Научная статья на тему 'Управление интеллектуальной собственностью на предприятии'

Управление интеллектуальной собственностью на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3251
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко В. А.

Необходимость и актуальность организации управления интеллектуальной собственностью объясняются тем, что любую экономическую стратегию, выстроенную без учета интеллектуальной собственности, нельзя считать оптимальной, так как использование интеллектуальной собственности в сфере производства дает существенную дополнительную прибыль. Введение результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот имеет большое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Даже при недостаточной насыщенности Российских предприятий объектами интеллектуальной собственности, неоптимальной их структуре и неполном использовании доходность этих объектов довольно высока она в 2, 4 раза превышает среднюю доходность материальных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальной собственностью на предприятии»

11 3

ЛИТЕРАТУРА

1. База данных открытых источников MySQL // http://www.mysql.com/

2. Ершов А.П., Монахов В.М. Основы информационной и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1986.

3. Калверт Ч. Borland C++Builder. Энциклопедия пользователя. К.: ДиаСофт, 1997.

4. Крейг А. Borland C++ 5: Освой самостоятельно. М.: Восточная Книжная Компания, 1997.

5. Официальный сайт информационной компании Oracle // http://www.oracle.com/

6. Официальный сайт компании Borland // http://www.borland.com/

7. Официальный сайт компании IBM // http://www.ibm.com/

8. Официальный сайт компании Micfosoft // http://www.microsoft.com/

9. Официальный сайт ООО «Медицинские компьютерные технологии» // http://www. medcomtech.ru/

10. Хендерсон К. Delphi 3 и системы клиент/сервер: Руководство разработчика. К.: Диалектика, 1997.

Ш

11. Хендерсон К. Руководство разработчика баз данных в Delphi 2. К.: Диалектика, 1996. „о

(J

to J

яг

КАРПЕНКО В.А. z

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА 1П

ПРЕДПРИЯТИИ

N

Необходимость и актуальность организации управления интеллектуальной собственнос- О тью объясняются тем, что любую экономическую стратегию, выстроенную без учета интел- су лектуальной собственности, нельзя считать оптимальной, так как использование интеллектуальной собственности в сфере производства дает существенную дополнительную прибыль. Введение результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-пра- 2 вовой оборот имеет большое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Даже при недостаточной насыщенности Российских ££ предприятий объектами интеллектуальной собственности, неоптимальной их структуре и неполном использовании доходность этих объектов довольно высока - она в 2, 4 раза превы-

О

ф

шает среднюю доходность материальных активов. о Под управлением интеллектуальной собственностью понимается совокупность действий ° и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного планирования, организации и ф

контроля процессов формирования, развития и использования интеллектуальной собствен- ^ ности предприятия с целью достижения максимального результата от их использования при ^

минимизации затрат на эти активы. <

Основная задача управления интеллектуальной собственностью предприятия состоит ^

в сохранении, развитии интеллектуального потенциала как стратегического ресурса пред- о

приятия и повышении его конкурентоспособности и экономической безопасности за счет о удовлетворения потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации объектов интел лектуальной собственности.

Среди ключевых вопросов осуществления политики предприятия по управлению интел- о лектуальными ресурсами необходимо выделить следующие: 1. Определение стратегии и так

тики по приобретению и созданию объектов интеллектуальной собственности. 2. Проведе- £ ние их полной инвентаризации и постановка на учет. 3. Обеспечение правовой защиты всех ф созданных коммерчески ценных технических, организационных и экономических решений

и их страхование. 4. Разработка экономически обоснованных цен на объекты интеллекту- ^ альной собственности. 5. Коммерческое использование прав на продукты интеллектуальной ®

деятельности. 6. Формирование мотивации и стимулов для повышения эффективности рабо- |

ты сотрудников организации в сфере создания, правовой защиты и использования интеллек- £

туальной собственности. 7. Проведение постоянных патентных исследований в направле- 9 ниях, сопряженных с номенклатурой основной товарной продукции, с целью непрерывного

отслеживания границ владения, приобретения и передачи прав на объект интеллектуальной собственности, задействованных в своем производстве и у конкурентов. Остановимся на каждом подробнее.

1. Определение стратегии и тактики по приобретению и созданию объектов интеллектуальной собственности заключается в ориентации бизнеса (специализации), планах и целях развития фирмы, стратегическом планировании.

В общем виде политика в области интеллектуальной собственности направлена на достижение стратегических целей организации, главным образом на защиту инвестиций и не может существовать в отрыве от общей стратегии поведения предприятия на рынке.

Прежде чем приступать к разработке или внедрению какой-либо новинки, необходимо выявить все известные аналоги, определить тенденции развития в данной области техники, удостовериться, не подпадает ли разрабатываемый объект под действие исключительных прав так называемых третьих лиц. ^ Следует выделить следующие основные факторы, определяющие стратегию управления и интеллектуальной собственностью фирмы:

о маркетинговая стратегия; объемы производства; емкостью рынков сбыта, как существую® щего, так и потенциального; наличие или отсутствие конкурентов; отрасль деятельности.

2. Проведение полной инвентаризации и постановка на учет объектов интеллектуаль-? ной собственности осуществляется согласно Международному стандарту финансовой отчет-^ ности - МСФО 38 от 1998г. «Нематериальные активы» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных Ш активов». От постановки объектов интеллектуальной собственности на учет предприятие | имеет следующие выгоды:

I- - улучшаются показатели ликвидности и кредитоспособности;

^ - нематериальные активы амортизируются, списываются в затраты, тем самым уменьшая □ прибыль, а следовательно, и налог на прибыль;

^ - учет объектов интеллектуальной собственности также помогает оптимизировать налоговую базу в части налога на имущество. Вступила в действие новая часть Налогового кодекса, в которой из налогооблагаемой базы по налогу на имущество исключена ин-о теллектуальная собственность. Раньше одним из барьеров для создания капитализи-| рованной интеллектуальной собственности была цена вопроса, т.к. при постановке на

0 баланс интеллектуальной собственности по реальной рыночной стоимости налогопла-ш тельщик обязан был оплатить 2% налога от стоимости, даже если она не используется в

1 хозяйственном обороте. Сейчас этой проблемы нет;

о - увеличивается уставной капитал, выпускаются дополнительные акции, от продажи ко-о торых предприятие получает дополнительные оборотные средства; ^ - согласно законодательству разрешено вносить права на объекты интеллектуальной

собственности в качестве залога. £1 3. Обеспечение правовой защиты и страхование всех созданных коммерчески ценных < технических, организационных и экономических решений необходимо, т.к. оставленное без о охраны полезное изобретение может быть утрачено в пользу более крупных конкурентов, ф которые имеют лучшие возможности для коммерциализации продукта или услуги за более о доступную цену, оставляя настоящего изобретателя или автора без финансовой выгоды или о вознаграждения. Охрана интеллектуальной собственности какой-либо компании является ¡2 важным шагом для преобразования идей в деловые активы с реальной рыночной стоимос-

0 тью. К сожалению, на сегодняшний день Россия в области охраны интеллектуальной собс-^ твенности в мировом рейтинге занимает 69 место [2].

| Охрана интеллектуальной собственности помогает в следующем: препятствовать конку-^ рентам копировать или подделывать продукты или услуги компании; избегать непроизводительных капиталовложений в исследования, разработки и маркетинг; создавать лицо компа-

1 нии путем регистрации товарных знаков; заключать соглашения о лицензиях и франшизах, ф основанных на интеллектуальной собственности, а значит и получать дополнительный до-| ход от использования объектов интеллектуальной собственности; повышать рыночную сто-о имость компании путем создания брэнда.

9 4. Разработка экономически обоснованных цен на объекты интеллектуальной собствен-^ ности.

Целями оценки объектов интеллектуальной собственности становятся следующие: включение объектов интеллектуальной собственности в уставной капитал (более 60 % всех оценок выполняется именно с этой целью); обоснование расчета цены за право использования объекта интеллектуальной собственности в связи с ожидаемым заключением лицензионного договора; определение размера вознаграждения автора результатов интеллектуальной деятельности; получение банковского кредита под залог исключительных прав владельца интеллектуальной собственности (в российской практике такая оценка не встречается из-за несовершенства законодательства); составление бизнес-плана с целью привлечения инвестиций; страхование интеллектуальной собственности; обоснование расчета компенсации за ущерб, нанесенный нарушителем исключительных прав.

Под термином «оценка» следует понимать установление наиболее вероятной цены продажи или покупки объекта оценки на основе анализа динамики сил спроса и предложения на соответствующем рынке.

В международной практике для оценки интеллектуальной собственности используются

Ш

три подхода - это затратный, рыночный и доходный. ^

В основе затратного подхода лежит учет стоимости фактических затрат (расходов) на ц

(О X

создание, правовую охрану, приобретение и использование оцениваемого объекта интеллек туальной собственности за прошедший период с учетом инфляции и всех потерь. Оконча тельная стоимость объекта интеллектуальной собственности по этому методу определяется ?

как сумма затрат с учетом прибыли и средней нормы рентабельности по отрасли. ^

Преимуществом затратного метода является простота алгоритма, а также объективность Ш

данных, которые являются фактическими расходами на разработку, охрану и подготовку объ- |

екта интеллектуальной собственности к реализации на рынке. Вместе с тем данный метод не Ь

N □

Ш

О

учитывает информацию о рыночной конъюнктуре аналогичных продуктов. Указанный недо

статок устраняется при использовании рыночного метода. □

Доходный метод строится на экономическом принципе ожидания. При этом стоимость ^ объекта определяется как его способность приносить доход в будущем покупателю или инвестору и приравнивается к текущей стоимости чистого дохода, который может быть полу

чен от использования оцениваемого объекта за экономически обоснованный срок службы. о

Основным преимуществом доходного метода является то, что он позволяет учесть ожидаемые |

финансовые поступления, поэтому лучше выражает сущность интеллектуального капитала, о

чем затратный и рыночный подходы. Недостатком метода является высокая степень неопре- ®

деленности при прогнозе основных параметров. х

В рыночном подходе используется метод прямого сравнения продаж, который предпо- д

лагает определение стоимости объекта интеллектуальной собственности по цене сделок о

купли-продажи аналогичных объектов с учетом поправок на их различие. Этот метод имеет ^

ограниченное применение в силу уникальности и специфики самих объектов, разнообразия ™

условий коммерческих сделок и конфиденциальности сведений по ним. Тем не менее, рыноч- а

ный метод обладает существенными преимуществами. Во-первых, информация, используемая <

при установлении цены, отражает реальную рыночную стоимость объекта интеллектуальной о

собственности. Во-вторых, цена, установленная рыночным методом, отражает конкурентос- ^

пособность объекта интеллектуальной собственности на рынке. В-третьих, рыночный метод о

установления цены не требует больших затрат на изучение спроса и предложения, так как о цены фактически совершенных сделок учитывают ситуацию на рынке.

5. Коммерческое использование прав на продукты интеллектуальной деятельности пред- о

полагает любые способы извлечения из объектов интеллектуальной собственности макси- ^

мального дохода. |

Автор предлагает выделить следующие формы вовлечения в хозяйственный оборот объ- ^ ектов интеллектуальной собственности: выпуск собственной инновационной продукции;

вложение интеллектуального капитала в уставные фонды отечественных и совместных пред- §

приятий; продажа прав собственности; продажа лицензий; продажа авторских прав; выпуск ф

и продажа государственных и корпоративных интеллектуальных облигаций на фондовых |

рынках России и зарубежных стран; выпуск и обращение акций собственниками интеллек- о

туальной собственности в соответствии с ее стоимостной оценкой; получение банковских 9

кредитов под залог оцененной интеллектуальной собственности. ^

11 в

6. Формирование мотивации и стимулов для повышения заинтересованности сотрудников компании в сфере создания, правовой защиты и использования ИС.

Успех в развитии фирмы зависит от конкретных людей, и их коллективных действий, а не от финансовых ресурсов фирмы. Поэтому следует разрабатывать тактику мотивации сотрудников, занятых в сфере интеллектуальной деятельности, ориентировать их на создание нового продукта фирмы.

7. Проведение постоянных патентных исследований в направлениях, сопряженных с номенклатурой основной товарной продукции, с целью непрерывного отслеживания границ владения, приобретения и передачи прав на объект интеллектуальной собственности, задействованных в своем производстве и у конкурентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время интеллектуальная собственность рассматривается уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе. Так «Hewlett Раскай» обошел конкурентов на рынке струйных принтеров, вложив значительные средства в лабораторные исследования и защитив резуль-^ таты разработок большим количеством патентов. Отечественные разработки всегда отли-ь чались высоким интеллектуальным уровнем. Поэтому сейчас российским производителям щ крайне важно не упустить возможность законным путем монополизировать соответствующие секторы товарного рынка. В противном случае это сделают конкуренты.

Учитывая, что доходы от использования результатов НИР, значительно снижаются в Z случае незаконного использования конкурентами, ИС стала использоваться не только как ^ оборонное, но и как наступательное оружие в конкурентной борьбе. Примером успешного ^ использования ИС в корпоративной стратегии можно привести фирму «Texas Instruments»

0 (США). В шестидесятых годах эта компания составляла свой «патентный портфель» исключительно как оборонное орудие. Однако, к середине 80-х годов фирма изменила тактику на

N наступательную и стала преследовать компании, незаконно использовавшие ее интеллекту-q альную собственность. Урегулирование предъявленных исков помогло «Texas Instruments» Ш получить значительные доходы. В 1991 г. поступления составили 256 млн. долл. Общий до-«л, ход, полученный компанией за 1986-1993 г. от пользования ИС составил 1,2 млрд. долл.

Создание на предприятиях эффективного управления объектами интеллектуальной £ собственности позволит существенно увеличить доходность интеллектуальной деятельнос-s ти. Для этого требуются новые экономические, правовые и организационные механизмы уп-q равления. Таким образом, можно считать, что в настоящее время происходят зарождение и со активное развитие такой науки, как «экономика интеллектуальной собственности», призван-

1

>

ной сформировать системный взгляд на управление объектами нематериального характера и о предложить руководителям действенный управленческий инструментарий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов Р.А., Гапоненко А.Л., Дульщиков Ю.С. Общий и специальный менеджмент. М.: Изд-g. во РАГС, 2000.

< 2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. о 3. Полторак А.Л. Основы интеллектуальной собственности. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. о 4. Уколов В.Ф. Теория управления. М.: Экономика, 2004.

о о о.

о ф

со

О Ф т

КАЦАПОВА В.В., КРЫХАНОВ И.В., КИШЕВА З.А.

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ЕГО

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

| В условиях становления рыночных отношений управление сельскохозяйственным пред° приятием предполагает переработку огромного количества информации: экономической, § общественно-политической (условия, сопровождающие развитие рыночной экономики), правовой (нормативные документы), социальной и другие. Очевидно, что руководитель се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.