Научная статья на тему 'Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993 г'

Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16155
1374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИИ / ПРЕЗИДЕНТ / КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / CONSTITUTION / CONGRESS OF PEOPLE''S DEPUTIES / SUPREME SOVIET OF THE RUSSIAN FED-ERATION / PRESIDENT / CONSTITUENT ASSEMBLY / POLITICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Екатерина Александровна

Разработка новой российской Конституции была начата в 1990 г. и прохо-дила в условиях глубокого политического кризиса и противостояния в высших эшелонах власти Российской Федерации. Период сентября-декабря 1993 г. стал завершающим эта-пом в подготовке новой конституции, в это время проект претерпел существенные изме-нения, а затем был принят на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. В статье рас-сматриваются попытки создания согласованного проекта конституции, призванные предотвратить дальнейшее развитие политического кризиса. Анализируется политиче-ская ситуация непосредственно перед и после подписания президентом Б.Н. Ельциным указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», ее влияние на процесс разработки новой конституции. Рассматривается создание новых государственных и об-щественных институтов для подготовки проекта в это время, их состав, влияние на со-держание документа. Исследуются внесенные в текст проекта изменения. Отдельное внимание уделено подготовке и проведению всенародного голосования 12 декабря 1993 г., анализируются результаты голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and adoption of Constitution of the Russian Federation in September-De-cember 1993

The development of new Russian Constitution was started in 1990 and proceeded during deep political crisis and confrontation within higher levels of the Russian Federation. The period from September to December 1993 was the decisive stage in preparation of the new constitution; the draft has undergone radical change and later was adopted through the referen-dum on December 12, 1993. In the paper, the attempts to create coordinated draft of the consti-tution, aimed at preventing further deterioration of political crisis, are considered. Author ana-lyzes political situation which existed directly before and after signing decree 1400 “Concern-ing stage-by-stage constitutional reform in RF” by President B.N. Yeltsin, its influence on the process of developing new constitution. The creation of new state and public institutions in-tended for draft preparation is considered, as well as their membership, influence on contents of the document. The changes introduced to the text are studied. Special attention is given to preparation and realization of the referendum which took place on December 12, 1993; the results of the referendum are analyzed.

Текст научной работы на тему «Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993 г»

Е. А. Тарасова

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ В СЕНТЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 1993 г.

Осень 1993 г. ознаменовалась важнейшими событиями для становления современной российской государственности. Одним из ключевых аспектов является завершение процесса разработки новой Конституции России. К сентябрю 1993 г. в Российской Федерации существовало два официальных проекта Конституции — проект Конституционной комиссии Верховного Совета РФ и проект Конституционного совещания, созданный летом 1993 г. на основе президентского проекта. При наличии определенной преемственности и сходства этих проектов, они имели принципиальные различия в разделе, посвященном государственному устройству страны. Проект Конституционной комиссии предусматривал парламентско-президент-скую республику, Конституционного совещания - «суперпрезидентскую», с чрезвычайно усиленными полномочиями президента.

В условиях глубокого политического кризиса, развивавшегося в России в 1992-1993 гг., проблемы, связанные с принятием новой конституции, играли важную, но не единственную роль. Противостояние по линии президент-парламент обусловливалось их разным видением как политического строя, так и экономического развития России, существенными также являлись проблемы взаимоотношений с бывшими республиками СССР и федеративные отношения. Фактически к осени 1993 г. в России в рамках одной политической системы образовались два центра государственной власти, уже не имевшие ни возможности, ни желания проводить согласованную политику. Ситуация усугублялась непримиримой позицией президента Б. Н. Ельцина, который летом 1993 г. уже открыто говорил о необходимости упразднения парламента. Со своей стороны депутаты Съезда и Верховного Совета не скрывали своего отрицательного отношения к президенту и проводимой им политике, однако, в отличие от Б. Н. Ельцина «артподготовку» не объявляли и стремились к мирному политическому разрешению кризиса.

Согласно действующей в 1993 г. Конституции РФ новый Основной Закон страны1 должен был принять Съезд народных депутатов. Однако

такое принятие конституции осложнялось несколькими факторами. Во-первых, целый ряд депутатов не считали возможным принимать новую конституцию в условиях политической и экономической нестабильности. Во-вторых, вставал вопрос о том, какой именно проект будет вынесен на голосование. Будучи противниками президентского курса, депутаты Съезда видели в подготовленном под эгидой Б. Н. Ельцина проекте тенденции к сосредоточению чрезмерно больших полномочий в руках президента в ущерб представительным органам власти. На Съезде мог быть поставлен на голосование разрабатываемый в течение трех лет проект Конституционной комиссии, что не устраивало президента. В-третьих, со своей стороны президент не стремился к принятию новой конституции на Съезде, пытаясь провести в жизнь собственные конституционные инициативы. Б. Н. Ельцин планировал получить одобрение подготовленного Конституционным совещанием проекта субъектами Федерации. Но, несмотря на широкую кампанию в СМИ, представляющую президентский проект единственным легитимным документом среди других вариантов новой Конституции РФ, проект, подготовленный Конституционной Комиссией, также рассматривался субъектами Федерации. Представительные органы ряда субъектов Федерации считали необходимой выработку согласованного проекта.

О согласованном проекте в начале сентября 1993 г. заговорили и в парламенте. О. Румянцев пишет: «Летом 1993 г. нами предпринимались действия по дальнейшему согласованию проектов Конституции. Руководителям ветвей власти было отправлено официальное открытое письмо Ответственного секретаря Конституционной комиссии. Положительно ответил только Р. И. Хасбулатов. В начале сентября уже весь Верховный Совет РФ согласился с предложенным автором книги сценарием компромисса, нацеленного на срыв обещанного Кремлем «сентябрьского наступления»: в качестве мирной инициативы 10 сентября 1993 года была сформирована полномочная парламентская делегация; ВС РФ обратился к Президенту РФ с предложением начать переговоры по выработке согласованных мер в области конституционной реформы»2.

Согласно постановлению Верховного Совета РФ «О мерах по обеспечению согласованной конституционной реформы в РФ» от 10 сентября 1993 г., в состав этой делегации вошли Р. Г. Абдулатипов, Е. А. Амбарцу-мов, Ю. М. Воронин, В. Б. Исаков, В. И. Новиков, О. Г. Румянцев, В. С. Соколов, возглавить делегацию было поручено Р. И. Хасбулатову3.

Постановление Верховного Совета явилось ответом на распоряжение Президента РФ от 8 сентября 1993 г. об образовании рабочей группы Конституционной комиссии по рассмотрению проекта Конституции РФ:

одобренного Конституционным совещанием, и подготовке предложений по выработке единого согласованного проекта Конституции РФ. 4 Своим распоряжением Б.Н. Ельцин, который формально оставался председателем Конституционной комиссии, утвердил состав рабочей группы. В нее вошли члены Конституционной комиссии В. М. Адров, Е. А. Амбарцумов, И. А. Безруков, С. Ф. Засухин, Б. А. Золотухин, С. А. Ковалев, Е. М. Кожокин, Н. П. Макаркин, Ю. С. Маточкин, М. А. Митюков, Ю. Н. Москвич, Ю. А. Рыжов, Ф. В. Цанн-кай-си, Ф. В. Шелов-Коведяев, ответственный секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев, его заместитель В. Л. Шейнис, а также эксперты Е. А. Данилов, И. П. Ильинский, Л. С. Мамут, Б. А. Страшун, В. А. Туманов, И. Г. Шаблинский. Руководителем группы был назначен заместитель председателя Конституционной комиссии Н. Т. Рябов.5 Сроки работы рабочей группы были сжатыми: уже к 15 сентября ей предстояло представить заключение по проекту конституции, подготовленному Конституционным совещанием РФ, а также предложения по выработке согласованного проекта6.

Зачем же понадобилось создавать делегацию Верховного Совета для проведения консультаций с Президентом, если уже был создан орган для выработки единого согласованного проекта конституции? Дело в том, что за основу для разработки согласованного проекта по мысли президента должен был быть положен проект, одобренный Конституционным совещанием. Многие положения этого проекта шли вразрез с политической позицией депутатского корпуса, которую и должна была олицетворять делегация. Кроме того, в ходе консультаций с президентом предполагалось решить важные организационные вопросы: порядок и срок принятия новой конституции, возможность и сроки проведения досрочных выборов, согласование документов, выносимых на грядущий Съезд народных депутатов 17 ноября, который должен был быть посвящен принятию новой конституции7.

Первое заседание рабочей группы Конституционной комиссии по рассмотрению проекта Конституции РФ прошло 10 сентября. В течение нескольких дней в острой полемике были определены возможности создания согласованного проекта. Нужно отметить, что текст заключения, которое должно было быть принято в результате, был подготовлен заранее, его положения были оспорены несколькими участниками заседания, но молчаливо приняты большинством. Как отмечает М. А. Митюков, общность позиций, подходов, определений являются основой для создания согласованного проекта. Имеются в виду общие принципы Конституции, одинаковые определения институтов государственной власти, полное или частичное

совпадение многих положений проектов8. 14 сентября 1993 г. рабочая группа Конституционной комиссии приняла заключение по проекту Конституции РФ, одобренному Конституционным совещанием 12 июля 1993 г.: «1. Признать, что проект Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием, представляет собой серьезно проработанный документ, как концептуально, так и текстуально, имеющий много общего с проектом Конституции РФ, подготовленной Конституционной комиссией. ... 2. Отметить, что общность указанных проектов Конституции РФ позволяет выработать на их основе единый согласованный проект Конституции РФ»9.

Для выработки нового проекта было предложено брать за основу текст раздела или главы одного проекта и изменять, дополнять положениями из другого. Учитывая даже текстуальное сходство проектов, эта задача не вызвала трудностей. Особая ситуация сложилась вокруг четвертого раздела проекта, посвященного системе государственной власти и основам местного самоуправления. Прийти к единой точке зрения сторонникам парламентской и президентской республики не удалось10.

В ходе заседаний был поднят вопрос о том, какая организация продолжит работу над созданием согласованного проекта конституции. М. А. Ми-тюков предложил поручить подготовку проекта рабочей группе, созданной распоряжением президента. Но его предложение было отвергнуто. Было принято решение рекомендовать Конституционной комиссии Верховного Совета РФ сформировать объединенную рабочую группу из народных депутатов-членов Конституционной комиссии, представителей Президента РФ, представителей субъектов Федерации для подготовки согласованного проекта на базе проектов Конституционного совещания и Конституционной комиссии ВС РФ.11

Между тем, Б. Н. Ельцин планировал решительные действия в отношении Съезда и Верховного Совета РФ. В августе 1993 г. Б. Н. Ельцин посетил Таманскую, Кантемировскую дивизии и дивизию им. Дзержинского (силами которых в основном впоследствии был осуществлен штурм Дома Советов 4 октября 1993 г.), затем последовало антиконституционное снятие с должности вице-президента А. Руцкого. 12 сентября 1993 г. в Старо-Ога-рево Б. Н. Ельцин встретился с министром обороны П. Грачевым, министром внутренних дел В. Ериным, и.о. министра безопасности Н. Голушко,

министром иностранных дел А. Козыревым и заручился их поддержкой

12

в предстоящем государственном перевороте.12

21 сентября 1993 г. был обнародован указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым он,

нарушая Конституцию России, прервал деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ.

В период противостояния 21 сентября - 4 октября 1993 г. вопросу принятия новой конституции уделялось пристальное внимание всеми участниками конфликта. 23 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал распоряжение о проведении в Москве совместного заседания групп 3,4 и 5 Конституционного совещания, возложив обязанности по его подготовке и проведению на администрацию президента13. 24 сентября распоряжением президента была создана Общественная палата Конституционного совещания14. 25 сентября состоялось совместное заседание групп представителей местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей по доработке проекта Конституции РФ15. 26 сентября указом президента была образована Комиссия законодательных предположений при Президенте РФ, в состав которой могли войти именуемые в указе бывшими народные депутаты РФ. Им было предложено принять участие в деятельности Комиссии по разработке новых нормативных актов в целях совершенствования действующего законодательства. Контроль за принятием мер по обеспечению деятельности Комиссии возлагался на руководителя администрации президента РФ16.

Со своей стороны, Съезд народных депутатов принял постановление о введении в действие Закона РФ «О порядке принятия Конституции РФ17. Согласно этому закону, правом внесения проектов Конституции РФ и поправок к уже рассмотренным Съездом и Верховным Советом РФ проектам мог воспользоваться широкий круг лиц: от народных депутатов РФ и чиновников исполнительной власти до общественных объединений, зарегистрированных на территории России. Обсуждение проектов конституции, учёт и обобщение поступающих предложений и поправок должна была координировать Конституционная комиссия. Изменение конституционного устройства России не могло было быть произведено без согласия с республиками в составе РФ. Проект Конституции РФ мог считаться согласованным, если он одобрен не менее чем двумя третями от общего числа субъектов РФ. Принятие Конституции могло быть осуществлено Съездом народных депутатов (если «за» выскажется не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов РФ), либо, по решению Съезда, всенародным голосованием (референдумом). В этом случае итоги референдума должны были подводиться отдельно по республикам в составе России,

краям, областям, автономной области, автономным округам, городам федерального значения. Решение можно было считать принятым, если за него проголосовало более половины граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, и если указанное большинство голосов получено в не менее чем двух третьих от общего числа субъектов РФ18.

Политический кризис конца сентября - начала октября 1993 г., который, на наш взгляд, можно квалифицировать как государственный переворот, существенно сказался на разработке и принятии новой Конституции России19. После расстрела здания российского парламента и реорганизации системы Советов во всероссийском масштабе вектор дальнейшего развития страны определяли только «победители». Ключевая роль в подготовке проекта Конституции России на этом этапе принадлежала президенту Б. Н. Ельцину. Наряду с уже существующей Общественной палатой Конституционного совещания им была создана Государственная палата20. В первую могли войти представители зарегистрированных Министерством юстиции РФ политических партий, массовых движений, молодёжных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов. Во вторую - представители субъектов РФ (по 2 представителя от каждого субъекта), представители Президента РФ, представители Совета Министров - Правительства РФ, члены рабочей группы Конституционной комиссии по рассмотрению проекта Конституции РФ, образованной распоряжением Президента РФ от 8 сентября 1993 г., представители Комиссии законодательных предположений при Президенте РФ -бывшие народные депутаты РФ, представители Комиссии по правам человека при Президенте РФ - бывшие народные депутаты РФ. Также в работе Государственной палаты могли принимать участие представители Генеральной прокуратуры РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ. 21

При столь широком спектре участников их реальное влияние на содержание проекта может быть поставлено под сомнение.

Во-первых, как общественная, так и государственная палаты Конституционного совещания создавались для выработки предложений (выд. авт.) по изменениям и дополнениям к проекту Конституции РФ. Рекомендации (выд. авт.) Общественной и Государственной палат принимались большинством голосов присутствующих на заседании и только за подписью координатора, ведущего заседание, передавались Президенту РФ. Таким образом, работа палат сводилась к выработке предложений, которые затем могли быть приняты или отвергнуты Президентом.

Во-вторых, координаторы, ведущие заседания палат, назначались Президентом. При этом предложить Президенту кандидатуры координаторов допускалось только Общественной палате. Президент назначил Координатором Общественной палаты А. А. Собчака, Государственной палаты -Б. А. Золотухина и А. М. Яковлева. Все они являлись решительными сторонниками президента и его политики.

В-третьих, заседания Государственной палаты, Совместные заседания обеих палат в рамках Конституционного Совещания созывались Президентом, он мог вносить изменения в Положения о создании палат и прекратить их деятельность.

В-четвертых, палаты работали в режиме заседаний, на которых обсуждаются вопросы, вносимые Президентом РФ. Общественная палата могла также рассматривать вопрос, поддержанный не менее чем У организаций, входящих в ее состав, государственная палата - поддержанный не менее чем 1/3 ее членов.

Таким образом, были созданы полностью подконтрольные Президенту структуры, вырабатывающие рекомендации для последующей редакции президентом проекта Конституции.

Как отмечает С. А. Авакьян, «особой результативности в работе этих формирований не было видно. По существу доработка проекта Конституции велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам президент,

некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулиров-

22

ках»22.

О. Румянцев пишет, что «подготовка проекта Конституции велась кремлевским Конституционным Совещанием без равноправного участия основных оппозиционных сил либо учета необходимости поиска реального компромисса между противоположными подходами (решения принимались голосованием «лояльного большинства»). Более того, даже в том виде, в каком он был представлен на референдум, документ отличался от одобренного Конституционным Совещанием, на что указывали члены совещания (например, А. И. Вольский и др.)»23.

Ю.Х. Калмыков также указывает, что на завершающем этапе разработки конституции «самодеятельностью стали заниматься некоторые исполнительные структуры; я имею в виду прежде всего рабочую группу Конституционного совещания под руководством заместителя начальника ГПУ А. Сливы, которая, повторю, не просто оформляла согласованные на Совещании или в Арбитраже решения, но и по-своему "редактировала" их»24.

Несколько иную оценку события дает В. Л. Шейнис: «... неверно было бы, однако, заключить, что октябрьская правка конституции была поверхностной, а позиции участников во внимание не принимались. Просто центр тяжести дискуссий переместился в расширенную до 44 человек комиссию Филатова, которая с 15 по 29 октября провела тринадцать многочасовых заседаний, результаты которых нашли солидное отражение в окончательном тексте. Дискуссии, приобретавшие подчас острый характер, проводились довольно демократично (на них приглашали и не членов комиссии - членов палат, не удовлетворенных отклонением их предложений). Они широко освещались в СМИ, спорные же вопросы решало голосование. На этом заключительном этапе в конституции в большей или меньшей мере нашли отражение позиции тех нескольких десятков членов рабочей комиссии, которые участвовали в ее заседаниях постоянно. Так что претензии, будто Конституция разрабатывалась за закрытым дверями, втайне от общества, что доминировало принудительное единогласие, продиктованное «монаршей» волей, мне, принимавшему активное участие во всех стадиях процесса (и далеко не во всем удовлетворенному его результатами уже тогда), представ-

25

ляются несправедливыми»25.

При этом В. Шейнис пишет, что в октябре 1993 г. работа групп (палат) утратила прежнюю значимость. Общественной палатой были подготовлены и утверждены поправки в 16 статей, ради которых почти двести людей провели много часов, но реализованы были всего три поправки. Государственная палата работала вяло, из регионов приехали почти исключительно вторые и третьи лица, не явились координаторы летних групп. . Палата собралась всего один раз, единогласно одобрив изменения, уже внесенные в июльский проект рабочей группой и зафиксировав поправки в восемь статей, которые палата просила учесть при дальнейшей доработке проекта26.

Указ президента № 1400 от 21 сентября 1993 г. не предусматривал проведения всенародного голосования по новой конституции. Проектом нового Основного Закона должно было заняться Федеральное собрание, выборы в нижнюю палату которого были назначены на 12 декабря 1993 г. Идея провести одновременно с выборами голосование по проекту конституции появилась уже после 4 октября 1993 г. Как указывают С. Филатов и В. Шейнис, натолкнул на неё известный французский правовед и специалист по России М. Лиссаж27. С. Филатов пишет: «.5 октября 1993 года раздался звонок из Парижа - звонил посол Юрий Алексеевич Рыжов. Он внимательно следил за всем, что происходило на Родине, переживал, подсказывал,

советовал, и, как правило, делал это вовремя и удачно. И на этот раз, поинтересовавшись обстановкой, поделился такой идеей: - Сергей Александрович, я так понимаю - положение дрянь. Особенно трудно будет потом. У меня был профессор Мишель Лиссаж и сделал интересное предложение -за оставшееся до выборов в Госдуму время подготовить проект Конституции и принять ее всенародно»28. По словам С. Филатова, помощник президента Ю.А. Батурин, а затем и сам президент поддержали это предложение.

15 октября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ»29. Согласно положению о всенародном голосовании, Конституция РФ считалась бы принятой, если за нее проголосовало бы более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Всенародное голосование признавалось бы несостоявшимся, если в нем примут участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей30. Вдвое снизив квоту для принятия новой конституции, Б. Н. Ельцин нарушил закон «О референдуме», в результате чего конституция была принята в действительности меньшинством31.

В октябре-ноябре 1993 г. проект новой конституции России претерпел некоторые изменения по отношению к июльскому проекту Конституционного совещания. Из проекта исчезло упоминание о суверенитете республик, а также был исключен текст Федеративного договора. Были усилены полномочия президента. Так, в ст. 80 проекта президент значился только как глава государства, определение его как высшего должностного лица было исключено. Верхний возрастной предел для президента был снят. Рядом статей было усилено единство президента и правительства и ослаблены позиции Государственной думы32.

Последнюю правку в проект внес лично Б. Н. Ельцин. Наряду с техническими замечаниями были внесены и существенные поправки. И без того получивший в соответствии с проектом чрезвычайно широкие властные полномочия, президент захотел ещё больше увеличить их. Так, в ст. 83 им был добавлен пункт, согласно которому президент «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации»33. Также был изменен пункт 1 ст. 90. В прежней редакции он выглядел так: «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения во исполнение полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами», теперь же после слов «президент Российской Федерации издает указы и распоряжения» была поставлена точка, остальное зачеркнуто34. Внесенные президентом замечания никем более не обсуждались и ни с кем не согласовывались.

Чрезмерное усиление роли президента в новой политической системе России отмечают как политики, так и исследователи. Как указывает В. Со-грин, «в целом российская Конституция создавала государственную модель, в которой президент пользовался самыми большими прерогативами в сравнении с главами государств других известных миру президентских респуб-лик»35. Интересное наблюдение сделала Е.А. Лукьянова, обратив внимание на сходство положений ст. 6 Конституции СССР с полномочиями, которыми наделяет президента Конституция РФ 12 декабря 1993 г.36 Действительно, в данных статьях наблюдается даже текстуальная близость.

Ст. 6 Конституции СССР 1977 г.: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР»37.

Ст. 80 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.: «1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях»38.

Проект Конституции был подписан Президентом 8 ноября в 15 часов 15 минут и передан в Центральную избирательную комиссию для организации и проведения по нему референдума39. Он был опубликован 10 ноября, всего за месяц до референдума, для ознакомления, без права внесения предложений для изменения или дополнения текста.

При этом была проведена кампания в СМИ, которые нагнетали обстановку, угрожая в случае непринятия новой конституции хаосом, гражданской войной и распадом России. Всего за несколько дней до референдума Б.Н. Ельцин в обращении к гражданам России заявил, говоря о новой Конституции РФ: «Не примем ее - получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании»40.

Исследователи А. А. Собянин и В. Г. Суховольский показывают, что при проведении референдума 12 декабря 1993 г. было ликвидировано звено районных, городских и районных в городе избирательных комиссий41. Окружные комиссии с их малым штатом и ограниченными техническими возможностями в большинстве регионов подсчетов результатов голосования не вели, а доверили это специальным рабочим группам, созданным администрацией региона42. Избирательные комиссии выступали в поддержку проекта конституции, с призывом голосовать за проект высказался даже председатель Центральной избирательной комиссии Н.Т. Рябов43.

За принятие новой Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. проголосовало 54,8% избирателей, принявших участие в голосовании. Против - 41,6%44. Таким образом, Конституция была принята и вступила в силу с 25 декабря 1993 г. Однако в голосовании из общего числа избирателей 106 170 835 человек приняло участие только 58 187 755 человек, из них проголосовали «за» 32 937 630 человек45, т. е. около 30% списочного состава избирателей, Кроме того, если обратиться к результатам голосования в субъектах РФ, выясняется, что 32 из них проголосовали против Конституции, при этом в Татарстане голосование не состоялось, а в Чечне референдум вообще не проходил46. Как указывает Е. А. Лукьянова, если считать от выданных бюллетеней, референдум не состоялся в четырнадцати регионах, включая республику Татарстан47.

В соответствии с «Порядком хранения избирательных документов и передачи документации, связанной с организацией выборов в Совет Федерации и Государственную думу Федерального собрания РФ в 1993 г., проведением всенародного голосования по проекту Конституции РФ», бюллетени для голосования были уничтожены в апреле 1994 г.48 При этом, по данным А. А. Собянина и В. Г. Суховольского, Центральная избирательная комиссия РФ в 1994 г. запрещала выдавать подробные результаты голосования 12 декабря 1993 г., сводные таблицы результатов голосования с разбивкой по административным единицам были опубликованы только в нескольких субъектах49. Эти обстоятельства осложняют процесс исследования принятия российской Конституции 12 декабря 1993 г., лишний раз заставляя

задуматься о принципах честности и легитимности при организации всенародного голосования.

В ночь с 12 на 13 декабря в Кремлевском дворце политики и журналисты торжественно встречали новый политический год50. С. Филатов пишет, что где-то около полуночи он получил сообщение, что за конституцию проголосовало 53 с небольшим процента. С этими данными он отправился в Кремлевский дворец, и Владимир Шумейко первым огласил «радость принятия новой Конституции»51. Разделяли ли радость столичного политического бомонда российские граждане, почти половина которых вообще не пришла на голосование? Измученные политической и экономической нестабильностью, ошарашенные недавней кровавой расправой президента над политическими оппонентами, вряд ли тогда в достаточной мере они осознавали значение принятия этого документа для дальнейшего развития страны. К сожалению, важнейший документ разрабатывался и принимался в такой спешке, что граждане даже не успели как следует ознакомиться с предложенным проектом, не говоря уже о всенародном обсуждении его отдельных положений, которого россияне оказались вообще лишены. Новая конституция стала «конституцией победителей» политического противостояния, которым была охвачена Россия в 1992-1993 гг. И именно на заключительном этапе, после ухода с политической сцены Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, «победители» смогли реализовать в проекте все свои намерения в области конституционного строительства.

1 Поскольку в 1990-1993 гг. в действующую Конституцию России постоянно вносились поправки, фиксировавшие эволюцию политической системы, многие политические деятели считали ее новым документом в российском конституционном строительстве, существенно отличающимся от Конституции РСФСР 1978 г. По их мнению, следовало продолжать вносить в нее дальнейшие изменения, а принимать новую конституцию на данном этапе нецелесообразно. Исходя из этого, нам представляется необходимым при описании подготовки и принятия Конституции России 12 декабря 1993 г. показывать, что речь идёт именно о новой Конституции, а не о редакции действующей (проекты редактирования которой также существовали).

2 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М.: Юрист, 1994. С. 188-189.

3 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 4. Кн. 3: (июль-декабрь 1993 г.). М.: Фонд конституционных реформ, 2009. С. 415.

4 Собрание актов президента и правительства. 1993. № 37. Ст. 3482.

5 Конституционное совещание: стенограммы, материалы, документы (29 апреля - 10 ноября 1993 г.). М., 1996. Т. 18. С. 4-5.

6 Собрание актов президента и правительства. 1993. № 37. Ст. 3482.

7 Независимая газета. 1993. 15 сентября.

8 Митюков Н. А. Из дневников, блокнотов, интервью и заметок на полях (некоторые записи о конституционном процессе и событиях 1989-1993 гг.) // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 6: Дополнительные, мемуарные, справочные материалы. М., 2010. С. 891.

9 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 4. Кн. 3: (июль-декабрь 1993 г.). М., 2009. С. 425.

10 Митюков Н. А. Из дневников, блокнотов, интервью и заметок на полях (некоторые записи о конституционном процессе и событиях 1989-1993 гг.) // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 6: Дополнительные, мемуарные, справочные материалы. М., 2010. С. 893. - О действиях местных органов власти в связи с эскалацией конфликта в высших эшелонах см.: Тарасова Е. А. Региональные органы государственной власти РФ в период политического кризиса осени 1993 г. // Петербургский исторический журнал. 2014. № 3. С. 88-102.

11 Из истории создания Конституции Российской Федерации. С. 425.

12 Ельцин Б. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления... М., 2008. С.330-333.

13 Распоряжение Президента РФ от 23 сентября 1993 г. № 650-рп «О проведении в Москве совместного заседания групп 3,4 и 5 Конституционного совещания» // Конституционное совещание, 29 апр. - 10 нояб. 1993 г.: Стенограммы. Материалы. Документы. М.: Юрид. лит. : Администрация Президента РФ, 1996. Т. 18. С. 11.

14 Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания» // Собрание актов Президента и Правительства РФ (САПП). 1993. № 39, Ст. 3674.

15 Конституционное совещание, 29 апр. - 10 нояб. 1993 г.: Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 18. М.: Юрид. лит.: Администрация Президента РФ, 1996. С. 13-56.

16 Из истории создания Конституции Российской Федерации. С. 726.

17 Постановление Съезда народных депутатов РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О порядке принятия Конституции Российской Федерации»» // Десятый (чрезвычайный) съезд народных депутатов Российской Федерации (23 сентября - 4 октября 1993г.): Стенографический отчет. М., 2008. С. 295.

18 Десятый (чрезвычайный) съезд народных депутатов Российской Федерации. С. 295298.

19 Подробнее о развитии кризиса см.: ТарасоваЕ. А. Осажденный парламент: X (чрезвычайный) съезд народных депутатов Российской Федерации // Новейшая история России. 2012. № 1. С. 215-230.

20 Распоряжение Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 685-рп «Об образовании Государственной палаты Конституционного совещания» // Собрание актов Президента и Правительства РФ (САПП). 1993. № 42. Ст. 3999.

21 Российская газета. 1993. № 192. 14 октября.

22 Авакьян С. А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД «Сашко», 2000. С. 179.

23 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 215-216.

24 Калмыков Ю. Х. Повороты судьбы (В двух парламентах, одном правительстве. В национальном движении). М., 1996. С. 86-87.

25 Шейнис В. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 2. М., 2005. С. 456-457.

26 Там же. С. 456.

27 Филатов С. Совершенно несекретно. М., 2000. С. 325; Шейнис В. Л. Конституция-93: взгляд сквозь годы // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 6: Дополнительные, мемуарные, справочные материалы. М., 2010. С. 1011.

28 Там же. С. 325.

29 Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» // Конституционное совещание,

29 апр. - 10 нояб. 1993 г.: Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 18. С. 5867.

30 Российская газета. 1993. 19 октября.

31 Максимов А. А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. Иваново, 1997. С. 63.

32 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990-1993 гг.). М., 2009. С. 1044-1062.

33 Конституционное совещание, 29 апр. - 10 нояб. 1993 г.: Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 36.

34 Там же. С. 40.

35 Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1994. С. 172.

36 Лукьянова Е. А. Из истории беззакония (к вопросу о порядке проведения и результатах референдума 12.12.1993 г.) // Независимая газета. 1999. 5 октября.

37 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М., 1985. С. 8.

38 Конституция Российской Федерации. М., 2007. С. 50.

39 Конституционное совещание, 29 апр. - 10 нояб. 1993 г.: Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 67.

40 Российская газета. 1993. 10 декабря.

41 Собянин А. А., Суховольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями: выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. М., 1995. С. 92.

42 Там же. С. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 216.

44 Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1993. № 10. С. 5.

45 Там же.

46 Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. М., 1998. С. 39.

47 Лукьянова Е.А. Из истории беззакония (к вопросу о порядке проведения и результатах референдума 12.12.1993 г.) // Независимая газета. 1999. 5 октября.

48 Бюллетень Центральной избирательной комиссии РФ. 1993. № 14(25). С. 26.

49 Собянин А. А., Суховольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. С. 73-74.

50 Минасов Р. Ночное шоу с благополучным исходом // Российская газета. 1993. 14 декабря. С. 1-2.

51 Филатов С. Совершенно несекретно. С. 366.

Информация о статье:

Автор: Тарасова Екатерина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; 1ага80уа_е_а@шаП. ги

Название: Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993 г. Аннотация: Разработка новой российской Конституции была начата в 1990 г. и проходила в условиях глубокого политического кризиса и противостояния в высших эшелонах власти Российской Федерации. Период сентября-декабря 1993 г. стал завершающим этапом в подготовке новой конституции, в это время проект претерпел существенные изменения, а затем был принят на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. В статье рассматриваются попытки создания согласованного проекта конституции, призванные

предотвратить дальнейшее развитие политического кризиса. Анализируется политическая ситуация непосредственно перед и после подписания президентом Б.Н. Ельциным указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», ее влияние на процесс разработки новой конституции. Рассматривается создание новых государственных и общественных институтов для подготовки проекта в это время, их состав, влияние на содержание документа. Исследуются внесенные в текст проекта изменения. Отдельное внимание уделено подготовке и проведению всенародного голосования 12 декабря 1993 г., анализируются результаты голосования.

Ключевые слова: Конституция, Съезд народных депутатов, Верховный Совет России, президент, Конституционное совещание, политический кризис.

Литература, использованная в статье:

1. Авакьян С. А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. 528 с.

2. Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. М., 1998. 203 с.

3. Десятый (чрезвычайный) съезд народных депутатов Российской Федерации (23 сентября - 4 октября 1993 г.): Стенографический отчет. М., 2008. 480 с.

4. Ельцин Б. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления... М., 2008. 374 с.

5. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы. документы (1990-1993 гг.). Т. 4. Кн. 3: (июль-декабрь 1993 г.). М., 2009. 1119 с.; Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990-1993 гг.). М., 2009. 1119 с.; Т. 6: Дополнительные, мемуарные, справочные материалы. М., 2010. 1118 с.

6. Калмыков Ю.Х. Повороты судьбы (В двух парламентах, одном правительстве. В национальном движении). М., 1996. 171 с.

7. Конституционное совещание, 29 апр. - 10 нояб. 1993 г.: Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 18. М., 1996. 437 с.; Т. 20. М., 1996. 590 с.

8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М., 1985. 744 с.

9. Конституция Российской Федерации. М., 2007. 160 с.

10. ЛукьяноваЕ.А. Из истории беззакония (к вопросу о порядке проведения и результатах референдума 12.12.1993 г.) // Независимая газета. 1999. 5 октября. С. 2.

11. Максимов А.А. Соотношение законодательной и исполнительной власти в правовом государстве. Иваново, 1997. 104 с.

12. Минасов Р. Ночное шоу с благополучным исходом // Российская газета. 1993. 14 декабря. С. 1-2.

13. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. 285 с.

14. Собянин А. А., Суховольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями: выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. М., 1995. 363 с.

15. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1994. 192 с.

16. Тарасова Е. А. Осажденный парламент: X (чрезвычайный) съезд народных депутатов Российской Федерации // Новейшая история России. 2012. № 1. С. 215-230.

17. Тарасова Е. А. Региональные органы государственной власти РФ в период политического кризиса осени 1993 г. // Петербургский исторический журнал. 2014. № 3. С. 88102.

18. Филатов С. Совершенно несекретно. М., 2000. 448 с.

19. Шейнис В. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 2. М., 2005. 769 с.

Information about the article:

Author: Tarasova E. A. — Ph.D. in History, Associate Professor, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia; tarasova_e_a@mail. ru Title: Development and adoption of Constitution of the Russian Federation in September-December 1993.

Summary: The development of new Russian Constitution was started in 1990 and proceeded during deep political crisis and confrontation within higher levels of the Russian Federation. The period from September to December 1993 was the decisive stage in preparation of the new constitution; the draft has undergone radical change and later was adopted through the referendum on December 12, 1993. In the paper, the attempts to create coordinated draft of the constitution, aimed at preventing further deterioration of political crisis, are considered. Author analyzes political situation which existed directly before and after signing decree 1400 "Concerning stage-by-stage constitutional reform in RF" by President B.N. Yeltsin, its influence on the process of developing new constitution. The creation of new state and public institutions intended for draft preparation is considered, as well as their membership, influence on contents of the document. The changes introduced to the text are studied. Special attention is given to preparation and realization of the referendum which took place on December 12, 1993; the results of the referendum are analyzed.

Keywords: Constitution, Congress of People's Deputies, Supreme Soviet of the Russian Federation, President, Constituent Assembly, political crisis

References:

1. Avak'jan S.A. Konstitucija Rossii: Priroda, evoljucija, sovremennost' [Constitution of Russia: Nature, evolution, present]. 2-e izd. Moscow, 2000. 528 p.

2. Asimmetrichnaja Federacija: vzgljad iz centra, respublik i oblastej [Asymmetric Federation: a look from the center, the republics and areas]. Moscow, 1998. 203 p.

3. Desjatyj (chrezvychajnyj) s'ezd narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii (23 sentjabrja -4 oktjabrja 1993g.): Stenograficheskij otchet [The tenth (extraordinary) congress of People's Deputies of the Russian Federation (on September 23 - on October 4, 1993): Verbatim record]. Moscow, 2008. 480 p.

4. El'cin B. Zapiski prezidenta: Razmyshlenija, vospominanija, vpechatlenija... [President's notes: Reflections, memoirs, impressions]. Moscow, 2008. 374 p.

5. Iz istorii sozdanija Konstitucii Rossijskoj Federacii. Konstitucionnaja komissija: Steno-grammy, materialy. dokumenty (1990-1993 gg.) [From history of creation of the Constitution of the Russian Federation. Constitutional commission: Shorthand reports, materials. documents (1990-1993)]. T. 4. Kn. 3: (ijul'-dekabr' 1993 g.) [July-December, 1993]. Moscow, 2009. 1119 p.; T. 5: Al'ternativnye proekty Konstitucii Rossijskoj Federacii (1990-1993 gg.) [Alternative draft constitutions (1990-1993) of the Russian Federation]. Moscow, 2009. 1119 p.; T. 6: Dopolnitel'nye, memuarnye, spravochnye materialy [Additional, memoirs, reference materials]. Moscow, 2010. 1118 p.

6. Kalmykov Ju. H. Povoroty sud'by (Vdvuhparlamentah, odnompravitel'stve. Vnacional'nom dvizhenii) [Turns of destiny (In two parliaments, one government. In the national movement)]. Moscow, 1996. 171 p.

7. Konstitucionnoe soveshhanie, 29 apr. - 10 nojab. 1993 g.: Stenogrammy. Materialy. Dokumenty [Constitutional meeting, 29 Apr. - 10 Nowember. 1993: Shorthand reports. Materials. Documents]. T. 18. Moscow, 1996. 437 p.; T. 20. Moscow, 1996. 590 p.

8. Konstitucija (Osnovnoj Zakon) Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Konstitucii (Osnovnye Zakony) Sojuznyh Sovetskih Socialisticheskih Respublik [Constitution (Basic law) of the Union of the Soviet Socialist Republics. Constitutions (Basic laws) of the Federal Soviet Socialist Republics]. Moscow, 1985. 744 p.

9. Konstitucija Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation]. Moscow, 2007. 160 p.

10. Luk'janova E.A. Iz istorii bezzakonija (k voprosu o porjadke provedenija i rezul'tatah ref-erenduma 12.12.1993 g.) [From lawlessness history (to a question of an order of carrying out and results of a referendum of 12.12.1993)], in Nezavisimaja gazeta. 1999. 5 October.

11. Maksimov A. A. Sootnoshenie zakonodatel'noj i ispolnitel'noj vlasti v pravovom gosudar-stve [Sootnosheniye of legislative and executive power in the constitutional state]. Ivanovo, 1997. 104 p.

12. Minasov R. Nochnoe shou s blagopoluchnym ishodom [Night show with happy end], in Rossijskaja gazeta. 1993. 14 December.

13. Rumjancev O. G. Osnovy konstitucionnogo stroja Rossii: ponjatie, soderzhanie, voprosy stanovlenija [Bases of the constitutional system of Russia: concept, contents, questions offormation]. Moscow, 1994. 285 p.

14. Sobjanin A. A., Suhovol'skij V. G. Demokratija, ogranichennaja fal'sifikacijami: vybory i referendumy v Rossii v 1991-1993 gg. [Demokratiya, limited to falsifications: elections and referenda in Russia in 1991-1993]. Moscow, 1995. 363 p.

15. Sogrin V. Politicheskaja istorija sovremennoj Rossii. 1985-1994: Ot Gorbacheva do El'cina [Political history of modern Russia. 1985-1994: From Gorbachev to Yeltsin]. Moscow, 1994. 192 p.

16. Tarasova E. A. Osazhdennyj parlament: X (chrezvychajnyj) s'ezd narodnyh deputatov Ros-sijskoj Federacii [The besieged parliament: X (extraordinary) congress of People's Deputies of the Russian Federation], in Novejshaja istorija Rossii. 2012. № 1. P. 215-230.

17. Tarasova E. A. Regional'nye organy gosudarstvennoj vlasti RF v period politicheskogo krizisa oseni 1993 g. [Regional public authorities of the Russian Federation during political crisis of fall of 1993], in Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2014. № 3. P. 88-102.

18. Filatov S. Sovershenno nesekretno [Absolutely unclassified]. Moscow, 2000. 448 p.

19. Shejnis V. Vzlet ipadenieparlamenta: Perelomnye gody v rossijskojpolitike (1985-1993) [Take-off and falling of parliament: Critical years in the Russian policy (1985-1993)]. T. 2. Moscow, 2005. 769 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.