Научная статья на тему 'Управление интеллектуальной составляющей инновационных проектов'

Управление интеллектуальной составляющей инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE PROJECTS / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STRATEGIES / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGEMENT RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиразетдинов Р. М., Белай О. С.

В условиях экономического роста в настоящее время все большая часть современного хозяйства основывается на новом экономическом ресурсе знаниях, притом, что наибольшую ценность имеют те знания, которые оформлены в виде интеллектуальной собственности и права на них охраняются законом. На сегодняшний день термин «управление интеллектуальной собственностью» содержит в себе гораздо больше, чем просто охрана и защита. Объекты интеллектуальной собственности, в первую очередь, становятся инструментом стратегического развития предприятия и обладают огромнейшим экономическим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing intellectual component of innovative projects

To build innovative economy requires the creation of the necessary conditions for the formation of high-tech industry, which will be the base of intellectual property. At present, enterprises are increasingly focused on the acquisition and use of intangible assets. Implementation of innovative projects based on effective management of the results of intellectual activity and requires no special training necessary personnel: managers with expertise in financial and management innovation, tax law, accounting, valuation activities and other related fields. Notion of an effective intellectual property management involves ensuring an appropriate balance between the costs of creation, preservation and protection, as well as the implementation of the results of intellectual activity to obtain benefits from its use. Each enterprise is required to develop an individual management strategy that takes into account all the features of the company, provide the proper level of protection of exclusive rights to intellectual property with a minimum of cost and opened the prospects of development in order to maximize benefits. Currently in the international practice in the market of high technology products becomes increasingly common use of competitive advantages, which are obtained from the use of the enterprise and the ownership of intellectual property.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальной составляющей инновационных проектов»

УДК 338

Сиразетдинов P.M. - доктор экономических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Белай О.С. - аспирант, ассистент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Управление интеллектуальной составляющей инновационных проектов

Аннотация

В условиях экономического роста в настоящее время все большая часть современного хозяйства основывается на новом экономическом ресурсе - знаниях, притом, что наибольшую ценность имеют те знания, которые оформлены в виде интеллектуальной собственности и права на них охраняются законом.

На сегодняшний день термин «управление интеллектуальной собственностью» содержит в себе гораздо больше, чем просто охрана и защита. Объекты интеллектуальной собственности, в первую очередь, становятся инструментом стратегического развития предприятия и обладают огромнейшим экономическим потенциалом.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инновационные проекты, стратегии управления, инвестиционная деятельность, системы управления результатами интеллектуальной деятельности.

В настоящее время предприятия все больше внимания уделяют приобретению и использованию нематериальных активов. Все в большем количестве организаций они занимают существенную долю в составе имущества и становятся основным ресурсом в конкурентной борьбе. В состав нематериальных активов включаются различные объекты интеллектуальной собственности.

Права на интеллектуальную собственность являются нематериальным активом и в силу своей специфики нуждаются не только в юридической защите, но и в правильном использовании и управлении с целью получения наибольшей выгоды и увеличения конкурентных преимуществ. В процессе использования нематериальных активов возникают актуальные вопросы по их эффективному управлению. Однако не все предприятия осознают значимость процесса привлечения нематериальных активов и их применения с целью развития организации, вследствие чего теряют потенциальные доходы.

Одной из составляющих управления интеллектуальной собственностью является определение ее стоимости. Сложность в данном случае заключается не в оценке нематериальных активов с целью определения первоначальной стоимости для постановки на баланс предприятия, а в постоянной их переоценке в конкретные периоды. К примеру, если в процессе использования интеллектуальной собственности стоимость ее увеличивается, то процесс управления считается правильно выстроенным. В данном случае оценка представляет собой сложный процесс, что объясняется уникальностью каждого объекта интеллектуальной собственности, а также низкой ликвидностью.

Для развитых рынков прав на результаты интеллектуальной деятельности нематериальные активы могут быть предметом купли-продажи, что способствует более точной оценке на основании информации о ценах сделок. В таком случае актив рассматривается с точки зрения эффективности вложения инвестиций, как источник выгод, получение которых он должен обеспечить своему владельцу.

Не менее важным аспектом управления является защита нематериальных активов. Защита результатов интеллектуальной деятельности может быть правовой, технической и организационной.

Правовая защита нематериальных активов включает в себя углубленное изучение вопросов защиты на правовом уровне, способных организовать защиту активов на рынке. К мерам технической защиты можно отнести комплекс мер, направленных на создание уникальных элементов, делающих невозможным подделку товаров предприятия.

Организационный аспект защиты можно представить как функционирование на предприятии режима коммерческой тайны, правильное оформление договоров на создание и использование объектов интеллектуальной собственности.

Для любой организации актуальным является вопрос исследования конкурентной среды, выпускаемой продукции предприятиями-конкурентами, потребностей рынка. Решение этих вопросов может быть достигнуто поисковыми методами, к которым относятся патентные исследования, фирменные исследования, определение научно-технического уровня выпускаемой продукции и др. Как правило, результатом такого рода исследований являются систематизированные сведения о конкурирующих фирмах, сведения о выпускаемой продукции, включающие информацию о патентной защите, технических параметрах и перспективных разработках.

В процессе принятия управленческих решений в области использования результатов интеллектуальной деятельности существует система стратегий конкурентного поведения (рис. 1).

Стратегии конкурентного поведения на рынке

Внолентная (силовая) стратегия

Предприятия данной стратегии функционируют Е сфере крупного стандартного производства товаров и услуг,

которые характеризуются средним уровнем качества и относительной дешевизной. Свойственны широком асппабные научные исследования, развитая сбытовая сеть и крупные рекламные кампании

Патентная (специализировали ая) стратегия

Предприятия функционируют в сфере узкоспециализирован ных товаров, изготавливают особую необычную

продукцию для опр еделенн ого узкого круга потребителей. Здесь учитываются сп ецн альны е запр о сы потребителей. Данная

стратегия не призывает бороться с ведущими конкурентами, а открывать недоступные для них сферы деятельности

Комму тан тная (приспособительная) стратегия

Эксплерентная (экспериментальная) стратегия

Фирмы приспособлены к удовлетворению локального спроса любой направленности, способны немедленно реагировать на любое изменение спроса.Какправило, они занимаются торговлей импортными товарами. Большое значение для них как

объект интеллектуальной

собственности имеет товарный знак

Организации данной с тр агепш занимаются освоением и внедреныем принципиальней овых технических идей, на

базе которых с оздаются абс олютн о новые товары и услуги. Благодаря созданию нового товара, предприятию гарантирована колоссальная прибыль за счет отрыва от конкурентов, такие разработки обеспечивают структурные сдвиги в экономике в целом

Рис. 1. Основные типы стратегий конкурентного поведения на рынке

В соответствии с выбранной конкурентной стратегией разрабатываются конкретные управленческие решения, которые направлены на извлечение прибыли от использования созданных новшеств и неизбежно приводят к созданию новых объектов интеллектуальной собственности.

В последние годы, учитывая развитие международной торговли, повышение активности на территории РФ иностранных компаний и, как следствие, рост конкуренции, многие отечественные компании взялись за стимулирование изобретательской деятельности. Однако все чаще встречаются ситуации, когда организации обращаются с жалобами на учащающиеся случаи копирования продукции на рынке, не защищенной патентами. Или наоборот, фирмы получают письма с предупреждениями о том, что используют чужие патенты. Сложившаяся ситуация говорит о том, что существующая ранее модель управления изобретательской деятельностью направлена в основном на патентно-информационное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В организациях отсутствовали структуры, занимающиеся коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности, решением конфликтов в сфере экономических интересов.

Подсистема управления интеллектуальной собственностью, как любая другая составляющая управления предприятием, должна быть органично вписана в общую концепцию управления, принимая во внимание уже устоявшуюся организационную структуру. Система управления кадрами на предприятии должна включать элементы управления интеллектуальной деятельностью персонала и правами на ее результаты, что объясняется тем, что отношения между фирмой и разработчиками изобретений выходят за границы патентного или авторского права. Учитывая тот факт, что интеллектуальная деятельность требует затрат, необходимо ее внедрение в общую систему инновационных стратегий развития предприятия и финансовую политику.

Отдельное положение в эффективном управлении результатами интеллектуальной деятельности и на этапе разработок, и на этапе оценки коммерческого потенциала занимают подразделения маркетинга. Также необходимыми составляющими системы управления можно назвать отделы, ответственные за инновационное развитие, а также структуры, занимающиеся постоянным мониторингом чистоты создаваемой продукции. Особая роль в управлении уделяется локальной нормативной базе, которая должна быть сформирована на основе выбранных предприятием основ корпоративной идеологии, целей, принципов, приоритетов и стратегий.

Таким образом, систему управления можно представить в виде совокупности элементов, которые находятся в тесных связях друг с другом и образуют целостность. Принято выделять пять основных системных принципов:

1. структурность (поведение системы определяется не только поведением ее составляющих, но и свойствами ее структуры);

2. целостность (подразумевается невозможность объединения свойств составных элементов системы со свойствами системы в целом, свойства каждой составляющей определяются его функциями и местом внутри единого);

3. иерархичность (каждый составной элемент системы может рассматриваться как отдельная система, которая, в свою очередь, может относиться к еще более широкомасштабной системе);

4. наличие тесной взаимосвязи между внешней средой и системой (каждая система формируется в определенной среде, в процессе чего наделяется определенными свойствами, при этом являясь одним из связующих компонентов);

5. многовариантность описания (для более полного изучения системы возникает необходимость создания разнообразных моделей, анализирующих определенный подход к данной системе).

Понятие управления интеллектуальной собственностью можно представить как совокупность мероприятий, применяемых к определенному объекту в соответствии с принципами, которые позволяли бы наиболее эффективно использовать результаты интеллектуальной деятельности с правовой, экономической и социальной точки зрения.

Объектом управления в данном случае являются взаимоотношения, возникающие в связи с созданием и разработкой, применением и коммерциализацией интеллектуальной собственности. Субъектом управления может стать как управляющая группа, так и конкретное уполномоченное на это лицо. Если управление осуществляется официально, то встает вопрос о юридическом оформлении должности или целой совокупности должностей управляющих, чтобы субъект управления принимал решения, координирующие функционирование объекта управления.

В настоящее время в международной практике на рынке наукоемкой продукции все большее распространение приобретает использование конкурентных преимуществ, которые получают предприятия от использования и владения интеллектуальной собственностью. Благодаря правильному применению данных превосходств, лидирующие позиции на мировом рынке занимают такие страны, как США (общая доля около 40 %), Япония (доля около 30 %), Германия (доля около 16 %). Незначительная доля рынка принадлежит России, что объясняется недостаточно эффективным использованием конкурентных преимуществ, на незначительном уровне находятся экономические выгоды от продажи отечественных лицензий и патентов.

К основным вариантам хозяйственного использования интеллектуальной собственности является капитализация и коммерциализация.

Экономическая выгода, получаемая предприятием в результате интеллектуальной деятельности путем коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, выражающейся приростом внеоборотных активов и пассивов, называется капитализацией бизнес-процессов. Расчет капитализации компании производится доходным, затратным и сравнительным подходами.

Под коммерциализацией подразумевается процедура привлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот или применение в хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день особую роль играет именно процесс рыночной реализации интеллектуальной собственности, что оказывает влияние на становление, формирование и развитие рынка, и в качестве результата, получение экономических выгод предприятиями, взаимодействующими на данном рынке.

Интеллектуальной собственностью, как объектом собственности, можно владеть, пользоваться, распоряжаться, а также использовать в уставном капитале, они могут быть переданы на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. В случае передачи объектов в уставной капитал, владельцы получают множество преимуществ, таких как: появляется возможность принимать участие в качестве учредителей при организации дочерних и самостоятельных фирм без вывода денежных средств; замена интеллектуальной собственности реальными денежными средствами путем снижения налогооблагаемой базы при начислении амортизации на интеллектуальную собственность в уставном капитале; возможность получения банковского кредита и инвестиций под залог интеллектуальной собственности и др.

Еще одним вариантом использования интеллектуальной собственности является их передача на правах лизинга. Обычно в лизинг передается высокотехнологическое оборудование, техника, приборы, выполненные как изобретения и защищенные патентами.

Объекты также могут быть переданы на условиях франчайзинга, когда по договору франшизы правообладатель передает пользователю все права на интеллектуальную собственность на льготной основе вместе с обязательством непрерывной помощи в сфере рыночных отношений взамен на возможность контролировать деятельность и получать постоянные выплаты.

Следующим видом передачи прав на интеллектуальную собственность является лицензионный договор, согласно которому лицензиар (обладатель исключительных прав) выступает в роли продавца, а лицензиат предполагает покупку разрешения на использование прав лицензиара. В зависимости от объема передаваемых прав, величины и периодичности получения денежных отчислений существует открытая, исключительная и неисключительная лицензии.

В результате продажи объекта интеллектуальной собственности правообладатель передает полный комплекс имущественных прав юридическому или физическому лицу, получает единовременную денежную сумму, отказываясь при этом от получения какой-либо прибыли в будущем.

Выбор вида коммерциализации интеллектуальной собственности должен определяться по результатам маркетинговых исследований, на основе которых можно сформировать ожидаемый уровень дохода от использования объектов. Однако, как показывает практика, добиться наибольшей экономической эффективности позволяет использование объектов интеллектуальной собственности в собственных нуждах для производства конкурентоспособных товаров и услуг, модернизации производства и реализации на внутреннем и мировом рынке.

На рис. 2 приведены основные преимущества развития систем управления интеллектуальной собственностью на предприятии, наглядно демонстрирующие значение эффективного использования нематериальных активов фирмы.

Увеличение стоимости предприятия.. Ст оимо сть крупнешпга иностранных гашанмсоооп более чем на 50%из стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов, так как они представляют собой

наиболее эффектиЕньл! инструмент для увеличено ст оимо сти компании.

Получение д ополштг ельнои

прибыли. Прибыль возможно извлекать путем

продажи предприятиям другие репюнов франшизи лшеизо! таким образом

позволяя создавать д о б а б очную ст от,ю сть

ПрОДУКЦПИ

f \

Значение развития системы эффективного управлен11Я11нтештектуильной собственностью на предприятии

Приобретение конкурентньЕ преимуществ. Благодаря том>7. что

объекты пнтеллектуапьнон

собственности представляют собой научно-тех ниче ские достижения, на их основе могут: производиться мод ернизир ов анные или новые товары или услуги.

Заппгга собственного

бизнеса.В случае использования двумя компаниями слишком СХ ОЖИХ ТОВарНЬЕ. знаков.

законодательство в области промышленной со бственности устро ено так.что права на объект интеллектуальной собственности будут пр1шадлежать тому, кто первый осуществил регистрацию, что поможет в будущем избежать случаев недобро совестной конкур! енцци

Формирование репутации и продвижение т овар ов (услуг). Наличие интеллектуальной собственности х арактеризугет предприятие как современное и со ответ сгвующее

мировым тенденциям что Еькывает доверие у по г енциа льных потребителей и контрагентов.

Рис. 2. Значение развития системы эффективного управления интеллектуальной собственностью на предприятии

Под эффективным управлением интеллектуальной собственностью понимается обеспечение необходимого баланса между затратами на создание, охрану и защиту, а также внедрение результатов интеллектуальной деятельности с целью получения выгод от ее применения. Таким образом, каждому конкретному предприятию необходима разработка индивидуальной стратегии управления, которая учитывала бы все особенности компании, позволяла обеспечить необходимый уровень защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности с минимальным количеством затрат и открывала перспективы развития с целью получения максимальных выгод.

Интеллектуальная собственность является очень эффективным инструментом, который позволяет развивать потенциал предприятия с интеллектуальной точки зрения, реализовывать инновационную стратегию и повышать конкурентоспособность. Поэтому не стоит ограничивать цели управления результатами интеллектуальной деятельности на повышении числа заявок на изобретения и получении запланированного количества прибыли от их применения на предприятии.

Список библиографических ссылок

1. Методики и технологии управления нематериальными активами // URL: http://www.e-c-m.ru/magazine/67/eau_67_99.htm (дата обращения 25.01.2014).

2. О некоторых показателях рынка ИС в России // URL: http://patentural.ru/zhurnal/16/ (дата обращения 25.01.2014).

3. Сиразетдинов P.M. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики // Креативная экономика, 2010, № 10. - С. 45-48.

4. Сиразетдинов P.M., Белай О.С. Венчурное финансирование инновационных проектов // Известия КГАСУ, 2013, № 4 (26). - С. 309-315.

5. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ, 2011, № 2 (16). - С. 41-56.

Sirazetdinov R.M. - doctor of economical sciences, associate professor E-mail: [email protected] Belaj O.S. - post-graduate student, assistant E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Managing intellectual component of innovative projects

Resume

To build innovative economy requires the creation of the necessary conditions for the formation of high-tech industry, which will be the base of intellectual property. At present, enterprises are increasingly focused on the acquisition and use of intangible assets. Implementation of innovative projects based on effective management of the results of intellectual activity and requires no special training necessary personnel: managers with expertise in financial and management innovation, tax law, accounting, valuation activities and other related fields.

Notion of an effective intellectual property management involves ensuring an appropriate balance between the costs of creation, preservation and protection, as well as the implementation of the results of intellectual activity to obtain benefits from its use. Each enterprise is required to develop an individual management strategy that takes into account all the features of the company, provide the proper level of protection of exclusive rights to intellectual property with a minimum of cost and opened the prospects of development in order to maximize benefits.

Currently in the international practice in the market of high technology products becomes increasingly common use of competitive advantages, which are obtained from the use of the enterprise and the ownership of intellectual property.

Keywords: intellectual property, innovative projects, management strategies, investment, management results of intellectual activity.

Reference list

1. Methodology and technology management of intangible assets // URL: http://www.e-c-rn.ru/magazine/67/eau_67_99.htm (reference date 25.01.2014).

2. Some market indicators IP in Russia // URL: http://patentural.ru/zhurnal/16/ (reference date 25.01.2014).

3. Sirazetdinov R.M. The need for the formation of an innovative economic development strategy // Creative Economy, 2010, № 10. - P. 45-48.

4. Sirazetdinov R.M., Belaj O.S. Venture financing of innovative projects // News of the KSUAE, 2013, №4 (26).-P. 309-315.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zagidullina G.M., Kleshcheva O.A. The development of innovation infrastructure investment and construction of the complex // News of the KSUAE, 2011, № 2 (16). - P. 41-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.