Научная статья на тему 'ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE DEVELOPMENT CENTER / SIMULATION CENTER / CHILD DEVELOPMENT CENTER KINDERGARTEN / TEACHER / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / СИМУЛЯТИВНЫЙ ЦЕНТР / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД / ВОСПИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боронилова Ирина Геннадьевна

В статье раскрывается актуальность и необходимость создания и функционирования центра развития компетенций «Центр развития ребенка Котофф Kids » в БГПУ им. М. Акмуллы как современной инновационной площадки подготовки кадров для системы дошкольного образования. Представлен опыт профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования на базе Центра развития компетенций - инновационная площадка подготовки современного педагога дошкольного образования. Определены основные направления, содержание и технология организации педагогического процесса профессиональной подготовки студентов на базе Центра развития компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боронилова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTER FOR COMPETENCE DEVELOPMENT AS AN INNOVATIVE PLATFORM FOR PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

This article reveals the relevance and relevance of the creation and functioning of the center for the development of competencies "Child Development Center Kotoff Kids" in BSPU. M. Akmullah as a modern innovative training platform for pre-school education. The experience of professional training of teachers of preschool education is presented on the basis of the Center for the Development of Competences as an innovative platform for the preparation of a modern teacher of preschool education. The main directions, content and technology of the organization of the pedagogical process of professional training of students on the basis of the Center for the Development of Competences are determined.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

И.Г. Боронилова

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ - ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: педагог дошкольного образования, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, студент, профессиональная подготовка, центр развития компетенций, симулятивный центр, центр развития ребенка детский сад, воспитатель.

Аннотация: В статье раскрывается актуальность и необходимость создания и функционирования центра развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/сЬ» в БГПУ им. М. Акмуллы как современной инновационной площадки подготовки кадров для системы дошкольного образования. Представлен опыт профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования на базе Центра развития компетенций - инновационная площадка подготовки современного педагога дошкольного образования. Определены основные направления, содержание и технология организации педагогического процесса профессиональной подготовки студентов на базе Центра развития компетенций.

Актуальность профессиональной подготовки в вузе педагогов дошкольного образования (в частности, воспитателей) сегодня определяется запросом детских садов на высококвалифицированных специалистов, подготовленных как в области теории дошкольного образования, так и в области практики воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 1200 государственных и частных дошкольных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в области дошкольного образования детей, а также предоставляющие услуги по присмотру и уходу за детьми (в том числе раннего возраста), а также реализующие услуги по программам дополнительного образования дошкольников. И большинство из них ежегодно испытывает дефицит в педагогических кадрах. Связано это с многочисленными факторами, среди которых, с одной стороны, расширение сети дошкольных образовательных организаций и центров развития детей, а с другой стороны, естественная смена поколений педагогов, «текучесть» кадров в связи с низкой оплатой труда педагога-воспитателя. Следовательно, профессиональная подготовка педагогов с высшим педагогическим образованием в педагогическом вузе является актуальным запросом для системы образования как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Башкортостан в частности [4]. В современном детском саду востребован компетентный педагог, владеющий современными технологиями дошкольного образования, подготовленный к оперативному решению ежедневных практических задач, возникающих в педагогическом взаимодействии воспитателя с детьми, родителями и коллегами-педагогами.

Сегодня в практике дошкольного образования повышаются требования к профессиональным компетенциям педагога, которые отражены в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н). Это, в свою

пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м i(ao). aoi9 §®gs§jas

очередь, повышает требования как к процессу профессиональной подготовки будущих воспитателей детских садов, так и к качеству подготовленности.

Одной из приоритетных задач при организации образовательного процесса в вузе становится формирование профессиональных компетенций будущих педагогов. Компетентность - это не только владение знаниями, но и готовность решать задачи, владение способами их решения [3]. В рамках изучения дисциплин учебного плана на кафедре дошкольной педагогики и психологии по программам бакалавриата и магистратуры (44.03.01 Педагогическое образование: Дошкольное образование, 44.04.01 Педагогическое образование: Педагогическая деятельность в дошкольном образовании; Методическая деятельность в образовательных организациях) студенты овладевают теоретическими знаниями в области дошкольного образования, изучают традиционные и инновационные технологии дошкольного образования. Например: модуль «Педагогические технологии дошкольного образования», модуль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании», дисциплины «Теория и практика игры», «Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации», «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», «Подготовка ребенка к обучению в школе» и другие; отрабатывают трудовые действия в процессе учебной, педагогической, производственной и преддипломной практик. Наблюдения за педагогической деятельностью студентов в период практики, анализ дневников и отчетов по практике, выступления и обсуждение результатов педагогической деятельности в ходе итоговых отчетных конференций показывают, что затруднения чаще всего возникают у студентов в овладении способами практической деятельности и при формировании умений применять полученные знания в практике реальной, самостоятельной педагогической деятельности с детьми, в решении конкретных педагогических ситуаций. Данные затруднения характерны для большинства студентов - будущих педагогов. Например, в статье, посвященной аспектам изучения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, М.Н. Корешкова и М.А. Рыжевская отмечают: «В исследованиях отечественных педагогов, посвященных проблеме профессионального становления педагога в сфере дошкольного образования (К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, М.С. Гвоздева, Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк, А.А. Майер, и др.) выделены основные затруднения, которые испытывают молодые педагоги. К таким затруднениям отнесены, в частности, привлечение внимания детей в различным видам детской деятельности; активизация детей в ходе режимных моментов; адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации; создание позитивного психологического климата в группе; организация конструктивного взаимодействия детей; активное использование недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности [5].

Преодолеть основные затруднения в профессиональной деятельности будущего воспитателя возможно, на наш взгляд, при изменении подходов к организации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в высших учебных заведениях. Так, например,

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини

указанные актуальные задачи решаются посредством реализации проекта Центров развития компетенций [1].

Центр развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/С5» «вырос» из проекта кафедры дошкольной педагогики и психологии «Симулятивный образовательный центр «Мобильный детский сад», который был успешно реализован в период с 2015 по 2017 годы [7]. В условиях предметно-пространственной развивающей среды двух оборудованных образовательных симулятивных кабинетов, моделирующих пространство групп детского сада, у студентов сформировались компетенции и освоили технологии дошкольного образования (моделирование образовательных ситуаций, обогащение развивающей среды дидактическими пособиями, имитационные ситуации, сюжетно-ролевые игры, интерактивное взаимодействие и т.д.). В 2017 году преемственно был открыт Центр развития компетенций «Центр развития ребенка Котофф^э». Основные цели данного Центра: развитие профессиональных компетенций студентов бакалавриата и магистратуры в условиях производственной среды и развивающей деятельности, организованной в предметно-пространственной среде для детей раннего возраста (до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 8 лет); формирование готовности студентов к выполнению трудовых действий, способности компетентно и оперативно решать профессиональные задачи в процессе взаимодействия с участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и детьми). Также были определены основные задачи Центра:

- формирование компетенций студентов бакалавриата, магистратуры по проектированию и реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»;

- осуществление переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций на основе практико-ориентированного подхода в условиях дополнительного образования;

- дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования;

- проведение научно-исследовательской деятельности студентов.

Технологию реализации профессиональной подготовки педагога дошкольного

образования мы понимаем как процесс, как совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата профессиональной подготовки, как совокупность способов работы педагога со студентами в условиях погружения в профессиональную среду и как особый режим организации профессиональной подготовки студентов, как последовательность действий студентов и педагогов в процессе обучения и отработки профессиональных действий. В деятельности открытого Центра развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/С5» можно выделить основные направления работы со студентами, которые

пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб

раскрывают технологию реализации профессиональной подготовки педагога дошкольного образования:

1. Практические занятия со студентами с первого по четвертый курсы профиля подготовки «Дошкольное образование» осуществляются на базе Центра по утвержденному расписанию «Методического дня». Один день в неделю для каждого курса в рамках практических занятий по дисциплинам профессиональной подготовки занятия проводятся на базе Центра. Преподавателями разрабатываются практико-ориентированные задания для будущих воспитателей. На практических занятиях отрабатываются трудовые навыки и трудовые действия в условиях реальной производственной среды, моделирование педагогических ситуаций, деловые игры, формирования умений работы с интерактивным оборудованием. Например, при изучении дисциплин предлагаются следующие задания:

- анализ развивающей предметно-пространственной среду подбор и проведение подвижных игр для детей младшего (или старшего) дошкольного возраста («Дошкольная педагогика», преподаватель Н.Ш. Сыртланова);

- пополнение литературного уголка группы; подготовка дидактической игры по развитию звуковой стороны речи для детей младшего дошкольного возраста («Теория и технологии развития речи дошкольников», преподаватель Г.Ф. Шабаева).

- разработка и изготовление дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры; изучение сАнПиН, разработка паспорта уголка природы («Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста», преподаватель Л.Ю. Валеева).

2. Организация самостоятельной работы студентов: ежемесячно утверждается график дежурства студентов во второй половине дня в Центре с целью развития профессиональных компетенций; дается оценка индивидуального развития детей, педагогической диагностики (мониторинга); ведется изучение нормативной и методической документации, психолого-педагогических диагностик развития детей; проводится наблюдение за диагностической деятельностью педагога-психолога. В процессе выполнения индивидуальных заданий по учебным предметам, методических разработок и дидактических пособий, студенты формируют профессиональные компетенции и отрабатывают практические умения путем выполнения заданий самостоятельной работы, упражняются в трудовых действиях. Самостоятельная работа в Центре развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/С5» выполняется во второй половине дня. Под руководством Г.Ф. Шабаевой, например, студенты заочной формы обучения 3 и 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», поставили четыре тематических спектакля (кукольный театр) по народным сказкам для детей дошкольного возраста, организовали и провели литературную гостиную, изготовили тематические лэпбуки («Валенки», «Улей», «Мой край» и другие).

3. Выполнение заданий в рамках подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, разработка и реализация проектов. В текущем семестре, например, студенты 3 курса направления подготовки «Психолого-

bS§sbs§§s§s§ss§§s§s§ss§ss проелемы современной психологии и пеппгогини

педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», изучая дисциплину «Этнопедагогика», под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии А.А. Акчулпановой разработали и реализовали проект «Народная кукла - детям». Теоретически и методически обосновав воспитательный потенциал народной куклы, студенты изготовили куклы народов Республики Башкортостан, разработали конспекты и методическое сопровождение, подарили готовые куклы детям, посещающим Центр развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/ds». В процессе выполнения практического задания в рамках курсового проекта были сформированы профессиональные компетенции, содержательно наполнена предметно-пространственная развивающая среда группы, для детей создана позитивная, праздничная атмосфера.

4. Включение студентов в режимные моменты по организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста: прием детей в группу в утренние часы, организация утренней гимнастики, проведение гигиенических мероприятий, организация закаливающих процедур, формирование культурно-гигиенических навыков у детей, подготовка к прогулке, сопровождение детей на прогулке и так далее. Например, помощниками педагога работают студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» 3 и 4 курса очной формы обучения Анастасия Воронова и Дарья Шевченко. Опыт исследовательской и проектной деятельности студентов реализуется на практике, публикуется в периодических изданиях, в материалах научно-практических конференций. Например, исследование посвященное изучению развития познавательного интереса у старших дошкольников к многообразию стран и народов мира (студент Янченко Е.В., научный руководитель Сыртланова Н.Ш.), исследование посвященное изучению особенностей физического развития дошкольников (студент Чулкова Я.И., научный руководитель Шабаева Г.Ф.) [6; 7].

5. На базе подразделения Центра развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/ds» в социокультурном центре «Terra Astras» сформировать компетенции в направлении предоставления дополнительных образовательных услуг (изучение нормативной и педагогической документации, изучение педагогического опыта педагога-наставника, самостоятельная разработка программ дополнительного образования для детей, самостоятельная организация и реализации кружковой и секционной работы). Например, такие студии и кружки дополнительного образования детей, как:

- «Театральная студия» (руководитель Наталья Васильева, магистрант 1 курса очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»);

- «Подготовка к школе» (руководитель Вера Панина, магистрант 1 курса очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»);

пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб

- «Акробатика» (руководитель Эльвина Валитова, бакалавр 4 курса очной формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование») и другие.

6. Организация психолого-педагогической помощи семье. Участие в заседаниях постоянно действующего клуба для родителей «Семейные субботы». Тренинги для родителей. Консультации по актуальным проблемам и запросам. Проведены следующие мастер-классы для родителей:

- магистрант 3 курса Институт профессионального образования и информационных технологий БГПУ им. М. Акмуллы по направлению подготовки «Педагогическое образование», старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Елена Пилипенко провела мастер-классы «Поделки своими руками», «Детская агрессивность: причины и профилактика»;

- Мария Глущенко, магистрант 1 курса очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании», провела мастер-класс «Особенности речевого развития детей в раннем и дошкольном возрасте» и другие.

7. Организация педагогических мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с инновационными площадками кафедры дошкольной педагогики и психологии: под руководством кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой И.Г. Борониловой и старшего преподавателя Л.Ю. Валеевой реализуется проект «Семейно-ориентированное сопровождение в развитии интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста в социоигровом пространстве ДОО» по выявлению и развитию детей с признаками одаренности, сопровождению семей с одаренными детьми. Проект реализуется совместно с МАДОУ «Детский сад № 157» г. Уфы. В реализации проекта принимает участие Шамсиева Гульнара, магистрант 3 курса заочной формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Управление дошкольным образованием», которая выполняет диссертационное магистерское исследование по теме проекта.

Анализируя деятельность по организации и реализации профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования на базе Центра развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/'сСз» одним из заданий самостоятельной работы для студентов 3 курса очной формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» было предложено подготовить эссе на тему: «Роль Центра развития компетенций «Центр развития ребенка КотоффК/'сСз» в моем профессиональном становлении». Большинство студентов отмечают, что они приобрели уникальный практический опыт, получили не только новые знания, но и сформировали многие практические умения (тексты в авторской редакции):

1. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Гузель Фазылова: «Как студентка кафедры дошкольной педагогики и психологии, хочу рассказать вам про самое лучшее, на мой взгляд, нововведение за последние 3 года в нашем вузе. Оно связано непосредственно с подготовкой специалистов кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» ФГБОУ ВО «БГПУ им М. Акмуллы» на собственной базе

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики

практики - «Центр развития компетенций «КотоффШэ». ЦРК «Центр Развития Ребенка «Котофф^/С5» - это организованная предметно-пространственная среда для поддержки детской инициативы и индивидуальности детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет. В течение трех лет моего обучения этот центр преображался с каждым днем. С момента открытия ЦРК я непрерывно восхищаясь материально-техническим, методическим и кадровым обеспечением центра. Мы, как студенты, занимались с детьми в этом детском саду. Нами была проделана работа, как методическая: проведение мастер-классов, диагностик и индивидуальных занятий, так и простая трудовая помощь воспитателям в обустройстве садика, кормлении и одевании детей. Как видно по названию центра, он развивает все возможные компетенции не только детей, но и самих студентов. Опыт работы, приобретенный в этом центре, является ступенькой для будущих педагогов в их дальнейшей профессиональной деятельности. Практика, получаемая в этом центре, важна для «прокачки» своих навыков, приобретения педагогической компетентности и реализации в образовательной практики, достижения наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития»;

2. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Диана Хаматдинова: «Центр развития «КотоффК/С5» мы посещаем третий год. И именно там мы научились общаться с детьми, проводить с ними игры, занятия, диагностики. Центры компетенций имеют своей целью: обмен знаниями, анализ организационной культуры и повышение мотивации. Успехи и трудности проекта «КотоффК/Сз» во многом обусловливаются формой его организационной культуры и сложившейся практикой групповой работы. Именно там мы увидели, как дети взаимодействуют между собой, как ведут себя в различных условиях и обстоятельствах. Нам передают свой опыт профессионалы своего дела. Наблюдая за занятиями воспитателя, мы учимся вести себя с детьми, вести занятия, общаться с детьми с «тяжелым» характером. Таким образом, центр развития компетенции внес большой вклад в дальнейшее развитие моего профессионализма»;

3. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Елена Васильева: «Центр развития компетенций» - это уникальная возможность для студентов попробовать себя в будущей профессии. Увидеть происходящее изнутри, почувствовать себя в роли педагога, понять специфику работы, понаблюдать за различными ситуациями, с которыми можно столкнуться уже в своей профессиональной деятельности. Для меня центр играет большую роль в студенческой жизни. Университет совместно с центром предоставляют возможность не только понаблюдать за процессами, происходящими внутри, но и поучаствовать в них. Так, мы имеем возможность проводить игры и готовить дидактический материал для детей, заниматься опытно-поисковой деятельностью, проводить опыты, наблюдать за тем, как дети испытывают восторг от происходящего. Для меня очень важно видеть в развитии ребенка прогресс. Наблюдать за тем, как он растет и учится разговаривать, считать, самостоятельно одеваться, взаимодействовать со сверстниками. А чтобы проследить за этими процессами, мы имеем возможность проводить диагностики развития различных сфер детей. Благодаря чему проследить его «путь развития», помочь в преодолении каких-либо трудностей. Центр учит и меня

пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб

взаимодействовать с детьми, строить с ними доверительные отношения, организовывать образовательный процесс, ухаживать за малышами, находить компромиссы. За все это хочу сказать спасибо нашему университету, кафедре дошкольной педагогике и психологии и Центру развития компетенций»;

4. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Алсу Нургалеева: «С центром развития ребенка «КотоффК/с(5» связанно много хороших и теплых воспоминаний. Все начиналось с открытия центра. Моя группа, будучи первым курсом, помогала в торжественном открытии центра, что помогло при развитии ораторских, организационных способностей. В центре специалистами кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» БГПУ им. М. Акмуллы проводятся пары по некоторым профильным дисциплинам. Это помогает осваивать профессию в теоретической и в практической формах. Например, мы проводили психолого-педагогическую диагностику с детьми. Мы научились диагностировать психологические проблемы ребенка на раннем этапе, после чего составили рекомендации родителям по выявленным проблемам, а также профилактику проблем. Кроме этого, мы проводили эксперименты и опыты вместе с детьми; мы, будущие педагоги, научились правильно проводить занятия и находить нужные подходы к детям, что является очень важным в нашей будущей профессии. Во время дежурств в Центре я помогала воспитателю в подготовке раздаточного материала для занятий и в их проведении. Во время прогулок проводила различные подвижные игры. Все это дает важные знания и опыт, который нам необходим, как будущим педагогам-психологам дошкольного образования. Благодаря «КотоффК/с(5» у нас есть такая возможность;

5. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Диана Ахметшина: «У каждого человека был, есть и будет в жизни воспитатель и учитель. Нам жизнь подарила самых прекрасных учителей. В моей жизни я запомнила своего первого учителя, что был для меня самым лучшим другом и второй мамой. До сих пор я помню ее. Моя бабушка проработала учителем русского языка и литературы 34 года. По ее стопам пошла моя мама, которая работает учителем русского языка и литературы в этой же школе 26 лет. И поэтому я решила, что мое будущее должно быть связано с педагогической деятельностью, а я - воспитатель. Они побудила меня к выбору этой профессии (мы все друг другу являемся учителями: кто-то учит нас, кого-то учим мы). Но есть люди, которые, выбирая профессию, становятся педагогами, учителями на всю жизнь. И для них учитель - это не просто профессия, а образ жизни. Став педагогом, меняешься сам, меняется твое окружение, мировоззрение, интересы. Выбрав эту профессию, я поняла, что нужно от всей души любить детей и отдавать им всю себя и только тогда можно получить какой-то результат. Дети - они как рентген, чувствуют и видят тебя насквозь, сразу улавливают фальшь, хорошо понимают любого взрослого. Отчасти они даже могут успокоить тебя в трудные часы. Работая в детском саду ЦРК «КотоффК/с(5», я научилась смотреть на мир совсем другими глазами - глазами детей. Ведь только тогда, когда видишь детскими глазами, то понимаешь, насколько трудно быть взрослым. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель - ему приходится делать многое: шить, вязать, рисовать; владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским делом; петь и танцевать вместе с детьми;

bS§sbs§§s§s§ss§§s§s§ss§ss проелсмы современной психологии и пеппгогики

выступать перед родителями; а также обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, иметь твердое представление о морали и нравственности. Я знаю одно - чем больше воспитатель умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Моя цель и задача - это воспитать детей сильными, здоровыми, умными, глубоко нравственными, справедливыми, честными, трудолюбивыми и чуткими людьми.

6. Студентка 3 курса ППО-ДО 31-16 Юлия Гостищева: «Меня зовут Юля, я учусь на третьем курсе и, честно говоря, очень рада, что поступила именно в тот университет, где можно получить такой бесценный опыт. Детский сад открылся 1 июня 2017 года. Я участвовала в его открытии и тогда еще не понимала, какую пользу он мне принесет. Во время учебного года мы ходим в детский сад на дежурство. Там мы играем с детьми, помогаем воспитателям в проведении занятий с детьми. Помимо дежурств мы помогаем в организации утренников, проведении различных мероприятий дополнительного образования: Мы, студенты, знаем каждого ребенка и активно участвуем в его развитии и воспитании; научились создавать дидактические пособия, различные игры. На занятиях мы изучали нормы СанПин, а в детском саду научились их соблюдать. Я научилась взаимодействовать с детьми, чувствовать их настроение и помогать им общаться с другими детьми; научилась правильно играть с детьми, поддерживать интерес. Мне нравятся такого рода занятия, так как они очень полезны, потому что готовят нас к будущей работе. Там мы применяем теоретические знания, которые даются нам на лекциях и семинарских занятиях, а не ждем практик, которые проводятся намного реже. Я считаю, что ЦРК «КотоффК/ds» является полезным и необходимым этапом обучения на воспитателя».

Таким образом, можно констатировать, что Центр развития компетенций «Центр развития ребенка «КотоффК/ds» кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» является современной инновационной площадкой подготовки будущих воспитателей детских садов, позволяющей формировать у них профессиональные умения, последовательно овладевать профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Благодаря созданной собственной симуляционной и производственной среде центра, благодаря используемой практико-ориентированной технологии обучения студентов дошкольного образования, а также благодаря основным направлениям деятельности центра и созданы эффективные условия для высококачественной профессиональной подготовки педагога дошкольного образования.

1. Амирова, Л.А., Боронилова, И.Г., Мустаев, А.Ф. Центр развития компетенций в высшей школе - ресурсная площадка профессионализации личности [Текст] / Л.А. Амирова, И.Г. Боронилова, А.Ф. Мустаев, Е.Р. Мустаева, В.А. Шаяхметов // Высшее образование сегодня. - 2018. - №4. - С.14-18.

2. Весманов, С.В., Жадько, Н.В., Весманов, Д.С. Компетентностная модель педагога как инструмент оценки результатов его деятельности [Текст] / С.В. Весманов, Н.В. Жадько, Д.С. Весманов, Г.А. Акопян, П.В. Шевченко // Педагогика. - 2018. - №1. - С. 14-22.

3. Корешкова, М.Н., Рыжевская, М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования [Текст] / М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевская [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 464-466. - URL https://moluch.ru/archive/128/35508/ (дата обращения: 23.01.2019).

пеппгогичесннй журнал спшкортосгпнп м i(ao). aoi9 §®gs§jas

4. Лазарев В.С. К проблеме модернизации педагогического образования [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 2018. - №1. - С. 3-13.

5. Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - Москва : ТЦ Сфера, 2012. - 78 с.

6. Сыртланова, Н.Ш., Янченко, Е.В. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к многообразию стран и народов мира [Текст] / Н.Ш. Сыртланова, Е.В. Янченко // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2018. - №10. - С.34-45.

7. Шабаева, Г.Ф., Чулкова, Я.И. Физическое развитие дошкольников в социоигровом пространстве детства мобильного детского сада [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Я.И. Чулкова // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы V международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.И. Рябовой. - 2018. - С. 440-444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.