Научная статья на тему 'Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога'

Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13875
932
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ACCOMPANYING / SPECIAL PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY / SPECIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

В статье определены сущность, содержание и направления психолого-педагогического сопровождения как комплексной интегративной технологии деятельности специального психолога и педагога по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accompanying as fundamentel strategy of function special teacher and pedagogue

At the article the author defined specific, contain and profile psychological-pedagogical accompanying as complexional integration technology of function of special teacher and pedagogue for to help children-invalids at the educational institution.

Текст научной работы на тему «Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога»

уДК 371.9 ББК Ч 43

Е. В. Зволейко

г. Чита

сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога

В статье определены сущность, содержание и направления психолого-педагогического сопровождения как комплексной интегративной технологии деятельности специального психолога и педагога по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, специальная психология и педагогика, специальное образование.

E. V. Zvoleyko

Chita

Accompanying as fundamentel strategy of function special teacher and pedagogue

At the article the author defined specific, contain and profile psychological-pedagogical accompanying as complexional integration technology of function of special teacher and pedagogue for to help children-invalids at the educational institution.

Keywords: psychological-pedagogical accompanying, special psychology and pedagogy, special education.

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе -психолого-педагогическое сопровождение. Понятие «психологическое сопровождение» выдвинуто Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Черед-няковой в 1993 г., М. Р. Битяновой - в 1997. Термин «сопровождение» употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. В самом общем смысле сопровождение - это действия, направленные на помощь, поддержку школьника в решении им задач развития, обучения, воспитания, социализации. Все имеющиеся концепции сопровождения условно можно разделить на 3 группы: «средовой подход» подразумевает максимальное приспособление школьной среды к нуждам и особенностям детей; «информационный» состоит в изучении каждого ребенка по различным параметрам, отслеживание динамики его продвижения по ним. Учитель, вооруженный разнообразной информацией о ребенке, будет осуществлять индивидуальный подход в обучении, что повысит его эффективность; «личностный»: внимание сосредотачивается на развитии конкретной личности, ее способностей и психических функций; подразумевается, что образовательные задачи будут достигнуты сами собой.

В настоящее время конкретизировались и выделились в самостоятельные направления технологии по психологическому сопровождению детей с нормативным развитием;

обучающихся в специальных школах (с отклонениями в развитии); сопровождение в условиях интегрированного обучения, системе коррекционно-развивающего обучения (КРО). Выделение этих направлений обусловлено необходимостью решения специфических задач сопровождения детей разных категорий.

Ряд авторов рассматривает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социальнопсихологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа -социально-психологический патронаж [2]. Ю. В. Слюсарев [9, с. 5] понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. В работе Е. И. Казаковой [5] понятие «сопровождение» трактуется как образовательная технология, базирующаяся на системно-ориентированном подходе с его ведущим положением о приоритете опоры на внутренний потенциал развития субъекта. По Е. И. Казаковой, сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора, это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка. Процесс

сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту нести ответственность за его реализацию.

М. Р. Битянова [3] определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающую социальнопсихологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. По М. Р. Битяновой, сопровождение - это проектирование образовательной среды, то есть создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка с учетом возрастных норм, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей. Сопровождение, таким образом, включает два взаимосвязанных компонента: систематическое отслеживание психологопедагогического статуса ребенка, динамики его развития в процессе обучения; создание в образовательном учреждении социальнопсихологических условий для успешности его обучения.

Все условия могут быть условно поделены на внешние и внутренние. К внешним относят: материальное, методическое, кадровое обеспечение; создание атмосферы психологического комфорта в образовательном учреждении; информационное обеспечение педагогов и специалистов. К внутренним условиям относят: формирование учебнопознавательной мотивации; позиционноустановочное (помощь в усвоении системы требований и предписаний, в формировании «позиции школьника»); деятельностное (осуществление руководства учебной деятельностью); коррекционное (устранение того, что мешает учиться) [6].

Рассмотренные выше подходы решают задачи сопровождения здоровых школьников. Целью их психолого-педагогического сопровождения является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), а задачами - предупреждение возникновения проблем развития; помощь в решении актуальных проблем обучения, социализации (в личностном развитии, взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями; преодолении учебных трудностей; выборе образовательного и профессионального маршрута); психологическое обеспечение образовательных программ; развитие

психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

При организации психологопедагогического сопровождения в массовом образовании ставится задача формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При взаимодействии с нормально развивающимися учащимися сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи; это не «исправление недостатков и переделка», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опора на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром. С педагогической точки зрения акцент делается на формировании учебных навыков, содержанием становится организация деятельности учащегося, формирование «роли ученика».

Сопровождение в массовом и специальном образовании различается по содержанию и направленности. В специальной школе акцент смещается на адаптацию ребенка к школьным условиям и задачам. Специфика содержания сопровождения определяется значительно более широким кругом решаемых задач помощи и поддержки (формирование социальных навыков, учет психофизического статуса ребенка). Содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями развития существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.

Цель психологического сопровождения в специальном образовательном учреждении -обеспечение максимальной социальнопсихологической адаптации ребенка в образовательной среде, содействие развитию индивидуально личностного потенциала учащегося в разнообразных видах деятельности, с учетом типа, степени дефекта, индивидуально-психологических особенностей. Программа психолого-педагогического сопровождения строится, исходя из специфики специального образовательного учреждения, имеющихся условий (кадровых, материальных). Приоритетным направлением в работе психолога специальной школы является работа с учащимися младшего школьного возраста, которые проходят период адаптации, у которых начинают формироваться основы учебных умений и навыков, которые

остро нуждаются в мерах по профилактике вторичных отклонений в развитии. Не теряет своей актуальности работа с подростками и старшими школьниками. В специальной школе в рамках психологического просвещения и консультативного направления деятельности, психологом проводится работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся [4].

Сущность сопровождения ребенка с нарушениями в развитии методологически раскрыта в работах И. И. Мамайчук, М. М. и Н. Я. Семаго. Согласно И. И. Ма-майчук, психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии - это деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клиникопсихологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме [7, с. 59]. Это динамический процесс, включающий компоненты: систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития; создание социально-психологических условий для эффективного развития детей в социуме; систематическая психологическая помощь детям в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки; систематическая психологическая помощь родителям детей с нарушениями в развитии; организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей.

По М. М. и Н. Я. Семаго, сопровождение - «постоянное поддержание оптимальной адаптированности ребенка к образовательной среде» [8, с. 43]. Авторы понимают сопровождение как двусторонний процесс приспособления ребенка к образовательной среде и среды к возможностям ребенка -взаимоадаптации, которая является главной характеристикой комплексного сопровождения ребенка. Основная цель сопровождения -непрерывное поддержание силами всех специалистов равновесной ситуации между возможностями ребенка и образовательными воздействиями со стороны остальных субъектов образовательного процесса. Задачами сопровождения при таком понимании цели будут являться: определение индивидуальных показателей оптимально-допустимых образовательных воздействий; определение критериев перехода состояния ребенка в пограничную с дизадаптивным состоянием зону

(попадание в группу риска по каким-либо показателям). Таким образом, содержание сопровождения определяется как «создание силами всех участников образовательного процесса оптимального для каждого конкретного ребенка равновесного состояния между образовательными воздействиями и индивидуальными возможностями ребенка» [8, с. 45]. Методической основой деятельности психолога становится постоянный контроль за состоянием адаптивности ребенка на всем протяжении обучения.

Содержание работы психолога в системе интегрированного образования имеет свои качественные характеристики. На сегодняшний день самым распространенным вариантом интегрированного обучения является работа классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) при общеобразовательной школе. Цель деятельности психолога в системе КРО - обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде, а задачи состоят в следующем: определение наиболее адекватных путей и средств развивающекоррекционной работы с ребенком; прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей; реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего процесса обучения. Результатом психолого-педагогического сопровождения в системе КРО должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты [1].

Специалист по психологическому сопровождению образования лиц с нарушениями в развитии должен быть нацелен на участие в системе сопровождения учащихся в интегрированном образовании, в системе классов КРО и в специальном образовании. Сопровождение нами рассматривается как метод и идеология работы специального психолога. В общем смысле сопровождение обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении необходимо понимать как «различные технологии оказания специализированной помоши ребенку в условиях регулярного образования, технологии взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологической службой, с образовательной средой в целом» [8, с. 40]. Сопро-

вождение - это комплексная технология, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности специалистов сопровождения. Программа сопровождения всегда комплексная, задана перечислением и описанием действий, методов, мероприятий, которые действуют как непосредственно (направленные психологические занятия), так и опосредованно (через совокупность элементов развивающей среды). Каждый компонент комплекса работает независимо, дает возможность создавать минипрограммы и организовывать его в зависимости от реальных условий, имеющихся в образовательном учреждении (материальных, кадровых).

О сопровождении говорят там и тогда, где и когда на основе изучения стартовых возможностей ребенка организуется динамическое наблюдение за ходом его продвижения по образовательному маршруту, в ходе которого осуществляются диагностические, коррекционные и иные необходимые мероприятия. Помощь ребенку с проблемами в развитии чаще всего охватывает длительный период, поэтому сопровождение, понимаемое как процесс, осуществляемый длительно - является основным методом деятельности специального психолога. В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса. Главными принципами сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы, квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

В рамках сопровождающей деятельности специальный психолог осуществляет следующие основные виды деятельности: диагностическую, консультативную, коррекционноразвивающую, психологическое просвещение, психологическую профилактику, экспертную, организационно-методическую.

Технология процесса психологопедагогического сопровождения подразумевает прохождение ряда последовательных этапов:

1. Подготовительный. Содержанием этапа являются: выявление детей группы риска по дизадаптивному состоянию (в результате скрининга); анализ особенностей дизадапта-ции конкретных учащихся (проведение углубленной диагностики), оценка их ресурсных возможностей; установление контакта со всеми участниками процесса сопровождения:

детьми, педагогами, специалистами, родителями; ознакомление с социальным, медицинским, психологическим, педагогическим анамнезом ребенка; изучение социальной ситуации развития ребенка.

2. Этап планирования. Содержание этапа: постановка психолого-педагогического диагноза, типологизирующего характер и специфику отклоняющегося развития; ознакомление специалистов ПМПк образовательного учреждения с результатами психологопедагогического обследования, обсуждение результатов; определение видов и объема помощи (перечня услуг), специальных образовательных условий, форм обучения и пр.; определение последовательности мероприятий; составление индивидуальной программы коррекции, утверждение ее со специалистами ПМПк; подготовка документации, составление графика работы.

3. Этап реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы: реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы, а также коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных программ на протяжении всего периода обучения; консультирование педагогов по вопросам обучения и развития конкретного ребенка; оказание помощи родителям по вопросам обучения, воспитания, развития их ребенка, вопросам гармонизации внутрисемейных отношений; консультирование других специалистов, работающих с ребенком.

4. Заключительный; оценка эффективности проведенных мероприятий; подготовка рекомендаций по дальнейшему обучению ребенка.

Многоаспектность и разнонаправлен-ность процесса сопровождения подразумевает участие в нем многих специалистов. На уровне класса ведущую роль в нем играют учителя, воспитатели. На уровне учреждения работа ведется всеми специалистами ПМПк образовательного учреждения (психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог и др.), то есть сопровождение обеспечивается совокупными усилиями. Координирующую роль в этом процессе имеет специалист, подготовленный по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», так как его деятельность осуществляется на стыке предметных областей специальной психологии и педагогики и поэтому ориентирует его на решение комплексных психолого-педагогических задач.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны. На дошкольной ступени главными являются ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. В начальной школе -обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации. В основной школе - помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, профилактика девиантного поведения. В старшей школе - помощь в профессиональном самоопределении.

Решение задач психолого-педагогичес-кого сопровождения не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время педагогам общеобразовательной и специальной школ приходится работать с неоднородным контингентом детей. В массовой школе педагог сталкивается с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, интегрированными в обычный класс. На каждого интегрированного ребенка должна быть составлена и реализована индивидуальная программа обучения, что требует от педагога знаний в области специальной психологии и педагогики, умений подготовки и реализации программ. На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с отклонениями в развитии в массовую школу, в специальной школе растет доля детей со сложной структурой нарушений развития, что ставит задачу дифференциации уровней образования детей. И в том и в другом случае реальная образовательная практика испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов - одна из задач деятельности специального психолога.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи за воспитание детей. У родителей появилось право свободы выбора форм организации обучения, типа учебного заведения. Какой бы выбор ни сделали родители, они должны быть ориентированы на активное участие в воспитании собственных детей. Школа и родители должны поделить ответственность за обучение и воспитание ребенка, имеющего отклонения в развитии. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важную задачу, решаемую в системе

психолого-педагогического сопровождения в формах консультирования, просвещения, активных совместных детско-родительских форм взаимодействия и пр.

Анализ нормативно-правовой базы в области общего и специального образования, передового практического опыта в области организации коррекционно-развивающего и специального обучения, функциональный анализ профессиональной деятельности специального психолога позволил нам выделить основные параметры психологопедагогического сопровождения как комплексной технологии оказания помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии в образовательном процессе:

1. Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается совокупными усилиями специалистов психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения при ключевой роли психолога.

2. Сопровождение по отношению к образовательным задачам имеет служебную, вспомогательную функцию и не образует отдельной деятельности. Сопровождение является комплексной технологией, состоящей из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности специалистов сопровождения.

3. Выделяют самостоятельные направления по психологическому сопровождению: сопровождение детей с нормативным развитием; обучающихся в специальных школах; в условиях интегрированного обучения, системе коррекционно-развивающего обучения. Выделение этих направлений обусловлено необходимостью решения специфических задач сопровождения детей разных категорий.

4. Содержание психолого-педагогичес-кого сопровождения различно в зависимости от типа образовательного учреждения, уровня (ступени) получаемого образования, вида и степени отклонений в развитии, индивидуальных особенностей ребенка.

5. Основные виды деятельности, осуществляемые специальным психологом в рамках сопровождения - диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая, психологического просвещения, психологической профилактики, экспертная, организационно-методическая.

6. Основными направлениями сопровождающей деятельности специального психолога являются: деятельность по организации среды, созданию специальных условий для обучения и развития; сопровождение ребенка, педагогического коллектива, родителей.

Список литературы

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе //

Дефектология. 2006. № 4. С. 38-45.

2. Бардиер Г. Л. , Ромазан И. В. , Чередникова Т. А. Я хочу! Психологическое сопровождение есте-

ственного развития маленьких детей. СПб., 1996. 90 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.

4. Ботова О. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (кор-

рекционного) образовательного учреждения // Специальная психология. 2007. № 1 (11). С. 4-8.

5. Казакова Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог.

1998. № 48. С. 2-3.

6. Капланский А. В. , Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая концепция «сопровождения» в

образовательном учреждении / Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное)

образование. М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.

7. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.

8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального

образования. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.

9. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития лич-

ности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992. 16 с.

уДК 152. 27

ББК Ю 983. 402

С. Ю. Мохова

г. Чита

социальные представления о социокультурной реальности в обыденном сознании подростков1

Рассматривая представления как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций, автор статьи изучает у подростков семантических поля, образованные вокруг лексем "книга", "библиотека", "радио", "кинотеатр", "телевизор", "компьютер", "интернет".

Изучение ассоциаций позволяет сделать вывод о содержании обыденного сознания современного подростка как в результате познания социокультурного наследия в процессе обращения к всевозможным вариантам бумажных и цифровых носителей информации.

Ключевые слова: обыденное сознание, социальные представления, социокультурная реальность, семантическое поле.

S. U. Mokhova

Chita

Social apprehensions about socialcultural reality in everyday mind of teenagers

Approaching an apprehension as a form of a social reconstruction of reality with its special language, logics and structure of implications, the author of the article researches teenagers's semantic fields of the lexemes "book", "library", "radio", "cinema", "TVset", "computer", "inernet". The analysis of the associations gives the opportunity to judge about the specialty of a contemporary teenager's ordinary mind formed in the process of knowing of socialcultural legacy through various printed and digital sources.

Keywords: ordinary mind, social apprehension, socialcultural reality, semantic fields.

В условиях коммерциализации всех видов деятельности и предъявляемого требования конкурентоспособности к продукту этой деятельности на рынке товаров и услуг культурная жизнь человека и его избирательность к элементам содержания культуры раскрывает новые аспекты смыслов и ценностей жизни в целом. В ситуации, когда эконо-

мические процессы, происходящие в обществе, учитывают психологию потребителя и развивают его гедонистические потребности, психологические составляющие культурной жизни человека уходят на периферию.

Прошли те времена, когда книги являлись единственным источником сведений об окружающем мире человека и о нем самом.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФЦП НК-157П

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.