11 3
ЛИТЕРАТУРА
1. База данных открытых источников MySQL // http://www.mysql.com/
2. Ершов А.П., Монахов В.М. Основы информационной и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1986.
3. Калверт Ч. Borland C++Builder. Энциклопедия пользователя. К.: ДиаСофт, 1997.
4. Крейг А. Borland C++ 5: Освой самостоятельно. М.: Восточная Книжная Компания, 1997.
5. Официальный сайт информационной компании Oracle // http://www.oracle.com/
6. Официальный сайт компании Borland // http://www.borland.com/
7. Официальный сайт компании IBM // http://www.ibm.com/
8. Официальный сайт компании Micfosoft // http://www.microsoft.com/
9. Официальный сайт ООО «Медицинские компьютерные технологии» // http://www. medcomtech.ru/
10. Хендерсон К. Delphi 3 и системы клиент/сервер: Руководство разработчика. К.: Диалектика, 1997.
Ш
11. Хендерсон К. Руководство разработчика баз данных в Delphi 2. К.: Диалектика, 1996. „о
(J
to J
яг
КАРПЕНКО В.А. z
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА 1П
ПРЕДПРИЯТИИ
N
Необходимость и актуальность организации управления интеллектуальной собственнос- О тью объясняются тем, что любую экономическую стратегию, выстроенную без учета интел- су лектуальной собственности, нельзя считать оптимальной, так как использование интеллектуальной собственности в сфере производства дает существенную дополнительную прибыль. Введение результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-пра- 2 вовой оборот имеет большое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Даже при недостаточной насыщенности Российских ££ предприятий объектами интеллектуальной собственности, неоптимальной их структуре и неполном использовании доходность этих объектов довольно высока - она в 2, 4 раза превы-
О
ф
шает среднюю доходность материальных активов. о Под управлением интеллектуальной собственностью понимается совокупность действий ° и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного планирования, организации и ф
контроля процессов формирования, развития и использования интеллектуальной собствен- ^ ности предприятия с целью достижения максимального результата от их использования при ^
минимизации затрат на эти активы. <
Основная задача управления интеллектуальной собственностью предприятия состоит ^
в сохранении, развитии интеллектуального потенциала как стратегического ресурса пред- о
приятия и повышении его конкурентоспособности и экономической безопасности за счет о удовлетворения потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации объектов интел лектуальной собственности.
Среди ключевых вопросов осуществления политики предприятия по управлению интел- о лектуальными ресурсами необходимо выделить следующие: 1. Определение стратегии и так
тики по приобретению и созданию объектов интеллектуальной собственности. 2. Проведе- £ ние их полной инвентаризации и постановка на учет. 3. Обеспечение правовой защиты всех ф созданных коммерчески ценных технических, организационных и экономических решений
и их страхование. 4. Разработка экономически обоснованных цен на объекты интеллекту- ^ альной собственности. 5. Коммерческое использование прав на продукты интеллектуальной ®
деятельности. 6. Формирование мотивации и стимулов для повышения эффективности рабо- |
ты сотрудников организации в сфере создания, правовой защиты и использования интеллек- £
туальной собственности. 7. Проведение постоянных патентных исследований в направле- 9 ниях, сопряженных с номенклатурой основной товарной продукции, с целью непрерывного
отслеживания границ владения, приобретения и передачи прав на объект интеллектуальной собственности, задействованных в своем производстве и у конкурентов. Остановимся на каждом подробнее.
1. Определение стратегии и тактики по приобретению и созданию объектов интеллектуальной собственности заключается в ориентации бизнеса (специализации), планах и целях развития фирмы, стратегическом планировании.
В общем виде политика в области интеллектуальной собственности направлена на достижение стратегических целей организации, главным образом на защиту инвестиций и не может существовать в отрыве от общей стратегии поведения предприятия на рынке.
Прежде чем приступать к разработке или внедрению какой-либо новинки, необходимо выявить все известные аналоги, определить тенденции развития в данной области техники, удостовериться, не подпадает ли разрабатываемый объект под действие исключительных прав так называемых третьих лиц. ^ Следует выделить следующие основные факторы, определяющие стратегию управления и интеллектуальной собственностью фирмы:
о маркетинговая стратегия; объемы производства; емкостью рынков сбыта, как существую® щего, так и потенциального; наличие или отсутствие конкурентов; отрасль деятельности.
2. Проведение полной инвентаризации и постановка на учет объектов интеллектуаль-? ной собственности осуществляется согласно Международному стандарту финансовой отчет-^ ности - МСФО 38 от 1998г. «Нематериальные активы» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных Ш активов». От постановки объектов интеллектуальной собственности на учет предприятие | имеет следующие выгоды:
I- - улучшаются показатели ликвидности и кредитоспособности;
^ - нематериальные активы амортизируются, списываются в затраты, тем самым уменьшая □ прибыль, а следовательно, и налог на прибыль;
^ - учет объектов интеллектуальной собственности также помогает оптимизировать налоговую базу в части налога на имущество. Вступила в действие новая часть Налогового кодекса, в которой из налогооблагаемой базы по налогу на имущество исключена ин-о теллектуальная собственность. Раньше одним из барьеров для создания капитализи-| рованной интеллектуальной собственности была цена вопроса, т.к. при постановке на
0 баланс интеллектуальной собственности по реальной рыночной стоимости налогопла-ш тельщик обязан был оплатить 2% налога от стоимости, даже если она не используется в
1 хозяйственном обороте. Сейчас этой проблемы нет;
о - увеличивается уставной капитал, выпускаются дополнительные акции, от продажи ко-о торых предприятие получает дополнительные оборотные средства; ^ - согласно законодательству разрешено вносить права на объекты интеллектуальной
собственности в качестве залога. £1 3. Обеспечение правовой защиты и страхование всех созданных коммерчески ценных < технических, организационных и экономических решений необходимо, т.к. оставленное без о охраны полезное изобретение может быть утрачено в пользу более крупных конкурентов, ф которые имеют лучшие возможности для коммерциализации продукта или услуги за более о доступную цену, оставляя настоящего изобретателя или автора без финансовой выгоды или о вознаграждения. Охрана интеллектуальной собственности какой-либо компании является ¡2 важным шагом для преобразования идей в деловые активы с реальной рыночной стоимос-
0 тью. К сожалению, на сегодняшний день Россия в области охраны интеллектуальной собс-^ твенности в мировом рейтинге занимает 69 место [2].
| Охрана интеллектуальной собственности помогает в следующем: препятствовать конку-^ рентам копировать или подделывать продукты или услуги компании; избегать непроизводительных капиталовложений в исследования, разработки и маркетинг; создавать лицо компа-
1 нии путем регистрации товарных знаков; заключать соглашения о лицензиях и франшизах, ф основанных на интеллектуальной собственности, а значит и получать дополнительный до-| ход от использования объектов интеллектуальной собственности; повышать рыночную сто-о имость компании путем создания брэнда.
9 4. Разработка экономически обоснованных цен на объекты интеллектуальной собствен-^ ности.
Целями оценки объектов интеллектуальной собственности становятся следующие: включение объектов интеллектуальной собственности в уставной капитал (более 60 % всех оценок выполняется именно с этой целью); обоснование расчета цены за право использования объекта интеллектуальной собственности в связи с ожидаемым заключением лицензионного договора; определение размера вознаграждения автора результатов интеллектуальной деятельности; получение банковского кредита под залог исключительных прав владельца интеллектуальной собственности (в российской практике такая оценка не встречается из-за несовершенства законодательства); составление бизнес-плана с целью привлечения инвестиций; страхование интеллектуальной собственности; обоснование расчета компенсации за ущерб, нанесенный нарушителем исключительных прав.
Под термином «оценка» следует понимать установление наиболее вероятной цены продажи или покупки объекта оценки на основе анализа динамики сил спроса и предложения на соответствующем рынке.
В международной практике для оценки интеллектуальной собственности используются
Ш
три подхода - это затратный, рыночный и доходный. ^
В основе затратного подхода лежит учет стоимости фактических затрат (расходов) на ц
(О X
создание, правовую охрану, приобретение и использование оцениваемого объекта интеллек туальной собственности за прошедший период с учетом инфляции и всех потерь. Оконча тельная стоимость объекта интеллектуальной собственности по этому методу определяется ?
как сумма затрат с учетом прибыли и средней нормы рентабельности по отрасли. ^
Преимуществом затратного метода является простота алгоритма, а также объективность Ш
данных, которые являются фактическими расходами на разработку, охрану и подготовку объ- |
екта интеллектуальной собственности к реализации на рынке. Вместе с тем данный метод не Ь
N □
□
Ш
О
учитывает информацию о рыночной конъюнктуре аналогичных продуктов. Указанный недо
статок устраняется при использовании рыночного метода. □
Доходный метод строится на экономическом принципе ожидания. При этом стоимость ^ объекта определяется как его способность приносить доход в будущем покупателю или инвестору и приравнивается к текущей стоимости чистого дохода, который может быть полу
чен от использования оцениваемого объекта за экономически обоснованный срок службы. о
Основным преимуществом доходного метода является то, что он позволяет учесть ожидаемые |
финансовые поступления, поэтому лучше выражает сущность интеллектуального капитала, о
чем затратный и рыночный подходы. Недостатком метода является высокая степень неопре- ®
деленности при прогнозе основных параметров. х
В рыночном подходе используется метод прямого сравнения продаж, который предпо- д
лагает определение стоимости объекта интеллектуальной собственности по цене сделок о
купли-продажи аналогичных объектов с учетом поправок на их различие. Этот метод имеет ^
ограниченное применение в силу уникальности и специфики самих объектов, разнообразия ™
условий коммерческих сделок и конфиденциальности сведений по ним. Тем не менее, рыноч- а
ный метод обладает существенными преимуществами. Во-первых, информация, используемая <
при установлении цены, отражает реальную рыночную стоимость объекта интеллектуальной о
собственности. Во-вторых, цена, установленная рыночным методом, отражает конкурентос- ^
пособность объекта интеллектуальной собственности на рынке. В-третьих, рыночный метод о
установления цены не требует больших затрат на изучение спроса и предложения, так как о цены фактически совершенных сделок учитывают ситуацию на рынке.
5. Коммерческое использование прав на продукты интеллектуальной деятельности пред- о
полагает любые способы извлечения из объектов интеллектуальной собственности макси- ^
мального дохода. |
Автор предлагает выделить следующие формы вовлечения в хозяйственный оборот объ- ^ ектов интеллектуальной собственности: выпуск собственной инновационной продукции;
вложение интеллектуального капитала в уставные фонды отечественных и совместных пред- §
приятий; продажа прав собственности; продажа лицензий; продажа авторских прав; выпуск ф
и продажа государственных и корпоративных интеллектуальных облигаций на фондовых |
рынках России и зарубежных стран; выпуск и обращение акций собственниками интеллек- о
туальной собственности в соответствии с ее стоимостной оценкой; получение банковских 9
кредитов под залог оцененной интеллектуальной собственности. ^
11 в
6. Формирование мотивации и стимулов для повышения заинтересованности сотрудников компании в сфере создания, правовой защиты и использования ИС.
Успех в развитии фирмы зависит от конкретных людей, и их коллективных действий, а не от финансовых ресурсов фирмы. Поэтому следует разрабатывать тактику мотивации сотрудников, занятых в сфере интеллектуальной деятельности, ориентировать их на создание нового продукта фирмы.
7. Проведение постоянных патентных исследований в направлениях, сопряженных с номенклатурой основной товарной продукции, с целью непрерывного отслеживания границ владения, приобретения и передачи прав на объект интеллектуальной собственности, задействованных в своем производстве и у конкурентов.
В настоящее время интеллектуальная собственность рассматривается уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе. Так «Hewlett Раскай» обошел конкурентов на рынке струйных принтеров, вложив значительные средства в лабораторные исследования и защитив резуль-^ таты разработок большим количеством патентов. Отечественные разработки всегда отли-ь чались высоким интеллектуальным уровнем. Поэтому сейчас российским производителям щ крайне важно не упустить возможность законным путем монополизировать соответствующие секторы товарного рынка. В противном случае это сделают конкуренты.
Учитывая, что доходы от использования результатов НИР, значительно снижаются в Z случае незаконного использования конкурентами, ИС стала использоваться не только как ^ оборонное, но и как наступательное оружие в конкурентной борьбе. Примером успешного ^ использования ИС в корпоративной стратегии можно привести фирму «Texas Instruments»
0 (США). В шестидесятых годах эта компания составляла свой «патентный портфель» исключительно как оборонное орудие. Однако, к середине 80-х годов фирма изменила тактику на
N наступательную и стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее интеллекту-q альную собственность. Урегулирование предъявленных исков помогло «Texas Instruments» Ш получить значительные доходы. В 1991 г. поступления составили 256 млн. долл. Общий до-«л, ход, полученный компанией за 1986-1993 г. от пользования ИС составил 1,2 млрд. долл.
Создание на предприятиях эффективного управления объектами интеллектуальной £ собственности позволит существенно увеличить доходность интеллектуальной деятельнос-s ти. Для этого требуются новые экономические, правовые и организационные механизмы уп-q равления. Таким образом, можно считать, что в настоящее время происходят зарождение и со активное развитие такой науки, как «экономика интеллектуальной собственности», призван-
1
>
ной сформировать системный взгляд на управление объектами нематериального характера и о предложить руководителям действенный управленческий инструментарий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусов Р.А., Гапоненко А.Л., Дульщиков Ю.С. Общий и специальный менеджмент. М.: Изд-g. во РАГС, 2000.
< 2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. о 3. Полторак А.Л. Основы интеллектуальной собственности. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. о 4. Уколов В.Ф. Теория управления. М.: Экономика, 2004.
о о о.
о ф
со
О Ф т
КАЦАПОВА В.В., КРЫХАНОВ И.В., КИШЕВА З.А.
МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ЕГО
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
| В условиях становления рыночных отношений управление сельскохозяйственным пред° приятием предполагает переработку огромного количества информации: экономической, § общественно-политической (условия, сопровождающие развитие рыночной экономики), правовой (нормативные документы), социальной и другие. Очевидно, что руководитель се-