Научная статья на тему 'Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы'

Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1238
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ И СЕМЬЕ / ЕДИНАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ / ОКРУЖНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДИАГНОСТИКА / КОНСУЛЬТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE / SYSTEM OF ASSISTANCE FOR CHILDREN AND THEIR FAMILIES / INTEGRATED SERVICE PSYCHO-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION / DISTRICT OFFICES / THE UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / ACTIVITIES / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS / INTEGRATION PROCESSES / DIAGNOSIS / COUNSELING / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Гусейнова Аща Айир Магомедовна, Ушакова Елена Викторовна, Григоренко Наталья Юрьевна

Представлены предложения по совершенствованию психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям, которые основаны на анализе социально-экономического развития Москвы как многонационального мегаполиса и на историческом анализе организации и деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Авторами предложена модель единой службы ПМПК Москвы как центрального государственного экспертного учреждения, деятельность которого направлена на определение оптимального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Гусейнова Аща Айир Магомедовна, Ушакова Елена Викторовна, Григоренко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for impoving psychological pedagogical assistance to children with developmental disabilities in the integrated educational space of Moscow

Тhis article offers suggestions for improving the psychological and educational assistance to children with developmental disabilities and their families, which are based on an analysis of the development of Moscow as a multiethnic megalopolis and a historical analysis of the organization and operation of psycho-medical-pedagogical commission. Аuthors proposed a model of a single service PMPC Moscow as the central government expert institution, which aims at determining the optimal route of education for children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы»

УДК 376.3

ББК Ч439 ГСНТИ 14.29.01

О. Г. Приходько А. А. Гусейнова Е. В. Ушакова Н. Ю. Григоренко Москва, Россия

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Аннотация. Представлены предложения по совершенствованию психо-лого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям, которые основаны на анализе социальноэкономического развития Москвы как многонационального мегаполиса и на историческом анализе организации и деятельности психолого-медико-педаго-гической комиссии. Авторами предложена модель единой службы ПМПК Москвы как центрального государственного экспертного учреждения, деятельность которого направлена на определение оптимального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: психолого-пе-дагогическая помощь, система помощи детям и семье, единая служба психолого-медико-педагогической комиссии, окружные отделения, единое образовательное пространство, направления деятельности, дети с нарушениями в развитии, интеграционные процессы, диагностика, консультация, образовательные учреждения, образовательные потребности, образовательный маршрут.

Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.

Код ВАК 13.00.03

O. G. Prikhodko, A. A. Guseinova, E. V. Ushakova, N. Yu. Grigorenko Moscow, Russia

MODEL FOR IMPOVING PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES IN THE INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE OF MOSCOW Abstract. This article offers suggestions for improving the psychological and educational assistance to children with developmental disabilities and their families, which are based on an analysis of the development of Moscow as a multiethnic megalopolis and a historical analysis of the organization and operation of psycho-medical-pedagogical commission. Authors proposed a model of a single service PMPC Moscow as the central government expert institution, which aims at determining the optimal route of education for children with special educational needs.

Key words: psychological and pedagogical assistance, system of assistance for children and their families, integrated service psycho-medical-pedagogical commission, district offices, the unified educational space, activities, children with developmental disorders, integration processes, diagnosis, counseling, educational institutions, special educational needs, educational trajectory.

About the author: Prikhodko Oksana Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Место работы: декан факультета специальной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», заведующий кафедры логопедии факультета специальной педагогики.

Сведения об авторе: Гусейнова Аща Айир Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии факультета специальной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Сведения об авторе: Ушакова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Сведения об авторе: Григоренко Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра логопедии факультета специальной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Контактная информация: 119261, Москва, ул. Панферова, д. 8, корп. 2.

Тел.: 8-499-132-74-69.

Система помощи детям с особыми образовательными потребностями является одной из главных составляющих социально-экономического развития современного общества. В системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом разви-

Place of employment: Dean of the Faculty of Special Pedagogy of the Moscow State Pedagogical University, Head of the Chair of Speech Therapy of the Faculty of Special Pedagogy.

About the author: Guseinova Asha Ajir Magomedovna, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor.

Place of employment: Chair of

Speech Therapy of the Faculty of Special Pedagogy, the Moscow State Pedagogical University.

About the author: Ushakova Elena Viktorovna, Candidate of Psychology, Assistant Professor.

Place of employment: Chair of

Speech Therapy of the Faculty of Special Pedagogy, the Moscow State Pedagogical University.

About the author: Grigorenko Natalia Yurievna, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor.

Place of employment: Chair of

Speech Therapy of the Faculty of Special Pedagogy, the Moscow State Pedagogical University.

тии, с проблемами в обучении, общении и поведении важную роль играет психолого-медико-педагоги-ческая комиссия (ПМПК), которая является государственным учреждением или его структурным подразделением, несущим юридическую ответственность [1; 2; 4].

© Приходько О. Г., Гусейнова A. A., Ушакова Е. В., Григоренко Н. Ю., 2011

История организации психоло-го-медико-педагогической комиссии (ПМПК) как диагностической, а в дальнейшем диагностико-кон-сультативной службы, характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием содержания деятельности. Медико-педагогические (отборочные) комиссии (МПК) начали создаваться в соответствии с распоряжением Наркомпроса РСФСР от 26 октября 1926 года как коллегиальный орган, предназначенный для отбора детей во вспомогательные учреждения, что в послевоенные годы было зафиксировано официально. В 1949 году было утверждено типовое положение о (республиканской, областной) МПК и инструкции по отбору детей во вспомогательные школы. В 1970-х годах отечественные специалисты (педагоги, дефектологи) приходят к мысли о необходимости создания сети МПК.

Актуальность проблемы организации деятельности ПМПК Российской Федерации возрастает в последние годы в связи с теми противоречиями, которые обозначились в содержании, методическом оснащении и методологическом обосновании, в нормативно-правовом, кадровом и материально-техническом обеспечении деятельности ПМПК.

В настоящее время Департаментом образования города Москвы создается комплексная система помощи детям с особыми образовательными потребностями с целью максимального удовлетворения их

образовательных потребностей,

основанная на межведомственном взаимодействии.

Вместе с тем в создании такой комплексной системы существует ряд проблем, требующих, на наш взгляд, поэтапного решения. К ним относятся — вопросы комплектования образовательных учреждений как для детей дошкольного, так и школьного возраста, трудности комплексного сопровождения ребенка и его семьи, основанного на единстве мнений специалистов, несовершенство нормативно-правовой базы, неразработанность теории и практики инклюзивного образования и пр. Учитывая, что комплектование специализированных дошкольных образовательных учреждений, групп, структурных подразделений возложено на пси-холого-медико-педагогические комиссии целесообразно внести и изменения в нормативно-правовую и организационно-методическую документацию, лежащую в основе организации и деятельности ПМПК.

В действующем нормативноправовом поле есть ряд определенных, и весьма существенных, пробелов. Например, потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. Сегодня ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а определением для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья соответствующих образовательных условий, а также определением харак-

тера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи. Ранее отбор детей, комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений были задачами сезонными, однако в данный момент необходимость отслеживать соответствие рекомендованного образовательного маршрута индивидуальным особенностям развития и адаптации ребенка имеет «непрерывный характер». Кроме того, вопросы комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений по положению 1976 года решались сотрудником управления образования, непосредственно взаимодействующим с ПМПК (как и происходит на практике), что должно повлечь за собой внесение соответствующих корректив в современные нормативные документы. В идеале специалист окружного управления образования должен являться постоянном членом комиссии с полным объемом полномочий, постоянно присутствующим на заседаниях.

Таким образом, современные задачи ПМПК ставят вопрос о создании четкой нормативной и организационно-правовой формы, при которой ПМПК могла бы иметь все атрибуты самостоятельного органа или юридически узаконенного структурного подразделения образовательного учреждения (нормативные документы, штатное расписание, вопросы финансирования и выделения помещения, имеющего свою психолого-педагогическую

службу сопровождения ребенка и

родителей в едином образовательном пространстве и т. д.).

С учетом обозначенных проблем встает необходимость разработки современной организационной модели психолого-медико-пе-дагогической комиссии.

В настоящее время на территории Российской Федерации создана широкая сеть психолого-медико-педагогических комиссий, которые действуют на основе единых целей, задач и принципов в интересах ребенка с отклонениями в развитии и представляют собой четырехуровневую организационную систему:

• Федеральная ПМПК,

• Региональная ПМПК (республиканская, краевая, областная, окружная),

• Муниципальные ПМПК (городские, районные),

• Психолого-медико-педагоги-ческие консилиумы (ПМПк) образовательных учреждений.

В Москве действует трехуровневая модель психолого-медико-пе-дагогической комиссии:

1-й уровень — ПМПК «Надежда»,

2-й уровень — окружные ПМПК,

3-й уровень — консилиумы по комплектованию ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 18 лет, а также их семьей или

других законных представителей их интересов.

ПМПК руководствуется принципами, разработанными отечественными специальными педагогами и психологами, а именно принципами гуманизма, комплексного, всестороннего, целостного, динамического изучения, принципами индивидуально-возрастного, дея-

тельностного и качественно-количественного подхода [3; 1; 2].

В своей деятельности ПМПК реализует следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные функции: диагностическую, кон-

сультативную, функцию сопровождения, информационно-просветительную, организационно-методическую, аналитическую.

Однако в идеальном варианте деятельность ПМПК должна интегрировать образовательные, медицинские и социальные подходы в определении дальнейшей траектории развития ребенка с отклонениями в развитии.

Цель и задачи современных ПМПК не предполагают выполнение специалистами ПМПК административно-управленческих функ-

ций, но подразумевают непрерывный обмен с управленческими и образовательными структурами информацией и соответствующей документацией в режиме реального времени. Ведь спектр показаний, а следовательно, и частота направления детей и подростков с отклонениями в развитии в ПМПК увеличивается за счет замены прежнего статического подхода динамическим. И сегодня речь идет уже об

ориентации ПМПК не столько на диагноз, сколько на динамические характеристики адаптации ребенка в рекомендованных ему ПМПК условиях.

Как следует из вышеизложенного, на наш взгляд, необходимо разработать не только новое положение о психолого-медико-педаго-гической комиссии города Москвы с учетом обозначенных проблем, но и предложить создание модели единой службы ПМПК, которая бы явилась главным центральным звеном в системе оказания образовательных услуг в Москве детям с особыми образовательными потребностями и способствовала бы созданию единой базы данных

о детях с отклонениями в развитии и детях «группы риска».

Необходимость разработки организационно-методического обеспечения деятельности психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы обусловлена:

• несовершенством нормативноправовой базы деятельности ПМПК,

• отсутствием единого методологического подхода и принципов деятельности специалистов в составе ПМПК,

• недостаточностью методического обеспечения,

• необходимостью раннего выявления и ранней комплексной реабилитации детей с нарушениями или отклонениями в развитии,

• появлением вариативных организационных форм оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям,

• тенденцией сближения общего и специального образования,

• изменением отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и их правам,

• усиленным вниманием государства к проблемам семьи, в том числе воспитывающей ребенка с нарушениями и отклонениями в развитии,

• разобщенностью деятельности Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социальной защиты,

• усилением миграционных процессов как в Российской Федерации в целом, так и в Московском регионе в частности.

Особое внимание следует обратить на миграционные процессы, которые оказывают существенное влияние на деятельность специалистов и специфику определения образовательных маршрутов детей-мигрантов. Москва является мегаполисом, в котором проживают люди разных национальностей. Не во всех семьях говорят на русском языке, неуклонно растет число детей, плохо понимающих русский язык, воспитывающихся в ситуации двуязычия. Работники ПМПК испытывают затруднения в связи с необходимостью обследовать ребенка, не говорящего или плохо говорящего на русском языке, воспитывающегося в особых национальных традициях. Диагностика нарушений развития и их дифференциация в этих случаях должна строиться как на общих принципах, так и учитывать языковые и социокультурные особенности развития

ребенка и функционирования его семьи.

В связи с этим, на наш взгляд, важнейшими специальными условиями оптимизации дифференциальной диагностики нарушений развития в ситуации двуязычия являются:

• реализация принципа учета языковой и социокультурной ситуации при комплексном обследовании;

• психолого-педагогическое обследование ребйка с нарушениями развития на родном языке;

• перевод вербальных психодиагностических методик на языки, наиболее распространШные в районе обслуживания ПМПК;

• адаптация стимульного материала вербальных методик с использованием фольклора разных народов;

• разработка стандартных вариантов инструкций для родителей;

• совершенствование стимульного материала с уч1том этнических традиций для обследования детей с эмоциональными и сенсорными нарушениями;

• обучение специалистов ПМПК использованию вербальных методик, адаптированных к языковым и социокультурным особенностям разных народов, проживающих в Москве.

Использование диагностических комплексов, учитывающих языковые и социокультурные особенности семьи ребенка, позволит повысить эффективность дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности и за-

держки психического развития, в меньшей степени — общего недоразвития речи.

Основой для разработки модели единой службы ПМПК является исторический анализ организации и функционирования служб консультирования детей с нарушениями в развитии за последние сто лет как в период существования СССР, так и последние годы в Российской Федерации.

Единая служба ПМПК города Москвы создается с целью выявления детей с особыми образовательными потребностями или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагоги-ческой помощи и определения образовательных маршрутов в условиях города.

Единая служба ПМПК будет выполнять функцию высшей экспертной комиссии при определении педагогических условий и педагогического маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями.

В связи с большим количеством детского населения и выделением административных округов единая служба ПМПК города Москвы будет иметь свои окружные отделения (представительства), которые реализуют единую концепцию деятельности ПМПК, координирует деятельность окружных отделений единой службы ПМПК, осуществляет контроль за кадровым потенциалом окружных отделений единых служб ПМПК, а так-

же методическую поддержку окружных отделения единых служб ПМПК.

Окружные отделения единые службы ПМПК в реализации своей деятельности руководствуются нормативно-правовой и организационно-методической базой, принятой за основу единой службы ПМПК.

Окружные отделения единой службы ПМПК обязаны все сведения о детях, прошедших комплексное обследование, и реализованной деятельности передавать в единую службу ПМПК.

Единая служба ПМПК создает и поддерживает единую электронную базу учета детей с особыми образовательными потребностями (рис.).

Большое количество детей-ин-валидов (более 27 000 детей) в городе Москве, а также тенденция к увеличению детей с особыми образовательными потребностями делает необходимым разделение в деятельности специалистов окружных отделений единой службы ПМПК и единой службы ПМПК, являющейся головной организацией.

Окружные отделения единой службы ПМПК предлагается определять:

• тип дошкольного образовательного учреждения или структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения для детей раннего и дошкольного возраста;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• условия пребывания в ДОУ

(направленность коррекционной

работы, рекомендуемый режим занятий и консультаций, дополни-

тельное специальное оборудование, • срок повторного обращения в

особенности сопровождении); ПМПК (при необходимости).

Зелена г рад о. МП АО

Детские сады компенсирующего вида, группы в детских садах комбинированного вида, (СРП, лекотеки, группы 1фатковремен-пребывания «Особый ребенок», интегрированные групы

СКОШ, СКОШИ I - VIII видов, интегрированные классы, классы инклюзивного образования

Рис. Модель единой службы ПМПК в Москве

Окружные отделения единой службы ПМПК должны комплектовать ДОУ компенсирующего вида, специальные группы в ДОУ комбинированного вида, службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», инклюзивные группы.

Среди приоритетных задач единой службы ПМПК выступают:

• оценка особенностей и уровня развития ребенка;

• анализ специальных образовательных потребностей и возможности включения ребенка в образовательное пространство;

• определение специальных образовательных условий, соответствующих возможностям и образовательным потребностям ребенка;

• выбор образовательного учреждения / структурного подразделения образовательного учреждения, соответствующего возможностям и потребностям ребенка с учетом

принципа территориальной близости;

• определение оптимальной формы включения ребенка в образовательную среду (специальное образовательное учреждение, надомное обучение, различные формы интеграции, инклюзивное образование и т. п.).

Основными направлениями деятельности единой службы ПМПК будут выступать:

• диагностическое, а именно проведение медико-психолого-пе-дагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью выявления недостатков в развитии или отклонений в поведении;

• проектировочное, а именно определение оптимального педагогического маршрута ребенка с отклонениями в развитии, организация обучения и воспитания детей, подготовка рекомендаций по оказанию детям комплексной медико-психолого-педагогической помощи;

• контрольно-оценочное, а именно подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

• консультативное, а именно оказание консультативной помощи родителям, работникам образовательных учреждений, а также других учреждений (относящихся к Министерству здравоохранения и социальной защиты) по вопросам обучения, воспитания и коррекции нарушений развития;

• партнерское, а именно оказание консультативной помощи и содействия учреждениям медикосоциальной экспертизы в разработ-

ке индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

• информационно-просветительское, а именно участие в организации и реализации информационнопросветительской работы с населением города Москвы в области профилактики и коррекции нарушений развития у детей;

• сопроводительное, предполагающее медико-педагогическое и социально-психологическое сопровождение ребенка и его семьи.

На базе единой службы ПМПК по необходимости должны создаваться конфликтные комиссии, целью которых является разрешение спорных случаев в определении образовательных маршрутов и квалификации нарушений в развитии.

Состав конфликтной комиссии должен определяться характером спорных случаев. Например, квалификация нарушений развития при сложных (комплексных) нарушениях у детей от 0 до 18 лет; уточнение диагноза ребенка при несогласии родителей (законных представителей); определение образовательного маршрута ребенка, при отсутствии образовательного учреждения в определенном округе, исходя из принципа территориальной близости учреждения; уточнение педагогических условий и образовательной программы в случае несогласия родителей (законных представителей).

Единая служба ПМПК должна контролировать работу окружных отделений, оказывать им содействие в консультировании сложных случаев, в определении педагогиче-

ских маршрутов детей, для которых не существует специальных образовательных учреждений в городе или эти учреждения находятся в другом округе, оказывать методическую помощь, разрабатывать рекомендации и материалы для диагностики, проводить повышение квалификации специалистов филиалов единой службы, вести статистический учет всех детей, обратившихся в единую службу.

Представленная организаци-

онная модель (рис.) по сравнению с существующей системой комплектования образовательных учреждений в городе Москве имеет несомненное преимущество: в связи с централизацией деятельности каждый ребенок, обратившийся в службу, будет обследован и ему будет рекомендовано образовательное учреждение с учетом его образовательных потребностей,

возможностей и мнения родителей.

Однако представленная модель имеет и определенные риски. Главным из них является очень большой поток детей, которых необходимо будет принять отделением единой службы в период комплектования дошкольных образовательных учреждений (с марта по август). Большая нагрузка на отделения единой службы ПМПК может привести к большим очередям, опозданиям в определении ребенка в нужное ему учреждение или структурное подразделение, что недопустимо, особенно применительно к службам ранней помощи, лекотекам, группам «Особый ребенок». Этих рисков можно избежать.

Предложения:

1 вариант. В округах с большим количеством дошкольных специальных учреждений открывается не одно, а несколько отделений единой службы ПМПК, которые организуют свою деятельность по территориальному принципу. Позитивным моментом в этом случае является возможность обследования и консультирования ребенка, максимально приближенная к месту его проживания.

2 вариант. В каждом округе наряду с отделением единой службы ПМПК открываются центры комплектования специальных дошкольных образовательных учреждений, которые комплектуют по территориальному принципу логопедические детские сады и группы, детские сады и группы для детей с ЗПР и ортопедические детские сады. Такие центры подчинятся отделениям единой службы ПМПК, их сотрудники являются сотрудниками единой службы ПМПК. В этом случае окружное отделение единой службы ПМПК комплектуют детские сады для детей с нарушениями зрения и слуха, с ДЦП, для умственно отсталых детей, службы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок» и инклюзивные группы. При подобном варианте нагрузка на филиалы единой службы разного уровня будет более равномерной, комплектование наиболее многочисленных ДОУ будет максимально приближенным к месту проживания ребенка, что позволит оперативно решать вопросы определения и изменения педагогического маршрута дошкольника.

Литература

1. Забрамная, С. Д. Психолого-пе-дагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М. : Просвещение : Владос, 1995. — 112 с.

2. Психолого-педагогическая диаг-

ностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред.

И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Академия, 2003. — 320 с.

3. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. — М. : АПН РСФСР, 1973.

4. Психолого-медико-педагогичес-кое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общ. ред. М. М. Семаго. — М. : АРКТИ, 1999. — 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.