doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-71-76
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
СЕЛЕЗНЁВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: selezneva-lyudmila@list.ru
ИЗМАЛКОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: izmalkova.02@mail.ru
В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в основе инновационного развития национальной экономики России лежит реализация эффективной кластерной политики, что предполагает создание в регионах кластеров в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства, а также в направлении информационных технологий и ядерных разработок. Выявлено, что за последнее десятилетие проявление кластерного подхода в региональной экономике является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политики. Опыт внедрения кластерного подхода в регионах показал повышение конкурентоспособности территорий и производственных комплексов, внутри которых реализуется кластерная политика. Наиболее успешными с точки зрения выполнения ключевых программ и задач в России являются кластеры республики Татарстан, Московской области, Калужской области, Воронежской области, Алтайского края и некоторые другие регионы, реализующие кластерные проекты. Учитывая действующую в Российской Федерации модель управления, региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов. В статье рассмотрены предпосылки обеспечения конкурентоспособности региональной экономики, а в качестве механизма роста конкурентоспособности выбран процесс кластеризации региональной экономики. Определены основные направления поддержки, ее виды и возможности при использовании кластерного подхода в региональной экономике, проиллюстрированные опытом Тамбовской области.
Ключевые слова кластерный подход, региональная экономика, конкурентоспособность, кластерная инициатива, инвестиции
В качестве инструмента развития инноваций на региональном уровне широкое распространение получили кластеры. Как известно, кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Снижение роли государства в управлении российским агропромышленным комплексом, регионализация, формирование и усиление горизонтальных связей привели к переносу акцента на региональные аспекты его управления. В этих условиях создание эффективных систем управления агропромышленной деятельностью в регионе сопряжено с определенными трудностями, связанными с необходимостью увязать интересы и консолидировать усилия разнообразных объектов управления на выполнение главной цели - обеспечение населения региона полноценными продуктами питания. Достижение этой цели требует формирования новых подходов к управле-
нию региональными АПК с учетом того, что их конкурентоспособность в значительной мере зависит от наличия высокоэффективного организационно-технического механизма управления и обеспечения качества выпускаемой продукции.
Во многих странах мира широко применяется кластерная политика, именно она служит ключевым элементом экономики, повышающим конкурентоспособность региона. При этом формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее синерге-тический эффект. Применение кластерного подхода к построению региональной экономики является одним из направлений развития региона, укрепления отраслей экономики, которое способно обеспечить рост его конкурентоспособности. Кластерный подход позволяет определить приоритеты экономического развития для формирования на-
правления социально-экономического развития региона.
В настоящее время отсутствует единый подход к определению кластера, нет ясности в том, какую модель кластерной политики следует использовать в России и насколько эффективно кластерное развитие для отдельных российских регионов. В научной литературе приведено несколько определений понятия «кластер».
Так, по мнению М. Портера, основоположника теории кластеров, «кластеры - это географические сосредоточения взаимосвязанных предприятий, компаний, специализирующихся на поставках определенного типа продукции, обслуживающих организаций, компаний, работающих в смежных отраслях, и связанных с ними институтов (например, университетов, устанавливающих стандарты агентств и торговых объединений) в конкретных отраслях промышленности, конкурирующих, но также сотрудничающих между собой [1].
Т. В. Цихан считает, что кластер - это сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [2].
Д. А. Ялов определяет кластер как «сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости» [3].
По мнению М. Энрайта, региональный кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства [4].
Синтез научной литературы [5; 6; 7] позволил выделить такие преимущества функционирования кластера в регионе и нахождение предприятий в кластерах, как: повышение производительности труда на предприятиях-участниках кластера; снижение степени влияния недобросовестной конкуренции за счет лучшей координации деятельности, упрощенного доступа к информации, наиболее эффективной комбинации факторов производства; возникновение новых деловых структур внутри кластера, имеющих важное значение для образования ресурсов предприятия; возможность широкого распространения инноваций посредством информации о новых методиках, технологиях, быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, а также возможностях осуществления поставок.
Проведение эффективной кластерной политики основано на постоянном взаимодействии и четкой организации взаимоотношений между органами местного самоуправления, государственной властью, научно-образовательными учреждениями и предпринимательством для координации усилий и взаимодействия, для повышения инно-вационности производства и сферы услуг. Все эти факторы должны способствовать взаимному совершенствованию и повышению эффективности работы.
В России сегодня реализуется большое количество кластерных проектов различной специализации. Например, Правительство РФ утвердило перечень из 25 пилотных инновационных территориальных кластеров [8].
Следует отметить, что в Российской Федерации формирование структуры организаций кластерного осуществляется с помощью механизма реализации государственной политики, реструктуризации крупных организаций или объединения, государственного имущества путем его внесения в уставные капиталы существующих или вновь создаваемых структур. Как правило, функционирование кластеров в регионах относится к компетенции Центров кластерного развития, либо корпораций развития регионов. Зачастую финансирование деятельности кластеров происходит за счет предоставления им субсидий из федерального и регионального бюджетов. Переход на новую модель экономики отражен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [9], где одним из направлений инновационного социально-ориентированного типа экономического развития страны является создание сети территориально-производственных кластеров, способствующих повышению конкурентного потенциала территории.
Одним из регионов России, где активно осуществляется внедрение в экономику кластерного подхода, является Тамбовская область. Сегодня на территории Тамбовской области функционируют 2 кластера сельскохозяйственного направления - растениеводческий и животноводческий.
На создание сельскохозяйственных кластеров в регионе повлияла не только специфика аграрной среды и реализующиеся программы по поддержанию малых форм хозяйствования, но и проведенный анализ перспектив создания кластеров в Тамбовской области, в ходе которого отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие высокие показатели коэффициента локализации производства и индекса специализации региона.
Таблица 1
Специализация и локализация отраслей обрабатывающей промышленности Тамбовской области в 2013 г.
Отрасли перерабатывающей промышленности Тамбовской области Индекс уровня специализации региона Коэффициент локализации производства
Химическое производство 0,32 0,91
Производство пищевых продуктов 0,75 2,13
Производство машин и оборудования 0,42 1,21
Строительные материалы 0,13 0,38
Малая металлургия 0,37 1,07
Электрооборудование, электронное и оптическое оборудование 0,90 2,58
Производство транспортных средств и оборудования 0,33 0,93
Производство изделий из резины и пластмасс 0,37 1,05
Кожа и обувь 2,44 6,96
Текстиль 0,98 2,79
Обработка древесины 0,27 0,78
Целлюлозно-бумажная 0,16 0,46
Таким образом, были выделены две группы приоритетных видов деятельности для региона: 1) производство пищевых продуктов; электрооборудование, электронное и оптическое оборудование; производство кожи и обуви; производство текстиля; 2) химическое производство; производство машин и оборудования; малая металлургия; производство транспортных средств и оборудования; производство изделий из резины и пластмасс.
Учитывая значимость сектора АПК в экономике региона, а также в силу высокой локализации и специализации отрасли производства пищевых продуктов, наиболее приоритетными к развитию являются кластеры по производству и переработке продукции агропромышленного комплекса. Деление сектора АПК на растениеводство и животноводство позволило выделить два перспективных кластера, которые успешно функционируют на сегодняшний день в регионе: кластер производства и переработки продукции животноводства «Животноводческий кластер»; кластер производства и переработки продукции растениеводства «Растениеводческий кластер» [10].
При этом участниками кластеров являются:
- сельскохозяйственные предприятия (поставщики сырья);
предприятия сельскохозяйственного машиностроения (поставщики оборудования);
перерабатывающие предприятия пищевой индустрии;
- агропромышленные интегрированные комплексы (корпорации);
консалтинговые организации;
- научные институты, образовательные учреждения;
- законодательные институты;
- органы власти;
- финансовые институты.
Эти два кластера следуют рассматривать как внутренне конкурентную и динамичную сеть компактно локализованных предприятий, обеспечивающих хорошие рыночные позиции как для отдельных видов экономической деятельности самих предприятий, так и для целого региона, а кроме того производящих одну и ту же или смежную продукцию. Одной из важнейших задач, стоящих перед органами власти Тамбовской области является создание условий, которые позволят сформировать благоприятный инвестиционный климат на территории региона. Эти условия должны включать в себя организационное, финансовое и административно-правовое обеспечение сбалансированного развития производственного сектора экономики, которые должны на основе внедрения в производство инновационной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью содействовать развитию перспективных и базовых видов производства региона. Всего этого возможно достичь в случае: повышения эффективности организации работы системы государственных органов власти с инвестором; формирования и постоянного мониторинга портфеля новых перспективных проектов, создания и реализации проектов, направленных на развитие инновационной деятельности на территории Тамбовской области и т. д.
Часть работы по повышению инвестиционного климата на территории Тамбовской области может
взять на себя Центр кластерного развития. В современной экономике хозяйственная деятельность центра выходит за рамки отдельных предприятий и научных организаций и все больше зависит от внешних условий и от интенсивности взаимодействия различных организаций. Стимулирование взаимодействия в экономической сфере с акцентом на вовлечение малых и средних предприятий, а также на развитие современных организационных форм становится одной из важных задач для региональных органов государственной власти, для решения которой создаются такие организации инфраструктуры, как центры кластерного развития.
Центр кластерного развития Тамбовской области является одним из элементов инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности региона, обеспечивающий организацию взаимодействия предприятий, в том числе малого и среднего предпринимательства, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов с целью реализации совместных кластерных проектов в Тамбовской области.
Реализация программы «Создание и обеспечение деятельности Центров кластерного развития» приводит к следующим результатам: создание новых предприятий в агропромышленном секторе региона; оснащение предприятий современной техникой и внедрение новых технологий; повыше-
Перечень услуг Центра класте]
ние уровня занятости сельского населения, за счет создания новых рабочих мест; вывод на рынок новых видов продукции; увеличение показателей рентабельности предприятий, пользующихся поддержкой центра.
Как элемент инфраструктуры поддержки предпринимательства Центр кластерного развития осуществляет поддержку как крупных инвестиционных проектов, так и проектов, предполагающих реконструкцию, модернизацию и расширение деятельности предприятия. Пользователями услуг Центра являются субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров им предоставляется государственная и консультационная поддержка. Некоторые виды работ могут быть использованы с целью стратегического планирования на уровне Тамбовской области. Перечень услуг, оказываемых Центром кластерного развития, определен в соответствии с Приказом Министерства экономического развития № 167 от 25.03.2015 г. «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» и приведен в таблице 2.
Таблица 2
| развития Тамбовской области
№ Наименование услуги
1 Разработка инвестиционных проектов
2 Маркетинговые услуги
3 Брендирование
4 Сертификация и декларирование продукции сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области
5 Реклама новых видов продукции
6 Посещение ключевых отраслевых выставочных площадок
7 Организация и проведение семинаров и круглых столов для субъектов МСП
8 Проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности кластера и перспектив его развития
9 Позиционирование товаров участников кластеров на Портале ЦКР
Сложность реализации кластерной политики на территории Тамбовской области заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников кластера.
Тамбовская область обладает достаточными возможностями для повышения конкурентоспособности и развития как всего агропромышленного
комплекса, так и отдельных его составляющих. Такая ситуация способствует формированию мощной базы для создания имиджа Тамбовской области как региона, в котором можно комфортно жить и работать. Возникает необходимость в привлечении инвестиций в такие проекты, как строительство перерабатывающих комплексов, зернохранилищ, элеваторов и др. Такое строительство должно способствовать не только развитию региональной перерабатывающей промышленности, но и позво-
лит осуществлять поставки продукции в другие области и регионы.
Таким образом, важнейшей целью органов власти при формировании основных путей развития сельского хозяйства Тамбовской области является повышение конкурентоспособности основных участников отрасли посредством кооперации их производственных связей в региональный сельскохозяйственный кластер.
Следует отметить, что выделение кластеров как пространственных полюсов экономического роста и использование их потенциала для активизации развития периферийных элементов экономического пространства региона служит исходными предпосылками формирования региональной экономической политики в системе государственного регулирования территориального развития [11].
Ведь кластерный подход предоставит органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, а также позволяет выявить проблемы и сильные стороны соответствующего сектора экономики. Результативное функционирование кластеров в экономике Тамбовской области приведет к повышению эффективности деятельности малых предприятий. Это, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно, налоговые поступления в бюджет региона. Для малых и средних предприятий кластеры существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Кроме того, используя репутацию кластеров, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам.
Также благодаря функционированию кластера улучшается кадровое обеспечение предприятий; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки; формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем продвижения товара.
Литература
1. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Виль-ямс», 2005.
2. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2005. № 3.
3. Ялов Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Компас промышленной реструктуризации. 2004. № 2.
4. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Edby E. Dirven, J. Grocnewegen and S. van Hoof. Utrecht, 1993. P. 87-102.
5. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 24-25.
6. Маркушина Е. В. Кластеры и кластерные стратегии в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 321-323.
7. Маськов С. А. Преимущества использования кластерного подхода к развитию региональной экономики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 3. С. 67-70.
8. Перечень инновационных территориальных кластеров. Утв. поручением Правительства РФ от 28 августа 2012 г. № ДМ-П8-5060. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Концепция создания и развития Центра кластерного развития Центра кластерного развития на 2014 г. и плановый период 2016-2017 гг. Утв. Управлением инновационного развития международного и межрегионального сотрудничества Тамбовской области. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Меньщикова В. И., Аксенова М. А. Формирование поляризованного пространства как одно из направлений государственного регулирования территориального развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1 (35). С. 103-106.
References
1. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. M.: Izd. dom «Vil'yams», 2005.
2. Tsikhan T. V. Klasternaya teoriya ekonomi-cheskogo razvitiya [Cluster theory of economic development] // Teoriya i praktika upravleniya. 2005. № 3.
3. Yalov D. А. Klasternyj podkhod kak tekhnologiya upravleniya regional'nym ekonomicheskim razvitiyem [Cluster approach as technology of management of regional economic development] // Kompas promyshlennoj re-strukturizatsii. 2004. № 2.
4. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Edby E. Dirven, J. Grocnewegen and S. van Hoof. Utrecht, 1993. P. 87-102.
5. Markov L. S. Problemy realizatsii klasternoj poli-tiki v Rossii [Problems of realization of cluster policy in Russia] // Nauchnyj ekspert. 2007. № 4. S. 24-25.
6. Markushina E. V. Klastery i klasternye strategii v razvitii ekonomiki regiona [Clusters and cluster strategy in development of economy of the region] // Problemy so-vremennoj ekonomiki. 2010. № 2. S. 321-323.
7. Mas'kov S. А. Preimushchestva ispol'zovaniya klasternogo podkhoda k razvitiyu regional'noj ekonomiki [Advantages of use of cluster approach to development of regional economy] // Vestnik Majkopskogo gosudarstven-nogo tekhnologicheskogo universiteta. 2009. № 3. S. 67-70.
8. Perechen' innovatsionnykh territoriaTnykh klaste-rov. Utv. porucheniyem Pravitel'stva RF ot 28 avgusta 2012 g. № DM-P8-5060 [List of innovative territorial clusters: approved by an order of the Government of the Russian Federation from August 28, 2012 № DM-P8-5060]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii do 2020 g. Utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
10. Kontseptsiya sozdaniya i razvitiya Tsentra klas-ternogo razvitiya Tsentra klasternogo razvitiya na 2014 g. i planovyj period 2016-2017 gg.: Utv. Upravleniyem inno-
vatsionnogo razvitiya mezhdunarodnogo i mezhregion-al'nogo sotrudnichestva Tambovskoj oblasti [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020: approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 № 1662-r]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
11. Men'shchikova V. I., Aksenova M. A. Formirova-niye polyarizovannogo prostranstva kak odno iz napravle-nij gosudarstvennogo regulirovaniya territorial'nogo razvitiya [Formation of the polarized space as one of the directions of state regulation of territorial development] // Sot-sial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 1 (35). S. 103-106.
* * *
CLUSTER APPROACH IN MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY
SELEZNYOVA LYUDMILA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: selezneva-lyudmila@list.ru
IZMALKOVA IRINA VALERYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: izmalkova.02@mail.ru
According to «The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020», realization of effective cluster policy is the cornerstone of innovative development of national economy of Russia that assumes creation in regions of clusters in the sphere of power, transport, agriculture, and also in the direction of information technologies and nuclear developments. The author revealed that for the last decade manifestation of cluster approach in regional economy is alternative of traditional branch industrial policy. Experience of introduction of cluster approach in regions showed increase of competitiveness of territories and industrial complexes in which the cluster policy realizes. From the point of view of implementation of key programs and tasks in Russia the clusters of the Republic of Tatarstan, the Moscow region, the Kaluga region, the Voronezh region, Altai Krai and some other regions realizing cluster projects are the most successful. Considering the model of management operating in the Russian Federation, regional authorities and local governments have to become the main initiators of cluster projects. In article authors considered prerequisites of ensuring competitiveness of regional economy, and as the mechanism of growth of competitiveness process of a clustering of regional economy, defined the main directions of support, its types and opportunities when using cluster approach in regional economy illustrated with experience of the Tambov region.
Key words: cluster approach, regional economy, competitiveness, cluster initiative, investments