Отличительной особенностью процесса проектирования является масштабность проекта, результат которого имеет большое значение. Отсутствие этапа «детальное проектирование» в творческом процессе -следующее отличие. Этапы процесса проектирования состоят из логических связей, оценки, решений, творческий процесс просто обращает к генерации и проверке отдельных идей.
Для большинства профессий и специальностей современного цифрового мира творчество является необходимой составляющей, развитие которого является серьезной проблемой образовательной системы, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным и высшим. Так же следует учитывать что проектная деятельность широко применяется в профессиональном образовании и охватывает все предметные области, интегрируя знания всех предметов, которые необходимы для создания новых идей или проектов [3, 5, 8].
Если внимательно проанализировать надпрофессиональные или общие компетенции современного цифрового общества (компетенции 21 века), то во всех можно увидеть в прямом или косвенном смысле акцент на творческие способности, креативное или творческое мышление и т.д.
Творческий процесс является важной составляющей частью процесса проектирования. Именно творчество связано из превращения невозможного в возможное, создание особого продукта, обладающего определенными свойствами или назначением. На Схеме 3 проиллюстрирована интеграция процессов. Они объединяются на общем первом этапе. Но отметим, что творческий процесс может проявляться как на этапе концептуального проектирования, так и на этапе реализации.
Выводы. Творчество в современном мире занимает устойчивые и перспективные позиции, без которого невозможен и образовательный процесс на всех этапах, начиная от дошкольного и заканчивая профессиональным, и абсолютно не важно каких специалистов готовит образовательное учреждение. Творческий процесс - это процесс преобразования, созидания и создания методов развития креативности, положительные эффекты которых можно наблюдать как в индивидуальном, так и в социальном обучении. Он является основой процесса проектирования. Проектирование на современном этапе развития общества охватывает не только творческие профессии, но абсолютно все сферы деятельности цифровой экономики.
Литература:
1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина.. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - М., 2010. - 340 с.
3. Голованова И.А., Федосеева Л.А., Филатова О.Н. Развитие сенсорно-интеллектуального аппарата у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69(3).
4. Смирнова Я.К. Роль «Модели психического» в координации и объединения внимания в ориентировочной части совместной деятельности дошкольников. // Вестник Мининского университета. -2018. - Т.8, №1.
5. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. 2019. - №1. - С. 30-33.
6. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
7. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. №67(1). - С. 245-248.
8. Филатова О.Н., Прохорова М.П., Молькова Е.Ю. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60(1). - С. 332-336.
9. Фирсов М.В., Филатова О.Н., Гущин А.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 2020. - №3(52). - С. 11-17.
10. Шушканова Е.А., Филатова О.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся посредством занятий по дизайну интерьера. // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: Проблемы и перспективы. - Красноярск, 2020. - С. 344-346.
11. G. Pahl, W. Beitz-Engineering Design. - A Systematic Approach-Springer. - 1977.
12. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - С. 452-459.
13. http://www.skolkovo.ru
Педагогика
УДК 37.091.3
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИВМ Эльканова Айшат Амыровна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры ИВМ Бостанова Мадина Магометовна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Данная статья посвящена цифровизации образования, роли преподавателя в этом процессе. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий повлияло на сектор образования, как и на все другие сектора до коронавируса (Covid-19). В связи с эпидемией коронавируса (Covid-19) значимость дистанционного обучения стала больше осознаваться членами всех образовательных сфер. Процесс цифровизации образования, который ускорился из-за необходимости во время эпидемии коронавируса (Covid-19), приводит к радикальным изменениям во всей системе. Предполагается, что навыки, которыми должны обладать преподаватели, изменятся. Эти изменения очень сложно реализовать при нынешней подготовке педагогов.
Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, коммуникативные технологии, короновирус
Annotation. This article is dedicated to the digitalization of education, the role of the teacher in this process. The rapid development of information and communication technologies affected the education sector, as all other sectors before the coronavirus (Covid-19). In connection with the coronavirus (Covid-19) epidemic, the importance of distance learning has become better recognized in all educational areas. The digitalization of education, which has accelerated due to the need during the coronavirus (Covid-19) epidemic, is leading to radical changes in the entire system. It is expected that the skills that teachers must possess will change. These changes are very difficult to implement with the current teacher training.
Keywords: digitalization, distance learning, communication technologies, coronavirus
Введение. С распространением Интернета, появились различные приложения в образовании и обучении. Эта ситуация дала возможность использовать новые приложения в образовании, включая учебно-методические процессы. Одним из наиболее важных из этих приложений является компьютерное и интернет-приложение дистанционного обучения в сфере образования.
Целью данной статьи является изучение проблем, возникающих при применении дистанционного образования, на основе мнений преподавателей и студентов.
Актуальность темы заключается в том, что цифровизация образования открывает множество возможностей. Чтобы эти возможности положительно влияли на систему образования, учителя должны адаптироваться к цифровому образованию. Благодаря инвестициям и обучению, проведенным в последние годы, произошли положительные изменения в технологической инфраструктуре аудиторий, учебных заведений, а также в технологических знаниях и навыках преподавателей. Распространяя эти положительные изменения на процессы образования и обучения, и поддерживая систему цифровыми инструментами, можно повысить качество образования, как в текущий период, так и в последующие периоды [1].
В статье поставлены следующие задачи:
1. Выяснить, каким должно быть общение между преподавателем и студентом в процессе цифрового образования.
2. Выяснить, можно ли использовать цифровое образование в подготовке преподавателей.
Преподавателям надо пройти необходимую подготовку для разработки интерактивного контента,
подходящего для цифрового образования. Учитывая, что предварительная подготовка по повышению квалификации преподавателей по разработке цифрового контента ограничена, педагоги нуждаются в поддержке на данном этапе. Помимо поддержки системы, им было бы полезно направить свое личное обучение по профессиональному развитию именно в эти области [2].
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение преподавателями контента, предлагаемого обучающимся через дистанционное обучение в текущей ситуации, и предоставление обратной связи системе, когда это будет сочтено необходимым, положительно повлияет на качество системы образования в области цифрового образования. Студенты не только эффективно проводят свое свободное время, но и не пропускают занятия во время очного обучения.
Изложение основного материала статьи. В 21 веке, который мы называем веком информации, общение стало неизбежной потребностью всех людей. Сегодня быстрое развитие спутниковых, волоконно-оптических, телевидения, радио, компьютеров, Интернета и других информационных технологий влияет на структуру и форму образования и вынуждает преподавателей разрабатывать новые образовательные программы и модели обучения и преподавания [2].
Электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения, а также для организации образовательного процесса в филиалах вуза. Однако наилучшие результаты оно обеспечивает при так называемом смешанном обучении. В этом случае традиционное обучение "лицом к лицу" дополняется технологиями электронного обучения.
В традиционных занятиях значительная часть времени и сил преподавателя расходуется на простую передачу обучающимся новой информации. Электронное образование позволяет переложить эту функцию на компьютер и сосредоточить основные усилия преподавателя на обсуждении более трудных моментов курса, ответам на вопросы студентов и т.д. Однако участие обучающихся только в процессе цифрового образования, вдали от преподавателя, может вызвать некоторые нежелательные результаты. Известно, что компенсационные тренинги по предметному содержанию курсов, предлагаемых студентам с цифровыми методами в текущий период, будут проводиться и в будущем.
Чтобы повысить эффективность и действенность корректирующих тренингов, важно, чтобы преподаватели шли в ногу со своими студентами и осуществляли процесс согласованно. Отслеживание факторов, которые будут влиять на академическое и психологическое развитие студента, таких как рабочая среда, время последующей лекции, предлагаемой в цифровой среде, общение между родителями и студентами, преподавателем, и принятие необходимых мер в тех пунктах, которые требуют вмешательства, поможет студентам успешно пройти этот процесс [4].
Студентам свойственно бесцельно проводить время в те дни, когда они не занимаются играми, занятиями и общением. В таком случае преподаватели могут организовывать виртуальные коллективные встречи, которые позволят обучающимся контактировать и общаться со своими сверстниками. Таким образом, можно гарантировать, что общение не будет прервано, а возможные кризисы, с которыми столкнутся студенты, могут быть предотвращены.
Опыт и привычки, которые преподаватели приобрели за долгие годы, относятся к процессу преподавания и обучения вне аудитории. Особенно в этом процессе важно не нарушать отношения педагог-студент. При этом преподаватели могут поддерживать общение со своими студентами, используя различные возможности технологий, и иметь возможность следить за академическим развитием своих подопечных. На данный момент могут быть использованы приложения Google Classroom, Moodle, Zoom, Skype и так далее.
С цифровизацией образования подготовка преподавателей также будет осуществляться в цифровой среде, что обеспечит более результативные результаты, эффективное и действенное использование ресурсов. Первоочередной задачей является то, чтобы подготовка преподавателей в цифровой среде была интерактивной, как и в другом цифровом образовательном контенте. Содержание подготовки преподавателей, подготовленное таким образом, чтобы обеспечить сосредоточение аудитории на образовании и участии в нем, будет полезно для предоставления им навыков, которые необходимы и будут необходимы преподавателям.
Для того чтобы более точно понять, как должна работать система, все чаще используется описание функциональности системы через варианты использования (Use Case или прецеденты). Варианты использования это - описание последовательности действий, которые может осуществлять система в ответ на внешние воздействия пользователей или других программных систем. Варианты использования отражают функциональность системы с точки зрения получения значимого результата для пользователя, поэтому они точнее позволяют ранжировать функции по значимости получаемого результата [4].
Версии использования предназначены в первую очередь для определения функциональных требований к системе и управляют всем процессом разработки. Все основные виды деятельности, такие как анализ, проектирование, тестирование выполняются на основе вариантов использования. Во время анализа и проектирования варианты использования позволяют понять как результаты, которые хочет получить пользователь влияют на построение системы и как должны себя вести компоненты системы, для того чтобы реализовать нужную для пользователя функциональность [3].
В процессе тестирования, описанные ранее версии, позволяют проще оценить точность реализации требований пользователей и позволяют провести пошаговую проверку этих требований.
Дистанционное образование - это система обучения, которая позволяет студентам участвовать в обучении, не находясь физически в одном месте со своими преподавателями. Приложения дистанционного обучения, появившиеся в конце XIX века, используются все шире и по сей день. Процесс дистанционного обучения можно разделить на пять периодов:
(1) период переписки, начавшийся в 1880 году;
(2) период радио- и телевизионной переписки, начавшийся в 1920 году;
3) открытый период университетов, начавшийся в 1964 г.;
(4) 1980 г., период телеконференций, начавшийся в 1999 г.;
(5) период компьютеров и Интернета, начавшийся в 1990 г. [5].
Из-за эпидемии COVID-19, которая началась в Ухане, Китае и затронула весь мир во второй половине 2019 года, очное обучение было прекращено примерно в 200 странах по всему миру, а дистанционное обучение было начато на всех уровнях образования.
В недавнем прошлом дистанционное обучение, которое рассматривалось как альтернатива очному обучению или использовалось как дополнение к очному обучению, стало единственным приложением, используемым в образовательной практике в условиях эпидемии. Как и во всем остальном мире, образовательные учреждения решили, не теряя времени, перейти на модель дистанционного обучения в образовании. Из-за этой неожиданной вспышки вполне вероятно, что быстрый переход к модели дистанционного обучения без необходимых предварительных оценок и экзаменов вызвало некоторые негативные моменты или сбои на практике. При изучении литературы видно, что многие проблемы указываются даже в приложениях дистанционного обучения, применяемых планомерно [3].
В связи с этой эпидемией, когда неизвестно, когда она закончится, ожидается, что результаты исследования прольют свет на более эффективное применение возможных или обязательных методов дистанционного обучения в будущем.
Дистанционное образование - это система обучения, которая позволяет обучающимся участвовать в обучении, не находясь физически в одном месте со своими преподавателями. Приложения дистанционного обучения, появившиеся в конце XIX века, используются по сей день. Дистанционное обучение предполагает возможность доступа ко многим образовательным ресурсам независимо от времени и места. Оно имеет более гибкую структуру по сравнению с формальным образованием с точки зрения объединения множества студентов и преподавателей.
Говоря о дистанционном образовании, цифровом образовании, инвертированных классах, нам пришлось прервать формальное обучение из-за эпидемии Covid-19 (коронавируса) по всей стране. Те, кто уже изучает образовательные технологии в своих учреждениях, и те, кто овладел процессом, сумели включиться в процесс с первого дня.
Конечно, нельзя игнорировать подготовку педагогов, которая является одним из важнейших шагов в планировании процесса. Хотя администрация, координаторы академических и образовательных технологий осуществляют процесс планирования, полное владение технологиями, которые будут использоваться преподавателями, которые будут находиться перед экраном, имеет большое значение для эффективности процесса. Именно преподаватель напрямую взаимодействует со студентом, создает учебную среду, планирует и применяет инструменты и материалы [4].
Мы знаем, что дистанционное обучение - это способ учиться дистанционно без регулярного личного общения с преподавателем в классе.
Что влияет на организацию дистанционного обучения?
1. Настраиваемость: создать собственные впечатления от погружения с помощью настраиваемых модулей, изображений и макетов; настраивать и маркировать свою виртуальную комнату.
2. Интерес: в отличие от других инструментов, структура увеличивает и измеряет участие аудитории, делает его интересным при помощи взаимодействия с участниками аудитории, с помощью нескольких модулей чата, опросов, викторин, симуляторов, игр и многого другого.
3. Мощность: использовать преимущества Backstage и Prep Mode, чтобы докладчики и ведущие могли сотрудничать за кулисами во время сеанса прямой трансляции.
4. Постоянство: создать виртуальную комнату один раз и все время использовать ее с разным контентом [7].
Выводы. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий внесло большой вклад в образование, как и во многие другие области: появились различные приложения в образовании и обучении, особенно с распространением Интернета. Эта ситуация дала возможность использовать новые приложения в образовании, включая учебно-методические процессы. Одним из наиболее важных из этих приложений является компьютерное и интернет-приложение дистанционного обучения в образовании. Информационные технологии и дальше будут улучшаться, будут зарождаться новые технологии, новые возможности ИКТ, что потребует от преподавателя постоянного развития.
Литература:
1. Величко В.В. Инновационные методы в гражданском образовании. / В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Е.Ф. Карпиевич., Л.Г. Кирилюк. - Минск: 1999.
2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. / С. С Кашлев. - Минск: Белорусский верасень, 2005. - 176 с.
3. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А. Лепшокова. // Традиции и инновации в системе образования. / Сборник научных статей. - Карачаевск, 2020. - С. 109-114.
4. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Изд-во: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 143-147
5. Лепшокова С.М. Конкуренция предпринимателей в инновационной экономике и оценка факторов, влияющих на нее / С.М. Лепшокова // Российское предпринимательство: история развития, опыт и место в политико-экономическом дискурсе (на примере развития предпринимательства в России и Северокавказском регионе). - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 314 с.
6. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 3-10
7. Использование интернет-технологий в образовании [Электронный ресурс] // http://wiki.vspu.ru URL: http://wiki.vspu.ru/users/krisling/srs/index
Педагогика
УДК 37.091.3
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИВМ Эльканова Айшат Амыровна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОСТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Статья посвящена анализу методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики. Актуальность темы заключается в том, что технологический прогресс, начавшийся с промышленной революции, в значительной степени повлиял на развитие экономики в рамках ИКТ. Цель статьи: рассмотрение методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье показаны методы влияния информационных и коммуникативных технологий на развитие экономики. С развитием технологий процесс доступа к информации, как через Интернет, так и через средства связи стал быстрее и проще. Практическая значимость состоит в раскрытии того, что одной из самых больших положительных показателей использования ИКТ в качестве инструмента является метод ускорения инновационного процесса за счет несложного распространения информации.
Ключевые слова: информация, наука, технология, экономика, развитие, инновации, процесс.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the influence of information and communication technologies on the growth of economic development. The relevance of the topic lies in the fact that the technological progress that began with the industrial revolution has significantly influenced the development of the economy in the framework of ICT. Purpose of the article: consideration of the influence of information and communication technologies on the growth of economic development. The scientific novelty of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of the influence of information and communication technologies on the development of the economy. With the development of technology, the process of accessing to information, both through the Internet and communication means, has become faster and easier. The practical significance lays in the disclosure of the fact that one of the greatest positive indicators of the use of ICT as a tool is the acceleration of the innovation process due to the uncomplicated dissemination of information.
Keywords: information, science, technology, economics, development, innovation, process.
Введение. Информационное общество - это общество, в котором широко используется информация или где людям легче получить доступ к информации. Когда цель индустриального общества определяется как производство материальных ценностей, цель информационного общества - производить информацию. С его особенностью делать упор на информацию и информационные технологии, общество информатики - это экономика, в которой интеллектуальные ресурсы становятся более важными, чем физические ресурсы, фундаментальные теоретические исследования, прикладные исследования, обучение становится более важным, чем опыт на рабочем месте, и изменения происходят достаточно быстро.
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы, в результате поразительных достижений в области информационных и коммуникационных технологий и тенденции к быстрому распространению, сегодня информационное общество называют цифровой или информационной экономикой. Сегодня это переживается в процессе, аналогичном радикальным изменениям и трансформациям, принесенным человечеству промышленной революцией и индустриальным обществом. Однако быстрое производство новых технологий по сравнению с промышленной революцией и их влияние на образ жизни привело к тому, что трансформация, основанная на знаниях, произошла в гораздо более короткие сроки [1].
В статье поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть методы влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики.
2. Провести анализ методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики.
Все действия, связанные со сбором, обработкой, оценкой, распространением и использованием информации, можно определить как информатику. Это информация о том, как необработанные данные обрабатываются и преобразуются в осмысленную форму; сбор и обработка результатов, преобразование их в формат, который может пролить свет на решения и планы соответствующих людей, а также их передача и