нако реализовать это условие зачастую бывает очень сложно. Банк не может переделать финансовый рынок «под себя», а вынужден подстраиваться под его реалии. И если активы банка и пассивы все-таки не сбалансированы по срокам, то у него есть два пути восстановления платёжеспособности.
1. Использовать внутренние источники (реализовать активы).
2. Использовать внешние источники (получить МБК).
В таблице 5 представлена сравнительная характеристика обоих вариантов восстановления платёжеспособности. На практике банки постоянно используют оба способа в зависимости от складывающейся финансовой ситуации.
Оааёёоа 5. 1Чдаа1ёдаёи1ау бадаёдадёпдёёа ПТ1п1а1а а?ппда1?аёа1ёу Тёада&апппТаИпдё аа!ёа
Использовать внутренние источники Использовать внешние источники
Достоинства
Нет зависимости от внешних источников Стоимость минимальная
Недостатки
Стоимость может быть достаточно высока Может быть нереализуем при нежелании других банков давать кредит
Ш
и ь Ü ш
J
01
Z
Ш □
□ ш
о
I—
ш
I—
^
о a ф
X
>
О х
X 0 m
I—
О d
Ö <
> О
о
0
1_
о о
m
О
I—
О
о
CL
Таким образом, мы видим, что в современной экономической литературе описана масса способов снизить уровень риска, возникающего при управлении активами банка. Однако ни один из них, во-первых, не позволяет снизить вероятность убытков до нуля, а, во-вторых, все они, хеджируя риск, несут в себе те или иные негативные моменты, которые либо ограничивают возможность их применения, либо снижают доходность портфеля активов банка.
Подводя итог вышесказанному, можно резюмировать, что эффективное управление активами банка — это совокупность действий по трансформации одних видов активов в другие, находящих отражение в балансе банка, преследующих своей целью достижение стратегических и тактических целей банка, при условии соблюдения его платёжеспособности и минимально возможном уровне риска.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Банковское дело: управление и технологии / Под ред. А.М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ, 2001.
2. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Власов С.Н., Рожков Ю.В. Управление ликвидностью коммерческого банка // Банковское дело. 2001.
№ 9.
4. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Синки Дж. мл. Управление финансами в коммерческом банке. М.: Catallaxy, 1994.
САФОНОВ E.H.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интеллектуальная собственность (ИС) — понятие сравнительно новое для российской теории и практики. Наиболее емкое определение интел-лектуальной собственности было дано в Стокгольмской конвенции 1967 года «Об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (В0ИС)» предусматривающей, что ИС включает права, касающиеся:
• литературных, художественных и научных произведений;
• выступлений исполнителей, фонограмм и программ эфирного вещания;
о ш
о х О
СО
• изобретений во всех областях человеческой деятельности;
• научных открытий;
• промышленных образцов;
• товарных знаков, знаков обслуживания и торговых названий и обозначений;
• пресечения недобросовестной конкуренции и всех других прав, являющихся результатом интеллектуальной деятельности (РИД) в промышленной, научной, литературной или художественной областях.
Таким образом, определение ИС в Конвенции носит собирательный характер. По существу такие же дефиниции приведены и во многих других международных соглашениях. Подобный подход к определению ИС вполне обоснован. Во-первых, ИС, точнее сказать, ее юридическая конструкция, вобрала в себя объекты, сходные (хотя и обладающие особенностями) с точ-ки зрения правового регулирования, хотя их экономическая сущность может и разниться. Во-вторых, система ИС, уже в настоящее время достаточно разветвленная, продолжает развиваться, и объединение в одном понятии раз-личных объектов дает дополнительную возможность для единообразного ее регулирования при использовании дифференцированных решений.
Рассматривать проблему коммерциализации ИС целесообразно нес-колько отступив от системы, в которой они воплощаются. Прежде все это вызвано тем, что систему ИС составляют как объекты, 2являющиеся результатом творчества, интеллектуальной деятельности, так и объекты, к ним прирав-я ненные, например, защита от недобросовестной конкуренции, по природе своей не подлежащая ком-
0 мерциализации. Кроме того, коммерциализация РИД сама по себе включает этап предания интеллек-
1 туальному продукту статуса охраняемой ИС.
Целесообразно рассматривать коммерциализацию РИД, разбив их не на виды ИС, а на две категории исходя из вида удовлетворяемых потребностей покупателей РИД:
- экономических,
СО
д - социальных, культурных, интеллектуальных.
□ Последние обычно обладают большей уникальностью с точки зрения потребителя, т.к. можно
2разработать схожую технологию и получить тот же результат, но нельзя заменить одно произведе--<> ние литературы, искусства другим. Это оказывает определенное влияние на коммерциализацию данных интеллектуальных продуктов. ф На коммерциализацию РИД влияет та цель, ради которой потребитель ее приобретает. Потре-
и бителя интересуют не технология, изобретение или средство индивидуализации товара сами по себе, ф а практическая польза, которую можно получить от этих РИД, и затраты на их приобретение. Про-| цесс коммерциализации РИД должен начинаться еще на этапе возникновения идеи посредством оцен-^ ки целесообразности ее разработки.
о Одним из этапов коммерциализации РИД является выбор формы их охраны. Главной пробле-
х мой при выборе официальной формы защиты в виде получения патента является необходимость ЕЕ раскрытия информации, содержащей суть изобретения. При этом следует учитывать и тот факт, что о. охрана ИС посредством предоставления патента носит срочный характер. Возможны варианты ис-< пользования в режиме коммерческой тайны (ноу — хау) или беспатентной защиты (см., например, £ 1, с.617-620).
д Важность этого этапа состоит в том, что такой фактор как «Обладание патентованной техноло-
га гией производства. Ноу-хау или конструктивные характеристики продукта, закрепленные в собствен-^ ности с помощью патентов или секретности» (2, с.46) во многом определяет конкурентоспособность
2 фирмы. Между тем, удельный вес в передовых производственных технологиях, используемым в про-£ мышленности России, технологий, имеющих патенты на изобретения за период с 1997 г. по 2004 г
уменьшился с 5,86% до 2,75% (рассчитано по 3, с. 595-596). ^ В определенных ситуациях на этом этапе встает проблема определения собственника РИД, в т.ч.
® в случае служебных изобретений. Имущественные права на изобретение могут принадлежать не >| самим создателям, а работодателям, когда оно создано в связи с выполнением служебных обязанно* стей или получением от работодателя конкретного задания. Согласно п. 2 ст. 8 Патентного закона ® РФ право на получение патента на служебное изобретение принадлежит работодателю, если дого-2 вором между ними не предусмотрено иное. Автор служебного изобретения имеет право на соответ-§ ствующее вознаграждение. Только в том случае, если работодатель в течение 4 месяцев не подаст <т) заявку в Патентное ведомство, не переуступит право на подачу заявки другому лицу и не сообщит
автору о сохранении соответствующего объекта в тайне, автор имеет право подать заявку и получить патент на свое имя. В этом случае работодатель имеет право на использование соответствующего объекта промышленной собственности в собственном производстве с выплатой патентообладателю компенсации, определяемой договором.
Рассмотренные этапы свойственны вновь разрабатываемым РИД. Если у хозяйствующего субъекта уже имеются определенные ИС-активы, то первым этапом коммерциализации должен быть их аудит. Здесь необходимо определить терминологию:
1) «Интеллектуальная собственность», «ИС-активы», «нематериаль-ные активы» — понятия тождественные, но применяемые с разных точек зрения. Первое понятие — правовое, второе — употребляемое в современной мировой практике управляющими ИС — активами (IP-assets management), а третье — бухгалтерское. Хотя существуют определенные расхождения в объеме РИД, включаемых в указанные понятия. Так, определенные виды ИС (например, коммерческая тайна), не могут быть поставлены на баланс и считаться нематериальными активами компании в узком понимании этого термина. В науке и на практике употребляется также понятие «интеллектуального капитала», куда помимо ИС включается информация, не являющаяся интеллектуальной собственностью (клиентские списки, деловая репутация и т.п. ), а иногда и часть человеческого капитала, обладающего высокой квалификацией.
2) Понятие «аудита интеллектуальной собственности» используется в широком смысле, не только q] как экспертиза (ревизия) юридических и учетных документов, относящихся к используемым на пред- ^ приятии объектам ИС, но и как экспертиза всей ИС, имеющейся у предприятия, вне зависимости от ц постановки ее на учет и наличия соответствующей документацией. ®
Результатом аудита интеллектуальных ресурсов предприятия должно явиться: их точное описание; оценка степени вовлеченности в производственную деятельность; документальное оформле- ^ ние прав на те интеллектуальные ресурсы, которые возможно и целесообразно охранять через институт ИС; постановка ИС на баланс в качестве имущества предприятия; формирование портфеля □ ИС — активов. О
При выявлении РИД, не имеющих официально закрепленного статуса ИС, целесообразно будет оценить, насколько необходима и возможна их институциализация ^
Получив правовой статус для своего интеллектуального продукта и сформировав портфель ИС, а разработчик или владелец его должен сделать выбор между возможными вариантами использования œ
ИС: g
а
- самостоятельным освоением, о
- использованием ее для внесения в качестве взноса в уставный капитал другого предприятия, | в совместной деятельности, технологической кооперации, стратегических альянсах и т.п., ^
- использованием для целей лицензионной торговли либо продажи другим лицам. Решение о вопроса о продаже лицензии требует взвешенного подхода, т.к., как отмечает М.Портер, для фирмы ^ «...технология оказывается источником конкурентных преимуществ, вопросы лицензирования ста- Р новятся жизненно важными» (4, с.278). ^
Для коммерциализации РИД необходимо решить проблемы ценообразования, что особенно важно <
для международной торговли. Существующие подходы требуют определенного уточнения и диффе- о
рен-циации применительно к конкретным РИД, а также странам-лицензиатам и лицензиарам. Целе- 0
сообразно разработать систему экономического взаимодействия в рамках взаимосвязанных интел- о лектуальных и производственных потенциалов, в том числе для стран бывшего СССР. Последнее, на наш взгляд, является одним из важнейших условий вхождения России на достойных условиях в глобализирующуюся мировую экономику.
Рассматривая РИД второй группы, необходимо отметить что к ним относятся объекты литера- ;=
турного, художественного творчества, предметы искусства, музыкальные произведения и т.д. Это в ^
основном РИД, являющиеся объектами авторского права и смежных прав, подлежащие автоматичес- 2
кой охране в силу самого факта их создания, поэтому в их коммерциализации отсутствует фаза при- >|
обретения статуса охраняемой ИС. о
Несмотря на отсутствие необходимости в документарном оформлении статуса охраняемой ИС |
на литературные и художественные произведения, на первой стадии коммерциализации, как и для |
РИД первой группы, может возникнуть необходимость в определении собственника. §
РИД второй группы предоставляют потребителям возможность удовлетворить потребности в оо
интеллектуальном, духовном, культурном развитии, в эстетическом удовольствии и т.д. Они имеют ценность сами по себе, а не как средство для производства других ценностей. Отсюда значительные отличия в их коммерциализации от РИД первой группы.
Ценообразование РИД второй группы может существенно различаться от вида к виду. Общее правило: цена определяется в виде процента от дохода на соответствующий способ использования произведения или, если это не возможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы, либо иным образом.
Необходимо отметить, что авторское право охраняет не сами идеи, содержащиеся в произведении, а форму произведения, т.е. систему идей, мыслей, образов, их последовательность и расположение в общей системе. Однако следует обозначить различие между формой самого произведения, имеющего нематериальную сущность, и формой его воплощения, т.е. определенную объективную форму, включающую в себя как материальный носитель (рукопись, рисунок, печатное издание, картина, скульптура и т.п.), так и иную объективную форму в зависимости от вида РИД (исполнение, выступление, прочтение и т.д. ). В связи с этим необходимо четко разграничить коммерциализацию РИД от выпуска в коммерческий оборот его материального носителя.
Разнообразие природы РИД позволяет выделить еще одну специфическую область коммерциализации — коммерциализацию произведений изобразительного искусства. В изобразительном ис-2кусстве две формы — произведения и его материального воплощения — неразрывно связаны. От-я сюда и специфика их коммерциализации (уникальность, продажа самого материального носителя,
0 оригинальность подхода к ценообразованию в каждом конкретном случае).
1 Неразрывность двух форм произведений живописи обусловили установление в законе прави-4ла, которое необходимо учитывать в процессе коммерциализации этого вида РИД. Речь идет об установленном п.2 ст. 17 Закона РФ «Об авторских и смежных правах», праве следования. Это право не входит в перечень имущественных прав, содержащихся в ст. 16 Закона. Однако это право тесно свя-
д зано с имущественными интересами авторов произведений изобразительного искусства, существу-□ ющих в единичном экземпляре, и позволяет им получать часть прибыли от торговли их произведе-^ ниями. Установлено, что в случае публичной перепродажи произведения изобразительного искус--<> ства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.)
по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение ф от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). и Рассмотренные этапы коммерциализации интеллектуального продукта как до, так и на стадии
ф получения статуса охраняемой ИС, необходимы на уровне частного предпринимателя для интенси-
СО
| фикации и повышения эффективности использования РИД в экономическом обороте. Однако одних
^ только усилий частного сектора в указанном направлении недостаточно — должно быть активное
о
о участие государства в развитии рынка ИС. Российская система ИС должна учитывать специфику
Ее международного обмена РИД, а также механизм их международной охраны и коммерциализации. ЕЕ С развитием международных экономических отношений, культурного и научного обмена меж-
о. ду странами расширяются масштабы использования ИС вне рамок соответствующих национальных
< систем. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных со спецификой самой природы ИС. ^ В отличие от собственности на материальные объекты, ИС обладает свойством «территориалъ-
о ности». Действие прав на ИС ограничивается территорией того государства, где интеллектуальный
о продукт был создан и получил правовой статус. С экономической точки зрения, это означает, что
^ коммерциализация ИС может быть осуществлена за пределами этого государства любым лицом, без
2 согласия владельца ИС и без выплаты ему вознаграждения. Экономические интересы владельца ИС £ за рубежом могут быть защищены следующим образом:
1) договором между владельцем ИС и лицом, получающим право на его коммерческое исполь-
^ зование. Подобный путь малоэффективен, так как обязанности перед владельцем ИС несет только его
® контрагент по договору;
>| 2) получением статуса ИС в стране, где предполагается коммерциализация ИС. Иностранной
* ИС в этом случае предается тот же статус, что и национальной. Недостаток — существенные вре-
® менные и материальные издержки, и ограничение пределов защиты только теми государствами, в
Л которых ИС получила статус охраняемой;
§ 3) через двусторонние соглашения между государством владельца ИС и иностранным государев ством, где предполагается использование ИС;
4) через региональные или многосторонние соглашения, участником которых является государство владельца ИС.
Обеспечение экономических интересов владельцев ИС через международные соглашения наиболее эффективно в отношении тех РИД, которые приобретают статус ИС автоматически, в силу самого факта их создания, как авторское право или смежные права, и только при условии, что международными соглашениями принцип автоматической охраны распространяется на все страны-участницы. Владельцы объектов промышленной собственности получают значительную выгоду за счет определенного набора инструментов, используемых международными соглашениями, в частности, договорного (конвенциального) приоритета, принципа независимости патента и т.п. Однако и в этом случае владельцы промышленной собственности вынуждены обеспечивать ей статус ИС во всех странах, где предполагается ее коммерциализация, хотя и через упрощенные и более эффективные процедуры.
5) через участие в наднациональных образованиях (например, ЕС) и в международных патентных системах, предусматривающих выдачу единого патента на объект промышленной собственности.
Специфика института ИС состоит в постоянно усиливающейся тенденции к использованию ИС в качестве инструмента создания базы для дальнейшего экономического, социального и культурного развития страны и повышения уровня жизни населения, а также в стремлении к экономической ^ интеграции. Это, на наш взгляд, главные причины, обеспечивающие эффективность современного механизма международной охраны и коммерциализации ИС.
Этот механизм представляет собой сложную, многоуровневую систему, определяющую порядок предания РИД статуса ИС, обеспечения ее охраны и эффективной коммерциализации.
Основной задачей современного механизма охраны и коммерциализации ИС как на национальном, так и на международном уровне, является поддержание баланса интересов общества и владельцев. Необходимо создание таких условий, при которых авторы ИС получали бы признание и вознаг- □ раждение; общество — стимул к научной и творческой деятельности и доступ к инновациям и зна- О ниям; а сама ИС более полно использовалась для создания материальных благ и, в конечном итоге, содействовала экономическому, социальному и духовному развитию. Указанный механизм должен ^ включать в себя как надежную правовую охрану прав создателей и/или владельцев ИС, прежде все- а го, на использование последней в коммерческом обороте и получение доходов, так и гарантировать, ® что усиление такой охраны не будет создавать ограничений для доступа общества к ознакомлению о с РИД. ®
со
Механизм международной охраны и коммерциализации ИС — явление многоуровневое. Преж- | де всего, логично будет выделить национальный и международный уровни, хотя сегодня такое деле- ^ ние будет во многом условно — слишком велико их взаимопроникновение и взаимовлияние. Наци- о ональный уровень механизма складывается из норм, регулирующих охрану ИС, ее коммерциализа- ^ цию на внутреннем рынке и участие в ВЭД, а также из национальных институтов (государственных,
о
и общественных, в частности ассоциаций владельцев ИС, союзов изобретателей, ассоциаций испол- ^
нителей и т.п.), оказывающих влияние на рынок ИС и реализацию прав ее владельцев. Международ- <
ный уровень механизма должен состоять из норм международного права ИС, интеграционных госу- о дарственных объединений и международных правительственных и неправительственных организа ций.
Анализ механизма международной охраны и коммерциализации ИС будет не полным без рас смотрения роли, которую играют в его формировании и функционировании экономические опера торы — создатели и владельцы ИС. В условиях рыночной экономики регулирование вопросов, каса
ющихся коммерциализации ИС (включая ценообразование) осуществляется главным образом имен- ;=
но на уровне экономических операторов. Государственное или международное регулирование в ^
области коммерциализации ИС осуществляется путем установления рамок, в которых могут действо- 2
вать экономические операторы. >|
Специфическим экономическим оператором в сфере ИС, являются организации, управляющие о
имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Моно- |
полия автора и обладателей смежных прав на коммерческое использование своих произведений и |
получение доходов от этого использования корреспондируется с обязанностями других лиц полу- §
чать разрешение на использование указанных произведений и платить за такое использование. оо
Обычно за тем, чтобы ИС использовалась только с его разрешения и с выплатой соответствующего дохода, следит автор. Однако иногда практическое осуществление таких имущественных прав автора может быть затруднено (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи). Для этого создаются организации, управляющие авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Создаются такие организации непосредственно обладателями ИС, действуют в пределах полученных от авторов полномочий, не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование ИС, полученной для управления на коллективной основе. В отличие от организаций, приобретающих произведения и объекты смежных прав на основании авторских договоров и осуществляющих впоследствии самостоятельную коммерциализацию этих прав, организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, владельцами прав на ИС не становятся. В отношениях с третьими лицами они выступают как представители, своего рода экономические агенты, авторов и действуют от их имени и в их интересах. Среди функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, стоит выделить три основные, непосредственно связанные с коммерциализацией ИС, функции:
- предоставление лицензий пользователям на соответствующее использование произведений и 2объектов смежных прав. При этом условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех я пользователей одной категории, а отказ в выдаче такой лицензии без достаточных оснований не
0 допускается (5, с.40);
1 - аккумулирование денежных средств, получаемых в ходе коммерциализации ИС;
4 - распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения обладателям авторских и
01
2 смежных прав.
Экономическая эффективность таких организаций определяется значительным снижением зат-
д рат обладателей прав на ИС, связанных с реализацией и охраной своих прав. Эффективны они и с 0точки зрения пользователей правами на ИС, т.к. позволяют снизить, например, юридическое бремя.
^ Среди международных организаций наибольшее значение в механизме международного регулиро-
-<> вания и коммерциализации ИС имеют Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) и Всемирная торговая организация (ВТО).
ф Возникновение международного многостороннего механизма регулирования вопросов охраны
и и использования объектов ИС, позднее преобразовавшегося в систему ВОИС, было вызвано необходи-
ф мостъю обеспечения экономических интересов владелъцев ИС.
| Одной из целей ВОИС является содействие охране ИС во всем мире через совместные усилия
^ стран-участниц и, если это необходимо, через сотрудничество с другими международными органи-
о
о зациями.
Ее Система ВОИС прежде всего нацелена на защиту экономических интересов владельцев ИС, осу-
ер ^
ЕЕ ществляемое через обеспечение охраны прав на ИС и их эффективной коммерциализации на уровне
о. хозяйствующих субъектов. ВОИС осуществляет административные функции в отношении 21 многого
< стороннего договора и управляет союзами государств, созданными некоторыми из администрируе-
^ мых Организацией соглашений.
д Отсутствие механизма практического обеспечения ратификации всеми странами — членами
о ВОИС принимаемых соглашений и включения их положений в национальное законодательство и
^ слишком большое влияние, оказываемое на принимаемые в рамках ВОИС решения странами -импор-
2 терами ИС вызвало недовольство промышленно-развитых стран. Большинство стран мира, а, следо-
£ вательно, и большинство стран — членов ВОИС являются странами, в основном импортирующими технологии и др. виды ИС. Принцип деятельности ВОИС — равное участие всех ее членов в приня-
^ тии решений — и приводит, соответственно, к тому, что решения во многом зависят именно от
® стран — импортеров ИС.
>| Это повлияли на решение ряда промышленно-развитых стран «перенести» вопросы охраны и * коммерциализации ИС в рамки системы ГАТТ/ВТО, способной обеспечить механизм принудительного го исполнения составляющих систему соглашений, в которой они традиционно имеют большее вли-2 яние на принятие решений.
§ Долгое время две крупные международные многосторонние системы -система охраны и комет^ мерциализации ИС и регулирования международной торговли, имеющие действительно глобальный
характер, — развивались параллельно друг другу. ГАТТ предназначалась для того, чтобы международная торговля товарами осуществлялась по определенным правилам и в сторону либерализации с постепенным устранением ограничений торговли, возведенных односторонними актами государств. Уругвайский раунд переговоров по вопросам международной торговли поставил задачу распространить компетенции ГАТТ на те сферы, которые ранее находились вне его зоны действия. Результатом переговоров стало учреждение Всемирной торговой организации, а также распространение действия ВТО на ряд новых секторов: торговлю «невидимыми» товарами (услугами), торговые аспекты прав на ИС и инвестиционных мер.
Результатом работы по включению новых секторов в сферу ВТО явилось, среди прочих, Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение ТРИПС). В отличие от сферы услуг, которая была интегрирована в сферу действия ВТО целиком, сфера ИС была затронута лишь в той степени, в которой интеллектуальная собственность связана с международной торговлей.
Анализ материалов переговоров, проводившихся в ходе Уругвайского раунда, и самого Соглашения ТРИПС позволяет выделить следующие экономические основания включения ИС в предмет регулирования ВТО:
1) права на ИС являются непосредственным предметом международной торговли;
2) ИС является элементом значительной части товаров и услуг; 0)
3) ИС в силу ее уникального характера и, как следствие, способности обеспечивать ее владель- ^ цу преимущественное положение на рынке, гарантирует ему дополнительные доходы и побуждает ц его препятствовать ее свободному распространению, что может в определенном смысле тормозить ® развитие торговли; ^
4) государства, пытаясь защитить интересы владельцев прав на ИС, разрабатывают законода- ^ тельство по охране на нее прав. Диспропорции и противоречия в развитии национальных законода- ^ тельств — все это порождает барьеры на пути развития свободной международной торговли; □
5) множество товаров, включающих компоненты ИС, составляют обширный сектор торговли О контрафактной продукцией, которая в некоторых странах допускается и даже поощряется.
Соглашения, входящие в систему ВТО, в установлении новых институциональных и материаль- ^ но-правовых рамок международной торговли, не ограничиваются лишь собственными текстами. 0 ТРИПС вносит свой вклад в придание системе ВТО «мозаичного» характера. Сложность состоит в том, ® что Соглашение ТРИПС допускает применение одновременно и основных принципов ГАТТ, и норм о соответствующих международных соглашений в области охраны и коммерциализации ИС, которые ®
СО
были в определенной мере инкорпорированы в систему ВТО. |
По объему охвата вопросов, касающихся охраны и коммерциализации ИС, Соглашение ТРИПС, ^ безусловно, стало самым обширным соглашением в этой области. о
ЛИТЕРАТУРА. £5
о
1.Портер Е.Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпи- ^ на Бизнес Букс, 2006. <
2.Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997. о
3. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб., Росстат. М., 2006. о
4.Портер Е. Майкл. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его ° устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. т
5.Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. С.-Петербург, £ 2001.
6. В.И.Мухопад. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. М.: ИНИЦ Рос- ;= патента, 2000. ^
7. В.И. Мухопад и др. Маркетинг интеллектуальной собственности.М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. 2
о ®
о
х
О