Научная статья на тему 'Региональная Практика междисциплинарного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде'

Региональная Практика междисциплинарного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (СРЕДА) / СПЕЦИАЛИСТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Российская Е. Н., Гаранина Л. А., Зубарева Т. Г., Глаголев Д. В.

Анализ регионального опыта отчетливо выявляет проблемы междисциплинарного взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения, учителей начальных классов, административно-управленческого персонала в условиях инклюзивного образовательного пространства. С учетом специфики Курской области разработана модель инклюзивного образования в формате отдельной образовательной организации, которая содержит алгоритм пошагового взаимодействия субъектов междисциплинарной деятельности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и систему внешних (внутрии межведомственных) связей; рассмотрены возможные варианты ее переноса в реальные условия образовательных организаций региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Российская Е. Н., Гаранина Л. А., Зубарева Т. Г., Глаголев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная Практика междисциплинарного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде»

УДК 376

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

© 2019 Е. Н. Российская1, Л. А. Гаранина2, Т. Г. Зубарева3, Д. В. Глаголев4

1канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: [email protected]

2канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: [email protected]

12 Курский государственный университет

34 Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения»

Анализ регионального опыта отчетливо выявляет проблемы междисциплинарного взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения, учителей начальных классов, административно-управленческого персонала в условиях инклюзивного образовательного пространства. С учетом специфики Курской области разработана модель инклюзивного образования в формате отдельной образовательной организации, которая содержит алгоритм пошагового взаимодействия субъектов междисциплинарной деятельности сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и систему внешних (внутри- и межведомственных) связей; рассмотрены возможные варианты ее переноса в реальные условия образовательных организаций региона.

Ключевые слова: междисциплинарное сопровождение, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образовательное пространство (среда), специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения, учителя начальных классов.

На современном этапе развития отечественной образовательной системы актуальной является тенденция поиска новых форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Одной из таких форм, получивших широкое распространение в практике образования в связи с введением в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является инклюзия. Обучение в инклюзивном формате рассматривается современным научным сообществом и объединениями практиков как возможность обеспечения доступности образования для всех, «обучение на равных со здоровыми сверстниками» и предполагает системные изменения образовательного пространства, в которые включены как субъекты образовательной деятельности, так и общество в целом [Малофеев и соавт. 2010].

Стратегия развития системы инклюзивного образования в Курской области разрабатывается Областным казенным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (далее - Центр).

В проектировании междисциплинарного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии опорой выступают традиции обучения, воспитания и сопровождения данной категории обучающихся, заложенные многолетней деятельностью специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, ныне - отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее -АООП). Такие ОО в Курской области «не только не закрылись в период введения нового законодательства, но и расширили сферу своей деятельности как в организационно-методическом направлении в качестве региональных ресурсных центров сопровождения инклюзивного образования, так и в образовательном - в ответ на социальный запрос увеличился спектр реализуемых ими АООП» [Зубарева и соавт. 2018: 6].

«УЧ. С ОВЗ ИНВАЛИД. » ЯР 1НР РАС СЛОЖНЫЙ ДЕШТ ОН» СЛАБО ВИДЕНИЕ СЛЫШАНИЕ НОД1

ОКОУ КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СТУПЕНИ' 1 294/227

060У "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. ГЛ. КАРМА НОВА X 120/57

ОКОУ "ИОВОПОСЕЛЕКОВСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ X 51/57

0К0У "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Ж" X 114/100

ОКОУ "КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДНЕЙ С ОВЗ X 201/105

ОКОУ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ИЧ" X Ш/41

ОКОУ "0Б0ЯНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ X 140/84

ОКОУ "КУРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ X 121/121

ОКОУ "ТЕТКИНСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙСОВЗ' X 75/34

ОКОУ "ДМИТРИЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ X 117/55

ОКОУ "ЖЕЛЕЗНОГОРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С 0ВЗ" X 155/89

ОКОУ "ЛЕНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ" X 92/66

ОКОУ "ОКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ X 52/24

ОКОУ "ЛЬГОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДНЕЙ С ОВЗ X 129/50

1784/1110

Рис. 1. Контингент обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в отдельных образовательных организациях Курской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

Также дефектологические традиции сохраняют отдельные «специальные» классы, которые функционируют в областном центре и ряде других городов. В них

обучаются дети с ЗПР, с интеллектуальными нарушениями, с нарушением зрения.

Рис. 2. Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в отдельных «специальных» классах

Общие сведения о детях школьного возраста, охваченных разными образовательными форматами, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Общие сведения об обучающихся в общеобразовательных, интегрированных и инклюзивных классах Курской области

Мониторинг состояния инклюзивного образования в регионе высвечивает поступательный вектор его развития. В целом по области в 2016 г. инклюзией было охвачено 909 детей с ОВЗ и инвалидностью, в 2018 г. - 978 человек.

На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с учетом особых образовательных потребностей для всех обучающихся (групп обучающихся) разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), учитывающие состояние их здоровья и уровень психофизического развития.

И ещё один важный маркер состояния междисциплинарного сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивной образовательной среде региона -это наличие психолого-медико-педагогических консилиумов (далее - ПМПк) в общеобразовательных организациях (далее - ОО). Именно в их компетенции входит организация комплексного сопровождения данной категории детей, а также проектирование и реализация АООП с последующим мониторингом эффективности. В 2016 г. обучающихся совместно со сверстниками детей с ОВЗ и инвалидностью сопровождали специалисты 158 ПМПк, а в настоящий момент их 218. Однако почти половина ОО остается без такого важного консолидированного органа, что, на наш взгляд, является показателем спонтанности работы специалистов, осуществляющих обучение и сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивной образовательной среде [Зубарева и соавт. 2018: 15]. Рисунок 4 наглядно демонстрирует, что такими «болевыми точками» на карте Курской области является целый ряд районов, где пока отсутствуют ПМПк и «нагрузка» на один функционирующий консилиум составляет от 16 до 22 инклюзивных классов.

Рис. 4. Соотношение инклюзивных классов и психолого-медико-педагогических консилиумов в ОО Курской области

Курс на повышение эффективности междисциплинарного сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается комплексно, в том числе и посредством повышения квалификации специалистов, обеспечивающих их сопровождение. В этой сфере накоплен значительный опыт, который показывает, что оптимальным для большой и разноплановой аудитории является выход на смешанные формы обучения, включающие всё многообразие традиционного, как правило контактного, инструментария, современных технологий обучения, которые оперативно, мобильно могут «наполняться» содержанием, модульно комбинироваться в зависимости от целевых установок образовательных программ.

Анализ представленного опыта работы показывает, что одним из ключевых механизмов реализации многоуровневой структуры задач инклюзивного образования в регионе является междисциплинарное взаимодействие специалистов - умение понимать друг друга, видеть проблемы каждого конкретного ребенка объемно, масштабно, с позиций разных специалистов, представлять алгоритмы решения задач образовательной инклюзии усилиями сплоченной команды единомышленников, обеспечивающей эффект «обучения на равных со здоровыми сверстниками». Осознание необходимости подготовки педагогических работников к междисциплинарному взаимодействию в реалиях региональной системы инклюзивного образования потребовало проведения исследования их потенциала, а также коммуникативной и организационной составляющих современных условий равного доступа к образованию для всех обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Специалистами Центра было проведено интервьюирование 100 педагогических работников ОО (школ и дошкольных образовательных организаций) Курской области в возрасте от 25 до 50 лет.

По данным, полученным в результате интервью, опрошенные осознают риски возникновения дезадаптации детей с ОВЗ в ОО (100%), речевого недоразвития в структуре дефекта у детей с сенсорными, опорно-двигательными, эмоционально-волевыми и др. нарушениями (100%), знают особенности их проявления (100%) и специфику диагностики (54%). Как показало исследование, все интервьюенты участвовали в разработке АООП для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, 21% по поручению администрации ОО полностью взяли на себя ее формирование и оформление. Значение и цель АООП в инклюзивном образовании большинство педагогических работников (93%) видит в необходимости

удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, в создании адекватных условий обучения, направленных на достижение уровня обученности, соотносимого с показателями нормативно развивающихся сверстников, понимают необходимость комплексного психолого-педагогического и медицинского сопровождения обучающихся с ОВЗ (84%). Таким образом, все опрошенные специалисты демонстрируют не только потенциальную способность к созданию инклюзивной образовательной среды ОО, но и высокий уровень педагогической зрелости и мобильности в решении сложных задач профессиональной деятельности.

В основном все участники интервьюирования (97%) считают себя в той или иной степени готовыми к реализации основных этапов междисциплинарного взаимодействия в инклюзивном образовательном пространстве по основным направлениям профессиональной деятельности. Однако большинство опрошенных не представляют механизмов коллегиального решения вопросов сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного пространства (77%).

100 % педагогических работников четко определяют свои функциональные обязанности в традиционных пределах профессиональной компетенции, фактически игнорируя формат комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Так, опытные учителя-логопеды на вопрос по сопровождению обучающегося со сложной структурой дефекта отвечают, что решение первостепенной задачи - преодоление дефицита средств общения и трудностей их применения - они видят в постановке звуков и нормализации других компонентов произносительной стороны речи (по методике А.В. Ястребовой), а педагоги-психологи акцентируют внимание на локальной проблеме ребенка -трудностях адаптации к условиям школьного обучения. Традиционная профессиональная ментальность не позволяет масштабно рассматривать проблемы ребенка, видеть содержание деятельности других участников инклюзивного образования, использовать потенциал взаимодействия всего корпуса педагогических работников и административно-управленческого персонала. В немногочисленных случаях специалисты указывают на сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога, реже, к сожалению, на профессиональный контакт учителя-логопеда и учителя начальных классов, в то время как взаимодействие с заместителем директора по учебной работе связывается исключительно с различными формами отчетов, предоставляемых по разовым или систематическим запросам администрации.

100% опрошенных, считая важным направлением работы комплексное педагогическое, психологическое, логопедическое и медицинское сопровождение детей с ОВЗ в ОО, отмечают отсутствие штатных единиц соответствующих специалистов (социального педагога, учителя-дефектолога, медицинского работника и др.).

Все специалисты, участвовавшие в интервьюировании, констатируют:

• разнообразие категорий детей, пришедших 1 сентября 2016 г. в ОО получать образование в формате инклюзии, их различные стартовые возможности, дифференцированный уровень психологической (личностной и интеллектуальной) и лингвистической (речевой и коммуникативной) готовности к усвоению учебного материала;

• разную «историю» дошкольной жизни, в которой далеко не всегда присутствует своевременная и адекватная коррекционно-педагогическая помощь;

• разброс социально-бытовых и психологических условий развития и воспитания в семье - от высокого уровня до полного неблагополучия и т.п.

При этом большая часть педагогических работников (84%) не определяют в качестве одной из причин трудностей своей профессиональной деятельности организационно-методическое наполнение всех ее видов.

Анализ ситуации показывает, что во всех ОО создаются локальные нормативные акты, регламентирующие обучение конкретного ребенка с определенными образовательными потребностями, педагогическими работниками используется и критически осмысливается профильная методическая литература. В поисках ответов на острые вопросы практики инклюзивного образования специалисты принимают участие в работе различного рода и уровня мастер-классов, тренингов, обучающих семинаров и т. п., однако большинство опрошенных (63%) отмечают, что системное видение проблем ребенка с ОВЗ отсутствует, методика его комплексного сопровождения складывается как «конструктор» из методических приемов работы разных специалистов, их диагностических находок и технологических решений, но не структурируется в реально работающую коррекционную программу сопровождения. По-прежнему отдельные опытные и квалифицированные специалисты работают сами по себе, в отрыве от команды, достаточно формально находясь в структуре ПМПк.

В целом интервьюирование выявило, с одной стороны, готовность специалистов к работе в условиях междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего инклюзивное образование, с другой - определило наиболее острые моменты в отношении его организации и содержания с учетом всего многообразия проявлений особенностей психофизического развития обучающихся.

Аналогичные выводы позволяет сделать и оценка региональной ситуации о включении механизмов междисциплинарного сопровождения инклюзивно обучающихся детей (ФГОС (вариантов *.1)), анализ результатов которой показывает, что наряду с созданными кадровыми и материально-техническими условиями реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ на сегодняшний день имеются барьеры в продуктивном взаимодействии субъектов единого инклюзивного образовательного пространства.

На фоне относительно решенных вопросов экономического и социально-психологического характера (преодоления информационного дефицита; решения вопросов материально-технического обеспечения, физической доступности образования; достижения соответствующего уровня кадрового потенциала и др.) отчетливо обозначаются проблемы дефицита профессиональной коммуникации, опыта взаимодействия административно-управленческого персонала, специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения и учителей начальных классов в создании специальных условий обучения конкретного ребенка, а также понимания содержания поля профессиональной деятельности друг друга.

Наиболее частые трудности, обозначаемые педагогическими работниками в процессе интервью, связаны в настоящее время с двумя взаимно обусловленными группами проблем, вызываемых необходимостью проектирования АООП как системы, имеющей жестко определенную структуру.

Первая группа - «осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК)» [ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», п. 2.9.8]. Большинство разработчиков отмечают, что пользуются примерными АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ, буквально игнорируя специфику образовательного запроса, совокупность индивидуально-типологических особенностей и образовательных возможностей конкретного ребенка. Также в реалиях обучения и его

сопровождения, как правило, доминирует подход, уходящий корнями в не всегда осознаваемую психологическую установку: «если он (ребенок с ОВЗ) такой же, как и все другие, то и учиться должен, как все». В итоге возникает ощутимый разрыв между содержанием образования и контентом АООП как нормативным актом ОО.

Вторая группа - «комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающее... обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития» [ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», п. 2.9.8]. Как правило, педагогические работники формируют АООП из фрагментов, представленных разными специалистами, что приводит к нарушению связности элементов документа, а в конечном итоге - к отсутствию механизмов взаимодействия между субъектами, осуществляющими сопровождение ребенка, то есть к несоблюдению принципа комплексности.

Очевидно, что в настоящее время актуальными вопросами повышения уровня профессиональной компетентности специалистов сопровождения обучающихся с ОВЗ, задействованных в решении широкого круга вопросов инклюзивного образования, являются пути повышения эффективности их сотрудничества через освоение смежных областей знания, а также моделирование возможных вариантов, алгоритмов и механизмов их междисциплинарного взаимодействия на этапе комплексного обследования детей и мониторинга освоения АООП.

В 2016 г. специалистами Центра была разработана дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации «Практика инклюзивного образования» (лицензия на осуществление образовательной деятельности от 03 февраля 2016 года №2084, серия 46Л01, регистрационный номер №0000241), первые модули которой были реализованы совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО; лекции для педагогических работников Курской области провели вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Николай Николаевич Малофеев и сотрудники института.

В проектировании системы работы с педагогическими кадрами, осуществляющими профессиональную деятельность в области инклюзивного образования, сотрудники Центра исходят из понимания повышения квалификации как целенаправленного процесса, в рамках которого педагоги получают поддержку, ресурсы и поощрения, необходимые для развития компетенций в соответствии с изменениями в сфере образования. В связи с этим в работу Центра интегрированы и другие мероприятия, решающие стратегические задачи повышения квалификации и экстраполяции опыта инклюзивного образования в регионе. Так, в течение 2016 г. в Курской области проходил Педагогический марафон, посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося ученого Л.С. Выготского. Более 20 мероприятиями были охвачены около 8000 педагогов ОО, специалистов психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, студентов, осваивающих программы бакалавриата и магистратуры в рамках направления Специальное (дефектологическое) образование в Курском государственном университете, детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников.

Наряду с вопросами повышения квалификации педагогических работников глобальная идея педагогического марафона заключалась в презентации и обсуждении регионального опыта междисциплинарного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, решении задач мониторинга эффективности предоставления образовательных услуг в регионе, создании банка данных апробированных

эффективных технологий, обогащении базы программно-методического сопровождения инклюзивного образования в Курской области.

Уникальной формой ретрансляции опыта профессиональной деятельности, в том числе и в отношении педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, стал областной конкурс «Специальный педагог», который стартовал в Курской области в 2016 г., в 2018 г. прошел во второй раз. Это позволяет надеяться, что девиз «Особому ребенку - особый педагог!» прозвучит еще неоднократно в профессиональном сообществе и каждые два года позволит выявлять и поддерживать творческую инициативу педагогических работников, обучающих и сопровождающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

На основе эвристического подхода к проектированию системы взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса, единства стремлений, направленных на адаптацию детей к условиям инклюзивного образования, был спланирован и проведен инструктивно-методический слет «Практика инклюзивного образования» (18-19 мая 2017 г.). Его целевой установкой стал поиск механизмов междисциплинарного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности в системе инклюзивного образования. Данной формой повышения квалификации было охвачено 160 человек.

Впервые апробированная в 2017 г. форма слёта позволила сделать её не только традиционной, но и каждый раз «наполненной» новым содержанием. В мае 2018 г. был проведён инструктивно-методический лагерь «Физическая культура - безграничные возможности». Тематика очередного слета посвящена вопросам, касающимся сохранения здоровья детей, внедрения в образовательную детальность здоровьесберегающих технологий, включения лечебной физической культуры и адаптированной физической культуры в систему работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью различных нозологических групп.

В мае 2019 г. планируется обширная практико-ориентированная программа слета, который будет посвящен междисциплинарному сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования.

Одним из информационных ресурсов слетов стал интернет-портал, открытый на сайте Центра как банк инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, который ежемесячно посещают более 8 тысяч человек.

Очевидно, что стратегическим направлением деятельности Центра в современных условиях стала разработка методических и содержательно-организационных составляющих инклюзивного образования в регионе, в частности создание для образования детей с ОВЗ и инвалидностью технологий обучения, учитывающих специфику системы образования Курской области, и предоставление доступных услуг в формате их психолого-медико-педагогического и социального сопровождения в условиях сетевого сотрудничества и взаимодействия организаций. Следует признать, что в течение ряда лет фрагментарный опыт такого сотрудничества в Курской области аккумулировался в практике межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, которое, как правило, носило частный, избирательный характер.

Современная нормативная правовая база, мощный кадровый потенциал, успешный многолетний опыт оказания образовательных, медицинских, психолого-педагогических и социальных услуг позволили Центру стать организатором, координатором и мощным локомотивом интенсивного поступательного развития сетевого взаимодействия в регионе, направленного прежде всего на превращение существующих изолированных и разрозненных форм образования и сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в гибкую и доступную систему [Зубарева и соавт. 2017].

В основу модели сетевого сотрудничества организаций и учреждений по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью заложена сложившаяся в Курской области иерархичная система межведомственного взаимодействия субъектно-автономных структур федерального и регионального уровня, целевой установкой которой является оказание психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи детям, имеющим трудности в обучении, воспитании, развитии, адаптации, их родителям (законным представителям), специалистам, работающим с детьми данной категории.

Рис. 5. Сетевое взаимодействие Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в организации инклюзивного образования Курской области

Внутриведомственный формат сетевого взаимодействия, охватывающий сегодня более 200 ОО региона, позволяет унифицировать организационно-методические условия сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях ОО за счёт:

■ мониторинга состояния инклюзивного и специального образования в Курской области;

^ координации деятельности междисциплинарной команды ПМП-консилиумов, при необходимости восполнении пробелов в недостающем «элементе» команды через сетевую поддержку;

^ оказания консультационной помощи педагогам и специалистам сопровождения по широкому кругу вопросов практики инклюзивного образования (разработка АООП, индивидуальных учебных планов, индивидуально-ориентированных программ коррекционной работы, выбор оптимальных образовательных и коррекционно-развивающих технологий и т.д.);

^ контроля за выполнением рекомендаций ПМПК, системностью реализации АООП, анализа качества и эффективности создания особых образовательных условий для каждого ребёнка с ОВЗ и инвалидностью за счёт подключения административного ресурса как ОО, так и органов управления образованием и т.д.

Межведомственный потенциал сетевого взаимодействия интенсивно наращивается: для решения сложных задач специального и инклюзивного образования расширяется список задействованных структурно-автономных субъектов. Например, тесные связи, которые возникли у аналитико-информационного отделения Центра с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, позволяют для каждого обучающегося, признанного инвалидом, обеспечивать и контролировать предоставление ему специальных условий обучения (с учётом перечня рекомендаций ИПРА) непосредственно в ОО. В силу ряда обстоятельств сотрудничество с традиционными партнёрами - учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения наполняется новым содержанием с чётким алгоритмом совместных действий.

Специалистами Центра разработана концепция междисциплинарного взаимодействия специалистов в инклюзивном пространстве отдельной ОО, которая в формате статьи представлена в виде модели. Обобщая опыт инклюзивного образования в регионе, мы отмечаем, что многие технологические решения запуска механизмов инклюзии уже отработаны; в частности, данная модель инклюзивного образования конкретного ребенка в формате отдельной общеобразовательной организации на данном этапе прошла апробацию (рис. 6).

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ф

ПОЛУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ ЦЕНЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДОСТИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ СВЕРСТНИКАМ)

ТВО: СОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ФАКТОРЫ * ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

----------------------------------ОРАЗГ -

ИНДИВИДУАЛЬНО ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОЫННОС1И1

УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО

Я А V

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

СУБЪЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 00:

«дмимкгшиюо 5 »4*11» НАЧАЛЬНЫХ никем ВЦ Л: СОЦИАЛЬНЫЕ ВДА10П1 штшяипогкхи Щ меди пинах рмотниш

I НУИоКАМ!

I — 5. — 6.

2. КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

]. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

4. РА1РАБ0ТКА А О П

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ А О Л

РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Н00: ИЛИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч /

ЛЙ2

ДОСТИЖЕНИЕ УР08НЯ ОБУЧЕННОПИ

НЕДОСТИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

пмпк

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

III ц!

2^5

щ

* " г 11°

Рис. 6. Модель инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Анализ практики реализации инклюзивного образования в Курской области показывает, что, ввиду внутренних условий, сложившихся в ОО, возможны различные варианты организационных решений, при которых функциональную нагрузку элементов представленной идеальной модели принимают на себя иные структуры, взаимодействие с которыми достигается, например, в условиях сетевой реализации образовательной программы (ст. 15 ФЗ 273). В данном случае вариант выполнения программы коррекционной работы осуществляется через проведение индивидуальных и групповых занятий, консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников специалистами корпуса психолого-медико-педагогического сопровождения других ОО, областной или территориальной ПМПК, которые могут быть осуществлены на основании договора о сетевой форме реализации образовательных программ в различном формате, например Е-1еагшп§.

Анализ регионального опыта инклюзивного образования, обозначение ближайших перспектив решения актуальных вопросов его организации и проведенное интервьюирование стали основой разработки специалистами Центра проекта новой многомодульной системы повышения квалификации педагогических работников, одной из форм реализации которой станет основная дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации «Междисциплинарное сопровождение обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде: алгоритм работы в диаде "учитель-логопед - учитель начальных классов"». Выбор этих субъектов междисциплинарной деятельности ОО был обусловлен рядом очевидных обстоятельств:

• во-первых, большинство детей с ОВЗ имеют нарушения речи, а наиболее важной жизненной компетенцией, формируемой в инклюзивном образовательном процессе, является коммуникативная;

• во-вторых, практически все ОО имеют в штатном расписании ставку учителя-логопеда;

• в-третьих, в функционал этого специалиста входит проектирование и реализация образовательного, воспитательного и коррекционного компонентов АООП.

Разрабатываемая дополнительная профессиональная программа направлена на формирование компетенций междисциплинарного сопровождения обучающихся с ОВЗ, готовности педагогических работников:

• осуществлять комплексное обследование ребенка;

• выстраивать взаимодействие в процессе оценки обученности и уровня готовности к усвоению образовательной программы, состояния сформированности средств общения и успешности их применения в различных учебных коммуникативных ситуациях;

• совместно разрабатывать АООП в части программ учебных предметов, коррекционной работы, внеурочной деятельности и воспитательной работы;

• консультировать и консультироваться в процессе совместной деятельности, погружаясь в профессионально наполненное пространство друг друга, конструктивно выстраивая единую стратегию сопровождения ребенка и его семьи;

• реализовывать АООП, в том числе через систему специальных дидактических приемов индивидуальной работы, индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

• оценивать результаты работы посредством динамики личностных, предметных, метапредметных достижений и продвижение в речевом развитии;

• строить продуктивные модели профессионального общения;

• работать в команде.

В структуре программы выделяются два уровня, которые являются обязательными и последовательными в процессе реализации образовательной программы. Базовый уровень (72 часа) обеспечивает «перекрёстную» теоретическую подготовку обучающихся.

Педагогическая деятельность в начальном общем образовании_

Коррекционно-педагогическая и диагностико-консультативная деятельность в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья_

Рис. 7. Обобщенная схема перекрёстной теоретической подготовки в формате программы повышения квалификации

Непосредственное прицельное формирование компетенций

междисциплинарного сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной среды ОО планируется осуществлять в рамках повышенного уровня (108 часов), который включает непосредственную апробацию механизмов взаимодействия на материале практико-ориентированных ситуаций, - например, отработки вариантов взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда при освоении определенных разделов или выполнении конкретных упражнений в рамках различных предметных областей учебного плана, индивидуализации домашних заданий и т.п.

Разработанный проект дополнительной профессиональной программы -программы повышения квалификации «Междисциплинарное сопровождение обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде: алгоритм работы в диаде

"учитель-логопед - учитель начальных классов"» планируется реализовать в условиях Центра в 2019/20 учебном году.

Очевидно, что диапазон проблем, возникающих при реализации задач инклюзивного образования в ОО, значительно масштабнее представленного содержания программы.

Анализ ситуации в формате региона показывает, что сегодня образовательная система Курской области - целостная, динамично развивающаяся структура, прилагающая серьёзные усилия для осуществления возможности предоставить каждому ребёнку с ОВЗ и инвалидностью особые условия получения образования. Пристальное внимание уделяется педагогической поддержке специалистов, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью. Эта поддержка направлена на формирование «инклюзивной» компетенции педагогов: овладение междисциплинарным кругозором, технологией командной работы, толерантным отношением к особым детям и их родителям, в конечном итоге - способностью работать в стремительно меняющихся реалиях образовательного пространства.

Библиографический список

Гаранина Л.А., Российская Е.Н., Зубарева Т.Г., Полякова Н.А., Петелина Н.Г. Готовность образовательной среды к инклюзии и региональный опыт проектирования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников «Практика инклюзивного образования» // Дефектология. 2015. № 5. С. 3-12.

Зубарева Т.Г., Глаголев Д.В., Гаранина Л.А., Российская Е.Н. От теории инклюзивного образования к практике: (опыт Курского региона) // Дефектология. 2018. № 6. С. 3-16.

Зубарева Т.Г., Петелина Н.Г., Ефремова Н.В. Опыт сетевого взаимодействия субъектов сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в Курской области // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2017. №1. С. 6-15.

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 6-11.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.