Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушканова Екатерина Андреевна, Филатова Ольга Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна

В статье рассматривается творческий процесс, который является неотъемлемой частью процесса проектирования. Проанализированы известные модели проектирования, которые состоят из определенных этапов, но на всех этапах присутствие творческого процесса является необходимостью. В компетенциях, предъявляемых к специалистам современного общества творчество является необходимой составляющей, которая отвечает за создание нового продукта или проекта, а процесс проектирования охватывает буквально все профессии цифрового общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шушканова Екатерина Андреевна, Филатова Ольга Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS THE BASIS OF THE DESIGN PROCESS

The article deals with the creative process, which is an integral part of the design. The well-known design models are analyzed, which consist of certain stages, but at all stages the presence of the creative process is a necessity. In the competencies presented to the specialists of modern society, creativity is a necessary component that is responsible for creating a new product or project, and the design process covers literally all professions of the digital society.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

9. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / А.А. Миролюбов, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим; под ред. акад. РАО А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 463 с.

10. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение. 1991. - 223 с.

11. Серова, Т.С. Разыгрывание коммуникативно-речевых микроситуаций как средство обучения монологическому высказыванию в иноязычном диалогическом речевом общении // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики, 2019. - № 1. - C. 125-146.

12. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и для учителей / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Артель, 2008. - 239 с.

13. Шепеленко, Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков// Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2017. - №1. - С. 117-125.

14. Шпак, Н.О. Обучение иноязычной коммуникации с опорой на родной язык / Н.О. Шпак, Т.А. Булатова // Сибирский учитель, 2020. - №1 (128). - С. 9-13.

15. Шпак, Н.О. Роль проблемного обучения в иноязычной коммуникации студентов / Н.О. Шпак // Языки и литература в поликультурном пространстве: сборник научных статей / под ред. В.Н. Карпухиной. -Барнаул: Концепт, 2015. - С. 170-172.

Педагогика

УДК 378

магистрант Шушканова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается творческий процесс, который является неотъемлемой частью процесса проектирования. Проанализированы известные модели проектирования, которые состоят из определенных этапов, но на всех этапах присутствие творческого процесса является необходимостью. В компетенциях, предъявляемых к специалистам современного общества творчество является необходимой составляющей, которая отвечает за создание нового продукта или проекта, а процесс проектирования охватывает буквально все профессии цифрового общества.

Ключевые слова: творчество, проектирование, этапы проектирования, надпрофессиональные компетенции.

Annotation. The article deals with the creative process, which is an integral part of the design. The well-known design models are analyzed, which consist of certain stages, but at all stages the presence of the creative process is a necessity. In the competencies presented to the specialists of modern society, creativity is a necessary component that is responsible for creating a new product or project, and the design process covers literally all professions of the digital society.

Keywords: creativity, design, design stages, over-professional competencies.

Введение. Творчество является неотъемлемой частью процесса проектирования. Без какой-либо креативной идеи сейчас не может быть инноваций и создание нового продукта. Но на каком этапе проектирования происходит творческий процесс или же он сопровождается на протяжении всей деятельности? На этот вопрос попробуем дать разъяснения в данном исследовании.

Изложение основного материала статьи. Итак, процесс проектирования - это длительный процесс, результатом которого является изготовление продукта. Творческий процесс, в свою очередь, - это познавательный процесс, в котором «рождение» идеи служит кульминацией. Понимание процесса проектирования относительно творческого процесса позволяет осмыслить, где и когда необходимо генерировать свои идеи, чтобы разработать качественный или новый продукт.

На данный момент существует много литературы и исследований, связанных с процессом проектирования, которым интересуются исследователи разных областей [2, 4, 6], но наиболее распространенной является модель процесса проектирования линейного типа (Схема 1), разработанная G. Pahl и W. Beitz.

Модель является эффективным руководством, которую можно применять в процессе проектирования. Она строится на следующих этапах: «цель», «описание (анализ задачи)», «концепция», «проект (план и макет)», «детали».

Этап «цель» включает в себя уточнение задач, плана, анализ ситуации на рынке и в компании, поиск и выбор идей. «Анализ задач» подразумевает разработку списка требований, основных решений, выявление существенных проблем, поиск принципов работы. «Дизайн - концепция» содержит создание предварительного дизайна, выбор материалов, цветовых сочетаний, выполнение предварительных макетов. На этапе «предварительная планировка» определяется структура работы, устраняются слабые места и ошибки. «Окончательный макет» - непосредственно проработка чертежей и полные производство, транспортировка и эксплуатация. «Документация» - это детальная проработка и проверка всей документации [11].

Для сравнения рассмотрим модель творческого процесса, предложенную Г.Уоллесом (Схема 2). Это известная детализированная модель состоит из четырех этапов: «подготовка», «созревание», «озарение» и «проверка».

Схема 1. Модель процесса проектирования

Для сравнения рассмотрим модель творческого процесса, предложенную Г. Уоллесом (Схема 2) [11]. Это известная детализированная модель состоит из четырех этапов: «подготовка», «созревание», «озарение» и «проверка».

Стадия «подготовка» включает сбор информации, структурирование проблемы и ее осмысление. Она параллельна этапу проектирования «анализ задач» [11].

Стадия «созревание» - это процесс, в котором информация упускается на определенное время для устранения умственных препятствий (то есть оставление деталей) и ожидается «вдохновение». Это стадия характеризуется неосознанной игрой ассоциаций.

Стадия «подготовка» включает сбор информации, структурирование проблемы и ее осмысление. Она параллельна этапу проектирования «анализ задач».

Схема 2. Стадии творческого процесса

Стадия «созревание» - это процесс, в котором информация упускается на определенное время для устранения умственных препятствий (то есть оставление деталей) и ожидается «вдохновение». Это стадия характеризуется неосознанной игрой ассоциаций.

«Озарение» - это стадия, которая характеризуется «рождением» подающей большие надежды идеи. Этот процесс часто называют моментом «Эврика».

Стадия «проверка» содержит оценку и тестирование идеи.

Изложим несколько ключевых подобий и различий между двумя вышеперечисленными процессами.

Первым очевидным сходством между процессами является потребность в информации и ее анализе. Наличие проблемы и решения в обоих случаях - следующая общая черта.

Схема 3. Интеграция процессов

Отличительной особенностью процесса проектирования является масштабность проекта, результат которого имеет большое значение. Отсутствие этапа «детальное проектирование» в творческом процессе -следующее отличие. Этапы процесса проектирования состоят из логических связей, оценки, решений, творческий процесс просто обращает к генерации и проверке отдельных идей.

Для большинства профессий и специальностей современного цифрового мира творчество является необходимой составляющей, развитие которого является серьезной проблемой образовательной системы, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным и высшим. Так же следует учитывать что проектная деятельность широко применяется в профессиональном образовании и охватывает все предметные области, интегрируя знания всех предметов, которые необходимы для создания новых идей или проектов [3, 5, 8].

Если внимательно проанализировать надпрофессиональные или общие компетенции современного цифрового общества (компетенции 21 века), то во всех можно увидеть в прямом или косвенном смысле акцент на творческие способности, креативное или творческое мышление и т.д.

Творческий процесс является важной составляющей частью процесса проектирования. Именно творчество связано из превращения невозможного в возможное, создание особого продукта, обладающего определенными свойствами или назначением. На Схеме 3 проиллюстрирована интеграция процессов. Они объединяются на общем первом этапе. Но отметим, что творческий процесс может проявляться как на этапе концептуального проектирования, так и на этапе реализации.

Выводы. Творчество в современном мире занимает устойчивые и перспективные позиции, без которого невозможен и образовательный процесс на всех этапах, начиная от дошкольного и заканчивая профессиональным, и абсолютно не важно каких специалистов готовит образовательное учреждение. Творческий процесс - это процесс преобразования, созидания и создания методов развития креативности, положительные эффекты которых можно наблюдать как в индивидуальном, так и в социальном обучении. Он является основой процесса проектирования. Проектирование на современном этапе развития общества охватывает не только творческие профессии, но абсолютно все сферы деятельности цифровой экономики.

Литература:

1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина.. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - М., 2010. - 340 с.

3. Голованова И.А., Федосеева Л.А., Филатова О.Н. Развитие сенсорно-интеллектуального аппарата у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69(3).

4. Смирнова Я.К. Роль «Модели психического» в координации и объединения внимания в ориентировочной части совместной деятельности дошкольников. // Вестник Мининского университета. -2018. - Т.8, №1.

5. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. 2019. - №1. - С. 30-33.

6. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

7. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. №67(1). - С. 245-248.

8. Филатова О.Н., Прохорова М.П., Молькова Е.Ю. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60(1). - С. 332-336.

9. Фирсов М.В., Филатова О.Н., Гущин А.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 2020. - №3(52). - С. 11-17.

10. Шушканова Е.А., Филатова О.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся посредством занятий по дизайну интерьера. // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы. - Красноярск, 2020. - С. 344-346.

11. G. Pahl, W. Beitz-Engineering Design. - A Systematic Approach-Springer. - 1977.

12. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - С. 452-459.

13. http://www.skolkovo.ru

Педагогика

УДК 37.091.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИВМ Эльканова Айшат Амыровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры ИВМ Бостанова Мадина Магометовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена цифровизации образования, роли преподавателя в этом процессе. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий повлияло на сектор образования, как и на все другие сектора до коронавируса (Covid-19). В связи с эпидемией коронавируса (Covid-19) значимость дистанционного обучения стала больше осознаваться членами всех образовательных сфер. Процесс цифровизации образования, который ускорился из-за необходимости во время эпидемии коронавируса (Covid-19), приводит к радикальным изменениям во всей системе. Предполагается, что навыки, которыми должны обладать преподаватели, изменятся. Эти изменения очень сложно реализовать при нынешней подготовке педагогов.

Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, коммуникативные технологии, короновирус

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.