Научная статья на тему 'О соотношении терроризма и преступлений террористической направленности по российскому законодательству'

О соотношении терроризма и преступлений террористической направленности по российскому законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1417
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ДИВЕРСИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Михаил Павлович, Гандалоева Тамара Ахметхановна

Данная статья рассматривает терроризм и преступления террористической направленности. При этом изучена одна из наиболее серьёзных проблем это определение криминально-правовой концепции и корректное применение существующего законодательства о противодействии терроризму борьба с терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RATIO OF TERRORISM AND TERRORIST CRIMES UNDER THE RUSSIAN LEGISLATION

The present article considers terrorism and terrorist crimes. Along with it one of the most important problems has been studied that is determination of criminal law concept and correct implication of the current antiterrorist legislation.

Текст научной работы на тему «О соотношении терроризма и преступлений террористической направленности по российскому законодательству»

Киреев М. П., Гандалоева Т. А.

О СООТНОШЕНИИ ТЕРРОРИЗМА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

21. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

21.1. О СООТНОШЕНИИ ТЕРРОРИЗМА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Киреев Михаил Павлович, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Место работы: Академия управления МВД России Гандалоева Тамара Ахметхановна, адъюнкт, капитан юстиции Место учебы: Академия управления МВД России

slejka-mvd@yandex.ru

Аннотация: данная статья рассматривает терроризм и преступления террористической направленности. При этом изучена одна из наиболее серьёзных проблем - это определение криминально-правовой концепции и корректное применение существующего законодательства о противодействии терроризму борьба с терроризмом.

Ключевые слова: терроризм, преступления террористической направленности, диверсия, расследование преступлений террористической направленности.

ON THE RATIO OF TERRORISM AND TERRORIST CRIMES UNDER THE RUSSIAN LEGISLATION

Kireev Mikhail P., Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Place of employment: the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Gandaloyeva Tamara A., Associate of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Captain of Justice

Study place: the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

slejka-mvd@yandex.ru

Abstract: the present article considers terrorism and terrorist crimes. Along with it one of the most important problems has been studied - that is determination of criminal law concept and correct implication of the current antiterrorist legislation.

Keywords: terrorism, crimes of a terrorist orientation, sabotage, investigation of crimes of a terrorist orientation.

Терроризм, террористы и террористическая деятельность - эти заголовки появляются в средствах массовой информации практически каждый день, внося ужас и страх в человеческие массы и повышая уровень нестабильности и обоснованной тревоги для нашего настоящего и будущего.

Давайте попробуем понять позицию законодателя в том, как в нашей стране закон защищает гражданина от преступлений террористической направленности и терроризма как такового с уголовно-правовой точки зрения.

Объективно говоря, терроризм представляет из себя комплексный и многогранный феномен, который посягает различными способами на многие охраняемые законом общественные блага, преследуя самые разнообразные цели. Естественно, это увеличивает трудности для развития всеобщего понимания и квалификации того, что означает терроризм.

Одна из наиболее серьёзных проблем - это определение криминально-правовой концепции и корректное применение существующего законодательства о противодействии терроризму. Опрос, проведённый среди сотрудников силовых государственных структур (более

1000 человек было опрошено), показал, что 31 процент признает стабилизацию в росте уровня терроризма, тогда как другие 31 процент предполагают незначительный рост преступлений террористической направленности, а 13 процентов предполагает значительный рост терроризма. Собранная информация вызывает озабоченность, так как фундаментальная цель борьбы с терроризмом связана с безопасностью гражданского общества, характеризуемого стабильностью и защитой социальных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности населения и функционирования социальных институтов. В то же время, терроризм создаёт угрозу не только для безопасности общества, но и безопасности гражданина, жизни и здоровья людей, а также безопасности государства и способности государственных институтов выполнять свои обязанности перед обществом.

Конечно, немедленно возникает вопрос, в какой степени деятельность органов внутренних дел влияет на стабилизацию обстановки в стране. Среди опрошенных нами сотрудников, подавляющее количество, более 70 процентов, ответили, что такие действия имеют частичный эффект, 21 процент - наоборот, что нет

Социально-политические науки

5'2018

никакого эффекта, и только 9 процентов указывают, что стабилизация полностью зависит от действий органов внутренних дел.

Уголовный Кодекс и федеральный Закон о противодействии терроризму от 2006 г. являются ключевыми элементами Российского антитеррористического законодательства. УК РФ предусматривает деяния, которые считаются преступлениями террористической направленности, включая различия между такими деяниями и диверсией и иными преступлениями. УК так же устанавливает меру наказания, если такие деяния совершены. УК в общем формулирует задачи для правоохранительных органов и специальных служб в раскрытии, предотвращении и подавлении террористической деятельности, и очерчивает цели, организационную структуру и способы использования результатов превентивных, антитеррористических, административных, процессуальных мер и иных видов деятельности, направленных на противодействие терроризму.

Правильная уголовно-правовая оценка информации, полученной органами внутренних дел, имеет особое значение для повышения эффективности и продуктивности в борьбе с терроризмом. Доказательства этого могут быть найдены в результатах нашего исследования. Мы укажем причины, по нашему мнению, влияющие на неудовлетворительное состояние противодействия терроризму. Среди причин, на которые указывает большинство, 24 процента опрошенных, это неэффективная координация, а 18 процентов указывает на недостаток решительности со стороны представителей правоохранительных органов в процессе принятия решений.

В целом, УК РФ от 2006 г. регламентирует степень ответственности за терроризм и террористические акты по-новому. Это связано с определёнными изменениями и дополнениями в тексте соответствующих статей УК, и других изменений в уголовно-правовых стандартах и институтах, реформах государственной правовой системы нашей страны.

Уголовно-правовая концепция террористического акта описана в ст. 205 УК РФ. Объективный аспект террористического акта состоит в альтернативных действиях:

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;

2. Угроза совершения указанных действий. Взрыв, поджог и иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге. Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций. Характеристика, приведённая в УК, некоторых возможных последствий террористического акта, как «угроза», требует некоторых кратких комментариев.

В самом деле, если вышеуказанное выражение перевести буквально, тогда любое международное преступление, совершенное с целью нарушить общественную безопасность, должно было бы интерпретировано как террористический акт. В конце концов, любое преступление - это общественно опасное деяние, то есть, оно вле-

чёт или угрожает повлечь общественную опасность. Более того, в такой буквальной интерпретации, исчезает граница между заведомо ложным сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) и заведомо ложным сообщением о преступлении (заведомо ложный донос ст. 306). В нормативном языке, описывающим терроризм, закон имеет ввиду не каждые опасные последствия, а только те, которые сравнимы с опасностью потери жизни и значительному ущербу имуществу. Дополнительно, осуществлённые деяния должны способствовать достижению террористических целей, как описано в ст. 205, то есть, угрожать населению, нарушать общественную безопасность, влиять на принятие решения органов власти. Поэтому, категория «иные последствия» может включать: причинение вреда здоровью многих людей, создание обстановки, при которой население не может пользоваться своими гражданскими правами и свободами, причинение серьёзных препятствий для деятельности жизненно важных гражданских сервисов и организаций, органов власти, или создание обстоятельств, ведущих к подобным общественно опасным результатам.

В то же время Уголовный кодекс не требует, чтобы вышеперечисленные последствия в реальности осуществились для того, чтобы терроризм был квалифицирован как совершенное преступление. Более того, даже если в случае подрыва или поджога реальная угроза жизни, угроза значительного ущерба имущества или иные подобные последствия не произошли по причине предпринятых контрмер, терроризм должен быть квалифицирован как совершенное преступление согласно Российского законодательства.

УК РФ не имеет исчерпывающего перечня деяний, квалифицируемых как терроризм. Предполагается, что перечень может включать не только одноразовые акты (поджог, подрыв, разрушение здания и подобные деяния, включая технологический и ядерный терроризм), но и продолжительные действия, состоящие из нескольких взаимосвязанных покушений на жизнь, здоровье или имущество, объединённые единым планом и целью запугать население, угрожать общественной безопасности, оказывать давление на органы власти. По нашему мнению, этот элемент также отличает терроризм от иных тяжких преступлений.

Как пример, это может быть серия убийств и насилия среди населения по этнической, религиозной или иной причине, или групповые вооружённые нападения и массовые убийства, осуществлённые в такой форме и с применением такого оружия, средств и методов, которые ясно направлены на запугивание граждан и создание паники. Такие погромы и нападения могут рассматриваться как опасные деяния, направленные для достижения террористических целей?

Хотелось бы обратить внимание на то, что цель, повлиять на процесс принятия решения органами власти, заключает в себе стремление повлиять как на органы государственной власти (включая исполнительную, законодательную, судебную власть, а так же на федеральные власти, так и на органы субъектов федерации) так и на органы местного самоуправления, через которые население реализует свои имеющиеся права, в соответствии с Конституцией РФ. При уголовно-правовой оценки информации по фактам, содержащим сведения о совершении преступлений террористической направленности, особенно важно помнить о следующих обстоятельствах.

По своим внешним признакам и общественной опасности, терроризм похож на некоторые другие преступ-

Киреев М. П., Гандалоева Т. А.

О СООТНОШЕНИИ ТЕРРОРИЗМА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

ления против жизни и здоровья, общественной безопасности, безопасности передвижения и транспортировки. Это касается таких преступлений как причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ); нарушения требований пожарной безопасности (ст. 219), а так же нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217), или Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216); Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218) или при использовании автотранспорта (ст.263 или 268); Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст.220). Однако, в случаях, приведённых выше, угроза жизни и целостности имущества возникает в результате халатности виновной стороны. Лицо, совершающие такое преступление, осознает общественную опасность своего деяния, предвидит неизбежность или возможность того, что возникнет общественная опасность, как последствие его деяний, и надеется на такие последствия для того, чтобы достичь свои цели.

Терроризм необходимо отличать от некоторых международных преступлений, которые похожи внешне, таких как, умышленное порча или уничтожение имущества универсально опасными средствами (ч. 2, ст. 167), умышленное уничтожение или порча военного имущества, совершенное нарушителем в ходе иного военного преступления (ст.346), или убийство, совершенное универсально опасными средствами (ч. 2 ст.105). В описании этих преступлений отсутствует указание на специфические террористические цели. На те самые цели: нарушение общественной безопасности, запугивание населения, влияние на принятия решения органами власти - то, что преследует лицо, совершающее преступления террористической направленности.

Преступник направляет свою волю на достижение этих целей и, реализуя их, он выбирает время и подходящее оружие и инструменты для преступления, а так же подходящую обстановку. Как правило, террорист сопровождает совершение опасных действий уведомлением властей и населения о том, что новые подрывы, поджоги или схожие акты возможны ещё. Таким образом, он рассчитывает на достижение террористических целей, поставленных перед собой. Доже скупые сообщения о возможных атаках, которые могут составлять опасность утраты жизни, значительного ущерба имуществу или иные похожие последствия, способны посеять панику среди населения, и как последствия, привести к беспорядкам, срыву движения транспорта и работы предприятий, организаций, и принудить госорганы предпринять комплекс дорогих превентивных мер.

Именно для этих целей, УК квалифицирует подобные деяния как оконченный террористический акт, даже если была только угроза террористических действий. Более того, ложное заявление о проведении террористических актов считается преступлением (ст. 207 УК) в не зависимости от мотивов и целей такого ложного сообщения.

Примечание к ст. 205 УК касается освобождения от уголовной ответственности лица, которое участвовало в подготовке террористического акта. Текст данного примечания практически не отличается от текста примечания к с. 213/3 УК РСФСР 1961 года. В то же время, правовое содержание этого примечания требует новой интерпретации. Это связано с появлением в общей части

УК положений, касающихся добровольного отказа от участия в преступлении, в доведении этого преступления до конца. Согласно ч.2 ст. 31 УК РФ, нет оснований обвинять сообщника в уголовном преступлении, который добровольно и окончательно отказался от преступления и предпринял все меры для его предотвращения. Такое же положение распространяется на организатора и заказчика преступления, если он смог предотвратить попытку преступления (ч. 4 ст. 31). Стоит обратить внимание на то, что в этом случае мы ссылаемся не на снятие уголовной ответственности, на полное отсутствие оснований для такой ответственности.

Сравнивая ст. 31 УК РФ и примечание к ст. 205, можно прийти к выводу, что примечание относится только к тем случаям, в которых преступник становится вовлечённым в предотвращение террористического акта добровольно, без давления и силы (например, будучи выявленным и задержанным) или потому, что лицо остановило спланированный террористический акт, для того чтобы провести его позже, в более подходящее время. Другими словами, примечание к ст. 205 может быть применено только, если нет ни каких доказательств добровольного и окончательного отказа от участия в террористическом акте. Если нет, то тогда ст. 31 применяется.

Проводя уголовно-правовую оценку информации о планирующемся или осуществлённом подрыве, поджоге или ином схожем деянии, необходимо различать террористический акт и акт диверсии. В самом деле, наряду с ответственностью за терроризм, УК РФ так же включает квалификацию диверсии. Она квалифицируется как подрыв, поджог или иное деяние, направленное на уничтожение или причинение ущерба жизненно важных строений, предприятий, средств связи и транспортной инфраструктуры, если такие деяния совершены с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК). Различия между особенностями этих двух преступлений, состоит в целях этих преступлений, диверсию не всегда преследует цель создания опасности утраты жизни или причинение серьёзного вреда здоровью и не всегда требует использование особо опасных средств для причинения ущерба вышеуказанным организациям; цели диверсанта не совпадают с целями террористического акта.

Диверсия, как преступление, относится к преступлениям против основ конституционного строя и госбезопасности (Глава 29 УК). В соответствии с законом, фундаментальная разница между диверсией и террористическим актом лежит в целях преступления. Террористический подрыв направлен против общественной безопасности и против населения. Он осуществлён с целью разрушения основ существования и функционирования гражданского общества. Если цель преступления - это причинение вреда базовым ценностям общества, включая в первую очередь экономическую безопасность и обороноспособность, то уголовное право квалифицирует это как диверсия. Преступник - достигает своей цели не запугивая население, а оказывает влияние на материальные объекты, созданные и действующие в интересах защиты государства и его экономических интересов.

Выбор цели, которую преступник намеривается уничтожить или разрушить, - это основная характеристика преступления диверсионного состава. УК приводит перечень возможных целей:

- предприятия оказывающие жизненно необходимые услуги населению (котельные, пекарни, медицинские учреждения, во-дозаборники и т.д.);

- и иные заводы и предприятия;

Социально-политические науки

52018

- радио. Телефонные станции, телеграф и иные средства коммуникации;

- мосты, дороги;

- средства транспорта.

Иные доказательства целей диверсии могут быть найдены при выборе времени, места и специфических обстоятельств преступления (например, совершение преступления во время войны или периода опасности наступления войны, в период экономического кризиса -подрыв Российского суверенитета, используя эти обстоятельства). Иной признак этого преступления может быть найден в специфических целях, выбранных для причинения вреда или уничтожения (объекты, играющие ключевую роль в стратегически важных экономических сферах). Ещё раз обращаем внимание, что этот тип преступлений не требует обязательного применения общественно опасные средства и способы. Выбранные средства и способы направлены на причинение вреда экономике или обороноспособности России.

В ходе применения УК РФ, может возникнуть вопрос касательно возможности идеального сочетания терроризма и диверсии, то есть, обстановка, при которой есть признаки совершения обоих преступлений в одном деянии (например, деяние, совершенное в зоне международного вооружённого конфликта). Закон не отвергает такую возможность. Осуществляя задачу по ослаблению военного потенциала России, преступник выводит из строя оборонный объект, выбирая для этих целей наиболее ужасные и общественно опасные средства и способы и намеривается получить необходимую для него реакцию органов власти.

Не следует забывать, что законодательство не отвергает возможность, что преступник может иметь умысел, как на диверсию, так и на терроризм одновременно. Это возможно, например, если, преступник выполняет задание иностранной организации и в целях подрыва государственной экономической безопасности выводит из строя стратегически важные промышленные объекты, используя средства, которые запугивают население (особо мощные взрывчатые вещества), и намеривается оказать давление на органы власти для удовлетворения его требований. В таких случаях, совершение подрыва имеет признаки как диверсии, так и терроризма, что означает, что эти деяния будут квалифицироваться по двум разным статьям УК РФ.

Когда разрушительные задачи преступника направлены на запугивание населения, чтобы уменьшить обороноспособность России и ее социально моральный потенциал (например, в условиях войны или вооружённого конфликта), тогда это только цели преступления - диверсия.

Другие обстоятельства так же достойны рассмотрения. В большинстве случаев, как акты диверсии, так и акты терроризма планируются и осуществляются по предварительному сговору группы лиц или организованной группой. Это не совпадение, что УК включает в себя соответствующие положения в ч. 2 и 3 ст. 205 и ч. 2 ст.281.

Поэтому, весьма вероятно, что может возникнуть обстановка, при которой цели лиц - участников могут не совпадать. Это возможно, например, если в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности России, главарь группы преступников планирует провести подрыв руками лица, которое не в курсе истинных намерений главаря группы. Это лицо может преследовать цели, связанные с запугиванием населения дестабилизацией органов власти или иные террористические цели. В такой обстановке, деяния каждого

участника должны быть оценены независимо в рамках уголовного права по вопросу их истинных намерений. Деяния участников в подрыве должны быть квалифицированы согласно статьи диверсия или терроризм зависит от целей каждого участника.

Закон гласит, что Российский уголовный закон может быть применено к любому иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое совершило преступление на территории РФ направленное против интересов нашей страны. Этот стандарт применим так же в случае, если такое лицо находится под стражей в иностранном государстве и соответственно осуждено в нашей стране. Это означает, что согласно вышеуказанному принципу нашего закона, иностранцы, которые совершили следующие деяния могут нести уголовную ответственность:

- за террористический акт, направленный на изменения решений российских властей (ст. 205 УК);

- диверсия на российских военных или экономических объектах, расположенных за рубежом нашей страны (ст. 281);

- террористический акт против российского государства или публичной фигуры, находящейся временно за рубежом (ст. 277).

Следуя из нашего анализа, очевидно, что борьба с терроризмом бывает эффективной, когда она законна, бескомпромиссна, корректно квалифицирована, то есть -дифференцирована от иных типов преступлений, которые могут включать в себя элементы преступления террористической направленности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,68%.

Список литературы:

1. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЭ,

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63- ФЗ,

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 года № 226- ФЗ;

4. Европейская Конвенция о пресечении терроризму: подписана членами Европейского Совета в Страсбурге 21.01.1977 года

5. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 года. № 116;

6. Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность статьи обусловлена тем, что количество отдельных видов преступлений террористической направленности за последние годы в Российской Федерации значительно выросло. Правовое обеспечение организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению, пресечению, ликвидации и минимизации последствий от такого вида преступлений не отвечает потребностям практики деятельности органов внутренних дел.

Статья раскрывает основные аспекты распространения терроризма по всему миру, его негативное влияние на внутригосударственные и международные процессы. Авторы обращают внимание на то, что в настоящее время борьба с терроризмом является одной из глобальных проблем человечества

Проведенная работа позволила авторам, сформулировать концептуальные подходы к решению проблем, возникающих в сфере противодействия терроризму органов внутренних дел.

Вывод: Структура и содержание статьи «О соотношении терроризма и преступлений террористической направленности по Российскому законодательству» соответствуют предъявляемым требованиям и рекомендована к публикации в журнале «Пробелы в Российском законодательстве.

Рецензент:

Главный научный сотрудник

НИЦ АУ МВД России

Заслуженный юрист Российской Федерации

Доктор юридических наук, профессор

П.И. Иванов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.