Научная статья на тему 'Совершенствование образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в Московском регионе'

Совершенствование образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в Московском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЕДИНАЯ СЛУЖБА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДИАГНОСТИКА / КОНСУЛЬТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Аща Айирмагомедовна, Ушакова Елена Викторовна

На основе анализа социально-экономического развития Москвы как многонационального мегаполиса и исторического анализа организации и деятельности психолого-медико-педагогической комиссии выработаны предложения по совершенствованию психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям, что нашло отражение в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнова Аща Айирмагомедовна, Ушакова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в Московском регионе»

УДК 376.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ

© 2012 Гусейнова A.A., Ушакова Е.В.

Московский городской педагогический университет

На основе анализа социально-экономического развития Москвы как

многонационального мегаполиса и исторического анализа организации и деятельности психолого-медико-педагогической комиссии выработаны предложения по совершенствованию психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в

развитии и их семьям, что нашло отражение в статье.

The author of the article offers suggestions for improving the psychological and educational assistance to children with developmental disabilities and their families, which are based on an analysis of the development of Moscow as a multiethnic megalopolis and a historical analysis of the organization and operation of psycho-medico-pedagogical commission.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, единая служба психолого-

медико-педагогической комиссии, дети с нарушениями в развитии, интеграционные

процессы, диагностика, консультация.

Key words: psychological and pedagogical assistance, integrated service of the psychomedico-pedagogical commission, children with developmental disorders, integration processes, diagnosis, counseling.

Совершенствование системы помощи детям с особыми образовательными потребностями и их семьям является одной 7 из важных составляющих региональной и государственной политики.

По данным Департамента образования города Москвы, в настоящее время около 27 тысяч московских детей имеют инвалидность, определяющую

необходимость межведомственного

объединения с целью создания условий для удовлетворения их потребностей не только как равноправных членов общества, но и равноправных субъектов современного образовательного

пространства.

Примером такого межведомственного взаимодействия структур

здравоохранения, соцобеспечения и образования в рамках осуществления

помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям может стать психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) как центральный экспертный орган, определяющий специфические

особенности построения индивидуального образовательного маршрута ребенка на разных этапах его развития (до 18 лет) и психолого-педагогического сопровождения семьи в целом, на основе всестороннего целостного

диагностического изучения.

Обращаясь к историческому анализу деятельности ПМПК, мы можем констатировать факт ее преобразований соответственно потребностям

общественной системы образования от государственной диагностической службы (1926 год) до диагностикоконсультативного учреждения (1970 год -по настоящее время), что указывает на

поиск оптимальных организационно-

правовых форм и совершенствование содержания деятельности комиссий [1. С. 86].

В настоящее время на территории Российской Федерации создана широкая сеть ПМПК, которые действуют на основе единых целей, задач и принципов в интересах ребенка с особыми образовательными потребностями и представляют собой четырехуровневую организационную систему: федеральная ПМПК; региональная ПМПК;

муниципальные ПМПК; психолого-медико-педагогичес-кие консилиумы (ПМПк) образовательных учреждений. ПМПК, являясь государственным учреждением либо его структурным подразделением, выступает центральным звеном в системе специализированной помощи детям группы риска, лицам с отклонениями в психофизическом развитии, с трудностями в обучении, с проблемами в общении, поведении, выполняет функцию высшей экспертной службы. Комиссия несет юридическую ответственность за принятые решения и должна сочетать в своей деятельности образовательные, медицинские и социальные подходы к оказанию адресной помощи и проектированию процесса сопровождения участников

образовательного и реабилитационного процессов, а также социокультурного развития как важной составляющей полноценного личностного роста и социализации, реализации

индивидуальных возможностей.

Однако на практике такая деятельность осложняется рядом препятствий нормативно-правового, содержательного и организационного характера. Среди них наиболее ярко выступает

рекомендательный характер

образовательного маршрута для ребенка с особыми потребностями в обучении. Родители могут самостоятельно принимать решения, без учета мнения специалистов, и строить образовательную траекторию согласно своим традиционным представлениям, без учета особенностей и нарушений в развитии ребенка. Как правило, это осуществляется в

общеобразовательных учреждениях, где в большинстве случаев работают специалисты, не подготовленные к осуществлению индивидуальной

коррекционно-педагогической деятельности с особым ребенком. Таким образом, ребенок дезадаптируется и структура нарушения усугубляется, возникают конфликтные отношения между субъектами образовательного пространства [3. С. 59].

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями зависит от правильной оценки его актуальной и ближайшей зон развития, его физического развития, что возможно только при комплексной диагностике, проводимой специалистами разных ведомств. Наличие противоречий и разобщенности в содержательных аспектах деятельности Министерства образования и

науки, Министерства здравоохранения и социальной защиты, а именно отсутствие единых методологических подходов и принципов в рамках квалификации нарушений в развитии и определении дальнейшей траектории развития, даже несмотря на наличие межведомственных образований, таких как ПМПК. Данные противоречия зачастую снижают

эффективность диагностической работы, в первую очередь, при минимальных или слабовыраженных расстройствах, таких как общее недоразвитие речи, задержка психического развития, задержка речевого развития, психическая депривация и пр., препятствуя реализации эффективной коррекционно-педагогической работы.

Несомненным является факт изменения отношения общества к лицам с

ограниченными возможностями здоровья и их правам. Однако в рамках

интеграционных процессов в образовании наблюдается нежелание многих родителей обучать и воспитывать своих нормально развивающихся детей совместно с лицами, имеющими особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, что препятствует выполнению рекомендаций специалистов ПМПК по образовательному маршруту ребенка в условиях интеграции.

Интенсификация интеграционных процессов в образовании показала неготовность педагогических работников к реализации квалифицированной адресной помощи детям с особыми образовательными потребностями,

экономическую несостоятельность

инноваций в части материальнотехнического оснащения.

Стратегически важной задачей является построение системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей, включая помощь семье ребенка. Но в настоящее время ощущается острая потребность в специалистах, способных оказывать адекватную раннюю комплексную помощь во всех ее составляющих (диагностика, коррекция, консультирование, прогнозирование, поддержка, сопровождение).

Значимость эффективной деятельности ПМПК Российской Федерации возрастает в последние годы в связи с теми противоречиями, которые обозначились в современном обществе, в содержании, методическом оснащении и

методологическом обосновании, нормативно-правовом, кадровом и материально-техническом обеспечении деятельности ПМПК.

В условиях гуманизации образования, сближения систем специального и общего образования, расширения пространства образовательной деятельности,

повышения требований к образованию московских семей цель деятельности ПМПК претерпела качественные изменения - определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья соответствующих

образовательных условий, а также определение характера соответствующей медико-социальной и психолого-

педагогической помощи [2. С. 178].

В настоящее время существует возможность создания следующей модели деятельности ПМПК в условиях Москвы (рис.).

Рис. Единая модель службы ПМПК

Единая служба ПМПК:

1) вырабатывает образовательный

маршрут для детей, достигших школьного возраста (специальная образовательная школа, средняя

общеобразовательная школа с инклюзивными классами, учреждения дополнительного образования);

2) принимает участие в

комплектовании ГОУ средних

коррекционных общеобразовательных школ (школ-интернатов) 1-УШ видов, классов интегрированного обучения и инклюзивного образования и школьных отделений образовательных центров (ЦППРиК);

3) определяет условия пребывания ребенка в школе (индивидуальная образовательная программа, особенности сопровождения /тьютор/, рекомендуемый режим занятий);

4) определяет срок повторного

обращения в ПМПК (при

необходимости);

5) осуществляет методическую поддержку окружных отделений единой службы ПМПК.

На базе единой службы ПМПК по необходимости создается конфликтная комиссия, целью которой является разрешение спорных случаев в определении образовательных

маршрутов и квалификации нарушений в развитии.

Таким образом, единая служба ПМПК контролирует работу окружных

отделений, оказывает им содействие в консультировании сложных случаев, в определении педагогических маршрутов детей, для которых не существует специальных образовательных

учреждений в городе или эти учреждения находятся в другом округе, оказывает

методическую помощь, разрабатывает рекомендации и материалы для диагностики, проводит повышение

квалификации специалистов филиалов единой службы, ведет статистический учет всех детей, обратившихся в единую службу.

Примечания

1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М. : Просвещение, Владос, 1995. 112 с. 2. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 320 с. 3. Семаго М. М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я., Светлова Н. А., Береславская М. И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под общей ред. М. М. Семаго. М. : АРКТИ, 1999. 138 с.

Статья поступила вредакцию 12.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.