7. Приложение № 1 к протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04-7/04пр. Режим доступа: https://fpu.edu.ru/uploads/files/deb45784e294dfD03a5896ffc93a69da.pdf. Дата обращения: 05.02.2021.
8. Решение Коллегии МЧС России от 06.03.2018 № 6/I «О Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в Российской Федерации»
9. Станкевич П.В. Реализация смешанного обучения в современном образовательном процессе / Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Станкевич П.В. // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 15.
Педагогика
УДК 378.2.
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Боронилова Ирина Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент кафедрой дошкольной педагогики и психологии Шабаева Гузель Фагимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА
Аннотация. В статье представлена аналитическая характеристика и уникальность содержания подготовки в высшем учебном заведении педагога электронного обучения в дошкольной образовательной организации в условиях технологии цифрового образования на базе мастерских и центров развития компетенций. Раскрыта специфика и алгоритмы технологии работы педагога дошкольного образования с интерактивной доской, интерактивными кубами, интерактивным глобусом, интерактивным полом, робототехникой и др. электронным оборудованием в области цифровой экономики и электронного обучения на современном этапе развития образования. Излагается структурное содержание программ профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации современных педагогов дошкольного образования в условиях технологии цифрового образования.
Ключевые слова: электронное обучение, подготовка педагога, дошкольная образовательная организация, цифровое образование, технологии образования, инструментарий в дошкольном образовании, информатизация дошкольного образования, информационная грамотность, цифровой сертификат, персональный цифровой сертификат.
Annotation. The article presents the analytical characteristics and uniqueness of the content of training in a higher educational institution of an e-learning teacher in a preschool educational organization in the conditions of digital education technology on the basis of workshops and centers for the development of competencies. The article reveals the specifics and algorithms of the technology of the preschool teacher's work with an interactive whiteboard, interactive cubes, interactive globe, interactive floor, and other electronic equipment in the field of digital economy and e-learning at the current stage of education development. The article describes the structural content of professional retraining programs and advanced training courses for modern preschool teachers in the context of digital education technology.
Keywords: e-learning, teacher training, preschool educational organization, digital education, educational technologies, tools in preschool education, informatization of preschool education, information literacy, digital certificate, personal digital certificate.
Введение. Актуальность подготовки педагогов электронного обучения в рамках программам переподготовки, повышения квалификации «Технологии цифрового образования», «ИКТ» и др. обусловлена тем, что электронным технологиям принадлежит исключительное практическое значение для развития общества и государства в условиях современной цифровой экономики. Тенденции развития общества в области цифровой визуальной информации требует от будущих специалистов всех сфер производства компетентности, культуры в электронном образовании. Сегодня педагог готовит детей к жизни в новых условиях, в том числе, в новых условиях вызова к состоянию здоровья, пандемии, новых профессиях, в том числе, online, новых технологиях: быть готовым к коммуникациям в цифровой мультикильтурной среде, уметь управлять информацией и данными. При этом, более 90% педагогов не владеют современными средствами ИКТ.
Изложение основного материала статьи. АНО «Цифровая экономика» отметила, что 33 000 россиян из 48 регионов в рамках нац. проекта «Цифровая экономика РФ» получат персональные цифровые сертификаты. Цифровая экономика - это изменяющийся мир, где профессии переходят в массовом режиме в online формат, так называемое, цифровое будущее, где личность имеет возможность самореализовываться, развивать свой потенциал, востребованность на рынке труда.
Представим краткую характеристику обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров федеральных и региональных проектов по цифровой экономике РБ. В новых условиях реализации подготовки кадров для цифровой экономики Республики Башкортостан с 2019 по 2024 г.г. правительством РБ и связь с государственными программами, в том числе, «Развитие и совершенствование информационного общества РБ»:
а) из количества трудоспособных жителей РБ, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования: 2019 г. - 0 тыс. чел.; 2020 г. - 12,800 тыс. чел.; 2021 г. -15,400 тыс. чел.;
б) из количества выпускников организаций профессионального образования государственной муниципальной собственности РБ с ключевыми компетенциями цифровой экономики: 2019 г. - 0 тыс. чел.; 2020 г. - 9,511 тыс. чел.; 2021 г. - 12,681 тыс. чел.
Рассмотрим опыт ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (далее Акмуллинский университет) по реализации персональных цифровых сертификатов от государства, использованию онлайн-сервиса непрерывного образования, направленного на формирование ключевых компетенций цифровой экономики с целью поддержки талантливых школьников, студентов, в области математики, информатики и технологий цифровой экономики, освоении цифровой грамотности.
Так, например, при реализации программы «Технологии цифрового образования», 72 часа (за ноябрь 2020 г.), всего было обработано 662 поданных заявок (человека) на обучение, из них, количество слушателей 498 (человек) - успешно пройденных обучение, получившие удостоверение государственного образца о повышении квалификации. Для поступления на обучение предусмотрено входное тестирование, итоговая аттестация в форме разработки и защиты проекта с использованием ИКТ-технологий.
«В настоящее время возросли требования к дошкольным образовательным организациям по качеству предоставления образовательных услуг, в части использования педагогами информационно-коммуникационных технологий для устойчивого развития и обеспечения конкурентоспособной цифровой образовательной среды организации. Возросла необходимость создания условий для современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, и дошкольное образование не исключение. В соответствии с этим, в рамках нашей программы, мы ставим задачу - подготовить грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми компетенциями в условиях современного времени» [2].
Программа профессиональной переподготовки (250 часов): «Педагог электронного обучения в дошкольной образовательной организации». Программа повышения квалификации «Технологии цифрового образования» ориентирована на повышение профессионального уровня педагогов и совершенствования педагогического инструментария в современном дошкольном образовании.
Программа является преемственной к основной образовательной программе высшего образования направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль подготовки «Дошкольное образование», квалификация (степень) - бакалавр и профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [1].
Целью реализации программы «Технологии цифрового образования» выступает:
- овладение педагогами ДОО современными электронными технологиями в области применения, разработки и обеспечения образовательного процесса в ДОО современными электронными дидактическими материалами;
- расширение возможности трудоустройства педагога;
- повышение компетентности в цифровой экономике и предоставление возможности работать в новом статусе по профессии - в качестве педагога по программам электронного образования детей.
Уникальность программы. Впервые создана программа профессиональной переподготовки - «Педагог электронного обучения», владеющих ИКТ-компетенциями:
1 модуль: «Психолого-педагогическая деятельность в дошкольном образовании».
2 модуль: «Национальная политика информатизации дошкольного образования в области цифровой экономики и электронного обучения».
3-8 модули: «Методика работы: интерактивная доска, пол, столы, песочница, кубы, разработка интерактивных игр и пособий, создание мультфильмов, робототехника и lego-конструирование».
Работодателями выступают:
- Министерство образования Республики Башкортостан.
- Дошкольные образовательные организации.
- Центры образования (школа-детский сад).
- Центры развития.
- Предприятия, имеющие детские сады и Центры присмотра детей.
Результаты обучения:
- медийная и информационная, цифровая грамотность в условиях развития цифровых технологий;
- новые ИКТ ДО в области цифровой экономики и электронного обучения;
- программирование и создание интерактивных образовательных продуктов;
- разработка и использование в работе интерактивные и компьютерные игры для интерактивного стола, песочницы, стола, кубов, доски;
- организовывать образовательный процесс с использованием образовательных конструкторов LEGO Education Wedo;
- развивать сенсорику в образовательном процессе с использованием компонентов робототехники;
- разрабатывать и программировать модели робототехники на базе конструктора LEGO Education WeDo.
Представим краткую характеристику содержания технологии работы педагога с интерактивной доской и
интерактивным полом в области цифровой экономики и электронного обучения. Ознакомление с аналитикой программы, понятийным аппаратом, нормативно-правовой основой, историческим аспектом проблематики. Знакомство с возможностями информационно-коммуникационных технологий. Знакомство с алгоритмом и технологией деятельности с интерактивной доской. Обзор возможностей. Виды мультимедийного оборудования, необходимого для работы с интерактивной доской. Требования к организации работы с доской с учетом законодательства. Система безопасности. Специфика интерактивных досок. Компетентности, необходимые педагогу для работы с доской. Применение интерактивной доски в образовательном процессе Формы, содержание и методы организации обучения дошкольников с использованием интерактивной доски в области цифровой экономики и электронного обучения. Изучение основ работы с интерактивной доской. Методические рекомендации по применению программного обеспечения интерактивной доски. Алгоритм работы с интерактивной доской и др. оборудованием. Примеры использования интерактивной доски в области цифровой экономики и электронного обучения. Технология разработки игр для интерактивных досок. Знакомство с электронными ресурсами, содержащими готовый материал для работы с доской в области цифровой экономики и электронного обучения. Специфика разработки интерактивных игр с помощью программного обеспечения Smart и программы подготовки презентаций Power Point. Разработка интерактивных игр с помощью программного обеспечения Smart и программы подготовки презентаций Power Point. Отработка приемов работы с доской: показ видео, игровая деятельность, заметки.
Так же предусмотрены практические занятия и лабораторные профессиональные пробы на базе мастерских World skills Russian по компетенции «Дошкольное воспитание» и центров развития компетенций. Так, например, проведение показательного выступления, выполнение практического демонстрационного задания по применению технологии работы педагога с интерактивной доской и интерактивным полом в области цифровой экономики и электронного обучения по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по лексической теме в рамках ранней профориентации с учетом этнокультурного компонента Республики Башкортостан: интерактивная игра «Профессия пчеловод» (улей, пчелы, инструменты пчеловода, характеристика деятельности и др.).
1. Подберите платформы для разработки игр и дидактических пособий, совместимые с доской SMART Board.
2. Разработайте алгоритм создания интерактивных игр для интерактивной доски SMART Board.
3. Разработай дидактическую игру с использованием платформы (на выбор) для интерактивной доски SMART Board.
4. Разработайте интерактивную игру по типу «Четвертый лишний» в программе подготовки презентаций Power Point.
5. Разработай дидактическую игру - соревнование с использованием любой платформы для интерактивной доски SMART Board.
6. Разработайте памятку для педагогов по теме «Применение интерактивных игр для детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО».
Практическое занятие по технологии создания мультфильмов в области цифровой экономики и электронного обучения в области дошкольного образования:
1. Создать мультфильм в технике «кукольной драматизации», реализующий образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие» по возрастной группе в соответствии с темой недели календарно-тематического планирования с этнокультурным компонентом Республики Башкортостан (на выбор): «Урал-батыр», «Конь Салавата Юлаева» и др.
2. Создать мультфильм в технике «анимационная аппликация» (обрывная, модельная), направленный на ознакомление дошкольников с художественной литературой по возрастной группе в соответствии с темой недели календарно-тематического планирования (на выбор).
3. Создать мультфильм с использованием конструкторов на выбор (в том числе, Lego), направленный реализацию образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
4. Создать мультфильм с использованием техники «коллажа», «сторителлинга», «хэпиэнинга», направленный на реализацию образовательной области «Физическое развитие» дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
5. Подготовить конспекты организованной образовательной деятельности с включением данных мультфильмов по технологиям «Ситуация» Л.Г. Петерсон и открытие нового знания и отработки компетенции А.В. Хуторского.
Модуль 3. Технологии работы педагога с интерактивным столом и интерактивной песочницей в области цифровой экономики и электронного обучения. В рамках изучения данного модуля у слушателей формируются навыки и умения, компетенции, связанные с информационно-коммуникационными технологиями в цифровой образовательной среде дошкольного образования.
Так же кафедрой дошкольной педагогики и психологии Акмуллинского университета реализовываются проекты Технология разработки и реализации образовательного контента модели «Сетевой электронный детский сад» [4, 7, 9], «Родительское просвещение и здоровьесберегающие технологии», «Интерактивные технологии организации речевой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» [5, 6, 8, 9, 10], «Основы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС ДО», «Педагогическая мастерская воспитателя ДОО «Остаз» («наставник» в переводе с баш. языка) с учетом диалектов башкирского языка и др.
Выводы. Обогащается теория и практика современного дошкольного образования в новых условиях цифровой экономики по применению технологий электронного образования. Представленный опыт научно-методической деятельности по реализации проекта цифровой экономики в рамках электронного образования особо актуально при функционировании мастерских World Skills Russia на базе ВУЗов и колледжей, реализации образовательных областей по ФГОС ДО средствами информационно-коммуникативных технологий современными педагогами дошкольных образовательных организаций, подготовке будущих педагогов (в свете требований чемпионата World Skills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание), получение персональных цифровых сертификатов, skill-паспортов компетенций и пр.
Литература:
1. http:// d101. shko.la/professionalnyj - standart
2. http://idolms.bspu.ru/course/view.php?id=1006.
3. Алексеева, М.М., Яшина В.И., Макарова В.Н. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 448 с.
4. Боронилова И.Г., Шабаева Г.Ф. Сетевое взаимодействие структурных подразделений ВУЗа и дошкольных образовательных организаций. - Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога: Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 23-24 сентября 2016 г. / Депортамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / сост., науч. ред.: Н.В. Абрамовских. - Сургут: Тюмень: ООО «Аксиома», 2016. - С. 135-137.
5. Шабаева Г.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Шабаева Гузель Фагимовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 241 с.: ил.
6. Шабаева Г.Ф., Сыртланова Н.Ш. Этнокультурный компонент в решении задач речевого развития дошкольников (на материале ознакомления с фольклором) // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч. 4. - С. 268-272.
7. The Third Annual International Symposium "Education and City: Education and Quality of Living in the City" (Education and City 2020) Education in the city of Ufa: digital environment as a condition for improving the
quality of ethnocultural training of teachers 05021 Alfiya Akchulpanova, Irina Boronilova, Nelli Syrtlanova, Guzel Shabayeva and Yelena Pilipenko Published online: 09 March 2021 DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805021 Moscow, Russia, August 24-26, 2020 Web of Science
8. Шабаева Г.Ф., Яшина В.И., Ушакова О.С., Hristo Kyuchukov Организация сетевого полилингвального комьюнити на базе ВУЗ-ДОО // Традиции и инновации в национальных системах образования. Сборник материалов международной научно-практической конференции Национального педагогического форума «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, 17-18 декабря 2020 г.). - Уфа, 2020.
9. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г., Сыртланова Н.Ш. Инновационная подготовка студентов к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций (научная статья, на англ.яз.) The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: HPEPA 2019 - Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age 2019. Dates: 15-16 November, 2019 https://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/HPEPA2019/
10. Яшина В.И., Шабаева Г.Ф. Содержание методики организации исследовательской деятельности студентов по диагностике речевого развития детей на базе мастерской WORLD SKILLS // Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика (к 100-летию системы дошкольного образования РБ): материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 100-летию дошкольного образования РБ // ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», 25 сентября 2019г, г.Уфа / отв. ред. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г. - Уфа: Изд-во «Мир печати», 2020. - С. 346-348
Педагогика
УДК 378.637
аспирант Бостанов Эльдар Халинович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЭКОНОМИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. В статье представлен анализ современных тенденций развития экономики и требований, предъявляемых к специалистам экономического профиля. Автором обосновывается значимость конкурентоспособности, раскрывается ее содержание и структура, дается характеристика основных видов конкурентоспособности. Предлагается концепция подготовки конкурентоспособных экономистов, включающая в себя теоретические основания, целевые ориентиры, содержательные модули и предполагаемые результаты.
Ключевые слова: экономика знаний, специалист экономического профиля, профессиональная подготовка экономических кадров, конкурентоспособность, компоненты конкурентоспособности, модули развития конкурентоспособности.
Annotation. The article presents an analysis of current trends in the development of the economy and the requirements for economic specialists. The author substantiates the importance of competitiveness, reveals its content and structure, and describes the main types of competitiveness. The concept of training competitive economists is proposed, which includes theoretical foundations, targets, content modules and expected results.
Keywords: knowledge economy, specialist of economic profile, professional training of economic personnel, competitiveness, components of competitiveness, modules of competitiveness development.
Введение. Одной из ведущих тенденций социально-экономического развития нашей страны в современных условиях является переход к инновационной модели экономики. В данном аспекте чрезвычайную важность приобретает формирование экономики знаний и соответствующей ей системы профессиональной подготовки экономических кадров. Определение требований, которые экономика знаний предъявляет к качествам специалистов экономической сферы, учет этих требований в процессе профессиональной подготовки позволит существенно повысить конкурентоспособность выпускников на современном рынке труда.
Концепция экономики знаний смещает акцент на субъект труда, рассматривая его как актора инновационного развития экономической сферы, придает новый смысл самому понятию «знания», которые выступают как уникальный набор характеристик, формируемых самим человеком на основе самостоятельного профессионального развития, накопления опыта осуществления профессиональной деятельности.
При определении сущности понятия «экономика знаний» мы выделяем следующие сходные моменты в различных подходах к его интерпретации:
- знания как один из ключевых ресурсов инновационного развития экономической сферы, наряду с капиталом и трудом;
- знания как продукт, определяющий направленность и специфику производственных процессов современной экономики;
- знания как важнейший компонент экономических отношений, экономического взаимодействия;
- знание как эффект и результат перехода к информационному обществу [2].
С учетом приведенных трактовок можно утверждать, что при переходе к экономике знаний первостепенную важность приобретает подготовка будущих экономистов как носителей и создателей знаний, что предопределяет направленность мер по формированию их конкурентоспособности еще на этапе профессиональной подготовки.
Рассмотрение поднятой проблематики требует уточнения самого понятия «конкурентоспособность», его конкретизации в отношении специалистов экономического профиля. И здесь следует подчеркнуть, что данное понятие недостаточно полно раскрывается в современных педагогических исследованиях.
Опираясь на работы Т.В. Поздняковой [4] и Е.А. Снигиревой [5] конкурентоспособность будущих экономистов, мы определили, как способность к максимальной реализации профессионального потенциала,