenko K. I., Shevchenko I. V., Ponoma-renko L. V. Regional'nyj aspekt investirovanija v trans-portnuju otrasl' v uslovijah globalizacii (Regional aspect of investment into transport branch in the conditions of

globalization), Jekonomika ustojchivogo razvitija, 2012, No 11, pp. 223-229.

37. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions, 1-st edition, Palgrave Macmillan, 2007, 160 p.

38. Ashworth G. J. Personality associations as an instrument of place branding: Possibilities and pitfalls, In : G . J. Ashworth and M. Kavaratzis (eds.) Towards Effective Place Brand Management - Branding European Cities and Regions. Cheltenham, UK: EdwardElgarPub-lishing, 2010. P. 222-233.

Дата поступления статьи в редакцию 25.08.2016.

08.00.05 УДК 338.3

МОДЕЛИ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ:

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

© 2016

Рыбасова Юлия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и экономика АПК» Чередниченко Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория и экономика АПК» ФГОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», Ставрополь (Россия)

Аннотация. Интенсивное развитие аграрного сектора уже принесло свои негативные последствия. Одной из важнейших экологических проблем в настоящее время является рост объемов производственных отходов и их утилизация, что предопределяет необходимость использования принципиально нового подхода к осуществлению хозяйственной деятельности. Для отечественного агробизнеса центральным элементом экологоориентированных преобразований должно стать создание замкнутых производственных циклов на мезо- и микроуровне, что будет способствовать не только сокращению нагрузки на окружающую среду, но и получению высокого экономического результата. В статье обосновывается необходимость формирования моделей замкнутого цикла или, иными словами, переход к циркулярной экономике как одно из магистральных направлений развития аграрного сектора.

В работе представлена авторская экономико-математическая модель оптимизации эколого-экономических параметров производства продукции и переработки отходов на примере модельного предприятия птицепродук-тового подкомплекса. Основной задачей моделирования выступает получение наилучшего сочетания производственных показателей с целью максимизации прибыли хозяйствующего субъекта от утилизации отходов и реализации побочной продукции при одновременном соблюдении экологических нормативов.

Результаты расчетов подтверждают, что переработка отходов и производство побочной продукции дает не только существенный экологический эффект, но и приносит высокий совокупный доход от осуществления производственной деятельности. Применение предлагаемой модели на практике направлено как на анализ хозяйственных ситуаций, так и на прогнозирование возможных неблагоприятных эколого-экономических сценариев деятельности предприятия. Возможность модификации имеет преимущественное значение, поскольку при изменении параметров производства и нормативов в математическую модель могут вноситься соответствующие коррективы. С одной стороны, данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянной актуализации предлагаемой модели, с другой стороны, делает ее применение на практике потенциально перспективным.

Внедрение и реализация рассматриваемой модели замкнутого цикла на мезо- и микроуровне будет стимулировать повышение как экономической, так и экологической эффективности производства, способствовать улучшению экологической ситуации в целом и послужит основой перехода аграрного сектора на устойчивое развитие.

Ключевые слова: окружающая среда, негативное воздействие, отходы производства, побочная продукция, природные ресурсы, птицеводство, рециклинг, устойчивое развитие, утилизация, циркулярная экономика, эколо-го-экономическая эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.