И.Г. Боронилова
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: педагог дошкольного образования, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, студент, профессиональная подготовка, центр развития компетенций, симулятивный центр, центр развития ребенка детский сад, воспитатель.
Аннотация: В статье раскрывается актуальность и необходимость создания и функционирования центра развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/сЬ» в БГПУ им. М. Акмуллы как современной инновационной площадки подготовки кадров для системы дошкольного образования. Представлен опыт профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования на базе Центра развития компетенций - инновационная площадка подготовки современного педагога дошкольного образования. Определены основные направления, содержание и технология организации педагогического процесса профессиональной подготовки студентов на базе Центра развития компетенций.
Актуальность профессиональной подготовки в вузе педагогов дошкольного образования (в частности, воспитателей) сегодня определяется запросом детских садов на высококвалифицированных специалистов, подготовленных как в области теории дошкольного образования, так и в области практики воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 1200 государственных и частных дошкольных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в области дошкольного образования детей, а также предоставляющие услуги по присмотру и уходу за детьми (в том числе раннего возраста), а также реализующие услуги по программам дополнительного образования дошкольников. И большинство из них ежегодно испытывает дефицит в педагогических кадрах. Связано это с многочисленными факторами, среди которых, с одной стороны, расширение сети дошкольных образовательных организаций и центров развития детей, а с другой стороны, естественная смена поколений педагогов, «текучесть» кадров в связи с низкой оплатой труда педагога-воспитателя. Следовательно, профессиональная подготовка педагогов с высшим педагогическим образованием в педагогическом вузе является актуальным запросом для системы образования как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Башкортостан в частности [4]. В современном детском саду востребован компетентный педагог, владеющий современными технологиями дошкольного образования, подготовленный к оперативному решению ежедневных практических задач, возникающих в педагогическом взаимодействии воспитателя с детьми, родителями и коллегами-педагогами.
Сегодня в практике дошкольного образования повышаются требования к профессиональным компетенциям педагога, которые отражены в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н). Это, в свою
пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м i(ao). aoi9 §®gs§jas
очередь, повышает требования как к процессу профессиональной подготовки будущих воспитателей детских садов, так и к качеству подготовленности.
Одной из приоритетных задач при организации образовательного процесса в вузе становится формирование профессиональных компетенций будущих педагогов. Компетентность - это не только владение знаниями, но и готовность решать задачи, владение способами их решения [3]. В рамках изучения дисциплин учебного плана на кафедре дошкольной педагогики и психологии по программам бакалавриата и магистратуры (44.03.01 Педагогическое образование: Дошкольное образование, 44.04.01 Педагогическое образование: Педагогическая деятельность в дошкольном образовании; Методическая деятельность в образовательных организациях) студенты овладевают теоретическими знаниями в области дошкольного образования, изучают традиционные и инновационные технологии дошкольного образования. Например: модуль «Педагогические технологии дошкольного образования», модуль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании», дисциплины «Теория и практика игры», «Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации», «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», «Подготовка ребенка к обучению в школе» и другие; отрабатывают трудовые действия в процессе учебной, педагогической, производственной и преддипломной практик. Наблюдения за педагогической деятельностью студентов в период практики, анализ дневников и отчетов по практике, выступления и обсуждение результатов педагогической деятельности в ходе итоговых отчетных конференций показывают, что затруднения чаще всего возникают у студентов в овладении способами практической деятельности и при формировании умений применять полученные знания в практике реальной, самостоятельной педагогической деятельности с детьми, в решении конкретных педагогических ситуаций. Данные затруднения характерны для большинства студентов - будущих педагогов. Например, в статье, посвященной аспектам изучения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, М.Н. Корешкова и М.А. Рыжевская отмечают: «В исследованиях отечественных педагогов, посвященных проблеме профессионального становления педагога в сфере дошкольного образования (К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, М.С. Гвоздева, Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк, А.А. Майер, и др.) выделены основные затруднения, которые испытывают молодые педагоги. К таким затруднениям отнесены, в частности, привлечение внимания детей в различным видам детской деятельности; активизация детей в ходе режимных моментов; адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации; создание позитивного психологического климата в группе; организация конструктивного взаимодействия детей; активное использование недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности [5].
Преодолеть основные затруднения в профессиональной деятельности будущего воспитателя возможно, на наш взгляд, при изменении подходов к организации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в высших учебных заведениях. Так, например,
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини
указанные актуальные задачи решаются посредством реализации проекта Центров развития компетенций [1].
Центр развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/С5» «вырос» из проекта кафедры дошкольной педагогики и психологии «Симулятивный образовательный центр «Мобильный детский сад», который был успешно реализован в период с 2015 по 2017 годы [7]. В условиях предметно-пространственной развивающей среды двух оборудованных образовательных симулятивных кабинетов, моделирующих пространство групп детского сада, у студентов сформировались компетенции и освоили технологии дошкольного образования (моделирование образовательных ситуаций, обогащение развивающей среды дидактическими пособиями, имитационные ситуации, сюжетно-ролевые игры, интерактивное взаимодействие и т.д.). В 2017 году преемственно был открыт Центр развития компетенций «Центр развития ребенка Котофф^э». Основные цели данного Центра: развитие профессиональных компетенций студентов бакалавриата и магистратуры в условиях производственной среды и развивающей деятельности, организованной в предметно-пространственной среде для детей раннего возраста (до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 8 лет); формирование готовности студентов к выполнению трудовых действий, способности компетентно и оперативно решать профессиональные задачи в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и детьми). Также были определены основные задачи Центра:
- формирование компетенций студентов бакалавриата, магистратуры по проектированию и реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»;
- осуществление переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций на основе практико-ориентированного подхода в условиях дополнительного образования;
- дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования;
- проведение научно-исследовательской деятельности студентов.
Технологию реализации профессиональной подготовки педагога дошкольного
образования мы понимаем как процесс, как совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата профессиональной подготовки, как совокупность способов работы педагога со студентами в условиях погружения в профессиональную среду и как особый режим организации профессиональной подготовки студентов, как последовательность действий студентов и педагогов в процессе обучения и отработки профессиональных действий. В деятельности открытого Центра развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/С5» можно выделить основные направления работы со студентами, которые
пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб
раскрывают технологию реализации профессиональной подготовки педагога дошкольного образования:
1. Практические занятия со студентами с первого по четвертый курсы профиля подготовки «Дошкольное образование» осуществляются на базе Центра по утвержденному расписанию «Методического дня». Один день в неделю для каждого курса в рамках практических занятий по дисциплинам профессиональной подготовки занятия проводятся на базе Центра. Преподавателями разрабатываются практико-ориентированные задания для будущих воспитателей. На практических занятиях отрабатываются трудовые навыки и трудовые действия в условиях реальной производственной среды, моделирование педагогических ситуаций, деловые игры, формирования умений работы с интерактивным оборудованием. Например, при изучении дисциплин предлагаются следующие задания:
- анализ развивающей предметно-пространственной среду подбор и проведение подвижных игр для детей младшего (или старшего) дошкольного возраста («Дошкольная педагогика», преподаватель Н.Ш. Сыртланова);
- пополнение литературного уголка группы; подготовка дидактической игры по развитию звуковой стороны речи для детей младшего дошкольного возраста («Теория и технологии развития речи дошкольников», преподаватель Г.Ф. Шабаева).
- разработка и изготовление дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры; изучение сАнПиН, разработка паспорта уголка природы («Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста», преподаватель Л.Ю. Валеева).
2. Организация самостоятельной работы студентов: ежемесячно утверждается график дежурства студентов во второй половине дня в Центре с целью развития профессиональных компетенций; дается оценка индивидуального развития детей, педагогической диагностики (мониторинга); ведется изучение нормативной и методической документации, психолого-педагогических диагностик развития детей; проводится наблюдение за диагностической деятельностью педагога-психолога. В процессе выполнения индивидуальных заданий по учебным предметам, методических разработок и дидактических пособий, студенты формируют профессиональные компетенции и отрабатывают практические умения путем выполнения заданий самостоятельной работы, упражняются в трудовых действиях. Самостоятельная работа в Центре развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/С5» выполняется во второй половине дня. Под руководством Г.Ф. Шабаевой, например, студенты заочной формы обучения 3 и 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», поставили четыре тематических спектакля (кукольный театр) по народным сказкам для детей дошкольного возраста, организовали и провели литературную гостиную, изготовили тематические лэпбуки («Валенки», «Улей», «Мой край» и другие).
3. Выполнение заданий в рамках подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, разработка и реализация проектов. В текущем семестре, например, студенты 3 курса направления подготовки «Психолого-
bS§sbs§§s§s§ss§§s§s§ss§ss проелемы современной психологии и пеппгогини
педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», изучая дисциплину «Этнопедагогика», под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии А.А. Акчулпановой разработали и реализовали проект «Народная кукла - детям». Теоретически и методически обосновав воспитательный потенциал народной куклы, студенты изготовили куклы народов Республики Башкортостан, разработали конспекты и методическое сопровождение, подарили готовые куклы детям, посещающим Центр развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/ds». В процессе выполнения практического задания в рамках курсового проекта были сформированы профессиональные компетенции, содержательно наполнена предметно-пространственная развивающая среда группы, для детей создана позитивная, праздничная атмосфера.
4. Включение студентов в режимные моменты по организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста: прием детей в группу в утренние часы, организация утренней гимнастики, проведение гигиенических мероприятий, организация закаливающих процедур, формирование культурно-гигиенических навыков у детей, подготовка к прогулке, сопровождение детей на прогулке и так далее. Например, помощниками педагога работают студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» 3 и 4 курса очной формы обучения Анастасия Воронова и Дарья Шевченко. Опыт исследовательской и проектной деятельности студентов реализуется на практике, публикуется в периодических изданиях, в материалах научно-практических конференций. Например, исследование посвященное изучению развития познавательного интереса у старших дошкольников к многообразию стран и народов мира (студент Янченко Е.В., научный руководитель Сыртланова Н.Ш.), исследование посвященное изучению особенностей физического развития дошкольников (студент Чулкова Я.И., научный руководитель Шабаева Г.Ф.) [6; 7].
5. На базе подразделения Центра развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/ds» в социокультурном центре «Terra Astras» сформировать компетенции в направлении предоставления дополнительных образовательных услуг (изучение нормативной и педагогической документации, изучение педагогического опыта педагога-наставника, самостоятельная разработка программ дополнительного образования для детей, самостоятельная организация и реализации кружковой и секционной работы). Например, такие студии и кружки дополнительного образования детей, как:
- «Театральная студия» (руководитель Наталья Васильева, магистрант 1 курса очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»);
- «Подготовка к школе» (руководитель Вера Панина, магистрант 1 курса очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»);
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб
- «Акробатика» (руководитель Эльвина Валитова, бакалавр 4 курса очной формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование») и другие.
6. Организация психолого-педагогической помощи семье. Участие в заседаниях постоянно действующего клуба для родителей «Семейные субботы». Тренинги для родителей. Консультации по актуальным проблемам и запросам. Проведены следующие мастер-классы для родителей:
- магистрант 3 курса Институт профессионального образования и информационных технологий БГПУ им. М. Акмуллы по направлению подготовки «Педагогическое образование», старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Елена Пилипенко провела мастер-классы «Поделки своими руками», «Детская агрессивность: причины и профилактика»;
- Мария Глущенко, магистрант 1 курса очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании», провела мастер-класс «Особенности речевого развития детей в раннем и дошкольном возрасте» и другие.
7. Организация педагогических мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с инновационными площадками кафедры дошкольной педагогики и психологии: под руководством кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой И.Г. Борониловой и старшего преподавателя Л.Ю. Валеевой реализуется проект «Семейно-ориентированное сопровождение в развитии интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста в социоигровом пространстве ДОО» по выявлению и развитию детей с признаками одаренности, сопровождению семей с одаренными детьми. Проект реализуется совместно с МАДОУ «Детский сад № 157» г. Уфы. В реализации проекта принимает участие Шамсиева Гульнара, магистрант 3 курса заочной формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Управление дошкольным образованием», которая выполняет диссертационное магистерское исследование по теме проекта.
Анализируя деятельность по организации и реализации профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования на базе Центра развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/'сСз» одним из заданий самостоятельной работы для студентов 3 курса очной формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» было предложено подготовить эссе на тему: «Роль Центра развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/'сСз» в моем профессиональном становлении». Большинство студентов отмечают, что они приобрели уникальный практический опыт, получили не только новые знания, но и сформировали многие практические умения (тексты в авторской редакции):
1. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Гузель Фазылова: «Как студентка кафедры дошкольной педагогики и психологии, хочу рассказать вам про самое лучшее, на мой взгляд, нововведение за последние 3 года в нашем вузе. Оно связано непосредственно с подготовкой специалистов кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» ФГБОУ ВО «БГПУ им М. Акмуллы» на собственной базе
в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики
практики - «Центр развития компетенций «КотоффШэ». ЦРК «Центр Развития Ребенка «Котофф^/С5» - это организованная предметно-пространственная среда для поддержки детской инициативы и индивидуальности детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет. В течение трех лет моего обучения этот центр преображался с каждым днем. С момента открытия ЦРК я непрерывно восхищаясь материально-техническим, методическим и кадровым обеспечением центра. Мы, как студенты, занимались с детьми в этом детском саду. Нами была проделана работа, как методическая: проведение мастер-классов, диагностик и индивидуальных занятий, так и простая трудовая помощь воспитателям в обустройстве садика, кормлении и одевании детей. Как видно по названию центра, он развивает все возможные компетенции не только детей, но и самих студентов. Опыт работы, приобретенный в этом центре, является ступенькой для будущих педагогов в их дальнейшей профессиональной деятельности. Практика, получаемая в этом центре, важна для «прокачки» своих навыков, приобретения педагогической компетентности и реализации в образовательной практики, достижения наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития»;
2. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Диана Хаматдинова: «Центр развития «КотоффК/С5» мы посещаем третий год. И именно там мы научились общаться с детьми, проводить с ними игры, занятия, диагностики. Центры компетенций имеют своей целью: обмен знаниями, анализ организационной культуры и повышение мотивации. Успехи и трудности проекта «КотоффК/Сз» во многом обусловливаются формой его организационной культуры и сложившейся практикой групповой работы. Именно там мы увидели, как дети взаимодействуют между собой, как ведут себя в различных условиях и обстоятельствах. Нам передают свой опыт профессионалы своего дела. Наблюдая за занятиями воспитателя, мы учимся вести себя с детьми, вести занятия, общаться с детьми с «тяжелым» характером. Таким образом, центр развития компетенции внес большой вклад в дальнейшее развитие моего профессионализма»;
3. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Елена Васильева: «Центр развития компетенций» - это уникальная возможность для студентов попробовать себя в будущей профессии. Увидеть происходящее изнутри, почувствовать себя в роли педагога, понять специфику работы, понаблюдать за различными ситуациями, с которыми можно столкнуться уже в своей профессиональной деятельности. Для меня центр играет большую роль в студенческой жизни. Университет совместно с центром предоставляют возможность не только понаблюдать за процессами, происходящими внутри, но и поучаствовать в них. Так, мы имеем возможность проводить игры и готовить дидактический материал для детей, заниматься опытно-поисковой деятельностью, проводить опыты, наблюдать за тем, как дети испытывают восторг от происходящего. Для меня очень важно видеть в развитии ребенка прогресс. Наблюдать за тем, как он растет и учится разговаривать, считать, самостоятельно одеваться, взаимодействовать со сверстниками. А чтобы проследить за этими процессами, мы имеем возможность проводить диагностики развития различных сфер детей. Благодаря чему проследить его «путь развития», помочь в преодолении каких-либо трудностей. Центр учит и меня
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб
взаимодействовать с детьми, строить с ними доверительные отношения, организовывать образовательный процесс, ухаживать за малышами, находить компромиссы. За все это хочу сказать спасибо нашему университету, кафедре дошкольной педагогике и психологии и Центру развития компетенций»;
4. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Алсу Нургалеева: «С центром развития ребенка «КотоффК/с(5» связанно много хороших и теплых воспоминаний. Все начиналось с открытия центра. Моя группа, будучи первым курсом, помогала в торжественном открытии центра, что помогло при развитии ораторских, организационных способностей. В центре специалистами кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» БГПУ им. М. Акмуллы проводятся пары по некоторым профильным дисциплинам. Это помогает осваивать профессию в теоретической и в практической формах. Например, мы проводили психолого-педагогическую диагностику с детьми. Мы научились диагностировать психологические проблемы ребенка на раннем этапе, после чего составили рекомендации родителям по выявленным проблемам, а также профилактику проблем. Кроме этого, мы проводили эксперименты и опыты вместе с детьми; мы, будущие педагоги, научились правильно проводить занятия и находить нужные подходы к детям, что является очень важным в нашей будущей профессии. Во время дежурств в Центре я помогала воспитателю в подготовке раздаточного материала для занятий и в их проведении. Во время прогулок проводила различные подвижные игры. Все это дает важные знания и опыт, который нам необходим, как будущим педагогам-психологам дошкольного образования. Благодаря «КотоффК/с(5» у нас есть такая возможность;
5. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Диана Ахметшина: «У каждого человека был, есть и будет в жизни воспитатель и учитель. Нам жизнь подарила самых прекрасных учителей. В моей жизни я запомнила своего первого учителя, что был для меня самым лучшим другом и второй мамой. До сих пор я помню ее. Моя бабушка проработала учителем русского языка и литературы 34 года. По ее стопам пошла моя мама, которая работает учителем русского языка и литературы в этой же школе 26 лет. И поэтому я решила, что мое будущее должно быть связано с педагогической деятельностью, а я - воспитатель. Они побудила меня к выбору этой профессии (мы все друг другу являемся учителями: кто-то учит нас, кого-то учим мы). Но есть люди, которые, выбирая профессию, становятся педагогами, учителями на всю жизнь. И для них учитель - это не просто профессия, а образ жизни. Став педагогом, меняешься сам, меняется твое окружение, мировоззрение, интересы. Выбрав эту профессию, я поняла, что нужно от всей души любить детей и отдавать им всю себя и только тогда можно получить какой-то результат. Дети - они как рентген, чувствуют и видят тебя насквозь, сразу улавливают фальшь, хорошо понимают любого взрослого. Отчасти они даже могут успокоить тебя в трудные часы. Работая в детском саду ЦРК «КотоффК/с(5», я научилась смотреть на мир совсем другими глазами - глазами детей. Ведь только тогда, когда видишь детскими глазами, то понимаешь, насколько трудно быть взрослым. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель - ему приходится делать многое: шить, вязать, рисовать; владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским делом; петь и танцевать вместе с детьми;
bS§sbs§§s§s§ss§§s§s§ss§ss проелсмы современной психологии и пеппгогики
выступать перед родителями; а также обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, иметь твердое представление о морали и нравственности. Я знаю одно - чем больше воспитатель умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Моя цель и задача - это воспитать детей сильными, здоровыми, умными, глубоко нравственными, справедливыми, честными, трудолюбивыми и чуткими людьми.
6. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Юлия Гостищева: «Меня зовут Юля, я учусь на третьем курсе и, честно говоря, очень рада, что поступила именно в тот университет, где можно получить такой бесценный опыт. Детский сад открылся 1 июня 2017 года. Я участвовала в его открытии и тогда еще не понимала, какую пользу он мне принесет. Во время учебного года мы ходим в детский сад на дежурство. Там мы играем с детьми, помогаем воспитателям в проведении занятий с детьми. Помимо дежурств мы помогаем в организации утренников, проведении различных мероприятий дополнительного образования: Мы, студенты, знаем каждого ребенка и активно участвуем в его развитии и воспитании; научились создавать дидактические пособия, различные игры. На занятиях мы изучали нормы СанПин, а в детском саду научились их соблюдать. Я научилась взаимодействовать с детьми, чувствовать их настроение и помогать им общаться с другими детьми; научилась правильно играть с детьми, поддерживать интерес. Мне нравятся такого рода занятия, так как они очень полезны, потому что готовят нас к будущей работе. Там мы применяем теоретические знания, которые даются нам на лекциях и семинарских занятиях, а не ждем практик, которые проводятся намного реже. Я считаю, что ЦРК «КотоффК/ds» является полезным и необходимым этапом обучения на воспитателя».
Таким образом, можно констатировать, что Центр развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/ds» кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» является современной инновационной площадкой подготовки будущих воспитателей детских садов, позволяющей формировать у них профессиональные умения, последовательно овладевать профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Благодаря созданной собственной симуляционной и производственной среде центра, благодаря используемой практико-ориентированной технологии обучения студентов дошкольного образования, а также благодаря основным направлениям деятельности центра и созданы эффективные условия для высококачественной профессиональной подготовки педагога дошкольного образования.
1. Амирова, Л.А., Боронилова, И.Г., Мустаев, А.Ф. Центр развития компетенций в высшей школе - ресурсная площадка профессионализации личности [Текст] / Л.А. Амирова, И.Г. Боронилова, А.Ф. Мустаев, Е.Р. Мустаева, В.А. Шаяхметов // Высшее образование сегодня. - 2018. - №4. - С.14-18.
2. Весманов, С.В., Жадько, Н.В., Весманов, Д.С. Компетентностная модель педагога как инструмент оценки результатов его деятельности [Текст] / С.В. Весманов, Н.В. Жадько, Д.С. Весманов, Г.А. Акопян, П.В. Шевченко // Педагогика. - 2018. - №1. - С. 14-22.
3. Корешкова, М.Н., Рыжевская, М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования [Текст] / М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевская [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 464-466. - URL https://moluch.ru/archive/128/35508/ (дата обращения: 23.01.2019).
пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м i(ao). aoi9 §®gs§jas
4. Лазарев В.С. К проблеме модернизации педагогического образования [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 2018. - №1. - С. 3-13.
5. Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - Москва : ТЦ Сфера, 2012. - 78 с.
6. Сыртланова, Н.Ш., Янченко, Е.В. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к многообразию стран и народов мира [Текст] / Н.Ш. Сыртланова, Е.В. Янченко // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2018. - №10. - С.34-45.
7. Шабаева, Г.Ф., Чулкова, Я.И. Физическое развитие дошкольников в социоигровом пространстве детства мобильного детского сада [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Я.И. Чулкова // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы V международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.И. Рябовой. - 2018. - С. 440-444.