Научная статья на тему 'Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ'

Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аляутдинова Р.Н.

в статье представлено современное состояние социальнопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями, описаны варианты необходимых условий, при которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть включен в работу различных структурных подразделений ДОУ. Приведены примеры построения образовательного маршрута для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аляутдинова Р.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

3. Гаджиев Г.М. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3.

4. Мациева Ф.Х. Формирование готовности будущего педагога к профессиональному самообразованию // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - М., 2011. № 1, с.17-20.

Р.Н. Аляутдинова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

THE CURRENT STATE OF SOCIAL AND EDUCATIONAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES IN DOU

Аннотация: в статье представлено современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, описаны варианты необходимых условий, при которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть включен в работу различных структурных подразделений ДОУ. Приведены примеры построения образовательного маршрута для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Ключевые слова: социально-педагогическая помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, структурные подразделения, образовательный маршрут.

Abstract: the paper presents the current state of social and pedagogical help children with limited health abilities, describe variations on necessary conditions under which a child with limited health abilities can be included in the work of different departments DOU. We present examples of the educational route for different categories of children with limited health abilities preschool children.

Keywords: socio-pedagogical assistance, children with limited health abilities, educational route.

На сегодняшний день состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Москвы представлено в разных вариантах и находится на разных стадиях развития. Актуальная задача социально-педагогической помощи дошкольных образовательных учреждений -повышение педагогической компетентности родителей. Реализуя эту задачу, важно помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи -выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии.

В свою очередь социально-педагогическая помощь детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефектов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в социально-педагогический процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей - у всех детей есть особенности, социально-педагогические проблемы. До сих пор в педагогической практике привыкли не обострять эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не замечать невозможно, приходится изменять социально-педагогическую практику, чтобы

© Р.Н. Аляутдинова, 2012

профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Создавая условия для детей с ограниченными возможностями здоровья нельзя забывать о принципе равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальных особенности.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники - специалисты, родители, дети, администрация. Проблемы, которые есть на сегодняшний день -недостаточная для инклюзии квалификация педагогов, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для оказания социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая помощь основана на предоставлении вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, может быть создана система структурных подразделений, таких как Центр игровой поддержки развития, Консультативный пункт, Лекотека, Служба ранней помощи, группа развития «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание социально-педагогической помощи семьям детей от 0 до 7 лет. В каждом структурном подразделении прием ребенка происходит после первичной консультации. В ходе консультации специалистами службы (педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом и т.д.) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления развития, различные виды социально-педагогической помощи.

Структурные подразделения создаются и как самостоятельные образовательные единицы и формы для первичной подготовки детей с ОВЗ к посещению возрастных групп, воспитания и обучения детей, еще не готовых к переходу в инклюзивную группу. В настоящее время не существует утвержденного положения об «инклюзивной» группе, однако в Постановлении Правительства Российской Федерации № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» описаны требования к функционированию групп «комбинированной направленности» [4], в Москве принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Деятельность групп осуществляется в соответствии с утвержденными нормативными документами: положениями о группах со сложной структурой дефекта, группах детей с ОНР, массовых дошкольных группах. Открытие групп для детей с ОВЗ происходит по результатам аккредитации в категории образовательного учреждения комбинированного вида.

Внедрение в детском саду новых форм дошкольного образования производится в соответствии с Положениями об организации деятельности Лекотек, Службы ранней помощи, Консультативного пункта, групп развития (кратковременного пребывания) «Особый ребенок», а также рекомендательными письмами, сборниками методических рекомендаций. Структурные подразделения позволяют дошкольному учреждению варьировать образовательные формы, предоставляя родителям с детьми выбор, соответствующих запросам и показаниям образовательных услуг. Состав структурных подразделений в ДОУ может быть разным. Дошкольное учреждение может выбрать те формы, которые для него больше подходят.

Консультативный пункт

Деятельность специалистов Консультативного пункта направлена на оказание диагностической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам междисциплинарного обсуждения составляются рекомендации, относящиеся к содержанию занятий, рекомендуются конкретные виды коррекционной помощи. В ходе

консультации также решаются психотерапевтические задачи. Педагог-психолог направляет процесс консультации, оказывая психологическую поддержку родителей, способствует преодолению психологической травмы.

Содержание работы Консультативного пункта:

- проведение междисциплинарной диагностики актуального уровня развития ребенка, определение зоны ближайшего развития;

- разработка рекомендаций к индивидуальной программе развития;

- включение семьи ребенка с особенностями в развитии в процесс психолого-педагогического сопровождения.

Служба ранней помощи

Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей от 2 месяцев до 3 лет, составленную на основе рекомендаций по обучению ребенка раннего возраста. В условиях специально организованной развивающей среды специалистами (дефектолог, педагог-психолог, логопед) проводятся индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультации с родителями о направлениях работы, новых достижениях ребенка, играх и упражнениях для занятий дома.

Психолог службы организует психологические консультации для родителей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Содержание работы Службы ранней помощи:

- нормализация жизни ребенка и семьи;

- создание благоприятного социального окружения, развивающей среды;

- предотвращение институализации в ходе последующего образования (помещение ребенка в закрытые учреждения);

- развитие коммуникации ребенка с окружающим миром, и прежде всего с родителями;

- развитие активности ребенка.

Лгкотека

Структурное подразделение Лекотека создана для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии, не готового, по тем или иным причинам, к самостоятельному посещению возрастной группы. Родители участвуют в групповых занятиях Лекотеки, приобретают новые знания о возможностях ребенка, путях преодоления нарушений в его развитии. В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций, в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в развитии. Лекотека является ступенью социализации ребенка. По результатам занятий ребенок может быть переведен в инклюзивную группу.

Содержание работы Лекотеки:

- проведение индивидуальных и групповых развивающих и психокоррекционных занятий с привлечением родителей;

- оказание психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии от 3 до 7 лет;

- подготовка ребенка с нарушениями в развитии к посещению инклюзивной группы детского сада.

Инклюзивные группы детского сада

Инклюзивная группа комплектуется с учетом определенного количественного соотношения: две третьих от общего количества - дети с условно нормативным уровнем индивидуального развития, одна треть детей группы представлена детьми с различными вариантами дизонтогенеза: нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения, речи, генетическими

синдромами. Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с синдромом раннего детского аутизма, 1-2 ребенка с детским церебральным параличом, несколько детей с общим недоразвитием речи. Контингент детей с ограниченными возможностями здоровья может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность к посещению в режиме 12-часового пребывания. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», реализующий сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях.

Содержание работы инклюзивной группы:

- осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.);

- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обычно развивающихся сверстников;

- реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист);

- реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Интеграция среды обеспечивает не приспособление ребенка с особенностями развития к среде, а создание многовариантной среды, в которой каждый ребенок общается на доступном ему уровне. Воспитатели и специалисты обеспечивают общение детей в пределах имеющихся возможностей. Дифференциация и уникальность каждого ребенка поддерживается взрослыми. Адаптация детей с особенностями развития происходит за счет включения их в социальные связи общества, использования латентных ресурсов общественных связей. В детском коллективе - это концепция использования творческих ресурсов детской группы. Индивидуальность каждого ребенка и умение сотрудничать с тем, кто не похож на тебя - вот главная ценность инклюзии.

Методическое обеспечение выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ограниченными возможностями здоровья, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Методическое обеспечение подбирается по основным направлениям: коммуникация, коррекция поведения, развитие по индивидуальным программам и социальные навыки адаптации. Важной задачей становится определение базовой программы. В данный момент в связи с изменением федеральных государственных образовательных требований (ФГОТ) на федеральном и региональном уровнях идет разработка и внедрение новых методических рекомендаций. Новые требования к качеству развития детей, определенных ФГОТ, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом как Образовательной программы, так и Индивидуальной программы развития ребенка (ИПР). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей, составляющих группу. ИПР составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп. В дальнейшем ИПР может совершенствоваться и дополняться. Для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой

дефекта [1]. Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на различный запас представлений окружающем знаний, умений и навыков. Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

Условия реализации образовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения:

- особенности и содержание взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенности и содержание взаимодействия между сотрудниками учреждения;

- вариативность и технология выбора форм и методов подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к включению;

- критерии готовности ребенка к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

- организация условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Предметно-развивающая среда

Одним из основных требований, предъявляемым к такой среде является обеспечение возможностей для самостоятельной деятельности детей, как в пространственном аспекте, так и в плане насыщения доступными и современными средствами (включая технические средства) и материалами.

Организация партнерских отношений с семьей

Совместная деятельность с семьями воспитанников определена в ФГОТ как одна из необходимых составляющих категорий деятельности, используемых для реализации программы [2]. При посещении структурных подразделений для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи создается индивидуальный образовательный маршрут для осуществления образовательного психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Отсюда вытекает основная социально-педагогическая помощь специалиста - предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и помочь сделать выбор.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов. При определении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение необходимо учесть:

- подходят ли условия дошкольного учреждения для комфортного существования в нем ребенка - создана ли безбарьерная среда;

- насколько ребенок готов к посещению дошкольного образовательного учреждения;

- есть ли структурные подразделения, дополнительные специалисты в данном учреждении, способные оказать профессиональную помощь ребенку;

- организовано ли психолого-педагогическое сопровождение.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным

маршрутам (внешним - по округу или городу, и внутренним - внутри одного образовательного учреждения), которые реализуются одновременно или

последовательно. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- возрастом ребенка;

- состоянием здоровья ребенка;

- уровнем его готовности к освоению образовательной программы;

- возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;

- особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

- возможностями образовательного учреждения удовлетворить специальные и особые образовательные потребности детей;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия со своим ребенком дома;

- наличием в регионе, где проживает семья специальных (коррекционных) и других дошкольных образовательных учреждений.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Эту работу в системе образования выполняют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). По результатам обследования даются рекомендации по созданию условий получения психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания (внешние или внутренние образовательные маршруты) и направление в образовательные учреждения. При согласии родителей (законных представителей) с заключением и рекомендациями ПМПК им может быть выдано на руки заключение ПМПК с рекомендациями. Заключение ПМПК предоставляются родителями (законными представителями) в комиссию по комплектованию, которая знакомится с заключением ПМПК и выдает родителям путевку в соответствующее образовательное учреждение (структурное подразделение). Родители (законные представители) при оформлении ребенка в указанное образовательное учреждение передают путевку руководителю этого образовательного учреждения. ПМПК дает рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания).

При составлении индивидуального образовательного маршрута (внешнего или внутреннего) необходимо довести до родителей следующую информацию:

- о предельно допустимых нормах учебной нагрузки;

- об основных образовательных программах;

- о дополнительных коррекционно-развивающих программах;

- о содержании психолого-педагогической коррекции;

- о возможностях и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут [1].

Внешние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться в рамках образовательного пространства округа или города.

Таким образом, вся деятельность современного образовательного учреждения на уровне государственной политики основывается на социально-педагогическом подходе, ставящем во главу угла достижение социально значимых целей. Более конкретно этот подход выражен в статье 5 закона «Об образовании» [2] -«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области

образования», в ряде законодательных актов правительства Российской Федерации. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социально-педагогической помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Действуют программы защиты детства, президентская программа «Дети России». Детям с ограниченными возможностями здоровья государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Итак, социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями в условиях ДОУ реализовывается на государственном уровне и включает, кроме выполнения образовательным учреждением задач всеобщего обязательного образования, также и вариативное образование.

Литература

1. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. - М., 2002. - 30 с.

2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1"Об образовании" (ред. от 02.02.2011).

3. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М., Центр «Школьная книга», 2010. - С. 17-20.

4. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

5. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М., РУДН, 2010. -С. 68-70.

А.А. Бакрадзе

ПРИЧИНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА

ПРИ НЕОКОНЧЕННОМ ХИЩЕНИИ И ОКОНЧЕННОЕ ХИЩЕНИЕ БЕЗ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА

PROPERTY DAMAGE IN AN UNFINISHED THEFT AND THEFT, WITHOUT MATERIAL INJURY

Аннотация: автор анализирует возможность причинения материального ущерба при неоконченном хищении, а также случаи оконченного хищения при отсутствии материального ущерба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мошенничество, хищение, материальный ущерб, имущество.

Abstract: the author analyses the possibility of property damage in unfinished theft, as well as cases offinished theft in the absence of material damage.

Keywords: fraud, theft, damage, property.

Действующий уголовный закон рассматривает причинение материального ущерба в качестве обязательного признака любого хищения, разумеется, за исключением разбоя, объективная сторона которого сконструирована по типу усечённого состава и не требует наступления общественно опасных последствий. Во всех же остальных случаях отсутствие факта причинения материального ущерба, при наличии других достаточных для этого данных, традиционно квалифицируется как неоконченное хищение. Но, всегда ли отсутствие материального ущерба

© А.А. Бакрадзе, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.