Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии готовности регионов Российской Федерации к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)'

К вопросу о состоянии готовности регионов Российской Федерации к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНОЙ МОНИТОРИНГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / OFFSITE MONITORING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF ELEMENTARY GENERAL TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF TEACHING STUDENTS WITH INTELLECTUAL (COGNITIVE) DISABILITIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волосовец Татьяна Владимировна, Кутепова Елена Николаевна

В статье представлены результаты мониторинга готовности образовательных систем нескольких субъектов Российской Федерации к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волосовец Татьяна Владимировна, Кутепова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the readiness of the Russian Federation regions to adopt the federal state education standards of elementary general training of students with physical and intellectual (cognitive) disabilities

The article presents the results of the research assessing the readiness of some Russian regions to adopt the federal state educational standards of elementary general training of students with physical disabilities and the federal state educational standards of teaching students with intellectual (cognitive) disabilities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии готовности регионов Российской Федерации к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

УДК 376

Волосовец Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов, директор Института изучения детства, семьи и воспитания

Кутепова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Российского университета дружбы народов, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ГОТОВНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Аннотация:

В статье представлены результаты мониторинга готовности образовательных систем нескольких субъектов Российской Федерации к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова:

выездной мониторинг, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО), дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности.

Volosovets Tatiana Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of Special Education Department, Peoples' Friendship University of Russia, Director at Institute of Childhood, Family and Care Studies of Russian Academy of Education

Kutepova Elena Nikolayevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Senior Research Associate, Peoples' Friendship University of Russia, Deputy Director at Institute of Inclusive Education Problems, Moscow State University of Psychology and Education

CONCERNING THE READINESS OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS TO ADOPT THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF ELEMENTARY GENERAL TRAINING OF STUDENTS WITH PHYSICAL AND INTELLECTUAL (COGNITIVE)

DISABILITIES

Summary:

The article presents the results of the research assessing the readiness of some Russian regions to adopt the federal state educational standards of elementary general training of students with physical disabilities and the federal state educational standards of teaching students with intellectual (cognitive) disabilities.

Keywords:

offsite monitoring, federal state educational standards of elementary general training of students with physical disabilities, federal state educational standards of teaching students with intellectual (cognitive) disabilities, children with disabilities, special educational needs.

В 2016 г. по заданию Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ (в рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ) [1]) в ряде регионов РФ был проведен выездной мониторинг готовности к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю-

щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В ходе мониторинга проведен анализ деятельности 95 общеобразовательных организаций из 19 регионов РФ в части готовности к введению ФГОС ОВЗ.

Мониторинг включал в себя сбор, обработку и анализ информации о деятельности каждой школы в соответствии с их планами-графиками мероприятий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ. Эксперты, выезжавшие в организации 19 субъектов России, проводили очное анкетирование не только руководителей и учителей начальных классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, но и педагогов школ, не имевших опыта обучения детей с ОВЗ. В рамках мониторинга были проведены десять обучающих семинаров, участниками которых стали руководители муниципальных управлений образования, директора, завучи, педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательных организаций из более чем сорока субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 79 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, имеют право получать образование как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или образовательных организациях [2]. То есть в образовательной организации, реализующей образовательные услуги на уровне начального, основного или среднего общего образования (школе), при наличии достаточного числа детей одной категории с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и согласия родителей, могут создаваться отдельные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП) начального, основного или среднего общего образования. В случае недостатка числа детей с ОВЗ одной категории (например, глухих) для открытия класса или по желанию родителей ребенок с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, имеет право обучаться в обычном классе, совместно с нормально развивающимися одноклассниками, по адаптированной образовательной программе, учитывающей его индивидуальные психофизические возможности и особые образовательные потребности.

В части российских регионов, например в Забайкальском крае, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском автономном округе, городе Санкт-Петербурге, работа по апробации и введению ФГОС ОВЗ осуществляется с 2014 г. в соответствии с «дорожными картами» по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, утвержденными распоряжениями органов управления образованием.

Для организации образовательного процесса в соответствии с планом введения ФГОС ОВЗ во всех 19 регионах разработаны:

- методические рекомендации для образовательных организаций по составлению АООП, в том числе по формированию учебных планов для образовательных учреждений, в соответствии с ФГОС ОВЗ;

- методические рекомендации для образовательных организаций по составлению программ курсов по всем направлениям внеурочной деятельности и ее организации в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ;

- типовые пакеты специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

- методические материалы по работе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития в общеобразовательных учреждениях.

В части регионов, например в общеобразовательных организациях Забайкальского края, работа по созданию доступной среды проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений. А в Санкт-Петербурге не только осуществлялась работа по апробации и введению ФГОС ОВЗ с 2015 г. в 13 школах города, являющихся пилотными площадками, но и проводился мониторинг готовности образовательных учреждений к реализации ФГОС ОВЗ. К тому же для педагогов школ города систематически проводятся городские научно-практические семинары, круглые столы по обучению детей с ОВЗ на следующие темы:

- опыт и перспективы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- использование современных технологий в обучении детей с расстройствами аутистиче-ского спектра;

- организация образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития;

- организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО ОВЗ;

- использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в образовании детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

- современные подходы в обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи в процессе реализации АООП начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС основного общего образования.

Во всех образовательных организациях 19 субъектов РФ созданы рабочие группы по сопровождению внедрения ФГОС ОВЗ, которыми был проведен анализ требований ФГОС ОВЗ к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающихся с ОВЗ. В настоящий момент осуществляется доработка адаптированных основных образовательных программ начального образования всех 26 вариантов двух АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включая рабочие программы по предметам и дидактические материалы. Материально-техническое оснащение образовательных учреждений постепенно приводится в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ.

Исходя из своих возможностей школы построили образовательное пространство, включая его архитектурную доступность, соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса, обеспечение санитарно-бытовых и социально-бытовых условий, соблюдение пожарной и электробезопасности, в котором осуществляется реализация АООП. Нельзя утверждать, что все школы обеспечены техническими средствами обучения, отвечающими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ и позволяющими реализовывать рекомендованный ПМПК вариант программы, но то, что в школах созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, не вызывает сомнений.

В отдельных общеобразовательных организациях, реализующих АООП, создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда для обучающихся с ОВЗ, построенная с учетом их особых образовательных потребностей.

Во всех обследованных школах разработаны локальные нормативные акты, например приказы «Об организации введения ФГОС ОВЗ», планы мероприятий по апробации и введению ФГОС ОВЗ, положения о внеурочной деятельности, планы внеурочной деятельности на 2015/16 учебный год, режимы внеурочной деятельности на 2015/16 учебный год, образцы специальных индивидуальных программ развития учащихся школы, адаптированные основные общеобразовательные программы.

Анализ АООП школ показал, что программы для классов, начинающих обучение в этом году, составлены в полном соответствии с ФГОС ОВЗ, выдержана структура всех компонентов программ, содержание программ учитывает особенности региональной системы образования и специфику образовательной организации. Однако мониторинг выявил и отдельные трудности при разработке отдельных разделов АООП, например требований к метапредметным и личностным результатам обучающихся и т. п.

Для организации коррекционно-реабилитационного процесса в базовые школы (бывшие специальные (коррекционные) образовательные учреждения) поставлено компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП); комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развиваю-щие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).

В большинстве школ (89 %), в том числе в Республике Крым и в городе Севастополе, ведется работа по созданию архитектурно-планировочной доступности (пристройка пандусов, расширение дверных проемов, реконструкция туалетов), соблюдению санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса, обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий, соблюдению пожарной и электробезопасности.

Во всех регионах школы обеспечены техническими средствами обучения. В ряде школ созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные, образовательные ресурсы.

Мониторинг показал, что в рамках реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг. образовательными учреждениями приобретено специальное учебное, дидактическое, реабилитационное оборудование для обучающихся с ОВЗ. Выполнены работы по созданию доступной среды в зависимости от архитектурно-планировочных возможностей образовательных учреждений, приобретено специальное учебное оборудование для организации коррекционной работы, реабилитационное оборудование. Некоторыми школами

приобретен дополнительный автотранспорт для перевозки детей, в том числе от дома к месту учебы и обратно. За счет средств регионального и местных бюджетов в образовательных организациях проведены: ремонт помещений в целях создания условий инклюзивного обучения, обустройство входных лестниц, пандусов, поручней, устройство поручней в коридоре, ремонт санузла, устройство входной группы, крыльца и т. д.

Всего за период реализации программы «Доступная среда» с 2011 по 2015 г. в Иркутской области, например, были созданы условия для обучения детей-инвалидов в 143 образовательных организациях, что составляет 1б,1 % от общего количества образовательных организаций, что на 0,3 % выше показателя результативности, установленного в Соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Иркутской области. Таким образом, в соответствии с формами Федерального статистического наблюдения (форма № Д-4 «Сведения о материальной базе учреждений, реализующих программы общего образования») в 285, или 24,8 %, учреждениях (с учетом филиалов) созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов. Начиная с 2016 г. в федеральную целевую программу «Доступная среда» включены дошкольные образовательные организации Иркутской области. Основная задача участия в программе - обеспечить целостную систему работы с данной категорией детей, начиная с решения вопросов их учета, взаимодействия всех заинтересованных ведомств в данном процессе и заканчивая качественным сопровождением образовательного процесса.

Необходимым условием реализации введения ФГОС ОВЗ является создание в общеобразовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В городе Севастополе, например, всего 71 общеобразовательная организация, и в каждой есть пандус, обеспечен доступ на 1-й этаж маломобильным обучающимся. В 2015/16 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Севастополя обучалось 898 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Говоря о системных изменениях в образовании, можно привести пример Республики Адыгея. По состоянию на 1 октября 2015 г. по данным статистической отчетности в общеобразовательных организациях республики обучалось 1 266 обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью. В инклюзивной практике (в обычных классах) обучалось 654 ребенка с ОВЗ и 245 детей с инвалидностью. С 1 сентября 2016 г. в республике функционирует 147 общеобразовательных организаций, в 97 школах обучаются 1 310 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью. Традиционным для субъекта является обучение детей с ОВЗ в отдельных классах, которых по состоянию на 1 сентября 2016 г. зафиксировано 45.

Анализируя кадровое обеспечение введения специальных ФГОС, важно отметить, что психолого-педагогическое сопровождение детей в общеобразовательных организациях осуществляется педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, тьюторами.

Основные подходы к кадровому обеспечению реализации ФГОС ОВЗ в регионах следующие:

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации ФГОС ОВЗ;

- введение в штатные расписания образовательных организаций дополнительных единиц специалистов службы сопровождения (тьютора, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);

- развитие и функционирование сети ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования;

- развитие сетевого взаимодействия при организации сопровождения образования детей с ОВЗ;

- развитие службы раннего сопровождения детей с ОВЗ.

В рамках осуществления профессиональной переподготовки педагогов образовательных организаций к введению ФГОС ОВЗ в учреждениях дополнительного профессионального образования в 2015 и 2016 гг. реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации», «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации» и т. п.

Приведена в соответствие с новыми задачами и тематика научно-практических конференций в регионах: «Психологическая культура образовательной организации», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса образовательной организации в условиях реализации ФГОС», «Обучение, воспитание и социализация детей с ограниченными возможно-

стями здоровья в образовательных организациях», «Результаты реализации эффективных моделей успешной социализации обучающихся», «Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: ключевые проблемы и их решение» и др.

На официальных сайтах органов управления образованием субъектов РФ размещена актуальная информация по подготовке к реализации ФГОС ОВЗ. Средства массовой информации регионов активно освещают основные мероприятия по введению ФГОС ОВЗ.

Однако мониторинг выявил проблемы, которые на уровне субъекта РФ решить достаточно трудно. Например, в Чеченской Республике проблемным вопросом, касающимся удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в качественных образовательных услугах и требующим решения на федеральном уровне, является отсутствие образовательных учреждений для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта (умственной отсталостью).

Мониторинг высветил еще один важный аспект, влияющий на успешное введение ФГОС ОВЗ, - это деятельность психолого-медико-педагогических комиссий, так как только ПМПК может рекомендовать специальные образовательные условия, необходимые для успешного обучения детей с ОВЗ [3] на любом уровне образования. К сожалению, у большинства детей с ОВЗ, обучающихся в тех школах, которые проверялись, заключения и рекомендации либо были составлены некорректно, либо были просрочены, либо не были указаны варианты АООП (это относится к первоклассникам этого года).

По результатам мониторинга готовности систем общего образования к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно рекомендовать следующее:

- инициировать повышение квалификации специалистов ПМПК в целях повышения их ответственности за рекомендации;

- обеспечить полное комплектование штатов служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;

- запланировать введение ставок тьюторов, ассистентов для сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в штатное расписание общеобразовательных организаций;

- продолжить создание доступной среды в общеобразовательных организациях;

- продолжить повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов в соответствии со сроками их вхождения в реализацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и реализацией инклюзивного обучения детей с ОВЗ;

- обеспечить реализацию различных моделей получения образования детьми с ОВЗ: инклюзивное обучение (совместно с другими обучающимися); образование в отдельных классах и образование в отдельных организациях, реализующих АООП всех уровней образования;

- обеспечить условия для социальной инклюзии в рамках внеурочной работы общеобразовательных организаций для детей, которым рекомендовано обучение на дому;

- проводить регулярный мониторинг введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях;

- информировать родителей всех категорий детей о введении с 1 сентября 2016 г. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и развитии форм организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидностью;

- провести межведомственные совещания, консультации со специалистами Министерства социальной защиты населения, Министерства здравоохранения, ПМПК, медико-социальной экспертизы по вопросам инклюзивного обучения, определения формы обучения, условий реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка с инвалидностью.

Ссылки:

1. О введении ФГОС ОВЗ : письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07.

2. Закон об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273.

3. Там же. Ст. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.