УДК 332.122
08.00.00 Экономические науки
ПРИОРИТЕТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Беликова Ирина Петровна
д.э.н., профессор кафедры менеджмента
belikova. [email protected]
Запорожец Дмитрий Васильевич к. э. н., доцент кафедры менеджмента [email protected]
Ставропольский государственный аграрный Университет, Ставрополь, Россия
Важнейшей составляющей конкурентоспособности региона становится его способность в условиях конкурентного рынка привлекать и наращивать ограниченные в экономике ресурсы, что также является обязательным условием устойчивого развития экономической системы региона в современных условиях. Развитие регионального предпринимательства коррелируется с особенностями социально-экономических систем региона. Так, существенное влияние на определение региональной специфики бизнеса оказывают факторы демографические, социальные, государственное регулирование и поддержка, а также наличие ресурсов в регионе. Для Российской Федерации с ее огромной протяженностью и высокой неоднородностью экономического пространства, важнейшей задачей в этом контексте становится формирование и рациональное использование прогрессивных форм инновационной деятельности. С учетом этого, требуется особый механизм, способный обеспечить координацию и кооперацию в инновационной деятельности. Таким механизмом является инновационная инфраструктура региона, которая обеспечивает доступ к различным ресурсам и сама является потенциалом развития экономики. В целом конкурентоспособность региона опирается на конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей и отраслей экономики, ее способность производить товары и услуги, востребованные на рынке, как на отечественном, так и на международном, целевые ориентиры формирования конкурентоспособности регионов включают наращивание ограниченных экономических ресурсов региона, поступательное развитие региональной экономики, поддержание и увеличение доли экономики региона на национальном и мировом рынках товаров и услуг и др.
Ключевые слова: РЕГИОН, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ИННОВАЦИИ, КЛАСТЕРЫ, ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
UDC 332.122 Economic sciences
PRIORITIES AND PROBLEMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF REGIONS
Belikova Irina Petrovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Management, belikova. [email protected]
Zaporozhets Dmitry Vasilevich Cand.Sci.Econ., associate Professor
dz44@yandex. ru
Stavropol State Agrarian University University, Stavropol, Russia
The most important component of the region's competitiveness is its ability to attract and build up limited resources in the economy in a competitive market, which is also an indispensable condition for the sustainable development of the region's economic system in today's conditions. The development of regional entrepreneur-ship is correlated with the features of the socio-economic systems of the region. Thus, demographic, social, state regulation and support factors, as well as the availability of resources in the region, have a significant impact on the definition of regional business specifics. For the Russian Federation with its immense length and high heterogeneity of economic space, the most important task in this context is the formation and rational use of progressive forms of innovative activity. With this in mind, a special mechanism is needed that can ensure coordination and cooperation in innovation activities. Such a mechanism is the innovative infrastructure of the region, which provides access to various resources and is itself a potential for economic development. In general, the competitiveness of the region rests on the competitiveness of goods, commodity producers and industries, its ability to produce goods and services that are in demand on the market, both at home and international, target targets for the formation of regional competitiveness include the growth of limited economic resources in the region, the progressive development of the regional economy , maintaining and increasing the share of the regional economy in the national and world markets for goods and services, etc.
Keywords: REGION, COMPETITIVENESS, INNOVATION, CLUSTERS, INNOVATIVE INFRASTRUCTURE, SMALL ENTERPRISES, REGIONAL INNOVATION SYSTEM
Doi: 10.21515/1990-4665-134-035
Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в России на ближайшие годы является комплексное развитие отечественных производств и территорий. В мире регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития страны, так как именно региональная среда во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на мировом рынке. Роль регионов в формировании инновационной экономики страны определяется следующими факторами:
- в условиях глобализации для любой страны внутренняя организация является основой устойчивости экономического развития за счет способности отдельных регионов быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды и осуществлять быструю адаптацию к изменяющимся условиям за счет инновационных преобразований;
- доминирующую роль в инновационной экономике играет малый бизнес, как наиболее гибкий, быстро адаптирующийся к смене технологий и способный создавать конкурентоспособную продукцию при более низких затратах. Фактором достижения успеха в этих условиях являются локальные альянсы ученых, предпринимателей и региональной власти;
- пространственная близость создателей интеллектуального капитала, финансовых и технологических ресурсов, бизнеса и регионального управления являются важнейшим фактором успеха в инновационной деятельности. Особенно это важно на ранних стадиях инновационного процесса, когда разработчики технологий и их пользователи могут тесно взаимодействовать для решения имеющихся проблем;
- углубленная специализация промышленности обеспечивает быстрое распространение технологий, позволяет определить специализацию образовательных услуг и интеллектуального капитала, производство материалов и
оборудования.
Экономический рост происходит, как правило, не повсеместно, а в отдельных регионах - точках роста, и только там где работает региональная инновационная система (РИС) и развита инновационная инфраструктура. [3]
Рис.1. Региональная инновационная система
Впервые предложенная Л.К. Гуриевой в работе [1], сходная структура модели РИС в различных вариантах встречается в ряде отечественных научных публикациях. Входными параметрами такой системы являются инновационно-ресурсный потенциал региона и инновационно-технологическая инфраструктура, а выходными - это результаты инновационного процесса. Помимо этого РИС энергично взаимодействует с внешней средой и в первую очередь с национальной инновационной системой (НИС), т.к. РИС считается подсистемой НИС , в пределах которой реализуются разностороннее международное сотрудничество с иными регионами внутри государства.
Деятельность региональной инновационной системы должна быть ориентированна на реализацию конкурентных преимуществ региона при осуществлении национальных научно-технических приоритетов, содействие экономическому росту региона, переводу его экономики на инновационный путь развития.
С целью управления инновационным развитием регионов, Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР), проводится рейтинг инновационного развития субъектов на основе индекса инновационного развития региона, - это интегрированный показатель, рассчитанный на основе статистических данных (21 показатель организован в двухуровневую иерархию), который характеризует уровень инновационного потенциала региона по следующим направлениям [5]:
1. Ресурсы инновационного развития: образовательный уровень населения, уровень развития науки, финансирование науки и инноваций.
2. Деятельность предприятий: частные инвестиции в НИОКР и инновации, предпринимательство и связи, интеллектуальные активы.
3. Результаты: экономические результаты региона.
Уровень инновационного потенциала является, с одной стороны, условием и фактором формирования региональной инновационной системы (РИС), с другой, характеризует уровень развития самой инновационной системы региона. Параметры инновационного потенциала являются основой в выборе стратегии инновационного развития региона и в выработке управленческих решений по ее реализации.
В России наблюдается значительная дифференциация регионов по уровню инновационного развития. Треть инновационного потенциала формируют регионы АИРР. В этом случае требуется детальный анализ сильных и слабых сторон региона, поиск уникальных конкурентных преимуществ и дифференциации мер государственной поддержки.
Процесс создания и использования инновации (инновационный процесс) - это регулируемый процесс от зарождения идеи до конкурентного продукта, технологии (интеллектуального товара) или услуги. Для инновационного процесса характерно: множество неопределенностей и высоких рисков для достижения целей; невозможность точного прогноза результатов и детального планирования; сопротивление в сфере экономических отноше-
ний, в результате несовпадения интересов участников инновационного процесса. С учетом этого, требуется особый механизм, способный обеспечить координацию и кооперацию в инновационной деятельности. Таким механизмом является инновационная инфраструктура региона, которая обеспечивает доступ к различным ресурсам и сама является потенциалом развития экономики.
Инновационная инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных организаций, обслуживающих инновационную деятельность, включая: субъекты, генерирующие инновации; инновационных посредников и потребителей инноваций.
Инновационная инфраструктура в России представлена: инновационно - технологическими центрами, бизнес-инкубаторами, технопарками и инжиниринговыми центрами, центрами трансфера технологий и др. Формирование инновационной инфраструктуры зависит от инновационного потенциала региона, который включает экономические, социальные, политические и др. факторы, отражаемые индикаторами и характеризующие конкурентоспособность региона [2].
В настоящее время инновационная инфраструктура, которая является своеобразным мостом между результатами научных исследований, разработок и рынком, а также государством, наукой и бизнесом. Это организационно-производственные интегрированные бизнес-структуры -субъекты инновационного процесса: бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, научные парки, технопарки, технополюсы, центры трансферта технологий и др..
От степени благоустройства и эффективности функционирования инновационной инфраструктуры зависят активность и эффективность инновационной деятельности и конкурентоспособность национальной экономики.
На уровне регионов - инновационная инфраструктура имеет, как правило, отраслевую направленность. На сегодня в регионах количество ор-
ганизаций указанных типов лишь в незначительной степени удовлетворяет спрос малых инновационных предприятий. Их распределение в региональном разрезе неравномерно, более 50% их сосредоточены в 11 регионах страны, из них больше половины в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Отсутствие соответствующей для региона инфраструктуры и институтов развития сказывается как на объеме, так и на качестве предоставляемых услуг со стороны государства. Одной из причин неравномерного развития, является отсутствие критериев оценки потребности в том или ином виде инфраструктуры.
Одним из путей решений указанной проблемы является создание на региональном уровне организаций, например «центров внедрения инноваций» осуществляющих стимулирование отдельных (приоритетных для региона) направлений инновационной активности, в том числе и путем размещения государственных заказов на высокотехнологичную продукцию.
В условиях низкой инновационной активности корпоративного сектора, неразвитых финансовых институтов и инфраструктуры, характерных например, для регионов Сибири, следует рассмотреть создание универсальной формы институтов развития, которая охватывала бы все этапы развития и внедрения инноваций: от определения направлений исследования до тиражирования нового бизнеса. Такой институт становится интегратором инновационного процесса и посредником между всеми заинтересованными участниками процесса. При этом данный институт должен иметь широкий набор инструментов (финансовых и административных) для сопровождения инновационного процесса на всех стадиях. В задачи института, кроме управления проектами входит: сертификация и оформление лицензий, привлечение инвесторов, определение потребности в развитии той или иной инфраструктуры и другие функции, которые сегодня в регионе никто не выполняет.
В международной практике такие институты развития имеются.
Универсальные институты используются, как правило, в странах с низкой инновационностью бизнес-среды, неразвитыми рыночными инструментами (примеры - Чили, Мексика).
Без сомнений, знания и инновации играют ключевую роль в экономическом развитии региона. Инновационным регион может стать при условии создания благоприятной среды для инновационной деятельности, генерирования и реализации инноваций в региональном управлении.
Сегодня в России регион, в полной мере обладающий данными характеристиками, найти непросто. Большинство территорий (макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) вынуждены функционировать в крайне сложных условиях, что требует поиска принципиально новых, не задействованных ранее в полной мере, источников, форм и факторов роста.
Для Российской Федерации с ее огромной протяженностью и высокой неоднородностью экономического пространства, важнейшей задачей в этом контексте становится формирование и рациональное использование прогрессивных форм инновационной деятельности.
В США, например, сегодня функционируют более шестидесяти торговых (экспортоориентированных) кластеров, которые обеспечивают около 32 процентов занятости в стране [6]. Уровень производительности труда на предприятиях этих кластеров превышает уровень данного показателя по стране в два раза. Эти кластеры становятся источниками конкурентных преимуществ для организаций, участвующих в них, и для регионов и стран, на территории которых они функционируют.
Наиболее распространенное и популярное представление о кластере у большинства ученых и практиков связывается с наличием одной или нескольких крупных компаний кластера, вокруг которых концентрируются поставщики, посредники, организации инфраструктуры, способствующие росту конкурентоспособности «якорных» участников. Если говорить о роли
малого и среднего бизнеса в данной системе, то она сводится, как правило, к выполнению сервисных функций и поставке отдельных компонентов.
Кластеры имеют ряд преимуществ. Первое и, на наш взгляд, основное преимущество кластера состоит в том, что он содействует повышению инновационной активности в регионе, что также положительно сказывается на его конкурентоспособности. В кластерах накапливаются знания и навыки технологического и коммерческого характера, к тому же эффективность коммуникаций внутри кластера способствует быстрому распространению этих знаний внутри кластера. А конкуренция между участниками кластера служит катализатором создания инноваций. Сотрудничество с университетами и научными центрами, а также между поставщиками и производителями ускоряет внедрение инноваций.
Кластеры вносят значительный вклад в создание валового регионального продукта и формирование налоговых доходов региональных бюджетов. Это происходит как за счет инвестиций участниками кластера, развития схем государственно-частного партнерства, что к тому же способствует развитию физической инфраструктуры региона, так и за счет привлечения иностранного капитала и создания дополнительных цепочек добавленной стоимости. Помимо производственных организаций в кластерах принимают участие и коммерческие структуры (инвестиционные компании, банки и проч.).
Кластеры стимулируют развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в регионах, что немаловажно в рамках стратегии экономического развития страны. МСБ играют роль поставщиков различных товаров и услуг для участников кластера. Вдобавок ко всему, кластеры способствуют росту экспорта, увеличению занятости населения и их доходов.
В то же время, малые предприятия на сегодняшний день являются наиболее уязвимыми участниками экономической системы. Предприятий малого бизнеса закрывается значительно большее, чем появляется новых, что подтверждается низкой долей МСБ в объеме ВВП России - менее 20%.
В развитых странах эта цифра достигает 50%, в том числе за счет государственной поддержки некрупных предприятий.
Рис.2. Сравнение долей малого бизнеса в различных странах
Разница между предпринимательскими структурами России и развитых странах не только количественная, но и качественная. Особенно она проявляется в направлениях деятельности. Малые предприятия в США производят / часть всех патентов. В России в сфере НИОКР работают лишь 5% малых и средних предприятий, а доля в производстве патентов ничтожна мала. Поэтому регионам необходимо работать в данном направлении, т.к. МСБ создает особую конкурентную среду, выступающую регулятором экономики региона, и задает вектор его инновационного развития.
В России сформировалась национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» - некоммерческая организация, объединяющая частных инвесторов (бизнес-ангелов), которые инвестируют собственные средства на начальных стадиях, обладающих значительным потенциалом роста. Большая часть бизнес-ангелов - это успешные предприниматели, имеющие опыт ведения бизнеса, которые используют принципиально новый - венчурный механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный (3-7 лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании, максимально увеличивая стоимость компании с последующей продажей своей доли в ней. Вырученные средства они обычно вкладывают в новый проект.
Многочисленные исследования подтверждают, что развитие регионального предпринимательства коррелируется с особенностями социально-экономических систем региона. Так, существенное влияние на определение региональной специфики бизнеса оказывают факторы демографические, социальные, государственное регулирование и поддержка, а также наличие ресурсов в регионе.
Конкурентным преимуществом является производство в регионе конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей на отечественном и мировом рынках, это один из основных факторов конкурентного преимущества региона, а также предпринимательская и инновационная активность, наличие ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) и реальная поддержка инновационного развития территории со стороны органов власти.
В целом конкурентоспособность региона опирается на конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей и отраслей экономики, ее способность производить товары и услуги, востребованные на рынке, как на отечественном, так и на международном, целевые ориентиры формирования конкурентоспособности регионов включают наращивание ограниченных экономических ресурсов региона, поступательное развитие региональной экономики, поддержание и увеличение доли экономики региона на национальном и мировом рынках товаров и услуг и др.
Основные направления конкурентоспособности регионов включают в себя развитие региональных рынков, развитие отраслевой структуры экономики региона, создание благоприятной среды для генерирования и реализации инноваций, формирование условий для появления кластеров, привлечение инвестиций, высококвалифицированных специалистов, повышение эффективности регионального управления. Приоритеты в направлениях формирования конкурентоспособности региона определяют механизмы, методы и инструменты управления его развитием.
Сегодня на региональном уровне решаются первостепенные задачи социально- экономического развития субъектов РФ, и регионы обладают возможностью обеспечения формирования региональной инновационной системы, механизмов финансирования инновационной деятельности, содействия улучшению внутреннего инвестиционного климата.
Список литературы:
1. Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности регионов //Инновации. 2006. № 3.
2. Байдаков А.Н., Григорян А.Р. Системные аспекты формирования инновационной инфраструктуры бизнеса // Байдаков А.Н., Григорян А.Р. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 124. С. 1293-1304.
3. Белякова Г.Я., Самков М.А. Механизмы и инструменты инновационного развития регионов// Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (ч.3). С. 280-284.
4. Запорожец Д.В., Бабкина О.Н. Прогнозирование как функция управления инновационным бизнесом / В сборнике: Экономические и информационные аспекты развития региона: теория и практика. Международная научно-практическая конференция. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 110-112.
5. Концепция формирования индекса инновационного развития регионов России ИИРР. Институт инновационной экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fa.ru/institutes/efo/Documents
6. Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization. Vienna, 2005, V.1. - Р. 8.
References
1. Gurieva L.K. Sistema strategij v gosudarstvennom regulirovanii innovacionnoj dejatel'nosti regionov //Innovacii. 2006. № 3.
2. Bajdakov A.N., Grigorjan A.R. Sistemnye aspekty formirovanija innovacionnoj infrastruktury biznesa // Bajdakov A.N., Grigorjan A.R. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 124. S. 1293-1304.
3. Beljakova G.Ja., Samkov M.A. Mehanizmy i instrumenty innovacionnogo razvitija regionov// Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 11 (ch.3). S. 280-284.
4. Zaporozhec D.V., Babkina O.N. Prognozirovanie kak funkcija upravlenija innovacionnym biznesom / V sbornike: Jekonomicheskie i informacionnye aspekty razvitija regiona: teorija i praktika. Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. Stavropol'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. 2015. S. 110-112.
5. Koncepcija formirovanija indeksa innovacionnogo razvitija regionov Rossii IIRR. Institut innovacionnoj jekonomiki [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fa.ru/institutes/efo/Documents
6. Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization. Vienna, 2005, V.1. - R. 8.