УДК 371.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2019 Е. И. Носырева
преподаватель кафедры коррекционной педагогики e-mail:nosyrevaekaterina@yandex. ги
Россия, Архангельск, ГАОУДПО «Архангельский областной институт открытого
образования» (АО ИОО)
В статье рассматриваются формы психолого-педагогического сопровождения групп компенсирующей направленности с оказанием квалифицированной коррекции зрения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Приведены особенности детей с нарушением зрения, представлены такие формы взаимодействия специалистов и педагогов, как малый педагогический совет и психолого-медико-педагогический консилиум. Рассматриваются требования к стимульному материалу во время диагностики детей с нарушением зрения. Статья адресована педагогам, специалистам, работающим в дошкольном учреждении, а также студентам, обучающимся по направлению Специальное (дефектологическое) образование.
Ключевые слова: нарушение зрения, малый педагогический совет, ПМПк, особые образовательные потребности, Адаптированная основная образовательная программа.
Дети с нарушением зрения имеют особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы и личности. Дошкольники испытывают трудности в:
• восприятии и наблюдении предметов и явлений окружающей действительности;
• оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления;
• ориентировке в пространстве;
• осмыслении и понимании эмоциональных состояний людей;
• восприятии признаков предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.);
• нахождении слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета (при резко выраженной близорукости или дальнозоркости);
• выражении эмоций и чувств с помощью мимики [Левченко и соавт. 2003].
В поведении детей довольно часто наблюдается неуверенность, тревожность и импульсивность. Все эти особенности приводят к нарушению процесса социальной перцепции и пониманию окружающих людей [Там же].
В дошкольном образовательном учреждении воспитанники с нарушением зрения получают комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Для оказания эффективной помощи ребенку сопровождение проходит в процессе взаимодействия воспитателя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, медицинского персонала, администрации. Взаимодействие осуществляется посредством таких форм, как: малый педагогический совет, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Малый педагогический совет проходит в каждой группе компенсирующей
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
направленности с оказанием квалифицированной коррекции зрения три раза в год: в октябре, январе и апреле. На подготовительном этапе педагоги и специалисты проводят обследование дошкольников, а затем проводится заседание малого педагогического совета. В процессе заседания педагоги и специалисты анализируют зону актуального и ближайшего развития каждого ребенка. Учитель-дефектолог делает акцент на развитии познавательной сферы ребенка, педагог-психолог - на развитии эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, воспитатели - на овладение детьми адаптированной основной образовательной программы, учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, врач-офтальмолог и медсестра-ортоптистка представляют данные об остроте зрения и рекомендации.
ПМПк проводится в ситуации, когда кто-то из детей не усваивает адаптированную основную образовательную программу с целью углубленной диагностики и составлением индивидуальной программы развития, учитывающей его особые образовательные потребности, возрастные и индивидуальные особенности [Нам, Селихова 2008].
На предварительном этапе председатель ПМПк ставит в известность родителей о необходимости обсуждения трудностей ребенка, они дают свое согласие на проведение заседания. Далее специалисты проводят диагностику ребенка [Письмо Министерства 2000].
Во время диагностики дошкольников с нарушением зрения важно учитывать требования к предъявлению стимульного материала:
• матовая поверхность изображения (если материал заламинирован);
• четкость;
• контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к
фону;
• пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
• соотношение с реальным цветом объектов;
• высокий цветовой контраст;
• четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов;
• величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом;
• фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания;
• в цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона [Левченко и соавт. 2003].
После обследования происходит заседание ПМПк, в процессе которого каждый специалист описывает зону актуального развития ребенка, предполагаются возможные причины состояния ребенка, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа развития. Результаты заседания сообщаются родителям ребенка: знакомят с индивидуальной программой развития и даются рекомендации [Письмо Министерства 2000].
Затем происходит реализация индивидуальной программы развития с участием педагогов и специалистов, деятельность которых прописана в программе. Через три (четыре) месяца происходит второе заседание ПМПк с целью выявления динамики в развитии ребёнка. Если динамика не наблюдается, вносятся изменения в программу, а при необходимости ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) [Нам, Селихова 2008].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Носырева Е. И. Психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях дошкольной образовательной организации
в дошкольной образовательной организации комбинированного вида в группах компенсирующей направленности с оказанием квалифицированной коррекции зрения реализуется посредством малых педагогических советов и деятельности ПМПк.
Библиографический список
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27 / 901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2003. 230 с.
Нам А.Б., Селихова Т.А. Система психолого-медико-педагогических консилиумов как продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по комплексному сопровождению ребенка // Администратор образования. 2008. №15. С. 39-44.