Научная статья на тему 'Системный подход в управлении интеллектуальной собственностью в высшем учебном заведении'

Системный подход в управлении интеллектуальной собственностью в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Интеллектуальная собственность / управление интеллектуальной собственностью / ноу-хау / Изобретательская деятельность / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / патент / научно-технические разработки / intellectual property / management of intellectual property / know-how / Inventive Activity / Commercialization / Patent / scientific and technical workings out

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Посохова Наталья Викторовна

<i>В статье раскрываются основные понятия интеллектуальной собственности, дается характеристика ее объектов. Особое внимание уделено организации научной и научно-технической деятельности в рыночных условиях. Анализируется сущность и содержание управления инновационной деятельностью в научно-технической сфере. Рассмотрены принципы коммерциализации высокотехнологических товаров и факторы, влияющие на эффективность этой работы.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>In article the basic concepts of intellectual property reveal, the characteristic of its objects is given. The special attention is given the organization of scientific and scientific and technical activity in market conditions. The essence and the maintenance of management by innovative activity in scientific and technical sphere are analyzed. Principles of commercialization of the highly technological goods and the factors influencing efficiency of this work are considered.</i>

Текст научной работы на тему «Системный подход в управлении интеллектуальной собственностью в высшем учебном заведении»

УДК 371.3; 378 Посохова Наталья Викторовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук

Белгородского государственного института культуры и искусств [email protected]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Posokhova Natalya Viktorovna

Candidate of Sociology, associate professor of the chair of philosophy and humanitarian sciences, Belgorod State Institute of Culture and Arts [email protected]

SYSTEM APPROACH IN MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация:

В статье раскрываются основные понятия интеллектуальной собственности, дается характеристика ее объектов. Особое внимание уделено организации научной и научнотехнической деятельности в рыночных условиях. Анализируется сущность и содержание управления инновационной деятельностью в научно-технической сфере. Рассмотрены принципы коммерциализации высокотехнологических товаров и факторы, влияющие на эффективность этой работы.

Ключевые слова:

интеллектуальная собственность, управление интеллектуальной собственностью, ноу-хау, изобретательская деятельность, коммерциализация, патент, научно-технические разработки.

The summary:

In article the basic concepts of intellectual property reveal, the characteristic of its objects is given. The special attention is given the organization of scientific and scientific and technical activity in market conditions. The essence and the maintenance of management by innovative activity in scientific and technical sphere are analyzed. Principles of commercialization of the highly technological goods and the factors influencing efficiency of this work are considered.

Keywords:

intellectual property, management of intellectual property, know-how, inventive activity, commercialization, patent, scientific and technical workings out.

Необходимость системного подхода к проблеме управления интеллектуальной собственностью (ИС) в вузе продиктована, с одной стороны, тем обстоятельством, что за прошедшее после принятия Патентного закона РФ десятилетие большинство вузов так и не смогло произвести адекватные угрозам и возможностям изменяющейся внешней среды корректировки патентно-лицензионной политики. С другой стороны, все более очевидными становятся стратегические преимущества учебных заведений, которые, вложив в развитие этого направления требуемые ресурсы, уже успели окупить их и активно наращивают обороты важнейшего элемента инновационного бизнеса - охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Это и активизация творческой деятельности изобретателей, и коммерческое использование объектов авторского права, защита и «раскрутка» бренда (brand), возрождение институтов патентоведения и другие неотъемлемые части инновационной стратегии развития вузов.

Важнейшим приоритетом деятельности отдела интеллектуальной собственности (ОИС) вуза является содействие развитию рынка объектов ИС в регионе. ОИС участвует в работе экспертного совета.

Презентация и реализация объектов авторского права, промышленной собственности и ноу-хау, издательская деятельность по договорам с авторами научнотехнических, учебных и учебно-методических работ; презентация и продажа учебных и методических изданий института.

Важно подчеркнуть, что очень существенную роль в достижении этих результатов играет поддержка других подразделений и руководства института, без которой осуществление преобразований было бы невозможным. Это справедливо и для других вузов и организаций - без активной позиции топ-менеджмента, четко определенных целей и стратегий управления интеллектуальной собственностью успеха в области охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности не достичь.

Повышение конкурентоспособности за счет использования исключительных (монопольных) прав на результаты интеллектуальной деятельности - одна из важных задач любого вуза.

Привлечение дополнительных внебюджетных средств от деятельности в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, является дополнительным мотивом развития этого направления.

Стратегической работой развития данного направления будет являться:

• активизация изобретательской деятельности;

• коммерциализация охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и услуг в области интеллектуальной собственности;

• формирование нематериальных активов как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности института.

Признание прав владельцев интеллектуальной собственности в соответствии с законодательствами Российской Федерации и международным законодательством.

В соответствии с российским законодательством, при выполнении институтом как исполнителем научно-исследовательских работ права на результаты НИР принадлежат заказчику, если иное не оговорено в договоре между заказчиком и исполнителем. Права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые работником института при выполнении им своих служебных обязанностей, принадлежат работодателю, т. е. институту, за исключением случаев, особо оговоренных в законодательстве.

Реализация философии «выиграл - выиграл» в отношениях между работниками и администрацией института по вопросам принадлежности объектов интеллектуальной собственности. Создание условий, когда интересы сотрудников и института в области патентно-лицензионной деятельности совпадают. Признавая права вуза на использование научно-технических разработок, авторы в соответствии с договором с института получают гарантию вознаграждения за использование объекта ИС. Гарантированное вознаграждение авторам за использование созданных ими объектов интеллектуальной собственности - важнейший приоритет патентно-лицензионной политики вуза.

Защита интересов вуза и авторов объектов интеллектуальной собственности в случаях их неправомерного использования. Институт защищает свои права, а также права его сотрудников на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с гражданским и уголовным законодательством. Взыскание ущерба от неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих вузу, как дополнительный источник внебюджетных средств должно рассматриваться как один из основных элементов политики.

Гибкое использование всех возможностей подразделения интеллектуальной собственности вуза для удовлетворения потребностей рынка в области интеллектуальной собственности - продажа технологий, консалтинг, образовательная деятельность. Ниже приведен далеко не полный перечень услуг, которые может оказывать подразделение ИС вуза на региональном рынке:

• разработка систем управления интеллектуальной собственностью на предприятии;

• составление и оформление заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак (знак обслуживания), регистрацию программ для ЭВМ и баз данных;

• экспертиза и оценка объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов;

• гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности;

• проведение образовательных программ;

• содействие развитию рынка объектов интеллектуальной собственности региона и страны.

Важнейшим приоритетом политики в области интеллектуальной собственности является активное участие подразделения интеллектуальной собственности вуза в федеральных и региональных программах по развитию рынка объектов интеллектуальной собственности.

Рассмотрим основные элементы механизмов реализации двух главных стратегий вуза в области интеллектуальной собственности - активизации творческой деятельности и коммерциализации объектов ИС.

Многие организации, в том числе вузы, после принятия в 1992 г. Патентного закона РФ практически перестали финансировать деятельность как по стимулированию изобретательской активности, так и по патентной охране результатов научно-технических работ. В результате наиболее ликвидные разработки перешли в частные руки, т. е. стали собственностью либо авторов разработок, либо третьих лиц, оплативших процедуру патентования.

Вопросам активизации творческой деятельности посвящено немало работ, в которых обсуждается широкий арсенал методов материального и морального стимулирования работников. Однако не всегда стимулирование работников рассматривается как единая система мер, поэтому эти методы часто либо совсем не применяются, либо не приносят должного эффекта.

Специфика продукта (объектов интеллектуальной собственности) как результата творческой деятельности требует сочетания директивных мер по закреплению прав вуза на результаты интеллектуальной деятельности с экономическими методами стимулирования, учитывающими интересы работодателя и изобретателя.

На мой взгляд, в сложившейся ситуации наиболее эффективным методом стимулирования изобретательской деятельности является создание условий, когда изобретателю будет выгодно изобретать и оформлять права на результаты творческой деятельности на работодателя (концепция управления «выиграл - выиграл»).

Вуз должен гарантировать оплату вузом затрат на патентование изобретений. Дело в том, что работники многих вузов перестали изобретать только потому, что не могли оплатить заявку в патентное ведомство.

Конечно, все изобретения патентовать невозможно и нецелесообразно. Патентование - затратная процедура, проводить ее следует только в расчете на получение прибыли от использования прав на объект промышленной собственности. Оптимальным вариантом финансирования подачи заявок на изобретения является оплата расходов на патентование на конкурсной основе. Критерием конкурсного отбора изобретений является оценка коммерциализуемости прав на использование изобретения. Если вуз не считает целесообразным патентование данного технического решения, он может передать это право изобретателю.

В основе вовлечения изобретателей в процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности должно лежать воспитание у персонала отношения к объек-

там интеллектуальной собственности как к товару, который можно оценить и продать. При этом изобретатель должен видеть как выгоду вуза, так и свою личную выгоду в коммерциализации объекта интеллектуальной собственности.

Механизмы коммерциализации объектов ИС как составной части инновационного бизнеса. Понятие «коммерциализация интеллектуальной собственности» неразрывно связано с понятием «коммерциализация новых технологий», которое является для российского бизнеса относительно новым.

Что это такое? Вероятно, методологически наиболее правильным пониманием коммерциализации является следующая ситуация: покупателю нужны права на вашу технологию, и он заплатил вам за них деньги. Важным достоинством такого понимания является нацеленность его на результат. Однако на самом деле коммерциализация технологии - это не просто акт купли-продажи. Коммерциализация технологии представляет собой процесс, который начинается с момента ее создания. Именно рассмотрение коммерциализации как процесса помогает вскрыть механизмы этого процесса, использование которых сделает его более эффективным.

Важнейшим элементом этого процесса является охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности. Дело в том, что созданная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология содержит ноу-хау, что также является предметом правовой охраны. В настоящее время стратегии и механизмы охраны интеллектуальной собственности при продвижения нового продукта разрабатываются с учетом целого комплекса факторов. Однако основные принципы остаются для всех одинаковыми: защита своих продуктов патентами всегда стоит на первом месте, при этом ставка делается на формирование своего вузовского патентного портфеля. Оборонительные, блокирующие патенты - это своего рода страхование.

Вместе с тем стандартный набор исключительных прав на различных этапах жизненного цикла инновационного продукта может использоваться в различных комбинациях. Выбор между патентом и ноу-хау можно сделать, лишь тщательно проанализировав область технической исключительности изобретения, состояние рынка и свои собственные возможности. Например, если речь идет об элементе производственного процесса, факт использования которого трудно установить, то патент предоставит слабую защиту из-за сложности доказать сам факт использования такого изобретения. Если же изобретение легко «выделить» в готовом продукте, то патент способен предотвратить несанкционированное копирование.

Выбор стратегии правовой охраны - это только лишь элемент длительного и сложного процесса коммерциализации технологии.

Опыт зарубежных и ряда российских вузов свидетельствует о целесообразности для владельцев объектов ИС активного использования в цепочке их коммерциализации фирм, специализирующихся в области трансфера технологий. Вместе с тем, для успешной деятельности в этой области вуз должен располагать собственным компетентным структурным подразделением для проведения первичных работ по выявлению, оценке коммерциализуемости и закреплению прав организации на результаты научнотехнических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.