Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за диверсию'

Уголовная ответственность за диверсию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2333
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВЗРЫВ / ПОДЖОГ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / SABOTAGE / CRIMINAL LIABILITY / OTHER ACTIONS / EXPLOSION / ARSON / SOCIAL STABILITY / ECONOMIC SECURITY / DEFENSE CAPABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давитадзе Мевлуд Демуралович

Рассматривается уголовная ответственность за диверсию. Дается расширенное толкование «иных действий» и предлагается новая редакция ст. 281 УК РФ, предусматривающей ответственность за диверсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR SABOTAGE

Criminal liability for sabotage is being considered. An expanded interpretation of «other actions» is given and a new version of article 281 of the criminal code of the Russian Federation is proposed, which provides for responsibility for sabotage.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за диверсию»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10163

ББК 67 © М.Д. Давитадзе, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДИВЕРСИЮ

Мевлуд Демуралович Давитадзе, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, профессор

Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России (143007, Московская область, Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Аннотация. Рассматривается уголовная ответственность за диверсию. Дается расширенное толкование «иных действий» и предлагается новая редакция ст. 281 УК РФ, предусматривающей ответственность за диверсию.

Ключевые слова: диверсия, уголовная ответственность, иные действия, взрыв, поджог, социальная стабильность, экономическая безопасность, обороноспособность.

CRIMINAL LIABILITY FOR SABOTAGE

Mevlud D. Davitadze, Head of the Department of Criminal Law and Procedure, Doctor of Legal Sciences, Professor Odintsovo Branch MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (143007, Moscow region, Odintsovo, ul. Novo-Sportivnaya, d. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Abstract. Criminal liability for sabotage is being considered. An expanded interpretation of «other actions» is given and a new version of article 281 of the criminal code of the Russian Federation is proposed, which provides for responsibility for sabotage. Keywords: sabotage, criminal liability, other actions, explosion, arson, social stability, economic security, defense capability.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Давитадзе М.Д. Уголовная ответственность за диверсию. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):169—173.

Среди преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства особое место занимает диверсия.

Диверсия (от лат. Эгуегао — «отклонение, отвлечение») — скрытные, тщательно подготовленные специальные мероприятия диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) или отдельных разведчиков-диверсантов по выводу из строя наиболее важных объектов или их элементов путем подрыва, поджога, затопления, а также применения иных способов разрушения, не связанных с ведением боя для достижения цели1.

Как известно, первоначально «диверсией» назывались военные операции, производимые незначительными специально обученными силами для дезориентации противника, отвлечения его внимания и сил с главного направления. Термин «диверсия» изменил свое значение с появлением бризантных взрывчатых веществ (таких, как динамит), что позволяло небольшим группам осуществлять в тылу неприятеля эффективную деятельность по нанесение существенного вреда противнику2.

В последующем особое развитие диверсия как способ вооруженной борьбы получила в Первой и Второй мировых и Великой отечественной войнах.

Главная цель акта диверсии в период военного времени заключалась в нанесении максимального ущерба противнику путем уничтожения живой силы, вывода из строя военной техники, транспортной коммуникации и иных особо значимых объектов, обеспечивающих боеспособность, обороноспособность и его экономическую мощь.

Следует отметить, что диверсия как вооруженный метод борьбы с противником имеет место быть не только в военное время, но и в мирное, особенно в завуалированной форме, когда она может стать весьма эффективным способом дестабилизации и представлять особую угрозу основам конституционного строя и безопасности государства.

Из истории развития уголовного законодательства Советской России известно, что первоначально ответственность за преступления диверсионного характера предусматривались в ст. 581, 581а—581г и 582—5814 УК РСФСР 1922 г., которые в редакции 1926 г. и более поздних редакциях устанавливали ответственность за контрреволюционную деятельность. Первого января 1961 г. ответственность за

1 URL://https://ru.wikipedia.org/

2 Там же.

контрреволюционные преступления была отменена в связи с вступлением в действие УК РСФСР 1960 г.3.

Статья 68 УК РСФСР, предусматривающая ответственность за диверсию, к преступлениям подобного рода относила «разрушение или повреждение взрывом, поджогом или иным способом предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи либо другого государственного или общественного имущества, совершение массовых отравлений или распространение эпидемий и эпизоотий с целью ослабления Советского государства».

За данное преступление, с учетом ее общественной опасности, предусматривалось наказание лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.

Преступления диверсионного характера и после развала Советского Союза не утратили свою общественную опасность и в ст. 281 УК РФ 1996 г. нашли свое отражение.

В ч. 1 указанной статьи ответственность предусматривается за «совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 281 УК РФ содержатся квалифицированные признаки диверсии. В ней ответственность предусматривается, если действия, предусмотренные в ч. 1 указанной статьи, совершены организованной группой; повлекли причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

А в ч. 3 ст. 281 УК РФ ответственность предусматривается за «деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку».

Если сравнить содержания ст. 68 УК РСФСР и ст. 281 УК РФ, то по описанию диверсионных преступлений они в целом идентичные, но при этом они отличаются по структуре. Если ст. 68 УК РСФСР состоит из основного (простого состава), то ст. 281 УК РФ содержит как основной (простой) состав (ч. 1), квалифицирующие признаки (ч. 2) так и особо квалифицирующий состав (ч. 3).

Ответственность и наказание за диверсию с учетом ее общественной опасности по УК РФ предусматриваются в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет (ч. 1), на срок от 12 до 20 лет (ч. 2) и на срок от 15 до 20 лет или пожизненным лишением свободы (ч. 3).

Объекты преступления как по ст. 68 УК РСФСР, так и по ст. 281 УК РФ в целом совпадают: экономическая безопасность и обороноспособность (по ст. 68 УК РСФСР — СССР) Российской Федерации.

Объективная сторона выражается в совершении взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Предметом преступного посягательства являются предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения страны и др.

В качестве способа совершения данного преступления в диспозиции ст. 281 УК РФ указаны: взрыв4, поджог5 или иные действия; при этом следует отметить, что их содержание совпадает со способами совершения террористического акта (ст. 205 УК РФ).

Под иными действиями в рамках данной редакции ст. 281 УК РФ понимаются деяния, направленные на уничтожение или повреждение предметов, указанных в диспозиции данной статьи, и которые могут состоять в механическом, физическом, химическом и других способах воздействия на них, в результате чего предметы уничтожаются или утрачивают свое назначение, приводятся в непригодное для целевого использования состояние. Как видно из редакции ст. 281 УК РФ, законодатель оставил перечень действий, направленных на уничтожение или повреждение предметов диверсии, открытым. Это дает основание и возможность рассматривать в качестве таковых не только общеопасные противоправные действия (обвал, затопление шахт, организация крушения на железнодорожном транспорте и т.д.), но и другие действия.

На наш взгляд, сущность и уголовно-правовая характеристика диверсии гораздо шире, чем представляется в редакции ст. 281 УК РФ.

3 URL://https://ru.wikipedia.org/

4 Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ взрыв — быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов. В результате взрыва вещество, заполняющее объем, в котором происходит освобождение энергии, превращается в сильно нагретый газ с очень высоким давлением. Этот газ с большой силой воздействует на окружающую среду, вызывая ее движение. В твердой среде взрыв сопровождается ее разрушением и дроблением.

5 Поджог — умышленные действия виновного, приводящие (как и при взрыве) к уничтожению и повреждению предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Как известно, способы совершения диверсии и террористического акта идентичны, за исключением направленности их действий и цели совершения, однако диверсия содержит в себе гораздо более существенную опасность, чем тот же террористический акт. Известно, что террористические акты в мирное время совершаются террористическими группами (организациями) открыто и часто могут носить единичный характер. Террористические акты, несмотря на их общественную опасность, особенно в мирное время, не могут существенно повлиять на устои политической системы и обороноспособность государства.

А диверсия по своей сути, особенно в мирное время, если она осуществляется завуалировано (под прикрытием благих намерений) с далеко идущим разрушительным планом против интересов страны, представляет гораздо более существенную опасность против основ конституционного строя и безопасности государства, чем те же террористические акты или же действия, указанные в ч. 1 ст. 281 УК РФ.

В связи с вышеуказанным, на наш взгляд, «под иными действиями...» в рамках редакции ст. 281 УК РФ следует понимать действия, направленные против социальной стабильности общества, экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, т.е. против основ конституционного строя и безопасности государства.

Под «иными действиями» в рамках ст. 281 УК РФ следует рассматривать умышленные деяния, направленные на:

♦ нарушение принципа незыблемости Конституции;

♦ узурпацию власти;

♦ сворачивание демократических институтов народовластия;

♦ посягательство на конституционные права граждан;

♦ разрушение экономического потенциала страны;

♦ разграбление национального богатства;

♦ поощрение и покровительство коррупции;

♦ снижение благосостояния, т.е. обнищание значительной части населения;

♦ уничтожение или деградация институтов социального назначения;

♦ создание условий, негативно влияющих на демографическую ситуацию страны;

♦ срыв обороноспособности страны;

♦ умышленное нарушение общепризнанных принципов международного права и международных договоров Российской Федерации;

♦ разжигание межнациональной и религиозной нетерпимости и конфликтов;

♦ изоляцию страны от внешнего мира.

Суть указанных действий с точки зрения уголовного права понимается в следующем.

1. Под нарушением принципа незыблемости Конституции следует понимать внесение изменений в Конституцию с нарушением положений гл. 9 Конституции РФ.

2. Узурпация власти представляет собой противозаконное удержание власти путем фальсификации выборов или путем различных манипуляций, т.е. внесений соответствующих изменений в Конституцию и действующее законодательство, направленных на легитимацию власти.

3. Сворачивание демократических институтов народовластия означает нивелирование, формализацию или фальсификацию, игнорирование результатов выборов, не отвечающих интересам власти и др.

4. Посягательство на конституционные права граждан предполагает ущемление или игнорирование конституционных прав и свобод граждан, издание законов, ущемляющих или отменяющих социальные, экономические или политические права граждан и др.

5. Под разрушением экономического потенциала страны понимается умышленное, целенаправленное разрушение экономического потенциала страны, порождающее массовую безработицу, пагубно сказывающееся на социальной стабильности, экономической безопасности и обороноспособности страны.

6. Разграбление национального богатства — это бесконтрольное и беззаконное присвоение или вывоз природных богатств за пределы страны. К разграблению национального богатства следует также отнести невозвращение из-за рубежа средств, полученных за счет реализации природных богатств страны.

7. Поощрение и покровительство коррупции предполагает попустительство, поощрение коррупции во всех сферах жизни, особенно в высших эшелонах власти, противодействие борьбе с коррупцией. Как известно, коррупция поражает всю систему государственного управления, тем самым нанося непоправимый ущерб социальной стабильности, экономической безопасности и обороноспособности страны.

8. Снижение благосостояния, т.е. обнищание значительной части населения, заключается в низком уровне оплаты труда, низких пенсиях, неоправданно высоких ценах в сфере услуг, ЖКХ, на продукты питания, товары первой необходимости, а также высоких и многочисленных налогах, массовой безработице и др.

9. Уничтожение или деградация институтов социального назначения представляет собой целенаправленное уничтожение или сокращение объектов здравоохранения, образования и др.

10. Создание условий, негативно влияющих на демографическую ситуацию страны; предполагает создание условий, препятствующих гражданам, особенно молодым семьям, приобретать за доступные, минимальные цены или получать бесплатно жилье, что является главным в жизни каждого человека, особенно для молодых. Наличие жилья позволяет людям создавать семьи и вносить свой вклад в естественный рост населения. Без решения жилищного вопроса в условиях высоких цен в сфере услуг, на товары первой необходимости и низкой оплаты труда рассчитывать на решение демографических проблем не приходится, даже при наличии материнского капитала. Как известно, демографическая составляющая играет огромную роль в обеспечении экономической безопасности и обороноспособности страны.

11. Срыт обороноспособности страны заключается в уничтожении ВПК, срыве оборонных заказов, уничтожении экономического потенциала страны, отсутствии единого центра управления системой обороны, а также высокопрофессиональных специалистов как в оборонном секторе, так и в командном составе ВС РФ, низком уровне профессиональной подготовки войск и др.

12. Умышленное нарушение общепризнанные принципов международного права и международных договоров Российской Федерации служит поводом для ухудшения международного положения страны, что предполагает наступление негативных последствий для страны в деле межгосударственного, в том числе экономического, сотрудничества с зарубежными странами, особенно в сфере высоких технологий. Как известно, осложнение международных отношений страны по указанному поводу влечет применение санкционных мер, негативно влияющих не только на авторитет страны, его экономическую безопасность, но и на обороноспособность страны.

13. Разжигание межнациональной и религиозной нетерпимости и конфликтов — умышленные, целенаправленные действия, в том числе через средства массовой информации, сети Интернет, направленные на возбуждение межнациональной, межрасовой или религиозной вражды и нетерпимости. В многонациональном государстве, каким является РФ, такие действия могут иметь катастрофические последствия не только для социальной стабильности общества, мирного сосуществования представителей различных наций и конфессий, но и для экономической безопасности и обороноспособности страны.

14. Изоляция страны от внешнего мира предполагает закрытие страны т.е. доведение до минимума уровня международного сотрудничества. Изоляция страны, по сути, может превратить ее в осажденный

бастион, что соответственно повлечет за собой ухудшение социально-экономического положения страны, огромные неоправданные расходы на оборону, что в совокупности может иметь непоправимые последствия для цивилизованного развития общества и государства.

Следует отметить, что указанные действия (которые могут быть корректированы законодателем) в целом можно признать преступлениями диверсионного характера, если они непосредственно направлены на подрыв социальной стабильности общества, экономической безопасности и обороноспособности РФ или в результате их совершения наступают соответствующие последствия.

Ввиду того, что предполагаемые вышеперечисленные «иные действия» могут быть совершены только лицом (или лицами), наделенным особым правовым статусом, т.е. должностным или служебным положением, необходимо в ч. 2 указанной статьи включить квалифицирующий признак «лицом с использованием своего служебного положения», предусматривающий ответственность для такой категории лиц.

В связи с вышеуказанным считаем целесообразным ст. 281 УК РФ изложить в следующей редакции.

Ст. 281 УК РФ «Диверсия».

1. Совершение взрыва, поджога, повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения или иных действий, направленных на: нарушение принципа незыблемости Конституции, узурпацию власти, сворачивание демократических институтов народовластия, посягательство на конституционные права граждан, разрушение экономического потенциала страны, разграбление национального богатства, поощрение и покровительство коррупции, снижение благосостояния, т.е. обнищание значительной части населения, уничтожение или деградацию институтов социального назначения, создание условий, негативно влияющих на демографическую ситуацию страны, срыв обороноспособности страны, умышленное нарушение общепризнанных принципов международного права и международных договоров РФ, разжигание межнациональной и религиозной нетерпимости и конфликтов, изоляцию страны от внешнего мира в целях подрыва социальной стабильности общества, экономической безопасности и обороноспособности РФ наказыь вается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий наказываются лишением свободы на срок от 12 до 17 лет.

3. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, если они повлекли:

♦ подрыв социальной стабильности, экономической безопасности, обороноспособности РФ;

♦ умышленное причинение смерти человеку или массовую гибель людей наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с конфискацией имущества или пожизненным лишением свободы.

Как правило, обязательным признаком диверсии (кроме способа и направленности) является ее конечная цель, в качестве которой выступают экономическая безопасность и обороноспособность РФ, а также, на наш взгляд, и социальная стабильность общества.

Экономическая безопасность Российской Федерации представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень существования, функционирования и развития страны, а также неуязвимость ее экономических интересов к возможным внешним и внутренним угрозам.

Под обороноспособностью понимается уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии любого характера, защите территориальной целостности и независимости Российской Федерации.

А под социальной стабильностью общества следует понимать устойчивое состояние социальной системы общества и ее институтов, определяемых Конституцией страны, с учетом общепризнанных принципов международного права и законодательства страны.

К лицам с использованием своего служебного положения в контексте данной нормы следует относить занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и конституциями или уставами субъектов Российской Федерации соответственно (в том числе высшие должностные лица соответствующего уровня, проходящие военную службу и службу в правоохранительных органах) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Согласно п. 3 ст. 35 УК РФ организованной группой признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Под значительным ущербом следует понимать реальный вред, который был причинен в результате

совершения деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 281 УК РФ. Размер ущерба в данном случае является оценочным признаком, содержание которого подлежит установлению исходя из конкретной ситуации и фактов, связанных с совершенным деянием.

Наступлением иных тяжких последствий является срыв выполнения оборонных заказов, остановка производства социально значимых объектов, вывод из строя крупных транспортных узлов, неосторожное причинение смерти, умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью человека и др.

Подрыв социальной стабильности — это разрушение социальных институтов, дестабилизация общественных отношений в стране, подрыв доверия населения к органам власти и др.

Подрыв экономической безопасности страны заключается в выводе из строя особо важных промышленных, сельскохозяйственных и социальных объектов страны или отдельного региона, нарушающее стабильное функционирование всего экономического механизма страны или региона.

Под подрывом обороноспособности страны следует признать нарушение единого механизма управления вооруженными силами, разрушение военно-промышленного комплекса, невыполнение оборонного заказа, недостаточное материально-техническое обеспечение войск, расстановка на ответственных командных постах некомпетентных лиц, срыв морально-боевой подготовки войск, армии, низкий уровень социальной защиты военнослужащих и др.

Массовая гибель людей в результате преступлений диверсионного характера — причинение смерти неопределенному количеству лиц (множеству людей).

Следует отметить, что все деяния, описанные в предложенной редакции ст. 281 УК РФ, начиная от взрыва, поджога, повреждения предприятий и заканчивая созданием условий, негативно влияющих на демографическую ситуацию страны (и др.), могут весьма губительно сказаться на социальной стабильности общества, экономической безопасности и обороноспособности страны.

Субъективная сторона диверсии характеризуется прямым умыслом и специальной целью — подорвать социальную стабильность, экономическую безопасность и обороноспособность РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект диверсии — как общий, т.е. лицо, достигшее возраста 16 лет, так и специальный.

Предложенные изменения в ст. 281 УК РФ на современном этапе будут способствовать восполнению существующего пробела в прежней редакции и всецело могут охватить ответственность за преступления диверсионного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.