Научная статья на тему 'Роль и значение обучения студентов основам интеллектуальной собственности'

Роль и значение обучения студентов основам интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1121
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ПАТЕНТНОЕ ПРАВО / ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ / СМЕЖНОЕ ПРАВО / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Анжелика Игоревна

В статье рассматриваются проблемы интеллектуальной собственности в Российской Федерации, проводится анализ учебных планов МГУ им. Н.П. Огарёва с целью выявления дисциплин по интеллектуальной собственности при обучении студентов. Отмечается необходимость введения и развития в учебном процессе вуза изучения основ интеллектуальной собственности на технических и гуманитарных специальностях. Определены роль, значение, а также цель обучения студентов основам интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Анжелика Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение обучения студентов основам интеллектуальной собственности»

САЛЬНИКОВА А. И.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы интеллектуальной собственности в Российской Федерации, проводится анализ учебных планов МГУ им. Н.П. Огарёва с целью выявления дисциплин по интеллектуальной собственности при обучении студентов. Отмечается необходимость введения и развития в учебном процессе вуза изучения основ интеллектуальной собственности на технических и гуманитарных специальностях. Определены роль, значение, а также цель обучения студентов основам интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, обучение, университет, патентное право, авторское право, смежное право, программа для ЭВМ.

SALNIKOVA A. I.

OBJECTIVES AND GOALS OF TEACHING INTELLECTUAL PROPERTY BASICS TO UNIVERSITY STUDENTS

Abstract. The article deals with some issues of intellectual property in the Russian Federation. In this connection, the author studies the curricula of Mordovia State University in order to identify the courses that deal with intellectual property. The author proves the need for the introduction of a special university course of intellectual property basics for both technical students and students of the humanities. Particularly, the study analyzes the objectives and goals of university students' training in intellectual property basics.

Keywords: intellectual property, training, university, patent law, copyright, neighboring right, PC software.

Проблема интеллектуальной собственности под влиянием научно-технического прогресса, глобализации и с развитием рыночных отношений в России стала приобретать особенно ощутимый характер. Растет роль и значение результатов интеллектуальной деятельности, идет процесс осознания ценности интеллектуального потенциала как определенного вида собственности. Для любого промышленного предприятия выгодный сбыт продукции на российских и зарубежных рынках полагает знание патентного законодательства, что позволит предотвратить конфликты в сфере интеллектуальной собственности при использовании патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Защита авторских и смежных прав, в связи с глобальным распространением сети Интернет, спутникового телевидения и других электронных форм

распространения информации, является в настоящее время одной из самых актуальных проблем. Результаты интеллектуальной деятельности определяют экономический рост, социально-политическое положение, а также состояние науки нашей страны.

Анализ учебных планов МГУ им. Н.П. Огарёва позволил сделать вывод, что на протяжении долгого времени преподаванию правовых основ интеллектуальной собственности не уделяется должного внимания. В настоящее время в институте механики и энергетики на направлении подготовки «Агроинженерия-62» преподаются курсы «Основы инновационной инженерной деятельности» и «Основы патентоведения», на светотехническом факультете на направлении «Стандартизация и метрология-62» - «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение», на факультете электронной техники на направлении «Электроника и наноэлектроника-62» - «Патентоведение» и на архитектурно-строительном факультете у магистрантов на направлении «Строительство-68» - «Защита интеллектуальной собственности». В связи с возрастанием роли интеллектуальной собственности в развитии страны, связанной с переходом от нынешней сырьевой ориентации экономики к инновационному пути развития, преподавание дисциплинам по интеллектуальной собственности только лишь на вышеуказанных направлениях подготовки студентов недостаточно. Важно отметить, что обучение студентов основам интеллектуальной собственности сложно, так как интеллектуальная собственность, являясь сложным многофункциональным интеллектуальным продуктом, содержит в себе три разноплановых начала: существо - научно-техническое, форма - правовая, а назначение -экономическое. Но, несмотря на сложность, основы интеллектуальной собственности необходимы для изучения студентами, обучающихся как на технических, так и гуманитарных специальностях, и направлениях подготовки в МГУ им. Н.П. Огарёва.

Для технических институтов и факультетов МГУ им. Н.П. Огарёва особенно важно знание патентного законодательства Российской Федерации. Студентам необходимо знать: что такое патент, какие существуют объекты патентных прав, какие патентные права принадлежат автору изобретения, полезной модели или промышленного образца, каким объектам патентного права предоставляется правовая охрана, что представляет собой государственная регистрация объектов патентного права, каковы сроки действия исключительного права, как возможно распоряжаться исключительным правом на объекты промышленной собственности и извлекать доход от владения исключительным правом, а также как защитить права автора и патентообладателя и не нарушать чужие права. Не лишним будет и изучение студентами права на секрет производства (ноу-хау), который подразумевает инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам, в отношении которого введен режим коммерческой тайны.

Д. Ю. Соколов отмечает, что происходит невнимание к изобретательской деятельности во многих учебных заведениях России. Руководство вузов объясняет это напряженным учебным графиком, а государство в лице Министерства образования и науки считает, вероятно, обучение изобретательству второстепенным делом [8, с. 53]. Также автор пишет о необходимости, для развития отечественных инноваций, введения на старших курсах технических вузов преподавания основ изобретательства, делая упор на изучение технологий создания изобретений и их оформления и кроме того привлечения в качестве преподавателей изобретателей-практиков [8, с. 60].

Важно отметить, что для защиты кандидатской диссертации и получения степени кандидата наук аспирант должен опубликовать не менее трех статей в журналах, рекомендованных ВАК. А к публикациям в научных периодических изданиях, включенных в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, могут быть отнесены патенты на изобретения [6]. Согласно же проекту рекомендаций по изменению подходов к публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени, к публикациям в журналах и изданиях, включенных в перечень, приравниваются: патент на изобретение или полезную модель (для диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) [5].

Необходимо обучать студентов патентному поиску в базах данных Роспатента, Европейского патентного ведомства, США и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), который может быть необходим при разработке дипломного проекта, также полученные знания и умения пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности. И. В. Вишнякова считает, что использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера. Дипломированный инженер должен уметь организовывать и осуществлять индивидуальную и совместную деятельность, связанную с творческим поиском идей и способом решения технических, проектных, конструкторских и других задач, а также умений самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях, а таких ситуаций много в профессиональной деятельности современного инженера [2, с. 53-54].

Что касается института математики и информационных технологий и факультета электронной техники, то здесь необходимо делать упор на изучение таких результатов интеллектуальной деятельности, как программы для ЭВМ и базы данных, относящиеся к авторскому праву. Студентам технических специальностей и направлений подготовки очень важно приобретение знаний об интеллектуальной собственности, так как для более эффективной деятельности необходимо обладать хотя бы минимумом сведений, относящихся к области интеллектуальной собственности, как для студентов при курсовом и дипломном проектировании и аспирантов при работе над кандидатской диссертацией, так и

для будущих специалистов, к которым может прийти необходимость охраны и реализации созданного им результата интеллектуальной деятельности. Широкое использование изобретений, по мнению Е. П. Грошевой, позволяет специалисту выйти на передовые позиции в определенной области техники. Все новое, передовое, прогрессивное неизбежно связано с патентованием изобретений, их внедрением [4, с. 3].

Студентам гуманитарных институтов и факультетов в учебной и профессиональной деятельности необходимо знание авторского права. Ведь к объектам авторского права относятся: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; фотографические произведения (ст. 1259 ГК РФ) [3]. Студентам факультета иностранных языков помимо общих положений об авторском праве будет интересно изучение авторского права на перевод. Экономистам и юристам кроме знаний авторского и патентного права, интересно будет изучение средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания и коммерческие обозначения. Студентам экономистам также необходимо получить знания об оценке и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Студентам юридического факультета же необходимо, помимо получения знаний об интеллектуальной собственности из гражданского права, более углубленно изучать право интеллектуальной собственности, в связи с возможным выбором будущей профессии юриста в области защиты интеллектуальных прав.

Для института национальной культуры, кроме авторского права, интересен такой объект патентного права как промышленный образец, в качестве которого охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид (ст. 1352 ГК РФ) [3]. В проекте изменений в ГК РФ отразились новые подходы к определению объектов, которые подлежат правовой охране в виде промышленного образца. Согласно предлагаемой редакции п. 1 ст. 1352 [7] в качестве промышленного образца планируется охранять решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, а не художественно-конструкторское решение изделия, как это определено сейчас [1, с. 41-52]. Также студентам института национальной культуры полезно будет знать о правах, смежных с авторскими, к которым относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения); фонограммы; сообщения передач

организаций эфирного или кабельного вещания; базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (ст. 1304 ГК РФ) [3].

Необходимо донести до студентов и преподавателей вуза, что существует учебный курс дистанционного обучения «Основы интеллектуальной собственности», который создан Академией ВОИС. Обобщив все факультеты и институты можно сделать вывод, что всем без исключения необходимо включение в учебный процесс изучения основ интеллектуальной собственности. Для будущих специалистов необходимо знание и авторского, и патентного права, а также прав на средства индивидуализации, делая уклон на направление подготовки. Следует сказать еще о том, что нельзя изучать патентное право только на технических специальностях и направлениях подготовки, а авторское право на гуманитарных специальностях. Ведь, несмотря на важность патентного права при подготовке студентов технических специальностей, им необходимо изучение и авторского права, как получения базовых знаний и умений, так и потому что объектами авторского права являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проспектов, чертежей, изображений и макетов, что актуально для архитектурно-строительного факультета. И, кроме того, к авторскому праву относятся программы для ЭВМ и базы данных. Гуманитариям же кроме авторского права, которое может понадобиться студентам при написании статей в периодических изданиях, необходимо получить основополагающие знания о патентном праве для повышения общего уровня образованности. А на рассмотренном выше примере, одним из объектов патентного права является промышленный образец, который может быть интересен институту национальной культуры.

Таким образом, целью обучения основам интеллектуальной собственности студентам вуза является формирование у студентов основополагающих знаний, относящихся к интеллектуальной собственности, направленных на воспитание правового сознания студентов, компетентности в профессиональной деятельности у будущих специалистов, что послужит увеличению изобретательской активности в будущем, а также позволит ликвидировать отставание нашей страны от ведущих мировых держав в области охраны и защиты интеллектуальной собственности. Не вызывает сомнений, что правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности - одно из условий инновационного развития экономики нашей страны.

В связи с изложенным полагаю, что необходимо введение и развитие в учебном процессе МГУ им. Н.П. Огарёва дисциплин по изучению основ интеллектуальной собственности. Полученные студентами (бакалаврами, магистрантами, специалистами) знания об авторском и смежном праве, патентном праве, праве на секрет производства (ноу-хау) и праве на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, предприятий полезны не только студентам и аспирантам, а также будущим специалистам в профессиональной деятельности. Ведь интеллектуальная собственность занимает все большее место на современном рынке России, а знание законодательства об интеллектуальной собственности позволит специалисту быстро ориентироваться в рыночных условиях, как в части защиты авторских прав, так и при создании продукции на основе результатов интеллектуальной деятельности и ее успешной реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедарева Е. П. Новые подходы к объектам патентования // Патенты и лицензии. -2013. - № 3. - С. 36-42.

2. Вишнякова И. В. Подготовка студентов технического вуза к управлению интеллектуальной собственностью // Педагогика и психология профессионального образования. - 2010. - № 1. - С. 53-58.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 52 (Часть 1). - Ст. 5496.

4. Грошева Е. П. Подготовка студентов технических вузов к инновационной деятельности при обучении инженерному творчеству и патентованию: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2010. - 27 с.

5. Общественное обсуждение проекта рекомендаций по изменению подходов к публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/3556.

6. Перечень ведущих периодических изданий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/ru/help_desk/list/.

7. Проект редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) с изменениями, внесенными проектом федерального закона № 47538-6. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. base.garant.ru/5762296/85/#40072.

8. Соколов Д. Ю. Изобретатели и власть // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. - 2013. - № 5. - С. 53-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.