Вопросы общего образования
УДК 376.1+371.7:616-053.2/.5 ББКЧ43
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Ж.Г. Кулькова
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
DESIGNING COMPLEX STUDY OF CHILDREN WITH DISABILITIES
J. Kulkova Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development
Предложен современный подход к организации комплексного изучения детей с ограниченными возможностями здоровья как условия здоровьесберегающего образовательного процесса. Описана технология комплексного изучения ребенка в условиях психолого-медико-педагогических консультаций. Уточнено содержание дополнительного профессионального образования педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, обеспечивающих личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность педагогов к разработке индивидуальных образовательных программ.
Ключевые слова: комплексное изучение, дети с отклонениями в развитии, технология комплексного изучения ребенка.
Modern approach to the organization of complex study of children with disabilities as a condition of health saving educational process is proposed. The technology of complex study of a child in the environment of psychological, medical, pedagogical consultations is described. The content of additional vocational education of teachers at special (correctional) educational institutions is specified. These institutions provide with personality-oriented education for children with disabilities and with teachers’ readiness for individual educational programs elaboration.
Keywords: complex study, children with disabilities, technology of complex study of a child.
Современные требования к качеству специального (коррекционного) образования, предъявляемые обществом, с учетом требований к здоровьеебережению детей с ограниченными возможностями здоровья, можно реализовать в условиях обеспеченности высококвалифицированными кадрами. В связи с этим в системе дополнительного профессионального образования ведущее место занимает обеспечение готовности педагогов специального (коррекционного) образования к организации личностно ориентированной системы образования особого ребенка. Выстроить систему личностно ориентированного образования представляется возможным лишь при условии
владения педагогами методологическими основами комплексного изучения детей с нарушениями в развитии.
В современных условиях понятие образования тесно связано с такими категориями, как здоровье психическое, моральное и физическое, психологическая безопасность, возможность самореализации, уважение и гарантия защиты прав несовершеннолетних. Модернизация российской системы образования диктует настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы комплексного пси-холого-педагогического и медико-социаль-ного сопровождения ребенка на всех этапах детства, отрочества и юности. Забота о реали-
зации прав детей на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности каждого образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Само психолого-педагогическое, медикосоциальное сопровождение представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.
Согласно основным положениям действующего законодательства предметом деятельности специалистов системы комплексного сопровождения детей (несмотря на то, что в документах понятие «комплексное сопровождение» практически не рассматривается) являются:
- предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в образовательном процессе;
- влияние на формирование гуманных, гуманистических, субъект-субъектных отношений в образовательных учреждениях всех видов и типов, развитие психолого-педагоги-ческой компетентности учащихся, родителей, педагогов;
- помощь ребенку в своевременном и эффективном решении проблем развития (проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, учебные затруднения, проблемы социально-эмоционального и личностного характера и т. д.).
В числе проблем, требующих безотлагательного решения:
- совершенствование методического аппарата обследования детей, разработка комплекса мероприятий и методик интегративного характера, направленных на диагностику и прогноз отклоняющегося развития детей групп риска как школьного, так и дошкольного возрастов;
- создание материалов и пособий для диагностического и коррекционного процессов сопровождения детей различного возраста, ориентированных на практическое использование;
- разработка соответствующих технических средств и их внедрение для объективизации отдельных показателей комплексного обследования.
В качестве основной задачи необходимо признать разработку четких критериев для определения адекватных форм коррекционноразвивающего обучения, воспитания, социализации и развития в оптимальных для каждого нуждающегося ребенка социально-психолого-педагогических условиях.
В этой связи в систему курсовой подготовки специалистов С(К)ОУ внесены проблемы: «Организация диагностического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Диагностическое сопровождение специального (коррекционного) образования». Слушателям предоставляется возможность изучить работу ПМПК, содержание сопровождающих процесс комплексного обследования ребенка основных документов (протоколов, медицинских и психолого-педагогических заключений по результатам обследования ребенка).
Существенной проблемой организации и осуществления комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков являются неточность, поверхностность и рассогласованность терминов и понятий, используемых в современной специальной (коррекционной) педагогике. Олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, лечебная педагогика дают определения отдельных нарушений, аномалий развития в раннем и детском возрасте, этиологию и методы их коррекции, компенсации.
Однако такие часто употребляемые понятия, как диагноз, заключение, рекомендации, образовательный маршрут, не имеют четких определений. Наименования категории детей, которые являются пользователями специальных образовательных услуг, различны: аномальные дети, дети с нарушениями развития, дети с отклонениями в развитии, дети с особыми образовательными потребностями, дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дети с ограниченными возможностями здоровья. В различных источниках: в научно-методической литературе и даже в отдельных нормативноправовых документах, встречается и «медикопедагогическая и психолого-педагогическая комиссия», и «медико-психолого-педагогиче-ская консультация», и «психолого-медико-педашгическая комиссия», и пр.
Мы остановимся на том, что в соответствии со ст. 50 Закона РФ «Об образовании» комплексное психолого-медико-педагогиче-ское обследование детей осуществляется в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Закон гласит, дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество, органами управления обра-
зованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению пси-холого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти [1]. Организационно-правовая форма, особенности деятельности ПМПК определяются федеральным законодательством.
В условиях современного отечественного образования недостаточно четко организовано комплектование специальных (коррекционных) учреждений, классов и групп, механизмы и условия, регулирующие деятельность ПМПК и ПМП-консилиумов образовательных учреждений. Осложняет работу ПМПК недостаточно эффективно выстроенное взаимодействие учреждений образования, здравоохранения и социальных отношений, отсутствие координации между ними в вопросах раннего выявления и своевременной помощи детям-инвали-дам, детям с нарушениями в развитии, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Каковы же методологические основы комплексного изучения детей с нарушениями в развитии?
Первым (в историческом аспекте) и методологически наиболее важным среди условий развития комплексной (интегративной) диагностики следует считать предложенную Л.С. Выготским в начале 30-х гг. систему анализа развития и распада психических функций, а также его представления о первичных и вторичных нарушениях психического развития. Эта система и представления о первичных и вторичных нарушениях психических функций могут служить основными теоретическими предпосылками структурного анализа дефекта, поскольку позволяют определенным образом классифицировать и осмысливать обнаруживаемую при первоначальном обследовании ребенка феноменологию. Выявление первичных, вторичных, третичных и т. д. нарушений в их специфическом соотношении теоретически должно давать картину, характерную для той или иной категории отклоняющегося (нарушенного) развития у детей дошкольного и школьного возраста. К настоящему времени специальной психологией и коррекционной педагогикой накоплен достаточно обширный фактический материал для построения таких специфических, своеобразных психолого-педагогических структур (характеристик, моделей) нарушенного (отклоняющегося) развития.
Вторым условием развития психолого-медико-педагогической диагностики можно считать выдвинутую Л.С. Выготским идею о зонах актуального и ближайшего развития, о роли помощи со стороны взрослого в достижении ребенком более высоких результатов, чем он первоначально показывает в попытках самостоятельного выполнения тех или иных заданий. Это учение Л.С. Выготского нашло свое методическое воплощение в разработке основополагающих положений обучающего эксперимента [2].
Третьим условием развития теоретических основ диагностики нарушенного развития являются общетеоретические представления В.И. Лубовского и фактические данные об общих и специфических закономерностях отклоняющегося (нарушенного) развития в детском возрасте [3].
Четвертым условием, основанием, обеспечивающим возможности развития психоло-го-педагогической дифференциальной диагностики, являются обширные психологопедагогические знания о детях разных категорий нарушенного (отклоняющегося) развития. Ряд общих закономерностей, характерных для всех категорий аномального развития в детском возрасте, установлен и определен. Это, в первую очередь, недостаточность словесного опосредования (нарушение вербализации); снижение скорости приема и переработки информации; трудности кодирования; замедление формирования понятий; недостаточное развитие способностей к переносу сформированных навыков, умений, знаний в другие условия (В.И. Лубовский).
Пятым условием дифференциальной диагностики является учет трех критериев во время проведения диагностического обследования (Н.Я. Семаго) [4].
Основными критериями, определяющими образовательный маршрут ребенка, возможности успешного освоения им школьного (дошкольного) компонента в рамках того или иного типа образовательного учреждения являются:
1. Адекватность поведения ребенка в процессе обследования.
2. Критичность по отношению к результатам собственной деятельности, успешность решения диагностических задач.
3. Обучаемость ребенка - степень успешности и эффективности усвоения образовательных программ как основной педагогический критерий.
Шестым условием является реализация современных технологий психолого-медико-
педагошческого обследования и консультирования.
Седьмым условием стало использование комплексного подхода к изучению детей. В России конца XIX - первой половины XX вв. такие представители педагогики и медицины, как К.Д. Ушинский, В.П. Кащенко, В.М. Бехтерев, В.Г. Россолимо, Л.С. Выготский и другие, научно обосновали целостный подход к ребенку [5]. Педология как наука о «целостном» ребенке разрабатывала прогрессивные положения не просто о воспитании и обучении, не просто о лечении и оздоровлении, но о прогнозе развития конкретного ребенка с индивидуальной конституционально-генетической структурой и динамикой личности в конкретных социальных условиях.
Закрепление и развитие в трудах Л.С. Выготского понятий, отражающих целостные значимые «единицы» развития ребенка, до сих пор до конца не осознаны ни учеными, ни практиками. Наиболее широко используется, в том числе и членами ПМПК, понятие «зона ближайшего развития». Менее осмыслено и разработано такое важнейшее понятие, как «социальная ситуация развития», которое ранее обозначалось Г.И. Россолимо, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашевым термином «социальный профиль» [3].
После Постановления ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» наука о детстве, в частности «трудном детстве», была отброшена назад, а практика пошла по пути механического совмещения медицинского и педагогического подходов к детям с отклонениями в развитии, с привлечением в наиболее тяжелых случаях ведомств правового и социального обеспечения населения. Совместная работа специалистов разных профилей и ведомств взаимно обогащала каждого из них и не могла не способствовать взаимопроникновению в предмет смежной науки. Согласно нормативно-право-вым требованиям, заключение ПМПК должно соответствовать инструкциям по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В инструкциях же дается перечень клинических диагнозов. Клинический диагноз как заключение ПМПК имеет смысл только в том случае, когда за ним стоит соответствующая психолого-педагогическая и ме-дико-социальная технология развития ребенка.
В.И. Лубовский, возглавлявший в 80-е годы НИИ дефектологии АПН СССР, стал
одним из инициаторов создания сети психо-лого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) [6]. В основе идеи создания сети ПМПК была необходимость гуманизации подхода к детям с отклонениями в развитии. Речь шла именно о консультировании при добровольном обращении родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Подчеркивалась необходимость рекомендательного характера персональных и коллегиальных заключений и выводов специалистов ПМПК. Такой подход противопоставлялся «комиссионному» освидетельствованию ребенка с неизбежной довлеющей ролью диаг-ноза-«ярлыка», невозможностью своевременной корректировки или снятия этого диагноза. Было обращено внимание и на жесткий, недостаточно дифференцированный характер выводов, следующих из диагноза. Процессы, происходившие в системе специального (коррекционного) дошкольного и школьного образования с середины 70-х годов, привели к рождению в начале 90-х годов центров психо-лого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центров). Центры стали выполнять консультативные функции при работе с детьми с отклонениями в развитии и их родителями. Эти учреждения заполнили нишу по коррекционно-диагностической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
В настоящее время изучение нервно-психического статуса детей и подростков в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является первым, основополагающим, начальным этапом комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательных учреждениях. Ведущими принципами организации обследования детей и подростков на ПМПК являются:
■ своевременность диагностики (приоритетность ранней диагностики);
■ адекватность процедуры исследования (использование в работе адаптированных, стандартизированных, валидных методик);
■ комплексность (учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей). Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции;
■ акцентирование внимания на динамических аспектах диагностики (анализ анамне-
стических и катамнестических данных, «ере-зовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах);
■ целостный подход к ребенку. Он заключается в понимании закономерностей развития и создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.
Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей отдельными специалистами (врачами, психологами, педагогами). Обследование ребенка на ПМПК представляет собой качественно своеобразную технологию. ПМПК работает как единая «команда» специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение. Такой подход требует совмещения принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с умением принимать единое согласованное решение.
В соответствии с этим можно сформулировать и ряд положений, на которых основывается комплексная (интегративная) психоло-го-медико-педагогическая диагностика:
- построение гипотезы комплексного обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний специалистов разнообразных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной) педагогики;
- использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка: обучаемости, адекватности, критичности;
- использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления;
- анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющего выявить комплекс и иерархию причин, приводящих к данному варианту развития;
- психолого-педагогичеекая квалификация
уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановка предполагаемого диагноза.
Технология организации обследования ребенка на ПМПК требует одновременного участия всех специалистов в форме суперви-зорства. Все специалисты являются наблюдателями последовательных этапов обследования ребенка каждым из «запланированных» специалистов (за зеркалом Гезелла, при использовании других технических средств). Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.
Включение в систему повышения квалификации педагогов специального (коррекционного) образования теоретических основ комплексного изучения детей с нарушениями в развитии позволяет обеспечить не только повышение уровня их профессиональной компетентности, но и качества специального (коррекционного) образования, основанного на использовании результатов комплексного изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет спроектировать индивидуально-дифференцированное, личностно-ориентированное здоровьесберегающее образование «особых» детей.
Литература
1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. -№ 30. -
Ст. 1797.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.-144 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / под ред. И. В. Дубровиной,
A.М. Прихожан и др. - М., 1999. - 382 с.
4. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
5. Специальная психология: учеб. пособие /
B.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 404 с.
6. Беличева С.А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения /
C.А. Беличева // Вестн. психосоц. и коррек-ционно-реабшитац. работы. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России». - 2000. -№2.-С. 69-75.
Поступила в редакцию 1 декабря 2010 г.