УДК 94(470)"1989/1995"
Тихонова Лариса Евгеньевна
Кемеровский государственный университет [email protected]
РОССИЙСКОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В 1993-1995 ГГ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются ключевые нормативные документы в области избирательного законодательства в период с 1993 по 1995 год, которые заложили основу современного российского избирательного права. Отмечаются ключевые с правовой, политической и экономической точек зрения исторические события, имевшие большое социальное и политическое значение для формирования избирательного корпуса в постсоветской России. Выделяются 3 этапа, в пределах которых была сформирована новая нормативная система избирательного права Российской Федерации. Проанализировано внутреннее содержание новых документов в сфере избирательного законодательства, формировавшегося в сложных условиях противостояния между исполнительной и законодательной ветвями власти. Показано, что в условиях острого политического и экономического кризиса формирование устойчивого российского избирательного законодательства на федеральном уровне не могло носить долгосрочный характер и требовало постоянной корректировки.
Ключевые слова: история России, избирательное законодательство, Б.Н. Ельцин, выборы, референдум, избирательное право.
В конце 1980-х гг. по мере разрушения монополии КПСС на власть начинает претерпевать значительные изменения и советская избирательная система. В 1990 году в рамках избирательного законодательства переходного периода прошли выборы народных депутатов РСФСР, а в июне 1991 года - выборы президента РСФСР. Однако в декабре 1991 года СССР как единого государства не стало. Вследствие этого возникла насущная необходимость реформирования всей системы законодательства, в том числе избирательного. До момента распада СССР логика электорального цикла указывала на 1995 и 1996 гг., когда должны были вновь избрать депутатов съезда народных депутатов России и президента РФ. За период, который предшествовал данным выборам, предполагалось подготовить всю необходимую законодательную избирательную базу, однако постепенное сползание федеральных органов власти в конституционный кризис не позволили планомерно подготовить до предстоящих выборов 1995-1996 гг. всю необходимую нормативную избирательную базу.
Активные изменения российской нормативной базы избирательного федерального законодательства относится ко второй половине 1993 года, поскольку в течение лета 1993 года стороны готовились к новому витку противостояния, пиком которого стали московские события 3-4 октября, вылившиеся в вооруженное столкновение между сторонниками Верховного Совета РФ и партией президента РФ. Нормативным документом, который окончательно перевел прения из правового поля в вооруженное, послужил Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (вместе с «Положением о федеральных органах власти на переходный период») [5], в рамках которого утверждалось «Положение о выборах
депутатов Государственной Думы», состоящее из 8 глав, 3 приложений и 44 статей.
Согласно новому положению значительно сокращалось количество избираемых депутатов. Если в варианте 1992 года их было 1068, то теперь - всего 400, из них 270 депутатов должны были избираться по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, а 130 - на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В качестве законодательного заслона от проникновения в новый парламент представителей слишком мелких партий или объединений была реализована задумка с 5-процентным проходным барьером. Важным новшеством было введение обязательной альтернативности - то, чего не было в федеральном избирательном законодательстве 1992 года, когда допускалась возможность избрания кандидата на безальтернативной основе, но с возможностью отклонения его кандидатуры. Был предусмотрен паритетный принцип формирования избирательных комиссий представительными и исполнительными органами власти, а также зафиксировано право избирательных объединений и кандидатов назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Допускалась возможность самостоятельного сбора средств для проведения предвыборной агитации. В тоже время для защиты от внешнего воздействия на выборы была введена оговорка о размере суммы пожертвования от конкретного физического лица или объединения и не допускались пожертвования из-за границы. В первой редакции «Положения...» в избирательном бюллетене была предусмотрена графа «Против всех кандидатов» («Против всех списков»). Выборы признавались несостоявшимися, если в них принимало участие менее 25 % избирателей. Также было предусмотрено судебное обжалование
186
Вестник КГУ ^ № 1. 2018
© Тихонова Л.Е., 2018
решений избирательных комиссий по трем составляющим: 1) оспаривание списков избирателей;
2) оспаривание отказа в регистрации кандидатов;
3) оспаривание границ избирательных округов.
Интересное уточнение касалось образовательного ценза для членов окружной избирательной комиссии (ОИК). По новым правилам председатель ОИК должен был иметь высшее юридическое образование (ст. 14). В предшествующих редакциях Закона РФ «О выборах народных депутатов Российской Федерации» подобного ограничения не было. Кроме того, возрастной избирательный ценз был повышен с 18 до 21 года, в предыдущем законе норма была с 18 лет (ст. 2).
Впрочем, уже через 10 дней появилась новая редакция «Положения о федеральных органах власти на переходный период». Причиной столь быстрого уточнения был продолжавшийся кризис. Как отмечалось выше, 21 сентября 1993 года был запущен в действие Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в этот же день Конституционный суд РФ вынес большинством голосов свое негативное мотивированное мнение по данному указу. На следующий день, 22 сентября, Верховный Совет РФ на основании статей 121.6 и 121.11 действовавшей тогда Конституции РФ предпринял ответную попытку импичмента президента РФ Б.Н. Ельцина, передачи его полномочий вице-президенту А.В. Руцкому и созыве внеочередного съезда народных депутатов. 23 сентября Б.Н. Ельцин объявил, что летом 1994 года пройдут досрочные выборы президента РФ, что, впрочем, не позволило разрядить обстановку. Уже 24 сентября съезд народных депутатов утвердил постановление Верховного Совета о прекращении полномочий Б. Н. Ельцина, переходе его полномочий вице-президенту А.В. Руцкому и назначил новую дату досрочных выборов президента и народных депутатов - весна 1994 года. Несмотря на взаимное отстранение от власти, президент и Верховный Совет продолжили свою работу. Так, 29 сентября была сформирована Центральная избирательная комиссия, а 1 октября вышел Указ Президента № 1557 [14, № 41, ст. 3907], который вносил изменения в «Положение о федеральных органах власти на переходный период» и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы». В новой редакции было больше статей (47) и глав (9). Ключевое изменение заключалось в увеличении количества депутатов (до 450), избираемых по сложной двухсистемной модели выборов: мажоритарной и пропорциональной. В связи с кратким сроком подготовки к новым выборам и под давлением ряда субъектов федерации были смягчены условия к требуемому числу подписей для выдвижения списка кандидатов (100 тыс. подписей, а не 200 тыс.) и депутатов (1 %, а не 2 %). Уже 3-4 октября прошли вооруженные столкнове-
ния между сторонниками президента и Верховного Совета, закончившиеся окончательной победой президента РФ Б. Н. Ельцина в затянувшейся борьбе за укрепление и расширений своих полномочий. В связи с тем, что в период с 5 по 10 октября были распущены Советы всех уровней, для урегулирования юридической коллизии, когда еще не были сформированы новые органы власти, но исчезли старые, 11 октября вышел Указ № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [2, № 42, ст. 3994]. Так как предыдущий Указ № 1557 давал схему выборов только в нижнюю палату нового парламента, новый был дополнен «Положением о выборах депутатов в Совет Федерации», которое по объему было примерно таким же, как и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году»: 37 статей, объединенных в 8 глав, и несколько приложений. Если смотреть в целом на документ, то в нем, при всех отличительных особенностях, было много пересекающихся статей. Так, выборы проводились по двухмандатным избирательным округам, каждый избиратель имел два голоса. Для регистрации кандидатов необходимо было собрать подписи не менее 1 % общего числа избирателей округа. Для обеспечения реальной альтернативности выборов в них должно было участвовать уже не менее трех кандидатов. Выборы признаются несостоявшимися, если в них принимало участие менее 25 % избирателей или по причине активного голосования в графе «против всех», когда число голосов против всех кандидатов превышало число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов.
15 октября вышел новый Указ Президента РФ № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» [6]. Появление данного документа выглядит вполне логичным, поскольку формировавшееся избирательное законодательство должно было закрепить произошедшие изменения в балансе сил в пользу президента РФ. Проект Конституции насчитывал 7 глав, включающих 24 статьи, и несколько приложений. Она считалась принятой только в том случае, если за нее проголосовало бы не менее 50 % избирателей, принявших участие в голосовании.
Следующие два документа, вышедшие друг за другом с разницей в два дня, рамочно определяли избирательное законодательство на местах: Указ Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» [12] и Указ Президента РФ от 29 октября 1993 года № 1797 «Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправле-
ния» [11]. Так как не все главы регионов поддержали в предшествующий период Б.Н. Ельцина, то необходимо было иметь рычаг давления на них. В качестве этих рычагов и использовались отмеченные выше указы, например, против губернаторов Новосибирской и Амурской областей. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что в связи с остановкой деятельности Советов по всей территории страны необходимо было провести новые выборы на местах с учетом произошедших изменений.
Указ № 1765 предусматривал, что выборы будут осуществляться на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам. Однако допускалась и вариация форм голосования, но только по согласованию с ЦИК в порядке эксперимента. В этом случае организация и проведение выборов, подведение их итогов осуществлялись с применением норм «Положения о выборах в Го -сударственную Думу». Кандидаты выдвигались региональными избирательными объединениями и группами избирателей. Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов, не могла быть менее 30 и более 50 граждан. Для регистрации кандидата необходимо было собрать подписи в количестве 3-5 % от общего числа избирателей округа. Делалась оговорка, что в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов. Выборы признавались несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе «Против всех кандидатов», превышало число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 35 % избирателей.
Указ Президента РФ № 1797 содержал всего 31 статью, объединенных в семь глав. Более подробный законодательный документ появится только через несколько лет, поэтому в редакции 1993 года указ носил рамочный характер, определяя лишь общие черты регулирования выборов в местные органы власти. В частности, выборы должны были осуществляться на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, но в случае необходимости могла применяться пропорциональная и смешанная системы. Во избежание ситуации, когда один округ был значительно крупнее другого, было решено, что избирательные округа создаются с равным числом избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 15 %. Норма для регистрации кандидата должна составлять не менее 1 % от общего числа избирателей, проживающих на соответствующей территории. Выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % (менее 50 %) избирателей.
Последнее крупное обновление федерального избирательного законодательства перед декабрьскими выборами в Государственную думу и Совет Федерации 1993 года произошло 6 нояб-
ря 1993 года, когда вышел Указ Президента РФ № 1846 «Об уточнении Положения о выборах депутатов в Государственную Думу в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» [13]. Уточнений было немного, но они носили принципиальный характер: регистрироваться без подписей в одномандатные избирательные округа могли только те кандидаты в депутаты, которые были до этого включены в общефедеральный список кандидатов; устанавливалось единое и единственное основание для признания выборов несостоявшимися: если число действительных бюллетеней составляло менее 25 % от числа зарегистрированных избирателей.
После окончания кампании по выбору депутатов в Государственную думу и Совет Федерации, в течение 1994-1995 годов, была заполнена законодательная лакуна в сфере избирательного законодательства, связанного с подготовкой к выборам президента РФ. Активная политическая борьба в первой половине 1994 года отошла на задний план, экономика страны была в относительном спокойствии. На этом фоне в августе 1994 года вышел Указ № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"» [7]. В опытную эксплуатацию ее должны были сдать в первом квартале 1996 года, то есть незадолго до выборов президента. После долгого перерыва, 6 декабря 1994 года, появился федеральный закон № 56 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», затрагивающий сферу федерального избирательного законодательства [10]. Закон содержал в себе 10 глав и 36 статей. Теперь уже на уровне федерального закона было прописано, что данный нормативный документ имеет приоритет над региональными нормативными актами о выборах. Фактически он дублировал множество статей из предыдущих указов президента, однако с той разницей, что новый закон носил императивный характер по отношению к региональному законодательству и, следовательно, ставил под контроль региональное законодательство и всю систему выборов на местах.
Из основных моментов данного закона можно отметить: введение ценза оседлости (не более года), установление принципа примерного равенства избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного округа. Определялась система избирательных комиссий, статус и порядок формирования ЦИК РФ. Закреплялся принцип альтернативности. Закреплялось право кандидатов и избирательных объединений на бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Закреплялся порядок, по которому голосование проводится путем проставления отметки в квадра-
те, относящемся к кандидату, списку кандидатов либо к позиции «против всех» и др.
На фоне начавшейся 11 декабря 1994 года Чеченской кампании, постепенно обострявшей ситуацию в стране, в феврале 1995 года вышел Указ Президента № 227 «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"» [9]. В рамках указа предусматривалась безвозмездная передача со стороны субъектов РФ помещений для эксплуатации создаваемой системы ГАС «Выборы». Предполагалось, что помимо технической составляющей будет постоянно поддерживаться и обслуживающий аппарат (системные администраторы).
По итогам анализа выборов в Государственную думу и Совет Федерации в апреле 1995 года был опубликован ФЗ № 66 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» [1]. Данные изменения понадобились, так как за предшествующий период была уже накоплена надлежащая нормативная база избирательного процесса и, соответственно, необходимо было корректировать ряд российских документов.
Наконец 17 мая 1995 года был опубликован Федеральный закон № 76 «О выборах Президента Российской Федерации» [4]. Он содержал 62 статьи и был на порядок большим по объему и более проработанным, чем соответствующий закон РСФСР от 24 апреля 1990 года (17 статей), но в тоже время закон был меньше, чем дальнейшие его редакции.
Вслед за законом о выборах президента в июне появился нормативный документ, связанный с регулированием выборов в Государственную думу нового созыва, - федеральный закон № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3]. Он включал в себя 72 статьи, объединенные в 14 глав, и дополнялся 3 приложениями. Серьезных изменений по сравнению с положением о выборах 1993 года не было. Так же как и в нем, предусматривалось, что 225 депутатов избирают по мажоритарной системе относительного большинства. Остальные 225 депутатов избираются по пропорциональной системе с 5-процентным заградительным барьером по единому федеральному избирательному округу. Предельная сумма расходов кандидата не могла превышать 10 тыс. МРОТ (по состоянию на май 1995 года 1 МРОТ был равен 43 700). Предельная сумма расходов избирательного объединения, избирательного блока не могла превышать 250 тыс. МРОТ. Было предусмотрено досрочное голосование и др.
И последним крупным нормативным актом, появившимся перед выборами президента РФ в апреле 1996 года, стало издание федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года
№ 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [8].
Закон включал в себя 43 статьи, объединенные в 6 глав, и приложение. Для инициирования референдума необходимо было собрать инициативную группу численностью не менее 100 человек. Однако эти 100 человек должны были собрать не менее 2 млн подписей, чтобы их инициатива получила законодательное оформление. Предусматривалось голосование по открепительному удостоверению. Референдум признавался состоявшимся, если в голосовании приняли участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение же признавалось принятым, если за него проголосовали более половины граждан, участвовавших в голосовании.
Таким образом, российское федеральное избирательное законодательство за период с 1992 по 1995 год прошло сложную трехэтапную эволюцию на фоне политических и экономических потрясений, которые происходили в это время в Российской Федерации. Если на первом этапе (1992 год) первые постсоветские документы в сфере избирательного права носили корректирующий характер предшествующего (советского) избирательного законодательства, то на втором этапе (1993 год) сформировался самодостаточный пакет законодательных документов, рамочно определивший развитие системы избирательного нормотворчества на федеральном и региональном уровнях. На третьем этапе (1994-1995 годы) отмечается постепенное повышение приоритета федеральных законопроектов над региональными актами о выборах. К декабрьским выборам в Государственную думу 1995 года и апрельским выборам президента РФ российское федеральное избирательное законодательство подошло уже достаточно сформировавшимся, учтя ошибки предшествующего времени.
Библиографический список
1. О внесении изменений и дополнений в Уго -ловный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1995 г. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/78097590 (дата обращения: 20.09.2017).
2. О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.10.1993 № 1626 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. -1993. - № 42. - Ст. 3994.
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 90-ФЗ от 21.06.1995 г. - Режим доступа: http://www. zakonbase.ru/content/base/14207 (дата обращения: 25.08.2017).
4. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 76-ФЗ от 17.05.1995 г. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7861 (дата обращения: 11.09.2017).
5. О поэтапной конституционной реформе в РФ: Указ Президента Российской Федерации № 1400 от
21.09.1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - М., 1993. - № 39. - Ст. 3597.
6. О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1993 г. № 63. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/4597 (дата обращения: 23.09.2017).
7. О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 1723 от
23.08.1994 г. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/bank/6841 (дата обращения: 09.08.2017).
8. О референдуме Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 10.10.1995 г. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8375 (дата обращения: 20.09.2017).
9. Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 227 от 28.02.1995 г. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7590 (дата обращения: 27.08.2017).
10. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 06.12.1994 г. № 56-ФЗ. - Режим доступа: http ://www.kremlin. ru/acts/bank/7302/page/1 (дата обращения: 20.09.2017).
11. Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправления [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 1767 от 29.10.1993 г. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/4727 (дата обращения: 18.09.2017).
12. Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города, федерального значения, автономной области, автономного округа [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 1765 от 27.10.1993 г. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/4710 (дата обращения: 03.09.2017).
13. Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году [Электронный ресурс]: Указ Президен-
та Российской Федерации N° 1846 от 06.11.1993 г. -Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/ bank/4774 (дата обращения: 08.09.2017).
14. Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период: Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. № 1557 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. - № 41. - Ст. 3907.
References
1. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks RSFSR i Kodeks RSFSR ob administrativnyh pravonarusheniyah [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28.04.1995 g. -Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/78097590 (data obrashcheniya: 20.09.2017).
2. O vyborah v Sovet Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 11.10.1993 № 1626 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. - 1993. - № 42. -St. 3994.
3. O vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]: Federal'nyj zakon № 90-FZ ot 21.06.1995 g. - Rezhim dostupa: http://www. zakonbase.ru/content/base/14207 (data obrashcheniya: 25.08.2017).
4. O vyborah Prezidenta Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 76-FZ ot 17.05.1995 g. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7861 (data obrashcheniya: 11.09.2017).
5. O poehtapnoj konstitucionnoj reforme v RF: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1400 ot 21.09.1993 g. // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. - M., 1993. - № 39. - St. 3597.
6. O provedenii vsenarodnogo golosovaniya po proektu Konstitucii Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15.10.1993 g. № 63. - Rezhim dostupa: http:// www. kremlin.ru/acts/bank/4597 (data obrashcheniya: 23.09.2017).
7. O razrabotke i sozdanii gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy Rossijskoj Federacii «Vybory» [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1723 ot 23.08.1994 g. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/6841 (data obrashcheniya: 09.08.2017).
8. O referendume Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]: Federal'nyj konstitucionnyj zakon № 2-FKZ ot 10.10.1995 g. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8375 (data obrashcheniya: 20.09.2017).
9. Ob obespechenii sozdaniya, funkcionirovaniya i razvitiya Gosudarstvennoj avtomatizirovannoj sistemy
Rossijskoj Federacii «Vybory» [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 227 ot 28.02.1995 g. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin. ru/acts/bank/7590 (data obrashcheniya: 27.08.2017).
10. Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav grazhdan Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.1994 g. № 56-FZ. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/7302/page/1 (data obrashcheniya: 20.09.2017).
11. Ob utverzhdenii Osnovnyh polozhenij o vyborah v organy mestnogo samoupravleniya [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1767 ot 29.10.1993 g. - Rezhim dostupa: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/4727 (data obrashcheniya: 18.09.2017).
12. Ob utverzhdenii Osnovnyh polozhenij o vyborah v predstavitel'nye organy gosudarstvennoj vlasti kraya, oblasti, goroda, federal'nogo znacheniya, avtonomnoj oblasti, avtonomnogo okruga [EHlektronnyj resurs]:
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1765 ot 27.10.1993 g. - Rezhim dostupa: http:// www.kremlin. ru/acts/bank/4710 (data obrashcheniya: 03.09.2017).
13. Ob utochnenii Polozheniya o vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy v 1993 godu i Polozheniya o vyborah deputatov Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii v 1993 godu [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1846 ot 06.11.1993 g. - Rezhim dostupa: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/4774 (data obrashcheniya: 08.09.2017).
14. Ob utverzhdenii utochnennoj redakcii Polozheniya o vyborah deputatov Gosudarstvennoj Dumy v 1993 godu i vnesenii izmenenij i dopolnenij v Polozhenie o federal'nyh organah vlasti na perekhodnyj period: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 oktyabrya 1993 g. № 1557 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. - 1993. - № 41. -St. 3907.