Научная статья на тему 'Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий'

Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2952
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Светлана Владимировна

В статье проводится анализ деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации в условиях современного образования, представляющейся основным элементом системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Предложены результаты исследования деятельности 212 комиссий различного уровня; исследование проведено сотрудниками Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета в рамках федерального проекта 2015 года. Главный акцент сделан на проблеме взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, являющимися основными заказчиками психолого-педагогической поддержки ребенка. Автор ставит вопрос об эффективности деятельности комиссий, которая напрямую зависит от стратегии работы специалистов комиссии с родителями, и делает вывод о том, что в развитии инклюзивного процесса в образовании сотрудничество специалистов и родителей это важнейшее условие успешности всех детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 159.922.76:616.89

Алехина Светлана Владимировна

Кандидат психологических наук, директор Института проблем инклюзивного образования, Московский городской психолого-педагогический университет, svetlana_slim@mail.ru, Москва

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

Аннотация. В статье проводится анализ деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации в условиях современного образования, представляющейся основным элементом системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Предложены результаты исследования деятельности 212 комиссий различного уровня; исследование проведено сотрудниками Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета в рамках федерального проекта 2015 года. Главный акцент сделан на проблеме взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, являющимися основными заказчиками психолого-педагогической поддержки ребенка. Автор ставит вопрос об эффективности деятельности комиссий, которая напрямую зависит от стратегии работы специалистов комиссии с родителями, и делает вывод о том, что в развитии инклюзивного процесса в образовании сотрудничество специалистов и родителей - это важнейшее условие успешности всех детей.

Ключевые слова: инклюзивное образование, удовлетворенность родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогическая комиссия, психолого-педагогическое сопровождение образования.

Современные изменения в образовании, связанные с принятием новых стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют новые требования к деятельности специалистов и служб сопровождения. Роль психолого-медико-педагогической комиссии как ключевого элемента комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями задана законодательными положениями в сфере образования. Своевременное выявление, комплексное обследование, подготовка по его результатам рекомендаций по построению образовательного маршрута ребенка входят в сферу деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). В реальных условиях развития образовательной практики команда специалистов ПМПК становится основным механизмом регулирования всей деятельности образовательных организаций по созданию специальных условий и адаптации образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на давнюю историю существо -вания психолого-медико-педагогических комиссий, в настоящее время практически

отсутствуют систематизированные данные об их деятельности в стране. Первое типовое положение о (республиканской, областной) медико-педагогической комиссии (МПК) было утверждено в 1949 г. Основной задачей, стоящей перед комиссией, стал отбор в специальные, прежде всего во вспомогательные, школы детей с нарушениями умственного и физического развития. Решение комиссии было обязательным к исполнению. Типовое положение о медико-педагогических комиссиях, утвержденное в 1976 г., несколько расширило сферу деятельности медико-педагогических комиссий, но приоритетные направления деятельности - выявление детей, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания, и комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений - остались без изменений. Развитие инклюзивного образования значительно расширило возможности получения образования такими детьми. Стали происходить и соответствующие изменения в деятельности комиссии. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 утвердил новое Положение о психоло-

го-медико-педагогической комиссии. И уже в 2013 г., в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», вышел приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября № 1082, который ввел в действие новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Новое положение определило и конкретизировало цели, задачи, сферу деятельности, ответственность и порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе.

Впервые положение о комиссии определяет, что проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей или по направлению образовательных организаций с письменного согласия их родителей. Появилось в положении требование об информировании родителей ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, а также обозначены сроки, в которые комиссия осуществляет информирование.

Комиссии являются ключевым звеном психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. И логично, что в большинстве регионов ПМПК являются структурными подразделениями психолого-медико-социальных центров разных видов. В ряде субъектов Российской Федерации имеется опыт объединенной работы комиссии с диагностическими и коррекционными группами центров. Такой опыт позволяет не только осуществлять диагностические процедуры, но и оказывать необходимую коррекцион-но-консультативную помощь детям и их родителям. Консультативная помощь обеспечивает эмоциональную, психологическую поддержку родителям в трудных ситуациях с целью повышения уровня родительской компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка. Усиление консультативной и поддерживающей роли комиссий, предусматривающей возможность

длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций специалистов, - одно из важных условий модернизации деятельности ПМПК в Российской Федерации.

В современных условиях развития образования родители становятся важнейшими участниками образовательного процесса, создания форм индивидуализации образования и организации специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями. Ценности развития включающего общества и гражданская ответственность родителей за права своих детей регулируют активность родительских инициатив и самостоятельность выбора условий образования. Все документы, регулирующие деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, в современных условиях базируются на согласии родителей, на заявочном принципе обращения об участии в заседании комиссии и выработке рекомендаций. Пункт 25 Положения о ПМПК утверждает: «Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей...» [1]. В этом смысле родители становятся полноправными заказчиками и экспертами деятельности ПМПК.

Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета в рамках федерального проекта 2015 г. провел исследование деятельности центральных и территориальных ПМПК нашей страны. Основные методы - супервизия деятельности организации через анализ видеоматериалов и документов и анкетный опрос специалистов. В супервизии приняли участие 212 организаций (из них 42 % - центральные комиссии, 58 % - территориальные). К участию в анкетном опросе в каждой комиссии, принимающей участие в супервизии, были приглашены три сотрудника: председатель комиссии, учитель-дефектолог и педагог-психолог. Объем выборочной совокупности исследования составил 504 респондента.

В результате проведенной супервизии были проанализированы основные направления деятельности, которые, согласно новому Положению о психолого-медико-педагогической комиссии [1], должны ре-ализовываться в ПМПК. В рамках данной статьи остановимся на состоянии дел по реализации интересующего нас направления -оказание консультативной помощи родителям детей.

Как показали данные супервизии, основная причина обращения родителей в ПМПК - получение рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в обучении и воспитании детей. Это справедливо для всех групп детей, на которых ориентирована деятельность ПМПК (дети с ОВЗ, дети с девиантным поведением и дети-сироты). В целом же причины об-

ращения в ПМПК отличаются для разных групп детей достаточно сильно (табл. 1).

Вторая по частоте причина обращения в ПМПК родителей детей с ОВЗ - получение рекомендаций для поступления в дошкольные и школьные организации (67 %), а родителей детей с девиантным поведением -получение консультативной помощи (64 %). При этом родители детей с девиантным поведением гораздо реже, чем родители детей с ОВЗ и детей-сирот, прибегают к услугам ПМПК для подтверждения, уточнения или изменения ранее данных комиссией рекомендаций.

В ходе проведения обследования ребенка допускается участие родителя практически на всех его этапах, причем спектр предоставляемых возможностей достаточно широк (табл. 2).

Таблица 1

Причины обращения родителей (законных представителей) в ПМПК, в процентах (%) от числа опрошенных комиссий

Причина обращения Дети с ОВЗ Дети с девиантным поведением Дети-сироты

Своевременное выявление особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении 56 41 58

Получение рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в обучении и воспитании детей 77 78 74

Подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций 49 27 42

Получение консультативной помощи родителями (законными представителями) детей 45 64 43

Получение рекомендаций для поступления в дошкольные и школьные организации 67 48 56

Таблица 2

Возможности, предоставляемые родителям (законным представителям) при обследовании детей на комиссии, в процентах (%) от числа опрошенных комиссий

Предоставляемые возможости Центральные ПМПК Территориальные ПМПК

Присутствовать при проведении обследования детей в комиссии 100 100

Присутствовать при обсуждении результатов и вынесении заключения 59 70

Высказывать свое мнение относительно рекомендаций 98 99

Получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи 98 98

Получать информацию от специалистов о своих правах и правах ребенка 97 98

В случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию 75 97

Единственное направление, по которому наблюдается некоторое ограничение возможностей родителей, - присутствие при обсуждении результатов и вынесении заключения (особенно при обследовании в центральных ПМПК). Скорее всего, это объясняется морально-этическими соображениями членов комиссии, пытающихся таким образом смягчить для родителей информацию о наличии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии. Именно этот вопрос является самым сложным в построении консультативной стратегии в работе с родителями.

В связи с этим в ходе проведенного исследования был осуществлен анализ удовлетворенности родителей деятельностью ПМПК. Анализ проводился посредством выяснения наличия конфликтных ситуаций между ними и членами комиссии, причин данных конфликтов и частоты их возникновения. Согласно полученным данным, конфликты с родителями значительно чаще возникают в центральных ПМПК (вариант ответа «конфликтов с родителями не было» выбрали 24 % от всего количества участвующих в исследовании центральных ПМПК и 40 % - территориальных ПМПК). Все обозначенные конфликты, согласно ответам председателей комиссий, возникают из-за тех или иных действий родителей, в своих же действиях члены комиссии не видят никаких недочетов.

Основная причина конфликтов как в центральных, так и в территориальных ПМПК -«несогласие родителей с рекомендациями ПМПК» (63 % и 62 % соответственно); это говорит о том, что больше половины родителей не расположены соглашаться с рекомендациями специалистов, да и следовать им. Несомненно, такая ситуация напрямую влияет на их заинтересованность и активность участия в коррекционных мероприятиях, процессе создания специальных образовательных условий, адаптацию программ обучения, организацию сопровождения ребенка.

Вторая причина, актуальная по большей части для центральных ПМПК, - «предоставление родителями неполного или некорректного комплекта документов». Конфликты по этому поводу возникают в половине центральных ПМПК и в каждой пятой территориальной комиссии (центральные - 48 %,

территориальные - 19 %). Недобросовестность родителей в подготовке документов оценивать не будем. Скорее, эти данные говорят о различной степени требований к их оформлению со стороны центральных и территориальных комиссий.

Наконец, третья причина - «неуважительное отношение родителей к ПМПК». На неуважение родителей чаще указывали в центральных ПМПК, нежели в территориальных (12 % и 6 % соответственно). Со стороны ПМПК не названо никаких причин, способствующих возникновению недопонимания при общении с родителями. Так, «неуважительное отношение членов ПМПК к родителям» и «несоблюдение сроков по предоставлению заключения ребенку», согласно данным супервизии, не встречаются в процессе работы. Лишь 1 % территориальных ПМПК обозначил первую проблему. По мнению специалистов ПМПК, высокая конфликтность и неудовлетворенность родителей исходит из неуважения родителей к специалистам комиссий. Какие же профессиональные действия специалистов вызывают это неуважение? Анализ видеосюжетов с заседаний комиссий поднимает вопрос о профессиональной культуре и квалификации специалистов ПМПК. Остро встает вопрос о родительской заинтересованности в развитии и качестве обучения ребенка, о гражданской ответственности родителей за своих детей в целом.

Вопрос о наличии конфликтов и их возможных причинах был задан также отдельным специалистам ПМПК - председателю, дефектологу и психологу. Рассмотрим, какие сложности во взаимодействии с родителями возникают у данных специалистов в ходе их профессиональной деятельности.

Согласно полученным данным, количество конфликтов у специалистов с родителями несколько меньше, нежели у ПМПК в целом. Около четверти всех специалистов не встречаются с конфликтными ситуациями в своей работе (председатель - 23 %, дефек-толог - 27 %, психолог - 24 %). По остальным же характеристикам ответов на вопрос между мнением специалистов и данными ПМПК в целом существенных различий не отмечается.

Мнения различных специалистов относительно причин конфликтов в целом совпада-

ют. Основным источником конфликтов, по их мнению, являются действия родителей. Главная причина, по которой появляются сложности в достижении понимания с родителями, заключается в «несогласии родителей с рекомендациями ПМПК» (разброс оценок между мнениями различных специалистов колеблется в пределах 68-71 %). Возникают трудности также из-за «предоставления родителями неполного или некорректного комплекта документов» (разброс оценок 30-35 %) и «неуважительного отношения родителей к ПМПК» (разброс оценок 10-15 %). Данные опроса говорят о крайней необходимости повышения конфликтной компетентности специалистов комиссии, о потребности в обучении основным техникам конфликтного взаимодействия и продуктивным способам разрешения конфликтов.

С целью выявления периодичности возникновения конфликтных ситуаций, при исследовании был изучен вопрос о том, как часто они возникают в процессе заседания. Согласно полученным данным, по большей части (33 % - центральные, 47 % - территориальные) «конфликтов между родителями и членами комиссии не было» или они возникали «крайне редко, в исключительных случаях» (16 % и 31 % соответственно). При этом указанные конфликты чаще возникают в центральных ПМПК. Только 4 % центральных и 2 % территориальных ПМПК указали, что недопонимание с родителями возникает «при обследовании каждого пятого ребенка». Кроме того, 1 % центральных комиссий сталкивается с конфликтными ситуациями «при обследовании каждого второго ребенка».

Рассмотрим теперь, каким образом оценили частоту возникновения конфликтных ситуаций между родителями и членами комиссии отдельные специалисты: председатель, дефектолог и психолог.

Сотрудники психолого-медико-педагогической комиссии в целом единодушны в своих оценках периодичности возникновения конфликтов с родителями. Большинство из них указало, что столкновения появляются в среднем «реже, чем при обследовании каждого пятого ребенка» и появлялись конфликты «крайне редко, в исключительных ситуациях» (24-34 %).

При этом, по мнению председателя, периодичность таковых конфликтов несколько

ниже, чем по оценке психолога (председатель - 37 %, психолог - 47 %). Следовательно, каждый второй психолог фиксирует конфликтную ситуацию с родителями. Умеет ли он работать с конфликтным поведением, предупреждать его, выстраивать общение с родителями с позиции сотрудничества и соучастия? От этого во многом зависит согласие родителей с рекомендациями ПМПК.

Далее, в процессе исследования сравнивались показатели по «количеству жалоб, поступивших от родителей за последний год» и «количеству удовлетворенных жалоб». В итоге выяснилось, что в среднем за последний год в ПМПК поступила одна жалоба от родителей и эта одна жалоба была удовлетворена. В рамках данного анализа не было возможности проверить истинность указанных в отчетах ПМПК данных о количестве жалоб. Возможно, реальные данные и указанные в самоотчетах комиссии различаются. Но даже полученные данные говорят о том, что конфликтное взаимодействие на заседаниях встречается достаточно часто, родители не согласны с рекомендациями, но жалоб на работу ПМПК не подают.

В соответствии с Положением о ПМПК на обследование направляются дети разных категорий: дети с ОВЗ, дети-девианты и дети-сироты. Рассмотрим, каким образом оценивается удовлетворенность родителей указанных групп детей в обследованных ПМПК. Согласно полученным данным подавляющее большинство родителей удовлетворены качеством услуг, предоставляемых ПМПК. При этом более всего тех, кого полностью удовлетворяет качество предоставляемых ПМПК услуг, среди законных представителей детей-сирот - 41 %, среди родителей детей с ОВЗ таких только 18 %. Каждый десятый родитель ребенка с деви-антным поведением (9 %) не удовлетворен качеством услуг комиссии. Основной причиной конфликтов, как было показано выше, является несогласие родителей (законных представителей) с рекомендациями ПМПК. Следовательно, законные представители детей-сирот чаще родителей остальных категорий детей соглашаются с предписанными рекомендациями комиссии и не оспаривают выданные заключения. И наоборот, родители детей с девиантным поведением чаще других родителей не соглашаются

с назначениями комиссии. Представители детей-сирот чаще остальных групп родителей и законных представителей принимают рекомендации, выданные ПМПК, и выражают лояльность к деятельности специалистов, что в итоге влияет на их высокую «удовлетворенность» (разброс данных по ответу «полностью удовлетворены» составляет 33-37 %). Наименьшая удовлетворенность отмечается у родителей или законных представителей детей с отклоняющимся поведением («скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» - 15 %).

В заключение отметим, что представленные данные обобщают мнение специалистов и руководителей психолого-медико-педагогических комиссий. Для получения более достоверной картины касательно отношения родителей к деятельности ПМПК и удовлетворенности их работой необходимо проведение социологического опроса родителей. Но даже полученные нами данные являются серьезным материалом для осмысления ситуации и построения программ повышения квалификации специалистов ПМПК.

Вопрос профессиональной стратегии психолого-медико-педагогической комиссии в работе с родителями является вопросом эффективности работы самой комиссии, выполнения ею основной цели деятельности. Это требует от специалистов не только предметной квалификации в области дефектологии или логопедии, это связано с профессиональной культурой специалистов комиссии, ценностными и нравственными основами деятельности. Основной результат работы этой группы специалистов напрямую зависит от того, насколько родители, принявшие решение обратиться к специалистам комиссии, примут рекомендации и осознают необходимость помощи ребенку, определения его образовательного маршрута и специальных

условий обучения. В развитии инклюзивного процесса в образовании сотрудничество специалистов и родителей становится определяющим условием успешности наших детей.

Библиографический список

1. Алехина С. В., Вачков И. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 5. - С. 97-104.

2. Грибанова Г. Психолого-методико-педагогическая комиссия: рекомендации по организации деятельности // Школьный психолог. -2002. - № 2. - С. 25-30.

3. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. № 95. - URL: http://www. rg.ru/2009/07/09/ped-komissia-dok.html (дата обращения: 11.11.2015).

4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html (дата обращения: 12.11.2015).

5. Семаго М. М. Методология деятельности ПМПК // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 23-25 сентября 2015). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 48-55.

6. Szumski G., Karwowski M. School achievement of children with intellectual disability: The role of socioeconomic status, placement, and parents' engagement // Research in Developmental Disabilities. - 2012. - Vol. 33, № 5. - P. 1615-1625.

7. Van Asselt-Goverts A., Embregts P., Hendriks A. Structural and functional characteristics of the social networks of people with mild intellectual disabilities // Research in Developmental Disabilities. - 2013. - № 4. - P. 1280-1288.

_CORRECTIONAL PEDAGOGICS_

Alekhina Svetlana Vladimirovna

Cand. Sci. (Psychology), Director of the Institute Education, Moscow City University of Psychology and Education, svetlana_slim@mail.ru, Moscow

INTERACTION WITH PARENTS IN THE ACTIVITIES PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND PEDAGOGICAL COMMISSION

Abstract. In the article the analysis of psychological, medical and pedagogical commission of the Russian Federation in the conditions of modern education is a key element of the system of psycho-pedagogical support of inclusive education. Results of research activities are proposed 212 committees at various levels; a study conducted by the Institute of Problems of Inclusive Education of the Moscow City University of Psychology and Education in the framework of the federal project in 2015. The main focus is on the problem of interaction with parents of children with special needs, which are the main customers in the psycho-pedagogical support of the child. The author raises the question of the effectiveness of the commission, which depends on the strategy committee of experts working with the parents, and concludes that the development of an inclusive process in the formation of co-operation specialists and parents - is essential to the success of all children.

Keywords: inclusive education, satisfaction of parents of children with special needs, psychological, medical and pedagogical commission, psychological and pedagogical support of education.

Поступила в редакцию 05.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.