Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ)'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЬ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / SPEECH / FOLKLORE / ETHNO-CULTURAL COMPONENT / ETHNO-CULTURAL APPROACH / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Сыртланова Нэлли Шамильевна

В статье представлен теоретический и практический опыт применения этнокультурного подхода к решению педагогических задач речевого развития детей дошкольного возраста в условиях использования фольклора при ознакомлении с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Сыртланова Нэлли Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL COMPONENT IN SOLVING THE PROBLEMS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN (ON THE MATERIAL OF ACKNOWLEDGMENT WITH FOLKLOR)

The article presents the theoretical and practical experience of application of ethno-cultural approach to the solution of pedagogical problems of speech development of preschool children in the conditions of folklore use at acquaintance with the world around.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ)»

- требуется тщательный предварительный разбор проблемы; возможна апробация посредством мозгового штурма, на основании результатов которого возможно обращение к методу синектики с опорой на полученные результаты;

- эффективность использования приёмов символических и фантастических аналогий может быть достигнута посредством присутствия в группе обучающихся с творческим и художественным типом мышления, которые легче перевоплощаются в заданные образы с последующим представлением ярких и образных решений. Они способны поддержать соревновательный, состязательный дух, мотивировать конкуренцию, что способствует стимуляции творческого потенциала других участников;

- следует уделить внимание созданию комфортной психологической атмосферы [6].

Выводы. Значимость метода синектики для образовательного процесса обусловлена способностью повышения уровня восприимчивости к новым идеям, нестандартным решениям, готовностью и способностью поддержки и реализации инноваций в различных областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере.

Литература:

1. Кокшарова Н.М. Синектика как инструмент компетентностного подхода. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №4 (117). С. 50-55

2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). М.: «Речной транспорт». 1992. С. 59-85

3. М. Кларин. Синектика-метафорическое учебное исследование. Директор школы. №2. 1995.

4. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. - М.: ФОРУМ, 2010. - 208 с.

5. Синектика как инновационный метод обучения [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/personalnyjsajtnikulinojtg/portfolio-ucitela/naucnaa-rabota/sinektika-kak-innovacionnyj-metod-obucenia (дата обращения: 5.09.2019).

6. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. URL: https://pedtehno.ru/content/metod-sinektiki (дата обращения: 5.09.2019)

7. Цезарани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности / пер.с англ. В.В.Егорова. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2005

8. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 287-290

9. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Сыртланова Нэлли Шамильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ)

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический опыт применения этнокультурного подхода к решению педагогических задач речевого развития детей дошкольного возраста в условиях использования фольклора при ознакомлении с окружающим миром.

Ключевые слова: речевое развитие, речь, фольклор, этнокультурный компонент, этнокультурный подход, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование.

Annotation. The article presents the theoretical and practical experience of application of ethno-cultural approach to the solution of pedagogical problems of speech development of preschool children in the conditions of folklore use at acquaintance with the world around.

Keywords: speech development, speech, folklore, ethno-cultural component, ethno-cultural approach, preschool educational organization, preschool education.

Введение. Этнокультуный компонент предполагает образование, связанное, прежде всего, с социально-культурными факторами, которое и должно быть ориентировано на формирование «нормального типа этнической идентичности» (осознание себя и членом этноса, и россиянином, и гражданином). Анализ понятий, связанных с реализацией этнокультурного компонента образования, показал, что одни авторы под этим понимают учет региональных особенностей, направленных на удовлетворение социально-экономических, этногеографических, историко-культурных потребностей данной местности (С.А. Гильманов, В.К. Шаповалов, А.А. Штец и др.). Другие - обращают свои исследования на субъект образования, развивающуюся личность (Л.Е. Курнешова, В.М. Петровичев, А.П. Райцев и др.).

Одним из средств реализации этнокультурного компонента дошкольного образования может выступить детский фольклор.

Загадки как подраздел малых форм фольклорного жанра не только позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, но и оказывают непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, питают ее своим материалом, дают образы, вооружают способом построения образного повествования. В свое исследование мы ввели ограничение и рассмотрели проблему использования башкирских загадок, как малого фольклорного жанра в обогащении словаря старших дошкольников на материалах фольклора Республики Башкортостан, так как считаем, что данное направление у нас в республике мало представлено в научных, учебно-методических изданиях.

Осуществляется изучение языкового портрета личности ребенка дошкольного возраста в поликультурной среде на базе инновационных экспериментальных площадок МАДОУ детский сад № 50, 162, 107 (руководитель, доцент Г.Ф. Шабаева) совместно с кафедрами дошкольной педагогики и психологии БГПУ имени М.Акмуллы (зав. каф. И.Г. Боронилова) (г. Уфа) и кафедрой теории и методик дошкольного образования МШУ, а так же РАО (г. Москва) под руководством профессоров: В.И. Яшиной О.С. Ушаковой; Prof. Dr. Hristo Kyuchukov (г. Берлин, Германия), University of Silesia, Katowice Faculty of Ethnology and Educational Science.

Изложение основного материала статьи. Содержание этнокультурного наполнения современного дошкольного образования нашло отражение в вариативных и парциальных программах по дошкольному воспитанию. Их условно можно разделить на несколько направлений. Основное направление исследований. Программы, методические рекомендации, опубликованные для русскоязычных групп детского сада: «Отцовская земля» (Р.Х. Гасанова и ее ученики) - ознакомление с окружающим миром: с духовной и материальной культурой жителей Башкирии и коренного народа; «Республика Башкортостан - мой край» (Ф.Н. Фазлыева, авторский коллектив) - ознакомление с природным ландшафтом, географическим и историческим содержанием края, в соответствии с возрастными особенностями; «Надежда» (Л.А. Апеева, авторский коллектив) - программа физического воспитания детей дошкольного возраста с учетом климатических условий края. Вторая группа программ. Программы, методические рекомендации, изданные на двух языках общения: русском и башкирском: «Я - Башкортостанец» (Р.Л. Агишева) - программное руководство по организации жизнедеятельности в ДОО; «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам» (А.В. Молчева); «Музыка в детском саду» (Р.К. Мухаметзянова). Третья группа. Программы, методические рекомендации, на башкирском языке: «Оскон» (Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова) - программа обучения государственному башкирскому языку; «Лэйсан» (Р.А. Абдулатипова, Г.И. Амирханова, М.Б. Юлмухаметов); «Башкорт балалар баксалары осон укытыу - тэрбиэ программахы» (Г.Г. Галиева, З.Г. Нафикова) «Илхам» (Ф.Г. Азнабаева) - учебно-методические материалы по изобразительной деятельности.

Понятие «этнокультурный» связано, прежде всего, с конкретным наполнением группы. В условиях состава представителями многих национальностей детской среды, по мнению Л.Е. Курнешовой, уместно было употребление понятия «этнокультурный компонент». Оно гораздо шире и отражает более широкий спектр республики. В пользу термина «этнокультурный компонент» говорило и то, что такие его составляющие, как животный, растительный мир, география, история, природа, меньше всего обусловлены национальными факторами. Пристальное внимание к национальному компоненту могло привести к её абсолютизации и обособлению. Содержание этнокультурного компонента основывается на выполнении через образовательный процесс социального заказа конкретного региона (республики, области, округа, края). Реализация этнокультурного компонента осуществляется через ознакомление с местностью и др. условиями. Это связано с тем, что культура одного народа не может существовать изолировано, она проникает в другие культуры, обогащает их и развивается сама.

В дошкольной педагогике этнокультура понимается Л.Ю. Дъяченко, как совокупность качеств личности, включающая: эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре; умение охарактеризовать фольклорное произведение относительно его жанрового бытования; знания народных традиций, обычаев, обрядов, морально-нравственных идеалов и норм поведения; опыт коммуникации и способами художественно-коммуникативного общения, формируемых на этапе старшего дошкольного возраста.

По мнению А.Б. Афанасьевой этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становление и воспитание личности на опыте культурных практик этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения культуры и полиэтническую широту.

Р.Х. Гасанова этнокультурное, региональное образование дошкольников рассматривает как комплексный, содержательный педагогически организованный процесс, во время которого ребенок усваивает основные традиции, культурные ценности народа и др.

Теоретико-методологическую основу проблематики составили научны исследования влияния малых форм фольклора на словесную деятельность детей Р.Х. Гасановой, А.Е. Шибицкой, О.С. Ушаковой, Ю.Г. Илларионовой, М.Г. Буняковой, Е.М. Струниной, Н.Ш. Сыртлановой, Р.М. Ураксиной, Г.Ф. Шабаевой и др. В последние годы появился целый ряд работ, подтверждающих ранее высказанную гипотезу о генетической связи загадки с метафорами тайных языков. Во многих районах Башкирии по сей день встречаются поверья, которые свидетельствуют о наличии и прошлом у башкир условной иносказательной речи, табу слов. Запрещается, например, произносить названия некоторых животных, домашних насекомых, отдельных болезней. Запретные слова обычно заменяются подставными названиями: вместо «куян» (заяц) — «шеш колак» (торчащие уши), «етек койрок» (короткохвостый), «кыр тзкэhе» (дикий козел, архар), «сал тэкэ» (седой баран); вместо «буре» (волк) — «тукмак койрок» (тупохвостый, хвост колотушкой), вместо «айыу» (медведь) — «бабай» (дедушка); вместо «йылан» (змея) — «камсы» - (плеть); вместо «кандала» (клоп) — «кибэк» (мякина, сохнущий) и т. д. В основе этих поверий, очевидно, лежат древние языческие представления людей и вера в магическую силу слова. Последнее весьма ярко отражено в изречениях; «Если назовешь «клоп» — (в тело) всосется, скажешь «мякина» — высохнет». «Назовешь змеей — заставляет плакать, скажешь «плеть» — спокойно лежит». Сопоставление подставных названий с образами из народных загадок дает поразительное сходство между ними или же полную идентичность. Уровень развития ребенка обеспечивается системой педагогического воздействия через обучение в первую очередь. Поэтому нам важно было изучить особенности педагогической деятельности воспитателей по формированию интереса и представлений детей о башкирском народном быте. Имеет ли эта проблема место на практике нашего базового детского сада и как она осуществляется на практике [2]. Прежде всего, мы обратились к анализу плана работы воспитателей старшей группы. В результате проведенного исследования было установлено, что работа по ознакомлению с обычаями, традициями, народным искусством башкир проводилась, но чаще всего эпизодически, в основном к знаменательным республиканским праздникам, с отсутствием системности и последовательности. Нами установлено, что знакомство с предметами быта осуществлялось в основном на занятиях по изобразительной деятельности, где ребята получали знания о некоторых особенностях орнаментации деталей башкирского костюма, обуви, посуды. В содержании планов не уделялось должного

внимания формированию представлений детей о быте башкир в игровой деятельности, несмотря на то, что в детском саду оборудована игровая комната, в которой имеются необходимые вещи, как старинные, так и созданные руками педагогов в башкирском народном стиле. В устных беседах с воспитателями было установлено, что многие из них плохо знают характерные особенности башкирского народного искусства, как словесного, так и декоративно-прикладного, ярко представленного образцами вышивки, ткачества, резьбы и росписи по дереву, аппликации и т.д. В планах работы мы не нашли отражения интеграции различных видов деятельности: взаимосвязи занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной и игровой деятельности, в которых можно было бы не только успешно формировать знания о предметах башкирского быта, традициях народа, но и совершенствовать все стороны речи детей. Нами была отмечена недостаточная оснащенность методического кабинета искусствоведческой и методической литературой, наглядных пособий по башкирскому декоративно-прикладному искусству, устному словесному творчеству, мало книг башкирских изданий для чтения детям. Мы считаем, что вышеизложенное является одной из главных причин неудовлетворительной работы по ознакомлению ребят нашего детского сада с культурным наследием родной республики. Таким образом, в календарных планах детского сада работа по ознакомлению с народным искусством и словесным творчеством башкир представлена недостаточно. Для того, чтобы изучить уровень представлений детей о предметах башкирского быта и объем словарного запаса в описании характерных особенностей этих предметов, мы пользовались следующими методами: беседы с детьми, проблемные экспериментальные задания, математическая обработка результатов обследования речи детей. Проведенный нами констатирующий эксперимент по изучению объема представлений дошкольников о жанре загадки и предметах быта башкирского народа показал, что дети нашей экспериментальной группы имеют низкое качество знаний и эстетических представлений, а речевые умения не отвечают возрастным возможностям из-за отсутствия системы работы по развитию речи детей малыми фольклорными жанрами, о чем свидетельствуют ответы детей и календарные планы воспитателей. На основе этого мы определили цель: разработать и экспериментально проверить эффективные формы, методы и приемы формирования словарного запаса детей и развития их образной речи на основе башкирских народных загадок с использованием образцов предметов башкирского народного быта. Для решения поставленных задач, в содержание мы включили различные виды деятельности: экскурсии, рассматривание предметов башкирского быта, показ иллюстраций, дидактические и занимательные игры, изобразительную деятельность, посредством которых шло ознакомление с бытом башкир и формировали представления о них через образный язык башкирских народных загадок. Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, на примере использования башкирских загадок о предметах народного быта. Анализ включенного наблюдения за режимными моментами и процессом организованной образовательной деятельности, взаимодействия участников образовательных отношений, свободной игровой деятельности воспитанников показал, что возник острый интерес и потребность использовать малые фольклорные жанры в общении с детьми, появилось желание зарисовывать загадки и отгадки к ним, задавать познавательные задачи в виде загадок не только сверстникам, но и взрослым, придумывать собственные варианты, ребусы, чайнворды, применяя образные сравнения; обогатился и пополнился лексический запас новыми названиями предметов башкирского быта, («шаршау», «елян», «сарыки», колодец, «кумган», «пахталка» и др.), эпитетами (яркий, декоративный, традиционный, яркий, холщевый, самотканый, хваткий, нерасторопный, костяной, новехонькое, круглолицая и т.д.). В речи детей появилось много глаголов (мчится, резвится, свернул, растянул, окропил, поколотил, разворачивают, расстилают и др.), появились образные высказывания (молодица, джигит, луна и др.). Наши воспитанники стали применять выражения в самостоятельных играх и сопровождать действия высказываниями, такие слова как «традиция», «обычай», «утварь», «предметы быта» и др.

Выводы. Мы провели анализ соотношения уровней этнокультурной направленности личности дошкольников с данными диагностического этапа использования этнокультурного подхода в решении педагогических задач речевого развития детей дошкольного возраста средствами башкирской загадки в условиях использования фольклора при ознакомлении с окружающим миром. Эффективность полученных результатов опытно-поисковой работы с детьми представлена в таблице №1 [1].

Уровни речевого развития воспитанников средствами башкирской загадки в ознакомлении с окружающем миром с этнокультурным подходом

Уровни Экспериментальные группы дети (%) Контрольные группы дети (%)

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

оптимальный 10 (8%) 21 (16%) 9 (7%) 13 (10%)

достаточный 66 (49%) 77 (57%) 61 (49%) 68 (54%)

минимальный 58 (43%) 36 (27%) 56 (44%) 45 (36%)

Из таблицы видно, что количество дошкольников экспериментальных групп, имеющих низкий уровнем речевого развития, сократилось на 22 ребенка (16%). Количество детей, имеющих достаточный и оптимальный уровень речевого развития, увеличилось на 11 детей (8%). В контрольных группах за время опытно-поисковой работы существенных изменений зафиксировано не было. Для оценки статической значимости различий в формировании этнокультурной направленности личности дошкольников и уровнем речевого развития воспитанников ДОО в экспериментальной и контрольной группах использовали критерий

X 2

х2

- Р )2

Ы Р где

Рк - частота результатов до эксперимента

Vk - частота результатов после эксперимента

т - общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений

Подставим все значения в формулу и определим его величину в экспериментальной группе:

^ = #/16-8/ + (57-49)2 + (27-43)2 =152 # 18 49 45 '

V 2

Полученное значение л = 15,2 в экспериментальных группах больше соответствующего табличного значения т-1=2 степеней свободы, составляющего 13,82 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,1%. Гипотеза о значимых изменениях, произошедших в ходе опытно-поисковой работы в экспериментальной группе, получила дополнительное подтверждение.

Подставим все значения в формулу и определим его величину в контрольной группе: 222

^ = ##(10- 7/ + (54- 49)2 + (36-44)2 = 38 # 18 49 45 '

V 2

Полученное значение л = 3,8 в контрольной группе меньше соответствующего табличного значения т-1=2 степеней свободы, составляющего 5,99 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,05%. Гипотеза об изменениях, произошедших в ходе опытно-поисковой работы в контрольной группе, не получила дополнительного подтверждения [1, 2].

Проведенная опытно-поисковая работа позволила изменить уровни этнокультурной направленности личности дошкольника и повышение уровня речевого развития, но для закрепления достигнутых результатов требуется проведение дальнейшей работы в этом направлении [1, 2, 3]. Использование активных методов работы с дошкольниками позволило повысить уровни этнокультурной направленности личности. В ходе проведения опытно-поисковой работы, несмотря на целенаправленную и систематичную работу, некоторые дети остались на прежнем уровне речевого развития в условиях этнокультурного образования. Изучение индивидуальных особенностей показало, что причинами являются низкая активность и недооценка родителями данной проблемы, отрицательные оценочные высказывания взрослых о людях разных национальностей.

Башкирские загадки могут оказать значительное влияние на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста, сделать его более богатым и ярким, если: башкирские загадки будут отобраны адекватно возрасту детей и уровню их познавательного развития, доступны по содержанию и форме; загадыванию загадок будет предшествовать ознакомление детей с предметами и их характерными признаками; если обучение отгадыванию загадок будет идти на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом; если отгадывание загадок будет сопровождаться рассуждением, доказательствами и объяснением образного описания; если загадки будут использованы не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни, в игровой форме полностью подтвердилась. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. Данная проблема имеет обширное поле для дальнейшего исследования.

Литература:

1. Сыртланова, Н.Ш. Этапы ознакомления с произведениями детской литературы в мультикультурной группе дошкольников [Текст] / Н.Ш. Сыртланова // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве. Уфа, 19 апреля 2018 г. - С. 72-78

2. Шабаева, Г.Ф. Особенности обучения старших дошкольников составлению сказок в двуязычной среде ДОУ и семьи [Текст] / Г.Ф. Шабаева // Развитие детской речи и творчества: традиции и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию лаборатории развития речи 30 января-2 февраля 2012года / Под редакцией О.С. Ушаковой. - М.: НИИ школьных технологий, 2012.

3. Шафикова, Г.Р. К проблеме использования фольклора в развитии нравственных отношений детей [Текст] / Г.Р. Шафикова // Психолого-педагогическое образование: развитие профессиональных, общекультурных и социально-личностных компетентностей. Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы., 2013. С. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.