Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОСТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОСТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / НАУКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна

Статья посвящена анализу методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики. Актуальность темы заключается в том, что технологический прогресс, начавшийся с промышленной революции, в значительной степени повлиял на развитие экономики в рамках ИКТ. Цель статьи: рассмотрение методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье показаны методы влияния информационных и коммуникативных технологий на развитие экономики. С развитием технологий процесс доступа к информации, как через Интернет, так и через средства связи стал быстрее и проще. Практическая значимость состоит в раскрытии того, что одной из самых больших положительных показателей использования ИКТ в качестве инструмента является метод ускорения инновационного процесса за счет несложного распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS OF IMPACT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES ON ECONOMIC GROWTH

The article is devoted to the analysis of the influence of information and communication technologies on the growth of economic development. The relevance of the topic lies in the fact that the technological progress that began with the industrial revolution has significantly influenced the development of the economy in the framework of ICT. Purpose of the article: consideration of the influence of information and communication technologies on the growth of economic development. The scientific novelty of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of the influence of information and communication technologies on the development of the economy. With the development of technology, the process of accessing to information, both through the Internet and communication means, has become faster and easier. The practical significance lays in the disclosure of the fact that one of the greatest positive indicators of the use of ICT as a tool is the acceleration of the innovation process due to the uncomplicated dissemination of information.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОСТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. / С. С Кашлев. - Минск: Белорусский верасень, 2005. - 176 с.

3. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А. Лепшокова. // Традиции и инновации в системе образования. / Сборник научных статей. - Карачаевск, 2020. - С. 109-114.

4. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Изд-во: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 143-147

5. Лепшокова С.М. Конкуренция предпринимателей в инновационной экономике и оценка факторов, влияющих на нее / С.М. Лепшокова // Российское предпринимательство: история развития, опыт и место в политико-экономическом дискурсе (на примере развития предпринимательства в России и Северокавказском регионе). - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 314 с.

6. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 3-10

7. Использование интернет-технологий в образовании [Электронный ресурс] // http://wiki.vspu.ru URL: http://wiki.vspu.ru/users/krisling/srs/index

Педагогика

УДК 37.091.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИВМ Эльканова Айшат Амыровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОСТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Статья посвящена анализу методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики. Актуальность темы заключается в том, что технологический прогресс, начавшийся с промышленной революции, в значительной степени повлиял на развитие экономики в рамках ИКТ. Цель статьи: рассмотрение методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье показаны методы влияния информационных и коммуникативных технологий на развитие экономики. С развитием технологий процесс доступа к информации, как через Интернет, так и через средства связи стал быстрее и проще. Практическая значимость состоит в раскрытии того, что одной из самых больших положительных показателей использования ИКТ в качестве инструмента является метод ускорения инновационного процесса за счет несложного распространения информации.

Ключевые слова: информация, наука, технология, экономика, развитие, инновации, процесс.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the influence of information and communication technologies on the growth of economic development. The relevance of the topic lies in the fact that the technological progress that began with the industrial revolution has significantly influenced the development of the economy in the framework of ICT. Purpose of the article: consideration of the influence of information and communication technologies on the growth of economic development. The scientific novelty of the research lies in the fact that the article shows the possibilities of the influence of information and communication technologies on the development of the economy. With the development of technology, the process of accessing to information, both through the Internet and communication means, has become faster and easier. The practical significance lays in the disclosure of the fact that one of the greatest positive indicators of the use of ICT as a tool is the acceleration of the innovation process due to the uncomplicated dissemination of information.

Keywords: information, science, technology, economics, development, innovation, process.

Введение. Информационное общество - это общество, в котором широко используется информация или где людям легче получить доступ к информации. Когда цель индустриального общества определяется как производство материальных ценностей, цель информационного общества - производить информацию. С его особенностью делать упор на информацию и информационные технологии, общество информатики - это экономика, в которой интеллектуальные ресурсы становятся более важными, чем физические ресурсы, фундаментальные теоретические исследования, прикладные исследования, обучение становится более важным, чем опыт на рабочем месте, и изменения происходят достаточно быстро.

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы, в результате поразительных достижений в области информационных и коммуникационных технологий и тенденции к быстрому распространению, сегодня информационное общество называют цифровой или информационной экономикой. Сегодня это переживается в процессе, аналогичном радикальным изменениям и трансформациям, принесенным человечеству промышленной революцией и индустриальным обществом. Однако быстрое производство новых технологий по сравнению с промышленной революцией и их влияние на образ жизни привело к тому, что трансформация, основанная на знаниях, произошла в гораздо более короткие сроки [1].

В статье поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть методы влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики.

2. Провести анализ методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики.

Все действия, связанные со сбором, обработкой, оценкой, распространением и использованием информации, можно определить как информатику. Это информация о том, как необработанные данные обрабатываются и преобразуются в осмысленную форму; сбор и обработка результатов, преобразование их в формат, который может пролить свет на решения и планы соответствующих людей, а также их передача и

совместное использование таким образом, чтобы обеспечить быстрый, легкий и доступный доступ к любой форме.

Информатика - это предмет рациональной обработки человеческих знаний, коммуникации в технических, экономических и социальных областях в автоматах. В информационной системе есть элементы, которые включают в себя все возможности получения, обработки и передачи информации, используемой для определенного приложения: аппаратное и программное обеспечение. Мы используем методы использования информационных инструментов, которые направляют нашу жизнь сегодня, от телефона к компьютеру в качестве оборудования, от программы бухгалтерского пакета до программного обеспечения интернет-браузера в качестве программного обеспечения [2].

Анализ методов влияния информационных и коммуникационных технологий на рост развития экономики показал, что информационные технологии начали изменять всю экономику, все ступени образования, политику и государственное управление, от производства до торговли, от здравоохранения до туризма. Различия во времени и месте устраняются благодаря информационным технологиям, а скорость и масштабы деловой жизни меняются день ото дня. В результате возможностей, предоставляемых информационными технологиями, взаимодействие в мире стало набирать обороты. В настоящее время это не только появление компаний, производящих новые технологии, и секторов, производящих информационные технологии, но и то, что компании старой экономики могут укрепить свою коммуникационную инфраструктуру и работать с помощью Интернета и компьютеров [3].

Изложение основного материала статьи. Сегодня одним из самых открытых примеров процесса формирования технологий является Интернет. Нет другой технологии, которая делает обмен информацией таким доступным и широко распространенным.

Студентам объясняется значимость быстрого развития информационных и коммуникационных технологий. Оно сделало возможным перенос информации и документов, необходимых для коммерческой деятельности, в электронную среду, что позволяет проводить транзакции в этой электронной среде, и, таким образом, концепция электронной торговли вышла на первый план. Электронная коммерция, которая представляет собой важную альтернативу традиционной концепции торговли, представляет собой все виды коммерческой деловой активности, с которыми стороны взаимодействуют в электронной среде, например производство, продвижение, продажа и распространение продуктов через компьютерные сети [3].

Как известно, термин «торговля» включает «куплю-продажу товаров или услуг». Выполнение этого процесса в электронной среде и в Интернете раскрыло концепцию электронной коммерции. Увеличение предложения товаров и услуг в соответствии с ожиданиями клиентов затрудняет конкуренцию в деловом мире в глобальном масштабе. Бизнесмены меняют свои организации и стили работы, чтобы приспособиться к этому и устранить барьеры между фирмой-заказчиком-поставщиком через Интернет и электронную торговлю [5].

Преподаватель объясняет студентам значимость распространения цифровых технологий в электронной торговле. Быстрое распространение Интернета сделало электронную торговлю новым и очень эффективным инструментом при проведении коммерческих транзакций. Электронная торговля возникла как продукт технологических достижений последнего десятилетия и облегчения обмена информацией с тенденцией к либерализации торговли во всем мире. Инновации: в секторах информационных и коммуникационных технологий, особенно инновации, появившиеся в 1980-х и 1990-х годах и выраженные в виде новой экономики, вместе с тенденциями глобализации, возникшими в тот же период, выявили значительные изменения в социальной, политической и экономической структуре обществ. Эта новая экономическая среда называется «новой экономикой», «информационной экономикой», «цифровой экономикой» и «инновациями» [4].

Студенты узнают, что основные черты этой новой экономики, основанной на информации и коммуникации, можно резюмировать следующим образом: постоянно ускоряются технологические разработки, повышается информатика и наукоемкая деятельность, более короткое проникновение на рынок и время жизненного цикла продукта / услуги, глобализация рынков, различия между отраслями промышленности размыты.

Информация - это новый экономический порядок, созданный технологической революцией. Возникающий новый экономический порядок поставил положительное влияние технологий на конкурентоспособность мира во главу угла мировой повестки дня, а увеличение инновационного потенциала, особенно в отрасли, стало одной из основных целей развития стран.

Инновации приобрели значение в трех аспектах: экономическая важность знаний хорошо известна, все чаще используется системный подход, число организаций, занимающихся созданием и производством знаний, увеличивается.

Студенты экономического факультета на занятиях рассматривают тот факт, что ИКТ предоставляют сотрудникам организаций, фирм и госслужащим техническую инфраструктуру, в основном меняя их взаимоотношения и работу с машинами. Они узнают, что современные ИКТ могут изменить правила организации. Их задача - создать стабильные отношения между сотрудниками, сотрудников с технологиями для обеспечения непрерывности производства. Однако люди, работающие в технической сети, могут постоянно производить, воспроизводить, а также изменять свои отношения [1].

Обучающиеся видят, что поучительные потенциалы цифровых телекоммуникационных технологий огромны. Возможности телекоммуникационных цифровых технологий устанавливают, прежде всего, концептуальные и из-за этого подходящие к преподаванию любого предмета педагогические потенциалы КТС, которые поддерживают процесс трансформации в информационном обществе с его растущим рынком, способствуя повышению конкурентоспособности за счет активации бизнес-процессов и создания возможностей для квалифицированной занятости членов общества [3, с. 111].

Студенты узнают, что ИКТ могут применяться практически во всех сферах общественной жизни, но все большее значение приобретают в социальной и экономической области. Различные исследования на занятиях показывают, что отрасль ИКТ - это не только постоянно растущий сектор, имеющий большое экономическое значение, но решения и технологии на основе ИКТ также вносят значительный вклад и создают материальные ценности в других секторах (торговле или обрабатывающей промышленности).

Преподаватели объясняют, что взаимосвязь между информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и экономическим ростом приобретает постоянный характер. Использование ИКТ во

всей экономике предоставляет возможности для повышения производительности в компаниях, государственных и социальных учреждениях, разработки новых продуктов и услуг и также повышения многофакторной производительности [4].

Интересно, что это снижает транзакционные издержки и, следовательно, увеличивает производительность. Они предполагают возможность подключения за счет повышения эффективности получение прозрачности и точности данных. Они заменяют более дорогие коммуникации и соединения, такие как физические поездки. Это увеличивает возможности на рынке, обеспечивает доступ к недоступным товарам и услугам и расширяет географический охват потенциальных рынков. Эти качества лежат в основе важной роли ИКТ для фирмы и макроэкономики [2].

Инвестиции в ИТ, телекоммуникации и мобильные телекоммуникации как в развитых, так и в развивающихся странах положительно влияют на ВВП. Согласно результатам исследования, фирмы, использующие ИКТ, увеличивают свои продажи, достигая более высокой уровень производительности и более быстрого роста занятости. Самый правдивый показатель экономического значения ИТ - это общая добавочная стоимость или ВВП экономики [2].

Становится ясно, что иногда, помимо непосредственного вклада в рост производства, ИКТ создают важные условия для эффективного и открытого сотрудничества (внешняя экономика), которые превосходят прямую отдачу от капитала ИКТ. Если такие эффекты значительны, их следует модифицировать для ускорения многофакторного роста производительности [5].

В основном обучающимся представляют 3 причины, по которым инвестиции в ИКТ не показывают роста производительности на макроэкономическом уровне. Исключение составляют показатели этого производства в развитых странах.

1. Во-первых, большинство стран недостаточно инвестируют в ИКТ.

2. Во-вторых, даже если страны внесли в эту сферу достаточно большие инвестиции, однако они не вложили достаточно средств в дополнительные организационные инфраструктуры, чтобы получить выгоду от инвестиций в ИКТ. Одной технологии недостаточно для решения любой проблемы развития, технология только предоставляет возможности.

3. Третья и наиболее весомая причина в том, что неоклассический метод, применяемый при оценке прибыли, не может охватить самые основные аспекты преобразований в области ИКТ и новой экономики.

Студентам объясняют, что ИКТ могут оказывать негативное влияние на экономический рост развивающихся стран. Однако ИКТ, несмотря на положение этой проблемы в развивающихся странах, позволят открыть новые рынки и привлечь к ним развитые страны. Это дает относительное преимущество для развитых стран. Развивающиеся страны не только станут менее конкурентоспособными на международном рынке, но также будут находиться под угрозой спада экономики на своих внутренних рынках. Другими словами, ИКТ может отсрочить достижения такого уровня экономики в развивающихся странах по сравнению с развитыми странами и еще больше расширить существующее различие между развитыми и развивающимися странами [6].

Таким образом, обучающиеся узнают, что данные технологии также могут оказать негативное влияние на распределение доходов в развивающихся странах. В то время когда развивающимся странам трудно получить доступ к оборудованию, необходимому для использования ИКТ, в развитых странах и странах с высоким уровнем доходов удобство транспортировки привело к тому, что ИКТ стали более структурированными и качественными. В этом случае быстрый рост прибыли от ИКТ приведет к увеличению доходов в развитых странах, к неравенству и дальнейшему снижению уровня доходов в развивающихся странах. Не каждая страна может извлечь выгоду от ИКТ в том же уровне, какая существует в развитых странах.

Выводы. Информационно-коммуникационные технологии - это новая экономическая модель, возникшая в результате нынешней информационной революции. Новая форма экономики в текущий период названа такими понятиями, как экономика знаний, экономика, основанная на знаниях, сетевая экономика. Общей чертой этих номенклатур является то, что они помещают информацию или информацию, которую легче и быстрее собирать, обрабатывать, хранить и распространять с помощью информационных и коммуникационных технологий, в центр всей экономической и социальной деятельности.

Анализ исследований ученых в этой области показал, что в развитых странах влияние ИКТ на экономическое развитие более выражено, чем в развивающихся странах. Столкнувшись с проблемой недостаточности данных по развивающимся странам, исследования в большей степени сосредоточены на развитые страны. Инвестиции в ИТ, телекоммуникации и мобильные телекоммуникации как в развитых, так и в развивающихся странах положительно влияют на ВВП. Согласно результатам исследования, фирмы, использующие ИКТ, увеличивают свои продажи, достигая более высокой уровень производительности и более быстрого роста занятости. Самый правдивый показатель экономического значения ИТ - это общая добавочная стоимость или ВВП экономики [2].

Литература:

1. Алиев Ф.А. Информационно-коммуникационные технологии в условиях инновационной экономики / Ф.А. Алиев // Молодой ученый. - Москва: Знание, 2016, № 10 (114). - 596 с.

2. Лепшокова Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. Лепшокова Е.А. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 72-75.

3. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

4. Лепшокова С.М. Конкуренция предпринимателей в инновационной экономике и оценка факторов, влияющих на нее / С.М. Лепшокова // Российское предпринимательство: история развития, опыт и место в политико-экономическом дискурсе (на примере развития предпринимательства в России и Северокавказском регионе). - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - 314 с.

5. Лепшокова С.М Изучение показателей экономического развития в некоторых странах мира в начале 2020 года / Основные тенденции развития экономики и управления в современной России: материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 75-79.

6. Токова Ф.А. Периоды развития и применения информационных технологий и их компонентов / Ф.А. Токова // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Российской Федерации и её регионов в современных условиях. - Грозный: Издательство Чеченского государственного университета, 2020. - 322 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Югова Мария Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель кафедры русского, иностранных языков и культуры речи Гробова Надежда Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» (г. Екатеринбург);

старший преподаватель кафедры русского, иностранных языков и культуры речи Павлова Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» (г. Екатеринбург)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ФОС ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки качества обучения. Авторы анализируют вопросы, связанные с проектированием и разработкой фонда оценочных средств по иностранному языку, уделяя особое внимание основным элементам этого процесса: целям обучения; критериям оценивания; содержательной области контроля, целям контроля, методам и формам контроля; созданию средств оценивания (базы учебных заданий). В статье раскрываются особенности проектирования и разработки ФОСов по иностранному языку.

Ключевые слова: компетентностный подход, качество обучения, фонд оценочных средств, иностранный язык, английский язык для специальных целей, критерии отбора языкового материала.

Annotation. The article deals with the basic questions concerning quality of education. The authors analyze issues involved in the development of a foreign language assessment toolkit for law students, paying special attention to the following points: educational goals, assessment criteria and targets, forms and methods of assessment and control of students' learning progress in the context of legal education. The article reveals the specific features of planning and development of assessment toolkits in an academic discipline "Foreign Language".

Keywords: competence-based approach, quality of education, assessment toolkit, foreign language, ESP, language material selection criteria.

Введение. Актуальность обозначенной темы обусловливает тот факт, что контроль обучения является одним из обязательных компонентов процесса обучения и направлен на диагностику академических достижений обучающихся и, в конечном счете, на оценку качества обучения.

В парадигме компетентностного подхода контроль обучения не теряет своей важности, а наоборот даже заоостряет ее, т.к. на первый план выходит направленность процесса обучения на результат, выраженный через компетенции выпускников. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически диагностировать и корректировать процесс обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения.

Уже на этапе проектирования основной образовательной программы (ООП) и рабочих программ дисциплин (РПД) следует планировать, какие средства и способы будут применяться для оценивания результатов обучения, что будет выступать в качестве доказательства достижения целей образовательных программ. Для проведения аттестации с целью определить степень соответствия учебных достижений обучающихся требованиям ООП формируются фонды оценочных средств (ФОС), которые представляют из себя составную часть нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ВПО, и входят в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности РПД) по различным дисциплинам.

Фонд оценочных средств - это комплект методических и контрольно-измерительных материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин) [8].

Фонд оценочных средств формируется на основе базовых принципов оценивания: валидность, надежность и эффективность. Валидность означает, что объекты оценивания и его содержание соответствуют обозначенным целям и функциям обучения и непосредственно контроля. Надежность характеризует направленность используемых методов и средств на объективность оценивания. Под эффективностью имеется в виду оптимальность выбора целей, методов и средств контроля для конкретных условий. Стоит отметить, что основными свойствами ФОС считаются: предметная направленность, содержание, объем, что подразумевает качественный состав оценочных средств, включаемых в ФОС [8, 15].

В зависимости от реализуемых функций контроля ФОСы можно распределить по видам. Например, ФОС входного контроля служит для диагностики исходного уровня подготовленности обучающихся и определяет возможность оценки сформированности компетенций. ФОС текущего контроля направлен на оперативное и регулярное оценивание. ФОС промежуточной аттестации оценивает степень достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.