РАЗВИТИЕ АПК
УДК 332.1:316.422
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
Н.П. МОДЕБАДЗЕ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики E-mail: n.madebadze@yandex.ru
Б.Х. БИФОВА, аспирантка кафедры экономики E-mail: bifova @mail.ru Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова
Регионализация инновационных процессов является предпосылкой формирования региональной инновационной системы. Структурная перестройка экономики регионов (прежде всего депрессивных и стагнирующих) служит основой интенсивного развития экономики территории, решения многих социально-экономических проблем. Модернизация экономики на основе инновационной деятельности является важным условием устойчивого развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики.
Таким образом, региональная инновационная система должна обеспечить материально-техническую базу инновационного процесса, подготовку научно-технических кадров, инновационную инфраструктуру и функционирования рынка наукоемкой и инновационной продукции.
Это требует формирования национальной инновационной системы с учетом особенностей инновационных процессов в регионах, возможной межрегиональной интеграции в осуществлении инновационных проектов, необходимости координации деятельности региональных инновационных систем, их финансовой поддержки. Важную роль национальная инновационная система должна сыграть в налаживании взаимодействия между регионами-донорами и регионами-реципиентами.
Ключевые слова: региональная инновационная система, устойчивое развитие, конкурентоспособность территории
Территориальная организация национальных инновационных систем является одним из приоритетных вопросов их развития. Становление и развитие региональных инновационных систем определяется усилением ориентации научной и инновационной деятельности непосредственно на территориальные потребности, эффективное решение конкретных социально-экономических проблем того или иного региона. Характерной чертой практической реализации такой тенденции является де-концентрация научно-инновационного потенциала, движение науки на новые территории. При этом все более отчетливо проявляется новое направление в развитии территориальных инновационных систем -появление нового уровня управления инновационными процессами. Происходит значительная активизация муниципальной деятельности в области науки и техники. Наряду с государственными и частными исследовательскими организациями,
создаются научно-исследовательские организации «третьего сектора» - муниципальные НИИ, университеты, корпорации. Такие процессы характерны для развитых стран, в частности для Японии. При этом с развитием наукоемкого сектора определяются перспективы эффективного функционирования отстающих регионов, разрабатываются соответствующие программы наукофиксации конкретных районов. Регионализация инновационных процессов является закономерным явлением, мировой тенденцией и предпосылкой формирования региональной инновационной системы. Реструктуризация территориального хозяйства на основе широкого внедрения инноваций, структурная перестройка экономики регионов путем формирования региональной инновационной системы являются основой интенсивного развития экономики территорий, решения многих социально-экономических проблем. Если раньше вывод тех или иных стагнирующих регионов из депрессивного состояния был связан с помощью государства, предоставляемой в виде субсидий и дотаций, то современные меры направлены в основном на активизацию имеющегося инновационного потенциала.
Для Российской Федерации задачи перестройки экономического пространства чрезвычайно актуальны, и их можно отнести к категории неотложных, в частности для тех регионов, в которых ограничены инвестиции и сырьевые ресурсы. Необходимо также отметить, что полноценное формирование и функционирование инновационной системы России невозможно без становления и развития региональных инновационных систем и объединения территориальных инновационных звеньев в единую инновационную систему государства.
Практическая реализация указанных процессов требует изучения сущности региональных инновационных систем, тенденций и закономерностей их развития. При этом, по мнению авторов, отсутствует единое мнение относительно сущности региональной инновационной системы. Такое положение объясняется тем, что до сих пор не разработана общая для всех регионов страны эффективная модель инновационной системы. Решение этой задачи усложняется тем, что конкретной территории присущи особенности имеющегося научно-технического и промышленного потенциала, географические, исторические, экономические, национальные и другие отличительные условия. Исходя из этого, можно предположить существование двух вари-
антов определений региональной инновационной системы. В первом варианте дается определение с присущими для всех регионов общими характеристиками. Второй вариант предполагает как общие, так и уточненные специфические характеристики, зависящие от конкретного региона.
Особенности первого варианта характеристики инновационной системы наиболее четко и емко отражает определение О.Г. Голиченко: «...инновационная система - это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий» [4, с. 14].
В определении, сформулированном ЕС, региональная инновационная система рассматривается как сеть фирм, формирующих локальный производственный кластер вместе с институциональной инфраструктурой, поддерживающей этот кластер и эту сеть. При этом особое внимание уделяется сетевому взаимодействию и обеспечивающей его инфраструктуре.
В исследованиях российских авторов под территориальной инновационной системой понимаются находящиеся в границах ее административно-территориальных образований элементы и взаимосвязи, действующие в процессе производства, распространения и использования инноваций.
Схожее определение региональной инновационной системы дают доктор экономических наук, профессор В.Р. Атоян и доктор экономических наук, профессор В.Р. Казакова: «На региональном уровне инновационная система представляет собой совокупность институтов, инициирующих, создающих и распространяющих новые технологии» [1, с. 31]. Несмотря на некоторые различия, оба приведенных определения схожи в том, что по своим функциям и структуре копируют национальную инновационную систему. Более расширенное, но такое же по сути определение приводят В.А. Коноплев, В.Г. Водопьянов, С.М. Никитенко «... инновационная система региона. процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций» [9].
Модели региональных инновационных систем, повторяющие по свой структуре и содержанию инновационную систему страны, актуальны для регионов, где сосредоточен потенциал стратеги-
ческого значения, реализация которого обеспечивает экономическую и национальную безопасность России (см. рисунок).
Более универсальную характеристику региональной инновационной системы, не копирующую национальную инновационную систему, представили ученые Казанского государственного университета. Они рассматривают региональную инновационную систему как интегральную системную характеристику состояния, условий и особенностей развития инновационной деятельности в том или ином регионе, а также характеристику инновационного статуса самого региона. При этом сам регион с одинаковым успехом может выступать как в качестве донора, так и в качестве реципиента научных результатов и инноваций либо отличаться самодостаточностью [5, с. 66].
Авторы считают, что данное определение подчеркивает одну из важнейших особенностей региональной инновационной системы, состоящей в том, что в зависимости от инновационного статуса территории она может быть полной (регионы с потенциалом стратегического значения) или фрагментарной (регион - донор, регион - реципиент). Такой подход к определению региональной инновационной системы вполне корректен, так как она является подсистемой национальной инновационной системы, поэтому она не всегда должна содержать все элементы -. производство, распространение и использование инноваций. В качестве подсистемы региональная инновационная система может включать в некоторых случаях один из элементов национальной инновационной системы. Будет ли региональная инновационная система по своей структуре копировать национальную инновационную систему или же включать ее отдельные элементы, зависит от объективных и субъективных условий, которые складывались исторически под воздействием определенных идеологических и экономических факторов.
Характер региональной кластеризации, очевидно, будет определяться сложившейся специализацией регионов, наличием ресурсно-производственного, кадрового и научного потенциалов.
По мнению авторов, можно дать следующее определение региональной инновационной системы - это составная часть (элемент) национальной инновационной системы, состав и структура которой зависят от инновационного статуса региона, сложившейся специализации, наличия соответствующего ресурсно-производственного, кадрового и научного потенциалов.
Данное определение позволяет предложить соответствующую систему формирования региональной инновационной системы для стагниру-ющих регионов: вначале в регионе формируются отдельные звенья (элементы) как составные части национальной инновационной системы, а затем при наличии или создании необходимых условий - ее расширение до структуры системы для регионов с потенциалом стратегического значения. Данную схему формирования региональной инновационной системы можно назвать процессом интегрированной (межрегиональной) инновационной деятельности.
Для стагнирующих регионов, к числу которых принадлежит Кабардино-Балкария, важнейшей задачей является повышение конкурентоспособности ведущих отраслей хозяйства и подъема на этой основе всей экономики республики. Возможности развития традиционных отраслей, как интенсивные, так экстенсивные, во многом исчерпали себя. Кроме того, необходимо учитывать фактор времени, диктующий
Районные инновационные центры
Фонд инновационного
развития Курской области
Технопарк
!Т-парки
Региональная школа инновационного менеджмента
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Инновационный университет
Центр коллективного пользования
Инженерно-технический центр комплексной автоматизации производства
Центр трансфера технологий
Конструкторский центр
Источник: [6, с. 60].
Региональная инновационная система
необходимость относительно быстрого решения задач развития. Указанные обстоятельства определяют необходимость формирования инновационной экономики и ее ядра - инновационной системы.
Системообразующими принципами построения региональной инновационной системы являются научность и целостность. Основным недостатком формируемой в Кабардино-Балкарии региональной инновационной системы является отсутствие целостности, которая предполагает построение единой региональной инновационной системы на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. При этом целостная региональная инновационная система связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные разрывы, снижает потери времени, информации об инновациях, устраняет их невостребованность потребителем, а также дублирование функций и средств.
В республике, по данным 2012 г., функционируют 11 организаций, выполняющих исследования и разработки (табл. 1).
Анализируя данные, приведенные в табл. 1, можно сделать вывод, что количество организаций оставалось стабильным, и они в основном представлены научно-исследовательскими учреждениями.
Однако в рассматриваемом периоде наблюдалось сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками (табл. 2).
Исходя из данных, приведенных в табл. 2, можно заметить, что сокращение пришлось на вспомогательный и прочий персонал, при этом численность исследователей и техников возросла.
Подготовкой научных кадров (аспирантов) занимались семь организаций (табл. 3).
Анализ данных, приведенных в табл. 3, показывает, что общая численность аспирантов за рассматриваемый период возросла, но численность обучающихся с отрывом от производства сократилась. Кроме того, количество аспирантов, закончивших аспирантуру, снизилось почти в 2 раза, при этом только 1/3 аспирантов защитила диссертации (2011 г.). Приведенные данные свидетельствуют о низкой эффективности подготовки научных кадров, что негативно влияет на пополнение и обновление научного потенциала Кабардино-Балкарии, перспективы формирования региональной инновацион-
Таблица 1
Количество организаций, выполнявших исследования и разработки
Организации 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Научно-иссле- 12 11 11 11 11
довательские
организации
Проектные и 1 1 1 1 1
проектно-изыска-
тельские органи-
зации
Вузы 2 2 2 2 2
Всего 15 14 14 14 14
Таблица 2
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.
Год Численность персонала Преподаватели и техники* Вспомогательный персонал Прочий персонал
2008 725 529 82 114
2009 678 484 85 109
2010 727 540 86 101
2011 677 515 93 69
2012 704 544 75 85
* Без учета научно-педагогических работников вузов, выполняющих наряду с педагогической деятельностью научные исследования и разработки.
Таблица 3
Количественные показатели подготовки аспирантов, чел.
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Организации, 7 7 7 7 7
осуществляющие
подготовку аспиран-
тов:
- научные учрежде- 5 5 5 5 5
ния
- вузы 2 2 2 2 2
Аспиранты 569 644 651 640 641
В том числе:
— обучающиеся с 404 401 412 412 378
отрывом от про-
изводства
Аспиранты, закон- 210 167 156 167 113
чившие аспирантуру
В том числе:
- с защитой диссер- 42 46 50 56 37
тации
ной системы, основные показатели инновационной деятельности (табл. 4).
Развитие науки в современных условиях становится определяющим фактором устойчивого
Таблица 4
Основные показатели инновационной деятельности, %
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Удельный вес организаций, 4,1 6,6 8,1
осуществляющих технологичес-
кие инновации, в общем числе
организаций
Удельный вес инновационных 3,7 7,4 6,7
товаров, работ, услуг в общем
объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, услуг
Затраты на технологические 172 215 325
инновации, тыс. руб. 574,3 870,5 169,2
Удельный вес затрат на техно- 0,9 7,7 1,1
логические инновации в общем
объеме отгруженных товаров,
выполненных работ, услуг
Удельный вес организаций, - 1,7 1,8
осуществляющих организацион-
ные инновации, в общем числе
организаций
Удельный вес организаций, - 0,8 2,7
осуществляющих маркетинго-
вые инновации, в общем числе
организаций
интеллектуального, научно-технического и социально-экономического общества. Современная наука, а также связанные с ней новые технологии являются тем мощным рычагом, с помощью которого можно не только преодолеть спад в экономике, но и обеспечить ее структурную перестройку, конкурентоспособность товаров, отраслей и экономики в целом. Модернизация экономики на основе инновационной деятельности - это то направление развития, которое позволит решить самые важные задачи в социально-экономическом развитии регионов и государства в целом. Практика показывает, что внедрение новых технологий позволяет осуществить качественный прорыв на рынке товаров и услуг, формировать устойчивые конкурентные преимущества. Высокотехнологичные отрасли определяют экономический рост, способствуют адаптации к высоким технологиям других отраслей и обеспечивают подъем всей экономики. Разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами улучшения качества продукции, экономики, трудовых ресурсов и снижения материальных затрат, совершенствования организации производства, что предопределяет конкурентоспособность предприятий и производимой ими продукции.
Важную роль в реализации этих процессов играет государство, «которое создает рамочные условия работы системы, во многом формирует мотивационную основу деятельности элементов системы, создает ресурсы и институты, а также выступает как катализатор процессов в национальной инновационной системе и партнер, снижающий инновационные риски [4, с. 15].
Развитие передовых стран с устойчивыми конкурентными позициями на внутреннем и мировом рынках основывается исключительно на инновациях. Данное направление рассматривается ими как приоритетная стратегия конкурентной деятельности. Реализация этой стратегии в разных странах имеет определенные особенности. В США приоритет в осуществлении федеральных научных исследований и опытно-конструкторских разработок отдается негосударственным организациям, вовлекая в инновационную деятельность посредством контрактов и грандов. Выделяя негосударственные организации в качестве ключевых в системе НИОКР, федеральное правительство в состоянии задействовать лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, определяя перед ними задачи по научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторским работам.
Германия, занимающая устойчивые конкурентные позиции в мире, в области высоких технологий, вначале ориентировалась на опыт США и технологические крупные программы. При этом был использован опыт развития инкубаторов США, научных парков Великобритании, Японии и Франции. Начиная с 1980-х гг. инновационная деятельность ФРГ была переориентирована на создание сети региональных инновационных фондов и вовлечение малых и средних предприятий в процесс создания, распространения и использования инноваций. Значительно усилилось взаимодействие исполнительной и законодательной власти с заинтересованными частными структурами, проявившееся в создании региональных инновационных фондов.
Особенностью инновационной деятельности Японии, как и других индустриальных стран Юго-Восточной Азии, стало то, что они концентрировали свои ресурсы на скупке перспективных высокотехнологичных нововведений на последней стадии -до выхода на рынок. В этих условиях требовались усилия по конечной доработке нововведений и организации промышленного производства.
Особо следует отметить, что в ходе реализации инновационной политики основной акцент в указан-
ных странах делается на малые и средние предприятия инновационного бизнеса. Показателен в этом плане опыт Тайваня, где за счет малого и среднего бизнеса обеспечивается 78% занятости и 45% ВВП страны [2, с. 120]. На долю малых и средних инновационных предприятий в Японии приходятся 99% от общего числа предприятий страны, доля в ВВП при этом достигает 52% или 3 трлн долл.
Известный английский экономист Г. Беннок отмечает, что большая часть изобретений в ХХ в. была сделана мелкими фирмами либо самостоятельными изобретателями. В частности, малыми предприятиями созданы установки кондиционирования воздуха, электронные трубки для телевизоров, электростатические копировальные машины и даже реактивный двигатель.
Малое инновационное предпринимательство имеет наиболее эффективную поддержку в США, где на эти цели ежегодно выделяются 5,4 млрд долл. и действует программа «Инновационная деятельность малых предприятий». Финансовые средства предоставляются малым предприятиям, с тем чтобы они искали новейшие разработки в университетах. Это создает ситуацию, когда университет не сможет получить средства на проведение НИОКР, если то или иное предприятия не захочет внедрять результаты этих исследований в промышленное производство. При этом предприятие окажется за рамками программы, если не найдет университет, обладающий новейшей технологией, готовой для внедрения. Так, с помощью государства создаются условия взаимодействия науки и производства, стимулируется создание новых технологий и их внедрение в производство, обеспечиваются устойчивые конкурентные позиции на внутреннем и мировом рынках.
Формирование региональных инновационных систем призвано способствовать обеспечению перехода регионов к инновационному развитию, повышению их конкурентоспособности в условиях становления рыночных отношений и обеспечению на этой основе устойчивого развития, которое является одной из важнейших задач региональной политики на современном этапе. Устойчивость социально-экономических систем может рассматриваться как неизменность их свойств и связанных с этими свойствами параметров, обеспечение их способности выполнять свои функции при постоянном изменении внешней и внутренней среды, под воздействием возмущающих, нарушающих нормальное функционирование факторов [3, с. 45]. Разделяя мнение А.В. Золотухиной,
авторы считают, что недостаточная устойчивость регионального развития может быть обусловлена следующими основными причинами [7, с. 89-91]:
1) становлением рыночной социально-экономической системы, когда регионы страны приобретают все большую самостоятельность, вступают в конкурентные отношения на национальном и международном рынках, вырабатывают собственную стратегию развития, исходя из имеющегося социально-экономического потенциала;
2) формированием инновационной экономики, требующей изменения основных характеристик социально-экономического развития регионов, формирования региональной инновационной системы и конструирования специфических (инновационных) организационных форм:
— технико-внедренческих зон (технопарков, технополисов, наукоградов);
— региональных структур, обеспечивающих продвижение инноваций (инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, центров по продвижению и трансферу технологий);
— интегрированных научно-производственных объединений, создаваемых и функционирующих в регионе в целях обеспечения эффективного взаимодействия между различными участниками инновационного процесса (учебно-научно-инновационных комплексов и региональных кластеров) и пр.;
3) развертыванием мирового экономического кризиса, в условиях которого нарастает спад промышленного производства и сокращаются объемы привлеченных инвестиций:
— происходит снижение деловой и инновационной активности субъектов региональной экономики;
— усугубляются проблемы финансово-кредитной сферы (снижаются объемы выданных кредитов, возникает кризис неплатежей и др.);
4) глобализацией, которая, несмотря на все свои позитивные последствия, является фактором нестабильности регионального развития:
— ведет к универсализации общемировых проблем (явления международного терроризма, нищеты, перенаселения, угроз ядерной и экологической катастроф и т. д.);
— происходит унификация законодательных норм (что может способствовать утрате региональной самобытности);
- приводит к резкому возрастанию зависимости региональной экономики от внешнеэкономической ситуации (особенно в условиях энерго-сырьевой модели развития Российской Федерации и ее субъектов);
- подвергает ужесточению международной конкуренции и формированию глобальных монополий, что препятствует повышению конкурентоспособности региональных производителей;
5) обострением экологических проблем в связи с существенным возрастанием в XX в. масштабов хозяйственной деятельности, превышающих ассимиляционные возможности окружающей природной среды не только в региональном или общероссийском, но и в общемировом масштабе.
Неотложной и требующей своего разрешения задачей региональной политики является экологическая проблема. В сложившейся ситуации именно инновационная, природоохранная и ресурсосберегающая системы в наибольшей степени отвечают современным требованиям экологической защиты, защиты окружающей среды от разрушения. Экологический аспект устойчивого развития является чрезвычайно важным в современных подходах к оценке устойчивого развития. В данном случае под устойчивостью экономического развития региона следует, очевидно, понимать такое свойство происходящих в нем социально-экономических процессов, которое характеризует их способность обеспечивать сколь угодно длительное региональное развитие без ухудшения (либо с улучшением) условий жизни населения при сохранении качества окружающей природной среды. То есть устойчивое развитие региона предстает, прежде всего, как «развитие без разрушения» [8, с. 37; 10, с. 15].
Для переходной экономики в плане устойчивого развития административно-территориальных образований не утратило актуальности обеспечение поступательного социально-экономического развития, экономического роста, безопасности и качества жизни, экологического баланса и инновационной деятельности.
Решение задачи устойчивого регионального развития, преодоление силы действия возмущающих факторов, требуют разработки механизма формирования и стабильно эффективного функционирования региональной инновационной системы. Практика показывает, что экономика страны с конкурентоспособным и высоким инновационным потенциалом характеризу-
ется и высокой степенью социально-экономической устойчивости, что указывает на наличие определенной взаимосвязи между следующими факторами регионального развития, к которым можно отнести:
- научно-технический потенциал региона - как важнейшая предпосылка формирования региональной инновационной системы;
- человеческий капитал;
- устойчивость регионального экономического развития.
Экспертами ООН обоснована тесная взаимосвязь и взаимообусловленность показателей глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GGI), экологической устойчивости (Environmental Sustainability Index - ESI), человеческого развития (Human Development Index -HDI), индекса экономических знаний (Knowledge Society Index - KSI), представленная в табл. 5.
С позиции устойчивого развития территории региональная инновационная система рассматривается как непрерывно взаимодействующая и функционирующая в едином экономико-инновационном пространстве региона совокупность учреждений и организаций, занятых, с одной стороны, продуцированием новых научно-технических знаний в целях практического внедрения во всех отраслях региональной экономики, а с другой - продвижением новшеств к их конечному потребителю [7, с. 50].
Таким образом, региональная инновационная система должна обеспечить материально-техническую базу инновационного процесса, подготовку научно-технических кадров, инновационную инфраструктуру и функционирования рынка наукоемкой и инновационной продукции.
Таблица 5
Сравнительная характеристика разных стран
по показателям глобальной конкурентоспособности GGI, экологической устойчивости ESI, человеческого развития HDI
и индексу экономики знаний KSI
Страна GGI ESI HDI KSI
США 5,67 0,530 0,951 0,632
Финляндия 5,49 0,751 0,952 0,704
Япония 5,43 0,573 0,953 0,696
Корея 5,40 0,430 0,921 0,599
Польша 4,28 0,450 0,870 0,512
Латвия 4,41 0,604 0,855 0,511
Мексика 4,26 0,462 0,829 0,457
Украина 3,98 0,447 0,788 0,393
Россия 4,19 0,561 0,802 0,414
Источник: таблица составлена по данным [10].
Решение перечисленных проблем требует формирования национальной инновационной системы с учетом особенностей инновационных процессов в регионах, возможной межрегиональной интеграции в осуществлении инновационных проектов, необходимости координации деятельности региональных инновационных систем, их финансовой поддержки. Важную роль национальная инновационная система должна сыграть в налаживании взаимодействия между регионами-донорами и регионами-реципиентами.
Практическая реализация этих мероприятий в рамках устойчивого развития регионов позволит осуществить следующие цели:
— достичь стабильности и эффективности использования научно-технического потенциала:
— обеспечить эффективное управление научно-техническим потенциалом региона;
— установить баланс между всеми субъектами региональной экономики, участвующими в инновационном процессе;
— наладить эффективные внутрирегиональные и межрегиональные координационные связи между различными субъектами инновационной деятельности;
— обеспечить интеграцию системы подготовки и переподготовки научно-технических кадров с производственной сферой и инновационным бизнесом, с научно-исследовательскими учреждениями и опытно-конструкторскими организациями, добиться на этой основе ускоренной модернизации региональной экономики.
Список литературы
1. Атоян В.Р., КазаковаН.В. О некоторых подходах к анализу развития инновационных систем в
глобализирующемся мире // Инновации. 2007. N° 3. С. 27-34.
2. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня) // Вопросы экономики. 2004. № 9. С. 123-129.
3. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. 222 с.
4. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы // Инновации. 2012. № 5. С. 14-18.
5. Егарова М.В., Авилова В.В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект // Инновации. 2007. № 6. С.66-69.
6. Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Создание региональной инновационной системы - показатель устойчивого развития региона // Инновации. 2007. № 7. С. 59-63.
7. Золотухина А.В. Региональная инновационная система как механизм «устойчивости экономики» // Инновации. 2009, № 12. С. 89-95.
8. Заболотский В.П., ЮсуповР.М. Об устойчивости «новой экономики» // Проблемы информатизации. 2007. № 3. С. 16-25.
9. Коноплев В.А., Водопьянов В.Г., Никитен-ков С.М. Императивы формирования инновационной системы Кемеровской области // Инновации. 2003. № 9. С. 32-35.
10. Корчагина Е.В. Анализ современных подходов к оценке устойчивого развития на уровне компаний // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 169-173.
11. Эксперты ООН: «России необходимо развивать экономику, основанную на знания» // Российская Федерация сегодня. 2005. № 4. С. 30-31.
Regional economics: theory and practice Development of agricultural sector
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
A REGIONAL INNOVATION SYSTEM AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
AND COMPETITIVENESS OF A TERRITORY
Nodar P. MODEBADZE, Bela Kh. BIFOVA
Abstract
The regionalization of innovation processes is a prerequisite for the formation of regional innovation system . The restructuring of the economy (particularly, of the
depressed and stagnant ones) serves as the basis of an intensive development of the territory's economy, which solves many socio-economic problems. The modernization of the innovation-based economy is an
important prerequisite for sustainable development and competitiveness of the regional economy. Thus, the regional innovation system must provide material and technical foundation of an innovation process, scientific and technical personnel training, innovation infrastructure and functioning of market of hi-tech and innovative products. It requires the shaping of the national innovation system, taking into account the specifics of the innovation processes in the regions, possible interregional integration during the innovation projects implementation . The paper emphasizes the necessity to coordinate the activities of regional innovation systems and provide their financial support The authors underline that the national innovation system should play an important role in establishing of an interaction between the donor and recipient regions
Keywords: regional innovation system, sustainable development, territorial competitiveness
References
1. Atoyan V.R., Kazakova N.V. O nekotorykh podkhodakh k analizu razvitiya innovatsionnykh sistem v globaliziruyushchemsya mire [Some approaches to an analysis of the innovation system development in the globalizing world]. Innovatsii - Innovation, 2007, no. 3, pp. 27-34.
2. Biryukov A. Razvitie malogo i srednego biz-nesa - lokomotiv ekonomiki (opyt Taivanya) [The development of small and medium business serves as the locomotive of the economy (the case of Taiwan)]. Voprosy Economiki, 2004, no. 9, pp. 123-129.
3. Basovskii L.E. Teoriya ekonomicheskogo analiza [A theory of economic analysis: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004, 222 p.
4. Golichenko O.G. Osnovnye faktory razvitiya natsional'noi innovatsionnoi sistemy [The main factors of the national innovation system development]. Innovatsii - Innovation, 2012, no. 5, pp. 14-18.
5. Egarova M.V., Avilova V.V. Model' regional'noi innovatsionnoi sistemy: teoretiko-metodologicheskii aspect [A model of regional innovation system: the theoretical and methodological aspects]. Innovatsii -Innovation, 2007, no. 6, pp. 66-69.
6. Zubarev A.S., Emel'yanov S.G., Borisogleb-skaya L.N. Sozdanie regional'noi innovatsionnoi sistemy - pokazatel' ustoichivogo razvitiya regiona [Creation of a regional innovation system is an indicator of the sustainable development of the region]. Innovatsii -Innovation, 2007, no. 7, pp. 59-63.
7. Zolotukhina A.V. Regional'naya innovatsion-naya sistema kak mekhanizm "ustoichivosti ekonomiki" [The regional innovation system as a mechanism for economic sustainability]. Innovatsii - Innovation, 2009, no. 12, pp. 89-95.
8. Zabolotskii V.P., Yusupov R.M. Ob ustoichivosti "novoi ekonomiki" [On the sustainability of the new economy]. Problemy informatizatsii - Problems of informatization, 2007, no. 3, pp. 16-25.
9. Konoplev V.A., Vodop'yanov V.G., Nikitenkov S.M. Imperativy formirovaniya innovatsionnoi sistemy Kemerovskoi oblasti [The imperatives of formation of an innovation system of the Kemerovo region]. Innovatsii - Innovation, 2003, no. 9, pp. 32-35.
10. Korchagina E.V. Analiz sovremennykh pod-khodov k otsenke ustoichivogo razvitiya na urovne kompanii [Analysis of the modern approaches to the assessment of the company-level sustainable development] . Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economics, 2008, no. 4, pp. 169-173.
11. Eksperty OON: "Rossii neobkhodimo raz-vivat' ekonomiku, osnovannuyu na znaniyakh" [UN experts: "Russia needs to develop a knowledge-based economy"]. Rossiiskaya Federatsiya segodnya - Russian Federation today, 2005, no. 4, pp. 30-31.
Nodar P. MODEBADZE
Kabardino-Balkaria State Agricultural University named after V.M. Kokov, Nalchik, Russian Federation n.madebadze@yandex.ru
Bela Kh. BIFOVA
Kabardino-Balkaria State Agricultural University named after V.M. Kokov, Nalchik, Russian Federation bifova@mail.ru