11. Ganieva I. A., Izhmulkina E. A., Shamin A. E. Razrabotka instrumentov dlja upravlenija innovacionnoj dejatel'nost'ju v sel'skom hozjajstve (Development of tools for management of innovative activity in agricultural industry), Vestnik Altajskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, No. 3 (101), pp. 116-119.
12. Sanakoeva D. K. Inostrannye investicii v obespechenii razvitija regional'noj promyshlennosti // avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / Sankt-Peterburgskij universitet jekonomiki i finansov. Sankt-Peterburg, 2007.
13. Bautin V. M., Mychka S. Ju. Osnovnye puti razvitija finansovogo potenciala predprijatij APK (Main ways of development of financial capacity of the agrarian and industrial complex enterprises), Territorija nauki, 2016, No. 5, pp. 130-133.
14. Shatalov M. A., Ahmedov A. Je., Smol'jani-nova I. V. Formirovanie politiki importozameshhenija kak faktora obespechenija prodovol'stvennoj bezopas-nosti strany // Innovacii i prodovol'stvennaja bezopas-nost'. 2015. № 2 (8). S. 55-59.
15. Orazbaev B. B., Kenzhebaeva T., Orazbae-va K. N., Azieva G. T. Intellektual'nye sistemy dlja obespechenija bezopasnosti pishhevoj produkcii (Intellectual systems for safety of food products), Innov: jel-ektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 4 (29). URL: http://www.innov.ru/science/tech/intellektualnye-sistemy-dlya-obespe/
16. Shamin E. A. Obespechenie konkuren-tosposobnosti organizacij potrebitel'skoj kooperacii, dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk, Nizhegorodskij gosudar-stvennyj inzhenerno-jekonomicheskij institute, Knjaginino, 2011.
17. Sanakoeva D. K., Gezimiev A. S. Prodo-vol'stvennaja bezopasnost' Rossii: problemy i tendencii (Food security of Russia: problems and tendencies),
Jekonomika i predprinimatel'stvo, 2015, No. 12-2 (652), pp. 246-249.
18. Sanakoeva D. K. Rol' investicij v vos-stanovlenii material'no-tehnicheskoj bazy sel'skogo hozjajstva (A role of investments in restoration of material and technical resources of agricultural industry), V sbornike: Vestnik nauchnyh trudov molodyh uchenyh,
2010,pp. 106-109.
19. Martyshenko S. N., Martyshenko N. S. Opti-mizacija struktury investicij v regional'nye turistiches-kie proekty (Optimization of structure of investments into regional tourist projects), Region: Jekonomika i Sociologija, 2008, No. 3, pp. 23-32.
20. Zavivaev N. S., Shamin E. A. Gosudar-stvennaja podderzhka kak faktor jeffektivnogo razvitija informacionnogo obshhestva (State support as factor of effective development of information society), Izvestija Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: Nauka i vysshee professional'noe obrazovanie, 2015, No. 4 (40), pp. 247-252.
21. Tavbulatova Z. K., Sulumov I. O. Opredele-nie vazhnejshih zakonomernostej i harakternyh chert radikal'nogo innovacionnogo processa (Definition of the major regularities and characteristic features of radical innovative process), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 4 (29), URL: http://www.innov.ru/ science/economy/opredelenie-vazhneyshikh-zakonomer
22. Aksenov D. A. Retrospektivnyj analiz dina-miki rashodovanija mezhdunarodnyh rezervov Ros-sijskoj Federacii v uslovijah krizisnyh javlenij v jekonomike (The retrospective analysis of dynamics of an expenditure of the international reserves of the Russian Federation in the conditions of the crisis phenomena in economy), Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti,
2011, No. 1, pp. 5-7.
Дата поступления статьи вредакцию 16.11.2016, принята к публикации 18.01.2017.
08.00.05
УДК 336:330.341.1(477)
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
© 2017
Шаталов Максим Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», начальник научно-исследовательского отдела Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж (Россия)
Аннотация
Введение. Реструктуризационные сдвиги в экономике России и ее ориентация на приоритеты мирового рынка требуют формирования эффективной рыночной среды, одним из главных элементов которой выступает финансово-кредитный механизм развития.
Материалы и методы. Наряду с этим негативные тенденции в национальной экономике, которые сложились в связи с введением санкций со стороны западных государств и необходимостью проведения активной политики импортозамещения, а также в рамках реализации задач новой экономической политики для обеспечения эффективного социально-экономического развития регионов требуют применения экономических принципов в управлении финансово-кредитным механизмом региона, предусматривающим создание и ис-
пользование высокоэффективных регуляторов, адекватным рыночной экономике, региональным и национальным особенностям развития. Именно поэтому возникла объективная необходимость разработки организационно-экономических основ формирования финансово-кредитного механизма поддержки развития регионов.
Результаты. Современная экономическая ситуация требует активного развития региональных экономических систем для повышения эффективности их функционирования. Политика импортозамещения при этом выступает своеобразным драйвером данного развития.
Обсуждение. Проведенный анализ показал, что нестабильность внешней среды оказывает влияние и на экономику региона, в частности, на финансово-кредитный механизм, который, в свою очередь, находится на начальном этапе устойчивого формирования и развития. Следовательно, целесообразным является стабилизация экономических процессов в финансово-кредитной сфере путем интеграции совместных усилий представителей регионального бизнеса, местного самоуправления и государства в целом.
Заключение. В этой связи в статье обоснована необходимость внедрения адаптивной системы мониторинга и прогнозирования на региональном уровне, сущность которого состоит в выявлении и сравнительной оценке альтернативных сценариев развития, а также подготовке комплексной программы действий для принятия эффективных решений.
Ключевые слова: импортозамещение, кредит, регион, региональная политика, региональное развитие, финансово-кредитные инструменты, финансово-кредитное регулирование, финансово-кредитный механизм, финансовые ресурсы, финансы, хозяйство региона, экономика региона.
Для цитирования: Шаталов М. А. Формирование финансово-кредитного механизма регионального развития в условиях политики импортозамещения // Вестник НГИЭИ. 2017. № 2 (69). С. 124-132.
Shatalov Maksim Aleksandrovich, candidate of economical science, associate professor of the chair «Economics»,
head of the research department
Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh (Russia)
Introduction. Restructuring changes in the Russian economy and its focus on the priorities of the global market require the formation of an efficient market environment, one of the major elements which acted as financial and credit mechanism of development.
Materials and methods. In addition, negative trends in the national economy, which have emerged in connection with the introduction of sanctions by Western countries and the need for an active policy of import substitution, as well as in the framework of the objectives of the new policy to ensure the effective socio-economic development of regions, requires the application of economic principles in the management of financial and credit mechanisms in the region, provide for the creation and use of high-efficiency regulators, appropriate market economy, regional and national peculiarities of development. For this reason, there was an objective need for the development of organizational and economic basis of the formation of financial and credit support mechanism regions.
Results. The current economic situation requires the active development of regional economic systems to improve the efficiency of their operation. import substitution policy thus advocates a kind of driver development..
Discussion. The analysis showed that the instability of the environment has an impact on the regional economy, in particular on the financial and credit mechanism, which, in turn, is at an early stage of formation and development sustainable. Therefore, it is appropriate to stabilization of economic processes in the financial sphere through the integration of the joint efforts of regional business representatives, local authorities and the state in general.
Conclusion. In this regard, the article the necessity of implementation of adaptive monitoring and forecasting system at the regional level, the essence of which is to identify and comparative evaluation of alternative scenarios, as well as the preparation of a comprehensive program of action to make effective decisions.
Keywords: region finance, import substitution, financial and credit mechanism, regional development, credit, the region's economy, financial resources, financial and credit instruments, financial and credit regulation, regional policy, the economy of the region.
FORMATION OF FINANCIAL-CREDIT MECHANISMS REGIONAL DEVELOPMENT IN THE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION
© 2017
Annotation
В современных условиях регионального хозяйствования возникает необходимость постоянного мониторинга экономических процессов с целью устойчивого развития региональных эконо-
Введение
мических систем. В экономической литературе исследуется множество научных проблем в сфере финансово-кредитного механизма развития региона и предлагается несколько различных подходов к их решению [1; 2], однако вопросов в данной
области остается достаточно, что вызывает необходимость проведения дальнейших исследований с целью совершенствования рассматриваемого механизма.
Материалы и методы
Для обеспечения требуемого уровня эффективности функционирования экономических систем необходимо применять различные способы и механизмы поддержания и развития региональной экономики. Это особенно актуально в настоящее время, в условиях введенных санкций со стороны западных стран в отношении России. В связи с этим автором отмечена целесообразность рассмотрения и изучения системы формирования финансово-кредитного механизма развития в рамках реализации политики импортозамещения.
Результаты
Современные ученые под финансовым механизмом развития региона понимают совокупность форм организации финансовых отношений, методов образования фондов финансовых ресурсов и их использования с целью достижения устойчивого социально-экономического регионального развития в зависимости от постоянно трансформирующихся потребностей [3; 4]. Финансовый механизм управления социально-экономическим региональным развитием выполняет ряд функций мобилизации и распределения финансовых ресурсов, а также стимулированием к развитию определенных звеньев экономических систем региона [5; 6]. Отметим, что финансовый механизм обеспечивает воспроизводственный процесс в регионе методом покрытия затрат за счет финансовых ресурсов как субъектов хозяйствования путем самофинансирования, так и финансовыми организациями путем кредитования и, конечно, также государственными средствами [7; 8].
В связи с этим можно обоснованно полагать, что с экономической точки зрения финансово-кредитный механизм представляет собой сложную систему взаимосвязанных методов, осуществляющих непосредственное влияние на социально-экономическое развитие общества и финансовых инструментов и рычагов, которые способствуют возможности проведения качественной и количественной оценки эффективности обеспечения такого влияния
[9; 10; 11; 12].
В условиях рыночной экономики усиливается значение финансово-кредитной системы региона, трансформируются ее функции и задачи. На основании этого выделим ключевые задачи регионального финансово-кредитного механизма [13; 14]:
- реализация аккумулирующей функции регионального экономического развития;
- финансовое обеспечение выполнения задач социального развития;
- регулирование перераспределительных отношений между представителями бизнес-структур, бюджетом региона и банковской сферой;
- повышение эффективности использования денежных и финансовых средств в рамках процесса кредитования и обращения.
Как отмечалось ранее, существует несколько позиций относительно сути и назначения финансово-кредитного механизма, но в целом сформировался согласованный подход к определению его ключевых принципов [15; 16]:
- финансово-кредитный механизм охватывает действия субъектов управления (государство и его органы), которые финансовыми, управленческими и организационными методами и инструментами оказывают влияние на реализацию финансово-кредитных отношений;
- ключевое назначение финансово-кредитного механизма - это реализация инвестиционно-инновационных отношений, приобретающих определенный вектор и целевые ориентиры;
- эффективность функционирования финансово-кредитного механизма, подчиняющего инструменты, рычаги и методы влияния на процесс кредитования, зависит от качества обеспечения экономических процессов субъектов финансово-кредитных отношений;
- в процессе обеспечения процесса реализации финансово-кредитных отношений между экономическими субъектами, данный механизм включает в себя и регулятивные мероприятия, которые направлены на его адаптацию к изменениям экономической ситуации.
Это обстоятельство вызывает необходимость повышения эффективности механизма финансового обеспечения и регулирования экономических мероприятий в рамках отдельных регионов Российской Федерации и государства в целом. В то же время, несмотря на существующие теоретические разработки отдельных вопросов, проблем их практического решения, приходится констатировать несовершенство действующего финансово-кредитного механизма в региональном разрезе.
Главными причинами этого явления являются
[17; 18]:
- сложность хозяйственной деятельности, основными признаками которой выступают тесная взаимосвязь в системе объектов управления экономическими системами и непроизводственных процессов;
- различные подходы в решении региональных проблем;
- отсутствие системности и комплексности в процессе обоснования и реализации управленческих решений.
Естественно, экономическое положение страны в целом определяет и развитие региональной экономики, в том числе и финансово-кредитную область развития региона. Поэтому отметим, что продолжающаяся экономическая рецессия ведет к слабому уровню восстановления розничного кредитования и
менее благоприятными в сравнении с ожидаемыми цифрами по корпоративному кредитованию.
Отметим также, что Центральный Банк России продолжает реализовывать политику консолидации банковского сектора, так, в частности, общее число российских банков снизилось до 600 на 1.10.2016 г., при этом в основном лицензии отзываются у мелких и средних региональных банков (рисунок 1).
Хотя очевидность желания ЦБ РФ сократить количество банков не вызывает сомнения, однако консолидация банковского сектора, по мнению авторов, неизбежна в связи с медленным ростом рынка. Данные процессы, несомненно, оказывают влияние и
на региональный банковский сектор, и на региональный финансово-кредитный механизм в целом.
Если обратиться к статистике и аналитике в банковской сфере рейтингового агентства Эксперт РА на 2017 год, то по базовому сценарию благодаря удешевлению фондирования, банковские организации смогут продолжить снижение ставок, что приведет к росту всех сегментов кредитования, исключение составят необеспеченные потребительские кредиты. Однако, несмотря на снижение, процентные ставки останутся сравнительно высокими, что сделает восстановление кредитных портфелей достаточно робким.
I277 1249 1205
1143 1092 1058 1002
955 922 897
0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 окт.16 Рисунок 1 - Динамика сокращения банков в России за период 2003 - октябрь 2016 гг.
1500
1000
500
0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
(оценка)
Совокупная прибыль банков (факт) ■ Совокупная прибыль банков (базовый сценарий)
Совокупная прибыль (позитивный прогноз)
Рисунок 2 - Сценарный анализ прибыли банков и прогноз на 2017 г.
В рамках базового сценария в 2017 году прибыль банков снизится на 5-10 % по сравнению с 2016 годом за счет роста отчислений в резервы по проблемным активам. Помимо роста доли проблемных активов существенное влияние на финансовый результат 2017 года окажет ужесточение подхода Центрального Банка РФ к резервированию кредитов. В частности, под риском существенного доре-зервирования окажутся банки, кредитующие в значительных объемах аффилированные стороны и компании с признаками нереальности деятельности. Также в 2017 году ужесточение резервирования коснется банков, финансирующих пополнение оборотных средств предприятий с длинным циклом производства, и банков, уменьшающих резервы за счет залогов по завышенной стоимости (рисунок 2).
В этой связи драйвером развития региональных экономик и инструментов повышения эффективности функционирования региональных экономических структур должна стать активная адаптив-
ная политика импортозамещения. Под данным процессом авторы понимают совокупность проводимых региональных мероприятий, которые включают в себя организацию целевой комплексной программы, направленной на совершенствование качества региональной продукции на основе создания конкурентных преимуществ отраслевых предприятий региона, что позволит более эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы [19; 20].
Основой механизма импортозамещения выступает организация и реализация комплексной целевой программы, направленная или на минимизацию применения и использования импортных ресурсов (в т. ч. орудий труда), или замещение зарубежных ресурсов отечественными аналогами. Целевая комплексная программа, являясь гибким инструментом воздействия, имеет возможность учитывать все экономические, географические и иные особенности, а также ограниченность ресурсов региона.
Вместе с тем первые годы реализации политики имопрозамещения принесли неоднозначные выводы. Так, в частности, по данным статистики, рост внутреннего отечественного производства с начала 2015 года не в состоянии покрыть в полном объеме сокращение импорта. При этом снижение импорта обеспечено не политикой импортозамеще-ния, а в значительной степени сжатием внутреннего спроса, в частности, из ста региональных предприятий, которые снизили или отказались от импорта в
2015 году, только 17 % увеличили закупки российских аналогов. Декомпозиция первых итогов реализации политики импортозамещения представлена на рисунках 3 и 4.
В этой связи автором выделены факторы влияния на выбор финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения в современных условиях регионального хозяйствования (таблица 1).
Пищевая промышленность Машиностроение Легкая промышленность Химпром Леспром Стройматериалы Черная металлургия Цветная метталургия
0 10 Отказ от импорта
20 30 40 50 60 ■ Степень замещения импорта
70
Рисунок 3 - Масштабы отказа от импорта и степень его замещения в отраслях региона в %
(инвестиционный импорт)
Пищевая промышленность Машиностроение Легкая промышленность Химпром Леспром Стройматериалы Черная металлургия Цветная металлургия
0
20 40 60 80 100
■ Отказ от импорта ■ Степень замещения импорта
Рисунок 4 - Масштабы отказа от импорта и степень его замещения в отраслях региона в %
(сырьевой импорт)
Таблица 1 - Комплекс факторов, влияющих на выбор финансовых механизмов стимулирования
импо зтозамещения
Экзогенные факторы Эндогенные факторы
Трансакционные Трансформационные Трансакционные Трансформационные
Макроэкономические условия, кризисные условия в экономике Геополитические риски Развитие института государственно-частного партнерства Низкий уровень технологического развития, морально устаревшие производственные фонды
Ускорение технологического прогресса Высокий инвестиционный риск Зависимость от сложной технологической импортной продукции и оборудования Сложности в привлечении частных инвестиций для финансирования реального сектора экономики
Трансформация структуры и динамики потребительского спроса Наличие значительного экспортного потенциала Недостаток актуальной статистической информации Высокая стоимость реализации мероприятий политики импортозамещения
Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры Интенсивность роста цен на сырье и материалы Повышение уровня межрегиональной конкуренции Сжатые сроки проведения и реализации политики импортозамещения
Низкая степень внимания клиентоориентированным маркетинговым финансовым механизмам Диспропорции и дисбаланс в развитии регионов и отдельных отраслей
На основании данных таблицы, в стратегическом разрезе снижение уровня импортной зависимости возможно только путем стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности. Ранжировать приоритетность финансовых механизмов поддержки и стимулирования импортозамещения на стратегическом уровне можно следующим образом [21; 22]:
- активная поддержка инновационного бизнеса, научно-исследовательских работ (НИР) и исследований;
- формирование и развитие региональных кластерных образований для локации производства, повышения его объемов, кооперации научных исследований и разработок, а также бизнес-процессов;
- активное развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов и пр.
Следовательно, вновь создаваемый механизм стимулирования импортозамещения в региональном разрезе должен быть априорно устойчиво направлен на обеспечение развития посредством учета внешних условий и внутренних возможностей привлечения финансовых ресурсов для повышения эффективности функционирования экономических структур региона.
Обсуждение
В этой связи необходимо, на наш взгляд, формирование адаптивной системы мониторинга и прогнозирования развития региональных экономических систем. Так, адаптивная система планирования и прогнозирования должна быть основана на признании следующего:
- социально-экономическое развитие региона имеет, в общем, множество возможных результатов;
- проблема или ряд проблем имеют множество решений;
- финансово-кредитные инструменты развития образуют часть системы и должны одновременно удовлетворять стратегиям в рамках всей системы.
Следовательно, при правильной практике в пределах системы стратегического планирования мониторинг придает особое значение «высшим связям» внутри самого итеративного цикла прогнозирования, что означает постепенное согласование каждого информационного уровня со всеми остальными уровнями.
Например, прогноз проектируемых элементов системы согласован не только с непосредственными социально-экономическими эффектами, что образовывало бы «низкую связь», но также и с нормами, полученными на уровне элементов общих (внешних) для региона условий, или с достижимыми финансовыми возможностями и ограничениями и т. д.
Отсюда сфера стратегического прогнозирования на уровне планирования политики состоит в
выяснении социально-экономических факторов, определяющих будущие граничные условия для развития региона, то есть прогнозирование на этом уровне уделяет главное внимание основным финансово-экономическим возможностям и ограничениям, а также их мыслимым конечным результатам в рамках больших систем.
С небольшой степенью риска сталкиваются тогда, когда имеют дело с большими системами окружающей среды региона - от рыночных систем и отраслей промышленности до политических и социальных систем национального или даже глобального масштаба. Для больших динамических систем, прежде всего при преобладании особенностей социальной динамики, характерна относительно сильная инерционность макропроцессов. Это очевидно, например, для демографических, политических и макро-экономических тенденций.
Сама региональная экономика является таким институтом, и ее развитие ограничено допустимой степенью внутренней и внешней гибкости, включая имущественные интересы, финансово-кредитные инструменты, качественные и количественные аспекты трудовых ресурсов, производственных мощностей, торгово-сбытовой деятельности и т. д.
Большая степень риска встречается при адаптации финансовой политики региона, включая их инвестиционные элементы, к окружающей обстановке. Множество научно-технических решений, способствующих достижению определенной цели, а также множество возможных результатов в рамках больших систем гарантирует возможность гибкого выбора, включая, в частности, нелинейные изменения в инвестиционно-инновационной сфере.
Региональную экономическую систему можно рассматривать как растущего «проектировщика общества», что предполагает ее активную роль в «формировании будущего», а также стимулирует внедрение и применение в отраслях промышленности системы перспективного планирования и детально разработанного стратегического прогнозирования.
Следовательно, для региона представляет исключительно большой интерес идея изучения в рамках функциональных систем как частей полных антиципаций (мысленно сконструированных моделей альтернативных вариантов возможного будущего). Так, в частности, прогнозирование и планирование на уровне региона сталкивается с особенно трудными проблемами ввиду того, что они в значительной степени имеют дело с динамикой социально-экономических показателей. В условиях нестабильности внешней среды, введенных санкций и необходимости реализации политики импортоза-мещения нет надежных способов оценки будущих
результатов. И тем не менее расширение знаний относительно общих последствий принятия определенных стратегических решений для действий можно достигнуть, моделируя плановые альтернативы в контурах обратной связи. Одно это уже дает возможность до некоторой степени различить «хорошие» и «плохие» альтернативы.
Особую проблему для стратегического прогнозирования, служащего целям планирования региональной финансово-промышленной политики, представляют будущие трансформации межотраслевой структуры. Не считая политики кластерного развития, направленной на достижение эффектов синергии, имеется, по крайней мере, три тенденции межотраслевого взаимодействия на региональном уровне:
- диверсификация посредством «органической» прямой и обратной интеграции, образующей цельные функциональные цепочки (например, расширение крупных компаний за счет освоения новых «смежных» видов производства и выпуска продукции);
- «вторжение» одной отрасли промышленности в другую с помощью научно-технического нововведения (например, проникновение химических компаний в текстильную промышленность, нефтяных компаний - в химическую и фармацевтическую и т. д.);
- «стирание» границ между отраслями, связанное с внедрением научно-технических разработок.
Таким образом, стратегическое прогнозирование организует диалог между далеко отстоящими друг от друга областями: между функциональными целями со стороны окружающей обстановки и основными возможностями и ограничениями со стороны науки и техники. В связи с этим стратегическое прогнозирование стимулирует проведение фундаментальных исследований и разработок, одновременно определяя для них общие направления развития.Отсюда сфера действия стратегического прогнозирования на уровне региона состоит в выявлении и сравнительной оценке альтернативных сценариев развития, или, другими словами, в подготовке программы действий для принятия эффективных решений.
Заключение
В заключение целесообразно отметить, что ключевой причиной неэффективного функционирования финансово-кредитного механизма развития региона является отсутствие адекватного инструментария мониторинга и прогнозирования, региональные органы власти слабо координируют и регулируют процессы инновационного развития экономики региона, поэтому повышение внимания госу-
дарственных структур к данным проблемам является необходимым условием развития финансово-кредитного механизма региона.
Таким образом, формирование адаптивного финансово-кредитного механизма создаст объективные предпосылки для устойчивого развития и обеспечения конкурентоспосбности не только регионов, но и приоритетных отраслей и комплексов народного хозяйства. Вместе с тем без адекватной системы стратегирования, без конструктивного и продуктивного диалога между бизнесом и властями региона, активной помощи и поддержки органов местного самоуправления, нельзя говорить об эффективности вновь создаваемого механизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьменко Н. И., Фирсова И. И. К вопросу о реализации стратегий развития субъектов РФ (на примере Иркутской области) // Территория науки. 2016. № 3. С. 105-110.
2. Курганова А. И. К вопросу о необходимости формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 46-51.
3. Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В. Направления совершенствования государственного регулирования металлургического комплекса // В сборнике: Металлургия: технологии, инновации, качество. Под общей редакцией Е. В. Протопопова. 2015. С. 231-234.
4. Баулина О. А. Микро-подход к идентификации региональных кластеров (на примере строительной отрасли Волгоградского региона) // Синергия. 2016.№ 2. С. 49-55.
5. Баутин В. М., Мычка С. Ю. Обеспечение устойчивого развития предприятий на основе инвестирования в инновационные технологии // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 5-10.
6. Шаталов М. А., Мычка С. Ю. Инвестиции в системе устойчивого развития региональных экономических систем // Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 59-64.
7. Нацыпаева Е. А. Управление деловой активностью предприятий в условиях вступления России в ВТО // Факторы успеха. 2013. № 1 (1). С. 77-80.
8. Смольянинова И. В., Ахмедов А. Э. Обеспечение конкурентоспособности предприятий АПК на основе инвестиций в инновационные изменения // Инновационное развитие - от Шумпетера до наших дней: экономика и образование. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2015. С. 380382.
9. Баулина О. А. Перспективы развития строительной отрасли Волгоградской области на базе кластерного подхода // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 81-88.
10. Жильцов С. А. Личность в процессе создания и внедрения инноваций // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. № 19. С. 198-206.
11. Пахомова А. И. К вопросу об изменении социально-экономического приоритета развития современного города // Инженерный вестник Дона.
2012. Т. 20. № 2. С. 271-276.
12. Ураимов М. У., Гыязов А. Т. Малый и средний бизнес: иновационные стратегии на рынке услуг // Наука, новые технологии и инновации.
2013. № 6. С. 90-91.
13. Пахомова А. И. Современные подходы к проблеме кризиса городов // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5. С. 20.
14. Шаталов М. А., Ахмедов А. Э., Мычка С. Ю. Формирование кластеров как механизм обеспечения конкурентоспособности региона в условиях нестабильности // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. 2015. Т. 1. № 1. С. 93-97.
15. Баутин В. М., Мычка С. Ю. Устойчивое развитие предприятий АПК на основе инвестиций в инновационные изменения // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 2 (8). С. 13-18.
16. Бондарчук Н. В., Жильцов С. А. Организационно-экономический механизм управления инновационно-инвестиционными рисками электросетевых предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 638-642.
17. Shatalov M. A., Ahmedov A. E., Smolyani-nova I. V., Mychka S.Yu. The formation of adaptive strategies of development of the enterprises of agro-industrial complex in the conditions of realization of import substitution // Modern Economy Success. 2016. № 1.С. 70-78.
18. Шмойлова А. И. Влияние государственного внешнего долга России на национальную экономику // Территория науки. 2016. № 3. С. 145-149.
19. Мычка С. Ю., Мартынов С. В. Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения // Закономерности развития региональных агропродовольствен-ных систем. 2015. Т. 1. № 1. С. 103-104.
20. Шуваева Ю. В. Проблемы обеспечения качества продуктов питания в условиях импортозаме-щения // Территория науки. 2016. № 3. С. 150-153.
21. Соколова С. Планировочный каркас развития территорий регионов России // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 7. С. 28-37.
22. Солдатова И. Ю. Социально-экономическая политика рисков в управлении продовольственной безопасностью сельского хозяйства в России // Синергия. 2016. № 5. С. 55-62.
REFERENCES
1. Kuz'menko N. I., Firsova I. I. K voprosu o realizacii strategij razvitija sub#ektov RF (na primere Irkutskoj oblasti) (On the issue of implementation of RF subjects of development strategies (in the Irkutsk Region), Territorija nauki, 2016, No. 3, pp. 105-110.
2. Kurganova A. I. K voprosu o neobhodimosti formirovanija blagoprijatnogo investicionnogo klimata v regione (To a question about the necessity of creating a favorable investment climate in the region), Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovanija, 2016, No. 1, pp.46-51.
3. Ahmedov A. Je., Smol'janinova I. V. Napravlenija sovershenstvovanija gosudarstvennogo regulirovanija metallurgicheskogo kompleksa, V sbornike: Metallurgija: tehnologii, innovacii, kachestvo Pod obshhej redakciej E. V. Protopopova, 2015, pp.231-234.
4. Baulina O. A. Mikro-podhod k identifikacii regional'nyh klasterov (na primere stroitel'noj otrasli volgogradskogo regiona) (The micro-approach to the identification of regional clusters (for example, the construction industry of the Volgograd region)), Sinergija, 2016, No. 2, pp. 49-55.
5. Bautin V. M., Mychka S. Ju. Obespechenie ustojchivogo razvitija predprijatij na osnove investirovanija v innovacionnye tehnologii (Ensuring sustainable development of enterprises on the basis of investing in innovative technologies), Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovanija, 2016, No. 3, pp. 5-10.
6. Shatalov M. A., Mychka S. Ju. Investicii v sisteme ustojchivogo razvitija regional'nyh jekonomicheskih sistem (Investments in the system of sustainable development of regional economic systems), Faktory uspeha, 2016, No. 1 (6), pp. 59-64.
7. Nacypaeva E. A. Upravlenie delovoj aktivnost'ju predprijatij v uslovijah vstuplenija Rossii v VTO (Management of business activity in the conditions of Russia's accession to WTO), Faktory uspeha, 2013, No. 1 (1), pp. 77-80.
8. Smol'janinova I. V., Ahmedov A. Je. Obespechenie konkurentosposobnosti predprijatij APK na osnove investicij v innovacionnye izmenenija, Innovacionnoe razvitie - ot Shumpetera do nashih dnej: jekonomika i obrazovanie. Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015, pp. 380-382.
9. Baulina O. A. Perspektivy razvitija stroitel'noj otrasli Volgogradskoj oblasti na baze klasternogo podhoda (The prospects of the construction industry of the Volgograd region on the basis of cluster approach), Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2015, No. 1-2 (45), pp. 81-88.
10. Uraimov M. U., Gyjazov A. T. Malyj i srednij biznes: inovacionnye strategii na rynke uslug
(Small and Medium Business: Innovative strategies in the market), Nauka, novye tehnologii i innovacii, 2013, No. 6, pp. 90-91.
11. Zhil'cov S. A. Lichnost' v processe sozdanija i vnedrenija innovacij (Personality in the process of creation and innovation), Upravlenie innovacijami: teorija, metodologija, praktika, 2016, No. 19, pp. 198-206.
12. Pahomova A. I. K voprosu ob izmenenii social'no-jekonomicheskogo prioriteta razvitija sovremennogo goroda (On the question of changing the social and economic priority development of the modern city), Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, T. 20, No. 2, pp. 271-276.
13. Pahomova A. I. Sovremennye podhody k probleme krizisa gorodov (Modern approaches to the problem of urban decay), Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2011, No. 5, pp. 20.
14. Shatalov M. A., Ahmedov A. Je., Mych-ka S. Ju. Formirovanie klasterov kak mehanizm obespechenija konkurentosposobnosti regiona v uslovijah nestabil'nosti (Formation of clusters as a mechanism to ensure the region's competitiveness in the conditions of instability, Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Sel'skoho-zjajstvennye nauki. Jekonomicheskie nauki, 2015, T. 1, No. 1, pp. 93-97.
15. Bautin V. M., Mychka S. Ju. Ustojchivoe razvitie predprijatij APK na osnove investicij v innovacionnye izmenenija (Sustainable development of agricultural enterprises on the basis of investments in innovative changes) Innovacii i prodovol'stvennaja bezopasnost', 2015, No. 2 (8), pp. 13-18.
16. Bondarchuk N. V., Zhil'cov S. A. Organi-zacionno-jekonomicheskij mehanizm upravlenija innovacionno-investicionnymi riskami jelektrosetevyh predprijatij (Organizational-economic mechanism of management of innovation and investment risk of
power grid enterprises), Jekonomika i predprini-matel'stvo, 2016, No. 3-1 (68-1), pp. 638-642.
17. Shatalov M. A., Ahmedov A. E., Smolyaninova I. V., Mychka S. Yu. The formation of adaptive strategies of development of the enterprises of agro-industrial complex in the conditions of realization of import substitution, Modern Economy Success, 2016, No. 1, pp. 70-78.
18. Shmojlova A. I. Vlijanie gosudarstvennogo vneshnego dolga rossii na nacional'nuju jekonomiku (The impact of Russia's external debt on the national economy), Territorija nauki, 2016, No 1, pp. 145-149.
19. Mychka S. Ju., Martynov S. V. Prioritetnye napravlenija razvitija predprijatij APK na osnove strategii importozameshhenija (Priority directions of development of agricultural enterprises on the basis of the import substitution strategy), Zakonomernosti razvitija regional'nyh agroprodovol'stvennyh system, 2015, T. 1, No. 1, pp. 103-104.
20. Shuvaeva Ju. V. Problemy obespechenija kachestva produktov pitanija v uslovijah importozameshhenija (Problems of food quality in terms of import substitution), Territorija nauki, 2016, No. 3, pp. 150-153.
21. Sokolova S. Planirovochnyj karkas razvitija territory regionov Rossii (Leveling the framework of development of territories of Russian regions), Problemy teorii ipraktiki upravlenija, 2015, No. 7, pp. 28-37.
22. Soldatova I. Ju. Cocial'no-jekonomiches-kaja politika riskov v upravlenii prodovol'stvennoj bezopasnost'ju sel'skogo hozjajstva v Rossii (Socioeconomic policy risks in the management of food security, agriculture in Russia), Sinergija, 2016, No. 1, pp.55-62.
Дата поступления статьи в редакцию 9.11.2016, принята к публикации 5.01.2017.