Научная статья на тему 'Участие граждан республики Калмыкия в реализации федерального законодательства о выборах Президента Российской Федерации'

Участие граждан республики Калмыкия в реализации федерального законодательства о выборах Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / CONSTITUTION / FEDERAL LAW / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ELECTION / VOTERS / ELECTION COMMISSIONS / THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Максимов Г. К.

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития федерального законодательства о выборах Президента Российской Федерации, демократизации избирательного права и процесса в 1990-е гг. Они сыграли важную роль в активизации позиции граждан России, в том числе и Калмыкии, в решении судьбоносных проблем государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of Citizens of the Republic of Kalmykia in the Implemention of the Federal Law on Elections of the President of the Russian Federation

The article deals with the issues of formation and development of federal law on elections of the President of the Russian Federation, democratization of the electoral law and procedure in the 1990-s. The federal law played an important role in the foundation of the Russian citizens’ position, including the citizens of Kalmykia, in solving crucial state problems.

Текст научной работы на тему «Участие граждан республики Калмыкия в реализации федерального законодательства о выборах Президента Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. К. Максимов

С приобретением России статуса государственного суверенитета, субъекта международного права (12 июня 1990 г.) ее граждане в условиях начавшейся демократизации российского общества получили возможность более или менее свободного волеизъявления при реализации активного и пассивного избирательного права. Впервые неформальный подход к решению судьбоносных проблем государства проявили россияне, в том числе и население Калмыкии, при проведении 17 марта 1991 г. референдума РСФСР по вопросу о введении поста Президента России. В референдуме РСФСР по Калмыцкому избирательному округу № 77, организацией проведения которого занимались специально созданные комиссии, приняли участие 169 097 человек (82,8 %), а за введение поста Президента проголосовало 102 031 человек (60,3 %, в РФ — 69,9 %) [Ведомости... 1991: 512].

В том же году (12 июня), согласно постановлению Третьего съезда народных депутатов РСФСР от 4 апреля 1991 г., установившему дату выборов Президента, и в соответствии с законами РСФСР «О выборах Президента РСФСР» (24 апреля) и «О Президенте РСФСР» (22 мая) впервые в России был избран Президент — глава республики на альтернативной основе из утвержденных 6 кандидатов 22 мая 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР [О выборах...; О Президенте РСФСР...]. Кандидаты на пост Президента РСФСР были выдвинуты республиканскими (РСФСР) политическими партиями, профессиональными союзами и массовыми общественно-политическими

движениями. Кроме того, они получили поддержку ста тысяч избирателей (подписи) и не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР. По закону имели право непосредственного выдвижения кандидатов на пост Президента РСФСР трудовые коллективы, собрания граждан по

месту жительства и военнослужащих по воинским частям [Ведомости 1991: 513].

Избирательную кампанию также проводили специально сформированные избирательные комиссии по выборам Президента РСФСР. В Калмыкии на эти выборы пришло 77,65 % избирателей (в РФ — 70 %), а из 6 кандидатов, участвовавших на альтернативной основе, за Б. Н. Ельцина проголосовало 39,22 % (в РФ — 57,3 %) [Российские регионы... 1997: 326]. Одновременно с избранием Б. Н. Ельцина Президентом РФ был избран вице-президентом А. В. Руцкой, кандидатура которого была предложена кандидатом в президенты Б. Н. Ельциным. С этого момента Россия не только приобрела законно избранного своего лидера сроком на 5 лет, но и закрепила свой государственный суверенитет, стала легитимным субъектом международного права.

В соответствии с законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с принятием Закона „О Президенте“» (24 мая 1991 г.), включенным в дополнительную главу 13 Конституции Российской Федерации под названием «Президент РСФСР», Президент объявлялся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Российской Федерации. Однако законодатель, введя возрастной ценз (не моложе 35 лет) граждан Российской Федерации, претендующих на пост Президента и вицепрезидента Российской Федерации, установил верхний возрастной предел — не старше 65 лет. Согласно новому конституционному положению, полномочия Президента определялись пятилетним сроком, и одно и то же лицо не могло быть Президентом РФ более двух сроков подряд [Конституция... 1992].

Выборы Президента РФ в соответствии с Законом РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 г. назначались Съездом народных депутатов РСФСР и

осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правовая база первых выборов Президента Российской Федерации была ограничена лишь тремя названными выше законами РСФСР от 24 апреля, 22 и

24 мая 1991 г. Особенность этих выборов заключалась еще в том, что закон о Президенте РСФСР был принят позже, нежели о выборах, сроки со дня назначения выборов до дня выборов были весьма ограничены — всего лишь полтора месяца.

В начале 1993 г. усилилась конфронтация между исполнительной и законодательной властями Российской Федерации. В этой сложной обстановке Президент России Б. Н. Ельцин вынужден был назначить на

25 апреля 1993 г. голосование по вопросам

о доверии Президенту, одобрении политики Президента, о перевыборе Президента и народных депутатов Верховного Совета РСФСР. Повсеместно были сформированы специальные комиссии по проведению референдума. 25 апреля на референдуме страны большинство избирателей (66,2 %) Калмыкии приняло участие в голосовании (в РФ — 64,08 %). За доверие Президенту в республике тайным голосованием высказалось 67,1 % избирателей (в РФ — 58,76 %), за одобрение — 63,93 % (РФ — 53,04 %), за перевыборы Президента — 28,53 % (РФ — 31,71 %), за перевыборы народных депутатов — 46,62 % (РФ — 43,06 %) [Избирательный процесс... 2001: 90]. Таким образом, большинство граждан Калмыкии, проявив активность, чувство ответственности, высказалось за стабилизацию политической обстановки в стране, конструктивную работу и взаимодействие органов государственной власти, за скорейший переход к демократическим формам управления государством.

Вторая половина 1993 г. в республике была ознаменована подготовкой к проведению референдума Российской Федерации по принятию Конституции РФ, выборов депутатов в Государственную думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ сроком на два года в соответствии с заключительными и переходными положениями принимаемой Конституции РФ. Вся подготовительная работа и организация проведения референдума и выборов осуществлялась в республике специально созданными Парламентом Калмыкии Центральной, го-

родской, районными избирательными комиссиями.

Итоги всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г. по Калмыкии показали, что участвовавшие граждане в референдуме поддержали новую Конституцию и проголосовали за нее 51,52 % (РФ — 58,4 %). С принятием Конституции был заложен правовой фундамент демократического государства, основа всей новой правовой базы, форма государственности, государственного устройства, политические и юридические институты, устройство новых федеральных органов государственной власти, гарантии прав и свобод человека, граждан. По Конституции существенно изменился статус Президента РФ. Он является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В статье 3 Конституции закреплен важнейший демократический принцип, согласно которому высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы в органы государственной власти и местного самоуправления [Конституция... 1993].

Этот принцип стал основой развития и совершенствования федерального и регионального законодательства о референдумах и выборах. Одним из первых федеральных законов, определивших правовые, организационные и иные средства обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан, явился Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», подписанный Президентом РФ 6 декабря и вступивший в силу 10 декабря 1994 г. Этот закон носил общий характер и являлся рамочным для всех выборов, проводившихся на территории России. Однако он имел и силу прямого действия на выборах органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления. В его общем положении определялись пределы действия данного Федерального закона. В нем подчеркивалось, что им устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией и избираемые непосредственно гражданами РФ,

при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон гарантировал участие в выборах граждан России на основе демократических принципов — всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, соблюдение добровольности участия и свободного волеизъявления. Однако закон предусматривал возможность установления соответственно уровню проводимых выборов дополнительных условий приобретения гражданином пассивного избирательного права. В пределах этого рамочного закона устанавливался минимальный возраст кандидата в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, главы местного самоуправления — не моложе 21 года, в главы исполнительного органа — 30 лет; ценз оседлости не мог превышать

1 года.

С целью обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан, подготовки и проведения выборов создавались избирательные комиссии в Российской Федерации. Если до принятия этого закона действовали избирательные комиссии по конкретно проводимым выборам, предусматривалось образование системы комиссий в РФ: Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ), избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные, участковые избирательные комиссии [Федеральный закон... 1996].

С принятием Федерального закона об основных гарантиях Народный хурал (Парламент) Республики Калмыкия, постановлением от 19 января 1995 г. образовав постоянную на штатной основе Центральную избирательную комиссию республики (ЦИК РК) в составе 12 членов в статусе юридического лица, одновременно поручил ей подготовить и внести на утверждение проект положения о ЦИКе РК. Согласно Положению «О Центральной избирательной комиссии Республики Калмыкия», 20 апреля 1995 г. Народный хурал сформировал ЦИК РК в составе 13 человек сроком на 4 года. Ее основная задача заключалась в подготовке и проведении на территории республики выборов в федеральные органы власти, референдумы Российской Федерации, выборов в органы государственной власти республики Калмыкия, референдума Республики Кал-

мыкия, а также в оказании методической и организационно-технической помощи территориальным и участковым избирательным комиссиям по выборам в органы местного самоуправления республики.

В дальнейшем Народный хурал, совершенствуя структуру избирательных комиссий республики, конкретизируя их полномочия, права и обязанности в соответствии с федеральным законодательством, 22 июня 1995 г. принял постановление переименовать Центральную избирательную комиссию РК в Избирательную комиссию РК (ИК РК), как входящую в российскую единую систему органов государственной власти с особым статусом. На этом же заседании Народный хурал, учитывая пожелания общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирателей, представил совместно Президентом РК новый состав Избирательной комиссии РК, который им был утвержден 14 июля 1995 г. в количестве 14 человек сроком на 4 года [Вестник Избирательной комиссии... 2010:

9].

Постепенно накапливая опыт по организации и проведению крупномасштабных выборных кампаний, избирательная комиссия республики в 1996 г. приступила к подготовке важного политического и государственного события — выборам Президента РФ в соответствии с новым Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (подписан Президентом 17 мая и опубликован 23 мая 1995 г.). Дата (16 июня 1996 г.) предстоящих выборов Президента РФ была назначена в соответствии с Конституцией РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ 15 ноября

1995 г. [Федеральный закон... 1995]. В связи с предоставлением законодательством право выдвижения кандидата на должность Президента РФ не только избирателям, но и избирательным объединениям (на съездах, конференциях при тайном голосовании) и блокам, повысилась ответственность, возрос объем работы избирательных комиссий. Избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали по месту жительства, работы, службы в поддержку кандидатов не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно был приходиться не более 7 %.

Впервые по этому закону кандидаты на должность президента для регистрации представляли в ЦИК РФ подписные листы,

итоговые протоколы, заявления и декларации о доходах за два года, предшествующих году выборов. Эти выборы, проводившиеся на территории Калмыкии, отличались от предыдущих наличием целостной системы федерального законодательства о выборах Президента, прежде всего Конституции РФ, ряда новых законов, а также переходом к качественному информационному обеспечению процессов, осуществлявших при подготовке и проведении выборов. В 1996 г. в республике была разработана и внедрена Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»), которая позволила не только ускорить обработку информации, но и обеспечить ее достоверность. Федеральным законом о выборах Президента более полно и четко, чем в законе 1991 г., были определены формы, виды и условия предвыборной агитации на длительный срок, т. е. фактически на 6 месяцев (хотя по закону 4 месяца), а также финансирования выборов.

В республике выборная кампания прошла организованно и с высокой активностью ее граждан, при участии общественного контроля и наблюдателей. 16 июня 1995 г. пришли и проголосовали 151 496 избирателей Калмыкии, или 75,66 % (РФ — 69,81 %). Из 10 кандидатов за Б. Н. Ельцина подали 58,49 % голосов (РФ — 35,28 %). При повторном голосовании 3 июля явка составила по республике 73,42 % (РФ — 68,88 %), а результаты голосования за Б. Н. Ельцина — 70,27 % (РФ — 53,83 %). Таким образом, на новый четырехлетний срок главой Российского государства вновь стал Б. Н. Ельцин [Выборы Президента... 1996: 131, 170].

Выборы Президента Российской Федерации в 1991 и 1996 гг., интерес к ним избирателей и результаты их голосования показали, что Россия постепенно переходила на путь демократических преобразований, проведения свободных демократических выборов при формировании органов государственной власти всех уровней. Граждане Российской Федерации, благодаря демократически организованным выборам, поддержали новые направления политического, социально-экономического развития страны, курс руководства на стабилизацию внутриполитической обстановки.

Источники

«О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 г. // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство».

«О Президенте РСФСР» от 22 мая 1991 г. // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство».

«Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство».

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России от 10 декабря 1992 г. // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство».

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство».

Федеральный закон от 17.05.1995 N 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». База данных «Законодательство».

Литература

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512, 513.

Вестник Избирательной комиссии Республики Калмыкия: статист. выпуск / Избирательная комиссия Республики Калмыкия. Элиста, 2010. 64 с.

Выборы Президента Российской Федерации

1996 г. Электоральная статистика. М.: Изд-во «Весь Мир», 1996. 319 с.

Избирательный процесс Республики Калмыкия: Отчет тенденции развития. Т. 2. Избирательная комиссия Республики Калмыкия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001. 358 с.

Российские регионы после выборов - 1996. М.: Юрид. лит., 1997. 784 с.

Федеральный закон «Об основных избирательных прав граждан Российской Федерации». Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 1996.

Федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.