Научная статья на тему 'Особенности диагностики детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии'

Особенности диагностики детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4332
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЭТАПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / TERRITORIAL PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND PEDAGOGICAL COMMISSION / DIFFERENTIAL DIAGNOSTIC PROCEDURES / STAGES OF COMPLEX DIAGNOSTICS / TECHNOLOGY OF DECISION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хакимова Н.И., Шаповалова Л.А.

В статье представлены данные об увеличении количества детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья), родители которых обращаются в Центр ПМПК. Специалистами ПМПК разработан блок диагностических программ для осуществления дифференциально-диагностических процедур для каждого возрастного периода. Предложены этапы комплексной диагностики уровня развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хакимова Н.И., Шаповалова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSIS OF EARLY AGE CHILDREN IN PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND PEDAGOGICAL COMMISSION

The article presents information on increase in the number of young children (0 to 3 years old with disabilities), whose parents are turning to the Center PMPC. PMPC specialists designed unit diagnostic software for differential diagnostic procedures for each age period. we have offered a comprehensive diagnosis of the stages of child development level.

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии»

УДК 159.922.7 ББК Ю941

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Н.И. ХАКИМОВА, МЦ, г. Челябинск, Россия Л.А. ШАПОВАЛОВА, МЦ, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье представлены данные об увеличении количества детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья), родители которых обращаются в Центр ПМПК. Специалистами ПМПК разработан блок диагностических программ для осуществления дифференциально-диагностических процедур для каждого возрастного периода. Предложены этапы комплексной диагностики уровня развития ребенка.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, дифференциально-диагностические процедуры, этапы комплексной диагностики, технология принятия решения.

Актуальность. Одним из направлений деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Металлургического района г. Челябинска является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей, а также подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-

педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение рекомендаций ранее данных комиссией.

Территориальная ПМПК функционирует на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинска и является одним из структурных подразделений центра.

В 2015 году в территориальной ПМПК было обследовано 1119 детей от 1года до 18 лет, из них 52 ребенка имели возраст до 3 лет. До последних лет дети раннего возраста находились вне поля зрения территориальной ПМПК, в связи с тем, что дети данного возраста наблюдаются в детских поликлиниках, где не предусмотрена психолого-педагогическая

диагностика и коррекционная помощь. Но в настоящее время отмечается увеличение количества родителей (законных

представителей) обратившихся в ПМПК, с детьми до 3-х летнего возраста. Это обусловлено

прежде всего увеличением количества детей раннего возраста, имеющих различные виды нарушений в развитии, усилением профилактической направленности в работе (скрининговая диагностика), проводимой специалистами Муниципального бюджетного учреждения, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района (МБУ "ЦППМСП Металлургического района") среди контингента детей общеобразовательных дошкольных учреждений района, более тесным взаимодействием ПМПК с бюро медико-социальной экспертизы а также изменениями в законодательных документах [3, 4].

В соответствии с наличием социального заказа на обследование детей раннего возраста специалисты территориальной ПМПК разработали блок диагностических программ, которые позволяют осуществлять

дифференциально-диагностические процедуры для каждого возрастного периода, начиная с возраста детей от 1 года до 1,5 лет; от 1,5 до 2 лет; от 2 до 2,5 лет; 2,5 до 3 лет. Создание уникального комплекса диагностических программ для детей раннего возраста потребовало от специалистов территориального ПМПК осуществить решение сложных, неординарных задач, таких как:

- разработка единых психолого-педагогических критериев по выявлению особенностей развития ребенка на ранних этапах онтогенеза;

- совершенствование методического, терминологического аппарата для обследования ребенка;

- разработка комплекса методик интегрированного характера, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику;

- подготовка рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- прогнозирование возможностей развития ребенка с учетом выявленных особенностей развития;

- систематизация материалов и пособий для диагностического обследования детей раннего возраста, ориентированных на практическое использование специалистами ПМПК.

При разработке программ

дифференцированного диагностического

обследования детей раннего возраста специалисты территориальной ПМПК глубоко изучили теоретический базис и практический опыт, который накоплен в области возрастной и специальной психологии. В частности, в основу теоретических позиций положена система понятий Л.С. Выготского об источнике, движущих силах развития и условиях воспитания. Этот классический подход отражает специфику процесса психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного [1, 2, 3, 4].

В настоящее время актуальным в психодиагностической практике можно считать распространение нового подхода к оценке психического развития детей от рождения до 3-х лет, который разрабатывается современными российскими учеными Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой. Авторы предлагают делать акцент на изучении наиболее важных в раннем возрасте сфер, определяющих развитие личности ребенка, а именно таких как общение со взрослыми и ведущей психологической деятельностью. В целом, теоретическая позиция диагностики включает: культурно-

историческую концепцию психического развития Л.С. Выготского; теорию ведущей деятельности А.Н. Леонтьева; периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина; концепцию генезиса общения ребенка со взрослым М.И. Лисиной [2, 3, 4].

В основу диагностической концепции положены также методики умственного

развития детей раннего возраста, разработанные выдающимся ученым дефектологом наших дней Е.А Стребелевой. Теоретические позиции ее диагностических методик основываются на положениях И.П. Павлова о том, что чем моложе организм, тем его нервная система более пластична и более гибко реагирует на воздействия извне; положения о ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Запорожец) [1, 2, 3, 4].

В дифференциально-диагностическом

комплексе используются принципы

стандартизированных шкал обследования (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Е.М. Мастюкова) [3, 4].

Комплексы методик, включенные в дифференциально-диагностические программы позволяют осуществлять контроль за динамикой психического развития детей,

воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование психики ребенка в ранний период онтогенеза.

В связи с большой сложностью дифференциальной диагностики программы комплексного психолого-педагогического

обследования детей раннего возраста реализуются в три этапа: I этап -подготовительный; Пэтап -непосредственное проведение комплексного обследования; III этап - заключительный [3].

I этап - подготовительный, включает в себя первичный прием и изучение предварительной информации - выписки врачей из медицинской арты ребенка, анализ психолого-педагогической характеристики ребенка образовательной организации (если ребенок посещает детский сад, центр коррекции и др.), беседы с родителями (законными представителями).

Первичный прием осуществляется врачом-психиатром, педагогом-психологом. На этом этапе решаются следующие задачи:

- выявление основного запроса и жалоб родителей с одновременным изучением истории проблемы и анамнеза жизни, болезни и развития, включая особенности

внутриутробного развития, характера родов и раннего постнатального развития, а также важен характер перенесенных заболеваний в раннем детстве, изучается речевой анамнез, этапы раннего развития речи;

- определение основной проблемы и адекватность восприятия родителями (законными представителями) сложившейся ситуации;

- выбор необходимого диагностического инструментария для обследования ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

II этап - непосредственно дифференциально-диагностическое комплексное обследование, что предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых членами ПМПК, являющихся специалистами соответствующих профилей и направлений: учитель - логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач - психиатр. В процессе диагностической деятельности реализуется комплексный подход благодаря современным технологиям совместного проведения обследования.

Такая мультидисциплинарная диагностика развития ребенка осуществляется

специалистами разных профилей в рамках профессиональных задач и компетенции. Под всесторонностью, многоаспектностью любого вида обследования (медицинского,

психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста, члена ПМПК на проблемы развития ребенка сквозь призму специфики исследования конкретного психического процесса.

Для создания комфортных психологических условий диагностики и предупреждения напряжения у малышей обследование проводится в виде игры, а также следует избегать переутомления ребенка. Необходимо учитывать доступность речевого материала. Все это учитывается разработанным комплексом диагностических методик.

III этап - заключительный, решает следующие задачи:

- оформление заключения и рекомендаций (каждым специалистом);

- коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка;

- окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций по оказанию дальнейшей психолого-педагогической помощи;

- представление коллегиального заключения и рекомендаций родителям (законным представителям).

Особые требования к технологии принятия решения по результатам обследования ребенка предъявляются при возникновении

противоречивых мнений специалистов, членов ПМПК, по поводу диагностики и рекомендаций. В таких случаях делаются компромиссные выводы в пользу ребенка. Чаще всего это связано с решением вопросов о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально- правового сопровождения в условиях групп кратковременного пребывания на базе МБУ "ЦППМСП", динамического наблюдения специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. В этих случаях ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую зону ближайшего развития в соответствии с одним из более легких и перспективных по своей оценке дифференцируемых диагнозов [3].

Таким образом, в МБУ "ЦППМСП Металлургического района", частью которого является территориальная ПМПК,

осуществляется большая работа по проведению комплексной психолого-педагогической и медико-социальной диагностики детей раннего возраста, что позволит успешно решить вопросы их своевременной коррекции, реабилитации, социализации и в целом будет способствовать сохранению здоровья детей с проблемами в развитии.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 448 с.

3. Рычкова Л.С. Методология полипрофессионального подхода к диагностике интеллектуальных нарушений в детском возрасте / Л.С. Рычкова // сб. тезисов Всероссийской научной конф., 9-10 сентября. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - С. 91 - 94.

4. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. -М.: Айрис-пресс, 2006. - 288 с.

THE DIAGNOSIS OF EARLY AGE CHILDREN IN PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND

PEDAGOGICAL COMMISSION

N.I. KHAKIMOVA, MC, Chelyabinsk, Russia L.A. SHAPOVALOVA, MC, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article presents information on increase in the number of young children (0 to 3 years old with disabilities), whose parents are turning to the Center PMPC. PMPC specialists designed unit diagnostic software for differential diagnostic procedures for each age period. we have offered a comprehensive diagnosis of the stages of child development level.

Keywords: children with disabilities, territorial psychological, medical and pedagogical commission, differential diagnostic procedures, stages of complex diagnostics, technology of decision.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.