Научная статья на тему 'Управление качеством деятельности психолого-медико-педагогической комиссии г. Нерюнгри РС(я)'

Управление качеством деятельности психолого-медико-педагогической комиссии г. Нерюнгри РС(я) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМИССИИ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козина Г. П.

Психолого-медико-педагогические комиссия как особые учреждения являются предметом исследования данной статьи. Рассматриваются основные пути повышения качества психолого-педагогических услуг ПМПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козина Г. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством деятельности психолого-медико-педагогической комиссии г. Нерюнгри РС(я)»

УДК 159.9.072 Г.П. Козина

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ г. НЕРЮНГРИ РС(Я)

Психолого-медико-педагогические комиссия как особые учреждения являются предметом исследования данной статьи. Рассматриваются основные пути повышения качества психолого-педагогическихуслуг ПМПК.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогические комиссии, психолого-

медико-педагогическое диагностирование, психолого-педагогическое развитие ребенка, уровень речевого развития, коррекционное обучение, коррекционное образовательное учреждение, нарушение речевого развития, научнометодическая работа, медико-педагогические кадры, дети с ограниченными возможностями.

ЛМПК в городе Нерюнгри работает с 2006 года как самостоятельное юридическое лицо, что очень важно при специфике работы комиссии. Комиссия тесно сотрудничает с образовательными учреждениями Нерюнгринского района при комплектовании групп и классов для детей с разными видами нарушений. Ежегодно через ПМПК проходит более 300 детей с тяжёлыми видами нарушений и 1200 детей с нарушениями речи разной степени сложности. ПМПК г. Нерюнгри работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами 62-х образовательных учреждений, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения Центром реабилитации слуха и речи «Суваг», Центром реабилитации детей с нарушением психики и ДЦП., детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, психоневрологическим диспансером, Медико- социальной экспертизой и др. учреждениями и организациями Нерюнгринского района.

Рассматривая психолого-медико-педагогические комиссии как особые учреждения, перед которыми стоит задача не только адекватно оценить причины возникновения и особенности аномальной социальной ситуации развития ребенка с особыми образовательными потребностями, но и помочь его семье (учреждению, где он живет, воспитывается) максимально скорригировать, нормализовать эту ситуацию, то есть, в конечном счете, повлиять на его

дальнейшую судьбу, Министерство образования РС(Я), Управление образования Нерюнгринской районной администрации ставит перед нами задачу по значительному повышению эффективности и качества деятельности. Повышение качества психологопедагогических услуг ПМПК в этой связи может рассматриваться как стратегическая цель в рамках государственных задач, и как средство обеспечения жизнедеятельности и развития самой системы ПМПК как самостоятельного учреждения.

Работа по внедрению качества оказываемых услуг в ПМПК Нерюнгринского района начинается уже сегодня и строится в соответствии с разделами осуществляемой деятельности комиссии. Работа по созданию качества начинается с подбора медикопедагогических кадров, которые обеспечивают полноценное и качественное психолого-медико-педагоги-ческое диагностирование ребёнка в возрасте от 0 до 18 лет.

В штат ПМПК г. Нерюнгри входят врачи - детский невролог, детский эндокринолог, детские врачи-психиатры, офтальмолог, отоларинголог, хирург - ортопед, педиатр. Врачи были подобраны по преобладающим нарушениям в здоровье детей и распределением их по видовым специальным (коррекционным) учреждениям. Педагогический штат составляют: директор, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Вторым важным моментом в работе комиссии считается обращение родителей ребёнка для прохождения ПМПК. Специалист, с закреплёнными за ним обязанностями по сбору информации о ребёнке, родителях, условиях проживания вносит данные о ребёнке в журнал первичной регистрации, проверяет документы на ребёнка, родителей, опекунов и назначает дату предварительного обследования ребёнка на ПМПК всеми специалистами педагогического профиля. Для того, чтобы обследование проходило качественно и информативно начинается оно с собеседования с родителями, сбором анамнестических данных о ребёнке.

Первичное обследование ребёнка всеми специалистами педагогического профиля считается третьим важным моментом в поднятии качества проводимой диагностической процедуры в ПМПК. На первичном обследовании с дефектологом присутствует психолог, который собирает данные о родителях, о взаимоотношениях в

семье, отношении родителей к своему ребёнку, и в процессе всего обследования психолог наблюдает за ребёнком и родителями, составляет портрет детско-роди-тельских взаимоотношений, фиксирует результат в протоколе. Далее ребёнок обследуется учителем-логопедом на предмет речевых нарушений и устанавливается уровень речевого развития. Родители присутствуют во время предварительного обследования всех специалистов и имеют возможность увидеть настоящую картину психолого-педагогического развития своего ребёнка. После проведения детального обследования всеми специалистами педагогического профиля родители с детьми проходят обязательный медосмотр по Протоколу ПМПК узкими специалистами медицинского профиля (лор, окулист, невролог, педиатр, психиатр, хирург-ортопед) в который врачи вносят данные осмотра и предают протокол на коллегиальное заседание ПМПК.

Консультирование родителей по выявленным проблемам у ребёнка по «горячим» следам помогает неформально привлечь родителей к решению проблем ребёнка. Родители имеет возможность получить квалифицированную консультацию сразу всех специалистов (в психологическом, педагогическом, логопедическом аспекте), которые участвовали в обследовании ребёнка, сразу после обследования.

Каждый родитель после предварительного обследования на ПМПК заполняет анкету, в которой говорится о качестве и эффективности проведённого обследования, консультирования специалистами. Осуществляется обратная связь, которая, помогает быстро отреагировать на недочёты в работе специалистов и что необходимо улучшить в проведении диагностики. Анкетирование собирается у специалистов еженедельно, данные обрабатываются заместителем директора по научно-методической работе, проводится анализ с результатами, которого на еженедельных совещаниях знакомятся специалисты и вносят коррективы в свою деятельность.

Для оказания адресного просвещения родителей, которым необходима помощь с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК был создан сайт, http://www.nerungri. edu.ru/muuo/pweb/pmpk/, в котором освящены разделы: услуги ПМПК, правовые основы деятельности ПМПК. Работа по оформлению и обновлению информации на сайте проводится заместителем директора по научно-методической работе постоянно, родители заинтересованы в этой информации и посещают сайт.

На коллегиальной сессии ПМПК в процессе осмотра ребёнка врачом - психиатром, учителем-дефектологом, логопедом, психологом в протокол вносятся данные обследования, полученные непосредственно на сессии ПМПК, выносится общее решение и ребёнку назначается индивидуальный образовательный маршрут. На заключительной сессии ПМПК обследование ребёнка также проводится в присутствии родителей (законных представителей) и специалисты ПМПК приходят к единому мнению при постановке диагноза, учитывая диагностические данные на сессии и сопоставляя результаты своего предварительного обследования, чётко аргументируя видение проблемы каждого ребёнка.

После обследования ребёнка на сессии ПМПК родители получают на руки буклеты с рекомендациями с коррекционноразвивающей направленностью.

После проведения такой работы значительно вырос рейтинг посещения нашего сайта родителями, так например: с сентября 2009 года по март 2010 года через ПМПК прошло 245 детей, а посетило к этому времени 657 человек. Из опроса родителей мы выявили, что сайт ПМПК помогает им в вопросах выбора специального (коррекционного) ОУ, получения информации по нарушениям в развитии детей и способах их коррекции в домашних условиях.

Для получения индивидуальной информации родители детей, прошедших ПМПК организованы часы приёма у директора и заместителя директора ПМПК. Многие родители сомневаются в выборе специального (коррекционного) учреждения ребёнка по рекомендациям ПМПК и им нужна своевременная и разъяснительная работа, убеждение и просвещение по всем интересующим их вопросам.

МУ ПМПК г. Нерюнгри в просветительской деятельности взаимодействует со СМИ, печатными изданиями. Ежемесячно специалисты медицинского и педагогического профиля размещают статьи на страницах местной печати в газете « Индустрия Севера», на телевидении открыта рубрика «Разговор с родителями», тематика рубрики связана с деятельностью ПМПК психолого-медико-педагогическое сопровождение детей» и пользуется большим спросом.

Систематически руководителем ПМПК проводится большая аналитическая работа по всем направлениям деятельности, контролируется качество оказываемых услуг. Данные мероприятия способствуют повышению качества оказываемых услуг в ПМПК г. 236

Нерюнгри, осуществлению на более эффективной просветительской и профилактической деятельности в МУ ПМПК Нерюнгрин-ского района.

1. Юдилевич А.Я. Менеджмент качества деятельности психолого - медикопедагогических комиссий [Текст] / А.Я. Юдилевич. - Москва-Орел, 2002, С.5-7.

2. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка [Текст] / Л.М. Шипицына. - М.: «Владос», 2003, С. 10 -

3. Игнаетьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС» 2004, С.61-133.

4. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-медико-педагогическая диагностика [Текст] / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: «Академия» 2003, С. 230247. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------

Козина Г.П. - Муниципальное учреждение «Психолого-медико-педагогичес-кая комиссия Нерюнгринского района», г. Нерюнгри.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.