Научная статья на тему 'Специфика подготовки педагогов к проектированию организованной образовательной деятельности речевого развития дошкольников (на материале республик: Башкортостан и Мордовия)'

Специфика подготовки педагогов к проектированию организованной образовательной деятельности речевого развития дошкольников (на материале республик: Башкортостан и Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / RESOURCE CENTER COMPETENCY DEVELOPMENT / ELECTRONIC EDUCATION / ELECTRONIC / KINDERGARTEN / NETWORKING / INNOVATIVE ACTIVITIES / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Кондратьева Татьяна Николаевна

Статья посвящена раскрытию содержания и специфики проектирования занятий по речевому развитию дошкольников в формате интерактивного сетевого взаимодействия образовательных организаций: вузов и дошкольных образовательных организаций. Авторы в своей работе дают подробный анализ содержания подготовки специалистов дошкольного профиля по реализации проектов «Электронный детский сад», развитие компетенций и трудовых умений на базе центра развития компетенций университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Кондратьева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TRAINING TEACHERS TO DESIGN EDUCATIONAL ACTIVITIES ORGANIZED SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN (ON MATERIALS OF REPUBLICS: BASHKORTOSTAN AND MORDOVIA)

The article is devoted to the disclosure of the content and specifics of designing classes on speech development of preschool children in the format of interactive network interaction of educational organizations: universities and preschool educational organizations. The authors in their work give a detailed analysis of the content of training of preschool specialists for the implementation of projects "Electronic kindergarten", the development of competencies and skills on the basis of the competence development center of universities.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки педагогов к проектированию организованной образовательной деятельности речевого развития дошкольников (на материале республик: Башкортостан и Мордовия)»

реабилитация и социализация детей в общество. Ведь очень важно, чтобы каждый ребенок, независимо от состояния здоровья, имел возможность быть полноправным членом общества, получать знания и доступные профессиональные навыки, заниматься физической культурой и спортом.

Всего в рамках «Года равных возможностей» было проведено 150 различных мероприятий: благотворительных акций, концертов, выставок, тематических часов, круглых столов, спортивных мероприятий с непосредственным участием в них детей с особыми образовательными потребностями. Но, как оказалось, одного года слишком мало, чтобы эта помощь была по - настоящему ощутимой. В Правительстве ПМР предложили продлить «Год равных возможностей» ещё на 4 года. Была разработана и утверждена Государственная целевая программа «Равные возможности на 2019-2022 годы», защищающая права и интересы граждан с ограниченными особенностями здоровья.

Выводы. Изучение состояния проблемы поддержки детей с особыми образовательными потребностями на государственном уровне в ПМР позволяет отметить серьезное внимание и комплексный подход к решению разного рода задач, обеспечивающих социальную интеграцию данного контингента детского населения Республики.

К основным формам социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями относятся различные системы коррекционного образования, способствующие обеспечению каждому ребенку равных возможностей для успешного обучения и воспитания. В республике действуют коррекционные дошкольные учреждения различных типов и коррекционные школы, реализуются различные модели интегрированного обучения.

В реализации государственной поддержки по социальной интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями не менее важную роль играет законодательная деятельность, осуществляемая в ПМР в области специального (коррекционного) образования - внесение поправок и дополнений в законодательные, нормативно-правовые акты Президента, Правительства ПМР, в приказы и распоряжения Министерства просвещения ПМР.

Литература:

1. «О государственном докладе «О положении детей в Приднестровской Молдавской Республике в 2017году»: постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 4 декабря 2018 г. № 2585 // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание. - Тирасполь: Из-во «Ликрис» -2018. - №49. - С. 10495-1097

2. «О социальной защите инвалидов»: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2006г. №51-З-^ // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание. - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2006. - №27. - С. 3339-3341

3. «Об образовании»: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2006 г. №51-З-^ // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание. - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2006. - №27. -С. 3359-3361

4. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 июля 2012 г. №133-ЗИ-^ «О физической культуре и спорте в Приднестровской Молдавской Республике» (текущая редакция на 1 сентября 2018 г.) // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2012. - №29. -С. 5471-5473

5. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 15 июля 2011г. №116-З^ «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике» № 116-З^ от 15.07.2011г.) // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание - Тирасполь: Из-во « Ликрис» - 2011. - №28. -С. 4220-4222

6. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2005г. №529-З-Ш «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2005. - №7. - С. 901-915

7. «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дошкольном образовании». Официальный текст: текст Закона приводится по состоянию на 28 июня 2013г. // Собрание актов законодательства ПМР - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2008. - №29. - С. 5461-5467

8. Отчет Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики об итогах деятельности за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1564.- (Дата обращения:04.03.2019)

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Кондратьева Татьяна Николаевна Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИК: БАШКОРТОСТАН И МОРДОВИЯ)

Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания и специфики проектирования занятий по речевому развитию дошкольников в формате интерактивного сетевого взаимодействия образовательных организаций: вузов и дошкольных образовательных организаций. Авторы в своей работе дают подробный анализ содержания подготовки специалистов дошкольного профиля по реализации проектов «Электронный детский сад», развитие компетенций и трудовых умений на базе центра развития компетенций университетов.

Ключевые слова: подготовка педагогов, дистанционные технологии, ресурсный центр развития компетенций, электронное образование, электронный детский сад, сетевое взаимодействие, инновационная деятельность, дошкольная образовательная организация, проектирование.

Annotation. The article is devoted to the disclosure of the content and specifics of designing classes on speech development of preschool children in the format of interactive network interaction of educational organizations: universities and preschool educational organizations. The authors in their work give a detailed analysis of the content of training of preschool specialists for the implementation of projects "Electronic kindergarten", the development of competencies and skills on the basis of the competence development center of universities.

Keywords: teacher training, distance learning technology, resource center competency development, electronic education, electronic, kindergarten, networking, innovative activities, preschool educational organization.

Введение. Усиление требований к практико-ориентированной подготовке профессионалов, инновационные преобразования в быстро меняющейся системе дошкольного образования побуждают к объединению ресурсов научного, образовательного, производственного комплексов, развитию новых форм взаимодействия и сотрудничества педагогического ССУЗа, ВУЗа, ДОО, социальных структур дополнительного образования с последующим формированием на этой основе образовательных кластеров и центров, мастерских.

Изложение основного материала статьи. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева являясь ведущими учреждениями, осуществляющими подготовку высококвалифицированных кадров в области дошкольного образования в Республике Башкортостан и в Республике Мордовия выступают с инициативами интерактивного сетевого взаимодействия, предлагая следующие направления сотрудничества: 1.Открытие на базе кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (включая Колледж БГПУ им. М. Акмуллы) специализированного центра формирования компетенций дошкольного образования в Республике Башкортостан; 2. Функционирование вебинарных комнат, тренировочных площадок, мастерских по подготовке участников всероссийских, республиканских конкурсов (г. Уфа, г. Саранск и др.); 3. Разработка и проведение на базе кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ им. М.Акмуллы и кафедры методики дошкольного и начального образования МГПИ имени М.Е. Евсевьева - программ обучения (тренинги, семинары, мастер-классы и др.) по подготовке педагогов, экспертов; проведение обучающих семинаров, вебинаров; повышение квалификации педагогов дошкольного образования; 4. Реализация сетевого взаимодействия через интерактивную площадку «Электронный детский сад». Для реализации заявленных стратегических целей на кафедре дошкольной педагогики и психологии (г. Уфа) созданы: «Высшая школа детства по системе Марии Монтессори» (с 2006 г.), симуляционный образовательный центр «Мобильный детский сад» (2015 г.); Центр развития компетенций «Педагог дошкольного образовании» (с 2017 г.), Центр развития ребенка при кафедре дошкольной педагогики и психологии «БГПУ им. М.Акмуллы» - КотоффKids (с 2017 г.). ЦРК «Центр развития ребенка КотоффKids» позволил: во-первых, создать условия не симулятивной, а реальной практики формирования профессиональных компетенций студентов; во-вторых, ЦРК - это центр разработки и реализации инновационных технологий, разрабатываемых на кафедре дошкольной педагогики и психологии, силами преподавателей, студентов, инновационных проектов; в-третьих, решаем реальную, актуальную социальную задачу, стоящую перед республикой и системой дошкольного образования - «Ясли - молодой студенческой семье». Где апробируется и накапливается опыт внедрения технологий электронного обучения и подготовки специалистов, такие как: кейс-технологии, «вещательные» курсы, теле- и видеоконференции, телемосты, курсы на основе компьютерных обучающих систем, интернет-курсы, дистанционные курсы, которые позволят по-новому организовать сетевое взаимодействие. Такие варианты дистанционного обучения как проникающие, основные и монотехнологии способствуют выработке умения самостоятельного поиска и обработки информации, отработки компетенций. Современные технологии позволят осуществить реализацию образовательных программ, программ профессионального обучения, а также дополнительных профессиональных программ. Цель ЦРК «Центр развития ребенка КотоффKids»: развитие профессиональных компетенций студентов бакалавриата, магистратуры, педагогов в условиях производственной среды и непосредственной деятельности с детьми, организованной в предметно-пространственная развивающей среде для детей раннего возраста (до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 - до 8 лет). Задачи: формирование компетенций студентов бакалавриата, магистратуры по проектированию и реализации образовательной деятельности ДОО в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»; осуществление переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОО на основе практико -ориентированного подхода в условиях дополнительного образования; дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования; проведение научно-исследовательской деятельности студентов и др.

Система дошкольного образования находится в процессе модернизации, основой которого выступают информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные электронные образовательные ресурсы. Представим краткую характеристику «Сетевого электронного детского сада»: реализация концепции развития электронного образования в Республике Башкортостан. В БГПУ им. М. Акмуллы функционирует интерактивная площадка «Электронный детский сад». Видами сопровождения в ДОО выступают: психолого-педагогическое, методическое, организационное, научно-методическое, инструментальное и информационное сопровождение в формате сетевой электронной технологии. Педагоги, загружающие открытые мероприятия в систему электронного детского сада, распространяют и транслируют передовой педагогический опыт в формате «Демоурок как элемент единой модели аттестации педагогов» и др.. Внедрение проекта предполагает его реализацию на базе кафедры дошкольной педагогики и психологии, включая инновационные (экспериментальные) и пилотные площадки кафедры ДПиП, филиалы кафедры ДПиП в базовых ДОО, осуществляющих сопровождение, консультационную поддержку, обучение и аттестацию педагогов, родителей, воспитанников ДОО: №№ 37, 138, 162, 164, Частный детский сад «Супермалыш», 5, 6, 50, 95, 97, 107, 157, 162; 182, 219, 21, 32, 164.

«Сетевой электронный детский сад» предусматривает наличие электронных инструментов и контента. Структура и содержание информационно-образовательной среды включает инструменты реализации проекта: виртуальное пространство (контент, платформа, электронная оболочка); реальное пространство (смарт-кабинета, арт-коворкинг студия, симуляционный образовательный центр «Мобильный детский сад»,

Экспертно-методический центр «Педагог дошкольного образования», как центр независимой системы оценки и сертификации квалификаций педагогических работников дошкольных образовательных организаций в Республике Башкортостан) и др.

Состав контента включает в себя материалы:

- по образовательным областям дошкольного детства;

- видам деятельность, организации режимных моментов;

- подготовки ребенка к обучению в школе;

- адаптации к ДОО;

- преемственности дошкольного и начального образования;

- виды контроля и планирования;

- родительское просвещение и др.

Таким образом, создание разветвленной системы сетевого электронного детского сада даст возможность создать единую информационную образовательную инструментальную среду для всех участников образовательных отношений ДОО Республики Башкортостан, реализующих технологи дошкольного образования.

Научные исследования в области дошкольного образования и практика организация работы ДОО показывают, что качество и эффективность образования должны обеспечиваться не отдельными образовательными учреждениями, а целостной сетью. Это продиктовано требованиями экономически целесообразного распределения и использования образовательных ресурсов всех заинтересованных сторон в рамках сетевого взаимодействия. Сетевая форма взаимодействия «БГПУ им. М. Акмуллы» с ДОО и другими образовательными организациями, вузами обеспечит возможность использования ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости использовать электронные ресурсы иных организаций.

Охарактеризуем специфику подготовки специалистов дошкольного направления к проектированию организованной образовательной деятельности на примере реализации образовательной области «речевое развитие» детей старшего дошкольного возраста на материале Республики Башкортостан и Республики Мордовия. В свете новых требований и организации процесса в ДОО, выделение в ФГОС ДО (Приказ Минобразования РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) образовательной области «речевое развитие», в соответствии с запросом общества и потребностью государства необходима всесторонне развитая, инициативная, активная, мобильная, гибкая личность дошкольника. В деятельности педагога ДОО планирование воспитательно-образовательной работы с детьми — весьма ответственный этап подготовки к ее успешному осуществлению. В плане находят отражение как общие психолого-педагогические, так и узкоспециальные задачи. Грамотно спланированная и своевременно выполненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего всестороннего развития ребенка. Исходным моментом планирования является государственный методический документ — «Программа воспитания в детском саду». Программой предусматриваются цель воспитания, объем и уровень знаний, умений и навыков в разных видах деятельности детей на каждом возрастном этапе, примерное содержание работы по физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей от рождения до семи лет. При планировании занятий по родному языку необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит, прежде всего, от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий по родному языку. Только на основе артикуляционно правильной, дикционно четкой и ясной речи можно выработать и интонационно выразительную речь, богатый словарный запас, связную диалогическую и монологическую речь. Запросы государства и общества, ФГОС ДО нацеливают современного педагога на организацию работы в рамках деятельностного подхода. Изучение педагогами механизмов реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, применение методов осмысления позиций, освоение технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсона с позиций непрерывности образовательного процесса способствует реализации модели подготовки современного педагога ДОО к проведению занятия в детском саду. Научно-методическая нацеленность, практикоориентированность кафедр способствует: подготовке, переподготовке педагогов видеть на практике разницу между обьяснительно-иллюстративного и деятельностного подхода, освоению инновационных интерактивных технологий и методик, обучение планированию образовательной деятельности в ДОО. В том числе, освоение навыков проектирования организованной образовательной деятельности (ООД) по речевому развитию дошкольников в ДОО, использование дорожных и технологических карт занятий в работе с дошкольниками. Структурные компоненты ООД и этапы: введение в игровую ситуацию, побудительные приемы сюрпризно-проблемного харакетра; актуализация знаний и умений, создание ситуации успеха у воспитанников, подготовка к восприятию информации; этап по организации затруднений в ситуации, моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с затруднениями, проблемами, выполнение «пробных действий», поискового характера, формулирование причин затруднений, осознание того, что не умеют, не знают, постановка задачи для поиска и выбора действий для устранения затруднений и подборка инструментария, поддержка взрослым и сотрудничество; этап открытия нового знания или способа действия; следующий - этап включения нового знаний (способа действия) в систему знаний и опыта ребенка; заключительный этап - рефлексия, осмысление, подведение итогов. В рамках сетевого взаимодействия и сотрудничества между вузами и ДОО Республик Башкортостан и Мордовии нами осуществлен проект «Птицы родного края», «Речевой портрет современного дошкольника» и др. Загружены и апробированы методические рекомендации для педагогов по проектированию ООД, конспекты по речевому развитию, работа с родителями, видеоролики с занятиями - в систему «Электронный детский сад», осуществляемые на базе инновационных площадках кафедры дошкольной педагогики и психологии БГПУ имени М. Акмуллы, под руководством Г.Ф. Шабаевой: МБДОУ №162 г. Уфа (заведующий, магистр психолого-педагогического образования: А.В. Танюкевич); МАДОУ № 50 (заведующий: З.Н. Максютова, старший педагог: Идрисова Э.Э); МАДОУ № 107 (заведующий: Казакова И.Н.), а так же под руководством Т.Н. Кондратьевой, МПГИ, г. Саранск Республика Мордовия, педагог А.Г. Лобачева, Чамзинский район п. Комсомольский и др. совместно с кафедрой теории и методик дошкольного образования Московского педагогического государственного университета (заведующая,

профессор В.И. Яшина) в условиях многолетнего сотрудничества осуществили проект «Речевой портрет современного дошкольника».

Представим краткую характеристику проекта по птицам. В старшей группе продолжается расширение, уточнение и систематизация знаний детей о птицах. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) детей рекомендуют знакомить с вороной, голубем, синицей, воробьем, снегирем, ласточкой и скворцом. В программах «Земля отцов» (Р.Х. Гасанова, г. Уфа), в примерном региональном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» с детьми 5-6 продолжают знакомство с птицами Башкортостана, Мордовии: поползень, снегирь, щегол, рябчик, используя технологии активного продуктивного чтения-слушания, проблемно-поисковой технологии «Ситуации» и др. В связи с этим, можно подобрать занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на которых более полно познакомить детей с зимующими и перелётными, кочующими птицами, птицами леса и другими. Тематика занятий может быть следующая: «Беседа о зимующих и перелётных птицах», «Рассматривание и сравнение воробья и вороны», «Доктора леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Весенние заботы птиц» и другие. На этих занятиях дети познакомятся с конкретными видами птиц родного края, узнают их названия, характерные особенности внешнего вида, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. В конце занятий детей подводят к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и, что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания - лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие - в лесу и т. д. Одним из действенных методов знакомства детей с птицами родного края является наблюдение, которое направлено на формирование у детей представлений о реальных размерах птиц, их окраске, повадках, поведении, которое меняется в связи с сезонными изменениями среды обитания. Экскурсии дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают. На экскурсии в лес расширяются и уточняются сведения о птицах лесной полосы, об их видовом составе, знания о зависимости условий жизни птиц в лесу. Дети узнают, например, что гнезда лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению, они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями. А луговые птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях. Важно познакомить детей с «Красной книгой» Башкортостана, Мордовии, в которых собраны исчезающие виды, нуждающиеся в особо бережном отношении, таковыми являются: чёрный аист - обитающий в лесах. Например, Беркут самая сильная хищная птица Мордовии, поселяющийся в крупных лесах, не далеко от болот, филин - хищная птица леса и др. Немаловажным является использование интерактивных средств позволяющих производить быструю смену дидактического материала, способствующих активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирующих развитие мышления, восприятия, памяти. Наглядно показать многообразие видового состава родного края и составление описательных рассказов с опорой на картинку помогают презентация «Птицы Мордовии», «Птицы Башкортостана». Обогащение эмоционального опыта познания и общения детей с родной природой происходит в игре. Посредством игры у них вырабатывается внутренняя потребность поступать согласно образцам экологического поведения в природе и ценностное отношение к окружающему миру. Народные игры «В ворона», «В гусей и волка», и др. содержат сведения о птицах Мордовии, Башкортостана в формате сетевого взаимодействия, сопровождаются элементами театрализации, требуют подражания характерным движениям, повадкам, голосам.

Выводы. Таким образом, многофакторно, по-компонентно (по трудовым действиям), поэтапно формируются профессиональные умения, осуществляется последовательное овладение профессиональными компетенциями по проектированию занятий речевого развития в детском саду. Их отработка на базе центра развития компетенций, сетевого электронного детского сада - это действенная форма интеграции науки, практики, методики и производства. Практикоориентированное обучение, формирование профессиональных компетенций - является одной из главных задач и определило создание системы практико - ориентированной подготовки студентов дошкольного образования, переподготовки педагогов. Студенты обучаются навыкам практической деятельности, педагоги повышают свою квалификацию и проходят переподготовку по дошкольному направлению в условиях производственной среды под руководством преподавателей и наставников - педагогов, имеющих большой опыт работы в образовательных организациях. Функционирующие ЦРК позволяют эффективно решать задачи подготовки современного специалиста социальной сферы согласно ФГОС СПО, ВО и Профессионального стандарта педагога. Кафедра «Дошкольная педагогика и психология» Института педагогики ФГБОУ ВО «БГПУ имени М. Акмуллы» и кафедра МПГИ, осуществляет свою деятельность в сфере подготовки специалистов в системе дошкольного образования (подготовка, переподготовка педагогов, заведующих ДОО, старших воспитателей, организация курсов повышения квалификации специалистов ДОО), оказывает психолого-педагогические, консалтинговые, научно-методические услуги по поддержке дошкольного детства, производит: инновационную, научно-методическую, консультационную деятельность.

Литература:

1. Боронилова И.Г., Шабаева Г.Ф. Сетевое взаимодействие структурных подразделений ВУЗа и дошкольных образовательных организаций. - Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога: Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 23-24 сентября 2016 г. / Де-портамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / сост., науч. ред.: Н.В. Абрамовских. - Сургут: Тюмень: ООО «Аксиома», 2016. - 360 с. - С. 135-137.

2. Кондратьева, Т.Н. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (на материале Республики Мордовия): Монография / Т.Н. Кондратьева, В.Г. Фокина. - М.: НИИ Школьных технологий, 2013. - 160 с.

3. Шабаева Г.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической диагностике речевого развития детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Шабаева Гузель Фагимовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 241 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.