ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Козина Галина Петровна
директор E-mail: [email protected] Кобазова Юлия Владимировна
заместитель директора, к.п.н. E-mail: [email protected] МУ Психолого-медико-педагогическая комиссия Нерюнгринского района г.Нерюнгри, Саха (Якутия)
J ^
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л_____________________.____________________г
Аннотация. В статье авторы раскрывают условия реализации системы инклюзивного образования в Нерюн-гринском районе, необходимость трансформации педагогического самосознания, взглядов педагогов на систему воспитания и обучения, систему общественных взаимоотношений. Обобщается опыт практической реализации особенностей введения инклюзивного образования специалистами ПМПК. Учитывая, что в инклюзивном образовании большая роль отводится педагогам, необходима разработка и реализация комплекса мероприятий по психологическому сопровождению и поддержке педагогов и специалистов СПС в рамках внедрения инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-медико-педагогическая комиссия, педагогическое самосознание, дети с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое сопровождение и поддержка педагогов.
Инклюзивное образование тесно связано с тем, как в обществе воспринимаются инвалиды. В России эта проблема по-настоящему не решена. Родители, педагоги, администрация школ очень настороженно относится к детям с ограниченными возможностями, детям инвалидам. Общество «не видит» большой части своих сограждан. Инклюзивная школа призвана решить эту проблему, удовлетворить разнообразные образовательные запросы детей и родителей, задействовать ресурсы и возможности современной школы. Посредством инклюзивного образования обеспечивается индивидуализация образования, реализуются индивидуальные образовательные траектории детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей попавших в тяжелые жизненные условия.
Инклюзивное образование достижимо в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи. Если же педагогическое сообщество не готово, то результаты могут быть не столько положительными, сколько скорее отрицательными. С точки зрения Н. М. Назаровой «в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление (или не преодоление)
системных проблем отечественного образования. В России к инклюзивному образованию учителя не только не готовят, но и процесс психолого-педагогического сопровождения идет отрывочно, в большинстве случаев бессистемно» [3, с.46]. Таким образом, актуальным вопросом на данном этапе введения и реализации инклюзивного образования становится процесс трансформации профессионального сознания педагогического сообщества.
Д. В. Ронзин рассматривает профессиональное сознание, как специфический индивидуально-психологический феномен, который представляет собой целостную систему взаимосвязанных профессионально-педагогических ценностей, оперативных знаний о функционировании педагогической системы и ее элементах, программ педагогических действий [4, с.28]. По мнению Е. Г. Юдиной профессиональное сознание это фундамент, на котором строится взаимодействие с ребенком и объединяет учителей с разными способностями, характерами, ценностями. Она отмечает, что профессиональное сознание включает в себя систему норм, сознательных и бессознательных установок и представлений, которые определяют позицию педагога по отношению к ребенку [6, с.16].
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
65
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таким образом, профессиональное сознание, образуя внутренний план деятельности педагога, пронизывает все сферы профессиональной деятельности, к передаваемым знаниям, направленности, сущности педагогического труда, детерминирует отношение к детям.
В большинстве европейских стран ключевую роль в работе с интегрированными учащимися со специальными образовательными потребностями играют школьные учителя. Дополнительная образовательная поддержка обеспечивается силами профессионалов, по преимуществу специальных педагогов [2, с.21].
Для всех стран преподаватели являются важным ресурсом, который может быть использован в процессе совершенствования системы образования. По данным мониторинга Министерства образования РФ доля учителей достигших пенсионного возраста, составляют 18% от общего педагогического сообщества, а молодых педагогов до 30 лет составляет 13%. Молодые кадры не остаются в системе образования, предпочитая более оплачиваемые и престижные вакансии.
Серьезной проблемой в процессе реализации инклюзивного образования становится кадровый голод. В системе общего образования наблюдается не только текучка специалистов СПС ввиду малой заработной платы, но и сокращение штатного расписания за счет специалистов, не осуществляющих непосредственно образовательный процесс (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги) [1, с.32]. Отсутствие этих специалистов в общеобразовательных школах делает процесс включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья «стихийным» и неустойчивым, что приведёт к негативным последствиям в развитии инклюзивного подхода в нашем образовании [5, с.18].
С целью изучения сформированности профессионального самосознания, готовности к инновационной деятельности специалистами ПМПК в 20112012 учебном году проведено психологическое обследование 62 педагогов Нерюнгринского района. В ходе психолого-педагогической диагностики нами использовались следующие методики: методика «Эмоциональный интеллект», «Самодиагностика: готов ли учитель к диалогу с учениками» (Т. Фролова), методика «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина), «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко), опросник «Индикаторы инклюзии», анкета «Саморазвитие педагогов».
Сформированность эмоционального интеллекта включает в себя: отношение к себе и к другим и способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии. Отношение к себе: внутренний эмоциональный интеллект, направленный на понимание себя. Отношение к другим: социальный эмоциональный интеллект, направленный на понимание собеседни-
ков. Отношение к жизни: экзистенциальный эмоциональный интеллект, делающий жизнь более гармоничной. Результаты диагностики педагогов выявили у 67% учителей высокий уровень развития эмоционального интеллекта. В ходе изучения отношения к себе у 7% учителей выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта. Эти педагоги подавляют эмоции, либо скрывают их, позволяют себе подолгу жить под воздействием отрицательных переживаний, которые иногда заставляют действовать себе во вред (ссориться, замыкаться в себе).
Большинство наших эмоций возникают из наших социальных связей, что не может не отражаться на педагогическом сознании и деятельности педагогов. Социальный интеллект у педагогов, прошедших психологическое обследование, сформирован на достаточно высоком уровне у 40%. Эмоциональный интеллект важен для принятия решений как в профессиональной деятельности, так и в качестве нашей жизни. У 56% педагогов сформировано на высоком уровне понимание важности положительного самоощущения и личностного развития как жизненных приоритетов. Рассматривая результаты изучения общего уровня эмоционального интеллекта у педагогов, можно отметить, что только у 3% учителей диагностирован низкий уровень эмоционального интеллекта. В результате возникает напряженность в отношениях с собой и, следовательно, в отношениях с другими. В ходе взаимодействия с детьми, у 93% педагогов отмечается тенденция к сотрудничеству. Способность педагогов к активному саморазвитию отмечается у 66%; у 34% учителей отсутствует сложившиеся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.
При изучении психологического портрета учителя, нами использована методика Г. В. Резапкиной «Психологический портрет учителя». Рассматривая приоритетные ценности учителя, можно отметить, что близки интересы учеников, их проблемы - 22% педагогов; важна поддержка коллег, их признание - 31% учителей; у 39% педагогов отмечается безразличное отношение к школе и ученикам. Эмоциональная стабильность, работоспособность, способность принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия отмечается у 40% педагогов; у 56% настроение может зависеть от внешних факторов, неблагополучное стечение обстоятельств может выбить их из колеи. В таком состоянии они могут проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия, что не может отрицательно не влиять на эффективность педагогической деятельности. Часто испытывают чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию 4% педагогов.
Рассматривая сформированность самооценки педагогов, отмечается позитивное самовосприятие у 48% учителей. У 39% самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других, позитивная
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
оценка труда и положительный настрой способствуют творческому взлету. Тринадцать процентов педагогов выявили, что им свойственно принижать значение своей личности, они легко примут определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.
Наличие авторитарных тенденций в стиле преподавания выявлено у 62% педагогов, что не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока, либеральный стиль преподавания диагностируется у 2% учителей. Демократический стиль преподавания, способствующий самостоятельности суждений учащихся, формирования позитивных личных качеств учеников выявлен у 26% педагогов.
Одной из серьёзных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный опыт, и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад, снижение интереса к профессиональной деятельности. Личностная отстраненность отмечается у 26% педагогов, эмоциональная опустошенность у 8%, отсутствие ощущения социальной поддержки у 42% учителей, редукция (снижение, обесценивание) личных достижений у 22% педагогов, редукция профессиональных обязанностей у 31% педагогов. Неудовлетворенность собой, «загнанность» на работе отмечают 33% педагогов. Педагогам необходима эмоционально-психологическая поддержка, формирование мотивации -как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.
Далеко не все учителя положительно относятся к таким реформам, не все владеют навыками, необходимыми для того, чтобы вести урок в «инклюзивном» классе, где дети требуют индивидуально-ориентированного подхода. Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса. Психологическую готовность педагогов к принятию системного нововведения относят к наиболее важному условию осуществления инноваций. Опросник «Индикаторы инклюзии» выявил недостаточный уровень взаимодействия педагогов с родителями,- 59% учителей считают, что родители не участвуют в жизни школы и не помогают учителям. Однако родители могут быть в определенных ситуациях тьютерами, что повышает их роль в образовательном пространстве школ и детских садов. По мнению 14% педагогов учителя на низком уровне взаимодействуют друг с другом, они не ощущают помощь от коллег.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, включенный в процесс образования в общеобразовательной школе, детском саду, должен стать полноценным, полноправным членом сообщества. Проведенные исследования показывают недостаточную, а в некоторых случаях и низкую готовность педагогов конструктивно взаимодействовать с детьми,
родителями, принимать их такими, какими они являются.
Учитывая, что в образовании и обучении детей основная роль принадлежит педагогам, необходима разработка и реализация программы оказания помощи, как педагогам, так и специалистам СПС. Психолого-медико-педагогическая комиссия Нерюнгринского района в рамках республиканской экспериментальной площадки проводит комплекс мероприятий, направленных на создание единого инклюзивного пространства в Нерюнгрин-ском районе, ознакомление и обучение педагогов, специалистов СПС ОУ конкретным методам и приемам коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения, раскрытие потенциальных возможностей обучения «нетипичных» детей, понимание особенностей психического развития детей, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности.
Специалисты ПМПК проводят практико-ориентированные семинары, тренинги, деловые игры, круглые столы, совместные проекты. Готовится к выпуску сборник по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке детей с ОВЗ и детей инвалидов для педагогов и специалистов СПС ОУ в процессе внедрения инклюзивного образования в Нерюнгринском районе.
Педагогам в процессе реализации принципов и основных задач инклюзивного образования необходимо изучить психолого-педагогические особенности учащихся с особыми потребностями, что ставит перед специалистами ПМПК психолого-педагогического просвещения, психопрофилактической деятельности с педагогами, администрацией школ. В процессе психолого-педагогического сопровождения и поддержки внедрений инклюзивного образования в Нерюнгрин-ском районе, специалисты ПМПК обучали педагогов технологиям, обеспечивающим равные возможности в усвоении знаний и формировании учебных навыков, умений путем варьирования условий подачи материала и способов его усвоения. Психологи ПМПК в ходе сопровождения способствовали восприятию детей с ОВЗ и детей инвалидов, как любых других детей в классе, воспитывали в детях толерантность. Работа с родительской общественностью велась на уровне городской общественности. Специалисты ПМПК активно сотрудничают со специалистами детской поликлиники, КДН и т.д.
В 2012-2013 учебном году проведена промежуточная диагностика учителей средних школ по сфор-мированности профессионального самосознания, готовности к внедрению и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе. Проведенное исследование выявило, что остаются проблемы доступности детей инвалидов в ОУ, что отмечают 87% педагогов. Снизился уровень эмоционального выгорания педагогов, высокий уровень отмечают 42% опрошенных учителей (в 2011 году - 60% педагогов),
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
67
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
межличностных взаимоотношений - 18% (в 2011 году -38%). Снизился уровень отсутствия ощущения помощи от коллег педагогами на 6%. Психологический комфорт как положительный определяют для себя 61%, скорее согласны с этим 35%.
Остается проблема в индивидуализации обучения. Пятьдесят процентов учителей помогают тем, кто нуждается в помощи, 49% делают это от случая к случаю. Восемнадцать процентов отмечают, что на уроках существует негативизм в отношении некоторых учеников, тем же им отвечают и обучающиеся. Считают, что родители не участвуют в жизни школы и не помогают учителям 25% учителей, скорее с этим согласны 62% педагогов.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. На наш взгляд, необходимо создание диагностического комплекса, направленного на выявление ценностных ориентаций и личностных ресурсов, позволяющего отбирать педагогов, способных решать задачи инклюзивного образования.
Специалисты ПМПК в процессе психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации инклюзивного образования в образовательное пространство Нерюнгринского района способствуют созданию адекватного отношения к появлению особого ребенка: формирование симпатии, интереса и желания учить такого ребенка, налаживанию взаимодействия с родителями и близким окружением, организации сотрудничества и партнерства. Мероприятия ПМПК направлены на актуализацию и развитие качеств, создающих профессионально-личностной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ, обеспечение дифференциального и индивидуально-личностного подхода, развитие нравственной рефлексии. Психолого-педагогическое сопрово-
ждение ПМПК внедрения инклюзивного образования в Нерюнгринском районе способствуют формированию профессионального сознания педагогов, профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, созданию эффективной системы обучения, развития.
Реализация системы инклюзивного образования в Нерюнгринском районе станет возможной при серьезной трансформации педагогического самосознания, взглядов педагогов на систему воспитания и обучения, систему общественных взаимоотношений. Все это требует от педагога систематического приобретения новых знаний, совершенствования практических умений, расширения профессиональных возможностей, постоянного профессионального и личностного роста.
Литература
1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ, 2010.
2. Малофеев Н. Н. Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта. М.: ИКП РАО, 2007.
3. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образо-
вание: генезис и проблемы внедрения. Материалы Интернет-конференции «Современные дети: какие они?» -[Сайт]. URL: http://www.mgpu.ru/artide.php?artide=129
(дата обращения: 4.04.2013).
4. Ронзин Д. В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психологический журнал.- 1991.- Т. 12, № 4.
5. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психологическая наука и образование.- 2010.- № 1.- С.5-12.
6. Юдина Е. Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология.- 2009.- Т 2, № 2.
68
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013