УДК 330.526.34
А. А. Рыболовлева, Е. Л. Водолажская, В. В. Авилова,
С. Ш. Останина
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализация, инновационный проект.
Приведена схема управления объектами интеллектуальной собственности, создаваемыми в университетских комплексах. Установлены три основных пути передачи и коммерциализации ВУЗовских разработок и технологий. Определены две основные цели использования объектов интеллектуальной собственности: продажа продукции собственного производства; продажа технологии как цели патентования.
Keywords: intellectual property, commercialization, innovation project.
Showed the scheme of management of object intellectual property which formed in university complex. Placed three the main way of sending and commercialization high education university technology and development. Define two main aims of using objects of intellectual property: sailed production of own manufacture and sailed technology like the aim ofpatent.
Относительно новый для России термин «интеллектуальная собственность» (ИС) уверенно входит в обиход все большего числа предпринимателей, бизнесменов, менеджеров. В настоящее время владельцы интеллектуальной собственности определяют формирование нового устройства мира, потому что знание или интеллектуальная собственность и ее эксплуатация бизнесом с целью извлечения прибыли является ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности и экономического роста [1].
В соответствии со стратегией развития системы Роспатента предполагается, что переход к инновационным формам развития производства вызовет довольно резкий прирост стоимости объектов интеллектуальной собственности (ОИС), поставленной на баланс хозяйствующих субъектов.
По оценкам специалистов в легальном хозяйственном обороте России должно находиться в 2011 году до 500-600 млрд. рублей - такова должна быть стоимость объектов ИС, находящихся в эксплуатации, с ежегодным приростом 5-7% [2].
Инновационный проект, отражающий потребительские и стоимостные свойства, возможность изготовления, рыночный спрос новшества, его конкурентоспособность, можно рассматривать как форму управления коммерциализацией результатов инновационной деятельности, которая позволяет эффективно управлять инновационной деятельностью, повышать эффективность вывода инновационных технологий на рынок посредством коммерциализации результатов НИОКР, а также получать финансовую выгоду от нематериальных активов.
Процесс управление интеллектуальной собственностью реализуется посредством перехода от одной стадии работы с интеллектуальной собственностью к другой. Процессы управления интеллектуальной собственностью представлены на рис. 1 [1].
Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности строится на принципе, когда интеллектуальная собственность создает целый ряд затрат, которым должны быть, противопоставлены ряд возможностей по генерированию дохода для тех, кто эксплуатирует эту интеллектуальную собственность. Целесообразность патентования определяется целями использования интеллектуальной собственности. Можно выделить две основные цели использования объектов интеллектуальной собственности:
- продажа (экспорт) продукции собственного производства;
- продажа (экспорт) технологии как цели патентования.
Управление интеллектуальной собственностью ¥
Оценка объектов интеллектуальной собственности
4
Защита объектов интеллектуальной собственности
*
Оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности
Ж
Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
Рис. 1 - Процесс управления интеллектуальной собственностью
Критерии целесообразности патентования включают в себя технический уровень объекта, экономическую эффективность, значимость конкретного изобретения в объекте техники, наличие ноу-хау, возможность доказательства нарушения патента, наличие рынка, наличие интереса конкурентов [3].
Формы коммерциализации объекта интеллектуальной собственности представлены схематично на рис. 2.
Рис. 2 - Формы коммерциализации интеллектуальной собственности
Сегодня инновационная деятельность наряду с образовательной и научной является одной из важнейших задач современных ВУЗов. В основе партнерства ВУЗов с промышленностью лежит интеллектуальная собственность - ценнейший нематериальный актив ВУЗов, являющийся результатом их учебно-научной и технической деятельности. Одним из необходимых условий экономически эффективного использования интеллектуальной собственности является наличие активно действующей инновационной инфраструктуры в ВУЗах, особенно в области трансфера технологий и управления интеллектуальной собственностью.
Существуют три основных пути передачи и коммерциализации ВУЗовских разработок и технологий. Это проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и, наконец, образование малых компаний на базе научных разработок ВУЗов.
Наиболее простой и хорошо проработанный, в том числе, и с законодательной точки зрения, это первый путь - проведение заказных НИОКР. В этом случае, согласно действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации, все права на полученные результаты научно-технической деятельности принадлежат Заказчику, если иное не оговорено в договоре. Успешное проведение НИОКР по заказу промышленных компаний и предприятий может привести к созданию совместных лабораторий и далее - специализированных научнообразовательных и технологических Центров в ВУЗах. Прекрасным примером сотрудничества бизнеса и науки может служить взаимодействие одного из крупнейших технологических вузов России, каковым является Казанский государственный технологический университет (КГТУ) с ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг». ВУЗ плодотворно сотрудничает и реализует совместные проекты, например, по сверхкритическим и СВЧ-технологиям. Применение их в промышленности уже привело к уникальным результатам[4].
При непосредственном участии КГТУ уже спроектировано несколько новых заводов и промышленных установок, среди которых завод по производству металлокордных шин по заказу ООО «Нефтегазинжиниринг», производство компонентов высокооктановых бензинов по заказу ОАО «ТАИФ-НК». Для ОАО «Нижнекамскнефтехим» ученые КГТУ спроектировали производство АБС - пластиков мощностью 60 тыс. тонн в год, а для ООО «:Полимер-НКНХ» разработано производство строительных материалов и комплектующих для автомобильной промышленности на основе переработки полимеров.
Второй путь связан с лицензированием и уступкой патентных прав. Этот путь для зарубежных университетов является существенным источником доходов. Например, в патентном портфеле Массачусетского технологического института около 3 тысяч патентов, что в 2008 году принесло ему $50 млн. дохода. В портфелях российских ВУЗов сегодня от ноля до нескольких сотен «живых» патентов. Основная причина такой ситуации состоит в несовершенстве законодательной базы, которая сегодня не позволяет ВУЗам России получать доходы от таких видов деятельности, как лицензирование и уступка патентных прав [5].
Третий путь - образование высокотехнологичных «start up» компаний на базе ВУЗовских научных разработок и технологий. В КГТУ за 2004-09 годы создано более 60 таких компаний, главным образом, в области химии и новых материалов, экологии и рационального природопользования, производства научного оборудования.
Одной из серьезнейших проблем внедрения новых технологии в промышленность является несовершенство существующей законодательной базы. Это особенно опасно, когда уже сейчас обсуждаются изменения в Налоговом кодексе с целью предоставления льгот инновационным компаниям. Отсутствие законодательного определения «инновационная компания», по каким критериям определяется отнесение компаний к инновационным может привести, с одной стороны, к созданию «научных оффшоров», а с другой - к необоснованным претензиям со стороны налоговых органов к компаниям, действительно занимающимся высокотехнологичным бизнесом и научными разработками.
Определенные надежды вузовская наука связывает и с принятием нового закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [6]. Новый закон ориентирует бизнес-сообщество на вполне определённую цель: использовать достижения конкретных перспективных научных направлений на практике. Для успешного высокотехнологичного бизнеса это своего рода научный аутсорсинг по венчурным проектам, а создаваемые на базе университета предприятия более похожи на компании типа «спин-офф», а не «старт-ап». В случае успеха эти малые предприятия («дочки») будут работать уже в
рамках стратегических задач своего основного партнёра из бизнес-сообщества [7].
Именно эту роль лучше всего могут выполнять малые предприятия при вузах. Использование напрямую интеллектуальной собственности вузов имеет смысл при управлении спросом рынка, то есть когда формируются запросы рынка под новые услуги и товары. Для малых предприятий университета это и есть их ниша. Но это сложный, долгий процесс и автоматического успеха здесь не будет.
Не следует забывать и положительный опыт внедрения научных разработок 70-х годов XX века. Суть его сводилась к тому, что создание национальной инновационной системы требовало решения триединой задачи, включающей фундаментальные исследования (РАН, университеты), создание новых технологий (отраслевые институты, предприятия обороннопромышленного комплекса) и промышленную коммерциализацию технологий (предприятия разной ведомственной принадлежности и малый бизнес). При этом большую роль играют отраслевые бюджетные лаборатории и секции прикладных проблем в научно-образовательной сфере (по приоритетным направлениям), а также значительный сегмент хоздоговоров и других прикладных заказных работ. Данная схема успешно реализуется в США, где при ведущих университетах созданы крупные лаборатории, вокруг которых создан пояс малых и средних предприятий. Кроме того, обеспечивается бесконфликтная смена поколений, когда амбициозная молодёжь имеет возможность уйти в высокотехнологичный бизнес по профилю своей предыдущей деятельности. Создание крупных научных лабораторий при ведущих фирмах позволяет развивать инновации на базе собственных фундаментальных исследований, и тем самым формировать новые запросы рынка. Этому способствуют федеральные целевые программы и фонды, которые поддерживают ориентированные фундаментальные исследования, определяющие перспективные направления для национальной безопасности и бизнеса. Поэтому малый бизнес способен быстро доводить до рынка продукцию, основанную на результатах этих исследований, которые изначально являлись чрезвычайно затратными [8].
Поэтому университеты с их собственным малым бизнесом можно рассматривать как наиболее эффективную структуру для реализации всех этих доказавших свою жизнеспособность схем. Несмотря на имеющиеся проблемы, благодаря принятию указанного федерального закона появилась возможность для создания в регионе нескольких десятков уникальных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут сотни новых рабочих мест. Создались условия, чтобы на базе НИИ обучать студентов и аспирантов, а на базе вузов открывать научно-исследовательские лаборатории. Новый закон, разрешающий бюджетным вузам и научным учреждениям создавать инновационные предприятия сделал следующий шаг в этом направлении, позволяющий выстроить необходимую всем связь науки, образования и производства.
Важной проблемой на пути коммерциализации ВУЗовских научных разработок и технологий является отсутствие бюджетного финансирования на начальном этапе (3-5 лет) инновационной инфраструктуры ВУЗов. Так, совокупный бюджет КГТУ на 2009 год был запланирован в объеме 1576528,0 тыс. руб. (2008 год - 1462184,8 тыс. руб.), в том числе объем внебюджетных средств составил 1 004 222,3 тыс. руб. (2008 год - 998 889,70 тыс. руб.), средств бюджетов различного уровня - 572 305,7 тыс. руб. (2008 год - 463 295,1 тыс. руб.). Динамика совокупного бюджета КГТУ представлена на рис. 3 [9].
В качестве примера можно привести ситуацию с финансированием Центров трансфера технологий. За последние три года Министерство образования и науки России выделило немалые средства на создание новых Центров трансфера технологий, как в ВУЗах, так и организованных по региональному принципу. Однако финансируется только создание самих центров, а инфраструктурный механизм финансовой поддержки их деятельности на начальном этапе, к сожалению, отсутствует. Хотя есть мировой опыт, который показывает, что центры трансфера технологий остаются дотационным в первые 3-5 лет своего существования. Если в это время они не будут получать финансовую поддержку, то они не выживут.
В результате средства, которые были выделены на создание этих центров, будут потрачены впустую. На наш взгляд, лучше создавать меньшее количество центров, но обеспечить им стабильную финансовую поддержку хотя бы на первые три года их существования.
план прогноз
Рис. 3.- Динамика структуры и совокупного бюджета ГОУ ВПО КГТУ
Третья проблема процесса коммерциализации интеллектуальной собственности связана с отсутствием квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры ВУЗов. Одна из особенностей подготовки специалистов в сфере инновационного предпринимательства заключаются в том, что образование должно носить комплексный характер и включать экономическую, правовую, финансовую, управленческую и техническую составляющие. Преподаватели должны иметь практический опыт реализации инновационных проектов, а в учебных курсах отражаться мировая практика инновационной деятельности [5].
Следующая серьезная проблема, препятствующая коммерциализации ВУЗовских научных разработок и технологий связана с отсутствием экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий. Для малых компаний, созданных на базе ВУЗовских научных разработок и технологий, одной из основных, если не самой главной, проблемой является проблема выхода на рынок. Поэтому важнее предоставить налоговые льготы именно для предприятий, внедряющих у себя на производстве новые технологии, чем для компаний, такие технологии разрабатывающие. Если внедрение новых разработок и технологий будет предприятиям экономически выгодно, то и проблема выхода на рынок малых высокотехнологичных компаний будет во многом решена. Если же пойти по пути создания налоговых льгот только для инновационных компаний (особенно в условиях, когда законодательно сам термин «инновационная компания» не определен), то это может привести к возникновению большого количества псевдо-инновационных компаний, используемых в налоговых схемах, и, как следствие, к дискредитации самой идеи.
Решение рассмотренных выше проблем позволит в полной мере реализовать научные результаты ВУЗов на практике и, с одной стороны, обеспечить нашу промышленность новыми разработками и технологиями, а, с другой - обеспечить приток средств из материального производства в научную и образовательную сферу.
Управление интеллектуальной собственностью нередко сталкивается с целым рядом проблем. Часто встречающиеся проблемы здесь могут быть следующими:
- проблемы на стадии совместной разработки, споры между Заказчиком (Инвестором) НИОКР и Исполнителем;
- заключение договоров на использование патента не с собственником, а с разработчиком, когда авторов патента путают с заявителями (патентообладателями), только они имеют право распоряжаться патентом в коммерческих целях;
- трудности при оценке интеллектуальной собственности.
К тому же среди причин отставания в сфере управления интеллектуальной собственностью можно назвать такие проблемы, как отсутствие у руководства компаний общей концепции управления в сфере интеллектуальной собственности, нехватка менеджеров-специалистов в области интеллектуальной собственности на предприятиях, недостаточно совершенные правовые и экономические механизмы мотивации творческой деятельности, закрепления прав на ее результаты на предприятиях, а также введения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
В целях совершенствования механизмов управления и оценки интеллектуальной собственности представляется необходимым:
- активизация регулирующей роли государства в формировании и развитии российского рынка интеллектуальной собственности путем своевременного принятия законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиций в интеллектуальную собственность и повышение ее доли в хозяйственном обороте предприятий;
- принятие законодательства, позволяющего применять в отечественных стандартах и методиках оценки принципов, критериев, методов и нормативов определения стоимости прав интеллектуальной собственности, закрепленных в европейских стандартах;
- совершенствование методической базы оценочной деятельности в части оценки прав интеллектуальной собственности, к основным направлениям совершенствования которой можно отнести разработку алгоритмов, позволяющих наиболее достоверно определить рыночную стоимость объекта оценки.
Инновационная деятельность невозможна без серьезной защиты интеллектуальной собственности, поэтому ведущие компании создают специализированные подразделения по защите ОИС, которые ведут патентную защиту практически во всех проектах, в которых есть новые технологии и изделия. К сожалению, рынок ОИС в России пока находится на начальной стадии развития. Прецедентов наказания за незаконное использование чужих авторских прав не так много. Судебная практика не развита. Разработчики и предприниматели в большинстве своем неграмотны в такого рода вопросах.
Процесс управления объектами интеллектуальной собственностью является сложным, междисциплинарным и многоуровневым, требующим привлечения
высококвалифицированных специалистов различных областей знаний: юристов,
патентоведов, маркетологов, бухгалтеров, экономистов и оценщиков. Схема управления объектами интеллектуальной собственности, создаваемыми в университетских комплексах представлена на рис. 4.
Как правило, в штате современных научных организаций нет необходимого состава специалистов [10]. Выходом из положения могло бы стать создание специального подразделения в университетском комплексе - центра трансфера технологий и коммерциализации интеллектуальной собственности, штат, которого составляли бы опытные специалисты в таких различных областях, как право, патентная защита, менеджмент, маркетинг, бухгалтерия, налогообложение, экономика и финансы. Финансирование этой структуры должно осуществляться за счет получения дополнительных доходов от операций с ОИС.
Управление объектами интеллектуальной собственности
Выявление результатов научно-технической деятельности УНИК
Маркетинговые исследования рынка наукоемкой
Определение финансового источника
РНТД, созданные за счет собственных средств
Поиск потенциальных заказчиков наукоемкой продукции
Определение
целесообразности
документального
оформления
выявленных
РНТД, созданные за счет средств заказчика, при условии, что права на разработку остаются в вузе
Оформление правовой охраны ОИС, способных стать нематериальными активами
Подлежащие правовой охране, но не оформляемые
Не
подлежащие
правовой
Финансиро-
вание
научных
разработок
Оценка нематериального актива для постановки его баланс
Определение стратегии использования объекта интеллектуальной собственности
Оценка рыночной стоимости объекта интеллектуальной собственности
Применение в Передача права Вклад в
собственном пользования; уставный
производстве переуступка прав капитал
Финансиро-
вание
инфра-
структуры
обеспечи-
вающей
управле-
ние
объектами
интеллек-
туальной
собствен-
ности
Получение дохода от операций с объектами интеллектуальной собственности
Рис. 4 - Процесс управления объектами интеллектуальной собственности
Таким образом, процесс управления объектами интеллектуальной собственности при комплексном подходе специалистов в различных отраслях знаний позволит не только принести университетским комплексам, занимающимся научной деятельностью, немалую дополнительную прибыль, но и, опираясь на маркетинговые исследования рынка наукоемкой продукции, найти кратчайший путь к своему потребителю. Поэтому развитие инновационных способностей вузовского сектора науки, вовлечение в хозяйственный оборот результатов его научной деятельности станет реальным фактором, ускоряющим механизм распространения новых знаний и технологий в экономику страны.
Литература
1. Квашнин, А. Б. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью. Проект Europe Aid «Наука и коммерциализация технологий» / А. Б. Квашнин - М. : Высшая школа, 2006. -496 с.
2. Полещук, Л. М. Стратегия управления интеллектуальной собственностью в инновационном процессе / Л. М. Полещук. // ИС. Промышленная собственность. - 2009. - №4.- С. 25 - 27.
3. Устинов, В. А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоение производства новой продукции / В. А Устинов - М.: Инфра М, 2005. - 212 с.
4. Дьяченко, О. Г. Пути и проблемы коммерциализации ВУЗовских технологий / О. Г. Дьяченко, С.А. Карев // Общество и экономика. - 2009. - №5. - С.76 - 78.
5. Куцев, Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г. Ф. Куцев - М.: Педагогика, 2004. - 208 с.
6. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.
7. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом / В. В Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 348 с.
8. Кожевников, Р. З. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение / Р. З. Кожевников, И. И. Дедова. // Вопросы экономики. - 2008. - №12. - С. 23 - 32.
9. Итоги деятельности ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» Отчет ректора КГТУ за 2008 - 2009 учебный год. // www.kstu.ru.
10. Водолажская, Е. Л. Инвестиции фирмы в профессиональные кадры / Е. Л. Водолажская, В. В. Авилова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №2. - С. 11 - 17.
© А. А. Рыболовлева - асс. каф. экономики КГТУ, [email protected]; Е. Л. Водолажская - канд. экон. наук, доц. той же кафедры; В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КГТУ; С. Ш. Останина - д-р экон. наук, проф. той же кафедры.