Научная статья на тему 'Правовая культура современного российского общества и ее роль в формировании электоральной культуры'

Правовая культура современного российского общества и ее роль в формировании электоральной культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / EGAL CULTURE / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ELECTORAL CULTURE / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельников Иван Николаевич, Кукушкина Любовь Анатольевна

В статье представлен анализ актуальных проблем правовой культуры современного российского общества в аспекте оценки электоральной культуры. В качестве основных причин низкого уровня электоральной активности населения указываются пробелы в области знания собственных электоральных прав гражданами и негативные последствия, связанные с нарушением общих принципов избирательного права. В качестве путей преодоления этих проблем автор предлагает усилить популяризацию избирательных прав населения и осуществлять эту деятельность на постоянной основе, модернизировать систему законодательства в области повышения электоральной культуры: разработать и закрепить конкретный комплекс мероприятий, направленных на развитие правовой культуры участников избирательного процесса, определить круг ответственных лиц за их реализацию, а также обеспечить неукоснительное соблюдение принципов избирательного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal culture of modern Russian society and its role in the formation of electoral culture

The article presents an analysis of the topical problems of the legal culture of modern Russian society in the aspect of evaluating electoral culture in Russia. The authors cite gaps in the field of knowledge of their own electoral rights as the citizens' and the negative consequences associated with violation of the general principles of electoral law as the main reasons for the low level of electoral activity of the population. As ways to overcome these problems, the authors propose to increase the popularisation of the electoral rights of the population and to carry out this activity on an ongoing basis, as well as to ensure strict observance of the principles of the suffrage.

Текст научной работы на тему «Правовая культура современного российского общества и ее роль в формировании электоральной культуры»

УДК 342

Мельников Иван Николаевич

кандидат юридических наук Костромской государственный университет Melnikk44@gmail.com

Кукушкина Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет

lub-kuku@mail.ru

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен анализ актуальных проблем правовой культуры современного российского общества в аспекте оценки электоральной культуры. В качестве основных причин низкого уровня электоральной активности населения указываются пробелы в области знания собственных электоральных прав гражданами и негативные последствия, связанные с нарушением общих принципов избирательного права. В качестве путей преодоления этих проблем автор предлагает усилить популяризацию избирательных прав населения и осуществлять эту деятельность на постоянной основе, модернизировать систему законодательства в области повышения электоральной культуры: разработать и закрепить конкретный комплекс мероприятий, направленных на развитие правовой культуры участников избирательного процесса, определить круг ответственных лиц за их реализацию, а также обеспечить неукоснительное соблюдение принципов избирательного права.

Ключевые слова: правовая культура, электоральная культура, права и свободы человека.

Российскому демократическому обществу уже более четверти века. Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие положения о том, что наша страна правовое государство, но это не стало спасением для России [2]. Мы по-прежнему находимся в процессе строительства гражданского общества и продолжаем обсуждать вопросы становления институтов демократии, без которых немыслимо превратить нашу страну в развитое государство с высоким уровнем правовой культуры населения. Знания правового характера, осознание жизненной ценности права, активное участие населения в деятельности государства, как путем прямых демократических способов, так и опосредовано, - все это свидетельствует о закреплении в обществе стандартов правомерного поведения и развития демократических принципов в государстве. Реализация этих начал позволит достичь результата в формировании правовой культуры как с позиции общества, так и с позиции государства. В рамках настоящей статьи планируется провести анализ одного из направлений проявления правовой культуры общества - состояния и уровня электоральной культуры современного гражданина нашей страны. Актуальность этой работы не вызывает сомнений, поскольку в настоящее время у населения России продолжается процесс формирования отношения к выборам как единственно возможному способу воспроизводства власти в демократическом государстве.

В правовой фундамент современного избирательного права России заложены международные принципы избирательного права; под их воздействием и с учетом российского опыта в нашей стране создана целая отрасль законодательства, в которую включены нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, а также акты, принятые органами местного самоуправления.

Наличие значительного правового инструментария позволяет с уверенностью говорить о высокой значимости избирательного права с точки зрения формирования основ правового государства в нашей стране. Помимо законодательной деятельности в качестве самостоятельного направления развития электоральной культуры стоит также отметить работу избирательных комиссий, одной из основных задач которых, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3], является обеспечение реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Выполнение данной задачи представляется крайне важным элементом в свете того, что любой избирательный процесс может быть признан легитимным только при соблюдении всего комплекса избирательных прав [1, с. 57].

В результате анализа системы законодательства и наличия независимой системы избирательной власти можно было бы предположить, что в нашей стране сформированы необходимые условия для существования у населения должной электоральной культуры, но оценивая уровень отношения населения к выборам как форме проявления демократии, мы получаем совсем иную картину. Явка избирателей на выборах депутатов Государственной думы шестого созыва, которые состоялись в 2011 году составила 60,21%, на выборах Президента РФ в 2012 году 65,34%, а на выборах депутатов Государственной думы седьмого созыва в 2016 году явка составила уже 47,88%. Отчасти радуют цифры, представленные ЦИКов по факту выборов Президента Российской Федерации состоявшихся 18 марта 2018 года: явка избирателей на этих выборах составила 67,47%.

344

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Мельников И.Н., Кукушкина Л.А., 2018

Тем не менее, население не всегда осознает собственную роль и значимость в реализации демократии в нашей стране, а часто не верит в реальность существования демократических процессов при формировании органов государственной власти.

В основе первой причины лежит общий уровень правой культуры населения, который не позволяет большей части современного российского общества обладать необходимыми знаниями для понимания основ демократии, в рамках которой данное человеку право участвовать в формировании органов управления напрямую влияет на возможность обеспечения его прав и свобод. Говоря о личных правах и свободах, таких как право на жизнь или частную собственность, каждый человек стремится к максимальной защите этих прав, как самостоятельно, используя различные инструменты, так и требуя защиты этих прав от государства. Но как только речь заходит о политических правах, многие утрачивают всякий интерес к их реализации и защите, зачастую не понимая, что только при условии реализации политических прав мы можем рассчитывать на защиту своих личных прав, поскольку только демократический государственный режим, который основан на воле народа, в котором органы власти подотчетны народу, может быть гарантом защиты прав и свобод.

Для преодоления подобной проблемы в современном российском обществе необходимо осуществлять активную популяризацию электоральных прав не только в период избирательных кампаний, но и между ними. Для этой деятельности стоит привлекать общественные организации и политические партии и движения. Они будут демонстрировать свою активность в вопросе доступа к власти и в аспекте активной работы по защите прав населения. Популяризация политических прав в нашей стране должна быть ориентирована на интересы граждан, а не нацелена на создание образа политических прав в отрыве от реальных ценностей. Человеку необходимо демонстрировать зависимость его личных благ от выполнения его общественной, политической функции.

Выстраивание ориентиров для формирования электоральной культуры в российском обществе должно учитывать отсутствие у населения исторического и социального фундамента в области демократии. Это в значительной степени затрудняет процесс осознания собственной роли в политической жизни страны у старшего поколения. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года №2 228 была утверждена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации. В рамках реализации целей и задач программы предусматривалась выполнение комплекса мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в период с 1995 по 1999 годы, в число таких меро-

приятий были включены образовательные и пропагандистские мероприятия. Данная программа дала положительный эффект, о чем свидетельствует стабильно высокий уровень явки на выборах Президента РФ в 1996 г. и выборах депутатов Государственной думы 3-го созыва в 1999 г. В дальнейшем исполнение программы осуществлялось лишь частично в рамках деятельности Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в России реализуется Молодежная электоральная концепция, утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 221/1429-6 [4]. В рамках концепции реализуются новые подходы и способы работы с молодыми избирателями в возрасте от 18 до 35 лет, направленные на повышение правовой культуры и электоральной активности молодых избирателей, внедрение различных форм взаимодействия организаторов выборов с общественными и молодежными организациями. Начиная с 2008 года, в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии России от 28 декабря 2007 года № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя», избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводятся дни (декады, месячники) молодого избирателя с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных, в том числе молодежных организаций, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учреждений культуры, СМИ [5]. Данная работа представляется крайне важной как с точки зрения текущего эффекта, выражающегося в привлечении молодежи к политической жизни в стране уже сейчас, так и с точки зрения перспективного эффекта, который позволит формировать электоральную культуру новых поколений с заранее заложенными основами демократии. В то же время хотелось бы обратить внимание на недостатки, выявленные нами в существующей системе повышения правовой культуры избирателей в России:

1. Действующая система охватывает ограниченный круг участников. Данный фактор является сдерживающим в вопросах повышения правовой культуры избирателей, поскольку процесс правового воспитания должен носить непрерывный характер и не быть нацеленным только на молодежную аудиторию. Полагаем необходимым вернуться к комплексному подходу по повышению правовой культуры избирателей всех возрастных групп, сохранив приоритет в вопросах формирования правовой культуры молодых избирателей, а также разработать и внедрить комплекс мероприятий по поддержанию должного уровня правовой культуры избирателей иных возрастных групп. Указанные

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

345

мероприятия необходимо осуществлять на постоянной основе.

2. Система не использует полный комплекс инструментов в вопросах правового образования, правовой пропаганды и информационного освещения избирательных прав граждан. Номинально в Молодежной электоральной концепции закреплены основные направления работы по ее реализации, а также ее организационно-методическое и информационное обеспечение. При этом на практике мы сталкиваемся с тем, что реальное исполнение основных направлений работы реализуется крайне слабо и зачастую лишь формально. Это выражается в невыполнении основных направлений работы в части образовательной и просветительской деятельности и в части привлечения молодежи в сферу реализации отдельных избирательных прав - работа в избирательных комиссиях, работа наблюдателями. Для устранения данной проблемы требуется разработка и правовое закрепление периодического плана-графика реализации мероприятий в рамках концепции с установлением круга ответственных лиц.

Что касается второй проблемы, связанной с неверием в реальность существования демократических процессов при формировании органов государственной власти, то ее решение находится исключительно в плоскости чистоты и легитимности самого избирательного процесса. Принципы избирательного права должны находиться над нормами права и неукоснительно соблюдаться не только государством, но и обществом в целом. Например, соблюдение принципа альтернативности в избирательном праве обеспечивает каждому избирателю возможность выбора при голосовании. В нашей стране с 2006 г. на федеральных и региональных выборах запрещено использовать в избирательных бюллетенях графу «Против всех», сторонники этой позиции мотивируют положительный аспект от подобного решения тем, что данная графа - это не что иное, как протестное голосование. Но, с другой стороны, почему человек, осуществляющий свой выбор, не имеет права на политический протест? Как минимум, этот протест носит цивилизованный и правовой характер. Другой принцип - периодичность проведения избирательных процедур - также претерпел определенное воздействие. В результате принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», были увеличены сроки полномочий Президента РФ и депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ. Подобные изменения увеличили промежутки между выборами и тем самым негативно отразились на электоральных правах граждан.

Таким образом, для достижения положительного результата в формировании электоральной

культуры современного российского общества необходимо:

- модернизировать систему законодательства в области повышения электоральной культуры, для этого требуется разработать и законодательно закрепить конкретный комплекс мероприятий, направленных на развитие правовой культуры участников избирательного процесса и определить круг ответственных лиц за их реализацию;

- усовершенствовать деятельность государственных органов, обеспечивающих избирательный процесс, в целях повышения их роли и ответственности в вопросах формирования правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса;

- строго соблюдать фундаментальные принципы демократии в вопросах правотворчества и право применения.

Библиографический список

1. Загородский В.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. - 2010. - № 1. - С. 56-61.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014, № 11-ФКЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF (дата обращения: 20.03.2018).

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12062002-n-67-fz-ob (дата обращения: 20.03.2018).

4. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70512050 (дата обращения: 20.03.2018).

5. Постановление Центральной избирательной комиссии России от 28 декабря 2007 года № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6284554 (дата обращения: 20.03.2018).

References

1. Zagorodskij VV Pravovaya kul'tura v kontekste prava izbirat' i byt' izbrannym // Obshchestvo i pravo. -2010. - №1. - S. 56-61.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008, №7-FKZ, ot 05.02.2014, №2-FKZ, ot 21.07.2014, №11-FKZ [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

346

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF (data

obrashcheniya: 20.03.2018).

3. Federal'nyj zakon ot 12 iyunya 2002 goda № 67-FZ «Ob osnovnyh garantiyah izbiratel'nyh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-12062002-n-67-fz-ob (data obrashcheniya: 20.03.2018).

4. Postanovlenie Central'noj izbiratel'noj komissii Rossijskoj Federacii ot 12 marta 2014 g. № 221/1429-

6 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70512050 (data obrashcheniya: 20.03.2018).

5. Postanovlenie Central'noj izbiratel'noj komissii Rossii ot 28 dekabrya 2007 goda № 83/6665 «O provedenii Dnya molodogo izbiratelya» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6284554 (data obrashcheniya: 20.03.2018).

Вестник КГУ _J № 2. 2018

347

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.