Научная статья на тему 'Динамика и анализ причин абсентеизма в России с начала 1990-х годов'

Динамика и анализ причин абсентеизма в России с начала 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
999
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСЕНТЕИЗМ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН / ПРИЧИНЫ АБСЕНТЕИЗМА / ДИНАМИКА АБСЕНТЕИЗМА / ЯВКА НА ВЫБОРАХ / ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЯВКИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ABSENTEEISM / CITIZENS'' ELECTORAL ACTIVITY / CAUSES FOR ABSENTEEISM / ABSENTEEISM DYNAMICS / VOTER TURNOUT / CAUSES FOR LOW VOTER TURNOUT / POLITICAL SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткач Александр Сергеевич

Автор анализирует проблему абсентеизма и выделяет факторы, предопределяющие уровень абсентеизма, его зависимость от вида и уровня выборов. Отмечается рост явки на выборах в России в 1990-е годы, обусловленный переходным, неустойчивым положением страны, широким спектром политических партий, тяжелым экономическим положением населения. С начала 2000-х годов автором анализируются причины повышения уровня абсентеизма, которые связаны как с улучшением благосостояния населения, так и с укреплением вертикали власти, кратным уменьшением числа политических партий, изменениями избирательного законодательства, приведшими к тому, что в 2011 году оказалось 7 зарегистрированных политических партий. С 2011 года в России наблюдается период «избирательных контрреформ», направленный на повышение легитимности, доверия к власти, увеличение ее представительности. Автором проводятся параллели электоральных процессов и уровня абсентеизма в России и зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ткач Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics and analysis of the causes of absenteeism in Russia since the early 1990s

The author analyses the absenteeism problem and identifies the factors that determine the absenteeism level, its dependence on the type and the level of elections. The article notes that the country's transitional, unstable situation, a wide range of political parties, and the difficult economic situation of the population had caused increase in absence from elections in Russia in the 1990s. The author points out that the increase in the absenteeism level was overcome due to the improvement of people's welfare, the power vertical strengthening, multiple decrease in the number of political parties, changes in electoral legislation in the early 2000s. It led to the fact that there were as little as seven registered parties in 2011. The period of "electoral counter-reforms", aimed at increase in legitimacy, in trust to the government, and at increase in its representativeness, has been in Russia since 2011. The author correlates electoral processes and the absenteeism level in Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Динамика и анализ причин абсентеизма в России с начала 1990-х годов»

УДК 342.8

Ткач Александр Сергеевич

Национальный исследовательский Томский государственный университет

alexandertkach01@gmail.com

ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПРИЧИН АБСЕНТЕИЗМА В РОССИИ С НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ

Автор анализирует проблему абсентеизма и выделяет факторы, предопределяющие уровень абсентеизма, его зависимость от вида и уровня выборов. Отмечается рост явки на выборах в России в 1990-е годы, обусловленный переходным, неустойчивым положением страны, широким спектром политических партий, тяжелым экономическим положением населения. С начала 2000-х годов автором анализируются причины повышения уровня абсентеизма, которые связаны как с улучшением благосостояния населения, так и с укреплением вертикали власти, кратным уменьшением числа политических партий, изменениями избирательного законодательства, приведшими к тому, что в 2011 году оказалось 7 зарегистрированных политических партий. С 2011 года в России наблюдается период «избирательных контрреформ», направленный на повышение легитимности, доверия к власти, увеличение ее представительности. Автором проводятся параллели электоральных процессов и уровня абсентеизма в России и зарубежных странах.

Ключевые слова: абсентеизм, электоральная активность граждан, причины абсентеизма, динамика абсентеизма, явка на выборах, причины низкой явки, политическая система России.

В настоящее время абсентеизм является актуальной социальной и политической проблемой для многих государств, граждане которых сознательно отказываются от своего права избирать и быть избранными, от участия в управлении делами государства.

В то же время уровень абсентеизма в государствах, а также внутри государств - в различных административно-территориальных образованиях (субъектах федеративного государства) - значительно отличается. Представляется, что такое различие можно объяснить следующими факторами: историческими предпосылками, длительностью существования выборных институтов, традициями, национальными особенностями, экономическим положением граждан, внешнеполитической и внутриполитической конъюнктурой во время избирательных кампаний. Традиционно явка граждан отличается и на выборах различных институтов и уровней власти - местной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов федеративного государства, федерального парламента и главы государства.

В России, в силу отсутствия демократических традиций, молодого возраста выборных институтов власти и особенностей национального менталитета, исторически предопределяющего наибольшую поддержку институтов исполнительной власти, уровень абсентеизма выше по сравнению с европейскими государствами.

Анализируя электоральные процессы в России с 1993 года по настоящее время, можно прийти к выводу о нарастающей тенденции снижения явки на выборах, что связано с завершением формирования определенной модели российского государства и общества. После распада Советского Союза и формирования нового, молодого российского государства у жителей нашей страны появился интерес к институту со старым названием и совершенно новым содержанием - «выборам». Было

создано большое количество политических партий, предлагающих совершенно различные пути развития России, формировалась рыночная экономика, люди были готовы активно участвовать в политической жизни, ощущали конкурентность выборов, зависимость результатов выборов, а следовательно курса развития страны, от отданного голоса.

Явка на выборах Президента РСФСР в 1991 году составила 76,66 %, в 1996 году - 69,8 % в первом туре и 69,4 % во втором [4]. Что касается парламентских выборов, то на выборах в Государственную думу в 1993 году явка составила 54,81 %, в 1995 году - 64,76 %, в 1999 году - 61,85 %.

Стоит обратить внимание и на количество партий - как зарегистрированных в 1990-е годы, так и получивших право на участие в парламентских выборах. В 1990-е годы для регистрации федеральной партии достаточно было иметь 5 тысяч членов. Вместе с тем, помимо партий, в выборах могли принимать участие и другие общественные объединения, в силу чего правом на участие в выборах депутатов Государственной думы 1995 г. обладали 269 общественных объединений [3]. На выборах в Государственную думу в 1993 году участвовали 13 политических партий и избирательных блоков [7], в 1995 году - выбор граждан России осуществлялся уже среди 43 субъектов [9], в 1999 году число субъектов, вошедших в избирательный бюллетень на выборах в федеральный парламент, составило 26. Таким образом, несмотря на то, что большинство политических партий и избирательный блоков так и не сумели пройти «заградительный барьер» для получения депутатских мандатов, в России в 1990-е годы процветал политический плюрализм, позволяющий каждому избирателю поддержать представляющие его интересы политические силы.

Помимо многопартийности на явку избирателей оказал влияние и экономический фактор, желание людей, чтобы новая власть улучшила

© Ткач А.С., 2019

Вестник КГУ^ № 1. 2019

213

экономическое положение обедневшего после распада СССР населения России. В 1990 году показатель ВВП на душу населения в России составлял 3 485 долларов США, в 1992 году он был равен 3 095 долларов, в 1994 - 2 663 долларов, в 1996 -2 643 доллара, в 1998 - 1 634 доллара, в 2000 году -1 771 доллар [6]. Таким образом, население страны становилось беднее с каждым годом и ждало от государства принятий необходимых решений, которые бы вывели страну из кризиса. Нужна была сильная власть, которую народ был готов поддержать на выборах.

Отметим, что помимо внутриполитических событий на ухудшение экономического благосостояния российского народа большое влияние оказали и цена не нефть, главный экспортный товар, приносящий большой долларовый доход, который играл большую роль в формировании доходов федерального бюджета. Нефть марки Brent, которая на протяжении 1990-х годов продавалась в среднем по 18 долларов за баррель, достигла своего наименьшего значения в декабре 1998 года и составила 9,1 доллара [2].

Внутриполитическая, экономическая ситуация в России изменилась в начале 2000-х годов, что отразилось и на электоральном процессе.

В 2000 году явка на выборах Президента России, в которых одержал победу В.В. Путин, составила 68,7 %. В 2004 году явка на президентских выборах составила 64,38 %, в 2008 - 69,81 % [4], в 2012 г. - 65,34 % в 2018 - 67,54 % [8].

Явка на выборах в Государственную думу в 2003 году составила 55,67 %, в 2007 году -63,71 % [3], в 2011 - 60,21 %, в 2016 - 47,88 % [8].

Проанализируем также показатели ВВП и цену на нефть с начала 2000-х годов. В 2001 году ВВП России на душу населения составил 2 100 долларов США, к 2005 году показатель ВВП увеличился более чем в 2 раза и составил - 5 323 доллара США, а в 2008 году он достиг 11 635 долларов США. После мирового экономического кризиса в 2009 году показатель ВВП на душу населения упал до 8 562 доллара США, к 2013 году он увеличился до своего максимального значения -16 тысяч долларов США. В 2014 году данный показатель вновь начал падать в связи с введением санкций в отношении России со стороны Европейского союза и США и составил 14 125 долларов, в 2017 году он составил 10 743 доллара США, что меньше показателя 2008 года [6].

Отметим, что если баррель нефти марки Brent в 2001-2002 годах стоил в районе 30 долларов за баррель, то к июлю 2008 года он достиг исторического максимума и составил 143,95 доллара. Таким образом, по сравнению с 1990-ми годами нефть выросла в цене в 8 раз, а следовательно, на такую сумму выросли и доходы бюджета в рублевом эквиваленте. Высокая цена на нефть и большая дол-

ларовая выручка оказали влияние и на курс рубля по отношению с долларом, а следовательно, и на приток большого количества западных качественных и недорогих товаров на российский рынок.

Таким образом, мы можем проследить, что с появлением «сильной» власти в лице Президента РФ В.В. Путина и улучшением экономический ситуации, благодаря кратному росту цен на экспортируемую Россией нефть произошло существенное улучшение экономического благосостояния населения страны, поэтому стал падать интерес к выборам. Явка была выше только при появлении дополнительного интереса к выборам, что произошло в 2008 году, когда действующий Президент страны уже не мог избираться на новый срок, и в 2018 году благодаря проводимой активной внешней политике (воссоединение России с Крымом, помощь Сирии в борьбе с мировым терроризмом, противостояние России западным санкциям).

Высокая явка, а следовательно, и поддержка на выборах оказывалась только Президенту страны. Явка на парламентских выборах демонстрирует отрицательный тренд, что обусловлено снижением роли российского парламента как во внутриполитической, так и внешнеполитической жизни, а также принятием парламентариями законов, ограничивающих политическое многообразие, появившееся в 1990-е годы.

В 2001 году был принят федеральный закон «О политических партиях». Все партии должны были перерегистрироваться. Только партии получили право самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, которое ранее было предоставлено общественным объединениям. Были ликвидированы региональные и межрегиональные политические общественные объединения. Минимальная численность партии была увеличена с 5 до 10 тысяч членов.

В декабре 2004 года внесены поправки, предусматривающие минимальную численность членов партии в 50 тысяч и наличие более чем 45 региональных отделений (по 500 человек в каждом). К 1 января 2006 года всем партиям следовало предоставить документы, доказывающие соответствие их партийных структур требованиям закона о минимальном размере численности и количестве региональных отделений. На выборах в Государственную Думу IV и V созыва заградительный барьер был увеличен до 7%, кроме того, выборы стали проводиться исключительно по пропорциональной системе.

Изменения были связаны не только с сокращением числа партий. Была исключена строка «против всех», ликвидирован минимальный порог явки, запрещены избирательный блоки, произошел отказ от института избирательного залога. Упрочнялась и вертикаль исполнительной власти - были созданы

214

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

федеральный округа, в которые назначался представитель Президента России по федеральному округу, в 2003 году произошел отказ от выборности высших должностных лиц субъектов РФ, они стали назначаться Президентом, вслед за этим и муниципальные образования получили право отказаться от избрания главы муниципального образования.

Думается, что вышеназванные изменения не могли не отразиться на политической системе общества и на явке избирателей. Численность политических партий кратно уменьшалась с каждым годом. Если в 2003 году на выборах в Госу -дарственную думу участвовало 23 политических субъекта, то в 2007 году их стало 11, в 2011 - 7. И если в 1990-е годы в федеральных выборах могли участвовать 269 общественных объединений, то в 2011 году официально было зарегистрировано всего 7 политических партий.

С 2011 года государство обратило внимание на значительное снижение явки на выборах, представительности и легитимности власти, в связи с чем был проведен ряд «избирательных контрреформ». Количество членов политической партии, необходимое для ее регистрации, было снижено до 500 человек; возвращена смешанная избирательная система на выборах Государственной думы России; установлен 5%-ный «заградительный барьер»; возвращены прямые выборы высшего должностного лица субъекта РФ, правда, с введением муниципального фильтра, что значительно отличает их от аналогичных выборов до 2004 года. Было введено большое количество гарантий избирательных прав, повышающих доверие граждан к выборам - это система «мобильный избиратель», позволяющая голосовать по месту нахождению гражданина; видеонаблюдение на избирательных участках, транслируемое в интернет; общественное наблюдение от Общественной палаты РФ и Общественных палат субъектов РФ, и «жесткая» реакция Центральной избирательной комиссии на любые нарушения в рамках избирательного процесса.

Благодаря данным изменениям численность политических партий была увеличена с 7 до 63 [10]. К сожалению, на данный момент не возвращены институты избирательных блоков и избирательного залога, строка «против всех» в избирательном бюллетене.

Таким образом, небольшие политические партии не могут объединиться, чтобы пройти «заградительный барьер», а кандидаты-самовыдвиженцы обязаны собирать подписи, часть из которых может оказаться недействительными и по объективным причинам, в том числе невнимательности избирателей, что не позволит избирательной комиссии зарегистрировать кандидата. Что касается «муниципального фильтра», то без согласия определенной доли муниципальных депутатов (5-10 %) лицо

не может быть зарегистрировано кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ. А так как у всех партий, кроме правящей, нет необходимого количества «местных» депутатов, то они еще долгое время не смогут самостоятельно выдвигать кандидатов, не «согласовывая» это с другой партией.

В каждой стране можно выделить две части электората - голосующую и не принимающую участие в голосовании на выборах органов власти. Политические партии ориентируются на избирателей, систематически посещающих избирательный участок. С пассивной частью электората работа практически не ведется. Уровень абсентеизма увеличивается не только по причине усталости людей от выборов, отсутствия альтернативы действующей власти, но и в силу естественной смены поколений. Старшее поколение, на правосознание которого воздействие оказал Советский Союз, относится к выборам как к гражданскому долгу, в отличие от молодежи, которая является аполитичной и безучастной, не видит практического смысла в голосовании на выборах. Как следствие, доля пассивного электората с каждым годом растет, следовательно, растет и уровень абсентеизма.

Если обратиться к опыту зарубежных стран, то можно отметить как тенденцию повышения уровня абсентеизма, так и резкий рост явки при появлении серьезных проблем в обществе, как социального, так и экономического характера, появлении внешней угрозы, участии государств в противостоянии с другими государствами и иных экстраординарных событиях. В такие моменты неголосующая часть электората приходит на избирательный участок и фактически изменяет прогнозируемые результаты выборов, «палитру» власти. В данный момент мы наблюдаем увеличение поддержки правых сил в странах Европейского союза. Именно за данные партии проголосовали политически неактивные граждане, включившиеся в политическую жизнь «только на этапе предвыборной кампании или вовсе голосующие не из-за устойчивых политических убеждений, а в знак несогласия с политикой действующих властей» [1, с. 127]. По словам И.В. Григорьева, именно не соответствующая ожиданию людей миграционная и социальная политика поспособствовала поддержке правых сил на выборах в Чехии, Австрии, Италии и Германии [1, с. 124-125].

Отмечая увеличение активности ранее политически пассивной части европейского электората, можно прийти к следующему выводу: люди не участвовали в выборах не в силу пассивного протеста, а в силу согласия с политикой действующей власти, отсутствия психологической необходимости участия в выборах вследствие переизбрания одобряемой власти на новый срок без их участия. При появлении миграционных проблем, способных

привести к потери национальной идентичности, перераспределению экономических благ в пользу мигрантов, террористическим угрозам и нарушениям общественного порядка и общественной безопасности в совокупности с бездействием власти, пассивное согласие превратилось в активное несогласие с политикой правящей партии/коалиции, что и привело к поддержке на выборах правых сил, предлагающих радикальные, но действенные методы нависших над обществом угроз.

К.И. Куренкова, анализируя взаимосвязь миграционной политики европейских государств и электоральную активность населения, пишет о том, что как только миграционные проблемы вышли в публичную плоскость, в политической сфере начался партийный раскол, так как часть партий выступает за радикальную миграционную политику, другие партии считают необходимым ограничиться умеренными шагами, третьи выступают за гуманистический путь решения проблемы [5, с. 65-69].

Подводя итоги, можно прийти к выводу, что абсентеизм в наше время характерен для большинства развитых государств, в которых пассивный электорат делится на тех, кто не голосует по причине несогласия с существующей политической системой, политикой, проводимой в жизнь правящими партиями, и тех, кто не голосует в силу согласия с существующим положением дел, не видя смысла в голосовании и считая, что действующая власть будет поддержана и без их голосов. Представляется, что именно возникновение важных, существенных социальных, экономических, политических проблем и приводит на избирательные участки пассивный электорат, в том числе и молодежь. Это происходит благодаря тому, что политика переходит в публичную сферу, политические вопросы становятся первыми на повестке дня всего общества, а на политической арене появляются субъекты с кардинально разными путями решения данных проблем, что повышает значимость в глазах гражданина участия в выборах, делает каждого избирателя участником выбора вектора развития общества.

Библиографический список

1. Григорьев И. В. Современные электоральные процессы в Европе и России: социально-политический анализ // Духовная сфера общества. - 2018. -№ 15. - С. 124-128.

2. Динамика цен на нефть с 1990 года [Электронный ресурс] // ТАСС. Инфо: сайт. - Режим доступа: https://tass.ru/info/4903091 (дата обращения: 21.01.2019).

3. История выборов в Государственную Думу современной России [Электронный ресурс] // ТАСС. Инфо: сайт. - Режим доступа: https://tass.ru/ spravochnaya-informaciya/508433 (дата обращения: 21.01.2019).

4. История выборов президента России. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС. Инфо: сайт. - Режим доступа: https://tass.ru/info/4820163 (дата обращения: 21.01.2019).

5. Куренкова К. И. Миграционная политика европейских государств и электоральная активность населения: процессы и проблемы взаимодействия // Русская политология. - 2017. - № 1 (2). -С. 63-69.

6. Показатели мирового развития [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.com/ publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=ny_ gdp_pcap_cd&hl=ru&dl=ru#!ctype=c&strail=false &bcs=d&nselm=s&met_y=ny_gdp_pcap_cd&scale_ y=lin&ind_y=false&met_c=ny_gdp_pcap_cd&scale_ c=lin&ind_c=false&idim=country:BIH:RUS&ifdim= country:region:ECS&pit=947869200000&hl=ru&dl= ru&ind=false (дата обращения: 23.01.2019).

7. Результаты выборов депутатов Государственной Думы по общефедеральному округу 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/ gosduma/1993/1993_itogi_FS_obshefed_okrug.php (дата обращения: 24.01.2019).

8. Сведения о проводящихся выборах и референдумах [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия РФ: сайт: Выборы, референдумы и иные формы прямого волеизъявления. - Режим доступа: http://www.vybory.izbirkom. ru/ (дата обращения: 24.01.2019).

9. Сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации второго созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1995/ files/1995-Svodnaya_CIK.xls (дата обращения: 24.01.2019).

10. Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. - Режим доступа: https://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 25.01.2019).

References

1. Grigor'ev I.V. Sovremennye ehlektoral'nye processy v Evrope i Rossii: social'no-politicheskij analiz // Duhovnaya sfera obshchestva. - 2018. -№ 15. - S. 124-128.

2. Dinamika cen na neft' s 1990 goda [EHlektronnyj resurs] // TASS. Info: sajt. - Rezhim dostupa: https://tass.ru/info/4903091 (data obrashcheniya: 21.01.2019).

3. Istoriya vyborov v Gosudarstvennuyu Dumu sovremennoj Rossii [EHlektronnyj resurs] // TASS. Info: sajt. - Rezhim dostupa: https:// tass.ru/spravochnaya-informaciya/508433 (data obrashcheniya: 21.01.2019).

216

Вестник КГУ № 1. 2019

4. Istoriya vyborov prezidenta Rossii. Dos'e [EHlektronnyj resurs] // TASS. Info: sajt. -Rezhim dostupa: https://tass.ru/info/4820163 (data obrashcheniya: 21.01.2019).

5. Kurenkova K.I. Migracionnaya politika evropejskih gosudarstv i ehlektoral'naya aktivnost' naseleniya: processy i problemy vzaimodejstviya // Russkaya politologiya. - 2017. - № 1 (2). - S. 63-69.

6. Pokazateli mirovogo razvitiya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.google.com/ publicdata/explore?ds=d5bncppjof8f9_&met_y=ny_ gdp_pcap_cd&hl=ru&dl=ru#!ctype=c&strail=false &bcs=d&nselm=s&met_y=ny_gdp_pcap_cd&scale_ y=lin&ind_y=false&met_c=ny_gdp_pcap_cd&scale_ c=lin&ind_c=false&idim=country:BIH:RUS&ifdim= country:region:ECS&pit=947869200000&hl=ru&dl= ru&ind=false (data obrashcheniya: 23.01.2019).

7. Rezul'taty vyborov deputatov Gosudarstvennoj Dumy po obshchefederal'nomu okrugu 12 dekabrya 1993 goda [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/

gosduma/1993/1993_itogi_FS_obshefed_okrug.php (data obrashcheniya: 24.01.2019).

8. Svedeniya o provodyashchihsya vyborah i referendumah [EHlektronnyj resurs] // Central'naya izbiratel'naya komissiya RF: sajt: Vybory, referendumy i inye formy pryamogo voleiz"yavleniya. - Rezhim dostupa: http://www.vybory.izbirkom.ru/ (data obrashcheniya: 24.01.2019).

9. Svodnaya tablica Central'noj izbiratel'noj komissii Rossijskoj Federacii o rezul'tatah vyborov deputatov Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo sobraniya Rossijskoj Federacii vtorogo sozyva [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1995/files/1995-Svodnaya_CIK.xls (data obrashcheniya: 24.01.2019).

10. Spisok zaregistrirovannyh politicheskih partij [EHlektronnyj resurs] // Ministerstvo yusticii Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa: https:// minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (data obrashcheniya: 25.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.