ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ORGANIZATION AND CONTENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова
В статье рассматривается авторская концепция понятия «психолого-педагогическое сопровождение», основные направления и содержание деятельности специалистов. Определены задачи, показана роль школьного психолого-медико-педагогического консилиума в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, а также значение каждого специалиста в работе с ребенком в зависимости от его возраста.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дети с ограниченными возможностями здоровья; школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
S. D. Zabramnaya, Yu. A. Kostenkova
The article presents the author's concept of the notion "psycho-pedagogical accompaniment", the main tendencies and the scope of the specialists' work. The goals are defined, the role of the school psycho-medical-pedagogical consultation in the psycho-pedagogical accompaniment of children with disabilities is shown, also the significance of every specialist within the work with a child depending on his age is identified.
Keywords: psycho-pedagogical accompaniment, children with disabilities, school psycho-medical-pedagogical consultation.
Как показывает анализ современных тенденций в развитии отечественного образования, одна из наиболее значимых из них связана с интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различные типы образовательных учреждений. В связи с этим встает вопрос о необходимости их психолого-педагогического сопровождения в учебном процессе.
Под «сопровождением» мы понимаем взаимодействие и преемственность в работе всех участников образовательного процесса (учителей, специалистов), включая родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в то или иное дошкольное или школьное учреждение и продолжается до окончания обучения, а в некоторых случаях бывает необходимо и далее. Мы имеем в виду профтехучилища, колледжи и иные после-школь ные учреждения.
Необходимо отметить, что во второй половине ХХ в. основные юридические права по комплектованию контингента специальных образовательных учреждений были у медико-педагогических комиссий (МПК), которые с 1992 г. были преобразованы в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Этот орган по решению специалистов определял образовательный маршрут для ребенка (вид учреждения, в каком классе, в какие сроки, по какой программе ребенок сможет продолжить свое обучение), давались рекомендации для педагогов и родителей по работе с ребенком.
Начиная с 1990-х гг. заключение ПМПК перестало быть обязательным для родителей. К сожалению, многие родители в ущерб будущего своего ребенка принимали
решение не прислушиваться к мнению специалистов, а зачастую и игнорировать настоятельные рекомендации о необходимости обследования ребенка.
Право выбора места обучения ребенка, данное родителям, на практике привело к тому, что многие дети с легкими нарушениями развития оказались в массовых общеобразовательных учреждениях, а дети, например, с тяжелой умственной отсталостью, которые раньше находились в интернатной системе социальной защиты, стали обучаться в учреждениях VIII вида. Координатором взаимодействия специалистов стал школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). В настоящее время именно консилиум внутри учреждения решает вопросы комплектования групп и классов. Его специалисты реализуют всю программу коррекционной помощи ребенку и обеспечивают взаимодействие педагогов с родителями детей.
Таким образом, ПМПк стал координатором процесса сопровождения ребенка в образовательном учреждении.
Именно консилиум должен обеспечить преемственность на всех уровнях работы с ребенком и затем выпускником образовательного учреждения. Например, когда ребенок поступает из детского сада в первый класс школы, необходимы сведения о его развитии в дошкольном периоде. Педагоги начальной, а затем и средней школы передают сведения о ребенке на каждом последующем году обучения. Особенно необходимы сведения о личностных качествах подростков и молодых людей (юношей и девушек), когда они приходят в трудовые коллективы. Специалисты консилиума дают необходимые рекомендации, которые помогут выпускнику легче адаптироваться в послешкольной жизни.
Еще одна важнейшая функция - координация взаимодействия всех участников сопровождения ребенка в школе. Именно специалисты консилиума реализуют программу коррекционной помощи ребенку и обеспечивают взаимодействие педагогов с родителями детей.
Роль консилиумов одинаково важна как в специальных (коррекционных) образовательных, так и в массовых общеобразовательных учреждениях.
Мы не будем останавливаться на организации и содержании деятельности ПМПк в массовых учреждениях, а раскроем основные задачи и виды деятельности консилиума в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с учетом специфики психофизического развития обучающихся.
В основе организации деятельности консилиума лежит «Примерное положение о психолого-медико-педагогических консилиумах образовательных учреждений» № 27 /901-6 от 27.03.2000 г. [1].
Возглавляет работу консилиума в дошкольном учреждении заведующий учреждением или старший методист; в школе - директор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В состав ПМПк входят разные специалисты: врач-психоневролог, медицинская сестра, психолог, логопед, дефектолог, опытные воспитатели и учителя.
Медицинский работник обязан контролировать ход диспансеризации детей, систематически осматривать детей с особенностями здоровья. В круг его обязанностей входит организация консультаций в различных внеучеб-ных учреждениях.
Специалист этого профиля не только изучает медицинские карты, с которыми дети поступают в учреждение, но и организует дальнейшее сопровождение детей с выявленными проблемами здоровья; рекомендует в случае необходимости обратиться в консультативные центры, поликлиники, больницы и другие лечебные учреждения; систематически наблюдает за здоровьем ребенка в течение всего учебного года; осуществляет взаимодействие с педагогами (информирует о состоянии здоровья ребенка, дает рекомендации об объеме учебной нагрузки и др.), взаимодействие с родителями (консультирование по организации режима дня, питания, проведении рекомендованного лечения, закаливания и т. д.).
Медицинский работник, являясь членом консилиума, обязательно присутствует на всех его заседаниях, информируя других специалистов об изменениях в состоянии здоровья ребенка.
Должностные обязанности других членов консилиума (учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, социальный работник, воспитатель в детском саду, учитель в школе) достаточно четко прописаны в Положении о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
В то же время следует отметить, что в зависимости от возраста ребенка и его проблем преобладающую роль в работе с ним играет тот или иной специалист. Так, в дошкольном возрасте большая нагрузка ложится
на логопеда и психолога, поскольку идет формирование речемыслительной деятельности. В период начального обучения главенствующим остается логопед, поскольку идет формирование письменной речи. Особое значение приобретает деятельность дефектолога, так как у детей начинают проявляться трудности в обучении. В подростковом возрасте востребованным остаются дефектолог, психолог, важной становится деятельность социального педагога, который много работает с семьей подростка, в том числе и по предупреждению эмоциональных срывов у детей.
Опыт показывает, что в настоящее время глобально изменяется контингент детей во всех видах образовательных учреждений, поэтому необходимо постоянное совершенствование профессиональной компетентности специалистов (повышение квалификации через систему краткосрочных курсов, методических семинаров, знакомство с новинками литературы, диагностическими, кор рек ционно-развивающими методиками и т. п.).
В связи с вышесказанным одним из важнейших направлений деятельности консилиума становится организация повышения квалификации как самих членов школьного ПМПк, так и педагогов, работающих с детьми, через обмен информацией внутри учреждения, участие в конференциях, круглых столах, краткосрочных курсов, методических семинаров, изучение и критический анализ новинок литературы, диагностические, коррекци-онно-развивающие методики изучения и критический анализ появляющейся литературы. Сюда входит и овладение педагогами новейшими психолого-педагогиче-ски ми технологиями.
В задачи психолого-медико-педагогического консилиума входит:
• проведение первичной психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей развития ребенка.
Как правило, это проводится в течение первых двух недель начала учебного года.
• составление индивидуальных программ развития (ИПР) для детей, имеющих особые проблемы (испытывающих особые трудности в обучении).
Мы имеем в виду детей, у которых преобладает не-сформированность качеств, которые в первую очередь важны для успешного обучения (мотивация, произвольность деятельности, навыки взаимодействия со сверстниками и т. д.).
• организация и планирование содержания коррек-ционно-развивающей работы с детьми разных клинических групп.
• регулярное отслеживание динамики развития детей и корректировка индивидуальных программ развития.
В ходе этой работы проводятся диагностические срезы (конец первой четверти, середина года, конец третьей четверти) с обязательным обсуждением результатов работы всеми специалистами.
• систематическое консультирование родителей по оказанию помощи ребенку (рекомендации по охране здоровья, помощи в обучении, формированию необходимых личностных качеств и т. п.).
• взаимодействие с педагогами дополнительного образования (консультирование при выборе вида досуго-вой деятельности с учетом состояния здоровья ребенка, определения посильности работы, предупреждения переутомления и т. д.).
• взаимодействие с различными медицинскими учреждениями для уточнения причин и состояния ребенка (стойкой неуспешности во всех видах деятельности).
Психолого-медико-педагогический консилиум, реализуя в своей деятельности сопровождение детей в образовательных учреждениях, строит свою работу так, чтобы наряду с плановыми заседаниями по результатом диагностических «срезов» (3 раза в году) проводились и внеплановые заседания при возникновении ситуаций, требующих коллективного обсуждения специалистами.
В этой статье мы не раскрываем подробно организацию и содержание деятельности ПМПк, которое достаточно полно раскрыто в организационных документах, но хотим еще раз подчеркнуть, что именно в условиях современной ситуации в образовании роль этих консилиумов становится особенно значимой, в связи с чем перед вузами встают задачи по дополнению учебных планов дисциплинами, содержащими материалы, раскрывающие содержание деятельности консилиумов по оказанию помощи детям не только с легкими, но и тяжелыми нарушениями интеллекта, поскольку эти обучающиеся составляют основной контингент специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Реализация этой задачи требует дополнительных научных исследований и поиска методических приемов работы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерное положение о психолого-медико-педагогических консилиумах образовательных учреждений № 27 /901-6 от 27.03.2000 г.
2. Забрамная С. Д. Психологическая диагностика: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995.
3. Забрамная С. Д. Психолого-медико-педагогиче-
ская служба Центра образования (ПМПс). Биробиджан, 2011.
4. Забрамная С. Д. Некоторые аспекты психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 2012.
5. Калягин В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб.: КАРО, 2005.
6. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. 1997. № 29. (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»).
7. Могилевская В. А. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме // Завуч начальной школы. 2007. № 4.
8. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. № 1.
9. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901/6.
10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / под ред. М. М. Семаго. М., 1999.
11. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации / под ред. Л. М. Шипициной. СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.
12. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003. Гл. 6.
13. Семаго М. М, Ахутина Т. В., Семаго Н. Я., Светлова Н. А., Береславская М. И. Рабочая книга психолого-медико-педагогического консилиума. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. М., 2000.