Hudeeva V.V. Territorial planning and functional zoning as the tool of strategic development of territory and activization of regional economy. Indispensable condition of increase of competitiveness of territory is creation of conditions for development of competitive business and strengthening of concentration of the property and the capital. With a view of maintenance of strategy and prospects
of development of the Tambov region in a context of a global division of labor and geoeconomic realities it is necessary to carry out spatial planning of placing of resources and production factors according to priorities of development of territory and external formats.
Key words: regional economy; increase of regional competitiveness; strategy of development of territory.
УДК 338
ВЕКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
© В.И. Меньщикова
В статье рассмотрены основные направления повышения межрегиональной конкурентоспособности региона и экономического развития в целом. Основной акцент сделан на мероприятиях среднесрочного характера по экономическому развитию и повышению конкурентоспособности региона, охватывающих пять важнейших векторов развития: улучшение бизнес-обстановки в регионе, повышение инвестиционной привлекательности области, развитие связанной экономики инновационного типа и развитие сектора малого предпринимательства, создание эффективной системы управления качеством товаров и услуг и создание региональных брэндов, развитие туризма. Обосновывается вывод о том, что создание кластеров в регионе выступает одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона и обеспечения устойчивых темпов его экономического развития.
Ключевые слова: региональная конкурентоспособность; межрегиональная конкуренция; конкурентные преимущества региона; стратегия экономического развития; кластерная теория; кластер; вектор экономического развития.
В настоящее время, в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех экономических процессов, понятие конкурентоспособности распространяется не только на фирмы, но и на регионы и целые страны. Под региональной конкурентоспособностью следует понимать способность региона в условиях конкурентной среды на национальном и мировом рынках сохранять и привлекать ограниченные в экономике ресурсы для удержания и, в конечном счете, приращения своей доли на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг.
Усиление конкурентных отношений между регионами - фактор, повышающий общий конкурентоспособный потенциал страны и, более того, содействующий выравниванию уровней развития регионов. В то же время необходимо согласиться с точкой зрения А.Г. Гранберга, что «для справедливой межрегиональной конкуренции может быть оправданной региональная дифференциация экономических регуляторов, учитывающая объективное неравенство условий жизни и хозяйствования» [1].
При этом необходимо учитывать особенности непосредственно межрегиональной конкуренции, отличающие ее от конкуренции между странами, основные из которых могут быть сформулированы следующим образом:
1) единое национальное экономико-правовое пространство страны усиливает эффект «голосования ногами», что приводит к обострению конкуренции на межрегиональном уровне;
2) мировые процессы глобализации и локализации приводят к условному стиранию национальных экономических границ и укреплению региональных, что приводит к расширению потенциального объема рынка для регионов;
3) потенциальный объем рынка для регионов также увеличивается за счет не распределяемой на мировом рынке части ресурсов исключительно федерального уровня (например, средства национального фонда регионального развития);
4) правила и условия конкурентной борьбы для регионов диктуются уровнем бо-
лее высокого порядка в большей степени, чем для уровня стран;
5) конкурентоспособность на уровне отдельного региона характеризуется большей степенью адаптации к меняющимся условиям и трансформационным воздействиям, нежели на уровне государства, поскольку обладает меньшими масштабами;
6) направления (объекты) межстрановой конкуренции характеризуются большим постоянством во времени, чем объекты межрегиональной конкуренции, для которой свойственны частые изменения, появление новых направлений конкурентной борьбы.
Следовательно, достижение цели повышения конкурентоспособности, на наш взгляд, определяется наличием, созданием и степенью реализации конкурентных преимуществ региона, т. е. факторами конкурентоспособности. М. Портер справедливо отмечает, что конкурентные преимущества надо создавать, развивать, совершенствовать [2]. На конкурентных преимуществах базируется высокая конкурентоспособность любой продукции, организации, региона, страны.
Тамбовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, относящихся, в основном, к параметрам факторов производства, а также рядом существенных негативных компонентов.
К конкурентным преимуществам области относятся следующие:
- естественные факторы (природный потенциал), позволяющие обеспечивать устойчивое производство сырья, в первую очередь сельскохозяйственного;
- достаточно высокий потенциал развития производственной и транспортной инфраструктуры области, позволяющий реализовать преимущества выгодного географического положения региона - на перекрестке направлений «Центр - Юг», «Центр - Юго-Восток», «Запад - Восток» - для оптовой торговли и эффективного осуществления межрегиональных и внешнеэкономических связей;
- наличие многопрофильного научнообразовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях Тамбовской области;
- потенциально высокая емкость регионального рынка продукции машиностроения, обусловленная необходимостью технического перевооружения производства и инфраструктуры;
- большое количество неиспользуемых промышленных площадей, земельных ресурсов;
- наличие законодательной базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области, урегулирование правовых вопросов собственности на землю, инновационной и инвестиционной деятельности через принятие областных законов «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области», «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «Об областных целевых программах».
В свою очередь, реализацию конкурентных преимуществ затрудняют следующие негативные факторы:
- высокая степень износа основных фондов в реальном секторе экономики, ограниченность возможности внутреннего инвестирования и связанная с этим потребность в значительном объеме внешних инвестиций для его обновления и повышения качества продукции;
- снижение технического и кадрового потенциала в высокотехнологичных секторах экономики, потеря производственных навыков, опыта и квалификации персонала в результате длительной недозагрузки производственных мощностей предприятий;
- формирование значительной части государственных заказов на продукцию местных производителей не на региональном, а на федеральном уровне (оборонный комплекс);
- усиление позиций конкурирующего импорта на внутреннем рынке;
- отсутствие высококвалифицированных кадров высшего и среднего управленческого звена в реальном секторе экономики, ориентированных на рыночную экономику;
- отсутствие маркетинга региональных возможностей инноваций на областном и межобластном уровнях;
- сложившаяся инерция роста и структура реального сектора экономики, постоянный дефицит денежных средств у предприятий не позволяют осуществлять на должном уровне инновационную политику.
Цель повышения конкурентоспособности заключается, с одной стороны, в обладании, сохранении и приумножении ограниченных экономических ресурсов (потенциала) региона, а с другой стороны, - в поддержании и увеличении доли мирового и национального рынков товаров и услуг [3].
Необходимо констатировать, что в сложившихся экономических условиях уровень конкурентоспособности большинства видов продукции и услуг товаропроизводителей Тамбовской области не позволяет существенно повысить объем реализации и экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Многие виды изделий не конкурентоспособны даже на внутреннем рынке по соотношению «цена-качество».
По данным журнала «Эксперт» Тамбовская область характеризуется «незначительным потенциалом и умеренным риском», это является признаком среднего уровня инвестиционной привлекательности. Основываясь на соотношении объема осуществленных вложений и «ранга» области по инвестиционной привлекательности, очевиден вывод о «недоинвестированности» Тамбовской области. Слабая инвестиционная активность в экономике области имеет объективные причины, обусловленные, во-первых, спецификой экономического и технологического развития отечественной экономики в целом, экономики Тамбовской области в частности и, во-вторых, особенностями переходного периода.
Развитие экономики Тамбовской области в последнее время базировалось на концепции «тяжелого роста», характерной для индустриального общества, когда инвестиции осуществлялись в реализацию крупных проектов в промышленности, сельском хозяйстве. В настоящее время перед органами государственной власти области стоит первоочередная задача осуществить плавный переход от концепции «тяжелого роста» к концепции «качества роста» («точечного»), которая предусматривает реализацию, в первую очередь, высокоэффективных проектов, прежде всего в отраслях высоких технологий. Вместе с тем в области весьма обширная и развитая экономическая основа для осуществления масштабных инвестиционных преобразований.
В целом, реализация стратегии экономического развития и повышения конкуренто-
способности Тамбовской области опирается на концепцию, ставящую основной целью переход экономики региона от стадии конкурентного развития (развития на основе факторов производства) к стадии инновационного развития, предполагающей повышение конкурентоспособности продукции и услуг местных товаропроизводителей на базе освоения новой техники и технологии за счет широкомасштабного привлечения инвестиций [4].
Экономические преобразования в Тамбовской области будут состоять в том, чтобы на основе сложившейся специализации (электроэнергетика, нефтехимия, отдельные отрасли машиностроения, перерабатывающего комплекса, отдельные инфраструктурные отрасли) выделить производства, базирующиеся, в первую очередь, на местных ресурсах.
Приоритетными направлениями для развития будут:
- высокотехнологичные производства, обеспечивающие глубокую переработку сырья и снижение энергоемкости производства, сочетающие высокую добавленную стоимость и инновации;
- производства и виды деятельности, базирующиеся на использовании уникальных местных сырьевых ресурсов, а также те, которые обеспечивают экологическую безопасность области;
- кластеры, имеющие целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности отраслей на уровне конкретных регионов области;
- высокотехнологичные производства, организованные на основе конверсии оборонных предприятий, обеспечивающие потребности реального сектора экономики в высокопроизводительной технике, а потребности населения - в сложной бытовой технике;
- активизация инновационной и научно-технической политики, формирование инновационной инфраструктуры для обеспечения последующего перехода к инновационной модели развития, определение приоритетов в инновационной деятельности, оказывающей влияние на эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
В настоящее время, исходя из насущных проблем развития экономики региона, тре-
бующих своего разрешения на региональном уровне, выделены следующие приоритетные цели на среднесрочный период, достижение которых позволит реализовать стратегическую цель развития региона (табл. 1).
Таким образом, улучшение бизнес-обстановки позволит повысить открытость региона, его социально-экономическую стабильность. Благоприятный предпринимательский климат способствует созданию условий для максимальной реализации активности населения в развитии производительных сил области, решении экономических и социальных проблем.
Повышение инвестиционной привлекательности региона предполагает создание в законченном виде организационно-экономического механизма инвестиционной сферы. При этом механизм государственного регулирования инвестиционных процессов будет опираться на методы непрямого воздействия, гарантии инвестиций, информационное обеспечение. Повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов будет базироваться на маркетинге региона и поддержании необходимой конкурентной среды, платежеспособного спроса населения, совершенствовании инвестиционного законодательства, стимулирующего налогообложения.
Развитие экономики инновационного типа и развитие сектора малого предпринимательства предусматривает перестройку всех отраслей и сфер экономики на базе новых технологий и их интеграцию в единую систему разработки, производства и реализации высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.
Развитые рыночные отношения стимулируют специализацию и создание производственных цепочек предприятий, связанных в едином цикле производства товаров и услуг, кооперационных и технологических процессах. Создание связанной экономики решает задачу минимизации издержек производства и обращения, а значит, способствует повышению конкурентоспособности продукции. Кроме того, создаются предпосылки для развития малого бизнеса, действующего в интеграционных процессах и «вписанного» в устойчивые экономические связи.
Конкурентоспособность экономики может быть достигнута только в условиях ее интеграции в мировую экономику. Поэтому
важнейшей задачей должна стать подготовка предприятий и отраслей к вступлению России во Всемирную торговую организацию, в частности речь идет о создании эффективной системы управления качеством товаров и услуг и создании региональных брэндов.
Основным элементом рыночной инфраструктуры является открытая для участников рынка информация о складывающейся рыночной конъюнктуре, т. е. информация о соотношении между спросом и предложением на региональном рынке, ассортименте, уровне цен, товарных запасах по различной номенклатуре, портфелях заказов по отраслям и т. д. Доступность и достоверность такой информации во многом определяет успешное развитие предпринимательской деятельности в регионе. Принципиальной основой системы качества должна стать персональная ответственность каждого участника процесса воспроизводства за результаты своего труда и оценка этих результатов их потребителем.
Развитие принципиально нового сектора экономики области - туризма - даст импульс и основу для развития, прежде всего, депрессивных сельских районов области, создаст новые рабочие места, повлечет развитие связанных секторов экономики (сервисные услуги, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, народные промыслы и т. д.) и социальной сферы.
В настоящее время одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона и обеспечения устойчивых темпов его экономического развития является создание кластеров в Тамбовской области.
Кластер - это, прежде всего, сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, и ведущих совместную работу [2, с. 188]. С другой стороны, кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Таблица 1
Цели среднесрочного характера по экономическому развитию и повышению конкурентоспособности Тамбовской области
Цели Улучшение бизнес-обстановки в регионе Повышение инвестиционной привлекательности области Развитие связанной экономики инновационного типа и развитие сектора малого предпринимательства Создание эффективной системы управления качеством товаров и услуг и создание региональных брэндов Развитие туризма
Действия 1. Создание институтов частногосударственного партнерства. 2. Содействие созданию региональной сети потребительских кооперативов и обществ взаимного кредитования, фондов для реализации схем финансирования бизнеса. 3. Содействие созданию индустриальных и коммерческих зон, оснащенных инженерными коммуникациями, введение элементов логистики. 4. Развитие инфраструктуры, обслуживающей бизнес, включая сельское хозяйство. 5. Поддержка модернизации и технического оснащения реального сектора экономики с использованием лизинга. 6. Создание и развитие инфраструктуры регионального рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия. 7. Стимулирование деловой активности в традиционных секторах экономики 1. Создание системы маркетинга региона. 2. Участие региона в международных инвестиционных рейтингах. 3. Поддержание в актуальном состоянии каталога инвестиционных проектов, создание системы сопровождения инвестиционных проектов. 4. Создание и ведение кадастра инвестиционных площадок 1. Поддержка инновационных инвестиционных проектов. 2. Использование передовых технологий и мощностей оборонного комплекса для создания инновационной гражданской продукции. 3. Содействие диверсификации неконкурентоспособной индустрии. 4. Оптимизация структуры государственного сектора экономики области. 5. Продвижение создания кластеров: в химической промышленности, машиностроении 1. Создание маркетинговых и выставочных центров. 2. Продвижение международных стандартов ИСО. 3. Установление областного (регионального) знака качества местных товаропроизводителей, продвижение местных брэндов. 4. Развитие сетевой торговли. 5. Поддержка создания обществ (ассоциаций) по защите прав потребителей. 6. Проведение ярмарок продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями 1. Разработка новых туристических маршрутов. 2. Позиционирование г. Ува-рово, Уваровского и Инжа-винского районов как туристически ориентированных территорий. 3. Улучшение инфраструктуры местности, по которой пролегают перспективные туристические маршруты (мосты, железнодорожный, речной транспорт, парки отдыха). 4. Развитие народных промыслов в сельской местности
Стратегия экономического развития и повышения конкурентоспособности Тамбовской области может быть намечена и реализована только в условиях согласованных интересов и действий власти и бизнеса. Кластер предоставляет дополнительные возможности обеим сторонам.
Анализ параметров внутреннего состояния кластера и его окружения позволяет выделить внутренние и внешние угрозы развитию. С их учетом можно провести оценку конкурентного преимущества кластера в выбранной системе показателей. Для этого можно использовать, например, ромб Портера [2, с. 266]. Для детальной оценки текущего состояния кластера могут быть использованы индикативные подходы, ориентированные на основные направления стратегии развития. Переход кластера на новый более высокий уровень конкурентоспособности обеспечивается за счет реализации комплекса инвестиционных проектов. В реальных условиях, когда далеко не все внутренние и внешние факторы известны, целесообразно выбрать наилучший в определенном смысле сценарий развития бизнеса и территории.
Для администрации Тамбовской области применение кластерной теории в региональном развитии дает следующие возможности и преимущества:
1) кластер позволяет сфокусировать проблемы и сильные стороны сектора экономики. Организация, которая представляет кластер, в которую могут входить представители органов власти, располагает разнообразной и концентрированной информацией о деятельности предприятий, о состоянии сектора экономики, о рынке трудовых ресурсов. Это существенно уменьшает объем аналитической работы, которую выполняют структурные подразделения областной организации, и повышает достоверность информации;
2) участие администрации Тамбовской области в работе координационных органов кластера предоставляет власти возможность непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом не в роли внешней принуждающей силы, а в качестве равноправного партнера;
3) с помощью кластеров региональные органы власти могут лучше понимать рыночные тенденции, сочетая оценки изнутри
кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, политических тенденций и реалий;
4) кластерный подход предоставляет региональной администрации инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования ресурсов региона;
5) успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для администрации Тамбовской области, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед обществом и созданием благоприятных возможностей для экономического и социального развития.
Для представителей бизнес-сообщества Тамбовской области кластеры имеют следующие привлекательные позиции:
1) в рамках кластера власти могут брать на себя различные инициативы по стимулированию активной деятельности частного сектора. Например, субсидирование программ подготовки и переподготовки кадров открывает новые возможности перед предпринимателями, рабочими и специалистами;
2) для малых и средних предприятий кластер может существенно понижать барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Используя репутацию кластера, предприятия получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия;
3) кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления.
Кластеры влияют на конкурентную борьбу тремя способами: посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей; путем повышения способности к инновациям и, таким образом, к повышению производительности; с помощью стимулирования новых бизнес-образований, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.
Выбор потенциальных кластеров в Тамбовской области в рамках стратегии развития проводился на основе трех критериев:
1) эффект базы: предприятия кластера должны обеспечивать значительный вклад в ВРП и уровень занятости;
2) конкурентоспособность: продукция кластера должна присутствовать на региональном, национальном и глобальном рынке сбыта;
3) темпы роста рынка и прибыльность рыночного сегмента. Целевые рынки должны быть растущими и динамичными.
На первом этапе на основе статистических показателей были рассчитаны количественные показатели, отражающие конкурентную способность отраслей в регионе и потенциал их кластеризации. Коэффициент локализации промышленного производства в 2006 г. показывает наличие у региона экономической специализации в рамках отдельных отраслей промышленности (табл. 2).
Те отрасли, где расчетные показатели больше или равны единице можно выделить
как отрасли рыночной специализации, где создание кластеров является возможным.
В табл. 3 приведена оценка факторов производства с точки зрения конкурентоспособности рассматриваемых отраслей.
Оценка сегментов рынков, рассматриваемых для создания кластеров, приведена в табл. 4.
Таким образом, в качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных кластеров в Тамбовской области выделяются:
- кластер по производству и переработке сахарной свеклы;
- кластер по производству и переработке плодоовощной продукции;
- зерновой кластер;
- кластер по производству и переработке подсолнечника, рапса, производству альтернативных видов топлива;
- химический кластер;
- кластер по производству строительных материалов;
- биоэнергетический кластер [5].
Таблица 2
Коэффициент локализации промышленного производства Тамбовской области в 2006 г.
Показатели Коэффициент локализации
Промышленность 0,63
в т. ч. по отраслям
электроэнергетика 2,2
химия и нефтехимия 2,86
машиностроение и металлообработка 0,9
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 0,3
пищевая промышленность 1,73
производство строительных материалов 1,92
Таблица 3
Факторы производства в основных отраслях экономики Тамбовской области
Отрасли Факторы
природные материальные трудовые инфраструктурные
Сельское хозяйство +++ +- ++ +-
Транспорт +- +- ++ +-
Электроэнергетика +- +- +- +-
Химическая и нефтехимическая ++ +- ++ ++
Машиностроение и металлообработка 0 +- +- +-
Строительные материалы ++ +- +- +-.
Пищевая промышленность ++ +- +- +-
Лесопереработка +- +- ++ +-
Примечания. +++ - доступны и не ограничены, ++ - доступны, + - доступны, но ограничены,
— не доступны; 0 - не влияет на конкурентоспособность.
Таблица 4
Оценка сегментов рынков рассматриваемых для создания кластеров в Тамбовской области
Сегмент рынка Потенциал содействия развитию экономики Тамбовской области Международная и региональная конкурентоспособность Объем необходимых инвестиций Г отовность к кластеризации
Сельское хозяйство и переработка Очень привлекательный Низкая конкурентоспособность Значительный Готов
Химия и нефтехимия Привлекательный Средняя конкурентоспособность Средний Готов
Лесопереработка Привлекательный Высокая конкурентоспособность Значительный Низкая готовность
Машиностроение Привлекательный Низкая конкурентоспособность Очень значительный Низкая готовность
Производство строительных материалов Привлекательный Высокая региональная конкурентоспособность, низкий уровень международной конкурентоспособности Средний Низкая готовность
Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами.
С учетом изложенного вектор экономического развития Тамбовской области и повышения ее конкурентоспособности следующий:
- формирование конкурентоспособных кластеров в перспективных секторах экономики;
- создание условий для обновления основных фондов, модернизации материальнотехнической базы отраслей экономики, обеспечивающей соответствие современным стандартам;
- повышение эффективности производства и качества производимой продукции, снижение уровня затрат;
- содействие обеспечению эффективного и устойчивого развития АПК;
- содействие обеспечению развития эффективной транспортной инфраструктуры на территории области;
- производство альтернативных видов топлива;
- содействие международной сертификации товаров и услуг;
- организация инфраструктуры поддержки развития бизнеса;
- создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
- содействие обеспечению новой экономики Тамбовской области профессиональными кадрами;
- стимулирование экспорта продукции местных товаропроизводителей на конкурентные общероссийские и мировые рынки;
- создание условий для обеспечения доступа к информации о рыках товаров и услуг, а также о рынках капитала;
- создание бренда для традиционных товаров Тамбовской области и продвижение на его основе продукции местных производителей на глобальные рынки сбыта.
Дальнейшее социально-экономическое развитие Тамбовской области будет основываться на инновационной модели функционирования, с опорой на промышленность городов и специальных экономических зон, агропромышленного сектора, развитие сложившихся научно-технических центров, ориентированных на современные технологии, развитие новых секторов экономики. В перспективе в области сформируется единый инновационно-технический комплекс, позволяющий производить конкурентоспособную продукцию и услуги.
1. Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Региональная экономика и социология. 2004. № 1. С. 80.
2. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М., 2005. С. 132.
3. Андреева Л., Мирогородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики // Экономист. 2004. № 1. С. 56.
4. Стратегическое реформирование социальноэкономического развития Тамбовской облас-
ти на период до 2015 года: итоги реализации проекта ТЛ8І8 «Расширение возможностей проведения реформ в регионах». Тамбовская область / под ред. О.И. Бетина, В.М. Юрьева, Д. Сепика. Тамбов, 2006.
5. Региональный кластер: теория и практика строительства / авт. идеи О.И. Бетин; рук. научн. колл. В.М. Юрьев. Тамбов, 2006. С. 80.
Поступила в редакцию 18.05.2009 г.
Menshchikova V.I. Vector of economic development of the region and increasing of its competitiveness. The main ways of increasing the interregional competitiveness of the region and the economic development as a whole are
considered in the article. The main emphasis is laid on the middle-term measures on economic development and increasing of competitiveness of the region, covering five important vectors of development: improving business environment in the region, increasing the investment attractiveness of the region, development of the coherent innovative economy and development of small business sector, creating the efficient system of quality management of goods and services and creating of regional brands, development of tourism. The conclusion that creating of clusters is one of the effective mechanisms to increase the competitiveness of the region and to guarantee stable rate of its economic development is being proved in the article.
Key words: regional competitive ability; interregional competitiveness; competitive advantages of the region; strategy of economic development; cluster theory; cluster; vector of economic development.
УДК ЗЗ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Л.А. Чернобродова, О.П. Суковатова
Анализируются методики оценки инновационного потенциала региона. Предложено использование стоимостного подхода к оценке уровня социально-экономического развития региона с учетом инновационного фактора.
Ключевые слова: регион; инновационный потенциал; социально-экономическое развитие.
В настоящее время важнейшее значение в хозяйственно-экономической и политической жизни страны приобретают регионы. Не случайно акцент в исследовании социальноэкономических и политических проблем смещается на региональный уровень. Регионы РФ имеют существенную пространственно-временную дифференциацию по базисным макроэкономическим показателям: объему ВРП на душу населения, производительности труда, численности и уровню денежных доходов населения, экспорту и импорту продукции, инвестиционно-инновационному потенциалу и др., что предопределяет необходимость отбора, систематизации и оценки соответствующих показателей в целях управления региональным развитием.
В условиях перехода страны и регионов на инновационный путь развития и определения стратегий преобразования региональных экономик важнейшей характеристикой эффективности функционирования регионов становится инновационный потенциал.
В данной работе оценка инновационного потенциала рассматривается в контексте совершенствования управления социальноэкономическим развитием региона.
Существуют различные подходы к определению понятия «инновационный потенциал» [1]. Наиболее распространенным является ресурсный подход. В данном случае инновационный потенциал рассматривается как «упорядоченная совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка». С позиции данной работы представляет интерес трактовка инновационного потенциала как «совокупности возможностей использования производительной силы ресурса, где речь идет об использованных и неиспользованных (скрытых) ресурсных возможностях, которые могут быть приведены в действие для достижения конечных целей экономических субъектов». На наш взгляд, целесообразно агрегирование вышеупомянутых подходов и трактовка инновационного потен-