Педагогика
УДК 378
студент Солодова Полина Анатольева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Чеснокова Полина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЦИФРОВОЙ СЕРТИФИКАТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье рассматривается повышение квалификации в современном обществе через цифровой сертификат. Персональный цифровой сертификат позволяет получить новые компетенции, востребованные в цифровой экономике. Представлен анализ статистических данных по реализации получения гражданами цифрового сертификата их участию в программе и выборе дальнейшего пути своей профессии. Разнообразный выбор программ в дистанционном формате позволяет выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию, которая позволит быть востребованным специалистом цифрового общества.
Ключевые слова: цифровое профессиональное образование, персональный цифровой сертификат, повышение квалификации, кадры цифровой экономики, цифровые компетенции, дистанционное образование.
Annotation. The article discusses professional development in modern society through a digital certificate. A personal digital certificate allows you to get new competencies that are in demand in the digital economy. An analysis of statistical data on the implementation of citizens' obtaining a digital certificate for their participation in the program and the choice of the further path of their profession is presented. A diverse selection of programs in a distance format allows you to choose your own individual educational trajectory, which will allow you to be in demand as a specialist in the digital society.
Keywords: digital vocational education, personal digital certificate, professional development, digital economy personnel, digital competencies, distance education.
Введение. На сегодняшний день возросла потребность повышения квалификации через цифровые дистанционные, технологии, особенно на это повлияла новая коронавирусная инфекция. Данная потребность повлекла собой создание проекта «Персональный цифровой сертификат» в рамках национального проекта «Образование», который дает возможность гражданам повысить свою квалификацию без отрыва от работы. Персональные цифровые сертификаты - это государственная система стимулирующих выплат для формирования и развития у трудоспособного населения компетенций цифровой экономики [3, 10].
Изложение основного материала статьи. Цифровые сертификаты могут получить граждане от 18 лет и до пенсионного возраста, с дипломом о среднем профессиональном или высшем образовании, так же сертификат может получить человек, имеющий вид на жительство РФ. Это показатель того, что данная система много ориентирована и может использоваться как у нас в стране, так и за ее пределами. Проведенные исследования рынка образования и профессий, показали, что люди разных возрастов и профессий готовы к цифровым переменам. Благодаря цифровому сертификату многие профессии могут плавно перейти на удаленную работу, даже те, которые раньше не представлялось возможным перенести в сеть, к таким профессиям относятся педагог, бухгалтер, юрист и т.д. Цифровая сертификация ведет к повышению качества образования и перенесения его в иную плоскость. Плоскость дистанционного образования, которая позволила бы передать те же знания, умения и навыки что и в очном обучении. Именно это и позволяет сделать цифровой сертификат [1, 9, 11].
Участники программы могут выбрать свой новый карьерный путь либо развить цифровые компетенции в текущей сфере занятости в программировании и веб-разработке, цифровых прототипах, искусственном интеллекте или больших данных, маркетинге в бизнесе и образовании или ознакомиться с новой профессией event-продюсера в киберспорте и др. Представленные программы разработаны ведущими образовательными организациями, имеющими достаточный опыт в конкретной области с обязательным государственным лицензированием. Каждый раз добавляется по несколько программ обучения, которые проходят основательную проверку для запуска её на платформе. На данный момент доступно двадцать две программы обучения, но в будущем ожидается появление новых, отвечающих современным требованиям цифрового общества [4]:
1. Большие данные;
2. Искусственный интеллект;
3. Системы распределенного реестра;
4. Квантовые технологии;
5. Новые и портативные источники энергии;
6. Новые производственные технологии;
7. Сенсорика и компоненты робототехники;
8. Технологии беспроводной связи;
9. Технологии управления свойствами биологических объектов;
10. Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей;
11. Промышленный интернет;
12. Интернет вещей;
13. Кибербезопасность и защита данных;
14. Системное администрирование;
15. Программирование и создание ИТ-продуктов;
16. Промышленный дизайн и 3D-моделирование;
17. Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений;
18. Разработка мобильных приложений;
19. Распределенные и облачные вычисления;
20. Цифровой дизайн;
21. Цифровой маркетинг и медиа;
22. Электроника и радиотехника.
Наиболее обеспеченными сферами являются: большие данные, программирование и создание 1Т продуктов, кибербезопасность и защита данных, новые производственные технологии, цифровой маркетинг и медиа, системное администрирование.
Менее обеспеченными считаются: системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, технологии управления свойствами биологических объектов.
Их малообеспеченность связана с их коротким пребыванием на рынке профессий и большим использованием в других сферах, так новые и портативные источники энергии используются в новых производственных технологиях.
Все программы носят практико-ориентированный характер, реализуются через применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с возможностью передачи данных в форме элементов интернет-следа. Каждое направление различается по уровню сложности, что позволяет человеку начать с более простого и позже углубляться в знаниях.
По данным статистики разница между пилотным запуском 2019 года и реальным запуском 2020 года достаточно велика, проекту удалось привлечь в 10 раз больше субъектов Российской Федерации, обучить в 7 раз больше людей и добавить к проекту в 10 раз больше программ по которым можно обучиться.
Данный федеральный проект был рассчитан на 33 000 граждан России. Конкурс на цифровой сертификат составил 3 человека на место, но в октябре 2020 года заявки оставили более 100 000 человек, поэтому удалось обучить больше людей чем было запланировано. Прошли отбор и успешно завершили обучение 39 117 человек. Данное число превысило показатель, который был заявлен в паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», составивший не менее 33 000 обученных за 2020 год. Статистические данные подтверждают интерес населения к освоению новых компетенций и профессий, востребованных в цифровой экономике.
Так же статистика показала, что большинство получивших сертификаты планировали развивать свою уже существующую карьеру или полностью её сменить - такой мотив выразили 39% участников. Повысить уровень своих доходов путем получения новых знаний и навыков хотели 17% участников, сохранить свое рабочее место пробудились 4%. Всего 1 % участников пришли на обучение для саморазвития, что можно рассмотреть, как наличие более глобальной цели у каждого участника, все знания из курсов можно использовать в профессиональной деятельности. Для 81% слушателей работа и учеба не стала помехой в обучении.
Более 20% участников были учителями и преподавателями. В пандемию им пришлось резко перестроиться на цифровые сервисы для продолжения своей работы, однако навыки владения этими сервисами у многих оказались недостаточными. Цифровой сертификат является неотъемлемой частью в деятельности каждого педагога, так как он дает шанс расширить поле своей профессиональной деятельности и добавить в неё нового инновационного. Педагог это одна из тех профессий, в которых просто необходимо постоянное обновление знаний, а в современном мире и постоянная информатизация и цифровизация деятельности, цифровой сертификат вполне может это предоставить. Именно преподаватели профессионального обучения должны реализовать концепцию опережающего обучения, ориентированную по будущие востребованные профессии, и которым необходимо разрабатывать искусственные тренажеры и ассистенты с искусственным интеллектом, на которых будут отрабатываться профессиональные компетенции [5, 8].
Проект «Персональные цифровые сертификаты» развивается и находит своё продолжение в реализации государственной программы дополнительного образования в сфере цифровой экономики. Данная программа является частью федерального проекта «Кадры цифровой экономики» в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». Данный проект обеспечивает профессиональное развитие и трудоустройство граждан в ИТ-секторе и «цифровых» профессиях, а также даёт толчок к развитию системы дополнительного образования в сфере цифровой экономики. Программа дополнительного образования в сфере цифровой экономики предоставляет возможности для граждан, работодателей и образовательных организаций. Для граждан предоставляется возможность получить востребованные в цифровой экономике компетенции для профессионального роста и успешного трудоустройства, а также возможность обучения на программах лидеров рынка образовательных услуг. Для работодателей данная программа предоставляет такие преимущества, как повышение квалификации сотрудников в сфере цифровой экономики на условиях софинансирования государством, а также подбор образовательных программы для выстраивания цифровой стратегии компании. В перечень программы входит 24 направления обучения, которые также реализуются в рамках проекта «Персональный цифровой сертификат». Основная цель государственной программы дополнительного образования в сфере цифровой экономики предполагает, что к 2024 году 180 тысяч человек получат дополнительное образование в сфере цифровой экономики. Разработчиками и исследователями было спрогнозировано, что в 2021 году такое образование получат 35 тысяч человек, в 2022 году - 40 тысяч человек, наибольший показатель приходится на 2023 год, который составляет 56 тысяч человек и в 2024 году - 49 тысяч человек. На основе имеющихся данных, можно сказать, что получение образования в сфере цифровой экономики является перспективным направлением в развитии образования не только на уровне государства, но и на международном уровне.
Выводы. В век развивающихся технологий, многие профессии переходят в 1Т-мир, что привело к созданию такого глобального федерального проекта как «Цифровой сертификат». Это то новшество, которое стало социальным заказом общества, оно его требовало и было готово к его введению. Цифровой сертификат гарантирует возможность трудоустройства, развитие компетенций в текущей сфере занятости или переход в новую сферу занятости. Трудоустройство - это заветная мечта многих людей не только в нашей стране,
каждый хочет свободно устроиться на работу и спокойно реализовывать полученные знания и компетенции. Развитие компетенций в текущей сфере, работодатели все активнее требуют от своих работников самосовершенствования, особенно в сфере цифровых технологий, цифровой сертификат представляет эту возможность. На данный момент имеет актуальность уход людей работать в другие сферы, цифровые сферы, работа дома без траты своих сил на поездку в офис.
Литература:
1. Атлас новых профессий, URL: http://www.skolkovo.ru
2. Петров Ю.Н., Филатова О.Н., Гущин А.В. Формирование STEAM-компетенций у обучающихся на занятиях робототехники // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - 55(1). - С. 30-33.
3. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.
4. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
5. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67(1). - С245-248.
6. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №61(2). -С. 200-202.
7. Филатова О.Н., Рябков О.Ю., Ермолаева Е.Л. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68(4). - С. 245-247.
8. Фирсов М.В., Филатова О.Н., Гущин А.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 2020. - №3(52). - С. 11-17.
9. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - С. 452-459.
11. https://cat.2035.university/rall/?project_id=27
12. https://digitalskills.center/news/utverzhdeny-trebovaniya-k-uchebnym-programmam-v-ramkakh-proekta-personalnykh-tsifrovykh-sertifikatov/
13. https://data-economy.ru/tpost/fg4o3hgfu1-personalnie-tsifrovie-sertifikati-kak-v
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Осипова Татьяна Владимировна Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье акцентируется внимание на то, что познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики. Оно способствует формированию личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения. В материале отмечается что, на данном этапе развития образования эта область еще недостаточно полно представлена. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста эффективна, в процессе исследовательской деятельности, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов. А также, в статье рассмотрены стороны формирования устойчивой познавательной активности и интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Авторами рассматривается вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения на основе их возрастных особенностей. Актуальность внедрения данного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлена тем, что он позволяет значительно повысить самостоятельность детей, развить их творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении. Авторы выявлено что, метод проектов открывает возможности систематического участия родителей в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. На основе полученных данных, разработанный алгоритм проектного метода позволяет широко внедрять его в практику дошкольных учреждений, комплексно решая задачи воспитания и развития детей при непременном соблюдении соответствующих условий. Также отмечается, что успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательном отношении к окружающему, попыткам в совместном участии в решении общих для сверстников проблем, вытекающих из самой природы общественной жизни. Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений, специалистам дополнительного образования, родителям дошкольников. Представляет интерес для студентов, осваивающих педагогическую профессию в колледже и вузе.
Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный процесс, проектная деятельность, творческое мышление, методическое сопровождение, исследовательская деятельность, мотивация, развитие.