Д. Б. Шульгин , В. С. Кортов
Модель системы управления интеллектуальной собственностью в вузе
Необходимость системного подхода к проблеме управления интеллектуальной собственностью (ИС) в вузе продиктована, с одной стороны, тем обстоятельством, что за прошедшее после принятия патентного закона РФ десятилетие большинство вузов так и не смогло произвести адекватные угрозам и возможностям изменяющейся внешней среды корректировки патентнолицензионной политики. С другой стороны, все более очевидными становятся стратегические преимущества учебных заведений, которые, вложив в развитие этого направления требуемые ресурсы, уже успели окупить их и активно наращивают обороты важнейшего элемента инновационного бизнеса - охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Это и активизация творческой деятельности изобретателей, и коммерческое использование объектов авторского права, защита и "раскрутка" бренда (brand), возрождение институтов патентоведения и другие неотъемлемые части инновационной стратегии развития вузов.
Большая работа в этом направлении проводится в Уральском государственном техническом университете - УПИ, в котором в 1997 г. на базе патентного отдела, имеющего почти 30-летнюю историю, было создано новое подразделение - отдел интеллектуальной собственности (ОИС). Реорганизация патентного подразделения была продиктована изменившимися после принятия Патентного закона РФ правовыми и экономическими условиями охраны и использования охраноспособных научно-технических результатов и, как следствие, резким спадом изобретательской активности сотрудников университета. Например, до 1992 г. УПИ подавал около 200 заявок на изобретения в год, но после 1992 г. изобретательская деятельность стала резко сокращаться, и в 1997 г. университетом было подано всего 2 заявки на изобретения. Следует, однако, отметить, что университет не был исключением из правила, т. к. в подобном положении оказались не только вузы, но и большинство российских организаций и промышленных предприятий.
После создания отдела интеллектуальной собственности патентное сопровождение НИОКР стало лишь одной из функций, выполняемых отделом для достижения главных целей: сохранение и развитие интеллектуального потенциала университета и привлечение дополнительных внебюджетных средств от коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности.
Отдел входит в инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства университета, т. к. охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности является важнейшим элементом инновационной деятельности. ОИС участвует в совместных проектах с Центром инновационного бизнеса, Центром независимых испытаний, сертификации и проблем качества УГТУ в области консалтинга, экспертизы и образовательной деятельности по вопросам управления интеллектуальной собственностью.
Отдел интеллектуальной собственности проводит большую разъяснительную работу среди сотрудников университета, формируя отношение к объектам интеллектуальной собственности как к товару, который можно оценить и продать.
Реализация стратегии "выиграл - выиграл" в отношениях между университетом и авторами разработок позволило более чем на порядок увеличить число заявок на изобретения, подаваемых от имени университета. Формируется новый для вуза ресурс нематериальные активы. В частности, в январе 2000 г. университет получил первый лицензионный платеж на сумму 350 тыс. p. В 2001 г. с использованием технологии, защищенной действующим патентом УГТУ - УПИ, университетом выполнено работ на сумму более 4 млн p. В том же году с одной из образовательных структур заключен лицензионный договор на использование зарегистрированного товарного знака УГТУ - УПИ.
Важнейшим приоритетом деятельности ОИС является содействие развитию рынка объектов ИС в регионе. ОИС участвует в работе экспертного совета правительства Свердловской области по ИС, ведет совместно со Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей постоянную рубрику "Интеллектуальная собственность" в журнале Союза "Партнер", выполняет проекты направленные на развитие системы управления ИС в регионе.
Откликнувшись на потребность предприятий региона в специалистах в сфере ИС, ОИС УГТУ -УПИ разработал и апробировал образовательную программу повышения квалификации "Управление ИС". В 2001 г. первая группа слушателей успешно закончила программу, к реализации которой были привлечены ведущие специалисты УГТУ - УПИ и г. Екатеринбурга в сфере интеллектуальной собственности.
Уже более двух лет успешно развивается и приносит университету заметный доход выставка-салон интеллектуальной собственности УГТУ, основными направлениями деятельности которой являются:
• Презентация и реализация объектов авторского права, промышленной собственности и ноу-хау;
• Издательская деятельность по договорам с авторами научно-технических, учебных и учебно-методических работ;
• Презентация и продажа учебных и методических изданий университета.
Важно подчеркнуть, что очень существенную роль в достижении этих результатов сыграла поддержка других подразделений и руководства университета, без которой осуществление этих преобразований было бы невозможным. Это справедливо и для других вузов и организаций - без активной позиции топ-менеджмента, четко определенных целей и стратегий управления интеллектуальной собственностью успеха в области охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности не достичь.
Модель системы управления интеллектуальной собственностью вуза
Ниже описана модель системы управления интеллектуальной собственностью, реализованная в УГТУ - УПИ.
Миссия подразделения ИС в вузе
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала как стратегического ресурса университета и повышение его конкурентноспособности и экономической безопасности за счет удовлетворения потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
• Цели вуза в сфере ИС:
• Повышение конкурентоспособности за счет использования исключительных (монопольных) прав на результаты интеллектуальной деятельности.
• Привлечение дополнительных внебюджетных средств от деятельности в сфере охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
Стратегии университета в сфере ИС
• Активизация изобретательской деятельности.
• Коммерциализация охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и услуг в области интеллектуальной собственности.
• Формирование нематериальных активов как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности университета.
Политика университета в сфере ИС
• Признание прав владельцев интеллектуальной собственности в соответствии с законодательствами Российской Федерации и международным законодательством.
Отношения "исполнитель - заказчик" регулируются Гражданским кодексом РФ, а отношения "работодатель - работник" в сфере результатов интеллектуальной деятельности регулируются Патентным законом РФ и Законом об авторском праве и смежных правах.
В соответствии с Российским законодательством при выполнении университетом как исполнителем научно-исследовательских работ права на результаты НИР принадлежат заказчику, если иное не оговорено в договоре между заказчиком и исполнителем. Права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые работником университета при выполнении им своих служебных обязанностей, принадлежат работодателю, т. е. университету, за исключением случаев, особо оговоренных в законодательстве.
• Реализация философии "выиграл - выиграл" в отношениях между работниками и администрацией университета по вопросам принадлежности объектов интеллектуальной собственности. Создание условий, когда интересы сотрудников и университета в области патентно-лицензионной деятельности совпадают. Признавая права вуза на использование научно-технических разработок, авторы в соответствии с договором с университетом получают гарантию вознаграждения за использование объекта ИС. Гарантированное вознаграждение авторам за использование созданных ими объектов интеллектуальной собственности -важнейший приоритет патентно-лицензионной политики вуза.
• Защита интересов вуза и авторов объектов интеллектуальной собственности в случаях их неправомерного использования. Университет защищает свои права, а также права его сотрудников на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с гражданским и уголовным законодательством. Взыскание ущерба от неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих вузу как дополнительный источник внебюджетных средств должно рассматриваться как один из основных элементов политики.
• Гибкое использование всех возможностей подразделения интеллектуальной собственности вуза для удовлетворения потребностей рынка в области интеллектуальной собственности - продажа технологий, консалтинг, образовательная деятельность. Ниже приведен далеко не полный перечень услуг, которые может оказывать подразделение ИС вуза на региональном рынке:
о разработка систем управления интеллектуальной собственностью на
предприятии;
о составление и оформление заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак (знак обслуживания), регистрацию программ для ЭВМ и баз данных; о экспертиза и оценка объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов; о гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности;
о проведение образовательных программ;
о содействие развитию рынка объектов интеллектуальной собственности
региона и страны. Важнейшим приоритетом политики в области интеллектуальной собственности является активное участие подразделения
интеллектуальной собственности вуза в федеральных и региональных программах по развитию рынка объектов интеллектуальной собственности.
Механизмы управления
Рассмотрим основные элементы механизмов реализации двух главных стратегий вуза в области интеллектуальной собственности - активизации творческой деятельности и коммерциализации объектов ИС.
Активизация изобретательской деятельности
Многие организации, в том числе вузы, после принятия в 1992 г. Патентного закона практически перестали финансировать деятельность как по стимулированию изобретательской активности, так и по патентной охране результатов научно-технических работ. В результате наиболее ликвидные разработки перешли в частные руки, т. е. стали собственностью либо авторов разработок, либо третьих лиц, оплативших процедуру патентования.
Вопросам активизации творческой деятельности посвящено немало работ, в которых обсуждается широкий арсенал методов материального и морального стимулирования работников. Однако не всегда стимулирование работников рассматривается как единая система мер, поэтому эти методы часто либо совсем не применяются, либо не приносят должного эффекта.
Специфика продукта (объектов интеллектуальной собственности) как результата творческой деятельности требует сочетания директивных мер по закреплению прав вуза на результаты интеллектуальной деятельности с экономическими методами стимулирования, учитывающими интересы работодателя и изобретателя.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации наиболее эффективным методом стимулирования изобретательской деятельности является создание условий, когда изобретателю будет выгодно изобретать и оформлять права на результаты творческой деятельности на работодателя (концепция управления "выиграл - выиграл").
Один из вариантов системы активизации творческой деятельности (на примере УГТУ - УПИ) рассмотрен ниже.
• Оплата вузом затрат на патентование изобретений. Дело в том, что работники многих вузов перестали изобретать только потому, что не могли оплатить заявку в патентное ведомство.
• Конечно, все изобретения патентовать невозможно и нецелесообразно. Патентование - затратная процедура, проводить ее следует только в расчете на получение прибыли от использования прав на объект промышленной собственности. Оптимальным вариантом финансирования подачи заявок на изобретения является оплата расходов на патентование на конкурсной основе. Критерием конкурсного отбора изобретений является оценка коммерциализуемости прав на использование изобретения. Если вуз не считает целесообразным патентование данного технического решения, он может передать это право изобретателю.
• Вовлечение изобретателей в процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. В основе этого процесса должно лежать воспитание у персонала отношения к объектам интеллектуальной собственности как к товару, который можно оценить и продать. При этом изобретатель должен видеть как выгоду вуза, так и свою личную выгоду в коммерциализации объекта интеллектуальной собственности.
• Участие изобретателя в доходах от использования объектов интеллектуальной собственности.
• Организация рейтинга подразделений вуза по полученным патентам на изобретения. При условии конкурсного патентования изобретений этот рейтинг является объективным критерием для поощрения подразделений за работу в области коммерциализации новых разработок.
• Вспомогательным элементом активизации изобретательской деятельности могут быть единовременные выплаты изобретателям за полученный патент.
Механизмы коммерциализации объектов ИС как составной части инновационного бизнеса.
Понятие "коммерциализация интеллектуальной собственности" неразрывно связано с понятием "коммерциализация новых технологий", которое является для российского бизнеса относительно новым.
Что это такое? Вероятно, методологически наиболее правильным понятием коммерциализации является следующая ситуация: покупателю нужны права на вашу технологию, и он заплатил вам за них деньги. Важным достоинством такого понимания является нацеленность его на результат. Однако на самом деле коммерциализация технологии - это не просто акт купли-продажи. Коммерциализация технологии представляет собой процесс, который начинается с момента ее создания. Именно рассмотрение коммерциализации как процесса помогает вскрыть механизмы этого процесса, использование которых сделает его более эффективным.
Важнейшим элементом этого процесса является охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности. Дело в том, что созданная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология содержит ноу-хау, что также является предметом правовой охраны. В настоящее время стратегии и механизмы охраны интеллектуальной собственности при продвижения нового продукта разрабатываются с учетом целого комплекса факторов. Однако основные принципы остаются для всех одинаковыми: защита своих продуктов патентами всегда стоит на первом месте, при этом ставка делается на формирование своего вузовского патентного портфеля. Оборонительные, блокирующие патенты - это своего рода страхование.
Вместе с тем стандартный набор исключительных прав на различных этапах жизненного цикла инновационного продукта может использоваться в различных комбинациях. Выбор между патентом и ноу-хау можно сделать, лишь тщательно проанализировав область технической исключительности изобретения, состояние рынка и свои собственные возможности. Например, если речь идет об элементе производственного процесса, факт использования которого трудно установить, то патент предоставит слабую защиту из-за сложности доказать сам факт использования такого изобретения. Если же изобретение легко "выделить" в готовом продукте (как, например, противоугонную маркировку автомобилей "ЛИТЭКС"), то патент способен предотвратить несанкционированное копирование.
Выбор стратегии правовой охраны - это только лишь элемент длительного и сложного процесса коммерциализации технологии, типичный алгоритм которого показан на рис. 1.
Знаками $ на рисунке показаны сравнительные объемы финансирования каждой из стадий.
Затраты на коммерциализацию технологии резко возрастают после принятия решения о патентовании технологии. Следует отметить, что вузы как государственные унитарные организации имеют в этом плане определенное преимущество перед другими организациями. В соответствии с механизмом отсроченной экспертизы государственные организации имеют отсрочку по уплате пошлин при выдаче российского патента на изобретение. Таким образом, выполнение этапов 1-3.1 может профинансировать практически любой российский вуз.
Что касается этапов 3.2, 4-6, то на сегодняшний день лишь очень немногие вузы могут самостоятельно обеспечить их реализацию. Более того, этап трансфера технологий становится рентабельными только при определенном объеме портфеля технологий, превышающем "порог рентабельности".
По-видимому, именно это обстоятельство и обусловило появление на рынке интеллектуальной собственности Центров трансфера технологий.
Интересная концепция коммерциализации технологий предложена Инновационным агентством (г. Москва). Справедливо полагая, что "самостоятельная" ликвидность технологии на российском рынке невысока, Инновационное агентство предлагает схему трансфера, построенную на идее соединения четырех ресурсов: технологии, производства, финансов, менеджмента.
Университет как владелец патента может выступать в этой схеме поставщиком одного из важнейших ресурсов - технологии, а своеобразным катализатором процесса интеграции является Инновационное агентство, Центр трансфера технологий или Венчурный фонд.
Опыт зарубежных и ряда российских университетов свидетельствует о целесообразности для владельцев ОИС активного использования в цепочке их коммерциализации фирм, специализирующихся в области трансфера технологий. Вместе с тем, для успешной деятельности в этой области вуз должен располагать собственным компетентным структурным подразделением для проведения первичных работ по выявлению, оценке коммерциализуемости и закреплению прав организации на результаты научно-технических разработок.
3.1.
1. Б ыяеп ение о Ь ъекта, о >: П ер ЕИЧН ой инф О] ормлени е пр ав, с 6 ор мац и и о рынке $
*
2. О ц ен к а к о мм ер т. кы 6 ор спо с о 6 а пї и али ±1 у е м о с т и, >авовой охраны *
*
3. Правовая о :хр ан а
Б России
3.2.
За руоежом
$$$
ч ^ Ч /
4. Г ТРАНСФЕР 1 г $$
5. — Использование е $
со Ьстеєнном
производстве
— Лицензирование
б. С оз дание новой $$$$
компании
6. 1. , 1 1 этак г $$
— Группа энтузиастов
— Создание нового продукта
— Собственное и государственное финансирование
2 ЗМЙ}'!
— Небольшая фирма
— П о и ск р ы нк о е сбыта
— С о 6 ственное фи н ан сир ое ание -+-средства
іеб
олыиие
привлеченные
6.3.
3 этй>!
— Средняя фирма
— Хо р О ШИ й менед ж мент
— Е ст ь рын ок с б ьгг а и р еальный пр о г-н о-з р о ст а пр о д аж
— В О -ЗМ О ЖН ОСТЬ пр ИЕ лечен ИЯ -ЇЇН ач ИТ Є ЛЬН Ы ТС ИНЕЙ стиции
Рис 1. Типичный алгоритм коммерциализации охраноспособной технологии
Структура управления ИС
Взаимодействие подразделения интеллектуальной собственности с другими участниками инновационного процесса показано на рис. 2. В качестве комментария к этой схеме рассмотрим содержание ее основных связей.
Внешние связи
• Основной задачей взаимодействия отдела интеллектуальной собственности с заказчиком НИОКР является разделение прав на охрано-способные результаты выполняемых работ и закрепление этого разделения в договоре на выполнение работ.
• Взаимодействие ОИС с потенциальным покупателем прав на объекты интеллектуальной собственности предполагает поиск покупателя, передачу информации о технологии, обсуждение условий и подготовку лицензионного соглашения.
• Взаимодействие с конкурентами связано с предотвращением фактов неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности вуза, а также анализом патентной чистоты собственной продукции.
• Оформление заявочной документации на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, регистрация лицензионных соглашений.
• Программы для ЭВМ и баз данных, права на которые обладают достаточной ликвидностью, целесообразно депонировать в РОСАПО с целью доказательства правомерности происхождения прав в случае возможного судебного разбирательства. Этот механизм охраны становится сейчас важнейшим элементом расширяющейся арбитражной практики.
• Взаимодействие подразделения ИС вуза с Российским авторским обществом и (или) другими общественными организациями предполагает депонирование научных и литературных произведений с целью использования в возможном судебном разбирательстве.
Необходимость взаимодействия с инновационными агентствами предполагает повышение эффективности процесса коммерциализации охраноспособных научнотехнических разработок.
рис. 2. Схема взаимодействия участников инновационного процесса
Внутренние связи
• Спектр взаимодействия здесь очень широк. В первую очередь это активизация творческой деятельности в области создания охраноспособных разработок за счет различных мотивационных механизмов. Очень важно также четко разграничить права вуза и участников коллектива - авторов разработки и, кроме того, проверить правомерность происхождения прав самого вуза. Дело в том, что именно творческий коллектив, как правило, в лице его руководителя осуществляет основные контакты в схеме "заказчик - исполнитель". Поэтому именно на руководителе творческого коллектива должна лежать ответственность за обеспечение правомерности происхождения имущественных прав на научнотехнические результаты. Помощь отдела ИС здесь обязательна.
Задачи ОИС в связи с созданием охраноспособных инновационных разработок также очень емки. Обязательными блоками этого взаимодействия являются оценка охраноспособности, ликвидности, выбор способа и территории правовой охраны инновационной разработки, осуществление мероприятий по правовой охране.
Д рзтне 1щртннш
^■■^ТТ|--1 ИНфрЕТруКТурЫ I'1 '1у1.г рГ.СН
юшо&щнйзшагй
ПрЕДПрПШИПв ЛЬПЬГТЕВ
• Взаимодействие ОИС с другими подразделениями поддержки инновационного предпринимательства также очень разнообразно: экспертиза объектов интеллектуальной собственности, маркетинг инноваций, участие в образовательных и консалтинговых проектах и т.п.
Приведенная в статье модель управления интеллектуальной собственностью в настоящее время реализована в Уральском государственном техническом университете - УПИ и постоянно совершенствуется. Авторы надеются, что использование описанных подходов и элементов этой системы поможет другим вузам организовать менеджмент ИС и воспользоваться возможностями быстро меняющейся внешней инновационной среды, а также реализовать свои преимущества на рынке инноваций, особенно в связи с ускорившимся процессом интеграции России в мировую экономику.
© Д. Б. Шульгин, В. С. Кортов, 2002
Шульгин Д. Б. Модель системы управления интеллектуальной собственностью в вузе / Д. Б. Шульгин, В. С. Кортов // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. - № 1(20). С. 3642.