http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 377.01
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-41-45
Наталья Павловна Рудакова,
кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Россия, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104), e-mail: [email protected]
Содержание дефектологического обследования в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
В статье раскрывается целостная картина работы учителя-дефектолога ПМПК в условиях появления современной нормативно-правовой базы и развития инклюзивного образования. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением в Российской Федерации. Усилия государственных органов власти направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273 введено определение «дети с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённое психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий». Психолого-медико-педагогическая комиссия может определить статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовать ему адаптированную образовательную программу и специальные условия для получения образования. Опираясь на основополагающие принципы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: уважение к личности ребёнка и родителя, добровольность, конфиденциальность, открытость, партнёрство, междисциплинарное взаимодействие, профессиональная ответственность и равнозначность всех специалистов ПМПК, - члены комиссии совместно с дефектологом переходят от общих рекомендаций к выбору всего комплекса условий обучения, воспитания и развития таких обучающихся. Определяется вариант адаптированной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, описываются специальные образовательные условия, направления деятельности всех специалистов, включённых в комплексное сопровождение ребёнка в образовательной организации.
Ключевые слова: дефектологическое обследование, ограниченные возможности здоровья, психолого-медико-педагогическая комиссия
Введение. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
В последние годы отмечается увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья, обращающихся на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Растёт количество лиц, имеющих сложную структуру дефекта, тяжёлые и множественные нарушения развития, которые нельзя отнести ни к одному из традиционных видов дизонтогенеза. Всё это усложняет дифференциальную диагностику, требует улучшения качества деятельности ПМПК. Только психолого-медико-педагогическая
комиссия может определить статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовать ему адаптированную образовательную программу и специальные условия для получения образования [5; 9; 10].
Методология и методы исследования. По данным Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики», на территории РФ действуют 86 центральных и 1082 территориальных ПМПК [7].
В связи с появлением современной нормативно-правовой базы и использованием инновационной практики инклюзивно-
© Рудакова Н. П., 2018
41
го образования по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специалисты психолого-медико-педагогической комиссии переходят от общих рекомендаций к выбору всего комплекса специальных образовательных условий.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование.
В ст. 2 Закона определены следующие основные понятия, важные для деятельности ПМПК: образовательная программа, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный учебный план, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под адаптированной образовательной программой понимается «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»1.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем федеральном законе понимаются «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррек-ционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие ус-
1 Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.base.garant.ru (дата обращения: 12.04.2018).
ловия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»2.
Дефектологическое обследование осуществлялось в условиях работы ЦПМПК г. Благовещенска, которая является структурным подразделением ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования». Период проведения обследования - с сентября 2015 года по август 2017 года.
Комиссия обследовала детей из 9 городов и 20 районов Амурской области: 55 % обследуемых проживали в городах, 45 % -в сельской местности.
В состав комиссии входили: руководитель, врач-психиатр, педагог-психолог, учи-тель-дефектолог, учитель-логопед. Из них ЦПМПК г. Благовещенска - 1062 ребёнка.
Комплексное обследование, включая дефектологическое, проводилось индивидуально, в условиях стационарных заседаний (в помещениях ПМПК) и в форме выездных заседаний (по месту проживания, обучения, лечения детей).
Целью дефектологического исследования являлась оценка уровня сформирован-ности знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом ребёнка и программным материалом дошкольного образовательного учреждения, среднего или специального коррекционного образовательного учреждения (для детей школьного возраста), выявление уровня обучаемости ребёнка, возможности переноса сформированных навыков на аналогичный материал и т. п.
Достижение цели дефектологического обследования стало возможным и эффективным при учёте основополагающих принципов деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, которые выделяет М. М. Семаго: принципа уважения к личности ребёнка и родителя, добровольности, конфиденциальности, открытости, а также принципов партнёрства, междисциплинарного взаимодействия, профессиональной ответственности и равнозначности всех специалистов ПМПК [2, с. 55].
Для непосредственного дефектологического обследования использовались авторские методики, известные в практике обследования детей с нарушениями разви-
2 Там же.
тия: Е. А. Стребелевой; С. Д. Забрамной, О. В. Боровик, Л. И. Переслени, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и др. Методики состоят из общих указаний по проведению педагогического обследования и практического материала в виде схем и таблиц [1; 4; 6; 8].
Результаты исследования и их обсуждение. Определение обученности осуществлялось по двум параметрам: сфор-мированность знаний и представлений об окружающем, уровень овладения программным материалом.
При оценке сформированности знаний и представлений об окружающем мире учитывались полнота сформированных представлений, понимание ребёнком закономерностей между происходящими явлениями, способность объяснить причинно-следственные связи. Заключения основывались на следующих выводах: знания и представления на обобщённом уровне, на уровне заученного материала, фрагментарные знания и представления, а также те, которые выявить не удаётся [3, с. 488].
При анализе уровня овладения программным материалом в зависимости от возраста, программы обучения (основная образовательная программа - ООП, адаптированная основная образовательная программа - АООП) для различных категорий детей учитывалось освоение образовательных областей, сформированность универсальных учебных действий, социальных (жизненных) компетенций.
Уровень усвоения программного материала определялся на основе количественных данных правильности выполнения заданий и качественных данных об особенностях когнитивной деятельности ребёнка. Вывод выражался в следующих формулировках: соответствие возрасту, незначительно ниже, ниже возрастной нормы, лёгкое, умеренное и выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, искажение мыслительной деятельности [9, с. 101].
Обучаемость оценивалась по следующим показателям: ориентировочная деятельность, способность к восприятию помощи и переносу на аналогичные задания, удержание алгоритма действия [3, с. 489].
М. М. Семаго характеризует три уровня обучаемости:
Первый - это достаточный уровень обучаемости. Ребёнок понимает смысл задания, способен выполнить задание само-
стоятельно или с незначительным объёмом организующей или стимулирующей помощи. Алгоритм действия удерживает до конца задания.
Второй - недостаточный уровень обучаемости. Ребёнок понимает смысл задания, но нуждается в направляющей помощи, выполнении задания по алгоритму. Алгоритм действия удерживает до конца задания после обучения.
Третий - низкий уровень обучаемости. Ребёнок не понимает смысла задания, не способен выполнять задание по алгоритму после обучения. Доступно выполнение задания только с пошаговой инструкцией [2, с. 145].
При обследовании ребёнка, обучающегося по АООП, должны быть применены современные технологии, используемые в его обучении: технологии альтернативной коммуникации, обучения глобальному чтению и др. Поэтому в необходимое методическое обеспечение деятельности олигофренопе-дагога в ПМПК должны входить не только общепринятые методики обследования уровня обученности, но и современный инструментарий, а также материалы, которые позволят более тщательно исследовать возможности обучающегося.
У детей дошкольного возраста учитель-дефектолог оценивал: сформированность элементарных математических представлений, уровень развития конструктивной деятельности, мыслительных операций, представлений об окружающем [Там же, с. 146].
При организации обследования детей школьного возраста дефектолог определял:
- навыки социальной (жизненной) компетентности в соответствии с требованиями;
- соответствие знаний основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика), требованиям программы, по которой ребёнок обучается;
- степень усвоения программы (усвоена в достаточном объеме, усвоена не полностью или частично, не усвоена);
- наличие знаний за предыдущие года обучения;
- возможности и условия обучения ребёнка.
Если ребёнок учится в первом классе и программный материал не усваивает, дефектолог оценивает сформированность предпосылок к школьному обучению [Там же, с. 145].
Заключение. Таким образом, нами были рассмотрены вопросы, раскрывающие алгоритм деятельности учителя-де-фектолога, перечень критериев и параметры обследования олигофренопедагога. В условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью педа-
гогу требуется разграничить нарушения развития и рекомендовать вариант образовательной программы. Поэтому ведущей профессиональной задачей учителя-дефектолога является определение вариантов АООП и всего комплекса специальных образовательных условий.
Источники
1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Владос, 2008. 115 с.
2. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: метод. пособие для специалистов ПМПК / отв. ред. М. М. Семаго. М.: Аркти, 2014. 368 с.
3. Педагогический практикум: материалы XI Междунар. учеб.-метод. конф. (г Чебоксары, 21 апр. 2015 г). Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2015. 560 с.
4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплект методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2006. 64 с. (Библиотека психолога образования).
5. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь несовершеннолетним: инновационная деятельность ГОУ ОЦДиК: метод. пособие для педагогов и родителей / под ред. П. М. Зельдери; отв. ред. Ж. Г. Кулькова. Челябинск: Цицеро, 2011. 166 с.
6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка: методика исследования объёма и скорости слухоречевого запоминания определённого количества слов, возможности и объёма отсроченного их воспроизведения. М.: Айрис-пресс, 2005. 46 с.
7. Совершенствование деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики: Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 12-14 окт. 2017 г) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unisop.pfur.ru (дата обращения: 14.04.2018).
8. Специальное образование: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург 2122 апр. 2016 г) / под общ. ред. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 1. 272 с.
9. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей». М.: Просвещение, 2004. 134 с.
10. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: пособие для учителя-дефектолога. М.: Владос, 2003. 528 с.
Статья поступила в редакцию 16.05.2018; принята к публикации 20.06.2018
Библиографическое описание статьи
Рудакова Н. П. Содержание дефектологического обследования в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 41-45. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-41-45.
Natalia P. Rudakova,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Blagoveshchensk State Pedagogical University (104 Lenina st., Blagoveshensk, 675000, Russia), e-mail: [email protected]
The Contents of Special Examinations in the Framework of the Activities of Psychological-Medical-Pedagogical Commission
The article reveals a complete picture of the work of a teacher-defectologist in the conditions of the emergence of modern legal framework and the development of inclusive education. Education of persons with disabilities is a priority in the Russian Federation. The efforts of the state authorities are aimed at creating an educational environment that ensures the availability and quality of education for all persons with disabilities and persons with disabilities, taking into account the
peculiarities of their psychophysical development and health status. The Federal law "On education of the Russian Federation" of 29.12.2012 № 273 introduced the definition for "a child with disabilities - a natural person who has disabilities in physical and (or) psychological development, confirmed by the psychological, medical and pedagogical Commission and prevents education without creating special conditions". The psychological, medical and pedagogical Commission can determine the status of a child with disabilities and recommend an adapted educational program and special conditions for education. Based on the fundamental principles of the psychological, medical and pedagogical Commission such as respect for the personality of the child and the parent, voluntary, confidentiality, openness, partnership, interdisciplinary interaction, professional responsibility and equivalence of all specialists of the PMPC, the members of the Commission together with the defectologist move from General recommendations to the choice of the whole complex of training, education and development of such students. The variant of the adapted educational program is determined in accordance with the Federal state educational standards, special educational conditions, activities of all specialists included in the complex support of the child in the educational organization are described.
Keywords: speech pathology examination, psychological-medical-pedagogical Commission, limited possibilities of health, psychological-medical-pedagogical Commission
Istochniki
1. Zabramnaya S. D., Borovik O. V. Prakticheskij material dlya provedeniya psihologo-pedagogichesk-ogo obsledovaniya detej: ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M.: Vlados, 2008. 115 s.
2. Organizaciya deyatel'nosti sistemy PMPK v usloviyah razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya: metod. posobie dlya specialistov PMPK / otv. red. M. M. Semago. M.: Arkti, 2014. 368 s.
3. Pedagogicheskij praktikum: materialy XI Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. (g. Cheboksary, 21 apr.
2015 g.). Cheboksary: EHkspertno-metodicheskij centr, 2015. 560 s.
4. Peresleni L. I. Psihodiagnosticheskij komplekt metodik dlya opredeleniya urovnya razvitiya poznava-tel'noj deyatel'nosti: doshkol'nyj i mladshij shkol'nyj vozrast. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Ajris-press, 2006. 64 s. (Biblioteka psihologa obrazovaniya).
5. Psihologo-pedagogicheskaya i mediko-social'naya pomoshch' nesovershennoletnim: innova-cionnaya deyatel'nost' GOU OCDiK: metod. posobie dlya pedagogov i roditelej / pod red. P. M. Zel'deri; otv. red. Zh. G. Kul'kova. Chelyabinsk: Cicero, 2011. 166 s.
6. Semago N. YA., Semago M. M. Diagnosticheskij al'bom dlya ocenki razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti rebyonka: metodika issledovaniya ob"yoma i skorosti sluhorechevogo zapominaniya opredelyonnogo kolichestva slov, vozmozhnosti i ob"yoma otsrochennogo ih vosproizvedeniya. M.: Ajris-press, 2005. 46 s.
7. Sovershenstvovanie deyatel'nosti specialistov psihologo-mediko-pedagogicheskih komissij v povestke aktual'noj obrazovatel'noj politiki: Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 12-14 okt. 2017 g.) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.unisop.pfur.ru (data obrashcheniya: 14.04.2018).
8. Special'noe obrazovanie: materialy XII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg 21-22 apr.
2016 g.) / pod obshch. red. V. N. Skvorcova. SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2016. T. 1. 272 s.
9. Strebeleva E. A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej rannego i doshkol'nogo vozrasta: metod. posobie: s pril. al'boma «Naglyadnyj material dlya obsledovaniya detej». M.: Prosveshche-nie, 2004. 134 s.
10. SHipicyna L. M. Psihologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebyonka: posobie dlya uchitelya-defektologa. M.: Vlados, 2003. 528 s.
Received: May 16, 2018; accepted for publication June 20, 2018
Reference to the article
Rudakova N. P. The Contents of Special Examinations in the Framework of the Activities of Psychological-Medical-Pedagogical Commission // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 41-45. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-4-41-45.